Проектная деятельность

Проекты совместно с педагогами и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022-2023, Творческий проект «Звёздочка»30.44 КБ
Microsoft Office document icon 2023, Проект «Осенний листопад»70.5 КБ
Файл 2023, Проектная деятельность по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Гласные – самые классные»2.21 МБ
Файл 2023, Проектная деятельность в подготовительной группе «Моя Родина – Югра»1.85 МБ
Файл 2024, Проект «Новогодние приключения лисы Алисы и кота Базилио» для подготовительной группы124.37 КБ
Файл 2024-2025, Проектная деятельность среднего дошкольного возраста по развитие речи «Удивительные сказки Корнея Ивановича Чуковс1.44 МБ
Файл 2025, Проект «Поздравляем маму» для детей подготовительных групп1.69 МБ
Файл 2025, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Национальный праздник ханты и манси: Вороний день»1.17 МБ
Файл 2025, Творческий проект выпускного праздника « Уплывает наш кораблик»1.65 МБ
Файл 2025, Проект «Ритмушички» Развитие чувства ритма и слуха у малоактивных детей старшего дошкольного возраста26.15 КБ
Файл 2025, Проект «Ритмушички» Развитие чувства ритма и слуха у малоактивных детей среднего дошкольного возраста26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка детский сад «Аленький цветочек»

Творческий проект

«Звёздочка»

Развитие вокально-певческих способностей

у детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила:

Легостаева Татьяна Ивановна

музыкальный руководитель

г. Пыть-Ях

« Пение есть высшее, совершеннейшее искусство,

которое существенно подобно разговору.

Пение позволяет не только

выразить свои чувства, но и вызвать

 у других эмоциональный отклик,

сочувствие, понимание…»

 Н.Г. Чернышевский.

Тип проекта: Творческий.

Вид проекта: Долгосрочный.

Срок: сентябрь 2022 года - май 2023 года.

Возраст детей: 5-7 лет.

Автор проекта: Музыкальный руководитель Легостаева Татьяна Ивановна

Участники проекта: Музыкальный руководитель, дети, родители, педагоги

старшей, подготовительной группы.

Краткое описание проекта:

Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей старшего

дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального

руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; будет

организован концерт в детском саду; дети будут выступать с концертами в

социуме. Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к

открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни. Актуальность проекта:

Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на

общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается

воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются

творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей.

В дошкольном возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная

память (Н. А. Ветлугина). Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых  необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этих вопросов возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Непосредственно образовательная деятельность по обучению пению состоит из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование). Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Проанализировав результаты диагностики, из которых следует, все дети поют, но у некоторых воспитанников больше развиты музыкальные способности: музыкальный слух, чистота интонирования. В нашем городе есть музыкальная школа для таких детей, но набор ведется с 7 лет, поэтому для детей дошкольного возраста в детском саду проводится дополнительное

бесплатное образование. Но на непосредственно образовательной

деятельности нет возможности углубленно уделять внимание вокалу. Противоречие, проблема:

Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов

музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный

и требует определенной системы. В старшем дошкольном возрасте голосовой

аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми

связками ещё не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.

Проблема: не развиты исполнительские навыки у детей.

 Гипотеза, научное обоснование:

Успешное вокальное развитие у детей старшего дошкольного возраста

возможно, если:

- учесть возрастные физиологические и психологические особенности детей

- подобрать методы и приёмы развития вокальных навыков

- в зависимости от индивидуальных особенностей детей подобрать

соответствующие вокальные упражнения.

 Новизна:

• современные методы и приемы;

• интегрированный подход к детям.

Цель:

Формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских

вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность.

 Задачи:

1. Овладеть вокально-певческими навыками: чистым интонированием,

певческой дикций, артикуляцией и дыханием.

2. Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание,

воображение, мышление.

3. Побуждать петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без

него.

 Миссия:

Повысить у детей интерес к пению через вокальные упражнения, игры,

сказки.

 Предполагаемый результат:

1. Поют выразительно, чисто интонируют.

2. Поют сольно и в коллективе.

3. Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.

4. Участвуют в конкурсах и фестивалях в ДОУ и города.

Обеспечение проектной деятельности.

Методические:

- подбор видео и аудио материала

- подбор методической и нотной литературы

- наглядные пособия

- музыкально-дидактические игры

Материально – технические:

музыкальный центр, компьютер, проектор.

Информационные:

сообщение на родительском собрании, информация в родительском уголке,

памятки «Охрана детского голоса», «Как развивать музыкальность ребенка»

Методическое обеспечение:

1. Программа «Ладушки» по редакцией Каплунова, Новоскольцева

2. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор,

1989. – 33 с.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.:

ВЛАДОС, 2002

4. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре.

Развитие детского голоса. -М., 1963.

4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.

5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь,

2003. – 232 с.

6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.

8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-

ПРЕСС, 2000.- 33 с.

9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития

музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.

10.Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.

11.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному

воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская

НОТА», С-Пб, 2010.

12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:

Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

13.Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ

«Белый ветер», 1998. – 44 с.

14.Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное

воспитание. М., 1940, № 11.

15.Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

16.Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004

17.Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на

музыкальных занятиях. - М..

18.Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном

возрасте. — М..

19.Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио.

СПб.: Лань, 1999. – 64 с.

20.Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и

голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

21.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6

лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. –

144 с.

22.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6

лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. 143с.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

Задача: Организовать занятия вокального кружка «Звёздочка» как

дополнительное бесплатное образование

Срок: сентябрь – октябрь 2022г.

Содержание:

- диагностика детей по определению вокальных способностей

- формирование группы

- подбор вокальных упражнений, песенок

- перспективное планирование по кружку «Звёздочка»

- картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных

упражнений, музыкально – дидактические игры

2. Основной

Задача: Способствовать формированию творческих основ личности ребенка

в совместной и самостоятельной деятельности посредством музыки.

Срок: ноябрь 2022г. - апрель 2023г.

Содержание:

Работа с детьми:

- валеологические песенки-распевки

- дыхательные упражнения

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковые игры

- слушание и обсуждение детской музыки

- пение

- совместное пение

- беседы по содержанию песен

- драматизация песен

- подыгрывание на музыкальных инструментах

- просмотр и обсуждение видеофильмов о выступлениях детских вокальных

коллективах

- музыкально-дидактические игры

- экскурсия в музыкальную школу на музыкальную сказку «Золушка»

Работа с воспитателями:

- консультация для воспитателей «Чтобы научиться петь, надо петь»

- консультация «Индивидуальный подход в обучении детей пению. Охрана

голоса»

- консультация «Музыкально-певческое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Работа с родителями:

- консультация «Здоровье и музыкальное развитие ребенка»

- консультация «Почему дети не поют? »

- консультация «Значение пения и охрана голоса ребенка»

- консультация «Влияние музыки на психику ребенка»

- презентация «Музыка лечит»

- памятка для родителей «Музыкальная аптека»

- анкетирование «Зачем тебе дошкольник музыка? »

-консультация «Музыкальная терапия для всей семьи»

- привлечение родителей детей, посещающих кружок по изготовлению

костюмов для выступлений

- беседа с родителями о привлечении детей к обучению в музыкальной школе

- домашние задания творческого характера

- посещение дополнительного образования

3. Заключительный

Задача: Представить результаты реализации проекта на педсовете ДОУ.

Срок: май 2023г.

Содержание:

- презентация проекта на итоговом педсовете

- мониторинг детей

- концерт для родителей, педагогов, детей.

 Продукт проекта:

Картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных

упражнений.

Разработки по дополнительному образованию.

Сценарии концертов.

 Результат проекта:

Критерии оценки певческих умений

п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/балл

0

низкий

средний

высокий

1

Качественное исполнение знакомых песен.

2

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой

координации

3

Умение импровизировать

4

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и

сексту

5

Навыки выразительной дикции

0 - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

Мониторинг уровня развития певческих умений

На начало проекта:

 Обследовано 12 детей

Низкий уровень: 20%

Средний уровень: 50%

Высокий уровень: 30%

На конец проекта:

Средний уровень: 15%

Высокий уровень: 85%

В результате мониторинга у детей повысился уровень качества

развития певческих умений.

 Перспективы распространения результатов проекта:

- на концертах в ДОУ.

- на концертах в социуме.

- на фестивалях города.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

 Проект

 «Осенний листопад»

Руководитель Легостаева Т.И.

                                                                          2023 год

Тема: «Осенний листопад»

Цель:

  1. Вызвать интерес к наблюдениям за окружающей природой с выделением основных признаков осени, как времени года.
  2. Показать красоту природы, богатство осени цветами, плодами, переменами погоды.
  3. Привлечь родителей к подготовке праздника «Осенний калейдоскоп».

Задачи:

  1. Расширять и обогащать представления детей об осеннем времени года посредствам музыкально-эстетического воспитания.
  2. Воспитывать у детей любовь к природе и умение наслаждаться ее красотой.
  3. Обогащать эмоциональный опыт  и образное мышление детей.

Вид проекта:

Групповой.

Среднесрочный.

Тип проекта:

Творческий.

Участники проекта:

Дети и воспитатели средней группы; родители воспитанников.

Возраст детей:

4–5 лет.

Срок реализации:

1октября – 1 ноября 2023 года.

Деятельность  по этапам проекта «Осенний листопад»

Этапы

Цель

Задачи

Деятельность участников

Деятельность  детей

1 этап констатирующий

Определение главного направления проектной деятельности

Разработать концепцию:

- цель и задачи предстоящей работы;

- изучить литературу по проектной деятельности;

- подготовить диагностические методики для оценки хода и результатов проектной деятельности;

- провести предварительную работу  и  разработать дидактические игры, конспекты занятий

Подбирают материал, распределяют обязанности каждого из участников проекта.

Для успешной творческой деятельности создают такую обстановку, в которой детям  было бы хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить

Входят в проблему, систематизируют информацию по проблеме через организационную и нерегламентированную деятельность

2 этап  формирующий

В процессе реализации проектной  деятельности, пользоваться методами и приемами,  разработанными на первом этапе деятельности

Разработать

 -  перспективный план мероприятий для взрослых с детьми;

- апробировать развитие творческих музыкальных способностей при создании  попевок;

- при слушании с детьми музыкальных произведений пополнить багаж музыкальных впечатлений;

- сделать фото разнообразных форм работы

Проводят совместную работу по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе осенью.

Изготавливают дидактический материал, проводят выставки продуктивной деятельности, планируют деятельность детей

Слушают музыку, разучивают новые песни,  игры, стихи.

Принимают участие в сочинении попевок,  загадок

3 этап контрольный

Обогащение результатов проекта.

Проанализировать результаты проекта, разработать методические рекомендации по знакомству с временами года

Написание сценария праздника «Здравствуй Осень золотая», проведение праздника. Подведения итогов по результатам проекта

Участвуют в празднике «Здравствуй осень золотая»

1.

Работа музыкального руководителя

I. Составление сценария праздника «Здравствуй Осень золотая», подбор музыкального и литературного репертуара.

II. Разучивание музыкального материала:

Средняя группа «Г»

 Репертуар по тематике «Осенний листопад»

  1. «Осенние распевки» М.Сидорова
  2. Песня:«Танец осенних листочков» А.Филиппенко
  3. Песня:«Осень» А.Филиппенко
  4. «Пляска парами» л.н.м. в обработке Т.Попатенко
  5. «Виноватая тучка» Ю.Энтина
  6. Игра «Листики в домиках»
  7. Игра «Собираем урожай»

III. Проведение осеннего праздника «Здравствуй осень золотая»

2.

Работа с воспитателями

  1. Наблюдение на прогулке с детьми за сезонными изменениями в природе.
  2. Подготовка к осеннему празднику – разучивание стихов, игр.
  3. Изготовление осенних листиков для игры.

3.

Работа с детьми

  1. Разучивание с детьми музыкального материала.
  2. Развитие  коммуникативных способностей, воспитание взаимопонимания.
  3. Развивать творческие способности детей.
  4. Просмотр клипа на песню «Виноватая тучка» Ю.Энтина

4.

Работа с родителями

  1. Разучивание стихов дома с детьми.
  2. Подготовка нарядов к осеннему празднику.

       

 Результаты нашей работы.

  1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в природе связи и отношения.
  2. В процессе знакомства со сказками, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре;  появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки , где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрению.
  3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения:
  • мимикой
  •  жестом
  •  рисунках
  • в музыкально-ритмических движениях

Сценарий праздника «Здравствуй, осень золотая!

Средняя группа


Дети под музыку входят в зал, встают в полукруг

Ведущий: Долго трудились разноцветные краски, 
Природа вышла красивой как в сказке! 
Вся разноцветная – вот красота! 
Вы посмотрите, какие цвета! 
Отгадать загадку просим, 
Кто художник этот? 
Дети: Осень! 

1.Ребёнок: Осень красит золотом 
Рощи и леса, 
Слышатся прощальные 
Птичьи голоса. 

2.Ребёнок: Деревья все осенним днём 
Красивые такие! 
Сейчас мы песенку споём, 
Про листья золотые. 
Песня «Танец осенних листочков»

Ведущий: Ой, ребята, тише, тише! 
Что-то странное я слышу. 
Кто-то к нам сюда спешит, 
И как будто бы шумит.

Входит старичок-лесовичок

Лесовичок: 
Здравствуйте! 
Я старичок-лесовичок, 
В бороде травы клочок. 
Собирался я недолго, 
Игры, шутки все сложил, 
И в заветную котомку 
Их к подаркам положил. 
Вот и первая загадка, 
Отгадайте, детвора, 
Что же я сейчас достану,  
Из принесённого добра?

(Достаёт овощи и загадывает загадки.)

Загадки: 

1 Круглое, румяное,
Сочное и сладкое,
Очень ароматное,
Наливное, гладкое,
Тяжелое, большое,
Что это такое? (яблоко). 

2.Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста)

3.На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ... (горох)

4.Вот ещё одна загадка.
Выросла она на грядке.
Из неё мы на обед
Сварим борщ и винегрет.
Так румяна и кругла
И полезна нам …(свекла)

4.Он, ребята, очень нужен,
Если кто из вас простужен
Или гриппом заболел,
Расчихался, ослабел.
К вам на помощь вмиг придёт
И микробы все убьёт.
Всем, конечно, он знаком
И зовётся…..(чесноком)

Лесовичок: Вот какие молодцы, все загадки отгадали, и теперь вас попрошу, что б со мною поиграли.
Игра «Собираем урожай»

Ведущий: Вот как весело играли, только скажи, а где же Осень?

Лесовичок: Ой, совсем забыл! Так заигрался! Так она должна с минуты на минуту сюда прийти! 

Ведущий: Хорошо, Лесовичок, успокоил меня. Будем Осень вместе ждать и стихи о ней читать.

 

1 ребенок:
Снова осень за окошком,
Дождик сыплется горошком,
Листья падают, шурша, 
Как же осень хороша!

2 ребенок:
Осень по тропинке
С дождиком шагает, 
Клёны и рябинки
Тихо раздевает.

3 ребенок.
Так давайте славить осень
Песней, пляской и игрой.
Будут радостными встречи.
Осень, это праздник твой!

Песня: «Злую тучку наказали»

Лесовичок: Тише, тише, не шумите! 
Прекратите шум и гам! 
Кто-то в дверь стучится к нам!

Входит осень

Ведущий: А вот и красавица-осень в гости к нам пришла! 

Осень: Вы обо мне, а вот и я, 
Привет осенний вам друзья! 
Не виделись мы целый год! 
За летом следом мой черёд! 
Вы рады встретиться со мной? 

Ведущий: Здравствуй, милая осень! А мы тебя уже заждались! Милости просим! 

Осень: Очень рада, что вы ждали меня! 

Ведущий: Мы тебя не только ждали, но и готовились к твоему приходу, учили песни и стихи, и сейчас мы для тебя Осень споем песню «Осень»

Песня «Осень»

Осень: Какую замечательную песню вы знаете!

Разбрасывает листья, говоря

Осень: Листопад, листопад, 
Листья по ветру летят, 
Кленовые, берёзовые, дубовые… 

Игра: «Листики в домиках» (кленовые – красные, берёзовые – желтые, дубовые – зелёные, осиновые – оранжевые) группа делится на 3 команды и собирают все свои листочки

Лесовичок:  Вот как весело играли, но еще не танцевали…

Ведущий: Ну не стоит унывать, вас ребята приглашают с ними польку танцевать.

Осень: Весело у вас, ребята, 
Встрече с вами очень рада! 
Песни, игры хороши, 
Вас угощаю от души!

Угощает ребят.

Ведущий: Спасибо тебе, Осень, и тебе, Старичок-лесовичок! Приходите к нам в следующем году!

Осень и Лесовичок уходят.

Ведущий: Нам радостно, нам весело, 
На празднике своём. Пусть дети улыбаются 
Осенним ясным днём!

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Проект

 

«Новогодние приключения лисы Алисы и кота Базилио»

для  подготовительной группы

Выполнила: музыкальный руководитель

                                                                                   Легостаева Т.И.

2024 год

Тип проекта: творческий.


Вид проекта: групповой.


Продолжительность проекта: краткосрочный.    

                                                

 Сроки реализации проекта: ноябрь - декабрь 2024года.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной  группы детского сада , родители.

Актуальность данной темы

Новый год - самый любимы праздник детей. Письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней. Важнейшая часть встречи Нового года -  новогодние утренники в детских садах. Утренники в детском саду являются важной частью образовательного процесса, так как они представляют собой не только развлечение, но еще и позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. Подготовка к празднику несет и важную психологическую нагрузку для детей в любом возрасте. Ребенок, который заранее готовится к проведению праздника, ждет его, как правило получает от него намного больше эмоций и впечатлений, чем если праздник происходит внезапно и без его участия в подготовке.

Становится  очевидным, что выпускной праздник в детском саду совершенно необходим. Причем нужно это в первую очередь нашим детям.

Цель проекта: Подготовить и провести для детей яркое  праздничное  мероприятие, которое было бы памятным и оставило самые радостные и яркие впечатления  о Новогоднем празднике.

Задачи проекта: 

- приобщать детей к национальным ценностям и традициям празднования Нового года  в России;

- развивать у детей умение работать в коллективе;

- поощрять в каждом ребёнке творчество и индивидуальность через музыкальное и стихотворное действие, расширять кругозор, улучшать память, внимание, координацию, слух, артикуляцию, улучшать эстетический вкус и обогащать эмоциональную сферу.

- развивать эмоционально положительное отношение к празднику и желание участвовать в его подготовке;

- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности в рамках реализации проекта;

- создание условий для детского творчества;

- доставлять детям радость от пения песен, игр, танцев;

- ознакомление детей с традициями празднования Нового года в России и в других странах;

- формирование навыков праздничной культуры.

Предварительна работа:

- рассматривание картинок на тему "Зима", "Новый год"

- разучивание стихов, песен, танцев, сценок, перестроений;

- слушание песен о зиме, снежинках, Новогоднем празднике, о Дедушке Морозе;

- разучивание игр,

- разучивание детского оркестра.

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач проекта.
Подбор стихов, музыкальных номеров, игр.

Составление плана деятельности.

Разработка сценария праздничного мероприятия.

Украшение музыкального зала.

Основной этап:

1. Знакомство с песнями и стихами; «Новогодняя» муз. А. Филиппенко,  «Зимняя песенка» муз. В. Витлина, «В просторном светлом зале» муз. А. Штерна,  Песня «Елка-Елочка» муз. Т. Попатенко

2. Беседа "Что такое Новый год"

3. Разучивание песен по сценарию.

4. Разучивание танцев по сценарию: «Потанцуй со мной дружок»  английская   народная песня,  «Вальс снежинок».

5. Разучивание перестроения на вход праздника: "Новогодний вход"

6. Разучивание танцевальных движений используемых в песнях.

8. Разучивание индивидуальной песни Песня «Серебристые снежинки»

муз. А. Варламова. Сл. Р. Паниной  исполняет (Галиакбарова Аделина)

9. Разучивание партий музыкального оркестра "Полька "Анна"

10. Разучивание игр используемых в процессе проведения праздника:  С Дедом Морозом «Догони рукавичку»,   «Перенеси снежок в ложке»,  «Заморожу»

Работа с воспитателями:

1. Обсуждения значения работы воспитателя в подготовке к новогоднему празднику.

2. Обсуждение темы  праздника.

3. Обсуждение музыкальных номеров.

4. Совместная работа по подбору стихотворного материала.

5. Выбор детей для индивидуальных номеров.

6. Обсуждение сценария: распределение  взрослых ролей персонажей в сценарии; использование атрибутов для игр; костюмы для героев и детей.

7. Изготовление атрибутов для "Танца снежинок".

7. Обсуждение оформления музыкального зала.

8. Изготовление декораций для оформления музыкального зала.

9. Организационные моменты.

10. Оформление музыкального зала.

Работа с родителями:

1. Участие в подготовке костюмов для праздника.

2. Участие в разучивании стихов и текстов песен.

3. Участие в подготовке  декораций и атрибутов для оформления музыкального зала.

4. Консультация для родителей "Правила поведение родителей на детском празднике"

Заключительный этап:

Проведение Новогоднего праздничного утренника.

Обобщение результатов проектной деятельности:

25 декабря 2016 года в МДОАУ црр д/ с "Аленький цветочек" г. Пыть-ях  был реализован проект новогоднего праздника "Новогодние приключения лисы Алисы и кота Базилио"

В проекте принимали участие:

1. Музыкальный руководитель Легостаева Т.И.

2. Воспитатели и дети подготовительной группы "А"

3. Родители (законные представители) воспитанников.

В ходе реализации проекта воспитанники приобрели:

1. Яркие  и радостные  впечатления о Новогоднем  празднике;

2. Каждый ребенок  продемонстрировал  свои музыкальные и творческие способности.

3. Показал положительное отношение к празднику,  желание участвовать в его подготовке и проведении;

4. Разнообразил и развил свои музыкальные и эмоциональные впечатления.

Сценарий праздника.

Действующие лица взрослые: Ведущая, лиса Алиса, кот Базилио, Снегурочка, Дед Мороз, теремок.

Звучат фанфары, входят трое детей.

1ребёнок. Мы начинаем детский бал

Весёлый шумный карнавал!

На праздник мы зовём друзей,

Спешите к нам друзья скорей!

2 ребёнок. К нам в гости ёлочка пришла

И светится огнями.

Пускай друзья в весёлый час,

Встречают вместе с нами!

3 ребёнок. Под ёлкой спляшем и споём,

Ведь Новый год сегодня.

Смотрите все, а мы начнем

Наш праздник новогодний!

(Под музыку дети забегают в зал и становятся вокруг ёлки.)

Танец «Новогодний вход »

Ведущая: Дорогие гости наши, мы спешим поздравить всех.

Пусть придут в году грядущем к вам удача и успех!

Пусть для вас, людей хороших, не боящихся забот,

Будет он не просто Новый, а счастливый Новый год!

4.  Как хорошо, что в этом зале

Мы снова встретились с тобой!

Мы этот праздник долго ждали,

И он пришел в мороз зимой!

5.  Новый год стучится в двери

С песней, сказкою, добром.

Каждый нынче в чудо верит,

Ждет подарков каждый дом!

6.  Пусть звучат стихи и песни,

Пусть звенит ребячий смех.

Да и взрослым вместе с нами

Позабавиться не грех!

Индивидуальная песня «Серебристые снежинки» муз. А. Варламова.

 Сл. Р. Паниной

7.  День сегодняшний чудесный

Не растает без следа,

Мы веселый праздник этот

Не забудем никогда!

8.  В круг скорее становитесь,

Крепче за руки беритесь!

Тот, кто хочет, чтоб веселым

Получился Новый год –

Пусть сегодня вместе с нами

Песню звонкую споет!

Песня «Елка-Елочка» муз. Т. Попатенко

Ведущий: Вот пришла, ребята, ёлка,

В детский садик  к нам.

Огоньков, игрушек сколько!

Как красив её наряд!

С Новым годом поздравляю,

Пусть придёт веселье к вам!

Счастья, радости желаем

И большим и малышам!

9. Здравствуй, ёлка!

Как красиво ты огни свои зажгла

Сколько ты детей счастливых

В праздник в гости позвала.

10. Вот как ёлка нарядилась

В гости к нам пришла опять

А у ёлки, посмотрите

Сколько маленьких ребят!

11. Возле ёлочки сегодня раздаются голоса.

Здравствуй праздник новогодний,

Здравствуй, ёлочка- краса!

12.  Нам очень, очень весело

На празднике своём.

И песенку о ёлочке

Сейчас мы вам споём.

13.  Наша ёлка зелена

И нарядна и стройна

Сразу тысячи огней

Вспыхнули на ней.

А под ёлкой хоровод

И танцует и поёт.

Всех друзей и всех подруг

Приглашаем в круг.

Песня «В просторном светлом зале» муз. и слова А. Штерна

(После хоровода дети садятся.)

Ведущий: Всем загадку загадаю:

Кто у нас такой?

С длинной, белой бородой!

Много игр и шуток знает,

В Новый год с детьми играет!

Дети: Дед мороз!

Ведущий: Нужно дедушку позвать с нами Новый год встречать!

(Зовут Деда Мороза)

(Вместо Деда Мороза появляется Кот Базилио и Лиса Алиса. Кот опирается на костыль, у Лисы за спиной большая пила.)

Лиса: Пропустите хроменького инвалида, нищету безглазую.

Кот: Замерзли мы на морозе. У нас в стране Дураков такая холодина!

Лиса: Мы ищем большое дерево, чтобы его спилить, растопить костер и погреться.

Кот: Ой, а вот и дерево! Большое, ветвистое, много дров получится.

Лиса: Так оно, смотри, наряжено. Шарики на нем, фонарики!

Кот: Не волнуйся, сейчас спилим дерево, соберем эти шарики, наделаем бус и продадим их в стране Дураков и денежки у нас появятся.

Лиса: А как денежки делить будем? Опять скажешь, тебе три золотых, а мне -два, не честно так.

Кот: Погоди, ты, Алиска, не торопись. Сначала нам нужно эту елку спилить. Где твоя пила? (Собирается пилить, но тут Алиса замечает на елке ключик) .

Лиса: Базилио, смотри какой интересный ключик, почти как у Буратино! (Пробует на зуб). А ключик этот не от того ли теремка, который мы видели по дороге? Помнишь, как там из теремка вкусно пахло?

Кот: Может там и денежки есть? Лиса, ну ее эту елку. Если мы откроем ключиком тот теремок, то и обогреемся и нарядимся, и богатенькими станем.

Лиса: Верно, прячь ключ, побежали (уходят) .

Ведущий: Вот так и дела! Я даже растерялась! Мы же с вами Дедушку Мороза звали, а пришли эти разбойники из сказки.

Ведущий. Знаю я одну примету:

Ели скоро Новый год,

Значит к нам придет Снегурка,

Значит, Дед Мороз придет.

С волненьем, с нетерпеньем

Гостей из леса ждем.

Давайте хором дружно

Сейчас их позовем!

Дед Мороз, Снегурочка!

(Дети зовут. Под музыку в зал заходят Дет Мороз и Снегурочка.)

Дед Мороз. Здравствуйте, дети!  Здравствуйте, взрослые!

Все мы встретились сегодня в  новогодний светлый час.

Целый год мы не встречались я  соскучился без вас.

С Новым годом, с новым счастьем и Снегурочка и я

Поздравляем вас, друзья!

Снегурочка. Поздравляем, поздравляем, Быть здоровыми желаем!

Ваша елочка на диво - и душиста, и красива!

Вся в игрушках и гирляндах, так нарядна и стройна.

Но скажите, почему же без огней стоит она?

Дед Мороз. Дружно крикнем: "Раз, два, три, ну-ка, елочка, гори! "

(Дети повторяют).

Покричали вы без толку, не горят огни на елке.

Ну-ка, снова: "Раз, два, три, наша елочка, гори! "

(Дети повторяют, огни на елке загораются.)

Ведущий: Мы не зря старались с вами,

Ёлка вспыхнула огнями!

Веселее всех на свете,

Новогодний праздник встретим!

Дед Мороз: Был у вас я год назад, снова видеть вас я рад!

Как на ёлку прихожу, сразу игры завожу!

Игр не мало есть на свете,

Поиграть хотите, дети?

(Дед Мороз роняет рукавичку, ведущий поднимает и отдает детям.)

Игра С Дедом Морозом «Догони рукавичку»

Дед Мороз: Ох устал я,  отдохну, послушаю я детвору.

14.Золотыми огоньками

Светит ёлочка у нас.

Мы притопнем каблучками,

И начнем веселый пляс.

15. И не зря у нашей ёлки,

Раздаются голоса:

«Здравствуй, праздник новогодний,

Здравствуй ёлочка-краса»!

Ведущий. Веселится продолжаем и  Мороза приглашаем,

Будет музыка звучать, в оркестре будем мы играть!

Оркестр музыкальных инструментов «Полька Анна»

Дед Мороз. Оттоптал себе я пятки, ну-ка, сяду я под елкой, отдохну.

Загадай-ка им, Снегурочка, загадки,

Кто смышленей из ребят я погляжу.

Снегурочка. Мы вдвоем катили ком,

Шляпа старая на нем.

Нос приладили и вмиг

Получился.      (снеговик)

На весёлый наш каток

Тихо падает снежок.

Покраснели щеки, нос.

Кто покрасил их?     (мороз.)

Здесь под елкой стоит дом,

Белый зайка живет в нем.

В поле снежную постель

Стелет зайчикам.    (метель).

Что за праздник такой

Все мы празднуем зимой?

Водим дружный хоровод -

Это праздник.   (Новый год).

Ведущая: Ребята все вставайте в игру скорей сыграйте.

ИГРА  «Перенеси снежок в ложке» 

Дед Мороз: Ох, как жарко стало мне,

Не привык я жить в тепле.

Снегурочка: Присаживайся дедушка, да отдохни.

Снежинки – холодинки,

Серебряные льдинки,

Скорей сюда летите,

Дед Мороза остудите!

(Выбегают  снежинки которые читают стихи)

1. За окном снежинок стая

Тоже водит хоровод.

Попрощавшись с годом старым

Мы встречаем Новый год!

2. Мы белые снежинки,

Летим, летим, летим.

Дорожки и тропинки

Мы все запорошим.

3. Покружимся над садом

В холодный день зимы

И тихо сядем рядом

С такими же, как мы.

4. Танцуем над полями,

Ведем, свой хоровод,

Куда, не знаем сами,

Нас ветер понесет.

Выбегают остальные девочки становятся вокруг елки)

Танец   «Вальс снежинок».

Дед Мороз: Встречают песней Новый Год!

Встречают пляской Новый Год!

А кто стихи про праздник знает

Пускай сейчас их прочитает.

(Дети читают стихи)

Дед Мороз: Ай, да молодцы! Ребята

Дед Мороз: А теперь идти пора,

До свиданья, детвора!

Что-то, очень здесь мне жарко.

Снегурочка: Дедушка, а где подарки?

Дед Мороз: Ах, да! Не забыл вам Дед Мороз

Принести подарков воз.

Но подарки вдалеке

В деревянном теремке.

Чтобы нам его позвать,

Нужно нам «цып- цып» сказать.

(Дети зовут цып-цып). Появляется избушка на курьих ножках.

Теремок: Ко-ко-ко, Ко-ко-ко,

Был я очень далеко.

Ключик вы скорей возьмите

И окошко отворите!

Дед Мороз: Снегурочка, а где же наш ключик? (Снегурочка пожимает плечами)

Снегурочка: Дедушка! Ключик то наш пропал!

Ведущий: А про какой вы ключик говорите? Не про тот ли, что на ёлочке висел?

Дед Мороз: Да! Да ! Конечно он!

Ведущий: Так его забрали Кот Базилио и Лиса Алиса. Они вообще чуть нашу ёлку не спилили.

Дед Мороз: Ах, какое несчастье, поедем Снегурочка их поищем и заберём у них ключик.

(Дед Мороз и Снегурочка уходят)

(С другой стороны выходят кот и лиса, подходят к теремку.)

Кот: Ну и прыткий ты, теремок, не угонишься за тобой, а ну-ка, повернись ко мне передом, к ним задом!

Лиса: Это ещё почему? Опять хочешь все денежки и подарочки заграбастать? Ну, уж нет, не получится. А ну-ка, теремок, повернись ко мне передом, а к коту задом!

Кот: Нет, ко мне передом!

Лиса: Нет, ко мне! Послушай, Базилио, а чем ты собираешься открывать теремок? Ведь ключик-то у меня. Вот он (показывает) .

Кот: Отдай, Алиса ключик!

Лиса: Не отдам, не получишь!

(Завязывается драка, кот выхватывает ключ у лисы) .

Кот: Избушка-избушка, повернись ко мне передом, к ёлке задом!

(Кот пытается открыть теремок). Эй, вы, створки, отворитесь!

И подарки появитесь! (Из избушки вылетают валенки в кота) .

Кот: Помогите! Убивают калеку! Здоровья и так нету, а тут еще теремок драчливый попался!

Лиса: А ты его костыликом, костыликом. Постучи по крыше, подарки сами посыпятся (кот стучит по теремку)

(входит Дед Мороз и Снегурочка)

Дед Мороз: Так вот кто мой волшебный ключик забрал? Ну-ка, отдавайте ключик! Дети подарков ждут.

Кот и Лиса: Еще чего! Нам самим подарки нужны!

Дед Мороз: Ах, так! Я вас сейчас заморожу. Ну-ка посох, заморозь их поскорей. (музыкальный фон- лютая зима) .

Игра с дедом Морозом «Заморожу»

Кот и Лиса: Ой, не надо, дедушка, бери свой ключик! Нам он не нужен. (отдают ключик)

Дед Мороз: Ну-ка, ключ волшебный мой, теремок скорей открой!

Раз, два, три! Отопри! (Вытаскивает из- за теремка мешок с подарками)

(Раздают подарки детям)

Снегурочка: Вот и праздник новогодний нам заканчивать пора,

Много радости сегодня мы желаем, детвора!

Чтобы вы росли большими, чтоб не знали вы забот!

А мы с дедушкой Морозом к вам вернемся через год!

(под музыку обходят елку, уходят)

Ведущая: На этом праздник наш новогодний праздник подошёл к концу.

С Новым годом вас друзья!  До новых встреч!  Будьте счастливы!

Под музыку дети выходят из зала.

Игра с Дедом Морозом «Догони рукавичку»

Дети становятся в круг и передают рукавичку Деда Мороза по цепочке из рук в руки, Дед Мороз догоняет.

ИГРА  «Перенеси снежок в ложке» 

Две команды участников. Каждая команда передает из рук в руки ложку со снежком из одной корзины в другую, ложку возвращают и игра продолжается до последнего снежка. Побеждает команда которая быстрее всех передала все снежки.

Игра с Дедом Морозом «Заморожу»

Дети становятся в круг и выставляют ладошки, Дед Мороз проходит и «замораживает» руки детей которые не успели спрятать руки.

Список литературы:

1. Липатникова Т. Н.  Праздник начинается. Новые сценарии утренников для дошкольников.- Ярославль: Академия развития: Академия, К, академия холдинг, 2001.- 224 с.: ил.-(Серия: "Детский сад: день за днем).

2. Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф., "Приходите к нам на праздник". Сборник сценариев для детей.- Ярославль: Академия развития: Академия, К, академия холдинг, 1999.- 208 с.: ил.-(Серия: "Детский сад: день за днем).

3.Интернет страничка:  http://www.maam.ru/detskijsad/-novogodne-priklyuchenie-kota-bazilio-i-lisy-alisy.html

Фото  с Новогоднего праздника:

C:\Users\Admin\Desktop\фото1.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка детский сад «Аленький цветочек»

Проект «Ритмушички»

Развитие чувства ритма и слуха

у малоактивных детей старшего

дошкольного возраста

Автор проекта:

Легостаева Татьяна Ивановна - музыкальный руководитель

г. Пыть-Ях

Актуальность:

 Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки  относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди.                                                                                                                                                            В  настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания  настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии!                                                                                                                                                                                

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и  их разнообразию,  активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой,  возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!

Цель проекта: познакомить детей с  огромным миром музыкальных инструментов воспитывать в ребенке слушателя и настоящего ценителя хорошей  музыки.

Задачи проекта:

1.Расширить представления детей о музыкальных инструментах: ДМИ, инструменты симфонического оркестра, народные инструменты (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения);

2.Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе поиска, систематизации и обобщении полученной  информации;

3.Обогатить речь детей  словами, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом;

4.Активизировать творческое мышление в ходе творческих игр и заданий

 ( игры с элементами ТРИЗ, кроссворды, загадки и др.)

 

5. Воспитывать понимание детьми изобразительных свойств музыки, передаваемых средствами музыкальных инструментов («Как рассказывает музыка», « О чем рассказывает музыка»)

6.Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

7. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.

Принципы построения проекта

Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

•  личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;

•  учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих экскурсий;

•  системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

•  интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;

•  ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.

Сотрудничество с родителями:

В рамках проекта используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:

•  проведения досугов (совместные развлечения, праздники, семейные концерты);

•  участие в  концертах, конкурсах, выставках;

•  «познавательное» сотрудничество (консультации, собрания);

•  «аналитическое» сотрудничество (дни открытых дверей, анкетирование);

•  «спонсорское» сотрудничество (приобретение экспонатов для мини - музея, участие родителей в преобразовании окружающей среды).

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели и родители.

Сроки: долгосрочный 2025 год

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

1.     Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта;

-Методическая литература для педагогов и родителей;

-Познавательная и энциклопедическая литература для детей.

2.Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций;

3.Подбор и изготовление  наглядных материалов для осуществления  проекта:

-наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло и/или в оркестре.

-дидактические: карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о   музыкальном инструменте, таблица «Виды музыкальных инструментов»)  

-музыкально-дидактические игры, творческие игры с элементами ТРИЗ

«Оператор РВС»

«Муз. Инструменты»

«Муз. Кроссворды»

«Мастерская музыкальных инструментов ТРИЗ»

«Фантастическое сложение»

«Префикс»

«Хорошо - плохо» («Черное-белое»).

«Четвертый лишний»

« Из чего сделан инструмент»

    - ИКТ (слайд-презентации  «Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт», «Морская прогулка» (три кита), и видеоролики с  музыкальными фрагментами)  

4.Планирование целевых прогулок в городской Краеведческий музей и Детскую музыкальную школу

 

ПРОДУКТИВНЫЙ ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

1.    Образовательная область «ПОЗНАНИЕ»

-просмотр  иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением муз.инструментов и музыкантами, играющих на них соло и/ или в оркестре.

-оформление альбома «Музыкальные инструменты» ( история муз. инструментов, инструменты разных стран и эпох)

-планирование цикла тематических познавательных экскурсий  краеведческий музей и ДМШ

-просмотр слайд - презентаций: «Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт»

2.Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»

-беседа с детьми: «Какие бывают музыкальные инструменты»

-рассказ-сообщение об истории  возникновения музыкальных инструментов

-Организация и проведение творческо-речевых игр (с элементами ТРИЗ)

-Загадывание и отгадывание загадок про муз.инструменты

-Разгадывание музыкальных кроссвордов

-Разгадывание музыкальных ребусов

-Придумывание детьми загадок и стихов про музыкальные инструменты

3.Образовательная область «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

-оформление муз.уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами

-проведение сюжетно-ролевых игр с использованием  темы музыкальных инструментов

«Идем на концерт», « Магазин музыкальных инструментов»

-беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)

4.Обазовательная  область  «МУЗЫКА»

-слушание аудиозаписей знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах (высокого качества);

-онлайн игры по теме проекта;

-музыкально-дидактические игры:

«Угадай, на чем играю»;

«Оркестр»;

«Гномики и феи»;

«Музыкальный теремок»;

«Подбери инструмент»;

«Музыкальный кубик»;

«Кубик-оркестр»

«Раз, два, три… ко мне беги!"»

-разучивание  и исполнение пьесок детского оркестра музыкальных инструментов, в том числе с помощью сборника «Цветочная симфония» Порфирьевой Л.Н.

5. Образовательная область «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

-чтение стихов  и сказок про музыкальные инструменты

 -чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты

(«Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды», «Садко»)

 

6.Образовательная область «ТРУД»

-беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты.

-беседа с детьми о профессии музыканта

-организация мини-мастерской для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных)

7. Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

-рисование детьми ДМИ (традиционных  и с элементами ТРИЗа);

-раскрашивание  картинок ДМИ;

-рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Концерт   с участием оркестра  ДМИ для детей и педагогов ДОУ.

Выступление на родительском собрании.

Литература:

1.Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы

   детском саду»  Волгоград,2011г.

2.Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа  в детском саду»

   Скрипторий 2010г.

3.Тютюнникова Т.Э. «Сундучок с бирюльками» Москва 2009г.

4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.: Образовательная область

   "Музыка". Как работать по программе "Детство". 2012г.

5. Сычева М.А. «Первые уроки музыки». Учебно-методическое пособие с    элементами  ТРИЗ для музыкальных руководителей. Феникс 2009г.

6. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»

   Ярославль 2009г.

7.Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры» Москва 2001г.

8. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.  Ульяновск, 1991г.

9. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год

 

Наглядные материалы:

1.     «Расскажите детям о музыкальных инструментах»

изд-во « Мозаика-Синтез», Москва 2011г.

2.     Музыкальные инструмента (раскраска).

спец. выпуск газеты «Талантливый малыш» № 11/2011г.

3.     Музыкальные инструменты. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром.

изд-во «Мегаполис», 2010г.

4.     «Музыкальные инструменты», обучающие карточки.

изд-во  «Проф. Пресс» 2011г.

5.     «Цветочная симфония для металлофона» Порфирьевой Л.Н.

Литература для детей

1.     «Все о музыке» С.Волков.Изд-во «Омега» , 2000г.

2.     «Музыкальные ребусы» Новикова Е.В., Новикова Н.А. Изд-во «Вик Рус» Киров 2001г.

3.      «Нотная грамота» Романец Д. Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2012г.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка детский сад «Аленький цветочек»

Проект «Ритмушички»

Развитие чувства ритма и слуха

у малоактивных детей среднего

дошкольного возраста

Автор проекта:

Легостаева Татьяна Ивановна - музыкальный руководитель

г. Пыть-Ях

2025

Актуальность

Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование.

Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции. Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Новизна:

  • гармонизация детско-родительские отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности;
  • в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Цель проекта: Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.

Задачи проекта:

  1. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
  2. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

3. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.

4. Приобщение к музыкальной культуре.

5. Формировать потребность в восприятии музыки.

6. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

7. Развитие познавательных и творческих способностей.

8. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.

9. Обогащение словаря.

10. Осваивать различные формы приобретения опыта.

11. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

Тип проекта: творческий

Место реализации : МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек»

Вид деятельности : познавательный.

По форме реализации: подгрупповой.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет; воспитатели; родители; учитель-логопед.

Образовательная область: «Музыка»

Области интеграции: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый этап - организационный

Поиск информации о различных музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.

Второй этап – практический

  • Исследовательская деятельность.
  • Привлечение родителей к подготовке материалов для изготовления детских инструментов.
  • Совместное с родителями изготовление детских инструментов.

Описание проекта:

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.

Знакомство с музыкальными инструментами

Музыкальный инструмент — обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

Балалайка - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру. O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Гитара - струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струнные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести- и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. В Испании была распространена шестиструнная гитара. Она же стала и сольным инструментом. Многие крупные композиторы превосходно владели гитарой и с удовольствием писали для нее.

Скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты еще в XVII веке. Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI - XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они - на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

БУБЕН — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

БАРАБАН — ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты мембраны. Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением. Известно о существовании барабанов в древнем Шумере около 3000 лет до н. э. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. Известны барабаны различных форм и размеров.

МЕТАЛЛОФОН — род музыкальных инструментов, основным элементом которых является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком.

Один из видов металлофона — колокольчики.

Сходный музыкальный инструмент — ксилофон, отличающийся от металлофона в основном материалом изготовления клавиш.

ДУДКА — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук. Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.

Деревянная дудка может быть вырезана из ветки или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия. У тростниковой дудочки или жалейки язычок надрезается прямо на ней. Звук своеобразный, резкий.

СВИСТУЛЬКА – детский игрушечный свисток.

Свистульки берут свое начало глубоко из древности и снова встречаются с нами в современности. Они нашли воплощение в жанре дымковской игрушки – мастера лепили их в форме птичек, козликов и барашков и дарили детям на праздники или продавали на больших ярмарках. В игрушках (обычно в хвостике) проделывали дырочку, куда нужно было дуть, и тогда получался мягкий, но в то же время слегка резкий звук.

Развитие речи, играя

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?. (Дудочка)

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло все: играет… (Скрипка)

Отпускаем молоточки, на железные листочки

И летит весёлый звон. Что звенит? (Металлофон)

Все мы очень любим слушать

Как поёт у нас Тамара,

И в руках её послушна

Шестиструнная… (Гитара)

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит –

В ногу всем шагать велит. (Барабан)

А всего-то три струны

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (Балалайка)

Работа с родителями

Взаимодействие с семьей:

• Беседа с родителями на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».

• Изготовление родителями совместно с детьми музыкальных инструментов из подручных материалов.

• Родительское собрание на тему: «Музыкальное воспитание дошкольников»

Заключение

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приемов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление.

Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.