Статья

Хидирова Зарина Бузургхоновна
Статья "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья51.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема статьи: Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

Выполнила воспитатель: Хидирова З.Б.

Актуальность

В статье рассуждают по вопросу познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Дети по своей природе исследователи. Исследования окружающего мира предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как» «почему», «зачем». Это огромная возможность для ребенка думать, пробовать, творить, экспериментировать, а главное самовыражаться. И наша главная задача – поддерживать ребенка в стремлении к экспериментированию, создавать для этого все условия. Так как детские годы самые важные в жизни человека и как они пройдут, зависит от родителей и педагогов.  

Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, дошкольники, исследования окружающего мира, развитие, самовыражение.

          Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное желание экспериментировать, желание узнавать что-то новое, неизвестное, самостоятельно искать новые неизвестные факты об окружающем мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательно- деятельность у детей вызывает огромный интерес. Исследования окружающего мира предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как» «почему», «зачем». Исследовательская деятельность – это естественное состояние ребенка в любом возрасте. Он настроен на познание мира, он хочет все узнать, исследовать, пощупать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное, непонятное. Это огромная возможность для ребенка думать, пробовать, творить, экспериментировать, а главное самовыражаться.

           В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания окружающего мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Выгодский Л.С.

           Экспериментирование осуществляется в ходе режимных моментов. Для этого мы создаем условия в развивающей среде, которые стимулируют обогащение развития исследовательской деятельности. Опыты с детьми проводим как на занятиях, так и вне занятий. Вне занятий опыты проводятся по желанию детей. Причем предпочтение отдается самостоятельности детей.

            Воспитатель лишь уточняет у детей цель опыта. Результаты опыта, полученные детьми самостоятельно, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось. Причем дети стараются самостоятельно анализировать полученные знания. Роль воспитателя в данном случае – подготовить вопросы, которые бы стимулировали активную мыслительную деятельность детей. Окончательный вывод воспитатель формулирует вместе с детьми. В процессе активного самостоятельного экспериментирования ребенок получает новую, совершенно незнакомую, ранее неизведанную им, порой неожиданную для него информацию. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.

Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность, как сказал А.В. Запорожец, создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне-через побуждение, но и изнутри – путем педагога и ребенка построения изнутри-путем деятельности педагога и ребенка.

Список литературы:

1. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л.Н. Прохорова. – 3–е изд., испр. и доп. – АРКТИ, 2008. — 64 с. EDN QVWSAR. 2. Поддъяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников / Н.Н. Поддъяков // Вопросы психологии. – 1985. – №2. 3. Савенков А.И. Маленький исследователь / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2003