Отчеты

Султанова Алина Алиевна

 

Годовые отчеты музыкального руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 6 «Василек» г. Янаул

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

.

Годовой отчёт

о проделанной работе за 2022 – 2023 учебный  год

музыкальный руководитель

 МАДОУ ДС №6 «Василек»

Султанова Алина Алиевна

Янаул 2023 г.

В 2022-2023 учебном году регулярно проводились ООД по музыкальному воспитанию согласно утвержденной сетке два раза в неделю в каждой возрастной группе, в соответствии с возрастом детей и нормами СанПин , выдержанные по времени.

  • «Лучики» - средняя группа – 20 минут;
  • «Веснушки»- подготовительная группа – 30 минут;
  • «Улыбка»- логопедическая группа- 30 минут;

Каждая форма ООД включала в себя следующие виды деятельности: приветствие, музыкально - ритмические движения , развитие чувства ритма, пальчиковая гимнастика, слушание музыки, дыхательная гимнастика, распевание и пение, танцы и игру.

 Сфера основных видов исполнительства расширялась за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества, театрализации и игры на ДМИ.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования круг задач музыкального воспитания и развития детей расширяется. Поэтому музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Цель: Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Формирование у дошкольников основ музыкальной и общей культуры. Приобщение к музыкальному искусству посредством музыкально-художественной деятельности.

Мною были поставлены следующие задачи по музыкальному воспитанию:

• формирование основ музыкальной культуры дошкольников и ценностных ориентаций средствами музыкального искусства:

• развитие способностей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;

• воспитание интереса к различным видам музыкальной деятельности: музыкально – ритмическим движениям, пению, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальному театру;

• реализовывать самостоятельную музыкальную деятельность детей, предоставлять возможности для самовыражения и развития музыкального творчества дошкольников;

• создать пространство для детской реализации – поддержать детскую инициативу, творчество, развитие личности ребенка, создать условия для самореализации, стимулировать к творчеству;

• формировать представления о музыкальной сокровищнице малой родины и Отечества, единстве и многообразии способов выражения музыкальной культуры разных стран и народов мира;

• обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;

• воспитание у детей дошкольного возраста таких качеств, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям, интерес и уважение к родному краю, традиционные гендерные представления, нравственные основы личности;

• привлекать родителей в образовательный процесс, повышая их интерес к образовательному процессу, а также повышать родительскую компетентность через разнообразные формы работы (в том числе дистанционные и с использованием информационно – коммуникативных технологий)

• воспитание любви к малой Родине, повышение потенциала познавательного и речевого развития у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром регионального компонента: природа родного края, народные традиции, краеведение;

• способствовать успешной социализации ребенка через формирование представлений основ национальной культуры народов Республики Башкортостан, базиса личностной культуры через виды детской деятельности и разные формы активности;

• формировать художественно – эстетическое восприятие мира через реализацию художественно-продуктивной деятельности.

Исходя из поставленных целей свою музыкально – образовательную деятельность строю на основе общеобразовательной основной образовательной программы МАДОУ ДС №6 «Василек», разработанной на основе инновационной программы «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В качестве парциальных программ, использовались: Программа «Ладушки» И. М. Каплунова, И.А. Новоскольцева;  «Земля отцов»,  Гасанова Р.Х.

В логопедической группе «Улыбка» была использована «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с3 до 7 лет» Н.В.Нищева . Программа «Музыкальные шедевры», автор  О. П. Радынова, а также инновационная деятельность «Веселые минутки.»

В работе с детьми я использую информационные технологии в организации музыкальной деятельности в ДОУ и на музыкальных занятиях, праздниках и т. д.

Для решения поставленных задач и интеграции образовательных областей я применяю в своей работе театрализацию, которая позволяет сочетать в себе разные виды художественной деятельности, различные виды искусства: литературные произведения, изобразительное искусство, театр. Ведь именно музыкальная театрализация является одним из методов воспитания и обучения, одной из форм организации детей, рассматривается как деятельность «внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». Театрализация эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных творческих способностей, а также при условии применения высокохудожественного репертуара – развития эстетических эмоций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и в жизни.

Для формирования у детей устойчивого интереса к музыкальной деятельности, восприятию музыки, накопления музыкальных впечатлений я использую методические пособия и демонстрационный материал, изготовленный своими руками.

В процессе ООД дети занимались по следующим разделам:

А) Слушание музыкальных произведений.

Б) Дыхательная и пальчиковая гимнастика.

В) Пение и песенное творчество.

Г) Музыкально - ритмические движения.

Д) Танцы.

Д) Игры и хороводы.

Е) Игра на детских музыкальных инструментах.

В ООД использовала следующие здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика

Ритмо-пластика, фонопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, логопедические песни, речь с движением, звукоподражание

Ритмопластика:

• развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус;

• развивает умение правильно и красиво двигаться;

• укрепляет различные группы мышц и осанку;

• развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.

Результаты музыкально-оздоровительной работы:

• повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

• стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

• повышение уровня речевого развития;

• снижение уровня заболеваемости;

• стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

В течении года мною было пройдено обучение по повышению уровня квалификации «Театрализованная деятельность как средство развития творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОО»; «Профессионально- педагогическая компетентность педагога-организатора дополнительного образования в условиях ФГОС», «Успех каждого ребёнка как педагогический подход в дошкольном образовании. Обзор мероприятий Минпросвещения РФ в 2023 году (Год педагога и наставника)», «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС», «Оказание первой помощи в образовательной организации», «Реализация федеральной образовательной программы дошкольного образования в дошкольной образовательной организации».

На протяжении учебного года просмотрела вебинары : «Развитие речи и музыкальных способностей дошкольников через логопедические песенки-попевки», «Как создать инклюзивную образовательную среду в детском саду», «Звуко-буквенный анализ и чтение как основы формирования навыков чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Творческие занятия как средство развития познавательной мотивации дошкольника», «Цифровые инструменты педагога в условиях реализации ФГОС ДОО», «Цифровые компетенции педагога: ИКТ по ФГОС», «Актуальные вопросы перехода на обновленные ФГОС», «Современные педагогические подходы в дошкольном образовании», « Важность дошкольного образования», «Обзор мероприятий Минпросвещения РФ в 2023 году».

Были опубликованы статьи: в сборнике по методическим разработкам участников регионального заочного конкурса «Лучшее занятие по воспитательной работе в школе, детском саду и сфере дополнительного образования»

Работала над темой самообразования «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».

Был создан кружок по театральной деятельности «Волшебный театр».

Принимала участие в следующих конкурсах:

  • районный конкурс «Лучшая адаптированная образовательная программа дошкольного образования» -3,
  • конкурс ДОУ «Лучшая мультимедийная презентация» -1,
  • региональный конкурс «Лучшее занятие по воспитательной работе в школе, детском саду и сфере дополнительного образования»-1,
  • всероссийский конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!»-1,
  • смотр-конкурс театральных уголков «Волшебный мир театра»-3.

Для педагога важно не только повышать свой профессиональный уровень, но и распространять свой педагогический опыт среди коллег.

Выступала на педагогическом совете с темой «Использование социальных сетей и мобильных мессенджеров как форм интерактивной работы с родителями в ДОУ", провела консультацию для педагогов: «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании».

Для накопления опыта посетила РМО других детских садов на темы: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализацию» - 9 сад; «Влияние классической музыки на творческое воображение детей посредством пантомимы» - 15 сад. Регулярно посещала открытые занятия педагогов нашего детского сада.

В качестве расширения знаний дошкольников в логопедической группе «Улыбка» был реализован исследовательский проект «Где живёт звук?», в группах «Лучики», «Улыбка», «Веснушки» творческий проект «Сказка в музыке» и проект «Неделя музыки».

Мои воспитанники принимали  участие в следующих конкурсах:

  • республиканский детский фестиваль-конкурс чтецов «Читают дети обо всем на свете»- Апликаева Амелия, Сюткин Арсений сертификат участника;
  • вокальный конкурс «Звездочка детского сада» номинация «Соло»-Апликаева Амелия -3, Нуритдинов Егор, Сюткин Арсений, Микишина Кира, Хайдаршин Тимур, Шакритдинова Александра, Хасанов Ранэль- сертификаты ;
  • вокальный конкурс «Звездочка детского сада» номинация «Малые формы»- Галиахметова Аделия и Нуритдинов Егор-1,Фазлиев Мурат и Сюткин Арсений-сертификат, Галиахметова Аиша, Аллаярова Полина и Хасанова Риана- 2, Ишпулатов Матвей, Мишин Евгений, Шайнуров Марат-3;
  • вокальный конкурс «Звездочка детского сада» номинация «Ансамбль»- средняя группа «Лучики» и логопедическая группа «Улыбка»- сертификат, подготовительная группа «Веснушки»-2;
  • районный конкурс юных вокалистов «Соловушка» -Галиахметова Аделия и Нуритдинов Егор-2;
  • районный конкурс юных вокалистов «Весенняя капель»- Галиахметова Аделия и Нуритдинов Егор-1, Апликаева Амелия-1;
  • районный фестиваль «Весна 45 года» - песня «Бессмертный полк» Музыка: Алексей Ольханский , слова: Елена Олейни- Подготовительная группа «Веснушки»;
  • международный творческий конкурс «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ-2023»- в номинации «Литературная постановка» стихотворение В. Высоцкий «Братские могилы» Сюткин Арсений- грамота за активное участие;
  • международный творческий конкурс «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ-2023» - в номинации «Музыкальная постановка» песня «Бессмертный полк» Музыка: Алексей Ольханский , слова: Елена Олейни- Подготовительная группа «Веснушки»- 3 место;
  • всероссийский конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!» в номинации «Театрализованная деятельность в детском саду» «Сказка про Паучка»- средняя группа «Лучики» - 1 место;
  • IX Всероссийский профессиональный конкурс «Гордость страны»- спектакль «Красная шапочка на новый лад» - кружковая работа «Волшебный театр» - 1 место.

В течение года обновлялись методические пособия, дидактические игры и атрибуты, музыкальные инструменты, костюмы к праздникам, пополнялась музыкальная библиотека и аудиотека. Для формирования у детей устойчивого интереса к музыкальной деятельности, восприятию музыки, накопления музыкальных впечатлений я использовала демонстрационный материал, музыкальные инструменты, изготовленные своими руками.

Для плодотворной работы с детьми были:

•        сделаны совместно с детьми музыкальные инструменты «маракасы»;

•        изготовлены атрибуты к танцам и сказке (грибочки, цветы, паутинка, гамак);

•        изготовлены дидактические музыкальные игры -лото «Музыкальный магазин», «Музыкальные профессии», «Парад оркестров», «Расскажи сказку»;

•        изготовлен лепбук «Музыкальный теремок»;

•        пополнен театральный уголок;

•        собрана картотека «Театрализованных игр» и «Театрализованных этюдов», «Стихов Чувства, Эмоции»;

В течении года были проведены следующие мероприятия:

  1. Праздник, посвященный ко дню знаний.
  2. Праздник осени «Праздник картошки»
  3. Неделя музыки.
  4. Праздничное мероприятие ко дню Республики «Мой Башкортостан – родная земля».
  5. Праздник «Шежере-байрам».
  6. Праздничное мероприятие, посвященное Дню матери
  7. Праздник встречи новогодней елки «На пороге Новый год».
  8. Развлечение «Прощание с елкой»
  9. Музыкально-спортивное развлечение, посвященное Дню Защитника Отечества
  10. Развлечение «Широкая Масленица»
  11. Башкирский праздник «Навруз».
  12. Утренники, посвященные международному женскому дню 8 Марта
  13. Тематический утренник «День Победы»
  14. Выпускной бал «До свиданья,  детский сад»
  15. Развлечение «Кукушкин чай»
  16. Развлечение, посвященное Дню защиты детей
  17. Мероприятие, посвященное Дню России
  18. Развлечение, посвященное Дню се-мьи, любви и верности «Настоящая семья-это много дружных Я»
  19. Мероприятие, посвященное Государственному флагу РФ
  20. Развлеченье «До свиданья, лето!»

Проводились развлечения с музыкальным сопровождением, где была проведена совместная работа инструктора физической культуры и музыкального руководителя.

 Проведены следующие акции: день национального костюма; день народного единства; шествие по территории ДОУ «Бессмертный полк». Возложение цветов к монументу.

Были инсценированы: музыкальная сказка «Красная шапочка на новый лад» с детьми театрального кружка «Веселый театр», сказка «Кто сказал, Мяу?» с логопедической группой «Улыбка», средней группы «Лучики» - театрализованный спектакль «Сказка про Паучка».

Также была представлена педагогами театрализованное представление сказки на новый лад «Морозко».

Выступление детей логопедической группы «Улыбка» на РМО «Мышиная история»- озвучивание шумовой сказки, на родительском собрании – оркестр «Во саду ли, в огороде» и песня «Солдатики».

По окончанию учебного года на родительском собрании воспитанники группы «Лучики» показали свою сказку.

В своей работе широко использую ИКТ в различных формах:

- подбор иллюстраций к занятиям;

- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательной деятельности детей;

- оформление документации;

-использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения ;образовательного процесса в дошкольном учреждении;

- создание медиатеки.

Систематическое использование ИКТ технологий в процессе музыкальной деятельности, позволяющее конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д.

С целью построения конструктивно-партнерского взаимодействия семьи и детского сада, активно велась работа с родителями. В рамках реализации данной задачи привлекала родителей к помощи в изготовлении костюмов для театрализации и утренников. Для каждой группы были изготовлены папки-передвижки , где в течении года выкладывались  консультации с родителями на темы: «Музыкальность и её развитие», «Пойте на здоровье!», «Музыка, как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников», «Возьмите помощники музыку», «Как отпраздновать день рождения ребёнка в семье», «Зачем нужны игры со словом?», «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности», «Домашний театр», «Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу». «Ребенок в мире звуков» Созданы буклеты. «Влияние музыкально-театрализованной игры на развитие ребёнка», «Делаем театр для детей дома"

Проводилась работа на родительских собраниях, в родительских группах ВКонтакте, размещалась информация на сайте ДОУ, привлекались родители к участию в конкурсах на мероприятиях.

Введётся работа на сайте муз.руководителя https://nsportal.ru/sultanova-alina-alievna. публикации и портфолио обновляются ежемесячно, консультации для родителей и педагогов, а также фото и видео отчеты праздничных мероприятий.

Таким образом, в ходе реализации работы по поставленной задаче можно сделать вывод, что данная задача решена почти в полной мере. Следует продолжить работу по вовлечению родителей (законных представителей) в образовательный процесс по музыкальному развитию дошкольников. Как мне кажется – праздники стали более качественные, яркие, и интересные, творческие. Не могу не сказать что успех праздничных мероприятий – это успех всего коллектива. Слаженность, взаимовыручка, переживание за детское мероприятие – посильный вклад всех педагогов нашего ДОУ.

В течение всего года мной проводилась активная работа с педагогами ДОУ: с воспитателями обсуждали и утверждали предложенный сценарий, вели подготовку к утренникам и развлечениям, совместно с воспитателями проводили занятия, к выпускному была разучена и исполнена песня- подарок воспитанникам «Быстро пролетели пять лет», выступали на РМО с песней «Семья».

В нашем детском саду очень много талантливых детей, и музыкальное образование многим нашим воспитанникам пойдёт только на пользу, так как музыка – это первоисточник прекрасного. Музыка развивает воображение, мышление, речь, движение. Дети раскрылись, раскрепостились, стали более эмоциональными, открытыми, артистичными.

Анализ выполнения годовых задач

Итоги мониторинга освоения программного материала показали, что детьми подготовительных группы, старшей группы, логопедической группы, второй младшей группы, материал по образовательной области «Музыка» усвоен в основном на оптимальном, высоком и среднем уровне.

Всего обследовано  3 группы- 55 детей. Из них имеют:

Оптимальный уровень- 7 ребенка-12,73 %.

Высокий уровень – 35 детей -63,64%.

Средний уровень – 11 детей- 20 %.

Низкий уровень – 2 ребенка- 3,63 %.

Исходя из поставленных перед педагогическим коллективом годовых задач, я, как музыкальный руководитель, также определила для себя задачи по «художественно-эстетическому» развитию детей.

1. Развивать интонационную выразительность речи, координацию слова и движения.

2. Развитие вокально-певческих умений детей.

3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.

4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

6. Продолжать обогащать музыкальные впечатления, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки различного характера.

7. Проводить индивидуальную работу по разучиванию музыкальных номеров  к праздникам и развлечениям.

8. Совершенствовать навыки движения под музыку.

9. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию, современной и классической музыке.

10. Совершенствовать звуковысотный, тембровый, ритмический и динамический слух.

11. Продолжать приобщать детей  к культуре своего народа.

12.Продолжать участвовать в районных, региональных, республиканских музыкальных детских конкурсах.

Необходимо предусматривать различные формы решения программных задач музыкально – художественного воспитания по основным разделам образовательной деятельности:

• В совместной деятельности педагогов и детей;

• В совместной деятельности с семьей;

• В самостоятельной деятельности детей;

• При организации режимных моментов.

Для этого мною разрабатывается планирование образовательной деятельности, с учетом интеграция всех образовательных областей.

Все перечисленные задачи успешно решаются в различных видах деятельности:

1. Беседы

2. Вокально-певческая работа с детьми,

3. Организация культурно-досуговой деятельности детей и привлечение к ней родителей (участие родителей в совместных мероприятиях ДОУ).

Для реализации поставленных задач я соблюдала следующие условия:

а)  возрастные и индивидуальные особенности детей;

б)  сотрудничество и целенаправленную работу с педагогическим коллективом и родителями;

в) учитываю взаимодействие ребёнка с той социальной средой, в которой он живёт;

г) создание в учреждение образовательную среду, которая даёт возможность каждому ребёнку творчески раскрыться;

д) использую широкий комплекс методов и приёмов обучения и воспитания дошкольников.

Благодаря поставленным задачам, добилась следующих результатов:

Средняя группа:

Дети умеют петь негромко, уверенно и естественно, с помощью педагогов в начале года, а в конце года самостоятельно ориентируются и перемещаются в пространстве, овладев простыми танцевальными движениями. Высказываются о характере музыки, способны менять движения в соответствии со сменой музыки. Данные параметры соответствуют критериям программы.

Логопедическая группа

Хороший  уровень музыкального развития.

Работая со старшей группой, хочется отметить значительные успехи развития в области музыкального воспитания.

Дети сосредоточенно и с интересом слушают музыку, умеют высказываться о характере музыки, расширился словарь эмоционально-образными высказываниями о музыке, музыкальном образе.

Можно отметить, что проведённая работа показала положительный результат в исполнительской деятельности детей.

Также в полном объёме решены программные задачи по музыкально-ритмическому движению. Основной набор движений освоен, музыкально-ритмические навыки и навыки выразительности движений достаточно развиты.

Подготовительная группа

В результате систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития у детей.

К концу года дети подготовительной группы достигли значительных успехов в музыкальном развитии:

• эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее настроение, жанр, слышат средства музыкальной выразительности, динамику развития музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании пьесы; определяют по тембру звучание музыкальных инструментов, дети ознакомлены с музыкальной грамотой, знают названия нот.

• поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические особенности, поют с музыкальным сопровождением и без него;

• ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки, ее жанром, самостоятельно реагируют на смену частей и фраз, обладают хорошей координацией, ориентируются в пространстве;

• выразительно исполняют знакомые движения в свободной пляске, придумывают свои комбинации танцев (по одному, в парах). Поставленные музыкальные задачи, согласно программы музыкального воспитания дошкольников для каждой возрастной группы были выполнены

Выводы:

Считаю установленный мною план работы на 2022-2023 год выполнен в полном объеме, с положительными результатами, с оценкой положительно.

В результате проводимой мною работы повысился интерес детей к слушанию музыки, расширился их "интонационный словарь". Дети научились вслушиваться в музыку, размышлять о ней, анализировать и понимать выраженные в ней чувства, овладели приемами образного мышления. У детей сформировались основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры.

Большую работу веду по самообразованию, овладеваю современным содержанием воспитательно-образовательного процесса в обучении и воспитании дошкольников. Стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность.

Веду активную работу по распространению педагогического опыта. С помощью сайта можно распространить нужную информацию в сжатые строки, поделиться новостями, разместить учебно-методические разработки, консультативный материал, фотоотчёты.

В связи с этим актуальным является систематическое использование ИКТ технологий в процессе музыкальной деятельности, позволяющее конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д. Для дальнейшего развития данного направления педагогической деятельности: необходимо приобрести новое техническое оборудование:

- детские музыкальные инструменты;

- изготовить атрибуты для проведения мероприятий, сказок;

-продолжать пополнять костюмерную сценическими и ролевыми костюмами.

Свою работу планирую с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития творческой, активной личности, способной к самопознанию и самореализации в изменяющейся среде. Знания, умения и навыки, которые получают мои дошкольники, я рассматриваю не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. С этой целью, на моих занятиях создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Стремлюсь обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность. Свою деятельность строю на основе сотрудничества, опираясь на современные технологии развивающего обучения и воспитания детей.

Проанализировав работу за год, можно отметить, что музыкальное развитие воспитанников соответствует возрастной норме и имеет положительное динамическое развитие.

Положительная динамик была достигнута благодаря систематической и планомерной работе с постепенным усложнением музыкального материала в соответствии с программно-методическим комплексом (программа «От рождения до школы»), использование ИКТ технологий, эффективного взаимодействия с воспитателями и родителями.

Планируя дальнейшую работу, считаю, что имеет место продолжение поиска новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями и педагогическим коллективом ДОУ. Это является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.

На следующий учебный год я ставлю такие задачи:

-продолжать изучать новые программы и методическую литературу в контексте с ФГОС;

-продолжать знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет;

- продолжать совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;

-продолжать совершенствовать знания современного содержания дошкольного образования воспитанников в области музыкального воспитания;

- продолжать знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения;

- продолжать принимать активное участие в работе МО музыкальных руководителей района, педагогических советах, семинарах;

-продолжать организовывать работу с детьми и принимать участие в музыкальных творческих конкурсах;

- продолжать принимать участие в профессиональных конкурсах;

-продолжать посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;

- активнее привлекать родителей к участию в праздниках, развлечениях;

- продолжать внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 6 «Василек» г. Янаул

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

Отчёт по самообразованию о проделанной работе

 за 2022 – 2023 учебный год

 

Тема: «Развитие творческих способностей детей

через театрализованную деятельность»

музыкальный руководитель

 МАДОУ ДС №6 «Василек»

Султанова Алина Алиевна

Янаул 2023 г.

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

– как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

– как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни;

– как интересно можно жить в этом мире;

– как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь, на поставленные задачи, меня, как музыкального руководителя, привлекла тема «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».

Театрализация объединяет средства пластической организации действия с музыкой, ритмом и словом. В процессе театрализованных игр, происходит воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку, применять собственные возможности и способности.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация.

Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная задача музыкального руководителя.

Работая с детьми, мы обратили внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника — это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации.

Но самое главное то, что театральная деятельность — это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.

Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей.

Цель: повышение своего профессионального мастерства, углубление и систематизация своих знаний о формировании творческих навыков у детей , создание условий для успешного развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1.        Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной теме.

2.        Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.

3.        Подводить к умению: выразительно интонировать голоса героев сказки.

4.        Использовать образные выражения при пересказе сказки; выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.

5.        Обогатить практический опыт через работу с детьми дошкольного возраста.

6.        Создать картотеку дидактических игр.

7.        Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

8.        Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

9.        Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

10.        Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старших групп перед детьми младшего возраста).

11.        Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника. Приобщить родителей к совместной музыкальной деятельности через занятия, праздники, развлечения.

Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста путем театрализованной деятельности.

Предметом исследования – педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Основной идеей моей работы является приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности, способностям проявлять музыкальное творчество.

В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ.

Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

Опыт работы показывает, что дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.

Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально- театрализованных занятий. Играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов.

Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя работу музыкального руководителя, воспитателей и родителей в единую творческую команду.

Для реализации самостоятельной деятельности в музыкальном зале и в каждой группе ДОУ предусмотрен театральный уголок, оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей.

Мне, как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку, творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Результативность опыта.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

- У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.

- Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

- Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).

- Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

- Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).

- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

- У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

- У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д.

- Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной диагностики на ребенка и диагностики к концу обучающего периода.

На протяжении этих лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.

Прошла обучение КПК по программе «Театрализованная деятельность как средство развития творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОО».

Основной идеей моей работы является развитие творческих способностей через театрализованную деятельность. В своей работе я использовала различные формы организации.

С целью формирования основы музыкальной, художественной и эстетической культуры у детей на основе темы «Сказка в музыке» по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, а также формирования  у детей представления о сказке через различные виды деятельности в группах «Лучики», «Улыбка» и «Веснушки» был реализован Творческий проект «Сказка в музыке».

В смотре-конкурсе театральных уголков в нашем ДОУ «Волшебный мир театра» заняла 3 место .

Были инсценированы: музыкальная сказка «Красная шапочка на новый лад» с детьми театрального кружка «Веселый театр», сказка «Кто сказал, Мяу?» с логопедической группой «Улыбка», средней группы «Лучики» - театрализованный спектакль «Сказка про Паучка». Также была представлена педагогами театрализованное представление сказки «Морозко на новый лад».

Во Всероссийском конкурсе «Твори! Участвуй! Побеждай!»:

  • средняя группа «Лучики» - диплом 1 степени за инсценировку «Лесной сказки» и диплом 1 степени за «Сказку про Паучка».
  • сказка , инсценированная педагогами МАДОУ ДС №6 «Василек» «Морозко на новый лад»- диплом 1 степени.

Во IX Всероссийском профессиональном конкурсе «Гордость страны»  воспитанники кружка «Волшебный театр» за спектакль «Красная шапочка на новый лад»- диплом 1 степени.

В районном конкурсе юных вокалистов «Соловушка» в номинации «Театральная постановка» Галиахметова Аделия и Нуритдинов Егор с песней «Семечки» - 2 место.

Для накопления опыта посетила РМО других детских садов на темы: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализацию» - 9 сад; «Влияние классической музыки на творческое воображение детей посредством пантомимы» - 15 сад.

Проводились консультации с родителями: «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности», «Домашний театр».

Созданы буклеты. «Влияние музыкально-театрализованной игры на развитие ребёнка», «Делаем театр для детей дома".

Планирование работы на следующий год:

взять новую тему по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

продолжать создавать и пополнять картотеки для занятий, праздников и развлечений

Работа с детьми:

  • дать детям представление о специфике различных видов искусства: о музыке, живописи, поэзии, театре, хореографии и т.д.
  • создать условия для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
  • обеспечить эмоционально-психологические благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

Работа с родителями:

  • привлекать родителей к активному участию праздников и развлечений  в саду.

Работа с педагогами:

  • продолжить сотрудничество с педагогами в проведении праздников и развлечений для воспитанников сада.