Играем на клависах или "музыкальных палочках"

Вдовкина Мария Федоровна

Мы привычно используем в играх с малышами покупные игрушки. Но, оказывается, даже самые простые и привычные вещи могут быть не менее полезными и развивающими. Нужно только посмотреть на них чуть-чуть иначе. Речь пойдет о всевозможных палочках, карандашах или фломастерах которые отыщутся в каждом доме.

Но вообще, это настоящий музыкальный инструмент, который называется клавесы.

Работу с клависами я начала еще с детьми 1,5 - лет два года назад. Благодаря логоритмике и игре на клависах у детей стала более четкая речь и к трем годам и дети начинали петь тексты песен со мною вместе. В этом году я  начала  работу с детьми 3-5 лет.  О результатах пока еще говорить рано, но я надеюсь, что  малыши будут не только  с интересом заниматься но красиво петь и танцевать.

Клавесы (исп. clave[1], дословно — «ключ») — простейший кубинский народный ударный инструмент (идиофон) африканского происхождения: две палочки из твёрдого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Были изобретены Карлом Орфом. Начинать знакомство детей с ними можно уже с 1.5 лет.

Об этой методике, возможно и не новой, я узнала из книги И.Г. Галянт «Палочки – стукалочки и веселые палочки»,  теперь ее пособие я активно использую в работе с детьми. Замечательно, что в пособии Ирины Геннадьевны можно найти картинки-подсказки, которые используются в работе с детьми.

Другое пособие, которое я использую в своей работе - это «Палочки – скакалочки». Технологию, методические разработки и музыкальный материал создала уральский композитор Елена Поплянова. К тому же к ее пособию есть аудиоприложение с песенками для игры на  палочках, которые дети проговаривают и выполняют движения с палочками.

К данной методике подходят любые инструменты, которыми можно выстукивать ритм. Но лучше всего подходят деревянные палочки. Их должно быть две – для каждой руки.
Цель моей работы с детьми:   Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических способностей посредством музыкальных игр.

С помощью палочек  можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. Играя на клавесах, дети учатся:

- манипулировать палочками, развивают координацию рук;

- находить различные приёмы звукоизвлечения;

- ритмично передавать метр и ритм стиха;

- развивается ритмический, тембровый слух, память, внимание;

- развивается творческая активность, изобретательность, фантазия.

Предлагаю вам несколько игр, которые я использую на своих занятиях с детьми, а радостные лица детей на фотографиях, покажут вам с каким интересом они занимаются с палочками на музыкальных занятиях.

ИГРА С ПАЛОЧКАМИ «МЫ ИГРАЕМ»

Дети сидят в кругу, говорят:

- Мы играем, как хотим (играют, кто как может)

Затем воспитатель говорит: - Играем, как я.

Дети переключаются на игру воспитателя. Игра повторяется, но воспитатель изменяет ритм

ИГРА С ПАЛОЧКАМИ «СТРАШИЛКА ДЛЯ РЕВУШКИ»

Под горой стоит медведь, / Стучат поочередно палочками по полу

Если будешь ты реветь, / Грозят палочкой, как пальчиком

Унесет в свою берлогу, / Вращают палочками перед собой

Не найти туда дорогу. / ……//....

Вьюга, вьюга, завывай, / Стучат палочкой о палочку

Дождик, дождик, поливай / ……//…..  И медведя прогоняй! / ……//…..

ИГРА С ПАЛОЧКАМИ «ДОЖДИК»

Дождик, дождик (стучим палочками)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

На животик (кладем палочки на животик)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

На макушку (кладем палочки на голову)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

И на ушки (кладем палочки на на ушки)

Кап-кап-кап! (шагаем палочками по полу)

Дождик, дождик

Поливай! (стучим палочками)

Наш малышка вырастай! (тянем вверх ручки с палочками)