3. Проект "Что мы знаем о воде"

Хидирова Зарина Бузургхоновна
Проекты по экспериментированию

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает.

Проект "Что мы знаем о воде"
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект опытно-экспериментальной деятельности «Что мы знаем оводе»

Воспитатель:Подгорная Л.В. Хидирова З.Б.

Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Состав участников: дети старшей группы, воспитатели, родители;

Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).( с 06.01.-31.01.2020)

Актуальность:

«Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам». В ходе проекта предполагается выполнение оригинального замысла, умение фиксировать с помощью доступной системы средств и следовать задуманному плану. Приобретение знаний происходит легко, в увлекательной форме, через игровую деятельность, в виде игр-экспериментов. Переживаемые при этом положительные эмоции создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к самостоятельному поиску, дают возможность почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Цель проекта: с помощью опытов и экспериментов закрепить и обобщить знания о воде, ее свойствах и агрегатных состояниях.

Задачи:

Создать условия для опытно-экспериментальной деятельности детей;

Расширять и углублять представление детей о воде, ее свойствах, состояниях;

Формировать представлений о круговороте воды в природе, о значении воды в жизни человека и всего живого на земле;

Развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

Развивать умственные способности ребенка (анализ, сравнение, обобщение)

Продолжить развивать связную речь ребенка, умение отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать свою точку зрения;

Развивать навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, умения договариваться, учитывать другую точку зрения.

Предполагаемый результат: Полученные в ходе проекта знания расширят представление детей о разных состояниях воды в окружающем мире, природных явлениях, круговороте воды в природе. Сформируются умения проводить опыты, которые демонстрируют свойства воды. Дети будут согласовывать свои действия, работать в команде и самостоятельно. Соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов, формируется устойчивый интерес к поисково-исследовательской деятельности. 

Заключительный этап

-Обобщающее занятие-викторина «Что мы знаем о воде?»

Цель: Закрепление пройденного материала, самостоятельное проведение опытов с водой в уголке экспериментирования по карточкам и алгоритмам.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

- Формирование целей и задач проекта;

-Подбор и разработка необходимого материала и литературных источников

-Создание перспективного плана мероприятий - Мониторинг уровня знаний по теме «Вода и ее свойства» 

-Беседа с родителями вовлечение их в суть проекта;

-Подбор материала по теме (книги, открытки, материалы и приборы для опытной деятельности).

2. Основной этап проекта:

Первая неделя

06.01-10.01.2020

«Вода нужна всем», «Какая бывает вода?» 

-Рассматривание альбомов по теме,

-Игры с водой и песком,

-Уход за цветами в группе, самостоятельные опыты с водой в уголке экспериментов.

-Подбор фотографий по теме «Вода в природе»

-Помощь в подборе материала для видео презентации «Вода - источник всего живого»

Вторая неделя

13.01.-17.01.2020

-«Вода – растворитель», «Очищение воды»

-Рассматривание иллюстраций на тему;

-Опыты с водой в уголке экспериментирования

-Консультация для родителей: «Экспериментирование в домашних условиях»

-Информирование о Интернет-ресурсах по теме «Простая наука»,

«Самоделкины. Опыты отца и сына»

Третья неделя

20.01-24.01.2020

-«Ходит капелька по кругу», «Пар - тоже вода»

-Работа в уголке природы

-Рассматривание схемы круговорота воды в природе

-Рассматривание альбома «Вода в природе»

-Рассматривание снега через увеличительное стекло, наблюдение за снежинками.

-Изготовление «снега» из манки, пенопласта.

-Совместная работа «Нарисуем путешествие Капитошки».

Четверная неделя

27.01.-31.01.2020

«Твердая вода», «Почему не тонет айсберг?», «Лед легче воды»

-Опыты детей с водой по выбору детей в центре экспериментирования, с использованием разного оборудования

-Изготовление цветных льдинок разной формы и размеров в домашних условиях совместно с родителями,

-Строительство снежного городка, залив снежных построек

-Информирование родителей об итогах проведенной работы

Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов:

• постановка проблемы, которую нужно решать;

• целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

• выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

• проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях);

• анализ полученного результата (подтвердилось или нет);

• формулирование выводов;

Содержание проекта по образовательным областям:

1 неделя:

-Беседы: «Вода нужна всем»«Какая бывает вода?»

Задачи: дать представление о роли воды в жизни человека, животных и растений, закрепить и обобщить свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы); познакомить с принципом работы пипетки и воронки, развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд

-Сюрпризный момент: «Письмо от Незнайки»

Цель: Рассказать Незнайке о свойствах воды на нашей планете (в «Цветочном городе» она синяя, легкая как пух и пахнет лавандой)

Познавательное развитие:

-Познавательно-исследовательская деятельность:

Опыт «Форма капли»

ЦельОпытным путем показать форму капли воды

-Опыт «Окрашивание хризантемы в синий цвет»

Цель: доказать процесс впитывания воды растениям

-Опыт «Свойства воды».

Цель: обобщить и закрепить основные свойства воды опытным путем (прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, принимает форму сосуда).

-Работа по алгоритму «Переливание воды с помощью соломинки»

Речевое развитие:

-Составление описательных рассказов;

-Словесные игры: «Придумай предложение»«Какая вода»(подбор прилагательных, «Было-будет»(глаголы прошедшего и будущего времени);

-Заучивание пословиц и поговорок о воде;

Чтение художественной литературы:

-Чтение книги «Капелька» В. Авенариус, стихотворение Т. Маршалова «Капля дождевая»«Трудолюбивая вода» В. Иванова

Социально-коммуникативное развитие:

-Игра «Кто больше перенесет воды за 1 (3) минуты пипеткой и соломинкой.

Игры с водой:

-Опускать кусочки сахара в ягодный сок, наблюдать за тем, как сок -постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар.

- «Вот такая пена»: дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазу

- «Нырки»: дети топят в тазу резиновые игрушки, мячи, под водой разжимают пальцы – игрушки выпрыгивают из воды.

- «Ручеек течет»: льем воду на песок тонкой струйкой

- «Цветы лотоса» - делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду цветок-он распускается.

-Подвижная игра «Мы-водные животные»

Художественно-эстетическое развитие:

-Рисование на тему«Кому какая вода нужна»

-Лепка «Капля воды»

Физическое развитие:

-ИМП «Море волнуется»,

-комплекс утренней гимнастики «Морские жители»

2 неделя 

«Вода-растворитель»«Очищение воды»

-Игра-эксперимент «Письмо от Золотой рыбки»

Цель: на примере загрязненного волшебного озера показать способы очищения воды от примесей (окрашенной воды, земли, подсолнечного масла).

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое:

-Беседа «Вода у нас дома»

-Беседа «Берегите воду!»

Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить экономить воду.

-Опыт «Получение талой воды»

Цель: доказать опытным путем, что снег- это вода.

-Опыт «Фильтрование и очистка воды»

Цель: познакомить со способом очистки воды- фильтрованием разными видами фильтров.

-Эксперимент «Фонтанчик»

Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение;

-Опыт «Вода-растворитель»

Цель: показать растворимость и нерастворимость в воде различных веществ (сахар, мука, перманганат калия);

-Опыт «Звенящая вода»

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук;

-Опыт: «Высушим платочек»

Цельопытным путем выявить зависимость высыхания от температуры (на стуле, на улице, на батарее);

-Рассматривание иллюстраций на данные темы.

Чтение художественной литературы:

-Стихотворение «Что случилось с рекой» Б. Заходер, «Как люди речку обидели» Н. Рыжов

-Комплекс физических упражнений «Дождик и солнце»«Капельки дождя».

3 неделя 

- «Ходит капелька по кругу»

Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; закрепить понятия «Испарение» и «Конденсация», развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других.

- «Письмо от Капельки, которая потеряла друзей»

Цель: с помощью схемы «Круговорот воды в природе» рассказать Капельке, куда могли подеваться ее друзья.

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое:

-Опыт «Куда исчезла вода?»(ввести понятие «Испарение»)

-Опыт «Откуда берется вода?» (ввести понятие «Конденсация»)Работа с мнемотаблицей «Путешествие Капелек» (коллективное обсуждение о том, как образуются снежинки, запоминание мнемотаблицы,

-Беседы о снеге по вопросам «Какой снег?»«Зачем вам зимой снег?»«Для чего нужен снег зимой в лесу?»«Наблюдение за снежинками»

Цель: закрепить знания о строении снежинок (6 лучей, объяснить детям, что одинаковых снежинок не бывает, учить сравнивать, развивать познавательную активность.

- «Рассматривание следов на снегу»

Цель: определить, кто оставил свой след, учить отличать след живого от следов неживого объекта.

4 неделя 

- «Твердая вода»

Задачи:

- уточнить представления детей о том, что лед- это состояние воды;

-определить, что лед тает от тепла, принимает форму емкости, в которой находится;

-закрепить свойства льда: прозрачный, твердый, имеет форму;

-дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства.

-Опыт «Изготовление льда»«Лед имеет форму»,

-Опыт «Таяние льда» и Опыт «Лед плавает в воде»

Цель: выявить, что лед-твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

- «Письмо от пингвиненка Лоло»

Цель: Изготовление елочных игрушек из цветных льдинок

-Опыт «Цветные льдинки»

Цель: окрашивание воды, выявление интенсивности окраски в зависимости от количества краски, изготовление цветных льдинок, учить работать по алгоритму (взять форму – опустить нитку-покрасить воду краской-залить воду в формы-вынести в холодное место).

-Игра «Арктическое морское путешествие»

- «Наблюдение за снегом и льдом», «Наблюдение за сугробами»

Цель: формировать представление о сезонных явлениях.

- «Изменение снегомером глубины сугроба»

Цель: отметить уровень осадков в зимнее время. Самодельным снегомером измерить высоту сугроба до и после выпадения осадков.

-Рисование узоров на снегу палочками

-Игра «Угадай, чьи следы на снегу?»

-Дидактические игры «Собери узор»«Мозайка из льдинок»

-Наблюдение за температурой воздуха, водой, снегом, инеем.

-Проблемные ситуации «Как сделать катание безопасным?»«Как придать постройке прочность».

-Рассматривание фотографий, иллюстраций о зиме, различных состояниях воды

Чтение художественной литературы:

-Рассказ «Летят снежные пушинки» В. Архангельский, «Про снежный колобок» Н. Калинина.

3 .Заключительный этап

-Обобщающее занятие-викторина «Что мы знаем о воде?»

Цель: Закрепление пройденного материала, самостоятельное проведение опытов с водой в уголке экспериментирования по карточкам и алгоритмам.

Ожидаемые результаты: у детей сформированы представления о разных состояниях воды в окружающей среде, природных явлениях, круговороте воды в природе; о причинно-следственных связях между состоянием окружающей среды и жизнедеятельностью человека. Дети умеют согласовывать свои действия, работать сообща, работать с алгоритмами и таблицами, соблюдая правила безопасности. У детей сформирован устойчивый интерес к поисково-исследовательской деятельности, развита познавательная активность.



Предварительный просмотр:

«Какую роль играет экспериментирование в жизни ребенка»

Консультация для родителей

Воспитатель Хидирова З.Б.

В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

   В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

   Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

    В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.

   Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным и смелым преобразователем мира, не боящимся ошибаться и пробовать все сначала.

   Само слово «экспериментирование» является многозначным. Оно может выступать как метод обучения, как форма организации педагогического процесса и, наконец, является одним из видов познавательной деятельности детей.

   Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия. Проведение опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного мировоззрения.

   Какая же роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребенка?

   Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

    Следуйте совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.     Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

   Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

   Для того чтобы поддерживать интерес детей дошкольного возраста к познавательному экспериментированию необходимо:

• Не отмахиваться от желания малыша. Так как в основе любого желания лежит любознательность.

• Не отказываться от совместных занятий с ребенком. Дети не могут развиваться без участия взрослых.

• Не запрещать без объяснений. Запреты сковывают самостоятельность и активность.

• Если Вы что-то запрещаете, то обязательно объясните, почему запрещаете. Помогите разобраться что можно и как можно.

• Не указывать на недостатки и ошибки деятельности малыша, так как это приводит к потере интереса к этому роду деятельности.

• Поощрять любопытство, это вызовет потребность в новых впечатлениях. Любопытство порождает любознательность, потребность в исследовании.

• Предоставлять возможность малышу действовать с различными предметами и материалами.

• Поощрять желание экспериментировать с разными предметами.

• Побуждать ребенка доводить начатое дело до конца. Положительная оценка взрослого очень важна для него.

• Проявлять заинтересованность к деятельности ребенка. Беседовать с ним о целях, о его намерениях, о том каким путем добиться желаемого результата.

   Проведение экспериментов надо рассматривать не как развлечение, а как один из методов ознакомления детей с окружающим миром. Это очень эффективный способ развития мыслительных  процессов. Эксперименты объединяют все стороны воспитания и все виды деятельности.

    Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

    Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста.

Что плавает а, что тонет?

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов

Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы из дерева не тонут.

Куда деваются сахар и соль?

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

Какого цвета вода?

Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.

Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя) .

Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться оранжевая вода.

Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится зеленая вода.

Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна получиться фиолетовая вода.

Так же можно смешивать и сами краски.

Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.

Куда девалась вода?

Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.

Материалы:

Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины.

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Чем больше вы с ребенком будете экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

    Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что пятилетних детей, называют «Почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая, каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы.

    Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и не живым в природе. Исследование предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» «Почему?».

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.

    Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию нужно:

поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании;

предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами;

поощрять экспериментирования с ними;

помогать ему в этом своим участием.

    С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность.

    Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним с его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).     Расспросите о результатах деятельности, о том как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

    Советы для родителей для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

• Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

• Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании

• Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

• Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

• Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

• Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

• Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

• Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.

• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).

• Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

    Родители – это именно те люди, которые лучше всего могут помочь детям реализовать их потенциальные возможности.

    Эксперименты, которые можно провести дома с детьми:

1. «Какую форму принимает вода?"

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи

2. «Есть ли у воды вкус?»

Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?» После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

3. «Чем пахнет вода?»

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

4. «Зачем нужна вода растениям?»

Нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, смородина). Возьмите сосуд с водой. Рассмотрите с детьми веточки (они должны быть только с почками, без листьев) и поставьте их в сосуд с водой. Объясните, что одно из важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Пройдет время, и веточки оживут, а тополиные ветки могут даже пустить корни.

5. «Вода не имеет цвета»

Пусть дети положат кристаллы марганцовокислого калия или краски в стаканы и тщательно перемешают, чтобы они полностью растворились. А также покажите им чай, кофе, компот, кисель. Пусть ребята убедятся, что вода окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду. Кроме того, покажите им, что интенсивность цвета зависит от количества вещества. Например, два кристалла марганцовокислого калия дают розовую окраску, а десять — фиолетовую.

6. «Подводная лодка из винограда»

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

7. «Подводная лодка из яйца»

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

    А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, молено получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

    Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

   Игры с водой.

1. Выливаем, наливаем, сравниваем:

—сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;

— наполнить бутылку до половины — она будет плавать;

— налить бутылку до верху – она будет тонуть;

—«фонтан» из бутылки.

2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу бумагу, губки):

— тонет — не тонет;

— вылавливаем игрушки;

— «дождь» из губки.

3. эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная – не прозрачная.

4. Лёд. Знакомим ребёнка с разной температурой: - холодно – тепло – горячо.

растворяется – не растворяется, тает – не тает.

5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

    «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, не открыть, так чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то не досказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал.» В. А. Сухомлинский



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по теме:

«Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

Воспитатель: Хидирова З.Б.

"НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ"

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы

И получать на них фактические ответы, оказываясь

На более высоком умственном и нравственном уровне

В сравнении с теми, кто такой школы не прошел"

К. А. Тимирязев

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

Теоретической базой организации опытно-экспериментальной деятельности являются исследования Н.Н. Поддьякова ,который в качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования. По его мнению: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Реализуя программу «Радуга», изучая новинки методической литературы, результаты психолого-педагогической диагностики, наблюдая за детьми, можно сделать вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

-включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

-формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

-обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);

-расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

В подготовительной к школе группе может быть оснащена мини-лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях.

Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе могут быть организованы подвижные уголки экспериментирования. Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования  помещают  коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями. Она представляет собой этажерку на колесиках с полками, на которых размещаются материалы и оборудование.

Помимо подвижных уголков экспериментирования в группе оборудована и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Основным оборудованием в уголке являются:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и         др.;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; (слайд 7)

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом :

ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;

предлагает различные варианты ее решения;

проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

делает выводы.

Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется  педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются  и заносятся в дневники наблюдений.

Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, уголке экспериментирования  может «жить» Мудрая Сова, от имени которой предлагаются задания-записки.

Однажды дети могут обнаружить конверт с семенами фасоли и гороха и задание-записку: «Объясните, что появляется вначале: корешок или стебелек?».

Дети решают, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объясняют почему. Затем,  осуществляются различные варианты: некоторые воспитанники просто заливают водой семена, кто-то  воспользуется ватными тампонами и положат семена между ними. В результате дети делают вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность эксперимента – 12 дней.

Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.

Например: Денис, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде.

В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на «плавучесть» материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Все они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека могут быть использованы следующие методические приемы:

наблюдение на прогулке за движением облаков;

эксперимент «Какая сила у ветра?»;

для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);

чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»;

решение экологических задач, например: «Света с мамой гуляли по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала: «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?»; «Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?» и т.д.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.   

Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

На родительском собрании  предложить игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).

 

О результативности применения опытно-экспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по результатам диагностического задания-игры «Да-нет» Н. Б. Шумаковой (ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая прямых вопросов, типа «Что это?»).



Предварительный просмотр: