Обобщение опыта работы "Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в рамках элементов песочной арт-терапии" педагог-психолог Ходукина О.А.

Алещенкова (Ходукина) Ольга Александровна

Обобщение и распространение опыта работы на муницмпальном уровне г. Курчавтова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx717.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Колокольчик»

 «Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в рамках элементов песочной арт-терапии»

Автор опыта: Ходукина Ольга Александровна педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №2» «Колокольчик»

 

г. Курчатов, 2020 г

Тема: «Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в рамках элементов песочной арт-терапии»

Автор: Ходукина Ольга Александровна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №2 «Колокольчик», г. Курчатов 2020г.

Песочная арт-технология — один из психологических, коррекционных и развивающих методов, направленных на разрешение актуальных проблем.  Обосновывается роль педагогической песочнице в процессе психического развития дошкольников, выделяется специфика эмоционального развития детей.

 В опыте представлены игры и упражнения в песочнице для детей дошкольного возраста, которые могут использовать в своей работе педагоги-психологи, воспитатели, родители.  Взаимодействие детей в «педагогической песочнице» не только стимулирует эмоционально-волевую сферу и коммуникативные навыки, но и познавательную активность, способствует развитию всех психических процессов.  

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информация об опыте…………………………………………………… .5

2. Технология опыта………………………………………………………… 9

3. Результативность опыта………………………………………………….  22

4.  Литература    ……………………………………………………………… 25

5. Приложение к опыту………………………………………………………..27

Фотоматериал

 Игры с элементами песочной терапии

 Коррекционно-развивающие занятия

 Консультации

 Семинар – практикум для педагогов ДОУ

"Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звёзды.
Но когда звёзды падают вниз, их уже не отличишь от простого песка.
Звёзды — это песчинки, которые над головой,
А песчинки — это звёзды, которые под ногами".
Феликс Кривин
.

  1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Условия возникновения и становления опыта

Опыт формировался в условиях муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №2 «Колокольчик» с приоритетным направлением по художественно-эстетическому развитию, где я работаю 7 лет. Я посетила Саммит психологов в Санкт-Петербурге 2019 году мастер-класс «Эмоциональный арт-конструктор: от диагностики к коррекции проблем эмоционального развития»; мастер-класс «Технология sand-art терапии в работе с детьми и взрослыми»; мастер-класс «Пси-Арт-Синтез искусства и песочной терапии с целью развития, трансформации и исцеления».

Началом работы над опытом стал запрос воспитателей, родителей и результатов наблюдений за детьми в режимных моментах. Я поняла, что проблема заключается в том, что дети затрудняются выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, рассказывать о своем внутреннем мире, зачастую им сложно понять, описать свое эмоциональное состояние и чувства других людей. В связи с этим дошкольники могут испытывать эмоционально-психологическое неблагополучие. К тому же, в дошкольном возрасте еще не сформирована способность управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Так, еще В. С. Мухина, рассматривая проблему развития эмоциональной сферы ребенка, отмечала, что дошкольник находится «в плену» своих эмоций. 

За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями, имеющими комбинированную  форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.

Проблема нашего социального уклада, многих семей и детей, воспитывающихся в семьях, состоит в том, что развитие многих детей происходит в условиях обделенности ребенка, прежде всего материнской любовью (или в условиях внутрисемейной депривации). И этот страшнейший из всех дефицитов нашего времени — дефицит родительской любви — не проходит бесследно для развития ребенка. Прежде всего, это важно для осознания того, «какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или же нежеланный, нелюбимый, постоянно раздражающий, а также для последующего формирования на этой основе отношения к миру — доверительного или, наоборот, агрессивного и враждебного.

Анализ результатов анкетирования педагогов, родителей показал необходимость проведения работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы. Песочная терапия как метод психологической помощи детям основывается на естественном интересе детей к играм с песком.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

 Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Я использую сказко-терапевтический подход в работе на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Актуальность и перспектива

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.

Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных  проблем психологии и педагогики.

Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. Все вышесказанное объясняет актуальность и перспективу выбранной темы.

 Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказко-терапия.   

Сказко-терапевтический подход – «метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.

Поэтому я пришла к выводу, что развитие и коррекция недостатков эмоционально-личностной сферы, одного из наиболее важных направлений работы педагога-психолога. И выделяю в работе сказко-терапевтический подход с элементами песочной арт-терапии: игры на песке и с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника.

 Частичны перенос традиционных психолого-педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
• Во-первых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
• В-вторых, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
• В-третьих, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
• В-четвертых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития эмоционально-волевой сферы детей   дошкольного возраста через использование  песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в использовании метода песочной терапии в работе с  детьми дошкольного возраста с целью коррекции и развития эмоционально – волевой сферы.

 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА                                                

Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности

ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (А.В.Запорожец, К.Э.Изард, П.В.Симонов, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Н.М.Амосов, П.К.Анохин, А.И.Захаров, Н.А.Степанова и др.). И все же это направление развития ребёнка всё ещё относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования.

В процессе работы над темой рассматриваются понятия:

  • эмоции;
  • воля;
  • эмоционально – волевая сфера;
  • возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка;
  • песочная терапия;
  • сказкотерапия.                                                                                

Эмоции - психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.

      Изучением эмоций занимались такие выдающиеся отечественные и зарубежные психологи и нейрофизиологи как Петр Кузьмич Анохин, Лев Семенович Выготский, Чарльз Дарвин, Уильям Джеймс, Кэролл Изард, Карл Георг Ланге, Алексей Николаевич Леонтьев, Конрад Лоренц, Александр Романович Лурия, Ариадна Ефимовна Ольшанникова, Герберт Спенсер, Константин Викторович Судаков, Поль Фресс и другие. Чувства - сложный комплекс разнообразных эмоций, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями. Чувства имеют предметную отнесенность, то есть они возникают и проявляются только по отношению к определенным объектам: людям, предметам, событиям и тому прочему.                                                                  

      Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Именно этот вид настроения называют самочувствием. На настроение влияют окружающая природа, события, выполняемая деятельность и люди. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение. Настроение может как стимулировать, усиливать, так и подавлять, расстраивать деятельность человека. Эмоции в строгом значении слова - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Об астенических эмоциях говорят в том случае, если человек испытывает своеобразную скованность, пассивность.        

К.Е. Изарду принадлежит одно из ведущих исследований в области эмоций человека. Он выделил «фундаментальные эмоции» такие как: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

        Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни.                                          

       К основным эмоциональным чертам человека относятся такие, как тревожность, депрессия, любовь, враждебность.                                                                    

       Эмоционально-волевая сфера личности включает в себя два тесно взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим - воля. Эти формы психического отражения свойственны всем живым существам. И выражаются не только во внутренних переживаниях, но и в виде телесных проявлений, таких как изменение мимики лица, жестов, позы, избыточного потоотделения или нарушения частоты дыхания и сердцебиения. Эмоционально-волевая сфера личности не имеет аналогов. Каждый человек по-своему реагирует на один и тот же психический процесс. Идентичное состояние может у одного индивидуума вызвать эмоциональный подъем, а у другого стойкую апатию. Одних людей подстегнет чувство страха и опасности, других оно заставит оцепенеть от беспомощности.                                                         

Воля - сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции (М.И. Еникеев). Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.

Волевое поведение обусловлено внутренним планом действий, сознательным выбором цели и средств деятельности с учетом условий, необходимых для достижения планируемого результата, опережающим отражением действительности. Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий. Каждое действие совершается для достижения определенной цели - психический образ будущего результата действия или деятельности в целом.          

Возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка

Развитие аффективной сферы ребенка начинается еще до рождения. Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте - непосредственное эмоциональное общение с окружающими. Важным новообразованием этого возраста является формирование у ребенка потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.                                                                                

 В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу. Это способствует созданию у ребенка внутренних условий для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам. На втором году жизни, кроме положительных эмоциональных форм общения, могут возникать и отрицательные эмоциональные реакции. Находясь в состоянии недовольства чем-либо, ребенок не только кричит или плачет, но и топает ногами, дерется, а иногда и кусается. Ребенок способен испытывать такие эмоции, как радость, любовь, страх, обида и другие. Начиная с четырехлетнего возраста у детей появляется способность различать истинные и внешне проявляемые эмоции. Эта способность отчетливо формируется у ребенка к 6 годам, при этом он лучше распознает отрицательные эмоции. В период дошкольного детства у ребенка формируются многие высшие чувства. Например, ревность, гордость и самоуважение, себялюбие и эгоизм. Важное место в развитии личности ребенка занимают эстетические чувства: чувства прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. В возрасте от 3 до 7 лет (дошкольный возраст), доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях в семье. В общении с безусловно любящими их родителями дети получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими.                                                                               

Метод песочной терапии — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, разрешить проблемы в рассеянности внимания, трудности в пространственном восприятии, неразвитости мелкой моторики, недостаточности развития речи и мыслительных навыков. Методика песочной терапии впервые была применена психологом Карлом Юнгом, сейчас эта методика применяется в дошкольных и школьных учреждениях в ходе занятий с детьми всех возрастов.

Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

 Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.  Песок — прекрасный мотивирующий материал для работы с детьми и взрослыми любого возраста.  Игры в песочнице – одно из самых любимых занятий многих детей. Но не все знают, что это занятие помимо интереса приносит детям много пользы. Игры на песке позволяют воссоздать образ реального мира и преобразовать его, тем самым дети могут в процессе подобной игры освободить заблокированную энергию и активизировать возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками. Строя и разрушая, а затем, снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует внутри себя своё внутреннее состояние, эмоциональное настроение.

Песочная терапия замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление, позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, разрешить проблемы в рассеянности внимания, трудности в пространственном восприятии, неразвитости мелкой моторики, недостаточности развития речи и мыслительных навыков.                             

 Сказко-терапевтический подход с элементами песочной терапии — метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений детей и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.

Сказки обучают и воспитывают детей. В процессе обучения ребёнок готовится к вхождению в новые для себя виды деятельности, а в процессе воспитания основное воздействие оказывается на систему смыслообразующих и ценностных ориентаций человека. Сказка заставляет ребенка сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций. Накапливается опыт жизненных коллизий и путей их разрешения, развивается творческое воображение.

Именно воображение в сочетании с памятью (сформированным представлением о ситуации на основе раннее прочитанного, прослушанного, наложенного на свои чувства и эмоции) даст ребенку возможность в кратчайший срок выбрать наиболее правильное и эффективное решение проблемы, столкнись он с чем-то подобным в жизни.

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу решать следующие задачи:

  1. Диагностические:
  2. Коррекционные;
  3. Развивающие;
  4. Творческого развития.

Рекомендуется предлагать элементы песочной терапии в случае, если ребенок или взрослый:

  1. Неспособность изложить словами свои переживания;
  2. Развитие всех видов чувствительности;
  3. Переживание возрастного кризиса;
  4. Имеет психологическую травму;
  5. Имеет проблемы в принятии решения.

Противопоказания к использованию элементов песочной терапии:

  1. Ребенок характеризуется повышенной возбудимостью;
  2. У ребенка невроз навязчивых состояний;
  3. Уровень тревожности ребенка очень высок.
  4. Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы.
  5. Кожные заболевания и порезы

Ведущая педагогическая (психологическая) идея опыта

Ведущей психолого-педагогической идеей опыта является создание условий в дошкольном образовательном учреждении для развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Целью деятельности является  коррекция эмоционально-волевой сферы  детей дошкольного возраста с использованием элементов песочной терапии.
         Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Определить и изучить состояние эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста в детском саду.

2. Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной терапии.

3. Подобрать и адаптировать занятия с элементами песочной терапии для детей дошкольного возраста.

4. Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста, используя игры с песком.

5. Содействовать формированию активной позиции родителей для эмоционального благополучия ребенка.

6.   Оказать психолого-педагогическую помощи воспитателям в работе с детьми дошкольного возраста.

Содержание образования и средства достижения цели

Работа по коррекции эмоционально – волевой сферы детей с использованием элементов песочной терапии организована в трех направлениях (с детьми, педагогами и родителями) 

Организация процесса коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка в детском саду ведется поэтапно.

Этапы реализации опыта:

Подготовительный этап:

  • определение темы опыта, его цели и задачи;
  • подбор и изучение методической литературы, сайтов в сети Интернет;
  • систематизация подобранного материала по теме опыта;
  • создание педагогической песочницы, создание стола для рисования песком;
  • создание коллекции мини-игрушек;
  • создание картотеки игр с песком;
  • составление плана работы над опытом;
  • проведение стартовой диагностики детей и анкетирования родителей.

Основной этап:

  • проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • проведение игровых сеансов с детьми на улице в адаптационный период;
  • работа по взаимодействию с педагогическим коллективом;
  • работа по взаимодействию с родителями воспитанников;
  • выступление на родительских собраниях по теме работы;
  • выступление на педагогических советах на уровне ДОУ;
  • проведение семинара-практикума на уровне ДОУ;
  • показ открытых мероприятий на уровне ДОУ;

Заключительный этап:

  • проведение итоговой диагностики уровня развития эмоционально-личностной сферы;
  • анализ эффективности проделанной работы;
  • составление описания опыта работы;
  • проведение открытого мероприятия на методическом объединении педагогов-психологов ДОУ города Курчатов;
  • обобщение опыта работы по теме «Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в рамках элементов песочной терапии» на муниципальном уровне.

 Принципы работы песочной арт-теропии:

  1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого я подбираю игры и упражнения, соответствующие возможностям каждого ребенка; формулирую инструкцию к играм в сказочной форме исключаю негативную оценку его действиям.
  2. «Оживление» абстрактных символов.
  3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимных переход Воображаемого в Реальное и наоборот, т.е. ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью фигурок. Так, ребенок или взрослый «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути (способа действия). Все идет от ребенка. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. Никакой директивности не может быть со стороны родителя или психолога.

Тематика и содержание игровых сеансов могут быть разнообразны, в зависимости от доминирующей психолого-педагогической задачи занятия, которые позволяют вести планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию навыков: эмоционально-личностно         сферы, коммуникативных, графических навыков, активизации словаря и связной речи дошкольников.

Методы работы

  1. Наглядные методы: метод иллюстрации (рассмотрение фотографий, иллюстраций);
  2. Словесные методы: (слушание, беседа, сочинение историй, рефлексия);
  3. Практические методы: (показ педагога, самостоятельная деятельность, рисование);
  4. Игровой метод;
  5. Арт-терапевтические методы развития чувств и эмоций: (побуждения к сопереживания, метод самооценки, метод пробуждение ярких эмоций, переживаний).

Все методы используются мной в комплексе в зависимости от выбранной деятельности занятия или игры.

Структура коррекционно-развивающего занятия с использованием элементов песочной терапии.

Этап

Назначение

Содержание этапа

1. Ритуал «входа» в песочную страну

2. Повторение


3. Расширение

4. Интеграция

5. Рефлексия занятия

6. Ритуал «выхода» из песочной страны

Создать настрой на совместную работу.

Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. (Расширить представления ребенка о чем-либо)

Связать новый опыт с реальной жизнью.

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Дети опускают ладошки в песочницу и повторяют ритуал входа в песочную страну.

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз

Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня
Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

 Ритуал «выхода» из песочной страны.  

Занятия включают: игры в песочнице, тематические сказки, этюды на выражение эмоций. Все дети с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница.  

Оборудование педагогической песочницы:

  1. Водонепроницаемый деревянный ящик, дно и борта, которых должны быть голубого или синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов 8 см. Традиционный размер песочницы для занятий — 50x70 см.  
  2. Стол с подсветкой, для рисование песком.
  3. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой. Также используется цветной песок и кинетический.                       
  4. Коллекция миниатюрных фигурок.

Работа с педагогами и родителями

Повышать уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством песочницы, помогла определенным образом организованная работа с родителями:

  • Актуализация проблемы на первичных консультациях;
  • Индивидуальное консультирование;
  •  Родительские собрания по вопросам воспитания и развития ребенка;
  • Семинар – практикум «»
  • Памятки для родителей;
  • Стендовая информация для родителей.

Результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия психолога с воспитателями детского сада. В первую очередь педагогам необходимо «оживить» психологические знания. Для этого на этапе профилактической и коррекционной работы проводятся консультации для воспитателей, с целью расширения и обогащения их знаний об эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста. Воспитателям предлагаются игры, упражнения, стихотворения, которые можно использовать в своей работе, предлагаемый материал содержит рекомендации родителям для занятий с детьми дома. 

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен комплексной системой работы  педагога-психолога с детьми,  педагогами и родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста  с помощью сказок и игр в психологической песочнице на групповых профилактических мероприятиях, во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками и тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.

 Игры с элементами песочной терапии я разделяю на несколько направлений:

  1. Вид проективных игр с элементами песочной арт-терапии;
  2. Вид познавательных игр с элементами песочной арт-терапии;
  3. Рисование песком в технике "Sand-Art" с элементами песочной арт-терапии;
  4. Игры в адаптационный период с элементами песочной арт-терапии;

Выстраивая коррекционно-развивающею работу с детьми, составлена система коррекционных игр и упражнений с учётом возрастных особенностей детей.

Вид проективных игр с элементами песочной арт-терапии

Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент - ландшафт его Души. 

     Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры — есть проекция внутреннего мира ребенка. То есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей. Отсюда следует название игр -  ПРОЕКТИВНЫЕ.

    Дело в том, что строя картину из песка, ребенок бессознательно переносит на «песочницу» проблемные ситуации из своей жизни. Но разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты он, как Творец, приобретает бесценный опыт позитивного разрешения множества ситуаций (ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо!). Это закрепляется в области бессознательного. И в итоге вы заметите положительные изменения. Это может произойти не сразу, но рано или поздно "добро победит зло", а значит волнующая ребенка ситуация будет для него разрешена на "бессознательном" уровне, т.е. ребенок найдет правильное и полезное решение в беспокоящей его ситуации. Я использую игры «Моя семья», «Мои друзья», «Сказочные истории», «Смелые поступки».

Вид познавательных игр с элементами песочной арт-терапии;

Психолого — педагогические занятия по развитию познавательной активности для детей, имеют огромное значение для современного общества, а так же предупреждения и устранения тех или иных пробелов в развитии ребенка. Это важно так как качество развития познавательных процессов ребенка влияет на развитие личности полностью. Чем лучше ребенок развит ко времени поступления в школу, тем легче ему будет учиться в школе, так как фундамент познавательных процессов закладывается в дошкольном возрасте. Для развития познавательной активности многие специалисты стали искать способы работы с детьми с нарушениями в развитии познавательной деятельности. Одним из способов развитие познавательной активности, это песочная арт — терапия. Это один из современных методов, который нормализует психологическое состояние как у детей так и у взрослых. Игры «Во саду ли в огороде», «Муравейник», «Наряди елочку», «Пишем на песке», «Кто быстрей найдет», «Я кондитер», «Мир», «Секрет», «Волшебный песок», «Солнце свети!». «Загадка», «Поймай рыбки», «Угадай-ка», «Дерево жизни», «Гора самоцветов»; разыгрывание сказок «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята», «Загадочный следы»

Игры в адаптационный период с элементами песочной арт-терапии

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Чем младше ребенок, тем труднее он привыкает к новой обстановке. Многое зависит от особенностей его нервной системы. Малыши не владеют еще речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами. Игры и упражнения «песочной терапии» могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду. В период адаптации главным является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие. Игра в песок, особенно для малышей является, пожалуй, самым доступным и

естественным способом самотерапии. Иры-занятия на прогулке «Строители»,

«Волшебный песок», «Торт для медведя», «Песочный прятки».

Рисование песком в технике "Sand-Art" с элементами песочной арт терапии.

Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Техника рисования песком — обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен "заземлять" негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот "разговор" рук с песком даёт огромнейший психокорректирующий ресурсный эффект. Рисование песком целительно уже само по себе. Метод "Sand-Art" успешно применяется в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Серьёзный учебный процесс превращается для детей в увлекательное и захватывающее занятие. Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг). А также для людей, работающих за компьютером. Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию. Занятие «Волшебная песочная страна» содержит комплекс игр и упражнений «Простые графические упражнения», «Рисунки», упражнения «Волшебные превращения», «Простые сюжетные рисунки».

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Для изучения эмоциональной сферы и определения личностных особенностей проведено диагностическое обследование 15 детей 2017/2018 и 2018/2019 учебного года.

Для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности и тревожности использовались методика «Кактус» М. А. Панфиловой и «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена

 Всего было обследовано 15 детей «Группы риска».

Как видно из приведенной диаграммы в 2018/2019 учебного года после проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми снизились уровень агрессии, тревожность, неуверенность в себе, эгоцентризм, импульсивность, возрос уровень оптимизма.  

В основном дети переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.).

Дополнительно, с целью выявления уровня агрессивности детей мной использовалась «Анкета по выявлению агрессивного ребенка» (по Г.П. Лаврентьевой, Т.М.Титаренко) путем опроса родителей. Приняли участие 15 родителей.

В результате проведенной работы я наблюдала положительные изменения у детей:

  • Эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции; появляется постоянная дружба со сверстниками; развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств; эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации; наблюдается изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок), снизился уровень агрессии.
  • Родители стали проявлять интерес к вопросам воспитания и развития детей. Повышается психолого-педагогическая культура.
  • Педагоги получили дополнительные психолого-педагогические знания, умения и навыки для более качественной работы с детьми дошкольного возраста для развития эмоционально – волевой сферы.

По результатам динамического анкетирования родители отметили, что ребенок стал значительно спокойнее, увереннее, активнее, сон спокойный.

Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что результативность опыта доказывает эффективность системного использования метода элементов песочной арт-терапии для эмоционально – волевого развития детей   дошкольного возраста.

  1. ЛИТЕРАТУРА
  1. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э.Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - №4.
  2. Вачков И. Поговорим об эмоциях. «Школьный психолог» № 45, декабрь, 2000.
  3. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. — СПб.: «Златоуст», 1999.
  4. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет.: Пособие для практических работников детских садов//Автор – составитель И.А. Пазухина – Спб.: «Детство – Пресс», 2008.
  5. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2011.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.:Издательство «Речь», 2007.
  7.  И.Л. Арцишевская Занятия психолога с детьми в педагогической песочнице: М. 2017г.
  8.  Е..А. Тупичкина Мир песочных фантазий. Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-art»: Стандарт, 2017г.
  9. М.А. Федосеева Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии: Учитель, 2015г.
  10.  Интернет ресурсы.

Ходукина Ольга Александровна «Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников в рамках элементов песочной арт-терапии»