Конференция "Мир славянской письменности и культуры в православии,социогуманитарном познании"

Вдовкина Мария Федоровна

Здесь представлено мое выступление ( студентки2 курса консерваторского факультета ЧГИК ) с докладом "Великая Святыня Урала:Табынская Икона Божией Матери" на секции духовных чтений "Святые Урала"  на семнадцатом Славянском научном соборе. Православие.Культура" в Челябинске 16 мая 2019 года. 

Научный руководитель: Перерва О.Ю. доцент кафедры народного хорового пения ЧГИК

      

В каждом уголке нашей необъятной Родины есть свои Святыни и Святые, прославляющие и защищающие тот или иной край. На моей уральской земле таких Святынь много: Табынская Икона Божьей Матери, Святая блаженная Варвара Скворчихинская, преподобный Моисей Уфимский, преподобная Зосима Эннатская, пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Мар­га­ри­та и другие Святые землю русскую прославляющие. В любой нужде к ним обращается и стар и млад, всем Они спешат на помощь.

Мне хочется остановиться на одной из святынь уральской земли - Иконе Табынской Божьей Матери.

Табынская икона Божией Матери самая загадочная икона в России. По многим местам Руси можно натолк­нуться на смутные воспоминания о ней, а порой леген­дарные сказания.

Интересный факт: явление Табынской иконы Божьей Матери  пришлось на первые годы освоения русскими Урала и Сибири. Оно понималось как благословение на утверждение православной веры на земле, до этого христианства не знавшей...

Полный текст выступления см. в прикрепленном файле

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Табынская Икона Божией Матери

Но если приглядеться вдаль внимательно,

сверкнет во мгле мерцающий ледник -

Табынская икона Божьей Матери,

то светит Твой неугасимый лик.

(Диана Кан. 2000г.)

В каждом уголке нашей необъятной Родины есть свои Святыни и Святые, прославляющие и защищающие тот или иной край. На моей уральской земле таких Святынь много: Табынская Икона Божьей Матери, Святая блаженная Варвара Скворчихинская, преподобный Моисей Уфимский, преподобная Зосима Эннатская, преподобномученица Маргарита и другие Святые землю русскую прославляющие. В любой нужде к ним обращается и стар и млад, всем Они спешат на помощь.

Мне хочется остановиться на одной из святынь уральской земли - Иконе Табынской Божьей Матери.

Табынская икона Божией Матери самая загадочная икона в России. По многим местам Руси можно натолкнуться на смутные воспоминания о ней, а порой легендарные сказания.

Табынская икона Пресвятой Богородицы считалась точной копией Казанской иконы Божией Матери, но с более темным ликом. Говорят о ней старые люди: «Есть икона, подобная Казанской, старинная с темным ликом, который открывается только людям, которых избрала сама Богородица».  Во многих местах России можно услышать далекие воспоминания, а порой и легендарные сказания об этой святыне.

Интересный факт: явление Табынской иконы Божьей Матери  пришлось на первые годы освоения русскими Урала и Сибири. Оно понималось как благословение на утверждение православной веры на земле, до этого христианства не знавшей.

История возникновения иконы

Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом, как гласит предание:

Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса. И проходя мимо соленого источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить внимания. На третий день, проходя там же он снова услышал неземной глас: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти  Мя во храм Господа Моего». Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божией Матери. Камень был действительно большим, около 3-х метров в высоту и ширину. Этот камень нависал над двумя источниками, один из которых был соленый, другой пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме. Но на утро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели ее на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили, построить над вратами часовню там стали молиться ей.

Дальше произошло новое явление Табынской иконы около 1597 г. Как говорит сказание: «Пречистая икона была перенесена братию в монастырь. И была носима и в Казань и в Уфу, но как бы не обретшая там себе места, она снова явилась на камне и снова была поставляема в монастырь» Это стало известно царю Федору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген основал монастырь «Пречистенский». А вот с 1660-х гг. монастырь – место пребывания иконы, оказался в упадке и закрылся. Потерялись и следы иконы

В 1692 г. Табынская вновь являлась на месте запустевшей обители, в Солеваренном городке. Тогда стали планировать восстановление монастыря, строительство храма. Но планы не осуществились. С 1708 г. образ снова бесследно пропал.

Прошло еще около 50 лет, когда икона явилась еще раз. Примерно в 1765-68 гг., на 9 пятницу после православной Пасхи, на том же месте, что и в первый раз. Предание рассказывает: Три пастуха башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Мусульмане-башкиры, считающие иконы идолами, собрались было выбросить икону, но взять ее не могли. Они бросились рубить ее топором, говоря: «Вот русский Бог. Наконец, один из ударов достиг цели. К ужасу пастухов, из иконы выступила кровь. А вслед за тем они лишились зрения. В таком состоянии нашли их односельчане, поздним вечером вышедшие искать своих коров. Пастухи плакали, рыдали, не хотели уходить от иконы, «пока русский Бог их не исцелит».

Взять образ было по-прежнему невозможно. До тех пор, пока не послали за русским священником. Икону принесли в ближайшую деревню. Сразу рекой потекли исцеления. Первыми из излечившихся стали потерявшие зрение пастухи. Самый молодой башкир из них 14-15 лет особо сильно молился и прозрел. Он подвел своих товарищей к соленому источнику. И они, каясь в содеянном, умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию. Перенесли икону в церковь, но утром икону не обнаружили, а в Табынском храме. Известно, что молодой башкир принял святое крещение и проводя особую подвижническую жизнь, умер в возрасте 130 лет во время крестного хода в г. Челябинске.

А утром икона… к общей скорби, вновь исчезла. Нашлась же она в Вознесенском храме Табынского острога. Где с тех пор и пребывала. Но не все время.

Согласно этому преданию, Табынская икона Божьей матери явилась в 9 пятницу после праздника Пасхи. Ныне этот день празднуется всем народом, а Божия Матерь отмечает этот день великими чудесами.

Во время гражданской войны, отступавшими войсками атамана Дутова икона была перенесена за границу. И долгое время (до прихода коммунистов к власти) находилась в Китае. Сейчас местонахождение самой большой святыни и покровительницы Уральского края неизвестно.

Описание Табынской иконы Божьей Матери

Благодаря старинным описаниям и существующим спискам мы представляем явленную Табынскую икону таким образом: Характер письма византийский, слишком темный желто-коричневый тон красок подобный древней святыни Москвы – Иверской иконы. Лик Богоматери и Богомладенца Иисуса изображены правильно, но в них видна, при необыкновенной простоте – выразительность истинно Божественная. В Лике Приснодевы отражается небесное величие и вместе с тем материнское милосердие. Под глазами набухшие от слез круги и складочка на детском подбородке. Сын, к виску которого Она прильнула, больше похож на старца. Его Лик излучает мудрость и печаль.… От левого виска Богородицы к правой скуле тянутся как слезинки шесть капелек. В верхнем крае имеется довольно значительный разруб, а ниже половины, в середине вставка – это те раны, которые нанесены Ей при втором явлении. Имеется углубление на лицевой стороне, так называемый ковчежец – присущ лишь древним иконам. Неправильность и мало отчетливая отделка доски – обычная особенность древнейших икон, тогда иконописцы даже нарочито старались подрожать иконам святого евангелиста Луки письмом и обработкой доски.

Святая икона в высоту 1,5 аршина (106,7 см) с одной стороны, и 1,5 аршина без 0,5 вершка (104,5 см), с другой стороны (т. е. как бы скошенная). В ширину 1 аршин и 0,25 вершка (72,2 см). Надписи никакой нет, кроме обыкновенных и едва заметных слов в верхних углах иконы ˝ΜΡ˝ и ˝OΥ˝, и над Спасителем ˝IC˝ и ˝ΧΡ˝. По краям на возвышениях от ковчежца видны следы металлического оклада, которым всегда была укрыта. Обычно изображаемые камни, лучезарный вид нимба и корона – элементы особо торжественной золотой ризы, хранившейся в Оренбургском женском монастыре и одеваемой только при внесении ее в Оренбург. Повседневно же, икона укрыта серебряно – позлащенной ризой из Табынска, без короны и с круглым нимбом.

Сначала Табынскую икону называли Казанской. Это название было не случайным и исторически пристало во время первого своего явления, когда была носима в Казань, для удостоверения архиерейской власти. Тогда кафедру занимал архиепископ Герман – будущий патриарх прославленный в сонме святых. Он был именно тем священником, которым первым взял на руки новоявленную Казанскую икону в 1572 году. Всю свою жизнь патриарх посвятил прославлению Казанской иконы, и не удивительно, что и нашу Табынскую икону он нарек Казанской, считая ее достаточно для этого подобной. ˝Сказание˝ удостоверяет нас, что икону пытались оставить или в Казани или в Уфе, но Божия Матерь сама избрала удел – она вновь явилась там же на камне. Может быть, поэтому в народе ее называли еще ˝явленной˝, как бы выделяя, что она много раз являлась на избранном Богоматерью месте. Табынская икона Божией Матери не является списком с Казанской иконы, а только подобна ей.

Признание чудотворной иконы Табынской Божьей Матери

Начало житийному исследованию иконы было положено по воле Самой Царицы Небесной. Тогда, в середине 19 века, с 1848 по 1856 год свирепствовала холера в Оренбурге. Губернский город в течение 5 лет буквально вымирал от нее. Во всех церквах усердно молились ко Господу и к Самой Богородице. Но оказалось, что спасение можно обрести только через Табынскую икону. Когда все и окончательно признали чудесную помощь именно от Табынской иконы, на восьмой год (в 1856 году) холера прекратилась.

Весь народ тогда познал что, Сам Господь благоволит принять молитвы именно через Табынскую икону. В 1855 году, как повествует «Сказание»: «…Преосвященнейший Антоний поручил произвести законное расследование о древности и досточтимости святой иконы». Это расследование производит настоятель Табынской церкви, протоиерей Иоанн Гуменский выявив: «… в Табынском селе и Богоявленском заводе, где с клятвою утверждали вышеописанное, по приданию явление и незапамятное почитание святой иконы Богоматери. Предание имеет, по крайней мере, сто сорокалетнею давность (около 300 лет назад), т. е. что дети получили от отец, то сии – от своих отцов и так далее, у которых родители были уроженцами села Табынска и даже той деревни монастырской, которая существовала еще до населения крепости Табынской».

Лишь через 15 лет, около 1870 года о. Гуменский составил все свои исследования в одно из первых ˝Сказаний˝, которое в последствии много раз переиздавалось, (последнее издание было в 1914 году), и дополнялось по летописи Табынского прихода.

Табынской иконе посвятил свой труд известный историк Оренбуржья, священник Николай Модестов, пораженный таким великим народным почитанием святыни, им написан в 1914 году особый археологический очерк: ˝Табынская икона Божией Матери˝.

Всенародное почитание

Икона спасла, как свидетельствуют записи 1848 года, Оренбург, где эпидемия холеры уничтожила около половины населения – 29 807 человек за пять лет. Только лишь в 1853 году вспомнили христиане о своей Заступнице, и с принесением иконы холера наконец отступила. Тогда же

…Государь Император высочайше повелел соизволить: переносить ежегодно находящуюся в церкви села Табынского Стерлитамакского уезда икону Казанской Божией Матери в г. Оренбург в сентябре месяце и в г. Стерлитамак в IX Пятницу после Пасхи в сопровождении Крестного хода, с тем чтобы наблюдение за порядком и благочинием в народе во время сего похода возложено было на обязанность местной полиции [1]

К приносу святой иконы, ежегодно к 7 сентября, в Оренбург стекалась масса людей из ближайших сел, станиц и даже селений Бузулукского уезда Самарской губернии. Прибытие Табынской иконы встречалось всем городским духовенством, губернским начальством, местными войсками с оркестром полковых музыкантов.

Крестный ход с Табынской иконой в 1861 году являлся самым продолжительным в истории России. В лето этого года страшная засуха поразила Уфимскую губернию. Несмотря на то, что в каждом храме народ молился на полях и источниках вод, но Господь как будто не внимал молениям. И вот разнесся слух, что дождь там, где находится Табынская икона.

По установленному порядку, икона Божией Матери из села Табынского поднималась после девятой пятницы по Пасхе и поблизости границ Оренбургской епархии проносилась по Верхнеуральскому уезду.

Затем, если Пасха бывала ранняя и, следовательно, времени оставалось больше, то святую икону заносили в город Челябинск, Тюмень и Кустанай.

В Оренбург икона вступала на праздник Рождества Богородицы, затем следовала до Уральска, заходила в Самарскую губернию и из Бузулука отправлялась обратно в Табынск, где пребывала до следующего года и оставалась до девятой пятницы, когда сюда стекалась масса людей из всех близлежащих областей. В. В. Даль вспоминал: «Эта явленная икона Богоматери на девятую пятницу по пасхе обходит полгубернии, и к этому кочевому шествию стекается бездна народа и каждое населенное место всем населением провожает Её от себя до ночлега».

Святую Табынскую икону Богоматери возили в особой карете с пятью главками, а при иконе служил путевой причт и временно назначаемые священники и диаконы. В карету запрягались только те лошади, на которые никто и никогда не садился.

Исчезновение Табынской иконы Божьей Матери

Последний крестный ход с иконой, проходивший в 1918 году, оборвался около Оренбурга. Внезапно на шествие напали красные, сорвали золотую Оренбургскую и серебряную ризы, а святую икону бросили на дорогу. Икона была подобрана казаками атамана Дутова.

Во время Гражданской войны, в период наибольших колебаний казачества, атаман Оренбургского казачьего войска Дутов для поднятия боевого духа казаков вывозил в войска икону Табынской Божией Матери.

После этого Святая икона двинулась через границу в Китай.

Пересекая трудные горные тропы на границе между Россией и Китаем атаман Дутов взял лишь самое необходимое. В дневнике атамана запись: «…вынесли только оружие, патроны и икону».

В Китае святая икона находилась в православном монастыре Харбина вплоть до 1948 года. И здесь Табынская икона прославилась своими чудесами так, что и китайцы молились ей, говоря: «Табынская икона приносит удачу».

После 1948 года икона была вывезена архимандритом Филаретом (Вознесенским), будущим предстоятелем Русской Зарубежной Церкви сначала в Австралию, затем в США, в город Сан-Франциско.

Далее ее следы теряются, и где она находится сейчас – неизвестно.

Что мы знаем о Табынской иконе Божьей Матери  сегодня.

В настоящее время в Уфе создан «Фонд Табынской иконы Божией Матери». Одной из его задач считается розыск святыни. Однако пока она не найдена.

Дни празднования памяти

Празднование иконе переходящее. Это 9 пятница после Пасхи. В этот день произошло четвертое (пока – последнее) обретение образа.

Почитание

С 1992 г. в Уфимской епархии впервые начали проводить традиционный крестный ход. А с 2010 г. уральские казаки возродили непрерывный «крестный поход» со списком образа. Как и раньше, крестоходцы проходят более 4500 км, восстановлен маршрут шествия.

В 2013 г. список образа побывал на Афоне. Казачий афонский крестный ход проходил с 10 по 22 октября 2013 года.

В нем принимали участие казачий генерал В. И. Глуховский, казаки Волжского, Оренбургского, Донского казачьих войск, протоиерей Уфимской епархии о. Михаил (Федоров), насельник монастыря Тихона Задонского схимонах Илия (Ретинский), всего 15 человек.  Крестный ход прошел по большинству монастырей Святой Горы и с подъемом чудотворного Образа на вершину горы Афон – отметку 2033 метра.

Из храмов, связанных с иконой, наибольшей известностью пользуется Вознесенская церковь в с. Табынском. Храм был закрыт в советские годы. Но в 30-е гг. сюда приезжали люди на Пасху, чтобы звонить в колокола. Возрождена церковь в 2000-е гг. Сейчас здесь копия иконы, известная мироточением.

Интересный факт:  слово "табын" в переводе с тюркского означает "молиться Богу". Так что, наверное, явление данной иконы именно в этих местах не случайно.

Среди других церквей, где находятся чудотворные списки:

  • Богородице-Табынский храм в одноименном женском монастыре с. Курорта.
  • Храм на Святых Ключах в Красноусольске. Рядом – соленый источник, где была обретена святыня.

Всего по России 17 церквей, освященных в честь образа. Больше всего таких храмов в Башкирии (8) и на Оренбургской земле (5). Табынские храмы есть также в Челябинской и Самарской областях.

Список литературы

  1. Древо. Открытая православная энциклопедия https://drevo-info.ru/articles/6524 
  2. Протоиерей Владимир Сергеев. ИСТОРИЯ Табынской иконы Божией Матери, Издательство "КОЛОКОЛ".-2004 г. /По благословению Высокопреосвященнейшего НИКОНА, архиепископа Уфимского и Стерлитамакского.: http://samlib.ru/s/sergeew_w_p/istorijatabynskojikony.shtml 
  3. Статья биобиблиографического справочника Религиозная деятельность русского зарубежья:  http://zarubezhje.narod.ru/icons/icon01 
  4. Храм Николая Чудотворца и Димитрия Солунского г. Березники (Никольский храм). Страница прихода  http://berezniki.cerkov.ru/istoria-tabinskoy-ikoni/ 
  5. История Табынской иконы Божьей Матери. /По благословению ВысокопреосвященнейшегоНИКОНА, архиепископа Уфимского и Стерлитамакского./- © прот.В.Сергеев. 2004 г. -http://www.orthodox.cn/saints/2004historytabynicon_ru.htm
  6. Образ-загадка: Табынская икона Божией Матери (pravoslavie.wiki) -

https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpravoslavie.wiki%2Ftabynskaja-ikona.html&d=1 

7. Православная народная газета «Вышел сеятель сеять…»

  http://pnggaz.cerkov.ru/index.php/kazaki-afonskij-poxod-2013/ 


[1] Отношение МВД № 250 от 12.12.1856 г.


Предварительный просмотр: