Мастер-класс для воспитателей

Хидирова Зарина Бузургхоновна
Мастер-класс для воспитателей ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс37.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Воспитатель: Хидирова З.Б.

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.

Задачи:

1 Передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер- класса;

Главная задача педагога – помочь детям в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающем мире, развивает умения чувствовать художественную форму, ритм, помогает детям овладеть родным языком.

Устное народное творчество, создает уникальные условия для развития речи, мышления, памяти, мотивации поведения, накопление положительного опыта в отношениях, включает в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, скороговорки, частушки, песни и т. д. – это неоценимое богатство народа.

Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Малый фольклор играет важную роль в воспитании и развитии детей.

А как влияет устный народный фольклор на развитие детей, я предлагаю вам испробовать на себе и поучаствовать мастер - классе.

1. Скороговорки.

Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете детям это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. Сейчас вы учите и слова, и произношение

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь произнесите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

2. Пословицы

-У меня к вам есть вопрос,

-Кто пословиц знает воз.

Я буду начинать пословицу, а вы должны закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица.

1. Волков бояться – в лес не ходить.

2. Делу время – потехе час.

3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. Не хвались началом – хвались концом.

5. Человек без друзей – что дерево без корней.

6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.

8. Поспешишь - людей насмешишь.

3. Сказки оказывают огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развивается воображение и мышление.

Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действия героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь, и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и победа добра над злом.

Доскажите имена сказочных героев.

• Кощей… (Бессмертный)

• Елена… (Прекрасная)

• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)

• Сестрица… (Аленушка)

• Финист… (Ясный сокол)

• Иван…. (Царевич или дурак)

• Братец… (Иванушка)

• Змей … (Горыныч)

- Я буду задавать вопросы.

• Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)

• Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

• Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).

• От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).

• Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).

• Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).

• В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козлёночка).

• Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)

• Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем (Репка.)

Часто, в сказках можно встретить слова, которые в современной речи мы не употребляем, и значения этих слов, при чтении нужно объяснять детям.

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах :

• портки - штаны

• косоворотка - рубаха с косым воротом

• рать – войско

• чело - лоб

• изгородь - ограда

• перст - палец

• око – глаз

• уста - рот, губы

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям

чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнееразвивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Всем большое спасибо за внимание и участие в мастер-классе!

+ В Мои закладки