4.3.Транслирование опыта профессиональной деятельности педагогического работника с использованием современных технологий

Репортаж педагогов на телевидение "Оха" на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста первичных математических навыков и представлений в процессе применения математических игр, современных игровых методик и технологий"  (представление педагогом-психологом инновационой технологии -игровой комплект "Пертра" М. Фростиг). Выпуск № 3837 от 30.10.2019г.- https://yadi.sk/i/y83vXRDJJlbmMg

Статья о применении новейших технологий и методик по развитию малышей в газете "Сахалинский Нефтяник" №40 от 17.10.2019г.

Свидетельство о публикации в научно-образовательном журнале  "Вестник дошкольного образования" выпуск №9 (35) 2020г.

Журнал вестник дошкольного образования №9 (35) 2020г. План-конспект проведения мастер-класса с педагогами на тему: "Межпланетные приключения".

Свидетельство о публикации в научно-образовательном журнале "Вестник дошкольного образования" выпуск №30 (105) 2021г.

Журнал вестник дошкольного образования №30 (105) 2021г.  "Формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средставами игрового комплекта "Пертра" М.Фростиг".

Информационное письмо руководителя РМО. Сообщение педагога-психолога на РМО по теме: "Использование игрового комплекта "Пертра" для развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста". 

Статья: «Формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг (отправлена на конкурс статей в ГБОУ ДПО ИРОСО).

Репортаж педагогов на телевидение "Оха"  о проведении заседания региональной инновационной площадки по направлению "Наукоград" на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста познавательно – исследовательских навыков и умений на основе современных игровых методик и технологий». Мастер – класс педагога-психолога для педагогов на тему: «Особенности использования игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Выпуск №4068 от 26.04.2021г.  https://cloud.mail.ru/public/UPUi/ywjbd85nz

Информационное письмо руководителя РМО. Сообщение педагога-психолога по теме: "Опыт работы по программе психолого-педагогических  занятий для дошкольников "Цвеник -семицветик" Н.Ю. Куражевой.

О семинаре на базе опорных образовательных учреждений (итоги представления опыта работы)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Статья: «Формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг

Ф. И.О. - Рыбина Елена ПавловнаD:\Файлы пользователя\Desktop\IMG_20200218_121337.jpg

Должность, наименование образовательного учреждения – Педагог – психолог, МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи

Педагогический стаж: 11 лет

Образование - высшее, г. Москва Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная Гуманитарная Академия, по направлению «Психология» (2010г.); Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки» по дополнительной профессиональной программе переподготовки кадров «Эмоциональные нарушения дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы» (2018г.).

Научная сфера деятельности - формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг, педагогика и психология дошкольного образования.

Содержательная часть:

Актуальность применения игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг обоснована тем, что возможности данного игрового комплекта обеспечивают развитие познавательной сферы у дошкольников. Возможности данного игрового комплекта помогают формировать предпосылки кинестетических и тактильных ощущений, обуславливают развитие внимания, улучшение зрительной, тактильной кинестетической памяти.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Ребенок овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.

В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимание уделяется профилактической и развивающей работе. Дети испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них, как правило, является лишь один из сенсорных каналов. Важно обучить ребенка многосенсорному восприятию, поскольку умение пользоваться всеми каналами восприятия является фундаментом, обеспечивающим эффективность любого обучения [4;176]. Незаменимым помощником в работе с дошкольниками для меня стал игровой комплект «Пертра» М. Фростиг – интересное пособие для проведения развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяют педагогу решать множество задач развития ребенка: его органов чувств, познавательных психических процессов, личностных проблем.

Комплект разработан Марианной Фростиг, немецким педагогом, основателем Центра педагогической терапии. Главной идеей концепции М. Фростиг является то, что движение и восприятие являются основными механизмами развития ребенка [6;52].

Основная цель работы с использованием игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг - это активизация и развитие познавательных процессов дошкольников.

Игровой комплект «Пертра» М. Фростиг позволяет развивать все познавательные психические функции детей:

  • произвольное внимание (его объем, концентрацию, распределение, переключение и устойчивость);
  • все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную, двигательную). Ребенок, которому трудно было запомнить одно задание, пройдя цикл игр и упражнений, может удержать в памяти инструкцию из 3–4 заданий, поскольку она включена в игровую деятельность. А как известно: лучше запоминается то, с чем действует ребенок;
  • восприятие (цвета, формы, величины, пространства и времени) – при этом восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Быстрое выделение информативных свойств предмета способствует его опознанию, применению для новых целей;
  • мышление – наглядно-образное, логическое и творческое [1;39].

Ребенок учится обобщать, классифицировать, исключать, анализировать, сравнивать, проводить аналогии, чередовать. Учится понимать мыслительную операцию отрицания. После проведения цикла игр ребенок выделяет существенные признаки предмета, сравнивает детали не только по внешнему виду, но и по функциональным возможностям, с легкостью выявляет различия. Благодаря тому, что на каждой встрече дети воплощают новые замыслы, развиваются воображение и оригинальность мышления.

В течение учебного года с детьми старшего дошкольного возраста реализовывались занятия в игровой форме. Работа строилась по принципу «От простого к сложному», задания усложнялись по мере усвоения материала детьми. С воспитанниками, у которых возникали трудности, проводилась индивидуальная работа, которая позволяла каждому ребенку в полной мере усвоить новые навыки и знания.

Основными формами работы были игры и упражнения, объединенные одной тематикой, которые характеризовались смысловой законченностью, взаимосвязанностью начала и окончания, что позволяло обращать внимание детей на их собственные результаты и достижения.

Структура занятия с игровым комплектом «Пертра» М. Фростиг предполагает следующие этапы:

  1. Ритуал приветствие и прощание.
  2. Разминка.
  3. Использование набора «Пертра».
  4. Рефлексия.

В ходе занятий последовательно проводилась работа, направленная на: развитие общей и мелкой моторики, формирование представлений о расположении объектов по отношению к ребенку и другим объектам в пространстве, развитие воображения, внимания, памяти и мышления, формирование целостного образа предметов, развитие умения согласовывать свои действия с действиями других.

Работа c каждым набором игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг проводится поэтапно:

  1. Изучение каждой детали набора:

- Выделение формы предмета.

- Выделение поверхности предмета.

- Рассмотреть элементы каждой детали.

  1. Исследование совместимости деталей из одного набора:

- Сравнение деталей-фигур по сенсорным признакам.

- Классификация деталей-фигур по различным основаниям.

- Задание на отбор деталей-фигур с определёнными признаками.

- Определение принципа работы с комплектом.

  1. Исследование совместимости деталей из разных наборов:

- Использование полученного опыта, целенаправленная работа с комплектом.

С целью наблюдения динамики познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста перед проведением мероприятий с использованием игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг был проведен психолого-педагогический мониторинг. В качестве основных диагностических методов использовались:

  • индивидуальные и групповые игры и беседы с детьми;
  • давались специальные задания диагностического характера;
  • проводились наблюдения с целью выявления особенностей поведения и общения детей в процессе регламентированной и нерегламентированной деятельности;
  • беседы с воспитателями группы и родителями и т.д.

По результатам мониторинга было выявлено:

Высокий уровень - у 15% детей.

Средний уровень - у 69% детей.

Низкий уровень - у15% детей.

По результатам проведённого мониторинга был составлен календарно-тематический план занятий, разработаны планы-конспекты для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с учетом индивидуальных особенностей.

После проведения всех мероприятий по результатам исследования наблюдалась положительная динамика:

Высокий уровень - у 31% детей.

Средний уровень - у 69% детей.

Низкий уровень – у 0% детей.

Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического мониторинга, показал положительную динамику познавательного развития дошкольников с использованием материала из игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг. Детей с низким уровнем не выявлено. С высоким уровнем на 16% выше, чем в начале года. В результате реализации мероприятий с детьми с использованием игрового комплекта «Пертра» произошла динамика в развитии познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, улучшилась мелкая моторика рук и пальцев, сформировались математические представления и графические навыки.

Кроме того, среди результатов следует отметить развитие возможностей ребенка в выполнении точных, ловких движений с деталями, т. е. развитие двигательной памяти и координации движений в системе «глаз – рука».

В совместных играх воспитывается доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к постройкам друзей. Дети учатся принимать варианты других, позитивно их оценивать, воздерживаться от отрицательных оценок, оказывать помощь друг другу в затруднительных ситуациях. В свою очередь это приводит к формированию нравственно-этических норм поведения.

Развивается волевая сфера: формируются умения заканчивать начатое, исправлять неточно выполненное задание, проверять свой результат. С развитием воли развиваются произвольность психических процессов, саморегуляция.

Проводимые мероприятия с использованием игрового комплекта помогали детям избавиться от плохого настроения. Способствовали решению их индивидуальных проблем: будь то развитие внимания, пространственного мышления и логики воспитанников или умение концентрироваться, тренировка мелкой моторики или развитие координации движений и т.д. А некоторым детям помогали получить возможность избавиться от «лишней» энергии и агрессии.

Опыт работы показал, что игровой комплект «Пертра» М. Фростинг является полезным инструментом для работы с детьми. Из входящих в набор деталей можно составлять бесконечное множество упражнений и заданий. Методические материалы по внедрению игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг могут быть адресованы педагогам – психологам, логопедам – дефектологам для организации познавательно-исследовательской, как совместной деятельности взрослого и детей, так и для самостоятельной игровой и продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

  1. Артемьева Н.Н. Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста // Справочник педагога-психолога. Детский сад. г. Москва №6, 2015г. с. 39.
  2. Бабаянц Н. Какое оборудование применять для развития познавательно -исследовательской деятельности детей // Справочник педагога-психолога. Детский сад. - г. Москва № 2, 2017г. - с. 60.
  3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1998.
  4. Запорожец, А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1998. – 176 с.
  5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с. (Специальная психология).
  6. Перминова Г.А. Игровой комплект «Пертра» Набор психолога. Методическое пособие. -М.: ИНТ, 2014г.-52с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: