Семинар-практикум для педагогов Ходукиной О.А.

Алещенкова (Ходукина) Ольга Александровна

Семинар-практикум «Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной арт-терапии» для педагогов.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_praktikum.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной арт-терапии»

Когда песчинки взлетают в небо,

они превращаются в звезды.

Но когда звезды падают вниз,

их уже не отличишь от простого песка.

Звезды – это песчинки, которые над головой,

а песчинки – это звезды, которые под ногами.

Феликс Кривин 

Русский прозаик и поэт

Подготовила: педагог-психолог

Ходукина О.А.

2018 год

СОЖЕРЖАНИЕ:

  1. Теоретическая часть. Актуальность выбранной темы.
  2. Виды «песочницы»
  3. Формы и методы песочной терапии
  4. Практическая часть.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада. 
Задачи: 
1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы. 
2.Обогащение педагогических знаний и умений педагогов в области применения нетрадиционных форм обучения арт-терапии с детьми. 
3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности. 
Оборудование: 

- ИКТ 
-Графическая  и  юнгианская песочница  

-Разнообразный игровой, природный и бросовый материал, цветной и магнитный песок,  
-Игрушки-посредники: песочная фея,  коллекция мини игрушек, различные камешки, палочки, кисточки 
-Круги-пиктограммы по количеству участников. 
-  Мольберт, загадки
 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.    

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

Сегодня песочная психотерапия становится все более популярной в психологической, психотерапевтической, педагогической и даже в театральной практике. Психологические песочницы активно находят применение в группах детского сада, в кабинетах психологического консультирования, в приемных психотерапевтов. Появились и опытные специалисты, готовые обучать своих коллег техникам и приемам работы с психологической песочницей, использованию песочной терапии в личном и семейном консультировании, психотерапии взрослых и подростков, а также в коррекционно-развивающей и обучающей работе с детьми.

  1. Краткий экскурс в историю песочной терапии.

Использование песка для отображения внутреннего мира человека имеет длинную историю. Еще древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. Им было известно, что песок обладает сильными медитативными свойствами. Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка магических кругов – мандал.

(Слайд)Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе – воплощение Жизни во Вселенной.

Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. (слайд) Впервые на занятиях М. Ловенфельд дети начали использовать миниатюрные объекты вместе с песком и водой,  Маргарет Ловенфельд придумывает метод, при котором небольшие игрушки и фигурки помещаются в определенное вещество – воду, песок, глину и т. д. Игра получает название «Мир» и становится невероятно популярна и у обывателей, и у психиатров, которые внимательно наблюдают за тем, как создают миры их пациенты и делают выводы.  В середине прошлого столетия эстафетную «палочку» у Маргарет Ловенфельд принимает Дора Кальфф. (слайд) Она составила методику довольно внятного объяснения картин из песка, которые создают взрослые и дети. Именно она первой напрямую связала подсознание и глубинные слои сознания ребенка с тем, что он изображает из песка. 

Процесс накопления опыта работы с песком представителями различных направлений интересен тем, что благодаря этому с разных сторон исследуются взаимоотношения человека с проекцией его внутреннего мира. Все это говорит о том, что песочница – это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального мира. С другой стороны, использование миниатюрных фигурок, определенной последовательности организации работы, появление различных консультативных техник, позволяет говорить о песочной терапии как о МЕТОДЕ, обладающем достаточной универсальностью для использования в психотерапевтической, психологической и педагогической практике.

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, а ее применение имеет свои особенности. С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм. А так как для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Можно сказать, что сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована.

  1. Достоинства песочной терапии как средства сопровождения участников образовательного процесса

Песочная терапия может с успехом применяться как один из инструментов сопровождения участников образовательного процесса (учителей, родителей и педагогов). Этот метод позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, профилактики, консультирования и коррекции.  

Выделим основные преимущества песочной терапии:

  1. Взаимодействие с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития клиента.
  2. Песочная терапия обеспечивает многогранный опыт благодаря множественности символических значений. Символика объектов и материалов, используемых в песочной терапии, могут служить так называемым общим языком, когда человек часто не может выразить или сформулировать свои чувства.
  3. Визуальная форма работы делает зримым то, что заблокировано на вербальном уровне, снимая таким образом контроль сознания. Появляется возможность материализовать прошлый опыт или травмы семьи и разрешить их.
  4. Песочная терапия создает мост между бессознательным и сознательным, физическим и духовным, рациональным и эмоциональным, вербальным и невербальным.
  5. Песочная терапия обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного и неправильного пути. Песочные миры создаются без предварительной подготовки, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателя.
  6. Песочная терапия позволяет снять контроль сознания. Процесс создания своего мира из песка позволяет смягчить сопротивления и уменьшить защиту клиента, создавая ему безопасное пространство для самораскрытия.

Песочная терапия является естественным языком для детей.  (Есть дети, которые опускают руки по локоть в песок и плескаются в песочнице, как в воде. У них на лице блаженная улыбка, и они говорят: «Как хорошо! Как приятно!» В это момент не хочется ни о чем говорить, и наступает спокойствие и умиротворение.

Другие дети иногда даже боятся притронуться к песку. Один ребенок потихоньку спускал пальчик по бортику песочницы, смотря мне прямо в глаза, как будто боялся обжечься. Так обычно трогают воду, чтобы понять, горячая она или холодная? Он пытался понять, можно ли мне доверять, не обману ли я его? Но как только он убедился, что песок и обстановка вокруг ничем ему не угрожает, то легко стал с ним взаимодействовать.

Некоторые льют в песочницу много воды. Им нравится возиться в этой «грязи». На улице обычно мамы это не приветствуют, но здесь можно. Процесс работы в мокром песке бывает очень завораживающим, и это состояние иногда хочется продлить. Переполненная различными чувствами душа во взаимодействии с мокрым песком находит спокойное освобождение. Психика как будто лечит себя сама. Внутреннее пространство освобождается для нового положительного опыта и чувства принятия, доверия и любви.

Многие дети в песке любят играть в прятки. Они закапывают что-нибудь в песок, а терапевт должен это найти. Потом меняются местами. Таким образом, дети пытаются почувствовать свою нужность и ценность для родителей в переносе на терапевта.

Многие терапевты, которые практикуют песочную терапию, считают, что первый мир в песке, который строит ребенок, это мир его матери. То есть ребенок заполнен материнским бессознательным, которое иногда влияет на него разрушительно. Песочная терапия помогает освободить внутреннее пространство ребенка для него самого, разорвать слияние с матерью, перестать нести на себе материнские проекции, прекратить воспроизводить негативный сценарий семьи и самому стать творцом своего жизненного пути.)

Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, следует подчеркнуть и наличие мощных ресурсов песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, как основа «ручного интеллекта» и  «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, а также связная речь и моторика).    Совершенствуется  предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня можно уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития.


Первостепенно метод рекомендуется следующим категориям детей:

  • детям, переживающим возрастные кризисы (3 года, 6-7 лет, 13-15 лет);
  • детям, пережившим тяжелые утраты, психологические или физические травмы, насилие, агрессию, унижение, стихийные бедствия, смерть близких;
  • детям с затрудненным выражением эмоций (замкнутым и скрытным, необщительным);
  • ребятам с врожденными заболеваниями и приобретенными нарушениями зрения, с аутизмом, некоторыми формами шизофрении, детям с нарушениями слуха, речи;
  • малышам, страдающим задержкой развития речи, психомоторного или психофизического развития, ЗПР – задержкой психического развития;
  • детям с заболеваниями нервной системы;
  • ребятам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • слишком активным и впечатлительным детям, неврастеникам, страдающим истерией;
  • всем ребятам, попавшим в сложные жизненные ситуации, в состояние стресса.

Для детей с нарушениями речи и задержкой речевого развития больше подходят игры фонематического направления – тигры («р-р-р»), петушок («ку-ка-ре-ку») и т. д. Ребенок должен строить мир с фигурками, в названии которых есть проблемные звуки и постоянно практиковать их.

Для детей-аутистов и ребят с трудностями в общении подойдут семейные игры и проекционные. Проекция на себя необходима и ребятам, которые стали жертвами насилия, пережили серьезную утрату, тяжелый стресс. На этапе лечения от проекционных заданий постепенно переходят к коррекционным, чтобы выявить глубинные страхи и проблемы.

Детям с задержкой психического развития пойдут на пользу обучающие и развивающие игры. Эта же категория заданий подходит для всех дошкольников и школьников начальных классов.

  1. Общие условия организации психологической работы с песком.

В песочной терапии действуют общие принципы взаимодействия с клиентом и проявляются дополнительные.

Общие принципы взаимодействия с клиентом (ребенком)

Принципы задают «правила и условия игры» и отражаются в каждом нашем «шаге» и действии. 1. Принцип «комфортной среды»

Для успешности процесса необходимо, чтобы клиент чувствовал себя комфортно и безопасно. Комфортная среда подразумевает, с одной стороны, уровень партнерских взаимоотношений с клиентом;   Подбираются  задания, соответствующие возможностям ребенка, клиента; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. Принцип «безусловного принятия»

Принятие внешнего вида человека, его физического состояния, жизненного опыта, противоречий, ценностей, мотиваций, устремлений и желаний — все это является залогом успешности консультирования. В песочной терапии мы принимаем все действия клиента в песочнице.

Требования к песочнице и оборудованию.

Для организации песочной терапии потребуются:

  • песочница (ящик для песка);
  • песок;
  • вода;
  • коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница. Оптимальный размер песочницы 50см×70см×8 см.  Материал – древесина. Дно и внутренние стороны ящика должны быть выкрашены в светло-синий тон, что символизирует воду и небо. Песок должен быть очищенным, не слишком мелким, т.к. это дает много пыли. Песок должен занимать 1/3 песочницы.

Песок. Почему песок? Прикосновение к нему наполняет воспоминаниями, мечтами, покоем, ощущением легкости, будоражит воображение, вызывая разнообразные ассоциации. Перебирая песчинки руками, погружаешься в волшебный мир детства… Песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать сущность жизни с ее текучестью, неожиданностью и множеством форм.

Вода. В союзе с водой песок в руках человека становится более податливым, «сговорчивым», легче подчиняется творческой воле человека. В союзе песка и воды материя напитывается чувством, жизнью и приобретает способность образовывать новые формы. Горы, холмы, долины, разнообразные рельефы – все постройки из мокрого песка более прочны.

Благодаря воде человек как бы «приручает» песок. Символизируя чувство, текучесть, гибкость, вода связывает человека с Вечностью, воплощенною в песке.

Графин с водой всегда должен находиться рядом с песочницей, чтобы  ребенок мог «вызвать дождь» и превратить сухой песок во влажный.

Коллекция фигурок. В коллекцию миниатюрных предметов может входить все, что когда-либо встречалось, встречается и будет проявляться в окружающем мире: от предметов повседневности до фантастических образов. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

В данной публикации приводится классификация предметов, описанная Ленор Штейнхард с комментариями российских специалистов Т. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. Грабенко.

Тип предметов

Требования к предметам

Комментарии

Люди

Разнообразие по: полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессии, времени жизни (от первобытных до современных людей). Фигурки должны быть как статические так и динамические.

Интересно, с кем себя идентифицирует автор картины, какое время и культурное пространство ему ближе в данный момент. Каков ритм жизни персонажей (они статичны или подвижны).

Наземные животные и насекомые

Домашние, дикие, доисторические, образы наземных животных, насекомых

Эти образы могут символизировать многоликое инстинктивное начало человека (от сексуальности до интуиции). Ребенок до пяти лет часто ассоциирует себя с животным или насекомым, поэтому в его картинах представители данной группы персонажей могут быть частыми гостями.

Летающие животные и  насекомые

Птицы: дикие, домашние, доисторические. Крылатые насекомые

Обладание крыльями - дополнительная возможность передвижения, Проявление воздушной стихии, связанной с коммуникацией, информацией, образованием связей. Однако среди «крылатых» есть те, кто активно используют крылья, и те, кто только ими обладает...

Обитатели водного мира

Разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы, звезды из пластмассы и натуральные вычищенные и высушенные

Подводный мир - частый сюжет песочных картин. Может символизировать чувственную сферу человека. Сюжет картины и взаимоотношения между обитателями иногда отражают психосоматическое состояние клиента

Жилища и дома с мебелью

Разнообразные дома, дворцы, замки, постройки, мебель различных эпох, культур и назначения

Дома, постройки ассоциируются с социальной жизнью человека. Выражение «иметь свой дом» часто связано с самореализацией («занять свое место в жизни»), Интересно, какого рода дом выбирает человек, как создает пространство вокруг себя.

Домашняя утварь и продукты

Посуда, предметы обихода, убранства стола, разнообразные продукты питания

Эти предметы связаны с умением обустраивать свой быт, пространство вокруг себя. Обилие предметов такого рода в песочной картине нередко свидетельствует об озабоченности витальными проблемами.

Деревья и другие растения

Цветы, трава, кустарники, деревья разнообразных видов, зелень искусственная и натуральная

Использование в песочных картинах многочисленной растительности часто связано с желанием «оживить», благоустроить мир в песочнице. Нередко определенное дерево наделяется особыми свойствами и значением и становится ключевой фигурой в картине.

Объекты небесного пространства

Солнце, луна, звезды, радуга, облака, молнии, тучи, метеориты

Включение этих фигур в песочную картину нередко опосредовано мистическим ощущением взаимодействия с природными и космическими силами. Они могут иметь значение дарителей-помощников. Иногда они выступают как символы фатальных событий.

Транспортные средства

Наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, разных исторических эпох, фантастические транспортные средства

Предметы, дающие человеку возможность быстрого передвижения в пространстве. Нередко ассоциируются с потенциалами человека к активному действию.

Машины, самолеты, яхты нередко используются как символы материального благополучия. В любом случае предметы данной категории принадлежат к реальному социальному миру и информируют специалиста об особенностях социализации клиента.

Объекты среды обитания человека

Заборы, изгороди, мосты, ворота, порталы, дорожные знаки и пр.

Либо подчеркивают территориальные границы (заборы), либо образуют связь (мосты), вводят социальные ограничения или допущения (знаки). Являются атрибутами процесса социализации человека. Могут рассказать об особенностях коммуникации клиента.

Предметы, связанные с верованиями человека

Храмы, иконы, божки, алтари, памятники, нэцке и пр.

Появление этих предметов всегда связано с ценностями человека, с проявлением его духовной жизни.

Объекты ландшафта и естественной активности Земли

Вулканы, горы, костер

Предметы могут заменять сооружение ландшафта из сырого песка.

Аксессуары

Бусы, маски, зеркала, ткани, нитки, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия, цепочки, гвозди, флаконы и пр

Часто наделяются особым символическим значением или создают среду.

Естественные природные предметы

Кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.

Часто наделяются особым символическим значением или создают среду.

Оружие

Оружие разных эпох, фантастическое оружие

Предметы, позволяющие отреагировать агрессию, построить конфликтный сюжет или защитить что-либо важное.

Фантастические предметы и персонажи

Антропоморфные персонажи мифов, сказок, легенд; божественные существа.

Герои популярных мультфильмов, фэнтези.

Каждый персонаж, как правило, связан с конкретной историей и часто имеет специфическое символическое значение в песочной картине.

Злодеи

Злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок

Являются носителями внутренних и внешних конфликтов. В песочных картинах создают или катализируют напряжение, провоцируют проявление активности.

Я в своей работе выделяю Сказкотерапевтический подход к игре с песком

Песочница является привлекательной средой для осуществления юнгианского анализа, гештальт-терапии, психосинтетической терапии, когнитивной и поведенческой терапии, арт-терапии, а также проведения обучающих занятий. Сказкотерапевтический подход не входит в противоречие ни с одним из подходов.

В контексте Комплексной Сказкотерапии (автор данного метода доктор психологических наук, директор Международного института Сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Еввстигнеева) мы рассматриваем песочницу, во-первых, как среду для создания сказок и мифов. Сказки, давно живущие в душе, сказки, которые сложились в ответ на событие жизни, получают возможность стать увиденными и осязаемыми.

Если попросить обычного человека: «Напишите сказку», он посмотрит удивленно. Начать писать, преодолеть страх белого листа непросто. Но когда человек смотрит на фигурки, расставленные в песочнице, сюжет приходит как бы сам собой. Так развивается способность к сочинению сказок, рассуждению, связной речи, диалоговому общению со взрослым или со сверстником, обогащается словарь определениями.

Во-вторых, мы рассматривает песочницу как посредника в установлении контакта с клиентом. Особенно в ситуациях,  первичного знакомства снимать мышечное и эмоциональное напряжение, тревогу.

В-третьих, играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, человек независимо от возраста чувствует себя настоящим волшебником. Ибо создается мир, подвластный ему, герои играют роли, какие он захочет, события приходят к развязке, необходимой ему.

В-четвертых, игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок.

В-пятых, игра в песочнице не имеет методических ограничений.

Детское, подростковое и взрослое творчество в песочнице это по сути  игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со – сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции и переживания, о которых они не умеют говорить. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся  к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи.

Так же  существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

В педагогической работе с детьми песок может использоваться в рамках различных средств и методов. Есть несколько  видов  «песочниц», используемых в работе с дошкольниками  в соответствии с психолого-педагогическими задачами.  

  1. Игровая песочница – конструирование из песка (создание детьми из мокрого или сухого песка разнообразных сооружений и их обыгрывание, а так же создание песочных фигурок). Игровые песочницы различной формы устанавливают на улице, на участке.
  2. Дидактическая песочница- эта песочная среда ( песочный планшет, поднос для песка или другая емкость), которая используется для проведения с детьми фрагмента или целого познавательного занятия.

Я в своей работе выделяю юнгианскую песочницу и графическую.

  1. Терапевтическая песочница (юнгианская)

Создателями такой терапии являются ученики Карла Юнга. Основывается на том, что наше бессознательное общается с нами символами, подсказками.

В   юнгианской песочнице используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Голубой или синий цвет  — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.

Символическое поле песочной картины

Символическое поле песочной картины отражает информацию о внутреннем мире клиента, зашифрованную в образах и символах. В юнгианской песочной психотерапии наибольший акцент делается именно на символическом анализе композиций. Следует отметить, что в юнгианской литературе трактовки символического значения некоторого образа всегда многозначные, многоуровневые.  

Символический анализ чрезвычайно интересен.

Для удобства понимания символическое поле песочной картины предлагается условно разделить на три части. В символическое поле войдут:

  • Символизм пространственного расположения предметов в песочнице
  • Символизм ландшафта песочной картины
  • Символизм предметов, использованных в песочной картине

Условно разделяя символическое поле на три части, будем помнить о том, что они существуют в единстве друг с другом.

СИМВОЛИЗМ ПОСТРАНСТВЕННОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ПЕСОЧНИЦЕ

Поверхность песочной картины можно условно разделить на три равные части по вертикали и три равные части по горизонтали, как в кубике Рубика.

По вертикали:

«Женская» часть. Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью, связь с домом.

Левая часть – это то, что человек уже имеет, на что может опираться.

Левая часть также может символизировать внутренний мир человека; отражать его глубинные личностные процессы.

Настоящее. Центральная часть символизирует актуальные в данный момент процессы. О чем человек думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигурки, поставленной в центр картины. Нередко она символизирует «я» клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент.

«Мужская» часть. Символизирует будущее. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме: детский сад, школа, институт, работа. Может отражать взаимоотношения с партнером по браку. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим.

Взаимоотношения со значимыми мужчинами, отцом, братом, мужем, другом. Иногда символизирует ограничения в реализации задуманного.

По горизонтали:

Верхняя часть символизирует ментальные процессы. О чем человек думает, фантазирует, планирует, вспоминает.

Центральная часть символизирует эмоциональные процессы. Что человек переживает, что он чувствует, о чем беспокоится, чему радуется.

Нижняя часть символизирует сферу реальных действий, поступков человека. То, что он делает, что хочет делать. Земля, почва под ногами.

Таким образом, «песочный лист» размечается на 9 секторов. Каждая вертикаль и горизонталь имеют определенное символическое значение.  Для  тех, у кого ведущая рука – правая. У левшей все будет зеркально.

Фигурки в левом верхнем углу символизируют процессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями о доме, о матери, о другой значимой женщине.

О чем в данный момент думает, фантазирует клиент.

Фигурки, отражающие мечтания, планы на будущее, мысли о взаимодействии в социуме: от детского сада, школы до работы. Взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами.

Фигурки в центральной левой части могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с домом, матерью, другой значимой женщиной

В этой части сосредотачиваются самые важные фигурки. Описывают, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления. Нечто значимое. Неважно, осознаваемо это или нет.

Фигурки, отражающие стремления, желания автора песочной картины. А также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации.

Фигурки в левом нижнем углу могут отражать некие совершенные в прошлом действия. Они могут быть также связаны с домом, матерью, значимой женщиной, ребенком.

Фигурки, отражающие, как правило, некоторые действия, реализуемые в данный момент, или отношение к ним. А также актуальные желания клиента.

Фигурки символизируют некие действия, которые возможны в будущем. Действия по отношению к социальному окружению или значимым мужским фигурам.

СИМВОЛИЗМ ЛАНДШАФТА ПЕСОЧНОЙ КАРТИНЫ

Ландшафт отражает динамику внутренних процессов. Предполагается, что люди, создающие богатый разнообразный ландшафт, чаще всего оказываются натурами динамическими, глубоко и сильно чувствующими, имеющими склонность к рефлексии, исследователями по натуре.

Отсутствие ландшафта или его условность могут означать недостаточную осознанность внутренних процессов, что вполне естественно для детей. У взрослых невыраженный ландшафт может проявиться после перенесенных тяжелых заболеваний, утрат, стрессов, как показатель стабилизации внутренних процессов.  

Типичными атрибутами ландшафта являются:

  • водоемы: ручьи, реки, озера, пруды, водопады, моря;
  • отдельные фрагменты суши внутри или около водоема: мыс, коса, остров;
  • равнины: пустыни, долины, сады, леса;
  • возвышенности: холмы, курганы, сопки, горы;
  • естественные природные углубления: пещеры;
  • связующие элементы: мосты, тоннели, дороги, тропинки.

Атрибуты ландшафта

Возможное символическое значение

Вода

Чувственное, эмоциональное начало человека, женская энергия.

Доминирование водной стихии может говорить об авторе, как человеке чувствительном, ранимом, нуждающемся в бережном обращении.

Отсутствие воды может означать недостаток эмоциональности (кроме случаев, когда сюжет и идея картины не предусматривают наличие водоема).

Пространство, разделенное реками на несколько частей, символизирует актуальные части личности. Направление течения может быть важным (из прошлого в будущее и т.д.)..

Остров

Может символизировать место уединения, или недоступную мечту, для подростка – зону самостоятельности и свободы.

С другой стороны на остров может быть «выселена» некая травматичная ситуация.

Горы

Множественная нагрузка:

  • стремление к социальным достижениям, признанию (маскулинные цели)
  • здоровое желание утвердить мужскую силу
  • защита
  • препятствие
  • возможность подняться «над ситуацией», освободиться от суеты, мудрость

Пещеры

Сокровенное место, тайна. Интригующая и в то же время пугающая. В пещерах могут «прятаться» психотравмирующие воспоминания, к актуализации которых человек еще не готов. На это также указывает живущий там злобный персонаж.

Долины, сады

Символизируют созидательное вмешательство человека в природный ландшафт, умение гармонично обустраивать мир вокруг себя.

СИМВОЛИЗМ ПРЕДМЕТОВ

Предметы, использованные в песочной картине, появляются не случайно. Каждый предмет что-то символизирует. Но чтобы прикоснуться к пониманию этого, важно понять следующее: предметы несут в себе многоуровневое значение, информацию личного и коллективного бессознательного.  Ведь каждая фигурка вызывает у автора песочной картины определенные ассоциации. Сначала поверхностного, а потом и более глубокого уровня. Понять личное символическое содержание какого-то образа поможет диалог.  

  1. Графическая песочница 

Один из популярных видов рисования, доступным и интересным дошкольникам является рисование песком – «Сенд – Арт». Трудно переоценить потенциал использования песка это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики, и превзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов и поддержка позитивного настроения  и преодоление негативных эмоциональных состояний.  

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

         Для ребенка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазии, причудливых образов, волшебных точек, линий, пятен. Создание ребенком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создает благоприятную атмосферу.

Процесс песочного рисовании прост и доступен, поскольку не требует специальной подготовки, сложных изобразительных умений и навыков. Обучиться технике рисования песком несложно. Легкость рисование песочных картин обусловлено и тем, что песочные рисунки несут в себе возможность трансформации, изменения рисунка, получения нового изображения на основе имеющегося. Таким образом, техника рисования песком дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, дополнить рисунок деталями, быстро достигать желаемого результата. В случае, если ребенку не нравится рисунок, его легко удалить, смахнув рукой, и начать заново попробовать изобразить задуманное, что вряд ли возможно при использовании в изображении традиционных материалов. Поэтому рисуя на песке, ребенок не боится, что у него что-то не получится, ведь всегда есть возможность исправить то, что не удалось, отсутствует так называемый эффект боязни «белого листа».

Рисование песком имеет значительный развивающий потенциал. Практика показывает, что в процессе создания песочных картин гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа). Так, рисование песком развивает тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, поскольку песок состоит из мельчайших крупинок, и при взаимодействии с ними активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. Поскольку рассматриваемая техника позволяет рисовать двумя руками

одновременно, можно успешно развивать у ребенка межполушарное взаимодействие, зрительно- моторную координацию.

В процессе рисования на песке также активируются мыслительные резервы, пробуждается детская любознательность, происходит концентрация внимания, проявляется увлеченность деятельностью, усидчивость, развивается воображение, а если рисунок коллективный, то и совершенствуются умения общаться, сотрудничать, планировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

  Изображение на песочном световом поле достигается посредством определенного сочетания света и тени, которую создает песок. Чем плотнее лежит песок на поверхности планшета, тем темнее получается изображение.

Изображение на световом песочном планшете может создаваться различными приемами.

  1. Рисование по песку — светлым по темному (разгребание песка) достигается рисованием на песочном фоне световыми линиями и пятнами. Фон — тонкий, равномерный слой песка, наносится путем равномерного рассеивания песка. Изображение получают, нанося различного рода точки (прикосновения подушечками пальцев или др. материалами), линии на поверхности светового планшета (пальцами, боковой стороной или внутренней частью ладони, а также другими материалами). Самым простым способом рисования является прием «Отпечатки», могут наноситься кулачком, боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями. Чаще всего дети для рисования используют указательный палец, но со временем рекомендуется подключать и все остальные пальцы, как правой, так и левой руки. Тонкий слой песка при использовании данного приема разгребается, раздвигается, образуя белый просвет, той формы, какая была задумана рисующим.  
  2. Рисование песком — темным по светлому (насыпа- ние песка, «вырезание» формы или «отсечение» лишнего). Данный прием является более традиционным (для техник рисования карандашами, красками), при котором изобразительный материал оставляет за собой след, в то же время для детей более сложным, требующим тонкой координации движений руки и пальцев. На белый «световой лист» насыпается песок из сжатого кулачка различными способами: густыми, толстыми, тонкими, фигурными линиями (щепоткой). Движение песочных масс может осуществляться также путем «набрасывания» песка на световое поле: толкающими движениями песок рассыпается по поверхности рисунка. Также получение темной фигуры, формы можно достичь за счет «вырезания», «отсечения» лишнего на темном песочном фоне и оставления на светлом (вырезанном фоне) нужного изображжения

В качестве основного инструмента рисования выступает рука. Получить изображение на песке можно, используя следующие приемы рисования:

  • кулаком;
  • ладонью;
  • ребром большого пальца;
  • щепотью;
  • мизинцами;
  • одновременное использование нескольких пальцев;
  • симметрично двумя руками;
  • отсечение лишнего;
  • насыпание из кулачка.

В некоторых случаях для художественного эффекта могут быть использованы палочки, кисти и другие предметы из силикона (каучука, резины), оставляющие интересные отпечатки (фигурные формочки, шарики с шипам и др.).

Ведущие ПРИНЦИПЫ педагогической деятельности и пси- холого-педагогической поддержки ребенка в художественнотворческой деятельности рисования на световом песочном планшете.

  1. Принцип системности — структурирование содержания программы по уровням художественного развития ребенка (возрастам) и разделам, связанным с изображением песком отдельных предметов, сюжетных песочных картин и песочных анимаций.
  2. Принцип концентризма к построению программы, предполагающий обращение к сквозным темам программы согласно заявленной структуре на различных уровнях (возрастах) освоения программы.
  3. Принцип индивидуально-личностного подхода предусматривает ориентацию на индивидуальные художественные способности и интересы ребенка, приоритет личностных переживаний, отражений чувств, мыслей отношений в образах, создание условий для творческого его самовыражения.
  4. Принцип интереса (к процессу и содержанию рисования и приемам изображения на рисунке). Естественный интерес ребенка к процессу и содержанию изобразительной деятельности поддерживается посредством отбора интересных тем для рисования, занимательных сюжетов для анимационных сказок. Также интерес к изобразительной деятельности у детей стимулируется посредством включение в процесс рисования

игровых приемов, использование различных предметов, украшающих рисунок (цветных стеклянных камушек, бусин, ракушек и пр., предметов позволяющих получить занимательные отпечатки на песке (щеток, кисточек, силиконовых шариков с шипами и др.).

  1. Принцип адекватного баланса между репродуктивной деятельностью (обучения техническим приемам рисования) и творчеством, т.е. свободной изобразительной деятельностью детей. Данный принцип реализуется на каждом занятии. В первой части занятия детям предлагаются графомоторные упражнения, требующие точных повторений движений руками, пальцами в целях получения изображений соответствующих примеру, и освоение приемов рисования песком по образцу, а во второй обязательно творческих заданий по тематике занятия. Проявления творчества требует процесс создания анимационных мини историй и сказок.
  2. Принцип обучения техническим навыкам «от простого к сложному». Данный принцип, во-первых, диктует логику построения структуры программы: в начале планируется раздел «Азбука песочной графики», предполагающий знакомство детей с «языком» песочной графики (пятно, точка, прямая, кривая, спиральные линии) и рисование предметов на основе простейших геометрических фигур (круг, прямоугольник , треугольник), а далее раздел « Песочные картинки », предусматривающий рисование сюжетных картин растений, животных, рыб, предметов быта, человека. Также по ходу усвоения усложняются и анимационные работы: от простейших изменений в изображении до «раскадровки» анимационной истории.
  3. Принцип создания творческой атмосферы в процессе рисования создается как самим изобразительным материалом — песочной средой, самой атмосферой рисования (приглушенное освещение помещения), так и творческим стимулированием деятельности со стороны педагога: поощрение оригинальности изображения, своеобразности выбора технических приемов рисования.
  4. Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, «чувствования» и «действования») поддерживается посредством создания свободной для выражения эмоций и настроения в процессе изобразительной деятельности, словесного выражения чувств от процесса рисования и рассматривания песочных картин сверстников, художников.
  5. Принцип интеграции изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности (игра, драматизация, рассказывание сказки, музыка). Реализация данного принципа предполагает использование на занятиях игровых приемов в процессе графомоторных упражнений, пальчиковой гимнастики (см. Приложение 7) и в отдельных случаях обыгрывания созданных рисунков (например, действий «зажигания» свечей на «песочном тортике», рассаживание вокруг него приглашенных гостей (игрушек из яиц «киндер-сюрприз» и др.) Процесс рисования на занятии сопряжен также с речевой деятельностью, прежде всего в процессе «озвучивания» анимационной сказки, истории. Ребенку также предлагается анимировать на песке короткую песню. Таким образом, реализуется и принцип амплификации детских видов деятельности.
  6. Принцип психолого-педагогической поддержки в процессе рисования достигается посредством бережного отношения к мыслям, рассуждениям детей, продуктам их изобразительной деятельности, одобрения способов изображения, демонстрации педагогом интереса к детской деятельности, ценности детского рисунка (нет «правильных» или «неправильных» рисунков): все работы рассматриваются с равным уважением, вне зависимости от качества выполнения.
  7. Принцип дозированной помощи и невмешательства в процесс детского изобразительного творчества. Для педагога световой планшет — это пространство детского рисунка, и только сам ребенок определяет способы и сюжет рисования (педагог предлагает общую тематику), поэтому оказание помощи и «внедрение» в детский рисунок может осуществляться или по просьбе ребенка, или по его разрешению.
  8. Принцип арт-терапевтического подхода предполагает включение в каждое занятие арт-терапевтических упражнений, в которых проявляется личностный, прежде всего, эмоциональный опыт каждого ребенка. Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляет большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта арт-терапевтических упражнений. Использование арт-терапевтических техник положительно сказываются на эмоциональном состояние детей, снимает напряжение, снимает негативные переживания, создает доброжелательную атмосферу в группе среди сверстников, стимулирует личностный рост, способствует самореализации, самовыражению, повышению.

Этапы игры песочной терапии

Этапы игры

Средства

Стиль поведения взрослого

1. Введение в игровую среду

Установка на внимательное слушание и активное участие - присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний.

Доверительный стиль общения, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, сниженный тон голоса, суггестивный характер высказываний.

2. Знакомство с игрой и ее героями

Прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов - того, что требуется по сюжету игры), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.)

Позиция “отстраненного рассказчика”, доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства

3. Моделирование конфликта, трудностей

Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)

Создание ситуации, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать в игре с песком негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем, используя фигурки и куклы

4. Выбор помощи

Обращение к ребенку за помощью: что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? - только ты (вы), с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны. Можно облачаться в сказочные одежды и знакомиться с помощниками

Взрослый - заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребенка. Применимы суггестивные интонации

5. Борьба и победа

Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь - они мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают Творцами - восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новой стране всем было удобно. Усиливается успешный опыт - детям благодарны все сказочные существа

Он поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Потом высказывает искреннее восхищение ребенком, благодарность за выдумку, доброту

6. Утверждение победы

Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы

Стиль поведения взрослого: взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникали в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию и пр.

7. Перспектива дальнейших приключений

Рассказ о последующих играх, приключениях

Взрослый пытается заинтриговать ребенка

  

Методы  песочной терапии, используемые в психологической деятельности

Презентация.

1.Игровые методы: юнгианской и графической терапии.

  1. «Знакомство с песком»

 Дите различными способами дотрагиваются до песка.

2. «Отпечатки наших рук». Детям очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки.

3. Игра « Секретик»  Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

4. Рисунки на песке.  Рисование различными частями рук: кончиками пальцев, ребром ладони, кулаком.  Рисование двумя руками одновременно и последовательно, прорисовывание линий (вертикальных, горизонтальных, одинаковой или разной длинны) изображение основных геометрических фигур, рисование предметных картинок по песку и песком.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.   Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

5. «Сюжетные игры» Сочинение историй, пересказ сказок. Подобные игры прекрасно помогают в развитии речи. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

В настоящее время разработано множество игр, упражнений и игровых программ с использованием песочницы, облегчающих процессы обучения, коррекции и развития детей. Адресованы они прежде всего дошкольникам и детям, имеющим проблемы развития. Подробно эти игры описаны в книгах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко («Песочная игротерапия», «Игры в сказкотерапии»). Среди них выделены следующие виды:

  • Обучающие игры. Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте, способствуют развитию мелкой моторики рук, фонематического слуха, помогают корректировать звукопроизношение.
  • Познавательные игры. Игры на знакомство с окружающим миром, географические игры, фантастические, исторические, игры-экскурсии.
  • Проективные игры. Проективные игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка

2.С целью диагностики ( индивидуальная и групповая форма)

В индивидуальной форме можно диагностировать:

  • Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
  • Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)
  • Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора
  • Потенциальные, ресурсные возможности ( когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)
  • Способы преодоления трудностей ( взаимопомощь, покровительство, избегание)
  • Уровень развития эмоциональной сферы ( анализ чувств, рефлексия)
  • Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение

В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:

  • Характер взаимодействия в группе
  • Распределение ролей в группе
  • Стиль поведения каждого участника группы

3. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)

Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

           

5 Психопрофилактика, развитие, обучение и коррекция в песочнице

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство — «заземлять» негативную психическую энергию — песок является прекрасным психопрофилактическим средством.

Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются и в постановке сказок и мифов в песочнице. В этом случае песочный лист является сценой, участники игры — творцами, создающими и изменяющими чудесный мир вслед за словами рассказчика.

 Наверное, всевозможные события нашей жизни можно разыграть в песочнице, переосмыслить, найти решение.  

 

🙥🙥🙥🙥🙥🙥🙥🙥🙥🙥🙥

Рекомендуемая литература:

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Издательво «Речь», 2005.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006.
  5. Ратникова Е.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми / Е.В. Ратникова, А.В.Гаврик. – СПб.: Речь, 2013.
  6. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2008.
  7. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (столам) (6-7 человек)

 

Игра «Давайте познакомимся»

Цель: познакомить детей с правилами игры в песочнице.

Ход игры: В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке. Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.

Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами:

-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).

-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки.

-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.

-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).

-Песок необходимо разровнять, чтобы он стал чистым листом.

После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.

                                                    Игра «Придумай сказку» 
Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации. 
Оборудование:  стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей. 
Ход игры: Психолог предлагает педагогам  создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям. 
Вопросы для обсуждения:
-Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания? 
-В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?

Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй загадку»


Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения и фантазии. 
Оборудование: мольберт, загадки, столы с песком, палочки для рисования, природный и бросовый материал, разнообразные игрушки. 
Ход игры: Участники сидят за столами, психолог объясняет правила игры. 
Психолог: Главное правило этой игры, которое нельзя нарушать - это разговаривать друг с другом. Все задания выполняются молча. Нарушители выбывают из игры. На мольберте вы видите загадки. Вам нужно их прочитать, а отгадку нарисовать на своём столе.

Участники с правой стороны отгадывают загадку: 
 Два братца 
В воду глядятся, 
Век не сойдутся. 
 (Берег)
Участники слева отгадывают загадку:
Он без рук, он без ног 
Из земли пробиться смог, 
Нас он летом, в самый зной, 
Ледяной поит водой. 
 (Родник)

 Упражнение: Рисование песком.


Цель: научить создавать песочные картины. 
Оборудование: раскраски, клей, салфетки, цветной песок.
Ход работы: Педагоги берут  готовый рисунок и  раскрашивают его песком.
      
 

Заключительная часть (рефлексия и обратная связь).


Участники семинара рассматривают работы коллег, делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопросы: 
-Что вам дал семинар-практикум? 
-Произошли ли у вас какие-либо изменения? 
               Психолог благодарит всех за конструктивное и позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию, используя круги-пиктограммы. Педагоги фиксируют этот момент пиктограммой или рисунком в песочнице (по желанию).

В заключении – древняя история…

РАССКАЗ О ПЕСКАХ

Идрис Шах

Река, начав путь от источника в далеких горах и миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому, как она преодолевала все преграды, река попыталась было преодолеть и эту. Но вскоре убедилась, что по мере её продвижения в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было никакого сомнения, что путь её лежит через пустыню, положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни прошептал:

- Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

- Тебе не перебраться через пустыню привычными испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

- Но как это может произойти?

- Только в том случае если ты позволишь ветру поглотить себя…

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь никто и никогда не поглощал её. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв её однажды, как сможет она обрести её снова?

- Ветер, - продолжал песок, - именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит её над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

- Но как я могу проверить это?

- Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.

- Но как же я смогу остаться той же самой рекой, корой являюсь сегодня?

- Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.

Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то её часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? – что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне реальная, задача выполнима.

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего её и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А поскольку у неё были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

«Да, теперь я узнала истинную сущность», - размышляла река.

Река узнавала, а пески шептали:

- Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Вот почему говорят, что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке

Рефлексия

1 . Что вы узнали …?

  1. Могу ли я использовать данную технику в своей работе, так как …?
  2. Меня уливило …?
  3. Я задумалась о …?

Ответы педагогов