4. Проект "Воздух-невидимка".

Хидирова Зарина Бузургхоновна
4. Проект "Воздух-невидимка".
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект « Воздух-невидимка».

с 14.10.2019  по 21.10.2019       Воспитатели:Подгорная Л.В. ,Хидирова З.Б.


      1    ЭТАП - Планирование

-Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

-Узнать про воздух, как можно больше.

- Провести опыты с воздухом.

  1. ЭТАП - Реализация

-Беседа с детьми «Воздух. Почему мы его не видим»

-Подбор оборудования и материалов (воздушные шары, надувные мячи,  ёмкости с водой и соломинки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, кораблики с парусами, веера, бумажные вертушки; иллюстрации, картины с изображением ветреной и безветренной погоды);

-Наблюдение на прогулке за состоянием воздуха.

-Проведение опытов в группе ДОУ с детьми.

-Решение проблемных вопросов: «Чем дышат люди?», «Что такое воздух?», «Как можно увидеть воздух?», «Зачем воздух нужен людям и растениям?».

-Организация и проведение опытов  в домашних условиях.

-Изготовление ветерков.

-Сочинение сказок родителями для детей про воздух-невидимку.

-Рисование «Воздушные шары»

-Создание картотеки занимательных опытов про воздух.

  1. ЭТАП -  Публичная защита проекта

-Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.

-Оформление проектной папки.

-Презентация результатов исследовательской деятельности.

-Мастер-класс « Воздух-невидимка»

Основная образовательная  задача

Формы организации

Работа с родителями

Специально организованные занятия

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Свободная самостоятельная деятельность детей

1

2

3

4

5

Познакомить детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; с ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха, причинами загрязнения воздуха и необходимостью его охраны.

Занятие 1

Тема: «Этот удивительный воздух».

Цель: расширить представление о воздухе, о способах его обнаружения; учить устанавливать причинно-следственные связи.  

Опыты,  используемые на занятие.

1Поиск воздуха – обнаружить воздух.

-Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.

Предложить детям оказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

-Что в пакете? – выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

-Два целлофановых пакета (один с водой другой воздухом).

Предложить детям обследовать два пакета  (с водой, воздухом), узнать, что в них, объяснить, почему они так думают.  

-Игра «Мыльные пузыри» – обнаружить воздух, доказать,  что воздух занимает место.

-Мыльный раствор, соломинка.

Проводится конкурс «Самый большой пузырь».   Выяснить, почему надувается и лопается мыльный пузырь?  

Наблюдение за ветром.

Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре.

Чтение С.Маршака «Мыльные пузыри».

Беседа на тему: «Как услышать воздух».

Цель: познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных.

Рисование с помощью мыльных пузырьков.

Цель: учить детей рисовать  в нетрадиционной технике; развивать фантазию, воображение.    

Игры с различными игрушками, связанными с воздухом: музыкальные инструменты, вертушки, веера.

Проведение опытов по теме мини-музея.

Сюжетно-ролевая игра «Полёт на самолёте».

Цель: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

Игры с различными конструкторам. Тема: «Самолёт»

Цель: развивать творчество детей; в процессе анализа закрепить тип самолёта (грузовой, пассажирский, военный, спортивный). 

Беседа с родителями  на тему: «Роль музеев в формировании необходимых качеств детской личности».

Занятие 2

Тема: «Ветер, ветер, ты могуч…» (Смешарики).

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения.

Опыты, используемые на занятие.

-Воздух имеет запах? – выявить свойства воздуха: воздух может присваивать запахи разных веществ.

-Несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (долька чеснока, кусочек лука, корочки лимона и т.д.)

Разложить приготовленные вещества по банкам и накрыть банки крышками. Через некоторое время воздух в банках присвоит запахи, помещённые туда веществ. Освободи банки. Попробуй по запаху определить, где что было.

-«Живая змейка» - выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается – опускается вниз.

-Нагревательный прибор, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и  подвешенный на нить).

Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку».    

Наблюдение за ветром.

Цель: учить определять направление ветра, определять силу ветра.

Чтение  И.Токмакова «Ветрено, ветрено», Н.Некрасов «Заунывный ветер», А.Барто «Эти капризы».

Беседа на тему:  «Носы нужны не только для красы».

Цель: познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.

Дидактическая игра: «Какой ветер».

Цель: научить подбирать относительные прилагательные; расширять словарный запас.

Конструирование  «Воздушный змей», «Парашютный десант».

Цель: учить детей складывать бумагу в разных направлениях.

Подвижная игра: «Солнышко и тучка».

Цель: закрепить знания о появлении ветра; учить действовать по сигналу.

Рисование способом выдувания.

Проведение опытов по теме мини-музея. 

Игры с мячами.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре».

Цель: учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего; закрепить представления детей о  свойствах воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении).  

Привлечь родителей к участию в создании мини-музея «Ветер».

Занятие 3

Тема: «Воздух, ветер, человек».

Цель: познакомить детей с тем, как человек использует воздух, (ветер).  

Опыты,  используемые на занятие.

-«Ветряная мельница»– учить детей производить   анализ, устанавливать причинно-следственные связи.

-Вертушки.

 Сравнить ветряную  мельницу с вертушкой. Чем они похожи?

-«Парусный кораблик» - установить,  что паруса «ловят» ветер.

-Парусные бумажные кораблики.

Опустить парусные кораблики на воду.  Дети дуют на паруса, кораблики плывут.

Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

        

Наблюдение за ветром.

Цель: закрепить знание о появлении ветра.

Чтение С.Михалкого «Три ветра»,  С.Жупанин «Нарисую ветер», М.Джалиль «Вольные ветры», Н.Матвеева «Дуб и ветер».

Беседа  на тему: «Летающие семена».

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Дидактическая игра: «Угадай, от какого дерева эти семена».

Цель: познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром.

Рисование  «Ветреная погода».

Цель: учить детей рисовать ветреную погоду;  самостоятельно подбирать цвета, использовать палитру.

Подвижная игра «Одуванчики».

Цель:  закрепить знание детей о летающих семенах; учить  действовать  по сигналу.

Сюжетно-ролевая игра

 «Путешествие на парусном корабле».

Цель: учить детей договариваться о последовательности совместных действий: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т.д.;  закрепить знания об использование ветра человеком.

Дидактическая игра:

 «Что лишнее?».

Цель: развивать логическое мышление - анализировать и находить лишний предмет среди группы однородных предметов.

Лепка  «Летающие животные».

Используя летучие семена (клёна, ясеня) и пластилин, слепить любого насекомого, животного,  опираясь на свой личный опыт.

Цель: развивать изобразительные способности в работе с природным материалом, изобретательность и творчество в процессе изготовления.

Дидактическая игра: «Что сначала, что потом?»

Цель: учить выстраивать логические цепочки.

Провести  анкетирование  родителей.  Предложить родителям ответить на вопросы мини-анкеты: «Что даёт ребёнку посещение музея?»

Занятие 4

Тема: «Вот труба – над нею дым».

Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Опыты, использованные на занятие.

-«Пламя загрязняет воздух?»  - выяснить может ли пламя загрязнять воздух.

-Свеча, фарфоровое блюдце.

 Зажгите свечу, затем подержите над пламенем свечи фарфоровое блюдце. Через некоторое время увидите, что этот предмет снизу потемнел – покрылся слоем копоти.

Исследования воздуха в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т.д.

Цель: учить детей самостоятельно делать выводы о том, на каком участке воздух был более загрязнённым.  

Рассказ по картинке: «Почему дерево, растущее у дороги, «грустное»?

Цель: учить детей составлять рассказ по картинке.  

Беседа на тему: «Зелёные пылесосы»

Цель:  обобщить представление об уходе комнатных растений;  объяснить детям, что растения не только украшают комнату, но и очищают воздух.

  

Чтение  рассказа «Экологическая тревога. Дымоловка»  из книги А.Дитрих, Г.Юрмина, Р.Кошурниковой «Почемучка».

Конструирование  «Винни-Пух и пчёлы».

Цель: учить складывать бумагу в разных направлениях.

Игры  со строительным материалом. Тема: «Воздушный транспорт».

Цель: поддержать стремление детей проявлять изобретательность.

Проведение опытов по теме мини-музея. 

Подвижная игра «Обгони ветер».

Цель: развивать быстроту бега.

Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений.

Цель: учить удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочки (кисточки) и опрыскивать из пульверизатора.   

Игры-превращения. «Угадай, кто я!»

Цель: развивать воображение, пантомимические навыки.

Привлечь родителей в совместное творчество с детьми. Принять участие в создание «Выставка вееров».

  1. Результаты работы над проектом

-Дети обогатили свои представления о некоторых свойствах воздуха;

- Научилась самостоятельно ставить задачу: придумывать  и ставить опыты из предметов  заместителей; от замысла идти к конкретному результату;

- Получили опыт сотрудничества и общения с группой детей.

- Обобщили   все   накопленные знания  в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.

Практическая значимость проекта

Материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других возрастных групп.

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта,  будет способствовать усвоению новой  информации не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность;



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Экспериментируйте с детьми дома!»

    Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

      Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

     Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла.

   Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

   Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

   Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

  С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.

   Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему? »

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Успехов вам,

уважаемые родители!



Предварительный просмотр:


Конспект познавательного занятия:

«Воздух – невидимка»

Воспитатель: Хидирова З.Б.

Программное содержание:

- Обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах (прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, при движении образует ветер, может нагреваться и охлаждаться).

- Развивать интерес к исследовательской деятельности, устанавливать простейшие связи, делать выводы.

- Привлечь внимание детей к тому, что деятельность людей влияет на качество воздуха.

Материал:

Мышонок Знай, стакан с салфеткой на дне, ёмкость с водой, прозрачные стаканы с соломинками, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, блюдце, спички, материал для изо.

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку:

Невидимка озорной

Живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим,

И куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём. (воздух)

Появляется Мышонок Знай.

Мышонок Знай. Это вы, наверное, про  меня говорите, я ведь и озорной, и живу рядом с вами, и меня легко найти.

Воспитатель. Знай, ты слышал загадку, но не слушал её внимательно. Мы ведь говорили про «невидимку», а тебя мы видим. И наши ребята уже отгадали загадку.

- Ребята, докажите, что эта загадка про воздух? Почему здесь говорится, что куда мы не пойдём, везде найдём этого невидимку?

-Как же его можно обнаружить, если воздух невидим?

- Вы говорите, что воздух есть везде, а почему же мы видим все предметы, которые нас окружают? (воздух прозрачный)

Мышонок Знай. (берёт в руки стакан). Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно, посмотрите, есть ли в нём что-нибудь? (показывает стакан по очереди всем ребятам, выслушивает ответы, но не оценивает их)

Воспитатель. Каждому ясно, что в нём ничего нет. Давай туда что-нибудь положим или нальём.

Мышонок Знай. Говоришь, нет ничего в моём стакане? А вот мы сейчас проверим. Я ведь ребятам уже показывал и рассказывал, а теперь они покажут, что же там есть.

Опыт 1.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Обратить внимание, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Воспитатель. А я знаю, как ещё можно увидеть «невидимку»

-Возьмите полиэтиленовый пакет и скрутите его. Каким стал пакет? (выпуклым). Почему? (его раздул воздух). Вот мы и обнаружили «невидимку». Как ещё можно его увидеть?


Опыт 2.

Опустить в ёмкость с водой пустую бутылку. Пойдут пузырьки, значит, в бутылке был воздух.

Вывод: воздух выходит из бутылки, и его место занимает вода; воздух прозрачный, без цвета, запаха, без вкуса;

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)

 -Давайте мы сейчас тоже сделаем ветер.

Физминутка «Ветер»

Дует ветер нам в лицо,                                   махи руками в лицо

Закачалось деревцо.                                         руки вверху, наклоны

Ветерок всё тише, тише.                                  приседание

Деревцо всё выше, выше.                                поднимание вверх на носочках

- Ветер – это есть движущийся воздух. Человек издавна научился использовать силу ветра. Кто может сказать, где используется сила ветра?

- Всегда ли можно обнаружить воздух, когда он перемещается? Можно ли обнаружить воздух, находящийся без движения? (в жару - горячий воздух, в мороз – холодный)

- Значит, можно про воздух сказать, что он может нагреваться и охлаждаться.

Мышонок Знай. Однажды меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пузырьки пускал. Вот здорово было! Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится!

Опыт 3.

Буря в стакане воды.

- Вот какой ветер был у вас, настоящая буря.

Мышонок Знай. А зачем он нужен, этот воздух? (мы дышим воздухом, кислородом).

-Кому нужен кислород для дыхания? (животным, птицам, насекомым, людям, рыбы тоже дышат кислородом, растворённым в воде)

Воспитатель. А я вот знаю, что кислород нужен не только живым существам. Ребята, кому ещё нужен кислород? (фабрикам, заводам, машинам для работы)

Опыт 4.

Вот посмотрите, я положила на блюдце бумажку и зажгла её. Теперь накрою её стаканом – посмотрите, что случилось? (огонь погас)

- Почему?

Вывод: для поддержания горения был использован весь кислород, который находился в стакане.

- Что же получается? (Кислородом дышат звери, птицы, рыбы. Огонь горит – тоже забирает кислород. Заводам, фабрикам, электростанциям, автомобилям тоже нужен кислород. А выпускаем мы целые реки углерода)

Мышонок Знай. Почему же кислорода не становится меньше?

( Потому что на Земле есть зелёные растения. Чем больше зелени, тем чище воздух)

Воспитатель. Он -  прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Мышонок Знай. Ребята, а я вам принёс свои любимые шарики. Они так и называются - воздушные. Вот в них можно найти сразу много воздуха. Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике.

Воспитатель. Но если шарик сильно надувать, он может лопнуть. Почему?

(Воздух весь не поместится, так что главное – не перестараться).

- Мышонок, а давай мы тебя пригласим путешествовать с нами, но не на простом воздушном шарике, а на летательном – аэростате. Сейчас ребята его нарисуют, и мы отправимся летать по воздуху. А в следующий раз расскажем, что же интересного видели.



Предварительный просмотр: