Распространение педагогического опыта

Кужахметова Динара Асылбековна

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОФЕССИЯМИ  РОДИТЕЛЕЙ

Д.А. Кужахметова   ДС № 7 «Аленушка» (ЗАТО Знаменск)  

Аннотация. Знакомство дошкольников с трудом взрослых это не только средство формирования системы знаний, но и получение опы- та социального общения, воспитания важных качеств личности. Необ- ходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных ис- точников, в сюжеты игр, развивать в детях веру в свои силы, способ- ности, всячески поддерживать детскую инициативу, самостоятель- ность и творчество, что в дальнейшем поможет сформировать про- фессиональное самосознание. Ключевые слова: ранняя профориентация, дошкольники, знаком- ство с профессией  

DEVELOPMENT OF INITIATIVE AND Cognitive ACTIVITIES OF PRESCHOOLERS THROUGH THE ACQUISITION OF THE PARENTS 'PROFESSIONS  

D.A. Kuzhakhmetova KG № 7 "Alyonushka" (CATU Znamensk)  

Abstract. Acquaintance of preschoolers with adult labor is not only a means of forming a system of knowledge, but also gaining experience in social communication, bringing up important personality traits. It is necessary to

78  

teach the child to translate the knowledge gained from different sources into the plots of games, to develop in children faith in their own strengths, abilities, in every possible way to support children's initiative, independence and crea- tivity, which in the future will help to form professional self-awareness. Keywords: early career guidance, preschoolers, acquaintance with the profession  

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занима- ет важное место. Кем быть? Этот вопрос волнует многих детей. Вспомни- те, как вы выбирали свою профессию. И сами ли вы её выбирали. Роди- тели задумываются о будущем своего ребенка буквально с его рождения, следят за интересами и склонностями, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Но наша цель – помочь ребёнку сделать са- мостоятельный выбор в будущем. Обновление системы дошкольного образования ставит перед педа- гогами важные задачи по воспитанию конкурентоспособной личности, в дальнейшем успешно реализующей себя в профессиональной среде. Со- гласно целевым ориентирам стандарта дошкольного образования «ребё- нок овладевает основными культурными способами деятельности, про- являет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности …, обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе ». Очень актуальны и сегодня, на мой взгляд, слова великого советско- го педагога В.А. Сухомлинского: «Труд становится великим воспитате- лем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт ра- дость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознатель- ность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без кото- рых невозможна жизнь человека». Мы выявили, что у детей довольно скудный кругозор в области зна- ний о профессиях, в том числе о труде родителей. Опрос показал, что не- которые дети не могли назвать, где и кем работают их родители, потому что мамы и папы не рассказывают ребятам о своей работе! Представле- ние о труде взрослых у детей было размыто, они не могли ответить на

79  

вопрос, что делают их родители на работе и для чего. Как правило, они отвечали «Зарабатывают деньги». Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас обще- ственно полезен, что процветание нашего государства зависит от твор- чества и созидания каждого? Почему родители перестали рассказывать своим детям о ценностях профессий? Почему утрачиваются трудовые династии? Исчезло понятие «трудовая доблесть»? Почему турецкий строитель  или французский булочник  гордятся своими профессиями, а мы скромно умалчиваем о своих сварщиках, пекарях, шинниках, слеса- рях, трудом которых созидается жизнь каждого? Знакомство детей с профессиями, развитие их инициативы и само- стоятельности, социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО. Поэтому возникла идея разработки проекта по ранней профориента- ции в подготовительной к школе группе. Была поставлена цель – разви- тие творческой инициативы и познавательной активности у детей стар- шего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями родите- лей, которая осуществлялась не на уровне одной задачи, а как целост- ный органический процесс. Пришлось вести активную разъяснительную работу с родителями, доказывать нужность и важность данной темы. Но затем мы получили настоящих союзников, партнёров в общем деле. Использование «Модели трёх вопросов» помогло нам определить этапы работы: кем работают родители и что мы знаем о их профессиях? Что нам сделать, чтобы узнать больше? Как и где можно применить по- лученные знания?  Содержание деятельности строили в соответствии с разработанным планом, который представляет собой ряд мероприятий, связанных друг с другом и проводимых в течение дня в разных режимных моментах. До- школьное образование не имеет жёстких рамок, т.е. образовательная де- ятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребёнка в детском саду. Мы обогащаем опыт детей, приобщая к ценно- стям культуры, в том числе, трудовой, создавая условия для познава- тельной, исследовательской, проектной, коммуникативной деятельности. Ознакомление с профессиями родителей, на наш взгляд, обеспечит дальнейшее вхождение ребёнка в современный социальный мир,

80  

в большей мере будет способствовать развитию позитивных установок и представлений о значимости, ценности каждого вида труда. В процессе реализации проекта мы организовали ряд экскурсий. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной об- становке освоить представления о труде людей. Мы показывали, что и для какой цели делают люди, как относятся к своему труду, каковы его резуль- таты. Кроме того, очень заинтересовали наших детей экскурсии в учебные заведения, где обучают тем или иным профессиям. Мы посетили колледж нефтехимии и нефтепереработки, политехнический, агропромышленный, педагогический колледжи, где также работают родители наших воспитанни- ков. Кроме того, широко использовали виртуальные экскурсии, которые по- могли «посетить» шинный завод, химкомбинат, побывать на стройке. Игра для детей – путь познания и приобщения к жизни. Это самая свободная, естественная форма погружения в реальную действитель- ность с целью ее изучения, проявления творчества, активности, самосто- ятельности, самореализации. Играя в профессии, дети переводили полу- ченные знания в сюжеты игр, у них развивалось образное мышление, во- ображение, коммуникативные навыки. Общими усилиями мы значительно обогатили развивающую игровую среду. В рамках реализации проекта зародилось движение «Дежурный взрослый»,  которое позволило вовлечь семьи  непосредственно в обра- зовательную деятельность. Особо нас порадовала активность пап. У де- тей расшились представления не только о профессиях близких людей, но и увлечениях. Дошкольники проявляли инициативу, приглашая родите- лей, других родственников на мероприятия. Детям было очень интересно узнавать новое, они задавали много вопросов, старались вникнуть в тон- кости той или иной профессии. Один из принципов работы по ранней профориентации – принцип ак- тивного включения детей в практическую деятельность. Очень важно, чтобы ребёнок не только наблюдал за работой взрослых, но и участвовал в совместной деятельности, выполняя трудовые действия. Профессио- нальные пробы – еще один эффективный вид образовательной деятель- ности, который мы использовали. Здесь дети получают самостоятельный опыт, и как результат, осознают себя в качестве субъекта профессио- нальной деятельности. Дети с удовольствием создавали кулинарные  

81  

шедевры, эскизы одежды, учились закручивать гайки и ремонтировать стулья, закрепляли правила безопасного поведения на дороге. При ознакомлении с профессиями совместными усилиями разраба- тывали интеллект-карты, выпускали стенгазеты  «Все профессии важны», книжки-самоделки. Дети стали инициаторами  оформления альбома «Профессии наших мам и пап». Итогом стала организация фестиваля «Радуга профессий», где взрослые и дети представляли не только про- фессии родителей, но и, кем бы ребёнок хотел стать в будущем. Для выявления уровня знаний детей о профессиях, значимости тру- да, орудиях труда и качествах, необходимых для той или иной профес- сии, использовалась диагностика по методике Г.А. Урунтаевой (диагно- стика проводилась в начале и конце учебного года). Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представле- ниях детей о профессиях родителей, т.е. расширились знания о направлен- ности и структуре конкретных трудовых процессов; понимание ценности и значимости труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании труда взрослых  в сюжетно-ролевую игру, а полученные прак- тические навыки – в элементарную трудовую деятельность. Можно отметить, что в ходе реализации проекта значительно рас- ширился словарный запас детей, повысилась их познавательная актив- ность, активизировалась совместная, партнерская деятельность детей, педагогов, родителей. Мы уверены, что все это поможет детям успешно адаптироваться в новой социальной среде.  

Литература 1. Алябьева Е. А. Поиграем в профессии. Кн.1, 2. Занятия, игры и бе- седы с детьми 5–7 лет / Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. 2. Алябьева Е. А.  Ребенок в мире взрослых. Познавательные рас- сказы о профессиях для детей 5–8 лет / Е. А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 139 с. 3. Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии : пос. для студ. высших и средних пед. учеб. завед. / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонь- кина. – М. : Академия, 1998. – 304 с.  

 

82  

References 1. Alyab'yeva Ye. A. Poigrayem v professii. Kn. 1, 2. Zanyatiya, igry i besedy s det'mi 5–7 let. M.: TTS Sfera, 2016. 128 р.  2. Alyab'yeva Ye. A. Rebenok v mire vzroslykh. Poznavatel'nyye rasskazy o professiyakh dlya detey 5–8 let. M.: TTS Sfera, 2016. 139 р.  3. Uruntayeva G. A., Afon'kina Yu. A. Praktikum po doshkol'noy psikhologii: Posobiye dlya studentov vysshikh i srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. M.: Akademiya, 1998. 304 р.  

doi 10.21672/2078-9858-2020.10.07-082-087 УДК 811.161.1’276.45



Предварительный просмотр:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ  

Е. С. Халидова, воспитатель Д. А. Кужахметова, воспитатель МКДОУ ЗАТО Знаменск, детский сад № 7 «Алёнушка».

В статье рассматриваются проблемы эмоционального развития ребенка до- школьного возраста как важнейшего педагогического условия развития его личности. Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, развитие дошкольников, чув- ство уверенности, развитие личности, дошкольник, эмоционально-волевая готовность.  

EMOTIONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN  AT PRESCHOOL INSTITUTION  

E. S. Khalidova, Nursery Teacher D. A. Kuzhakhmetova, Nursery Teacher MPPEE of Znamensk CATU, Nursery School № 7 "Alyonushka".

The article deals with the emotional development of a preschool child as the most important pedagogical condition for the development of his personality. Keywords: emotions, emotional sphere, development of preschoolers, feeling of confi- dence, development of personality, preschooler, emotional-will readiness  

Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять, чувства других не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудности в отно- шениях со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции [1]. В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только со- гласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Если в восприятии, ощущениях, познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, все- возможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоции и чувства – это своеоб- разное личностное отношение человека не только к окружающей действи- тельности, но и к самому себе. Так, между человеком и окружающем миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций [3]. Одной из задач всех специалистов и воспитателей в детском саду является нравственное развитие и воспитание дошкольников, привитие ему основных мо- ральных качеств и устоев, которые в дальнейшем помогут ему общаться с дру- гими людьми и адекватно относиться к их поведению и поступкам. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны от- ношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. По- знавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное,

субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей его среды близких ему людей [4].  Эмоциональное развитие дошкольников начинается в первую очередь в семье и зависит от того, как выстроено общение между членами семьи, между родителями и ребенком. Современный родитель, к сожалению, немно- го внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, пи- сать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего раз- вития ребенка. Как показывает анализ детско-родительских отношений у де- тей, сделанный на основе диагностической методики «Кинетический рисунок семьи» Р. Берн, С. Кауфман: благоприятная семейная ситуация у 56,4 % до- школьников; тревожность проявляют 31 % воспитанников; у 23 % детей наблюдается конфликтная семейная ситуация; чувство неполноценности в семье испытывают 9,5 % дошкольников; 8,7 % показывают враждебность в семейной ситуации. Данные методики настораживают педагогов и родите- лей. Отсюда у детей чувство тревоги, страха, неуверенности в себе, низкая самооценка, неумение общаться со сверстниками. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности за- нимает именно эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека [5]. На первый план выступает личностно-ориентированная модель обще- ния педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждо- го ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творче- ских способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных про- явлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.  Эмоциональное развитие дошкольников в детском саду и семье проис- ходит через разнообразные формы работы и виды детской деятельности:

– общение ребенка со взрослым, посредствам игровой деятельности, например игра в конструктор, сюжетно-ролевая игра; – чтение книги ребенку; – разговор об отношениях ребенка с друзьями. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его вза- имоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внима- ние, он испытывает эмоциональное благополучие: чувство уверенности, за- щищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизне- радостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормаль- ному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [3]. Основой эмоционального развития ребенка является восприятие им ху- дожественной литературы. Во время чтения произведений можно заметить, как дети проявляют эмоции в движениях: застывают в одной позе, проявляют двигательное беспокойство; копируют действие персонажей; желают отклю- читься от сильного переживания (отворачиваются, прячутся, закрывают лицо руками). Пиком эмоционального развития становится, когда у дошкольника появляется необходимость начать общаться друг с другом, поделиться впе- чатлениями после прочитанного. В сказки он вживается как в реально проис- ходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отде- лять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердит- ся на дождь, из-за которого не пускают гулять. В детских садах, начиная с раннего возраста, используются картинки с изображением эмоций, прикрепленные на шкафчиках в раздевальной ком- нате, когда дети могут «выставить» свое настроение, тем самым с раннего детства знакомясь с эмоциями человека и с тем, как можно ими управлять, знакомясь с эмоциональными состояниями людей.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутвер- ждения. И они, конечно, тоже теснейшим образом связаны с эмоциями. Ис- ходный пункт этих мотивов возникающее на рубеже раннего детства и до- школьного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его же- лания. Одно из проявлений стремления к самоутверждению – притязания де- тей на исполнение главных ролей в играх. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямств. Важной особенностью эмоционального развития является также тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений [2]. К шестому году, как правило, дети могут нормально взаимодействовать с окружающими по правилам, нормам. Определенный уровень уже пройденной социализации позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образо- вательного стандарта является: «ребенок обладает установкой положитель- ного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен до- говариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Мы педагоги должны стремится к этим «ожиданиям» [6]. Для этого необходимо применять различные современные педагоги- ческие технологии для эмоционального развития дошкольников. Создавать образовательную среду, направленную на эмоциональное благополучие детей. Соблюдать психолого-педагогические условия реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования, направленные на формирование и поддержку положительной самооценки дошколь- ников, поддержку положительного и доброжелательного отношения детей друг к другу.  

Список литературы 1. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения / Бреслав Г. М. – М. : Педагогика, 1990. – 144 с. 2. Гребенщикова, Т. В. Педагогические условия эмоционально- экспрессивного развития детей дошкольного возраста / Т. В. Гребенщикова, // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 6. – С. 163–270. 3. Лаптева, Ю. А. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС дошкольного образования / Ю. А. Лап- тева // Современный ребёнок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы региональной научно-практической конфе- ренции (23 мая 2014 г.). Новокузнецк : РИО КузГПА, 2015. – С. 63–67. 4. Лаптева, Ю. А. К проблеме изучения особенностей эмоционального развития современных дошкольников / Ю. А. Лаптева, И. С. Морозова // Со- временная наука: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы Меж- дународной научно-практической конференции. – Нефтекамск : Наука и об- разование, 2015. – С. 56–59. 5. Лаптева, Ю. А. Мониторинг эмоционального благополучия до- школьников в системе психолого-педагогического сопровождения в до- школьной образовательной организации / Ю. А. Лаптева, Н. И. Фёдорова // Евразийский союз учёных (ЕСУ). – 2015. – № 7. – Ч. 6. – С. 73–76. 6. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М., 1986. – 176 с. 7. Разенкова, Н. Е. Теоретические аспекты эмоционально- экспрессивного развития личности / Н. Е. Разенкова // Сибирский педагоги- ческий журнал. – 2010. – № 6. – С. 296–304.

References 1. Breslav, G. M. Emocional'nye osobennosti formirovaniya lichnosti v detstve. Norma i otkloneniya / G. M. Breslav. – M. : Pedagogika, 1990. – 144 p. 2. Grebenshchikova, T. V. Pedagogicheskie usloviya emocional'no- ekspressivnogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta / T. V. Grebenshchikova // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. – 2010. – № 6. – Pp. 163–270. 3. Lapteva, Yu. A. Emocional'noe blagopoluchie detej doshkol'nogo vozras- ta na etape realizacii FGOS doshkol'nogo obrazovaniya / Yu. A. Lapteva // Sov- remennyj rebyonok i obrazovatel'noe prostranstvo: problemy i puti realizacii : ma- terialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (23 maya 2014 g.). – Novo- kuzneck : RIO KuzGPA, 2015. – Pp. 63–67. 4. Lapteva, Yu. A. K probleme izucheniya osobennostej emocional'nogo razvitiya sovremennyh doshkol'nikov / Yu. A. Lapteva, I. S. Morozova // Sov- remennaya nauka: opyt, problemy i perspektivy razvitiya: materialy Mezhdu- narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – Neftekamsk : Nauka i obrazovanie, 2015. – Pp. 56–59. 5. Lapteva, Yu. A. Monitoring emocional'nogo blagopoluchiya doshkol'ni- kov v sisteme psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya v doshkol'noj obra- zovatel'noj organizacii / Yu. A. Lapteva, N. I. Fyodorova // Evrazijskij soyuz uchyonyh (ESU). – 2015. – № 7. – Ch. 6. – Pp. 73–76. 6. Razvitie social'nyh emocij u detej doshkol'nogo vozrasta / pod red. A. V. Zaporozhca, Ya. Z. Neverovich. – M., 1986. – 176 p. 7. Razenkova, N. E. Teoreticheskie aspekty emocional'no-ekspressivnogo razvitiya lichnosti / N. E. Razenkova // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. – 2010. – № 6. – Pp. 296–304.