Подготовка к ВПР

Солопова Светлана Николаевна

Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку в 5-8 классах. Программы элективных курсов по русскому языку позволяют эффективно подготовить обучающихся 5-8 классов к экхамену в новой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ К ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 5 КЛАССЕ

Выполнила:

учитель русского языка

и литературы Солопова С.Н.

г.Оренбург

Пояснительная записка

Настоящая рабочая  программа ИГЗ по русскому языку для 5 класса создана на основе заданий Всероссийской проверочной работы.

 Цель:

реализация в полном объеме ООП НОО и ООО (курс 5-го класса),  качественная подготовка учащихся 5-го класса к Всероссийским проверочным работам.

Задачи:

Контролирующая. Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения. Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приёмов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая. Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле. Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

            Программа ИГЗ предусматривает  отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии 2016 года для успешного выполнения ВПР по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение анализу текста типа повествования, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, определять тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом  типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ВПР.

      Планируемые результаты

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • Основные функции языка.
  • Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
  • Основные нормы русского литературного языка.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
  • проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах;
  • индивидуальная работа.

Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Своеобразие и специфика данной Программы  состоит в том, что материал по повторению и подготовке к ВПР достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 5 класса.

            Программа рассчитана на 35 часов и адресована учащимся 5 класса.  Материалы курса могут  быть использованы на факультативных занятиях.

Сроки реализации программы ИГЗ  - 1год.

Что нужно сделать для устранения пробелов в знаниях учащихся?

 -создать благоприятную атмосферу на уроке;

 -своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

-разнообразить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности;

- освободить детей от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

-ориентировать детей на ценности , которые охватывают важнейшие стороны деятельности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир;

-культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Описание всероссийской проверочной работы по русскому языку

для обучающихся 5 классов

Всероссийская  проверочная  работа (ВПР)  по  русскому  языку  проводится в целях мониторинга  качества  подготовки  обучающихся  5  классов.  Мониторинг  направлен на обеспечение  эффективной  реализации  государственного  образовательного  стандарта начального общего и основного общего образования.

Задания  диагностической  работы  направлены  на  выявление  уровня  владения обучающимися  базовыми  предметными  правописными  и  учебно-языковыми фонетическими,  морфемными,  морфологическими  и  синтаксическими  умениями,  а  также универсальными учебными действиями.

Задание  1  проверяет  традиционное  правописное  умение обучающихся правильно списывать  осложненный  пропусками орфограмм  и  пунктограмм  текст,  соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Успешное выполнение задания  предусматривает  сформированный  навык  чтения (адекватное  зрительное восприятие  информации,  содержащейся  в предъявляемом  деформированном  тексте) как одного  из  видов  речевой  деятельности.  Наряду  с  предметными умениями  проверяется сформированность  регулятивных  универсальных  учебных  действий  (адекватно самостоятельно  оценивать  правильность  выполнения  действия  и  вносить  необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).

Задания  2–5 предполагают  знание  основных  языковых  единиц.  Эти  задания нацелены  на  выявление  уровня  владения  обучающимися  базовыми  предметными  учебно-языковыми опознавательными и классификационными умениями.

Задание  2 проверяет умение  классифицировать согласные звуки  по  мягкости–твердости  в  результате  частичного  фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения).

Задание 3 предполагает анализ структуры слова, проверяет владение учебно-языковым аналитическим  умением  делить  слова  на  морфемы на  основе  смыслового и грамматического  анализа  слова, графически  обозначать  выявленные  морфемы,  наряду с этим  проверяет  владение  познавательным  универсальным  учебным  действием  – преобразованием информации о структуре слова в графическую схему.

Задание  4 выявляет  владение  учебно-языковым  опознавательным  умением обучающихся распознавать  изученные  части  речи в  предложении  (учебно-языковое опознавательное  умение),  а  также уровень  освоения  познавательного  универсального учебного действия – построения логической цепи рассуждений.

Задание  5 проверяет  учебно-языковое  опознавательное  умение  распознавать и графически  обозначать  главные  члены  предложения,  вместе  с  тем  выявляет  уровень познавательного  универсального  учебного  действия,  связанного  с  преобразованием информации о грамматической основе предложения в графическую схему.

Помимо предметных умений, все задания предполагают проверку различных видов универсальных  учебных  действий: регулятивных (адекватно  самостоятельно  оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений; осуществлять сравнение,  классификацию;  преобразовывать  информацию,  используя  графические символы).

Календарно-тематическое планирование

№ задания

Содержание занятия

Дата

ВПР – начало 5-го класса

Задания 2

Однородные члены.  Знаки при однородных членах предложения. Члены предложения.

Задание 3

Части речи

Задание 4

Ударение

Задание 5

Фонетика (звуки и буквы)

Задание 6

Работа с текстом: определение основной мысли

Задание 7

Как составить план

Задание 8

Составление вопроса по тексту

Задание 9

Толкование лексического значения слова

Задание 10

Синонимы и антонимы

Задание 11

Разбор слова по составу

Задание 12

Грамматические формы имени существительного

Задание 13

Грамматические формы имени прилагательного

Задание 14

Нахождение в тексте глаголов

Задание 15

Употребление фразеологизма (пословицы, афоризма) в конкретной жизненной ситуации

ВПР – конец  5-го класса

Задание 2

Фонетический разбор

Морфемный разбор

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имени прилагательного

Синтаксический разбор предложения

Задание 3

Ударение

Задание 4

Части речи

Задание 5

Предложение с прямой речью

Задание 6

Знаки препинания при однородных членах предложения

Задание 7

Знаки препинания в сложном предложении

Задание 8

Определение основной мысли текста

Задание 9

Работа с текстом

Задание 10

Тип речи

Задание 11

Толкование лексического значения слова

Задание 12

Антонимы, синонимы

Стили речи



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ К ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 6 КЛАССЕ

Выполнила:

учитель русского языка

и литературы Солопова С.Н.

г.Оренбург

Пояснительная записка

Настоящая рабочая  программа ИГЗ по русскому языку для 6 класса создана на основе заданий Всероссийской проверочной работы.

 Цель:

реализация в полном объеме ООП НОО и ООО (курс 6-го класса),  качественная подготовка учащихся 6-го класса к Всероссийским проверочным работам.

Задачи:

Контролирующая. Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения. Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приёмов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая. Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле. Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

            Программа ИГЗ предусматривает  отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии 2019 года для успешного выполнения ВПР по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение анализу текста типа повествования, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, определять тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом  типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ВПР.

 Планируемые результаты

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • Основные функции языка.
  • Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
  • Основные нормы русского литературного языка.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
  • проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
  • самостоятельная работа;
  • работа в группах, парах;
  • индивидуальная работа.

Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Своеобразие и специфика данной Программы  состоит в том, что материал по повторению и подготовке к ВПР достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 6 класса. 

Программа рассчитана на 35 часов и адресована учащимся 6 класса.  Материалы курса могут  быть использованы на факультативных занятиях.

Сроки реализации программы ИГЗ  - 1год.

Что нужно сделать для устранения пробелов в знаниях учащихся?

 -создать благоприятную атмосферу на уроке;

 -своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

-разнообразить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности;

- освободить детей от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

-ориентировать детей на ценности, которые охватывают важнейшие стороны деятельности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир;

-культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

Описание всероссийской проверочной работы по русскому языку

для обучающихся 6 классов

Всероссийская  проверочная  работа (ВПР)  по  русскому  языку  проводится в целях мониторинга  качества  подготовки  обучающихся  6  классов.  Мониторинг  направлен на обеспечение  эффективной  реализации  государственного  образовательного  стандарта начального общего и основного общего образования.

Задания  диагностической  работы  направлены  на  выявление  уровня  владения обучающимися  базовыми  предметными  правописными  и  учебно-языковыми фонетическими,  морфемными,  морфологическими  и  синтаксическими  умениями,  а  также универсальными учебными действиями.

Задание  1  проверяет  традиционное  правописное  умение обучающихся правильно списывать  осложненный  пропусками орфограмм  и  пунктограмм  текст,  соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Успешное выполнение задания  предусматривает  сформированный  навык  чтения (адекватное  зрительное восприятие  информации,  содержащейся  в предъявляемом  деформированном  тексте) как одного  из  видов  речевой  деятельности.  Наряду  с  предметными умениями  проверяется сформированность  регулятивных  универсальных  учебных  действий  (адекватно самостоятельно  оценивать  правильность  выполнения  действия  и  вносить  необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).

Задания  2–5 предполагают  знание  основных  языковых  единиц.  Эти  задания нацелены  на  выявление  уровня  владения  обучающимися  базовыми  предметными  учебно-языковыми опознавательными и классификационными умениями.

Задание  2 проверяет умение  классифицировать согласные звуки  по  мягкости–твердости  в  результате  частичного  фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения).

Задание 3 предполагает анализ структуры слова, проверяет владение учебно-языковым аналитическим  умением  делить  слова  на  морфемы на  основе  смыслового и грамматического  анализа  слова, графически  обозначать  выявленные  морфемы,  наряду с этим  проверяет  владение  познавательным  универсальным  учебным  действием  – преобразованием информации о структуре слова в графическую схему.

Задание  4 выявляет  владение  учебно-языковым  опознавательным  умением обучающихся распознавать  изученные  части  речи в  предложении  (учебно-языковое опознавательное  умение),  а  также уровень  освоения  познавательного  универсального учебного действия – построения логической цепи рассуждений.

Задание  5 проверяет  учебно-языковое  опознавательное  умение  распознавать и графически  обозначать  главные  члены  предложения,  вместе  с  тем  выявляет  уровень познавательного  универсального  учебного  действия,  связанного  с  преобразованием информации о грамматической основе предложения в графическую схему.

Помимо предметных умений, все задания предполагают проверку различных видов универсальных  учебных  действий: регулятивных (адекватно  самостоятельно  оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений; осуществлять сравнение,  классификацию;  преобразовывать  информацию,  используя  графические символы).

Содержание

№ задания

Тема

Дата

задание 1

Повторение некоторыхправил орфографии и пунктуации:

1. Не с существительными, прилагательными

2. Чередующиеся гласные

3. Дефисное написание слов

4. Правописание букв Ы-И после Ц

5. Правописание гласных букв ИиЫ после приставок

6. О-Е-Ё после шипящих

7. Ь после шипящих

8. Правописание местоимений

9. Правописание числительных

10. Н-НН в суффиксах прилагательных

11. Спряжение глагола

12. Знаки препинания при прямой речи

13. Знаки препинания в сложном предложении.

14. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

задание 2

Морфемный и словообразовательный разборы

Морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, числительного, местоимения

Синтаксический разбор предложения

задание 3

Частичный фонетический разбор

задание 4

Орфоэпия (ударение): словник и подсказки

задание 5

Части речи

задание 6

Грамматические ошибки

задание 7

Тире между подлежащим и сказуемым, тире при обобщающем слове, тире при прямой речи

задание 8

Две запятые: знаки препинания при обращении, однородных членах

задание 9

Основная мысль.

задание 10

Составление простого плана

задание 13

Стилистическая окраска слова.

задание 14

Фразеологизмы



Предварительный просмотр:

«Первые шаги к ОГЭ»

Рабочая программа

подготовки к ГИА

по русскому языку

7 класс


Составила учитель русского языка и литературы

Солопова Светлана Николаевна

2019 – 2020 учебный год

  1. Пояснительная записка
  2. Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.
  3.       Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы в знаниях обучающихся, которая препятствует  получению дальнейших полноценных знаний. Поэтому актуальными являются дополнительно отведённые учебные часы для повторения и закрепления ранее изученного материала. Для этой цели можно использовать факультатив.
  4. Данный факультативный курс «Первые шаги к ОГЭ» составлен в соответствии с программой по русскому языку для обучающихся 7-х классов.

      Данный факультатив – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах и чему научатся в 7 классе.

     Программа включает в себя:

  • теоретический материал;
  • вопросы и задания практического характера;
  • задания творческого характера.

      Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защита проекта, презентации, работа на персональных компьютерах, работа с интернет-продуктами.

  1. Цель факультативного курса:
  2. повышение качества знаний по предмету,
  3. активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся.
  4. Поэтапная подготовка обучающихся ОГЭ.

Для реализации цели следует решить следующие

     задачи:

  • научить учащихся свободному владению терминологией;
  • развивать умение  применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях, при сдаче ОГЭ.
  • развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
  • прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса;
  • внедрение ИКТ в обучение.

   

Ожидаемые результаты:

овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;

умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять     их;

повышение орфографической и пунктуационной грамотности.

Овладение навыками решения заданий ОГЭ.

Тематическое содержание курса

Дата

Тема

сентябрь

БЛОК 1. «Орфография. Повторение.» (9 часов)

1.Правописание безударных гласных и сомнительных и непроизносимых согласных.

2.Правописание удвоенных согласных. Словарная работа.

3.Корни с чередованием. Пунктуация№1-Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

4.Правописание приставок. Орфограммы в окончаниях разных частей речи.

октябрь

5.Личные окончания глаголов. Пунктуация№2-Тире между подлежащим и сказуемым.

6.Правописание суффиксов существительных. Правописание гласных после шипящих.

7.Правописание Ъ и Ь. Н и НН в прилагательных. Пунктуация№3-Знаки препинания между однородными членами.

8.НЕ с разными частями речи. Частицы НЕ и НИ.

9.Дефисное и слитное написание сложных существительных и прилагательных. Пунктуация№4-Знаки препинания при вводных словах и обращениях.

ноябрь

БЛОК 2. «Причастие»..(5 часов)

10.Причастие как часть речи. Причастный оборот.

11.Действительные и страдательные причастия.

12.Н и НН в полных и кратких причастиях.

декабрь

13.Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях.

14.НЕ с причастиями. Пунктуация№5-Обособление причастного оборота.

БЛОК 3. «Деепричастие».(2 часа)

15.Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот.

16.НЕ с деепричастиями. Пунктуация№6- Обособление деепричастного оборота.

январь

БЛОК 4. «Наречие». (3 часа)

17.Наречие как часть речи. Дефис в наречиях.

18.Правописание приставок и суффиксов наречий. НЕ с наречиями. Отличие наречий от других частей речи.

19.Обобщение. Правописание наречий. Пунктуация№7-Обособление причастных и деепричастных оборотов.

февраль

БЛОК 5. «Предлоги.» (2 часа)

20,21.Предлог как часть речи. Правописание производных предлогов.

БЛОК 6. «Союзы». (1час)

22.Сочинительные и подчинительные союзы. Слитное и раздельное написание предлогов.

БЛОК 7. «Частицы». (1 час)

23.Раздельное и дефисное написание частиц. Пунктуация №8-Повторение всех ранее изученных пунктограмм.

март

 БЛОК 8. «Обобщение. Повторение». (11 часов)

24.Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

25.Удвоенные согласные. Корни с чередованием.

26.Орфограммы в приставках.

27.Правописание окончаний существительных и прилагательных. Пунктуация №9-Повторение всех ранее изученных пунктограмм.

апрель

28.Орфограммы в суффиксах существительных и прилагательных. Правописание суффиксов причастий.

29.Гласные после шипящих. Разделительные Ь и Ъ.

30.Н и НН в прилагательных. Пунктуация №10-Учимся ставить знаки препинания.

31.Правописание наречий и предлогов. Пунктуация №11-Обособление причастных и деепричастных оборотов.

май

32.НЕ с разными частями речи. Частицы НЕ и НИ.

33.Соединительные гласные в сложных словах. Пунктуация №12-Повторение.

34-35.Словарная работа.

Литература для учителя и учащихся:

1.        П.А.Лекант «Школьный справочник по русскому языку», М., «Русское слово», 2004 год;

2.        Л.Л.Касаткин, П.А.Лекант «Современный русский язык» Словарь – справочник, М., «Просвещение», 2005 год;

3.        М.Т.Баранов «Школьный словарь образования слов русского языка», М., «Просвещение», 2005 год;

4.        А.А.Семенюк, М.А.Матюшина «Школьный толковый словарь русского языка», М., «Просвещение», 2006 год;

5.        Н.М.Шанский «Школьный фразеологический словарь русского языка», М., «Дрофа», 2006 год;

6.«Тесты по русскому языку.  – 7 класс», М., «Дрофа», 2013год.



Предварительный просмотр:


Рабочая программа

 элективного курса по русскому языку

«Практикум по русскому языку(подготовка к ГИА)»

8 класс

Составила

учитель русского языка

и литературы Солопова С.Н.

г. Оренбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи, решаемые при реализации программы

Элективный курс русского языка « Подготовка к ОГЭ по русскому языку» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) .

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.

  1. Нормативные правовые документы на основании которых разработана рабочая программа, с указании ем УМК

Учебный план МОАУ ООШ №22 на 2018-2019 уч.год

3.Обоснование выбора программы

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основекомпетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

4.Информация о внесённых изменениях в примерную программу Особое внимание уделено работе по развитию речи : написание сжатого изложения, т.к. это один из видов заданий на ОГЭ по русскому языку в 9 классе. При обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

5.Определение места и роли учебного курса

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

6.Информация о количестве часов, на которое рассчитана программа

По школьному базисному плану на изучение русского языка в 8 классе отводится 1час в неделю, т.е. 34 часа в год.

7.Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение.

8.Технологии обучения: Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем- начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материал, тема дается на каждом уроке малыми дозами, тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

  1. Технологии уровневой дифференциации:

А) обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого)

Б) обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении – работа по образцу, инструктаж и т. д.

3. Технологии развивающего обучения - ребёнку отводится роль самостоятельного субъекта , взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности.

4. Здоровьесберегающие – учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма.

5. Проблемное обучение - создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей проблемное обучение, ИКТ

9. Особенности организации учебного процесса

Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ОГЭ. Так как обучающиеся выбирают задание 15.3, то задания 15.1 и 15.2 даются с ознакомительной целью.

10. Формы контроля знанийтестовые работы, самостоятельные работы, практические работы, задания дифференцированного характера, лингвистический анализ текста с последующим написанием сочинения-рассуждения.

Учебно-тематическое планирование

Содержание программы

Тема 1. Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • адекватно воспринимать авторский замысел;
  • вычленять главное в информации;
  • сокращать текст различными способами;
  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Тема 3.Средства выразительности.

Орфография.Правописание приставок

Правописание Н-НН в словах разных частей речи

Лексика. Характеристика русской лексики. Синонимы

Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения.

Осложненное простое предложение

Основные разряды вводных слов

Синтаксис и пунктуация. Пунктуация и синтаксис сложного предложения

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста,знать трудные случаи правописания, понимать их роль в общекультурном развитии человека, объяснять языковое явление, определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте..

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении, уметь применять знания при тестировании, работать над расширением словарного запаса, работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю).

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Первая часть работы ГИА в 9 классе (1) – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы ГИА содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Эти задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников . В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Вторая часть работы ГИА – выполнение тестовых заданий по темам «Орфография», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация».

Требования к уровню подготовки обучающихся

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.

Литература и средства обучения

  1. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2016
  2. 1). ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под. ред. И.П.Цыбулько. – М. : Изд-во «Национальное образование», 2018-2019
  3. 2).Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич / под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2015 4)Учебный план МОАУ ООШ № 22 на 2018-2019 уч.год.
  4. ФИПИ http://www.fipi.ru/

Календарно-тематический план элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Тема

Дата

1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА 2016 (проект).

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ГИА.

3

Задание 1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

4

Задание 1. Структурные особенности сжатого изложения.

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

7

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

8

Задание 1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

9

Задание С1. Практическая работа. Выбор приемов компрессии исходного текста.

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

10

Структура сочинения-рассуждения. Задание №15 ГИА.

11

Задание 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.Тезис. Заключение.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

12-13

Задание 15.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 15.2.Аргументы, заключение.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

14

Средства выразительности. Лексика. Тропы и фигуры речи.

Выполнение тестовых заданий (№3)

15

Правописание приставок.

Правописание приставок: з-с на конце приставок, при- и пре-.

Выполнение тестовых заданий (№4)

15

Правописание приставок.

Правописание приставок: неизменяющиеся на письме приставки.

Выполнение тестовых заданий (№4)

16

Правописание Н-НН в словах разных частей речи.

Знать: правописание Н-НН в словах разных частей.

Выполнение тестовых заданий (№5)

17

Правописание Н-НН в словах разных частей речи.

Знать: правописание Н-НН в словах разных частей.

Выполнение тестовых заданий (№5)

18

Характеристика русской лексики. Синонимы.

Характеристика русской лексики. Однозначные, многозначные слова. Новые и устаревшие слова. Книжная и разговорная лексика. Антонимы. Омонимы. Синонимы.

Выполнение тестовых заданий (№6)

19

Словосочетание.

Словосочетание. Согласование, управление, примыкание.

Выполнение тестовых заданий (№7)

20

Словосочетание.

Словосочетание. Согласование, управление, примыкание.

Выполнение тестовых заданий (№7)

21

Предложение. Грамматическая основа предложения.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Выполнение тестовых заданий (№8, №11)

22

Предложение. Грамматическая основа предложения.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Выполнение тестовых заданий (№8, №11)

23

Осложненное простое предложение.

Обособленные члены предложения(определения, приложения, обстоятельства, дополнения).

Выполнение тестовых заданий (№9)

24

Основные разряды вводных слов.

Вводные конструкции. Основные разряды вводных слов.

Выполнение тестовых заданий (№10)

25

Пунктуация и синтаксис сложного предложения.

Знаки препинания в сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение.

Выполнение тестовых заданий (№12, №13, №14)

26

Итоговое тестирование.

27

Задание 15.3. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания 15.3.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

28-30

Задание 15.3. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

31

Задание 15.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическая работа.

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

32-34

Контрольная работа по теме «Сочинение-рассуждение 15.3.»

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

35

Редактирование сочинений.