Композиторы

Султанова Алина Алиевна

Картотеки композиторов , биография.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompozitory_rb.docx212.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рафик Сальманов

Известный башкирский композитор, один из основоположников башкирской профессиональной музыки Рафик Вафич Сальманов родился 15 сентября 1917 года в селе Аскарово Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии, ныне Абзелиловского района Республики Башкортостан.

Природное дарование, активное участие в художественной самодеятельности, увлеченность музыкой привели его к профессиональному музыкальному искусству. В 1947 году Рафик Сальманов стал студентом башкирской студии при Московской консерватории им.П.И.Чайковского.

Завершив образование, он возвратился в Уфу и деятельно включился в музыкально-общественную жизнь республики: работал музыкальным редактором Башкирского радио, научным сотрудником фольклорного кабинета при Управлении по делам искусства БАССР, музыкальным консультантом Республиканского Дома народного творчества и руководителем секции самодеятельных композиторов. В 1961 году Рафик Сальманов был принят в Союз композиторов Башкирии, впоследствии неоднократно избирался членом Правления Союза композиторов БАССР.

Как композитор он внес неоценимый вклад в музыкальную культуру республики. Источником творчества Рафика Сальманова послужило богатое музыкальное наследие башкирского народа. Наиболее полно его дарование проявилось в области вокальной музыки. Итогом творческих исканий композитора в этой сфере стали его авторские сборники: «Родные напевы», «Тебе, моя песня», «Десять башкирских народных песен для хора», «Песни — спутники мои» и другие.

Кроме вокального искусства композитор активно обращался к музыкально-драматическим произведениям (оперетта «Птица счастья», музыка к драме Ахметшина «Утерянные письма») и произведениям для симфонического оркестра («Молодежная увертюра», «Сюита» и другие).

Вокальная и инструментальная музыка для детей занимала особое место в творчестве композитора. Подрастающему поколению были предназначены вокальные сборники «Поют юные друзья», «Подарю стране цветы» и другие. Его инструментальные пьесы для фортепьяно и баяна вошли в репертуар музыкальных школ, училищ и музыкантов - исполнителей. Рафик Сальманов был музыкальным редактором более 50 сборников произведений башкирских композиторов самых разных жанров.

Заслуги Рафика Сальманова высоко оценены государством. Ему были присвоены почетные звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и «Заслуженный деятель искусств БАССР».

Последние годы жизни композитор жил на родине, в селе Аскарово – административном центре Абзелиловского района. Скончался он 4 июля 2003 года на 86 году жизни и похоронен здесь. Имя композитора Рафика Сальманова носит одна из новых улиц Аскарово.
http://kugkultura.ru/_pu/1/68360159.png

Данил Хасаншин

Сегодня автору симфонических произведений, опер, ораторий и сборников песен исполнилось 80 лет. И даже в этом почтенном возрасте Данил Хасаншин создаёт новые музыкальные сочинения. Родился он 22 августа 1937 года в д.Сюльтино Илишевского района в семье колхозника. Детство будущего композитора пришлось на тяжёлые военные годы.

Летние полевые работы с дедом - самые дорогие воспоминания Данила Хасаншина. Годы войны, деревенский труд и детство под народные напевы - стали неизменным источником творческой и жизненной силы композитора.

После окончания десятилетней школы и курса трактористов в с.Верхнеяркеево, работал в родном колхозе, служил в рядах Советской Армии. Довелось ему участвовать и в освоении целинных земель в Республике Башкортостан.

С детства играл на гармони, баян был его верным спутником и во время армейской службы. В 1965 г. закончил Уфимское музыкально-педагогическое училище, работал преподавателем музыки. В 1967-1972 гг. учится в Казанской государственной консерватории, а в 1980г. закончил ассистентуру - стажировку.

Неизменно эмоциональный и чуткий, Данил Давлетшинович из года в год передаёт свои чувства и в песнях. Воспитанный на советской идеологии, композитор сделал своим кредо соединение академической музыки с музыкой народа.

Хасаншин — автор огромного количества произведений самых различных жанров. Среди них шесть симфоний, опера «Великий рядовой», балет «Свадьба», многочисленные симфонические, хоровые, камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения. С 1973 г. является членом Союза композиторов СССР. «Заслуженный деятель искусств БАССР» (1989).

Сочинение Д.Хасаншина – Концерт для оркестра «Айтыш» выдвинуто на соискание Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. «Айтыш» - так называлось соревнование аксакалов в остроумии. Музыка Хасаншина передала остроты сольными партиями инструментов.

Музыкальное дело Хасаншина продолжил его сын. Впрочем, несколько в ином ключе. От классики Азамат Хасаншин развернулся в сторону джаза и сейчас успешно заведует кафедрой эстрадно-джазового исполнительства и звукорежиссуры Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова.

Будучи сторонником и защитником академической музыки и родных национальных мотивов в ней, Данил Хасаншин в своих произведениях всегда придерживается патриотической темы. Ею он делится и с младшим поколением: не так давно вышел сборник детских произведений для занятий в музыкальной школе.

Сейчас творчество Данила Давлетшиновича Хасаншина не просто живёт, - произведения композитора снова и снова звучат в концертных залах. Вместе с сыном они готовят серию концертов для скрипки с оркестром. Публика услышит их уже осенью. А репетиции симфонический оркестр начнёт вскоре после юбилея композитора.
http://kugkultura.ru/_pu/1/01197091.jpg

Шамиль Ибрагимов

Известный башкирский композитор, хоровой дирижер и педагог Шамиль Шамильевич Ибрагимов родился 15 июля 1922 года в поселке Чишмы Уфимского кантона БАССР, ныне это райцентр Чишминского района Республики Башкортостан.

Музыкальное дарование проявилось у него очень рано. Еще до войны он учился на композиторском отделении Башкирской студии Московской консерватории им. П.И.Чайковского, которое окончил по классу выдающегося музыканта Генриха Ильича Литинского в 1941 году. Вскоре Шамиль Ибрагимов уходит на фронт, где участвует в боях против фашистских захватчиков.

После войны Шамиль Шамильевич продолжил свое музыкальное образование. В 1952 году окончил факультет хорового дирижирования Московской консерватории и начал работать в Уфе. Руководил двумя профессиональными башкирскими хорами – Республиканского радиокомитета и Башкирской государственной филармонии, одновременно преподавал и руководил хоровым классом в Уфимском музыкальном училище. В 1958 году Шамиль Ибрагимов вступил в Союз композиторов. Возглавляемые им хоровые коллективы с большим успехом выступили на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году.

Основываясь на достижениях своих предшественников и народных музыкальных традициях, Шамиль Ибрагимов смог поднять башкирскую профессиональную хоровую музыку на новый, более высокий уровень развития. Именно он стал автором многих хоровых произведений, ставших впоследствии классикой башкирской национальной музыки. Его произведениям присущи напевность, лиричность, гармоничное сочетание национального колорита и классического стиля.

Яркость и проникновенность образов, мастерство хорового письма отличают многие произведения Шамиля Ибрагимова, вошедшие в репертуар самодеятельных и профессиональных хоровых коллективов. Композитор хорошо знал возможности человеческого голоса, его произведения удобны для исполнения, отличаются мелодичностью.

Шамиль Ибрагимов является автором свыше 50 вокально-хоровых произведений, в том числе кантат «Слава тебе, Башкортостан!», «Мир отстояли – мир защитим», хоровых поэм «Поэма о солдате» и «Земля моя родная», хоровых миниатюр. Значительным вкладом в башкирскую хоровую музыку являются созданные композитором лирические миниатюры «Диля», «Урал мой», «Дема, моя Демушка». Популярны его хоровые песни шуточного характера «Девушки нашего села», «Вдоль по вольной Агидели» и другие.

Мастерством хоровой инструментовки отличаются обработки башкирских народных песен «Алты егет» («Шесть джигитов»), «Кулуй-кантон» и многих других, которые включают в себя и авторский музыкальный текст. Шамилем Ибрагимовым выпущен авторский сборник «Уральские березы». В фонде телерадиокомпании «Башкортостан» хранятся записи свыше 70 произведений башкирских композиторов в исполнении хоров, руководимых Шамилем Ибрагимовым.

В 1972 году Шамилю Ибрагимову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР».

В жизни Шамиль Шамильевич отличался сердечностью и душевной простотой. Очень высоко его ценил Файзи Гаскаров. Композитор был частым гостем в доме выдающегося хореографа.

Скончался композитор 20 апреля 1993 года на 71-м году жизни. С 1994 года в Уфе проходит Открытый республиканский конкурс хоровых дирижеров имени Шамиля Ибрагимова. Статьи о его творчестве имеются в Краткой энциклопедии «Башкортостан», 3-м томе Башкирской энциклопедии и «Большой биографической энциклопедии».
ибрагимов

Анатолий Кукубаев

Башкирская земля породила немало известных деятелей музыкальной культуры, имена которых стали достоянием республики и всей России. К их числу можно отнести и Анатолия Кукубаевича Кукубаева, который много сделал для популяризации неисчерпаемого богатства башкирской народной музыки, был замечательным композитором, виртуозным музыкантом-баянистом, мудрым педагогом. Сегодня ему исполнилось бы 80 лет.

Анатолий Кукубаев родился 1 июля 1937 года в простой крестьянской семье в деревне Бахтыбаево Бирского района Башкирской АССР. Уже в четырехлетнем возрасте он самостоятельно освоил игру на гармони. К окончанию семилетней школы юноша принял твердое решение связать свою жизнь с музыкой. Первой его ступенькой на этом пути стала Бирская детская музыкальная школа, где он проучился всего двадцать дней. Здесь в ученике сразу же увидели незаурядные способности и направили на учебу в Уфимское музыкальное училище.

На третьем году обучения в Уфе талантливого студента зачисляют в штат музыкантов-воспитанников духового оркестра Уфимского гарнизона. Здесь же по достижении призывного возраста он проходит военную службу в качестве валторниста. В 1955 году газета Приволжского военного округа «Боевое знамя» опубликовала его «Песню советских солдат», а через год республиканская молодежная газета «Ленинец» песню «Вечерний вальс».

Окончив музыкальное училище по классу баяна в 1961 году, он поступает в Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Напряженное освоение академических дисциплин Анатолий Кукубаев успешно совмещает с созданием сочинений для баяна, преимущественно в жанре обработки народных напевов. Они получили популярность и очень скоро башкирская музыка в его обработке начинает звучать и в Москве, и по всему Советскому Союзу. Наибольший успех принесли композитору произведения, написанные для народных инструментов и, прежде всего, для баяна.

Одновременно Анатолий Кукубаевич с 1964 года преподавал в Уфимском музыкальном училище, до 1971 года являлся музыкальным руководителем и дирижером оркестра народных инструментов «Агидель» при Доме культуры Салавата Юлаева. В разные годы он являлся руководителем симфонического и народного оркестров Уфимского училища искусств, оркестра баянистов Уфимского института искусств.

Анатолий Кукубаев является автором многочисленных произведений, созданных в самых разных жанрах – симфонической поэмы «Легенда», оратории «Утро республики» на стихи Г. Саляма, кантаты «Башкирия – родная земля», поэм, увертюр, маршей, пьес для аккордеона, балалайки, баяна, гармони, курая, домры и других инструментов. Признанный пропагандист башкирского фольклора, он около сорока лет проработал в Уфимском училище искусств, наряду с преподаванием и обучением студентов активно занимаясь творчеством. Мастерство и постоянный поиск позволили ему создать высокохудожественные музыкальные произведения, которые вошли в бесценный фонд башкирской профессиональной музыки.

Многие его ученики получили мировую известность. Так, в 1972 году его ученик, студент Уфимского государственного института искусств Раджап Шайхутдинов, будущий профессор и заведующий кафедрой народных инструментов, стал лауреатом престижного международного конкурса «Дни гармоники» в немецком городе Клингентале. В его конкурсную программу входило произведение Анатолия Кукубаева «Вариации на башкирские народные темы». В дальнейшем его сочинения стали часто исполняться на различных международных конкурсах и фестивалях.

Анатолий Кукубаев стал первым композитором, который обратил внимание на возможности башкирского курая и создал произведения для курая и симфонического оркестра. В 1982 году он делает еще один смелый шаг: пишет пьесу «Дружба» для ансамбля кураистов и оркестра русских народных инструментов и посвящает ее 425-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства. Народные инструменты в этой пьесе являются символами двух народов, через сочетание их звучания выражена идея дружбы Башкортостана и России. Позже была написана пьеса «Башкирский сувенир» для квартета башкирских народных инструментов и оркестра русских народных инструментов, которая была исполнена на авторском концерте композитора в 1987 году.

Анатолий Кукубаевич стоял у самых истоков создания Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан в 2001 году. Первым произведением, которое исполнил новый оркестр, стала пьеса Кукубаева «Огни Уфы». Композитор приходил на репетиции, помогал советами и создал немало произведений именно для этого оркестра.

Анатолий Кукубаев являлся членом Союза композиторов Башкортостана и России. Ему было присвоено высокое звание «Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР». Он был лауреатом премии им. Г. Саляма.

Мариец по национальности, Анатолий Кукубаев все свое творчество посвятил башкирской музыке. Девизом всей его творческой жизни стали такие слова: «Я пишу башкирскую национальную музыку. Я мыслю по-башкирски…».

Анатолий Кукубаев скончался 1 августа 2002 года в Уфе на 66-м году жизни и похоронен в родной деревне Бахтыбаево.

http://kugkultura.ru/_pu/1/68671422.jpg

Рашит Зиганов

Сегодня замечательный композитор и педагог, автор многих симфонических произведений Рашит Зиганов отмечает свой большой юбилей. Рашит Рахимович Зиганов родился 28 июня 1952 года в Уфе, в семье известного композитора Рахима Зиганова. Музыкальные наклонности проявились у него очень рано. Учился на композиторском отделении Киевской консерватории. В 1977 году окончил Уфимский государственный институт искусств по классу композитора Загира Исмагилова. После завершения обучения в аспирантуре Горьковской государственной консерватории Рашит Зиганов с 1980 года работает в институте искусств. В 1995-2001 годы был заведующим кафедрой композиции, с 1997 года – профессор. Член Союза композиторов Башкортостана и Российской Федерации.

Рашит Рахимович вел и ведет активную общественную деятельность. В 1992-1995 годы являлся директором Башкирского отделения музыкального фонда России. С 1992 года в течение восьми лет вел ответственную работу в качестве заместителя председателя Союза композиторов Башкортостана. Был делегатом многих съездов, пленумов и фестивалей союзов композиторов СССР и России. Много записывался на радио и телевидении, им выполнены фондовые записи фортепианных сочинений, произведений камерной инстументальной и симфонической музыки.

Для творческого стиля Рашита Зиганова характерны синтез современных музыкально выразительных средств, приемов композиторской техники и традиционных жанров и форм, склонность к драматическому сопоставлению музыкальных образов, сочетание экспрессии со строгой логикой организации музыкального материала. Он является автором балетов на либретто Ильдуса Хабирова «Аленький цветочек» (по сказке Сергея Аксакова) и «Огонь» (по одноименной драме Ангама Атнабаева), оратории-балета «Кара хыузар» («Черные воды») по поэме Мустая Карима.

Ведущее место в творчестве Рашита Зиганова занимает симфоническая музыка, характеризующаяся полифоничностью образов, драматургической насыщенностью и историзмом. Он автор симфонических поэм, симфоний – «Первая», «Символы веры», «Полынь степная», «Гимн Салавату», «Антивоенная», «Баяс» и других.

В концертах Рашита Зиганова нашли музыкальную интерпретацию важнейшие события в истории Башкортостана, национальный дух и ментальность народа. Он является автором многих концертов для фортепьяно, органа и валторны с оркестром, духовых и симфонических оркестров. Глубокая связь с истоками башкирской народной музыки прослеживается в хоровой поэме «Тыуган Уралым» («Родной Урал») на слова Салавата Юлаева, хоровом цикле «Скифы» на стихи Александра Блока, вокальных циклах и многочисленных песнях.

Рашит Зиганов создал большое количество камерно-инструментальных сочинений – сонат для фортепиано, флейты и фортепиано, прелюдий, фуг, квинтетов, квартетов, трио, музыкальных пьес для различных инструментов, отличающихся оригинальностью структурно-композиционных решений, гармоничным синтезом классического и национального начал в музыке.

В разные годы он был организатором и художественным руководителем популярных музыкальных групп «Шаян» и «Антарес» Уфимского нефтяного института, «Инзер» Башгоспединститута, рок-группы «Ufa» Дворца культуры «Нефтяник». В составе этих групп много гастролировал по городам России и Средней Азии. Рашит Зиганов пишет музыку к драматическим спектаклям, джазовые эстрадные сочинения, уделяет внимание музыке для детей. Является автором многих обработок башкирских народных песен. Активно занимается созданием электронной и компьютерной музыки.

Творчество композитора широко известно в республике и за ее пределами. Произведения Зиганова звучали на международном фестивале «Европа-Азия» в Казани, съездах Союза композиторов России в Москве, международных конкурсах пианистов в Париже и Токио. Ему присвоены почетные звания «Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР» и «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Его авторские сборники изданы в Москве и Уфе. Сам композитор с успехом выступал в Германии, Голландии, Бельгии, Австрии, Англии и других странах.

— В основном я работал над инструментальной музыкой, — рассказывает композитор, — но родственники и друзья часто просили меня писать песни о народе, его судьбе, поэтому значительное место в моем творчестве занимают фольклорные начала. Мне интересно сочетать извечные темы истории родного края с современными технологиями. В своей работе применяю компьютерные, виртуальные обработки, аранжировки. Сочетаю живую музыку и электронную, стараюсь внести это новшество в свою педагогическую деятельность. Моей основной задачей становится обучение студентов этим инновациям, на Западе подобные вещи давно и успешно практикуются. В нашей стране это направление пока не достигло должного уровня, но в перспективе, на мой взгляд, у него есть будущее.
http://kugkultura.ru/_pu/1/15145569.jpg

Роза Сахаутдинова

Творчество Розы Хайдаровны Сахаутдиновой давно стало достоянием Башкортостана. Ее яркие, запоминающиеся песни прочно вошли в репертуар исполнителей, в музыкальный быт народа. Они проникают в душу своим чарующим мелодизмом, особой выразительностью, чисто «сахаугдиновскими» интонациями. «Вишневая гора», «Жизнь», «Кукушка», «Озеро лебедей», «Почему?», «Прошла молодость»…

Где же истоки такого самобытного дара? Откуда берет начало бьющий ключом щедрый поток ее мелодий? «Естественно, из детства – говорит Роза Хайдаровна. – Семья была большая и дружная. Мама и папа хорошо пели. В нашем доме звучали башкирские и татарские песни, играли на тальянке, саратовской гармони, мама любила играть на гитаре. Помню, как она пела башкирскую народную песню «Зульхизя»… Наверное, от сильнейших музыкальных впечатлений детства много лет спустя у меня родилась своя «Зульхизя» на стихи Булата Рафикова, где я в самом начале мелодии отталкиваюсь от основной, главной интонации народной песни» (из беседы с автором очерка).

Судьба забросила семью, жившую в Миякинском районе, где отец работал ветеринаром, мать – зоотехником, в далекий Таджикистан – город Душанбе, где 25 июня 1937 года и родилась Роза. Там вместе с семьей пережила трудности военных лег, пошла в школу, слушала и впитывала песни народов, проживающих в Средней Азии.

В начале 50-х семья вернулась на родину, в Башкортостан. В Чишмах Роза окончила среднюю школу, любила выступать в концертах – хорошо пела и танцевала. Эта увлеченность сценой привела девушку в Башгосфилармонию, где позанимавшись в студии, она начала танцевать в ансамбле народного танца под руководством Файзи Гаскарова, а затем – в эстрадных бригадах, несколько лет работала в Сибае художественным руководителем Дома культуры, вела танцевальный кружок.

Любовь к музыке и большая тяга к знаниям привели одаренную девушку в Уфимское училище искусств на дирижерско-хоровое отделение. В 1971 году она защищает на «отлично» диплом и, получив квалификацию дирижера и преподавателя, начинает работать в уфимской общеобразовательной школе №100, где организует детскую хоровую студию. Коллектив, возглавляемый ею, неоднократно становился победителем на различных фестивалях и смотрах. Тогда и начинает молодой руководитель хора сочинять песни.

Еще в годы учебы она показала свои первые композиторские опыты композитору Халику Заимову, который их одобрил и посоветовал учиться дальше. Р.Сахаутдинова продолжала заниматься самообразованием, изучала теоретические предметы. Много сочиняла, работала на телевидении звукорежиссером. Ее стали приглашать на творческие встречи, ее песни записывались на радио, их стали печатать на страницах газет и журналов. Пришёл успех – Роза Сахаутдинова стала популярным композитором. Ее песни полюбили, запели.

Отсутствие специального композиторского образования стало для Р.Сахаутдиновой препятствием к вступлению в Союз композиторов. Но Роза Хайдаровна, взяв рекомендацию Союза композиторов Башкортостана и свои сочинения – ноты, пластинки, афиши, - поехала в Москву к председателю Союза композиторов СССР Т.Н.Хренникову. Знаменитый композитор, прослушав множество её песен, убедился, что перед ним талант самобытный и яркий, – и в 1991 году она была принята в Союз композиторов СССР.

90-е годы – самый плодотворный период творчества Р. Сахаутдиновой. Она получает теперь уже официальное признание: заслуженный деятель искусств Башкортостана, народная артистка Башкортостана, лауреат премии имени Акмуллы и Рами Гарипова. Издательством «Китап» выпущены три её авторских сборника: «Влюбленные, к вам обращаюсь», «Озеро лебедей», сборник для детей «Искорки».

Она пишет много произведений для хора, музыку к драматическим спектаклям Башкирского академического театра драмы («Колыбельная», «Медея», «Через потери», «Прощайте»), ТЮЗа («Идукай и Мурадым»), Сибайского театра («Четыре невесты Ахмадея»), к радиопостановкам, детским спектаклям.

И все же главным жанром в творчестве Р.Сахаутдиновой остается песня. Ею написано более 500 песен. Именно здесь проявляется неповторимая индивидуальность композитора. Песни исполняются известными артистами Башкортостана и Татарстана, записываются на пластинки фирмы «Мелодия» в Москве, Ленинграде, Ташкенте. Им присущи доходчивость музыкального языка, широта дыхания и распевность, мелодическая щедрость и богатая мелизматика, берущие начало от народной песни, искренность и глубина чувств.

На вопрос, как рождаются песни, Роза Хайдаровна отвечает: «Я выбираю те стихи, которые хорошо ложатся на сердце, проникают в самую душу. Важны и характер, и стиль, и мировоззрение автора. Поэтому у меня для каждого поэта свой почерк, своя интонация. Стараюсь в стихах уловить основную мысль и уже представить себе склад будущей мелодии. Ищу неповторимую выразительную интонацию в звучании ритма поэтической речи. Но развиваю все это по-своему, так, как чувствует мое сердце. Постепенно слова словно оживают, наполняясь внутренним светом, обретают особую стройность, дыхание и… незаметно появляется мелодия … Я не записываю новую песню до тех пор, пока она окончательно не улеглась в моем сердце, пока не «запросилась» выйти из моей души».

Это цитата из рукописи автобиографической книги композитора, где Р. Сахаутдинова пишет о жизни, о встречах, успехах и горестях. Пишет живо, искренне, с оттенком грусти говорит о том, что на поиски призвания ушли долгие годы. Она много работает, как бы стремясь наверстать упущенное в молодости.

После успешного исполнения на фестивале в Ижевске вокального цикла «Персидские мотивы» на стихи Сергея Есенина, композитор создает романсы на стихи Марины Цветаевой. Тонкой передачей самых проникновенных чувств отличается вокальный цикл «Тайная любовь» на стихи Г.Зайнашевой.

Р. Сахаутдинова участвует в творческих встречах, проводимых в городах и районах республики, прекрасно исполняет свои песни, и слушатель тепло воспринимает это. Песни композитора имеются в фондах государственной телерадиокомпании «Башкортостан».

Р.Сахаутдинова говорит о себе: «Да, я прошла нелегкую дорогу жизни. Но трудности, наверное, и закалили мой характер. Всегда вспоминаю слова Шота Руставели: «Только тот узнает счастье, кто печаль переживет». И сейчас все непросто. Не всегда получается то, что задумано. Но надо работать. Я твердо усвоила: под лежачий камень вода не течет. Только трудом каждодневным можно добиться успеха. Я много работаю, не выжидая вдохновения – тогда оно само приходит. Сейчас я полна сил и энергии. Планов много. Буду писать, пока бьется мое сердце».
http://kugkultura.ru/_pu/1/56430647.jpg

Айрат Гайсин

Исполнилось 55 лет одному из известных композиторов Башкортостана Айрату Гайсину, много лет отдавшему развитию музыкальной культуры республики.

Айрат (настоящее имя — Раит) Рашитович Гайсин родился в апреле 1962 года в деревне Аслаево Абзелиловского района Башкирской АССР в большой крестьянской семье. Музыкальную одаренность Айрат унаследовал от матери, которая хорошо пела народные песни, в том числе и протяжные озон-кюй. Игру на гармошке он освоил в 13 лет под руководством односельчанина-любителя.

Айрат Гайсин заканчивает среднее профессионально-техническое училище в деревне Таштимерово, работает трактористом, служит в рядах Советской Армии, по возвращении становится секретарем комсомольской организации колхоза. Вскоре его направляют на учебу в Высшую партийную школу в Свердловск. Но в возрасте двадцати одного года Айрат Гайсин принимает решение посвятить себя музыкальному искусству. Несмотря на отсутствие начального музыкального образования, его принимают в Учалинское музыкальное училище на отделение теории музыки.

В 1989-1994 годы будущий композитор продолжает обучение в Уфимском государственном институте искусств по классу композиции у профессора, народного артиста СССР Загира Исмагилова. В 1993 году на конкурсе композиторов-студентов его песня «Балан» («Калина») на стихи Маулита Ямалетдинова занимает первое место среди произведений вокальной музыки. После окончания института Айрат Гайсин преподает музыкально-теоретические дисциплины в Сибайском филиале Башгосуниверситета.

С 1995 года его деятельность связана с Республиканским учебно-методическим центром по образованию, где он возглавлял отдел повышения квалификации преподавателей. Позже, в Республиканском центре народного творчества Айрат Гайсин курирует крупные культурно-массовые, зрелищные мероприятия, проходящие в республике и за ее пределами. С 2009 года является научным сотрудником отдела фольклористики Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской Академии наук.

Еще в студенческие годы инструментальная и вокальная музыка стали центром творческих интересов Айрата Гайсина. В стилистике его сочинений ощущается верность традициям, сложившимся в творчестве башкирских композиторов старшего поколения, что проявляется в стремлении к воссозданию фольклорной интонации, обращении к народным ладам.

Музыка Гайсина воплощает возвышенные и цельные чувства. Ее отличает ярко выраженный жизнеутверждающий характер. Особое место в его творчестве занимают образы башкирской природы, созерцание которой становится источником различных душевных переживаний композитора, отражением его внутреннего мира.

Широкую известность получили симфонические произведения на историко-патриотическую тему. Таковы программные симфонические поэмы «Тафтиляу», «Легенда прошлых лет», которые воссоздают картины истории Башкортостана XVIII-XIX веков. Айрат Гайсин много работает по созданию камерно-инструментальных сочинений: пьес, фуг, сонат, концертино. Отдельные его произведения вошли в педагогический репертуар детских музыкальных школ.

В своих творениях Айрат Гайсин стремится отразить основные черты народной песни, принципы мелодического, ритмического развертывания, формообразования. Для него характерна импровизационная свобода развития музыкального материала, идущая от народной песни. Особенно наглядно мелодический дар композитора раскрывается в вокальном творчестве. Многие романсы и песни Айрата Гайсина получили известность, постоянно исполняются на концертах, артистами, хранятся в фондах радио и телевидения. Его песни «Посвящение матери», «Встречаю», «Приди ко мне» завоевали призовые места на республиканских конкурсах.

Композитор часто обращается к творчеству современных башкирских поэтов Маулита Ямалетдинова, Сафуана Алибая, Рифа Мифтахова, Рамиля Янбека и других. Мелодии романсов и песен композитора отличают широкий диапазон, кантиленность, что позволяет исполнителю продемонстрировать возможности своего голоса.

Хоровые произведения Гайсина включены в репертуар Башкирской государственной хоровой капеллы. Среди них выделяется хоровая поэма «Клич беркута» на стихи Рамиля Янбека – одно из лучших сочинений композитора, воспевающее образы седого Урала, какими они были запечатлены в народных песнях, мощь и величие Родины, зов предков. Ему принадлежит немало обработок башкирских народных песен.

С октября 2009 года по октябрь 2013 года Айрат Гайсин успешно возглавлял Союз композиторов Республики Башкортостан.

Композитор находит время и для занятий наукой. Закончил большую многолетнюю работу над кандидатской диссертацией на материале песен из репертуара башкирского сэсэна Ишмухамета Мурзакаева.

По прежнему Айрат Рашитович много пишет, хотя все его свободное время отнимает работа в музыкальной школе. В последнее время композитор увлекся исторической темой и считает, что в истории башкирского народа имеется немало героических страниц и множество выдающихся личностей, которые достойны отражения их в музыке.
http://kugkultura.ru/_pu/1/04705392.jpg

Рим Хасанов

Композитору Риму Хасанову, творчество которого знакомо многим жителям Башкортостана, исполнилось 70 лет. На его замечательных песнях, удивительно мелодичных, красивых, легко запоминающихся выросли целые поколения жителей республики.

Имя Рима Хасанова тесно связано с развитием башкирской эстрадной музыки. Его лирические песни и романсы выделяются своей задушевностью, яркостью музыкальных красок и образов. Он автор театральных, симфонических, камерно-инструментальных и хоровых произведений, музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам и кинофильмам. Творческие достижения композитора отмечены званиями лауреата премии комсомола Башкирии им. Г. Саляма и заслуженного деятеля искусств БАССР.

Родился Рим Хасанов 9 марта 1947 года в селе Языково Благоварского района нашей республики в семье музыкантов. С малых лет он начал петь, самостоятельно овладел азами музыкальной грамоты, игрой на разных инструментах, стал активным участником школьной художественной самодеятельности. Очень рано создал первые детские сочинения – вариации, сонатины и песни.

В 16 лет Рим поступает на театральное отделение Стерлитамакского культурно-просветительского училища, а через год сдает экзамены на дирижерско-хоровое отделение Уфимского училища искусств. На третьем курсе будущий композитор переводится на теоретико-композиторское отделение и к его окончанию в 1968 году пишет несколько серьезных произведений, среди которых симфоническая поэма «Негритянское гетто», струнный квартет, поэма для симфонического оркестра и фортепиано. Но главной сферой творчества тех лет стали песни и вокально-инструментальные композиции для эстрадных ансамблей. К началу 70-х годов Рим Махмутович становится кумиром молодежи, его песни пользуются в республике быстро растущим успехом.

В 1968 году поступает в Уфимский государственный институт искусств и учится в классе композиции Константина Лакина, а затем — профессора, народного артиста СССР 3агира Исмагилова. В годы учебы Рим Хасанов пишет фортепианные сонаты, концерт для фортепиано с оркестром, вокальный цикл «Вернись, дочь моя, в отчий дом!» на стихи Назара Наджми, продолжая работу в жанрах эстрадной песни и миниатюры.

По окончании института в 1973 году работает в Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури заведующим музыкальной частью. За годы работы в театре и позднее композитор написал музыку более чем к тридцати спектаклям: «Прощание в июне», «Лунные вечера Айсылу», «И судьба – не судьба», «Матери ждут сыновей», «Галия», «Не бросай огонь, Прометей» и другим.

Творчески напряженная работа над музыкой к спектаклям и другими сочинениями дополняется деятельностью в Союзе композиторов Башкортостана, где он был заместителем председателя правления. Рим Хасанов активно участвует в организации пленумов и съездов, выступает в местной печати, на радио и телевидении, проводит авторские вечера и встречи со слушателями, ездит в творческие командировки по стране и за рубеж, ведет большую просветительскую работу. В 1978 году он уходит из театра и целиком посвящает себя композиторскому труду.

Период 1980-х – начала 1990-х годов отмечен интенсивной творческой деятельностью. Масштабнее становится творчество композитора, изобретательнее техника письма, раздвигаются рамки жанровых и стилистических направлений.

В его песнях и романсах наиболее выпукло проявляются лирико-романтические черты творческой личности автора. Очень разнообразен поэтический материал песен. Композитор часто обращается к лирике Сафуана Алибаева, Абдулхака Игебаева, Назара Наджми, Мусы Сиражи и других поэтов, пишет и собственные тексты. Широкую популярность приобрели песни «Родина моя», «Уфимские липы» «Зимний романс», «Аклима» и многие другие.

Рим Хасанов – автор более 400 песен, баллад, романсов, часть которых опубликована в двух авторских сборниках песен, отдельными изданиями и записана на пластинках. Популяризации его песен способствовало и талантливое исполнение песен звездами башкирской и татарской эстрады Альфией Авзаловой, Идрисом Газиевым, Радиком Гареевым, Назифой Кадыровой, Флюрой Кильдияровой, Ильгамом Шакировым.

Не менее ярко раскрывается дарование композитора в области хоровой музыки. Он обращается к нескольким ее жанровым разновидностям – песне, оде, кантате, оратории, пьесе. Хор для Рима Хасанова является средством для выражения общественных идей, лирики объективного плана.

С воодушевлением работает Рим Хасанов и в симфоническом жанре. Им написаны увертюры, концертный марш, симфонические поэмы «Прометей» и «Сибай».

Работа в разных жанрах органично подвела композитора к созданию произведения для музыкального театра. Им стал балет «Легенда о курае», поставленный в Башкирском государственном театре оперы и балета в 1979 году. В основу сюжета легла башкирская народная сказка о курае, содержание которой автор раскрыл в лирико-романтическом ключе. Популярность получили балеты «Огонь» и «Салават» и моноопера «Пожелтевшие письма моей матери».

Все последние годы Рим Хасанов не изменял своей музе. Работая и проживая в Австралии с 1994 по 1996 годы, он написал более 30 песен на стихи поэта Рона Роджерса. Вернувшись в Россию, жил в Москве. В декабре 2006 года Рим Махмутович побывал в Финляндии, где в Хельсинки с успехом прошел его авторский концерт. Композитор создает новые песни и инструментальные пьесы, сотрудничает с певицей Алсу, включившей несколько его песен в свой постоянный репертуар. С поэтом из Екатеринбурга Семеном Маточкиным им написано 15 песен и баллад. Одна из песен под названием «Ностальгия» была записана известным российским певцом Владимиром Трошиным.

В последние годы Рим Махмутович пережил серьезную болезнь, победить которую помогла деятельная поддержка коллег и близких. После выздоровления композитор продолжает работать над инструментальной музыкой для детей и, конечно, порадует нас новыми песнями. Пока живет в Москве, но часто навещает Уфу и Башкортостан.

С 2015 года в Благоварском районе Башкортостана проходит Открытый районный фестиваль-конкурс исполнителей песен Рима Хасанова.
http://kugkultura.ru/_pu/1/81459757.jpg

Салават Низаметдинов

Композитору Салавату Низаметдинову 3 марта исполнилось бы 60 лет. Жанровый диапазон творчества Салавата Низаметдинова охватывает оперы и симфонии, хоры и романсы, музыку к драматическим спектаклям и эстрадные песни. Он написал множество камерно-вокальных и камерно-инструментальных произведений, более двухсот эстрадных песен, музыку к спектаклям, документальным и художественным фильмам.

Салават Низаметдинов родился 3 марта 1957 года в многодетной семье шахтера из рабочего поселка Миндяк Учалинского района Башкортостана. В семь лет поступил в Уфимскую школу-интернат для слепых детей. Самой большой радостью для мальчика стали занятия музыкой. Он пел в хоре интерната, с интересом осваивал баян, домру, кларнет, трубу.

Когда Салавату исполнилось 11 лет, его приняли в только что открывшийся Филиал детской музыкальной школы №1, занятия в котором были продолжены и в Уфимском училище искусств. Тогда же появились первые композиторские пробы юного Низаметдинова. В 1979 году — первая значительная победа: на Международном конкурсе незрячих композиторов в Праге ему была присуждена третья премия за романсы на стихи Александра Блока.

Позднее, в 1988 году, на том же конкурсе Низаметдинов был удостоен второй премии за вокальный цикл «Черновик» на стихи Ники Турбиной. По окончании института искусств композитор поступает в аспирантуру Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки). В 1983 году Салавата Низаметдинова принимают в Союз композиторов СССР, а в 1988 году он получает золотую медаль Выставки достижений народного хозяйства СССР за вокальную симфонию «Разговор с Салаватом».

В 1989 году на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета состоялась премьера оперы «Черные воды» по одноименной поэме Мустая Карима. В 1996 году – премьера оперы «В ночь лунного затмения». В 2002 году Салават Низаметдинов идет на совершенно неожиданный эксперимент: он показывает на сцене Башкирской государственной филармонии молодежную рок-оперу под названием «Звезда Любви».

Сам композитор считал себя счастливым, потому что считал, что посредством музыки может донести до слушателей и зрителей свои мысли, передать свое мироощущение, помочь задуматься о прошлом, будущем и настоящем, о связи времен и смысле бытия. Счастлив был и оттого, что 99% его музыки исполняется, и она горячо любима не только в Башкирии, но и далеко за ее пределами.

Композитор очень много работал — порой до 15 часов в день. Если говорить о музыке, которую он любил слушать в свободное от сочинительства время, как говорил он сам, это могла быть совершенно любая музыка при условии, что она качественная.

В 2003 году за заслуги в области искусства Салавату Низаметдинову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
салават низаметдинов

Загир Исмагилов

Сегодня культурная общественность Башкортостана и России отмечает 100-летие со дня рождения выдающегося башкирского композитора, народного артиста СССР, РСФСР и БАССР, лауреата Государственной премии РСФСР имени Глинки, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, члена Союза композиторов РФ и РБ, кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак почета», профессора, первого ректора Уфимского государственного института искусств Загира Гариповича Исмагилова.

Его имя поистине является символом становления и развития музыкального искусства Башкортостана. Творения Загира Исмагилова составляют золотой фонд музыкальной культуры нашей республики.

Родился будущий композитор 8 января 1917 года (26 декабря 1916 года по старому стилю) в деревне Верхне-Серменево Верхне-Уральского уезда Оренбургской губернии, ныне Белорецкого района Республики Башкортостан, расположенной в красивейшей горно-лесной зоне. Отец его был потомственным лесорубом, и мальчик с детства познал и тяжесть труда сплавщика леса, и красоту музыки. Его первые музыкальные опыты были связаны с любимым инструментом башкир — кураем.

Стремление дать образование сыну побудило отца направить его учиться в лесотехникум. Но вскоре неожиданная случайность круто меняет судьбу Загира. Известный башкирский актер Арслан Мубаряков, услышав игру юноши, пригласил его принять участие в работе драматического театра Уфы, где он по вечерам стал выступать в качестве кураиста, а днем обучался в музыкальной студии, открывшейся в Уфе.

Еще один переломный момент в биографии композитора связан с именем прославленного башкирского музыканта Газиза Альмухаметова, угадавшего незаурядность таланта в молодом кураисте. Именно он посоветовал 3агиру поступить в только что открытую башкирскую студию при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. И вскоре, в 1937 году, Загир Исмагилов приезжает в Москву и начинает учиться в студии.

Во время Великой Отечественной войны Загир Гарипович работает в Уфе, участвует в концертах фронтовых бригад, пишет много песен патриотического содержания («Башкирские батыры», «Песня о героях», «Последнее письмо», «Шаймуратов генерал» и другие). После завершения обучения в студии он заканчивает композиторский факультет консерватории. А с 1958 года становится председателем Союза композиторов БАССР, позже первым ректором и организатором Уфимского государственного института искусств, которым руководит около тридцати лет.

Произведения композитора исполнялись в России и за рубежом (Болгарии, Китае, Румынии, Северной Корее, Югославии, Эфиопии), постоянно издавались и записывались на грампластинках всесоюзной фирмы «Мелодия», имеются в фондовых записях радио России, башкирского радио и телевидения.

Творчество Загира Исмагилова масштабно. Огромный вклад он внес в развитие национальной оперы, камерно-вокальной, хоровой и инструментальной музыки. В своем творчестве композитор развивал традиции классиков русской музыкальной культуры Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина.

Загир Исмагилов тяготел к национально-исторической тематике в операх, воплощению образов известных исторических личностей, выдвинувшихся из числа башкир, драматических и бытовых коллизий жизни простого человека. Среди них: историко-героическая опера «Салават Юлаев», повествующая о национальном герое, героико-эпические оперы «Послы Урала», затрагивающая тему воссоединения башкир с Россией, и «Кахым-туря» (на либретто Ишмуллы Дильмухаметова), где героем является военачальник, под предводительством которого башкиры отважно сражались против войск Наполеона в войне 1812 года. В центре оперы «Акмулла»— образ башкирского поэта-просветителя ХIХ века. Заслуженной популярностью пользовались его лирико-драматические сочинения — оперы «Шаура», «Волны Агидели» и бытовые музыкальные комедии — «Кодаса» («Свояченица») и «Алмакай».

Композитор внес значительный вклад в развитие жанра национальной хоровой кантаты, оратории, симфонической музыки. Им написано свыше трехсот песен и романсов. Загир Исмагилов был одним из ведущих композиторов- песенников, развивавших традиции русского романса и бытовой песни.

Творчество он успешно сочетал с многогранной общественной деятельностью в качестве депутата Верховного Совета БАССР целого ряда созывов. В 1963-1975-ые годы Загир Исмагилов избирался Председателем Верховного Совета БАССР. Поистине великий труженик в искусстве, Загир Гарипович горячо любим слушателями не одного поколения. Творчество Исмагилова, без сомнения, является высшим достижением современного башкирского музыкального искусства. Очень высоко отзывались о его музыке и коллеги. Выдающийся советский композитор Тихон Николаевич Хренников как-то сказал: «Музыка Загира Исмагилова удивительно чистая и искренняя. Жаль, что музыкантов такого уровня как он, было совсем немного. Его музыка напоминает мне прозрачный родник, спускающийся с высоких горных склонов…».

Свою любовь и признательность аксакалу башкирской музыки выразили жители столицы Башкортостана, присвоив Загиру Гариповичу Исмагилову звание «Почетный гражданин города Уфы».

Скончался композитор 30 мая 2003 года после тяжелой продолжительной болезни на 87-ом году жизни.

В декабре 2004 года в Уфе, на доме по улице Энгельса, где жил композитор, была открыта мемориальная доска. Его имя присвоено Уфимской государственной академии искусств. В театральном сквере у Башкирского государственного театра оперы и балета воздвигнут памятник Загиру Исмагилову работы скульптора Ханифа Хабибрахманова. Именно на сцене этого театра в 1955 году впервые прозвучала самая знаменитая опера Исмагилова «Салават Юлаев», ставшая одним из самых известных национальных брендов Башкортостана. Одна из улиц в микрорайоне «Южный» города Уфы носит имя композитора. В селе Серменево Белорецкого района действует дом-музей композитора, имеется улица, названная в память о нем. Стало традицией проведение Международного конкурса исполнителей-музыкантов имени З.Г. Исмагилова («Исмагиловского конкурса») в Уфе.

В ноябре 2016 года в УГИИ им. Загира Исмагилова прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Родная земля», посвященная 100-летию со дня рождения выдающегося композитора. В Башкирском театре оперы и балета состоялся большой праздничный концерт.
загир исмагилов

Биография

композиторов Республики Башкортостан