Проект "Дорогою добра" с детьми 4-7 лет педагога-психолога

Алещенкова (Ходукина) Ольга Александровна

цель проекта - формирование и закрепление представления о нравственных чувствах и социально-активной позиции дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dorogoyu_dobra_s_detmi_4-7_let.docx562.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ 4-7 ЛЕТ «Дорогою добра»

Подготовила: Ходукина О.А. педагог-психолог МАДОУ №2 Курчатов

Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

             их никогда не воспитаешь».

В. А. Сухомлинский

Актуальность

 «ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ -
ВЫУЧИСЬ СПЕРВА СОСТРАДАТЬ »
И.С. Тургенев

Дошкольный возраст, это прекрасная пора, когда ребенок развивается, растет и старается идти в ногу со временем. Но, как известно, в наше нелегкое время, духовные ценности человека уходят на второй план, над ними преобладают материальные. Такое обстоятельство приводит к искажению представлений о мире, как таковом, стираются границы между добром и злом, исчезает понятие милосердие и справедливость, даже понятие «настоящий друг и дружба» теряют свой смысл.

Самая большая опасность, подстерегающая  наше общество – разрушение духовно-нравственных основ личности детей.

Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. И дети общаются чаще всего с телевизором или компьютером. Они привыкли получать все и сразу. А проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту – этому нужно учить.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка, является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.

Постановка проблемы.

В наши дни тема милосердия понемногу начинает теряться среди других тем, кажущихся более актуальными. Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди  детей усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим. Поэтому нужно научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба, человечность. Необходимо научить их простому человеческому общению, общению друг с другом.

 У  детей искажены представления  о  добре, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе.

  Актуальность проекта заключается в том, , чтобы  донести  до  детей , что самое главное в человеке – это то, что делает его выше всего и всех – это добро и милосердие, которые являются основой основ.

Цель проекта: Формирование и закрепление представления о нравственных чувствах и социально-активной позиции дошкольника.

Задачи проекта:  

  • Подготовить план мероприятий по теме проекта;
  • Закрепить понятие у детей, что добрые дела доставляют радость;
  • Повысить социальную активность участников образовательного пространства в проявлении доброты.

 Ожидаемый результаты:

  • Сформировались нравственные чувства и общечеловеческие ценности;
  • Повысилась социальная активность   воспитанников, родителей, педагогов в проявлении доброты;
  • Закрепление способностей помогать и сочувствовать ближайшему окружению.

Интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники: дети 6-7 лет, дети ОВЗ (логопедическая группа) и их родители, педагоги ДОУ

Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги, сказки);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов; презентаций по теме;
- выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

Тип проекта:  познавательно-творческий

Вид проекта: коротко -срочный

Сроки: 4 месяца  

Предварительная работа

  • утверждение плана проекта;
  • разработка конспектов занятий, игр и бесед;
  • изготовление необходимого материала;
  • подготовка раздаточного материала, информационных листов, консультаций.

Проектная деятельность будет осуществляться в три этапа.

Подготовительный этап:

  • определение цели и задач проекта;
  • подбор методического материала, изучение литературы;
  • разработка конспектов занятий с детьми, памяток для родителей и педагогов, тренинга;
  • разработка тематического плана проекта  «Дорогою добра»;
  •  подбор наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий.

Основной этап:

  • реализация проекта: совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями;

Заключительный этап:

  • подведение итогов   проекта
  • создание презентации проекта «Дорогою добра»

Целевые группы проекта

Целевые группы

Их интересы

Дети 6-7 лет, дети ОВЗ

Наличие интереса к игровой деятельности, к изучению взаимоотношений между людьми.

Родители

Снижение уровня тревожности у детей, их эмоциональное благополучие. Улучшение взаимоотношений с ребенком. Развитие у детей сопротивляемости негативным средовым факторам.

Педагоги

Развитие эмоциональной сферы детей, формирование у них навыков самоконтроля, воспитание чувства сопереживания и способности к взаимопринятию и взаимопомощи.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА «ДОРОГОЮ ДОБРА» с детьми 4-7 лет

 Сроки реализации  

Работа с детьми

Работа с родителями  

 Работа с педагогами

                                           Октябрь  

  1.   Диагностика:
  2. 1.Методика «Несуществующее животное»;
  3. 2. Методика «Секрет»;
  4. 3. Методика «Два домика»

Памятки  «Основные правила общения с ребенком», «Профилактика компьютерной зависимости у ребенка»

  1. Беседа -  рассуждение «Что такое доброта»/ «Какой я?»

Рисунок на асфальте

«Пусть всегда будет солнце»

  1. Занятие «Чем похожи мальчики и девочки»

  1. Беседа –игра «Настроение и чувства»

                       В течение трех месяцев

Дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Оцени поступок», «Цветок добрых дел», «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова»,

Дидактические упражнения: «Если кто-то заболел», «Подари улыбку», Этюды: «Скажи доброе слово», «Комплимент товарищу»

Игры с телефоном: «У меня зазвонил телефон» (культура общения)

Строительные игры(конструирование): «Дом для друзей»

Дидактические игры: «Волшебная шляпа», «Правильно – неправильно», «Путешествие по маршруту добрых дел и поступков»

Музыкально-хороводные игры «Если весело живется, делай так», «Шире круг».

Прослушивание песен о дружбе, друге: «Улыбка», «Есть у солнышка дружок».

Просмотр мультфильмов и оценка детьми поступков героев «Уроки тетушки Совы», «Смешарики. Цикл «Добрые слова», «Кот Леопольд», «Добро пожаловать», «Сказка про доброго носорога», «Чудовище», «Как ослик счастье искал»

Сроки реализации  

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

                                                          Ноябрь

 Беседа «Как управлять своим настроением» рассматривание иллюстраций на тему «Разное настроение»

Аппликация «Разные лица»

Папка передвижка «Список  сказок, рассказов и стихов о добре. Э. Мошковская «Вежливое слово», сказки «Айога», «Три сына», «Два жадных медвежонка», «Кукушка» В.Маяковский «Что такое хорошо и, что такое плохо?»,А. Барто «Вовка – добрая душа», «Сказка о дружбе» В.Осеева «Что легче?», «Добрые слова», «Волшебное слово», Е.Благинина «Подарок», А.Кузнецова «Подружки», В.Катаев «Цветик - семицветик», С.Маршак «Ежели вы вежливы», Л. Толстой «Два товарища», С. Черный «Ах, сколько детей на свете», В. Драгунский «Друг детства»

 Занятие «Улыбнись и   друг с другом подружись» 

Акция для родителей и педагогов  «Дерево добра» -

родители и педагоги отвечают на вопрос: «Что значит быть добрым?»

 Беседа диалог «О достоинстве и благородстве» видео-презентация   «Разные поступки»;

Разгадывание кроссворда по сказкам  

 Игра «Опиши соседа одним словом»

Составление творческого рассказа на тему «Благородный поступок»

  Волонтерское движение  «Пчелки»

«Научим малышей играть», организация игр на улице

Тренинг «Как хорошо иметь друзей»

Творческая работа «Подари улыбку» - изготовление подарков для друзей

Беседа –игра «Строим город доброты»

Детско-родительский тренинг «Мы вместе»

Сроки реализации

Работа с детьми

 Работа с родителями

Работа с педагогами

                                                                    Декабрь  

Акция для детей и родителей «Подари Обнимашку»

 Беседа рассуждение

«Что такое вежливость»,

«Моя семья»

Информационные буклеты «Помоги ребенку стать добрее»

Рекомендация. Беседа «Моя родословная

Моделирование родословного дерева своей семьи.(презентация)

Мини-тренинг

«Мечты сбываются»  

 

 

 Викторина «Что такое доброта»

Волонтерское движение  «Пчелки»

«День добрых дел» - помощь малышам при одевании на улицу

Беседа «Семейные праздники, традиции»

 Видео-интервью Добро это…»/ «Моя мама - какая она»

Акция для детей и родителей «День добрых дел»

Фото-выставка «Доброта спасет мир»

Творческая работа детей «Цветочек добра» - высказывания детей

Памятки  «Как стать другом своему ребенку»  

Психологическая игра

«Заколдованное сердце»

        

Сроки реализации

Работа с детьми

 Работа с родителями

Работа с педагогами

 Январь

Подведение итогов по проекту.

Создание презентации по проекту «Дорогою добра»

 

Конспект интегрированной непосредственно- образовательной деятельности по конструктивно - модельной деятельности «Дом Дружбы» в подготовительной группе

 (Интегративная область  Ознакомление с социальной  действительностью)

Цель: Актуализировать имеющиеся знания  детей о профессии строителей. Уточнить представления детей о строительстве дома, его частях. Учить делать постройку, отвечающую определенным требованиям.

Задачи:

Развивающие: Развивать инициативу, самостоятельность, конструкторские навыки.

Образовательные: Познакомить детей с понятием «Чертеж». Формировать навыки пространственной ориентации.

Воспитательные:  Воспитывать умение работать коллективно, вести диалог в ходе работы. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы про строителей, про дружбу. Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена». Рассматривание иллюстраций на тему «Строители», «Строительная техника», «Дом и его части», «Строительные материалы». Беседа о профессии строителей, показ презентации. Беседа о правилах поведения на стройке. Сюжетно-ролевые игры «Строители»: строительство домов, метро и др. построек.

Оборудование: Чертеж дома, конструкторы : Полидрон Гигант, Полидрон Гигант «Огромные шестеренки», Томик, Мягкие модули, атрибуты стройки( каски, ограждение)

Методы и приемы: беседа, проблемная ситуация, рассматривание схемы, игра, ответы на вопросы.

Ход НОД

  1. Педагог-психолог: сегодня к вам в гости пришли крокодил Гена и чебурашка.

Они просят о помощи. Помогите построить дом и город дружбы. (Слайд)

Педагог-психолог: Ребята, надо помочь Гене и Чебурашке! Но как!?

Д: Помочь построить дом.

Педагог-психолог: А как называются люди, которые строят дома?!

Д: Строители (слайд)

Педагог-психолог: А какие профессии строителей знаете вы?

Д: Архитектор, каменщик, крановщик, маляр, плотник, сантехник, электрик.

Педагог-психолог: Правильно! Молодцы. Ребята, а без чего нельзя построить дом?

Д: без чертежа

В: Смотрите, Шапокляк, ушла, а чертеж забыла. Давайте с вами посмотрим, какой же дом хотели построить Крокодил Гена и Чебурашка. (Чертеж крепится к магнитной доске магнитами, дети полукругом выстраиваются и рассматривают чертеж).

Давайте с вами вспомним, из каких частей состоит дом?

Д: Стены, крыша, окна, двери,

         Педагог-психолог: Ребята, поговорим о доме, который будем строить. Из     какого материала он будет построен? В какой последовательности вы будете строить дом? ( Во время рассказа детей необходимо следить, чтобы они правильно называли детали, словесно обозначили местоположение частей)

Педагог-психолог: Все верно.  Мы сказали, что профессия строителя очень разнообразная. Ребята, а как вы думаете, что должны соблюдать все эти люди, находясь на стройке

Д: правила безопасности.

Педагог-психолог: правильно. Давайте вспомним эти правила

Д:1. На месте стройки должен быть знак, означающий строительные работы.

 2.вокруг стройки должно быть ограждение

 3.строители должны быть в защитных касках

 4. все на стройке должны соблюдать осторожность

 5. помогать друг другу.

Педагог-психолог: Молодцы, правила все знают. Ребята, а вы знаете, из чего строители строят дома?

Д: Да! Кирпич, Песок, Цемент, Шифер, Брёвна, Плиты, доски .

Педагог-психолог: Все верно! Чертеж мы рассмотрели, правила безопасности на стройке вспомнили, части дома знаем, и из чего строят дома, тоже знаем.    Нам осталось превратиться в строителей и помочь гене с Чебурашкой .

Для того чтобы стать настоящим строителем, мы должны надеть волшебные каски и стать в круг

Дети подходят, надевают каски и выстраиваются в круг.

Педагог-психолог: сейчас мы с вами сделаем зарядку, которая превратит нас из обычных ребят в строителей. Вы готовы.

Звучит зарядка, дети выполняю соответствующие движения.

Педагог-психолог: вот мы с вами строители. Ребята, скажите мне, кто самый главный на стройке, как зовется эта профессия.

Д: прораб.

Педагог-психолог: давайте мы себе выберем двух прорабов

Дети выбирают Яна и Диану.

Прораб дает каждому строителю д поручение и следит за ходом стройки.                                                                      

Звучит музыка о дружбе. Дети преступают к строительству дома.  Каждый (группой) строят дом, объединяя дома в город.

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, какой великолепный город получился у нас. Настоящий город дружбы.

Дом построить мы смогли,

Стены, крышу, этажи!

Всех друзей мы приглашаем,

Новоселье встречаем!

Для кого наш город, дома?

Д: для друзей!

Педагог-психолог: А какие пословицы про дружбу вы знаете?

Д: 1.без друга в жизни туго

 2.Друга на деньги не купишь

3.дружба не гриб, в лесу не найдешь

4.не имей сто рублей, а имей сто друзей

5.старый друг лучше новых двух

Педагог-психолог: Какие хорошие пословицы. Ребята, а нас можно назвать дружными!?

Д: Да!

Педагог-психолог: Давайте покажем, как мы умеем дружить и станцуем веселый танец друзей.

Дети становятся на танец парами. Звучит музыка.

Педагог-психолог:  какие дружные у нас ребята.  

Давайте узнаем,  построили  дом Гене с Чебурашкой.!?

Включается мультфильм (Концовка)

  1. Подведение итогов, анализ работы

Ребята, вам понравилось наше занятие?! А, что вам больше всего запомнилось!? Что мы сегодня с вами узнали!? Что бы вы пожелали нашим друзьям?!!

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Мальчишки и девчонки»

Дидактическая цель: развивать гендерные представления у детей, закреплять  знания  детей о  своей принадлежности к полу.

Задачи:
Образовательные:
- продолжать развивать гендерные представления у детей, закреплять  знания детей о своей принадлежности к полу и его отличительных особенностях

Развивающие:

- развивать классификационные умения на примере предметов одежды

Воспитательные:

- воспитывать  доброжелательное отношение между детьми разного пола, умение  быть внимательными друг к другу

Предварительная работа: дидактические игры «Кто есть кто», «Назови по имени», беседы: «Мы разные», «В детском саду много девочек и мальчиков», чтение произведения С. Маршака «О девочках и мальчиках»,

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

В группу под музыку «Мальчики и девочки» входят дети и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята у меня в руках волшебный клубок, мы сейчас будем передавать его по кругу и ласково называть свое имя.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки, и сделаем большой круг.

Скажите мне, пожалуйста:

 - Чем похожи мальчики и девочки?  (Предложить посмотреть друг на друга)

- Чем девочки отличаются от мальчиков? (Поведением, играми, игрушками, движениями, голосами, внешне), а сейчас мы с вами убедимся в этом.

Игра «Мы – разные», развивает внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.

 Дети встают в круг, и по желанию вызывается один из детей. Воспитатель, выступающий в роли ведущего, задаёт вопросы:

- Кто из мальчиков самый высокий?

- Кто из девочек самая низкая?

- У кого из детей светлые волосы?

- У кого сандалии с цветочками? и т.д

- Ребята, а давайте сейчас разомнем наши пальчики.

 Проводится пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. (ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять. (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями).

Воспитатель: Хорошо ли быть мальчиками? Почему?

Игра «Назови имена мальчиков». Дети называют по очереди имена мальчиков, передавая куклу друг другу, стоя в кругу.

Воспитатель: А каким должен быть мальчик? Я думаю, что таким. Послушайте отрывок из стихотворения «Мальчики и девочки»

             Из чего только сделаны мальчики? Из колючек, ракушек, Из зеленых лягушек - Вот из этого сделаны мальчики!

Воспитатель: Вы согласны? Тогда давайте поиграем в игру «Каким должен быть настоящий мальчик, с которым бы хотелось дружить?»

Воспитатель обобщает ответы детей: мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не обманывать. Мальчики не должны обижать девочек, они должны защищать, помогать, уступать девочкам игрушки или место и прощать им их девчоночьи слабости. Мальчик не может быть слабым, неловким, трусливым, ленивым.

Воспитатель обращает внимание на куклу-девочку, предлагает рассмотреть ее.

Воспитатель: Хорошо ли быть девочками? Почему?

Игра «Назови имена девочек». Дети называют по очереди имена девочек, передавая куклу друг другу, стоя в кругу.

Воспитатель: А какой должна быть девочка? Я думаю, что такой.

Из чего только сделаны девочки? Из конфет и пирожных, Из сластей всевозможных - Вот из этого сделаны девочки!

Воспитатель: Вы согласны? Тогда давайте поиграем в игру «Какой должна быть настоящая девочка?»

Воспитатель обобщает ответы детей: девочка должна быть доброй, аккуратной, терпеливой. Мальчики не хотят дружить со злой, ленивой, болтливой, неряшливой девочкой, а также плаксой.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, могут ли дружить мальчики с девочками? Дети высказывают свои варианты и аргументируют их.

Ребята, давайте с вами посмотрим презентацию, на которой мы увидим, какая может быть дружба между мальчиком и девочкой.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам выбрать из разных предметов одежды те, которые принадлежат либо кукле-мальчику, либо кукле-девочке.

- А теперь я вам предлагаю нарисовать мальчиков и девочек нашей группы.

 Рисование проводится на столе. Детям предлагаются цветные карандаши, восковые мелки. Дети начинают работу одновременно. Воспитатель наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения. После рисования дети вытирают руки влажными салфетками. Воспитатель закрепляет плакат на мольберте.

         3. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой получился красивый портрет нашей группы. Какие вы у меня молодцы! Дружно рисовали, дружно играли.