Мультипрезентация. Пути и средства сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников

Алещенкова (Ходукина) Ольга Александровна

Психологическое здоровье ребенка это важнейший элемент общего здоровья малыша. Оно непосредственно воздействует на его эмоциональную сферу, мыслительные процессы, восприятие мира и собственной личности. Нормальное психическое здоровье способствует построению естественных взаимоотношений с ровесниками, близкими людьми и другими взрослыми лицами, адекватному реагированию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пути и средства сохранения и укрепления психологического здоровья детей Подготовила: педагог-психолог Ходукина О.А. МАДОУ №2 г. Курчатов

Слайд 2

Я А Коменский призывал: «Так как обучать детей можно только в случае, если они будут живы и здоровы, то первая забота родителей оберегать здоровье детей»

Слайд 3

Термин «Психическое» и «Психологическое» здоровье « Психическое здоровье» - имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам. Когда речь идёт о его нарушении, то имеются в ввиду отклонения в функции психических процессов ( сенсорики , памяти, мышления и др.). «Психологическое здоровье» подразумевает прежде всего целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как «эмоциональное благополучие», «эмоциональное самочувствие», «внутренний душевный комфорт».

Слайд 4

Пути и средства сохранения психологического здоровья детей : 1. Оптимизация межличностных отношений в «детском обществе» В числе важнейших психологических потребностей дошкольников – потребность в принадлежности к социальной группе , в принятии членами своей социальной группы, в общении. Для нормального развития ребёнка, его психического здоровья чрезвычайно важно удовлетворение этих потребностей . Ущемление же, депривация их негативно сказывается как на психическом, так и на психологическом здоровье воспитанников .

Слайд 5

- Нарушения игровой деятельности - Повышенная моторная активность - Искажения в мотивационной сфере - Агрессивное поведение - Застенчивость - Синдром усталости - Дети- антилидеры

Слайд 6

2. Повышение представлений о собственном «Я» Для укрепления психологического здоровья детей важно повысить их представления о собственной значимости, сформировать положительную самооценку, позитивную Я-концепцию. Самооценка человека (и не только взрослого) в значительной степени определяет активность личности, а вместе с тем – отношение к себе и другим людям. Различают общую самооценку и самооценку ребёнка в конкретной сфере, частную. Складывается самооценка на основе опыта, который ребёнок приобретает в результате функционирования своего тела, оценок социального окружения, культурных норм, стереотипов, эталонов поведения, физического и двигательного развития.

Слайд 7

Повысить представления ребёнка о собственной значимости, что так важно для его психологического здоровья, скорее удастся, если педагоги построят работу с учётом не только физического развития, но и индивидуально-типологических особенностей каждого из своих воспитанников, двигаясь при этом не против природы ребёнка, а вслед за ней . Предупреждение серьёзных отклонений в эмоционально-личностном развитии ребёнка, создание условий для удовлетворения основных человеческих потребностей (в защищённости, любви, внимании, личностном общении с близкими взрослыми) чрезвычайно значимы для формирования у него чувства самоценности , позитивной Я-концепции, для психологического здоровья.

Слайд 8

3. Адаптационный период детей к ДОУ помочь ребёнку, эмоционально поддерживая его и вовлекая в интересную для него деятельность; создать условия, вызывающие интерес ребёнка к детскому саду, провести экскурсии по дошкольному учреждению; создать атмосферу радости, спокойствия, целенаправленной творческой деятельности; поддерживать самостоятельные усилия ребёнка, развивать и направлять его инициативу по установлению дружеских отношений с другими детьми; помочь ребёнку овладеть адекватными способами действия в непривычных для него обстоятельствах и ситуациях, способствовать приобретению значимых для новых условий жизнедеятельности умений и навыков

Слайд 9

4. Развитие творчества дошкольников Важным условием сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольника является работа по созданию благоприятных условий для детского творчества, стимулированию творческого воображения, лежащего в его основе. С творчеством специалисты в области психологии здоровья связывают важный критерий психологического здоровья — возможность самоактуализации . Ими замечено: самоактуализирующиеся люди обладают выраженной способностью к творчеству. Творчество — высший компонент в структуре личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков , А.В. Петровский, Н.Н. Поддьяков и др.).

Слайд 10

Решение задач по созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольника в доу : • удовлетворение важных потребностей ребенка: в игре, двигательной активности, самостоятельном познании окружающего; • единство требований к ребенку со стороны педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей; • целенаправленная психологическая работа с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения; • обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников путем создания в группах детского сада уголков психологического здоровья, например, таких как: - «Уголок гнева» (подушки для битья, боксерские груши, мишени, «коврики злости», «коробочки гнева», «стаканчики для крика») для снятия напряжения, выплеска накопившейся отрицательной энергии; - «Уголок уединения» (удобные кресла, полупрозрачная ширма, подушки, мягкие игрушки разных размеров, фотоальбом с семейными фотографиями и т. д.) для успокоения, расслабления, восстановления эмоционального равновесия, ощущения себя в полной безопасности; - «Центр песка и воды», «Сухой бассейн» для снятия психо -эмоционального напряжения и снижения тревоги; - «Экран настроения» для отслеживания динамики эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня; - стенды «Я пришел», «День рождение», «Я и мои друзья» для формирования ощущения принятия себя в коллективе детского сада; - экраны «Герой дня», «Звезда недели», «Наши рекорды» для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей; - персональные выставки рисунков (поделок, коллекций) каждого ребенка для создания си туации успеха, пробуждения ресурсов и развития веры в себя и собственные силы.

Слайд 11

Игры и упражнения, направленные на сохранение психологического здоровья детей Упражнение «Шум растет» Цель: создать эмоциональный настрой, сплотить участников. - Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш!» (шепотом). Потом Шумок немного подрос и стал разговаривать чуть громче: «Ш-ш-ш!» (вполголоса). И наконец, он вырос и превратился в настоящий Шум: «Ш-ш-ш!» (во всю силу голоса). Давайте вместе покажем, как рос Шумок. Дидактическая игра «Мы разные» Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей. - Кто из нас самый высокий? - Кто из нас самый низкий? - У кого самые темные (светлые) волосы? - У кого глаза чёрного цвет? - У кого глаза зеленого цвета? - У кого на голове есть бант (два)? - У кого на одежде есть пуговицы (замочки )?.. Упражнение «Комплимент» Цель: способствовать сближению участников, развивать умение выражать свое положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания. Дети, бросая мяч по кругу, называют друг друга по имени и продолжают фразу: «Алеша, ты самый… (умный, добрый, заботливый, сильный, смелый, щедрый…). Игра «Тепло рук и сердца» Дети встают в круг и передают в ладошке свое имя, улыбаясь. Педагог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание! У вам нет ничего с собой, но есть у вас тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.

Слайд 13

Спасибо за внимание!