Портфолио

Солопова Светлана Николаевна

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки достижения учителя. Это один из современных методов профессионального развития. Он предназначен для систематизации накопленного опыта, определения направления развития педагога, для объективной оценки его профессионального уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnik.docx101.07 КБ
Файл o_sebe.docx15.14 КБ
Файл pochemu_ya_stala_uchitelem.docx21.51 КБ
Файл esse.docx16.11 КБ
Файл moy_nastavnik.docx233.86 КБ
Файл nauchno-metodicheskaya_rabota.docx42.76 КБ
Файл vystupleniya_po_metodicheskoy_rabote.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\USER\Desktop\image.jpg



Предварительный просмотр:

                                                        Век живи - век учись.

Родилась в 1989 году.  В  2007 году закончила Федоровскую  среднюю школу.

 В 2012 году окончила «Оренбургский государственный педагогический                    университет», филологический факультет

 Специальность: русский язык и литература.

 С августа 2012 г. по 2015г. работала в МОБУ «СОШ № 49» г. Оренбурга, учителем русского языка и литературы, организатором конкурсов, а также воспитателем ГПД.

С августа 2015 года работаю в МОБУ «СОШ № 51» г. Оренбурга, учителем русского языка и литературы.

В 2012 году проходила курсы  о повышении квалификации в ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по программе курсов по проблеме «Внедрение ФГОС ООО» для учителей русского языка и литературы (108 часов).

Также в 2012 году принимала участие в семинаре «Требования ФГОС основного образования и их реализация в преподавании курсов русского языка и литературы».

В 2013 году проходила обучение по программе «ГИА по русскому языку в 9-х и 11-х классах и методика подготовки к ГИА и ЕГЭ» (6 часов).



Предварительный просмотр:

        

        Каждый человек в душе мечтатель. Александр Грин сказал, что «детское живет в человеке до седых волос». У меня интерес к профессии проявился довольно рано, ещё в детстве. Мои подруги играли во «врачей», «актрис», «продавцов»... Ну, а я всегда была «учителем». Мне нравилось проигрывать дома те ситуации, которые происходили в школе, находить решения дневных проблем, нравилось быть мудрее своих бессловесных кукол, рассказывать им разные истории, а потом спрашивать и ставить оценки. Мне очень хотелось, чтобы все мои «ученики» были умными и добрыми, чтобы им было комфортно и не страшно в школе. После уроков мы с ними часто устраивали различные праздники и соревнования. И конечно при выборе института не было никаких сомнений.

         Поступив в педагогический институт, я была рада, что приблизилась к тому, чтобы стать учителем. Но оказалось, что институт не выпускает «готовых учителей», которыми мы, выпускники, себя считали. Это я поняла, как только переступила порог школы.

         Передо мной встала новая проблема: как стать настоящим педагогом, умеющим не только хорошо объяснять материал, но и педагогом, которого будут искренне любить и уважать ученики, которому будут доверять своих любимых детей родители. Не все становятся гениями педагогического труда. И я не отношу себя к ним, но искренне стремлюсь быть человеком порядочным, честным, в оценке себя принципиальным, но терпимым к недостаткам детей. Как реализовать себя, раскрыть все свои потенциальные возможности и помочь это сделать своим ученикам? Вот ответ на вопрос, почему я стала учителем.

            

         Каждый день я открываю школьную дверь и захожу в класс. Звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные, чистые глаза, любопытные, верящие, добрые, оценивающие каждый мой взгляд, жест, шаг, поступок. В одних настороженность, в других - интерес, в-третьих -надежда. Какие они разные! Мне надо почувствовать, на что настроен каждый ученик, пришедший ко мне на урок, что ждет он от урока, да и от учителя.

         Каждый день я всматриваюсь в глаза детей. Сколько в них чувств, переживаний. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце учителя должно быть не только добрым, но и зрячим. Быть учителем трудно, но и учеником быть нелегко. У детей, которые пришли в школу, большая потребность не столько в получении знаний, сколько в общении и эмоциональном контакте. Поправить воротничок, погладить по голове, спросить о настроении. Да и родители, безумно любящие своих детей, очень надеются, что педагог так же будет любить их. Живя в столь сложном мире, родители всё куда-то спешат, часто забывая или не успевая давать своим детям внимание и заботу. А учитель просто обязан помнить об этом, да и должен помочь родителям открыть своего ребёнка. Я не боюсь лишний раз похвалить ученика, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность.

            Я часто спрашиваю себя: « Думаю ли я о детях?». Если у человека с нашей профессией нет ответа, то значит нет в нём призвания, а значит и «учителя» нет.

Учитель только своим примером и своей любовью может вести детей «через тернии к звездам».

           Учитель должен стать для детей не просто педагогом, дающим знания, а духовным наставником, своего рода проповедником, который не только указывает истинный путь, но и проходит его вместе с каждым ребенком, поддерживая в нем веру в добро и справедливость. Пройдет время и маленькие робкие ученики станут взрослыми людьми. Мне хочется, чтобы они выросли добрыми, умеющими видеть прекрасное, кормящими голодных птиц зимой, любующимися закатами и рассветами, ценящими дружбу.

         Я ни о чём не жалею!

       Ведь именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я, и которые нужны мне - это мои ученики и их родители. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок - это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления.

        Я бесконечно люблю школу, искренне отношусь к своим детям и верю, что у моей профессии большое будущее. Часто вспоминаю слова Я.А.Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем».
            

     

       Да, я счастлива. Мое счастье прежде всего в моей семье: это мои родители, близкие родственники. Семья как большой дом, который нужно строить всю свою жизнь по кирпичику. Порой трудно, тяжело. Разрушить его легко - за пять минут. А восстановить уже невозможно. Но как согревает семейный очаг душу!

           Я счастлива, что правильно выбрала свою профессию. Я - учитель. Конечно, хотелось бы, чтобы кто-нибудь когда-нибудь сказал, что с большой буквы. Пока считаю, что с маленькой. Опыт и понимание многих истин приходит с годами. Многое переоцениваешь с взрослением своих собственных детей. Мы ведь все хотим, чтобы наши дети были счастливы, чтобы они, придя в школу, почерпнули знания, так необходимые в дальнейшей жизни, чтобы учитель видел в них прежде всего личность. По своим детям мы замечаем, с желанием ли они ходят в школу, какие огорчения они испытывают, переживаем за них и волнуемся. Почему дети в современных условиях, при современных методиках преподавания до сих пор испытывают чувство дискомфорта в школе? Я счастлива от того, что сама учила свою дочь, а сейчас учу сына. Я вижу в их лице отношение учеников ко мне и урокам, сразу узнаю, что понравилось детям, а что нет, что было понято на уроке, и на что надо ещё обратить внимание.

           Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня - выбранная профессия. Я - счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я счастлива, потому что, отдавая тепло своей души детям, я становлюсь богаче. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Кто-то из моих учеников станет известным филологом, кто-то, путешествуя по миру, будет удивлять окружающих великолепным разговорным английским, кто-то будет хорошим отцом или матерью, а кто-то станет просто добрым порядочным человеком.       И очень надеюсь, что частичка доброты в них заложена мной.

                Каждый из педагогов, и те, кто только начинает работать в школе, и те, кто отдал ей не один десяток лет, задаёт себе вопрос: в чём суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Каждый отвечает на него по-своему.        

        Только внешне кажется наша работа будничной: бесконечные тетради, журналы, уроки. А по сути своей она радостна и величественна, так как мы растим человека и должны сделать его счастливым, а значит, и себя тоже. И если все ратуют за учение с увлечением, то обучение обязательно должно быть с любовью. Воспитание

без любви и дружбы с ребёнком, без духовной общности с ним - это блуждание в потёмках. Когда дети чувствуют в тебе равного, они открываются, доверяют свои тайны. Мне повезло - мои ребята видят во мне не только учителя, но и единомышленника, друга. О себе могу сказать: «Я - выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь». Как-то я прочитала слова Л. Н. Толстого, которые меня поразили своей мудростью: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Теперь я абсолютно уверенно могу сказать: учитель это не только урокодатель.

       Учитель - это такое состояние души, образ жизни, при котором школьные будни и праздники - это твоя жизнь. Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить детей. Общаясь с детьми, я стараюсь, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частью большой и дружной семьи, ему хотелось идти в школу, чтобы он ждал встречи с одноклассниками и учителем, и был уверен, что его здесь с радостью ждут. Педагог обязательно должен уважать своего воспитанника, видеть в нём личность и уметь распознать в нём положительные черты характера, чтобы потом умело опираться на них в общении с ребёнком. Дети чувствуют уважение и, видя пример своих педагогов, начинают отвечать взаимностью. Не надо скупиться на похвалу, комплименты и тёплые слова. С моей точки зрения, педагог - это тот, к кому ученики могут обратиться за помощью, просто поплакать или посмеяться вместе, обсудить урок или футбольный матч, а может, сочинить новый рецепт какого-то блюда...

        Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Мою педагогическую философию определяет ученик, ребенок, в личности которого я должна найти, развить и сохранить те зернышки доброты и душевного таланта, которые, бесспорно, там рассыпаны. Моя педагогическая философия - воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных и добрых людей.

         Школа для меня не только место работы, но «и каждый час, и каждая минута о чьих-то судьбах вечная забота...»



Предварительный просмотр:

Каждый человек в душе мечтатель. Александр Грин сказал, что «детское живет в человеке до седых волос». У меня интерес к профессии проявился довольно рано, ещё в детстве. Мои подруги играли во «врачей», «актрис», «продавцов»... Ну, а я всегда была «учителем». Мне нравилось проигрывать дома те ситуации, которые происходили в школе, находить решения дневных проблем, нравилось быть мудрее своих бессловесных кукол, рассказывать им разные истории, а потом спрашивать и ставить оценки. Мне очень хотелось, чтобы все мои «ученики» были умными и добрыми, чтобы им было комфортно и не страшно в школе. После уроков мы с ними часто устраивали различные праздники и соревнования. И конечно при выборе института не было никаких сомнений.

         Поступив в педагогический институт, я была рада, что приблизилась к тому, чтобы стать учителем. Но оказалось, что институт не выпускает «готовых учителей», которыми мы, выпускники, себя считали. Это я поняла, как только переступила порог школы.

         Передо мной встала новая проблема: как стать настоящим педагогом, умеющим не только хорошо объяснять материал, но и педагогом, которого будут искренне любить и уважать ученики, которому будут доверять своих любимых детей родители. Не все становятся гениями педагогического труда. И я не отношу себя к ним, но искренне стремлюсь быть человеком порядочным, честным, в оценке себя принципиальным, но терпимым к недостаткам детей.

                  Каждый день я всматриваюсь в глаза детей. Сколько в них чувств, переживаний. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце учителя должно быть не только добрым, но и зрячим. Быть учителем трудно, но и учеником быть нелегко. У детей, которые пришли в школу, большая потребность не столько в получении знаний, сколько в общении и эмоциональном контакте. Поправить воротничок, погладить по голове, спросить о настроении. Да и родители, безумно любящие своих детей, очень надеются, что педагог так же будет любить их. Живя в столь сложном мире, родители всё куда-то спешат, часто забывая или не успевая давать своим детям внимание и заботу. А учитель просто обязан помнить об этом, да и должен помочь родителям открыть своего ребёнка. Я не боюсь лишний раз похвалить ученика, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность.

            Я часто спрашиваю себя: « Думаю ли я о детях?». Если у человека с нашей профессией нет ответа, то значит нет в нём призвания, а значит и «учителя» нет.

Учитель только своим примером и своей любовью может вести детей «через тернии к звездам».

           Учитель должен стать для детей не просто педагогом, дающим знания, а духовным наставником, своего рода проповедником, который не только указывает истинный путь, но и проходит его вместе с каждым ребенком, поддерживая в нем веру в добро и справедливость. Пройдет время и маленькие робкие ученики станут взрослыми людьми. Мне хочется, чтобы они выросли добрыми, умеющими видеть прекрасное, кормящими голодных птиц зимой, любующимися закатами и рассветами, ценящими дружбу.

Каждый из педагогов, и те, кто только начинает работать в школе, и те, кто отдал ей не один десяток лет, задаёт себе вопрос: в чём суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Каждый отвечает на него по-своему.        

        Только внешне кажется наша работа будничной: бесконечные тетради, журналы, уроки. А по сути своей она радостна и величественна, так как мы растим человека и должны сделать его счастливым, а значит, и себя тоже. И если все ратуют за учение с увлечением, то обучение обязательно должно быть с любовью. Воспитание без любви и дружбы с ребёнком, без духовной общности с ним - это блуждание в потёмках. Когда дети чувствуют в тебе равного, они открываются, доверяют свои тайны. Мне повезло - мои ребята видят во мне не только учителя, но и единомышленника, друга. О себе могу сказать: «Я - выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь». Как-то я прочитала слова Л. Н. Толстого, которые меня поразили своей мудростью: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Теперь я абсолютно уверенно могу сказать: учитель это не только урокодатель.

       Учитель - это такое состояние души, образ жизни, при котором школьные будни и праздники - это твоя жизнь. Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить детей. Общаясь с детьми, я стараюсь, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частью большой и дружной семьи, ему хотелось идти в школу, чтобы он ждал встречи с одноклассниками и учителем, и был уверен, что его здесь с радостью ждут. Педагог обязательно должен уважать своего воспитанника, видеть в нём личность и уметь распознать в нём положительные черты характера, чтобы потом умело опираться на них в общении с ребёнком. Дети чувствуют уважение и, видя пример своих педагогов, начинают отвечать взаимностью. Не надо скупиться на похвалу, комплименты и тёплые слова. С моей точки зрения, педагог - это тот, к кому ученики могут обратиться за помощью, просто поплакать или посмеяться вместе, обсудить урок или футбольный матч, а может, сочинить новый рецепт какого-то блюда...

        Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики - Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Мою педагогическую философию определяет ученик, ребенок, в личности которого я должна найти, развить и сохранить те зернышки доброты и душевного таланта, которые, бесспорно, там рассыпаны. Моя педагогическая философия - воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных и добрых людей.

         Школа для меня не только место работы, но «и каждый час, и каждая минута о чьих-то судьбах вечная забота...»



Предварительный просмотр:

Наставник - это человек, который уже достиг той цели, которую Вы ещё только ставите перед собой. Уже поднялся на ту гору, на которую Вы только собираетесь. Уже живёт той жизнью, которой Вы только хотели бы жить.

Говорят, что выбор профессии – дело важное и непростое, ведь это выбор на всю жизнь, и как тяжело приходится тем, кто допустил ошибку и не понял себя с первого раза. У меня же таких проблем не было, я почти с самого детства знала, что точно буду учителем.

Наставником с детства была моя бабушка, Объедкова Антонина Ивановна. В то время она была учителем начальных классов в с. Фёдоровка.  Проработав в школе 30 лет и выйдя на выслугу, моя бабушка еще 16 лет проработала в детском саду. Она очень сильно любит детей и эту любовь к детям,  наверное, я переняла у нее. Она  хотела, чтобы я стала учителем, и я ее мечту исполнила, сейчас я работаю в МОБУ «СОШ № 51» г. Оренбурга учителем русского языка и литературы.

Моя бабушка всегда говорит, что учитель живет в своих учениках, каждый из которых не просто человек, которому нужна приветливость и ласка, а личность со своим внутренним миром.  И сейчас, будучи учителем, я убеждаюсь в этом каждый день. Прислушиваясь к ее советам, я в каждом вижу не просто ребенка, а личность и общаюсь с ними наравне.  Мне нра Конечно, иногда задумываюсь, а смогла бы я работать в другой сфере? Наверное, нет. В школе особая энергетика, ты видишь, как дети растут и развиваются на твоих глазах, ты заряжаешь их позитивными эмоциями. Не знаю, можно ли это чем – то заменить?

Ребёнок, словно чистый лист бумаги.

Неосторожно не сомни его судьбу,

Ты помоги ему, придай отваги

И научи выигрывать борьбу.

вится работа с детьми и получать положительный результат.

Здесь в стенах МОБУ «СОШ № 51» у меня есть еще один наставник, к которому я всегда могу обратиться за поддержкой – это Лукъянчикова Марина Николаевна. Она мудрый педагог и чуткий человек. Вслушиваясь в её советы и информацию, мне хочется стремиться к чему-то большему, чувствуя поддержку, что меня наставляет твёрдый и уверенный голос моего наставника. Это как будто вырастают крылья: нужно совершенствоваться, идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Мне повезло, что у меня в начале своего педагогического пути есть сильные, авторитетные наставники, которые протянут руку помощи.

C:\Users\USER\Desktop\Recoverd_jpg_file(2271).jpg

               C:\Users\USER\Desktop\Zo9Z6d89dMg.jpg

Объедкова                                                       Лукъянчикова Марина Николаевна

Антонина Ивановна



Предварительный просмотр:

2012г. - Доклад по теме самообразования «Формирование читательского интереса школьников как методическая проблема».

2013г. – Выступление на педагогическом совете по теме «Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у школьников».

2018 г. – проведение стажёрских площадок для молодых учителей

Данная программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного при Министерстве образования РФ от 05.03.2004г.

Примерная программа основного общего образования по русскому языку (5-9 класс) с учетом образовательной программы по русскому языку автора Ладыженской Т.А.  (М: «Просвещение» 2011г.)

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:        

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование  и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов (5 часов в неделю).

  Данная рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку  реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы. Программа  предназначена  для проведения уроков русского языка по учебно-методическому комплексу Т.А. Ладыженской, и др. в 5  классе и рассчитана на  175   часов (5 часов в неделю). Преподавание курса предполагает   26  контрольных работ: из них 17 - по развитию речи (8  сочинений и 9 изложений).   Данная программа  направлена на повышение уровня развития учащихся по русскому языку в 5 классе, умения работать с текстом, анализировать произведения с точки зрения языковых, художественных особенностей, стиля. На развитие речи  предусматривается  41 час (сочинения, изложения,  текст, строение текста,  стили и типы речи, соединение типов речи в тексте).  В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5 по 9 классы. Курс обучения русскому языку в 5 классе составляет 175 часов – 5 часов в неделю.

Программа нацелена на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и  развитие  коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования      языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и   функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование   способности к анализу и  оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Программа русского языка для 6  класса  направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры

речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических  понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода к изучению русского языка  в школе.

 

 ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно обеспечивать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.

                       

        Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета

  Программа направлена на достижение  личностных,  метапредметных и предметных результатов.  

          Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых основ лингвистики;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Русский язык

Программно-нормативные документы:

ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2008.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей ОУ. М.: Просвещение, 2011.

Учебники, реализующие рабочую программу:

Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор — акад. РАО  

Н. М. Шанский. Дидактические материалы, входящие в учебно-методический комплект.

Тростенцова Л. А., Стракевич М. М., Ладыженская Н. В. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс.

        Методические пособия, входящие в учебно-методический комплект:

Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Пособие для учителей и методистов.

Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 5 класс.

Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс.

Для учителя:

1. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5- 11 классы (автор- составитель С.И. Львова), М., Мнемозина, 2008.

2. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В трех частях. М., Мнемозина, 2010.

3. И.П.Васильевых. Уроки русского языка 6 класс. Пособие для учителя. М., Мнемозина, 2008.

4. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации для 5 - 7 класса. С., Лицей, 1998.

5. Тесты по русскому языку. 6 класс (сост. Е.В.Дзякович), С., Лицей, 2001.

6. Комплексный анализ текста. 6 класс. А.Б.Малюшкин. М.: ТЦ Сфера, 2006.

7. Л.Г. Ларионова. Сборник упражнений по орфографии. 6 класс. М., Просвещение, 1999.

8. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 класс. М., Глобус, 2010.

9. Л.К.Скороход. Словарная работа на уроках русского языка. М., Просвещение, 1990.

10. Т.И.Павлова и др. Практика успешного написания сочинения-рассуждения. 5-7 классы.Р-н-Д., Легион, 2011.

11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.

12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003.

13. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985.

14. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.

15. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.

16. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход / М. Бройде. -М.: Айрис-Пресс, 2001.

17. Кабанова Н.М. Тесты. Русский язык. 8 класс. Учебно-методическое пособие для учителей и учеников. – М.: Центр тестирования МО РФ,2006.

18. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 8 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 классы. - М.: Мнемозина, 2003.

19. Львова С.И. Уроки словесности.5-9 классы.М.: Дрофа.2005.

Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. М.:Мнемозина.2003г.

20. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской – М.: Дрофа, 2006.

21. Поханова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы.8 класс.М.: Дрофа.2005г.

22. Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумовской. I, II полугодие / сост. О.А.Финтисова – Волгоград: Учитель, 2007.

Для учащихся:

1.Львова СИ., Львов В.В. Русский язык 6 класс.1,2,3 часть.-М: Мнемозина,2010.

2. Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь 6 класс. М., Мнемозина, 2009.

3. Л.В.Черепанова. Дневник достижений учащегося по русскому языку. М., Мнемозина, 2010.

4. И.П.Васильевых., С.И.Львова. «Учимся читать, слушать, говорить, писать. М., Мнемозина, 2010.

5. Школьные лингвистические словари любых изданий.

6. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.

8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003.

9. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985.

10. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.

11. Львова С.И. Русский язык. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / С.И. Львова, В.В. Львов. – 3-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2009.

12. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2010.

13. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2005.

14. Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012.

Литература.

Для учителя:

1.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8класс. – М: «ВАКО», 2009.

3. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,1999.

4. Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский Н.М./Книга для учителя.М.; Просвещение,2002.

5.  Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение,  2008.

6. Развивайте дар слова:Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский,П.Ф.Ивченков и др.Сост. Т.А.Ладыженская.

7. Т.С.Зепалова, - М.; Просвещение,1990.

Для учащихся:

1.Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

2. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Дополнительная литература

1.Васильевых И.П.Уроки русского языка в 6 классе./ Под ред. С.И. Львовой. –М.: Мнемозина, 2008.

2. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста.8-9 классы.

3. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка.

4. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.

5. В.П.Полухина Литература.  6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003.

6. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

7. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012.

8. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим…  Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002.

9. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. – М: Классик Стиль,  2005.

10. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
  2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
  9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
  10. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
  11. Мир слова русского http://www.rusword.org
  12. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
  13. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
  14. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
  15. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
  16. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
  17. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 



Предварительный просмотр:

«Формирование читательского интереса школьников как методическая проблема»

Введение

     В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами – несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы и главным образом начальной.

     Сейчас, когда детское чтение кричит SOS (его кризис приравнивают к национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности.      

     Ведь именно он, учитель, часто единственный человек в окружении детей, который профессионально может обеспечить становление  учебных интересов у учеников, в том числе и  интереса к книге. Защитить детское чтение – значит одновременно поддерживать и литературу, ибо какой бы развитой, богатой, великой она ни была (именно такая изучается в школе), если она не читается, она теряет свою созидательную силу, лишается смысла, становится ненужной.

На уроке чтения (литературы), как правило, нет места личным впечатлениям школьника, его переживаниям, его субъективным образам; изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребенка, его внутреннему субъективному «Я». А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри («хочу»), она всецело подчинена мотивации, идущей из вне («велели»). Как говорит известный критик, философ И.Ф.Карякин: «Пока ученик относится к литературе лишь как к средству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает свое, пока не обожжется этим открытием – до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нем». Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.

 Личность ребенка формируется и под воздействием тех книг, которые он читает, так как именно литературе отводится роль трансформатора нравственных ценностей от одного поколения к другому. Чтение –своеобразный  диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше, а это одна из основных целей литературы. Поэтому задача уроков чтения – вырастить  из маленького школьника «талантливого читателя» (С.Маршак).

Сказка открывает ребенку большой мир человеческих чувств и взаимоотношений, будит воображение, утверждает доброту и справедливость.

Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?

Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них следует отметить Н.Н.Светловскую, Г.Н.Кудину, З.Н.Новлянскую, Т.Г.Рамзаеву, М.Р.Львова, О.В.Сосновскую, О.В.Джежелей и других. Это трудные поиски дорог, ведущих школьников в мир литературы.

Перед записью детей в школу многих родителей волнует один вопрос: «А надо ли учить читать до школы? Возьмут ли в первый класс или нет, если дошкольник не читает?»

Умению читать обучает школа, несмотря на то, что многие школы любят «учить» уже подготовленных детей.

          Многолетние  исследования уровня готовности и интереса первоклассников к чтению и книге неизменно подтверждают результаты, полученные 30-40 лет назад. В течение многих лет изучается читательский опыт первоклассников по следующим направлениям: отношение к чтению и книге, читательский опыт, читательская грамотность. Отношение к чтению и книге проверяется в беседе, в ходе которой выясняется отношение к слушанию и чтению.

         Исследования, проведенные в 90-е годы и в начале XXI века, дали результаты очень близкие по своим параметрам. Любят слушать чтение других  90-95 %, читают сами с интересом 5-10 % будущих первоклассников. Общая читательская грамотность (знают фамилии авторов детских книг, называют жанр, героев и т.д.) остается в XXI веке на том же уровне, что и в 90-е годы от 5 до 15 % в зависимости от региона, отбора детей по социальному составу.

         Эти же исследования показали, что одни дети читают с удовольствием, любят возиться с книгами, рассматривать рисунки. Другие дети читают, но не любят это делать, так как у них нет внутренней потребности общаться с детскими книгами, хотя их заставляют читать. У таких детей постоянно возникает вопрос: «Зачем?» Ребенок не понимает, что читать – это очень интересно и здорово, так как «можно взять и прочитать».

         Следующая группа детей живет и растет без всякого книжного окружения. Эти дети сами узнали кое-какие буквы и даже умеют читать некоторые слова. Но нет системы развития их интереса к чтению. Такое положение дел с уровнем готовности к школе и чтению было всегда, так как социальные возможности у каждой семьи разные.

         Начиная с 2000 года в школах России введен единый курс литературного чтения, одной из содержательных линий которого является обучение работе с детской книгой. Это требование отражено в Государственном стандарте образования.

         Приход в школу современного ребенка-первоклассника потребовал пересмотра взгляда на литературное образование в начальной школе. Уроки обучения грамоте и занятия на уроках чтения не решают проблемы введения не читающего или плохо читающего первоклассника в мир литературы. Вместе с тем, уже общепризнано, что интерес к книге и к чтению ослабевает. Это обусловлено рядом причин:

·   в первом классе исчезает деятельность слушания книг, которая преобладала в детском саду;

·   в семье и детском саду посредником между художественным произведением и ребенком выступал взрослый читатель, а с приходом в школу эта связь нарушается;

·   несформированность навыка чтения у первоклассников тормозит процесс самостоятельного общения с книгой;

·   на уроках обучения грамоте отрабатывается навык чтения, а слушание и работа с детской книгой отодвигаются на второй план или не проводятся вовсе.

Цель уроков литературного чтения – обеспечить целенаправленное руководство процессом познания ребенком мира литературы, обогащения его читательского опыта, развития читательского интереса и «эстетического вкуса».

         Первый год систематического общения с художественной литературой позволяет расширить читательский опыт детей, обогатить их нравственный мир, подготовить сознание и чувства маленьких читателей к самостоятельному чтению сказок, стихов, рассказов.

         Таким образом, литературное чтение является очень важным в развитии, обучении и воспитании школьников.

        

Формирование читательского интереса у школьников

                                                                                                   

Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого. Историковедческой основой методики чтения были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции  И.Канта, Н.Бердяева, философско– педагогические идеи Л.Толстого, В.Розонова, К.Д.Ушинского, И.Бунакова, В.А.Сухомлинского.

Основы методики чтения были разработаны К.Д.Ушинским. Он рекомендовал рассматривать  художественное произведение «как  окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».[56] Эти положения методики К.Д.Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности его эстетического воздействия на читателя. К.Д.Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями  фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д.Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считая наглядность основным принципом обучения отечественному языку и средством, порождающим интерес ребенка к учению вообще и к процессу чтения в частности. Созданная К.Д.Ушинским система получила название «Объяснительное чтение». Последователи К.Д.Ушинского разделяли его мысли о необходимости на смену образным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность.

В методике 30-50 годов ХХ века сложился определенный подход к анализу текста, реализованный на уроках чтения, который основывался на учете своеобразия художественного произведения по сравнению с научно – деловой статьей, предполагал поэтапность работы над произведением, отработку навыка чтения, анализ произведения по частям с последующим обобщением, систематическую работу развитием речи.

В 60-70-е годы были внесены изменения в содержание классного чтения и методы обучения. Была усовершенствована методика анализа художественного произведения: меньше воспроизводящих упражнений, больше – творческих, развивающих умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями, учащимся предоставлялось больше самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения, разнообразие видов заданий при работе с текстом. В это время были определены умения, формируемые у младших школьников в работе с текстом, а также более четко выделены требования к навыкам чтения в 1-3 классах. Тогда же впервые была высказана мысль о детской книге как объекте изучения. Но все действия учителей, касающиеся  руководства детским чтением, ограничивались рекомендательными списками книг для чтения летом.

В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения -  В. Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова, Л.К.Пискунова, Л.С.Геллерштейн – провели  строгий отбор произведений, предназначенных для детского чтения, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения. Они сводятся к следующему:

1. Анализ содержания произведения и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс (задания направленные на понимание содержания текста, одновременно способствуют совершенствованию навыка чтения).

2. Выяснение идейно – тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции и изобразительных средств в максимальной степени служит общему развитию учащихся как личности, а также обеспечивает развитие речи учащихся.

3. Опора на жизненный опыт учащихся является основой осознанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа.

4. Чтение рассматривается как средство активации познавательной деятельности учащихся  и расширение их знаний об окружающей действительности.

5. Анализ произведения должен будить мысль, чувства, возбуждать потребность высказывания, соотнести свой жизненный опыт с теми фактами, которые представил автор.

Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”.

Чтение на своем первичном этапе, на этапе формирования технологии чтения, известный психолог Д.Б. Эльконин характеризовал как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Это значит, что ребенок должен увидеть букву, отдифференцировать букву, определить какая эта буква, а дальше он должен увидеть, отдифференцировать и определить следующую букву. И только, если время опознания второй буквы не будет больше времени забывания предыдущей, ребенок сможет опознать слог. А эти этапы ребенок проходит достаточно долго.

     Процесс чтения – это  не тот процесс, который можно сформировать быстренько. К сожалению, за последние 50 лет очень резко сократилось время обучения чтению и письму, практически в два раза. А если мы возьмем букварь 50-го года и современные учебники, которые ребенок должен уже читать через 2 месяца c начала обучения, то становится понятным, что информационная насыщенность, тот темп, который задается ребенку, вырос неимоверно. А возможности ребенка остались теми же. Какие имел он определенные функциональные возможности, такими они и остались. Если в 50-е годы в школу приходили дети почти восьми лет, то в последние 20 лет в школу приходят дети шести лет.

В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

1. Восприятие данных слов. Уметь читать - это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

Нетрудно показать, что в этом процессе восприятия букв как символов определённого слова  большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.

2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом - какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом - никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.

3. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.

     Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновение из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д.

Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.

         Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и имеет ряд особенностей. Ему свойственна:

- фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;

- слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;

- зависимость от жизненного опыта;

- связь с практической деятельностью ребенка;

- ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;

- превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;

- недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств речи;

- преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.

         Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду. Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не развито логическое мышление, оно носит наглядно- действенный характер, требует опоры на практические действия с различными предметами и их заместителями - моделями. Далее постепенно мышление приобретает наглядно-образный характер, и, наконец, возникает логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего школьника накладывают отпечаток на характер обучения.

         Формирование читательских интересов – это важная научно -педагогическая проблема. Ее актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, в широком смысле, духовного становления личности, необходимым условием социальной активности каждого человека.

         Исходя из сказанного, действительно трудно переоценить всю ответственность и серьезность методических поисков, приведших к открытию эффективных путей и средств формирования читательских интересов у учащихся (Е.В.Кветковский, М.Д.Кобахидзе, А.И.Липкина, Т.К.Макарова, В.Ф.Чертов). Чтобы понять значительность этих открытий и сконцентрировать внимание на еще не решенных вопросах формирования интереса к книге и чтению у младших школьников, важно учитывать, что в психолого – педагогической литературе существует два понятия детского чтения.

         В узком смысле слова – интерес к чтению, т.е. желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме: интерес к механизму прочитывания, к переводу напечатанных знаков в звуки и осмысление звуковых комплексов. Такой интерес характерен для начинающего ребенка, который, открыв букварь или взглянув на книгу, на вывеску, очень хочет суметь понять смысл напечатанных там слов, а также для первоклассника, только что научившегося процессу раскодирования отдельных слов и простых предложений, которому хочется продемонстрировать свое умение перед окружающими еще и еще раз.

         В широком смысле слова – читательский интерес, т.е. активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста.

         Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей воспитания и обучения, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы. Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение  знаний, умений, навыков, но и о создании такой внутренней среды школьника, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития. Решающая роль в создании условий, способствующих повышению познавательной активности учащихся, отводится интересу.

Формирование читательских интересов привлекало внимание многих ученых (К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров, П.О.Афанасьев, С.П.Редозубов, Н.П.Кононыкин, Н.А.Щербакова, Н.Н.Щепетова, М.М.Рубинштейн, Н.Д.Молдавская, Л.С.Славина, В.Е.Сыркина, О.И.Никифорова, М.И.Оморокова, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.), особо необходимо отметить в этом направлении работу Н.Н.Светловской и О.В.Джежелей.   Специально организованные исследования (Л.С.Дягилева, Р.А.Жданова, И.А.Свиридова) констатируют, что природный познавательный интерес ребенка, впервые пришедшего в школу, в большинстве случаев постепенно угасает, и у ряда школьников появляется стойкое нежелание учиться. Наблюдается снижение уровня положительного отношения к учению с 91 % у первоклассников до 71 % у четвероклассников.

         Существует множество определений читательских интересов, которые иногда рассматриваются лишь как разновидность познавательных интересов. Однако большинство исследователей (Н.А.Бодрова, Г.Г.Граник, Л.А.Концевая, З.Н.Новлянская, Н.Г.Морозова, Л.А.Николаева, М.И.Оморокова, А.И.Рапопорт, И.З.Постоловский, Т.В.Рубцова, Б.П.Умнов, Кудина Г.Н.) отмечает, что читательские интересы могут быть квалифицированы и как познавательные, и как эстетические.[18. 37] Несмотря на то, что в последние три десятилетия проблема формирования и развития читательских интересов младших школьников разрабатывалась во многих исследованиях, анализ работы учителей в современной общеобразовательной школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию к книге и чтению интересов учащихся недостаточно  высок. Наблюдения и практика работы в школе показывают, что учителя до сих пор интересует больше степень овладения учащимися программным материалом, но не глубокое продуманная работа по развитию у них интереса к знаниям, познавательной потребности.

     Фрагментарное  использование учителями средств стимулирования познавательного интереса для решения таких задач, как формирование у детей устойчивых читательских интересов, изучение художественного произведения в соответствии с его природой, т.е. как произведения словесного искусства, приобщение школьников к основам родной культуры не может быть осуществлено в полной мере без всестороннего изучения проблемы интересов. Поэтому для эффективного проведения такой работы необходимо научно определить реальные учебные возможности учащихся, а также оптимальные психолого – педагогические условия ее протекания.

     Современная методика рассматривает эти задачи как единое целое. Средствами воспитания является тематика чтения, его идейное содержание, художественное воплощение этого содержания. Особое внимание методика чтения уделяет приемам формирования навыков самостоятельности в работе с текстом и книгой.

         В процессе работы с детскими книгами у учащихся непременно совершенствуется и техника чтения, и способность полноценно воспринимать тексты произведений в соответствии  с их жанрово-видовыми особенностями, создается привычка читать произведения, применяя и совершенствуя в процессе самостоятельного чтения   и развития речи, приобретенные к моменту чтения.

«Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у школьников»

Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у школьников

Формирование у каждого учащегося желания, умения и устойчивой привычки в свободное время выбирать и читать книги не просто полезные, а интересные и посильные, и не «вообще детям», а именно ему – данному  конкретному ребенку, очень важно во всех отношениях.

В этом случае книга становится действительно тем инструментом, который помогает ребенку задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления. Осведомленность в доступном круге чтения, узнавание все новых и новых книг непрестанно расширяют сферу его познавательных интересов. Личностная мотивация выбора книги для самостоятельного чтения рождает цель, которая увлекает возможностью учиться у терпеливых и мудрых помощников, советчиков, друзей, которых он сам находит себе среди книг. Желание прочитать книгу, которую выбрал сам, становится дополнительным и весьма существенным стимулом для совершенствования техники чтения. Умение пользоваться книгой, чтобы настроиться на самостоятельное чтение и проверить себя – все  ли и так ли понятно, как надо читал, -  развивает  творческое воображение, приучает думать (о книге и её героях, о тех, кто пишет книги, о людях, которые вокруг, знакомых и незнакомых, о своем месте среди них). В результате такого чтения и формируются школьники-читатели – очень  разные индивидуальности во всем.

Интерес, по меткому определению психологов, - это  «встреча потребности с предметом». Следовательно, чтобы к книгам возник интерес, надо  сначала представить детям очень разные книги (ведь и дети в каждом классе чрезвычайно разные!), помочь им осознать это разнообразие, пробудить личные потребности, обеспечить каждому хотя бы один раз «встречу потребности и предметом». Тогда возникнет тот самый интерес, который станет движущей силой желания читать и который иным способом сформировать нельзя.

Если у ребенка не сложится интерес к книге и чтению – ненужными  окажутся ему самые лучшие и доступные книги, втуне пропадут все добрые намерения и нелегкие усилия учителя, обучающего детей чтению, ибо ребенок, лично не заинтересованный читательской деятельностью, в лучшем случае будет читать кое-как и исключительно по жесткому требованию извне.

Ребенку читать не хочется, когда у него отсутствуют  либо достаточно привлекательный стимул для занятия этой деятельностью, либо важные читательские умения, либо то и другое.

Физически нормальный ребенок всегда испытывает интерес к новому типу деятельности. Если у здорового ребенка нет естественного интереса к чтению, значит, имеются как минимум две причины:

1)  Трудности буквосложения, слогосложения в целое слово (или, как вариант, слов в словосочетания или в предложении, и потому слово остается «неузнанным», незнакомым);

2)  Мелкий (или неудобочитаемый) шрифт, не позволяющий сразу узнать буквы и слоги, неудачно расположенные на странице слова (буквы «пестрят», строка разбивается картинками, схемами и т.п.). 

Значит ли это, что игра в буквы, слова при обучении чтению не нужна? Нет, ни в коем случае. Она необходима. Она развивает детей, расширяя и обогащая  их словарный запас. Она учит занимательной организации досуга. Она помогает отрабатывать технику чтения, скрашивает однообразие процесса, без которого трудно отработать беглость и правильность раскодирования текста. Но с первого дня на уроках обучения грамоте должен присутствовать и подлинный мотив обучения чтению, тот мотив, который не может не быть адекватным цели: овладевая грамотой, дети должны постоянно узнавать, представлять себе возможных для них, интересных им потенциальных собеседников – сначала  конкретные книги, а затем авторов литературных произведений (книг), тянуться к общению с ними, стремиться поскорее зачитать самостоятельно и по-настоящему, как учат, чтобы быть свободными в выборе собеседника.

Одновременно с обучением раскодированию текста дети должны знакомиться с широким кругом книг, привыкнуть самостоятельно ориентироваться в нем, различая собеседников-авторов книг, учиться выбирать для себя тех из них, с кем именно сейчас хочется «поговорить». Если такой привычки у детей не вырабатываться сразу, у них неизбежно возникнут другие привычки (в частности, равнодушие к собеседнику- писателю).

Наряду с чувственной формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность в чтении книг, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры.

Дети сейчас очень мало читают, в том числе и сказок. Они лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, былин, басен, сказок, рассказов. Независимо  от специализации каждый преподаватель обязан следить за общим развитием ребёнка, которое не будет полноценным, если не привить ему любовь к литературе. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей.

Произведение должно соответствовать возможностям детей по языку (чтобы они могли его самостоятельно читать), должно быть понятно в основной своей мысли, отличаться высокой поэтичностью, доставляющей наслаждение юному читателю, должно давать пищу уму и вызывать удивление, то есть увлекать детей.

Разработанный Н.Н.Светловской в 70-е годы прошлого века метод чтения-рассматривания является наглядно-исследовательским способом организации читательской деятельности, открывающий перед младшими школьниками кратчайший путь в огромный мир книг. Он четко прокладывает маршрут от читателя к книге, от книги – в  мир книг без посредников и промежуточных звеньев. С каждым шагом этот метод гарантирует  любому ребенку индивидуальный подход (свою скорость продвижения в мир книг, свой объем освоения объектов этого мира, наконец, свои предпочтения при отборе авторов книг – своих  собеседников – и  их конкретных творений). Этим метод чтения-рассматривания обеспечивает учащихся в процессе формирования их как читателей пробуждение специфических для каждого ребенка потребностей и потенциальных возможностей.

Схема 1. В мир книг через книгу

Мир книг, ограниченный только личными предпочтениями

 

Мир книг, ограниченный объёмом произведения

 

  





Схема 2. От интереса к книге-объекту – к  читательским интересам

Автор книги

Книгиавторы

 

Тема  мой круг вопросов типы книг предпочтительного для меня объема, стиля, образно эмоциональной специфики изложения содержания

 

 


                                                                           



Как уже было замечено, интерес – это  встреча потребности с предметом, и интерес к книге-объекту обеспечивается умением с ней действовать, а читательские интересы – это  не просто активная познавательная  направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и – как  следствие – желание с ним действовать: рассматривать  его, листать, читать. Читательские интересы – это  более высокая ступень читательской зрелости, это интерес избирательный, обеспеченный широким знанием доступного круга чтения, но направленный  не на книги вообще, а на книги  совершенно определенного рода (тематики, авторской принадлежности, жанра и т.п.), которые читатель осознанно выделяет из всех прочих книг, так как испытывает в них особую личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя  (даже порой не умея объяснить почему).

Сформировать у ребенка читательские интересы – это во многом предопределить развитие его личностных свойств, существенно повлиять на всю его последующую жизнь и потому лучше всего помочь ребенку сделать это самому, познавая и раскрывая себя как личность в процессе читательского становления (свои слабые и сильные стороны, запросы, предпочтения и т.д.).

Средняя школа должна готовить не писателя, не литературного критика, не литературоведа, а квалифицированного и образованного читателя художественной литературы, поэтому все прошедшие учения в школе, не став профессиональными писателями и поэтами, должны стать квалифицированными читателями. Такой читатель умеет ориентироваться в мире книг и выбирать «свою» в соответствии со своими запросами и интересами. Об этом удачно сказала в свое время М.А.Рыбникова: «От маленького писателя к большому читателю» .

Выводами утверждения являются:

1. Успешное формирование читательского интереса у младших школьников возможно лишь на основе понимания чтения как одного из видов речевой деятельности.

2. Формирование читательских интересов- это важная научно-педагогическая проблема. Её актуальность обусловлена неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, духовного становления личности.

3. Трудно переоценить всю ответственность и серьезность методических поисков, приведших к открытию эффективных путей у учащихся (К.Д. Ушинским, В.П. Вахтеровым , С.П. Редозубовым, М.И. Омороковым, Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей)и другими учёными.

4. Всё вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целеноправленной работы над формированием читательского интереса.

5. Эта проблема является одной из основных задач начальной школы.