Работа с одарёнными учащимися

Солопова Светлана Николаевна

Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические материалы с одаренными детьми

Занимательный материал имя существительное.

Перевертыши.

Назовите имена сущ., которые читаются справа на лево и наоборот                        (казак, доход, заказ, потоп, топот, комок, довод, боб, кок, поп, дед, шалаш).

Переставь ударение.

Попробуй назвать глаголы, которые после перестановки ударения превращаются в сущ.   (СЕЛО, ПРОПАСТЬ, ОКУНИ, ТОПИ, ПРЯДИ).

С маленькой или большой?

Какие сущ., в зависимости от контекста, могут писаться с маленькой или большой буквы?

 (Сережа, орел, белка, стрелка, весы, стрелец, панама, прут, десна).

Магазин.

Представьте себе, что вы зашли в продуктовый магазин. Запишите названия продуктов, продающихся там, выраженные сущ., которые употребляются только в ед.ч. или только в мн.ч..

(МОЛОКО, МУКА. ПОВИДЛО, САХАР, ТВОРОГ, СМЕТАНА, КЕФИР, КРАХМАЛ, КОФЕ, КАРАМЕЛЬ, ШОКОЛАД, ВЕРМИШЕЛЬ, ДРОЖЖИ, СЛИВКИ).

Замени букву.

Если в глаголах заменить Ё буквой Е, то можно образовать имена существ. Попробуйте подобрать пары и продолжить ряд.

(БЕРЁТ – БЕРЕТ, МЁЛ – МЕЛ, ШЛЁМ – ШЛЕМ, ЗАПРЁТ – ЗАПРЕТ, ОСЁЛ – ОСЕЛ,ПОЁМ – ПОЕМ…).

Волшебный круг.

Сколько слов вы сумеете прочитать по часовой стрелке и против нее?

 (КОЛЕСО – сок, кол, лес, око, село, сокол, лесок, оселок, колесо).

По очереди

Назовите по очереди имена сущ., которые в русском языке не склоняются.

 (АТЕЛЬЕ, ПАЛЬТО, РАДИО, МЕТРО, ТАКСИ, КЕНГУРУ, ДРАЖЕ, МЕНЮ, ИНТЕРВЬЮ, БРА, ЖЮРИ, КОФЕ, ЖЕЛЕ, СОЛО, ТРЮМО…)

Чудесный квадрат

Р

у

к

а

У

з

о

Р

К

о

р

А

а

р

а

Б

Заполни клетки по горизонтали и прочитай по вертикали.

  1. Часть тела.
  2. Красивое сочетание линий и фигур.
  3. Часть дерева.
  4. Национальность.

Попробуй вспомни.

Назовите имена прилагательные, которые, не изменив своего л/з, перешли в существительные.

 (УЧЕНЫЙ, ДЕЖУРНЫЙ, ВОЕННЫЙ, ВЕДУЩИЙ, ВАННАЯ, СТОЛОВАЯ, МОРОЖЕНОЕ, АСЕКОМОЕ, ВЕРУЮЩИЙ).

Переставь буквы.

Переставь буквы так, чтобы из одного существительного образовать другое.

(барыня – рабыня, пальто – лапоть, лейка – лакей, подвода – водопад, мошкара – ромашка, стирка – старик, приказ – каприз, каркас – краска.)

Аукцион

В этой игре победителем считается тот, кто назовет последним слово. Играющие по очереди называют имена сущ., которые употребляются только в одном числе:

А) в ед.ч. (листва, родня, клей, железо, горох, холод, жара, слепота, здоровье. Терпенье, месть, мощь, кровь, нефть);

Б) в мн.ч. (дрова, брызги, именины, родители, каникулы, всходы. Жабры, весы, духи. Обои, люди, дети, кудри, ножницы, качели, брюки, санки.)

Добавь букву.

 К названным словам добавить одну букву так, чтобы получилось новое слово.

(рот – крот, вал – овал, том – атом, овцы – ловцы, рубка – трубка.)

Поставь ударение.

В записанных на доске словах поставь ударение.

(танцовщица, цыган, хозяева, баржа, щавель, звонит, баловать, кулинария, премировать, флюорография) 

Будь внимателен.

Образуй мн.ч.: дуга – дуги, рука – руки, мука - ?; грек – греки, ухбек – узбеки, человек-?

Ед.ч.: певцы – певец, венцы – венец, щипцы-? орехи – орех, успехи – успех, доспехи -? Кони – конь, пони-?

Женский род: повар – повариха, портной – портниха, купец – купчиха, храбрец - ?

Мужской род: коза – козёл, оса - ? жница – жнец, жрица – жрец, чтица – чтец, львица-?

Существ.: суровый – суровость, новый – новость. Полный – полнота, черный – чернота, мерзлый – мерзлота, ясный -?

Существ.: знать – знание, сиять – сияние, вилять – виляние, спать -?

Имя прилагательное

Аукцион .

В игре побеждает тот, кто последним назовет имя прил., обозначающее ..

1.цвет (белый…); 2. Вкус (соленый…); 3. Размер (большой…); 4. Температуру (холодный…); качества характера (добрый…).

Замени синонимами.

Замени прилаг. в слове подходящим по смыслу синонимом.

Высокий человек (рослый), высокий дом (многоэтажный), высокий урожай (богатый), высокий голос (тонкий), высокая культура (развитая), высокий стиль (торжественный), высокие гости (почетные).

Свежий воздух (чистый), свежий ветер (прохладный), свежий хлеб (мягкий), свежий огурец (несоленый), свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежая мысль (новая), свежее лицо (бодрое).

На одну букву.

Подбери как можно больше прилагательных на одну букву (например, К)

(красивый, красный, кожаный, кирпичный, курносый, крутой, кислый, колючий, качественный, королевский, киевский, коричневый, комиссионный, корректорский, коллективный, компактный, кофейный…

Составь словосочетания.

Подбери имена прилагательные к существительным, правильно согласуя их в роде и числе.

Кофе (горячий), пюре (картофельное), какаду (белый), тюль (красивый), эмаль (голубая), такси (свободное), шампунь (дорогой), эскимо (сладкое),  кенгуру (австралийский), шинель (солдатская), рояль (концертный), туш (громкий), тушь (черная).

Слова – путешественники.

Назовите имена существительные, образованные от прилагательных, обозначающих название…

  1. Кушаний (жаркое, заливное, мороженое, холодное);
  2. Магазинов (булочная, кондитерская);
  3. Поездов (скорый, пассажирский, товарный, почтовый);
  4. Животных (косой, вороной, пернатые);
  5. Терминов (запятая, звонкие, глухие, гласные, согласные, твердые, мягкие, ударные, безударные);
  6. Профессий (рабочий, дежурный, портной, военный, пожарный).

Прямое и переносное значение слов.

К данному прилагательному нужно подобрать два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым переносное.

Тяжелый (камень, характер), горячая (вода, голова), тесная (квартира, дружба), острый (нож, язык), сладкий (чай, сон), твердый (земля, решение), золотые (украшение, руки), свежий (цветы, газеты), больной (человек, вопрос), веселые (люди, песни).

Сколько правил?

Попробуйте сосчитать, сколько нужно знать орфографических правил, чтобы не ошибиться в написании следующих имен прилагательных:

Гигантский, веснушчатый, дощатый, революционный, высококвалифицированный, дискуссионный, копировальный, куцый, народнохозяйственный, периодический, французский.

Проверь ударение.

Записать слова, распределяя их по колонкам. В первую  записать те, в которых ударение падает на корень, во вторую - на суффикс, в третью – на окончание.

Бронзовый, боковой, вербовый, газовый, фронтовой, боевой, дубовый, кассовый, кружковый, валовой, кленовый, зерновой, кремовый, верховой, пальмовый, вековой, лесовой, шахматный, передовой, научный, липовый, правовой, почтовый, голосовой, трудовой, мировой.

От имен собственных

Образуйте прилагательные от имен собственных.

 Кривой Рог (криворожский), Белая Церковь (белоцерковский), Париж (парижский), Воронеж (воронежский), Чернигов (черниговский), Винница (винницкий), западная Европа (западноевропейский).

В две колонки

Имена прилагательные, которые пишутся через дефис, запишите в одну колонку, все остальные – в другую.

 Сельскохозяйственный, сложноподчиненный, юго – западный, общеобразовательный, темно – синий, легкоатлетический, орденоносный, высокоавторитетный, социал – демократический, украинско – русский, пятиэтажный, двадцатитрехлетний.

Кто быстрее?

За 2 минуты нужно  подобрать как можно больше прилагательных к данным словам.

Трава: зеленая, молодая, свежая, весенняя, нежная, изумрудная…

Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный…

Снег: белый, пушистый, мягкий, искристый, мокрый…

Книга: интересная, серьезная, толстая, библиотечная, новая…

Друг: верный, старый, хороший, настоящий…

Уточни значение.

Попробуй объяснить значение прилагательных и составь с ними словосочетание:

 комичный – комическая; практичный – практическая; фантастичный – фантастический; хаотичный – хаотический; драматичный – драматический; человечный – человеческий; методичный – методический; лиричный – лирический.

Составь портрет.

Составьте портрет знакомого человека, используя различные прилагательные.

Лицо: бледное, узкое, широкое, смуглое, красивое, приятное…

Глаза: голубые, серые, выразительные, хитрые, задумчивые…

Лоб: высокий, низкий, открытый, выпуклый…

Нос: прямой, курносый, длинный…

Волосы: прямые, густые, темные, седые, волнистые…

Взгляд: открытый, спокойный, ясный, робкий, строгий, задумчивый…

Улыбка: радостная, приветливая, грустная, счастливая…

Образуй прилагательные

Образуйте прилагательные от числительного два и существительных ЗНАК, ЛИЦО, НОГА, СЛОГ. СМЫСЛ, ВЕДРО, ГОД, ЛЕТО, МЕСЯЦ, МОТОР, НЕДЕЛЯ, ЦВЕТ, ЧАС, ЭТАЖ.

Двузначный, двуличный, двуногий, двусложный, двусмысленный, двухведерный, двухгодичный, двухлетний, двухмесячный, двухмоторный, двухнедельный, двухцветный, двухчасовой, двухэтажный.

Подбери синоним.

Подбери прилагательное – синонимы.

Апатичный (равнодушный), бракованный (некачественный), гигантский (огромный), эквивалентный (равнозначный), коллективный (общий), компактный (небольшой), контрастный (противоположный), коммуникабельный (общительный).

Фразеология.

Аукцион.

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик свое болото хвалит, куры не клюют, комар носа не подточит, когда рак свиснет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий лебедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осел, носиться как курица с яйцом…

Замени фразеологизмом.

Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.

Метко – не в бровь, а в глаз; неожиданно – как снег на голову; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; опытный – стреляный воробей; мокрый – ни одной сухой нитки; молчать – держать язык за зубами; хвалить – возносить до небес; обманывать – водить вокруг пальца; бить – намять бока; исчезать – рассеивать как дым.

Подбери синонимы.

К фразеологизмам, подобрать синонимичные фразеологические обороты.

Кот наплакал – с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз – два и обчелся.

Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, в мгновение ока, раз – два и готово, не спеешь моргнуть.

В тот же миг – сию минуту, не долг думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо – невидимо – тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди. Как собак нерезаных, конца – краю нет.

Географические названия.

Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы (………………..)

Москва не сразу строилась; Москва слезам не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую, открывать Америку; голопом по Европам; китайская стена; язык до Киева доведет.

Имена собственные.

Вспомните фраз.обороты, в которых встречаются имена собственные.

Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерему; мели Емеля – твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево нашествие; иудин поцелуй; лавры Герострата…

Кто больше.

Назвать фразеологические обороты, где встречается числительные.

Один на один; в один голос, от горшка два вершка, в двух словах, на все четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро одного не ждут, лить слезы в три ручья, как телеге пятое колесо, сидеть в четырех стенах, между двух огней, опять двадцать пять, один за всех и все за одного, один в поле не воин, давать сто очков вперед, семь пятниц на неделе, согнуть в три погибели, ни два ни полтора, заблудиться в трех соснах…

Закончи фразеологизм.

Дрожит …(как осиновый лист), катается…(как сыр в масле), выводить…(на чистую воду), держать…(в ежовых рукавицах), поразить…(как гром среди ясного неба), вариться…( в собственном соку), сидеть…(сложа руки), знать…(как свои пять пальцев),.

Угадай профессию.

 По названному фразеологическому обороту определить, среди представителей каких профессий они появились.

Стричь под одну гребенку, на живую нитку, сложить оружие.

Словообразование.

Подбери пару.

В два столбика записаны имена существительные. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Пол, банк, яр, вол, зал, бой, сено, кипа, вес.

(ежи, оса, точка, кот, рот, марка, рис, окно, вал)

(ПОЛОСА, БАНКРОТ, ЯРМАРКА, ВОЛОКНО, ЗАЛЕЖИ, БОЙКОТ, СЕНОВАЛ, КИПАРИС, ВЕСТОЧКА)

Из двух – третье

Переставляя буквы каждой пары слов, попробуйте образовать новое:

Окно+ромб, кит+рана, боб+уста, под+охра, ива+карп.

(ОБМОРОК, КАРТИНА, СУББОТА, ПАРОХОД, КРАПИВА)

Сколько корней?

Определите, сколько корней входит в состав предложенных слов.

 Петропавловск – Камчатский, термогидродинамика, стопятидесятиэтажный, водолечебница, веломотоспорт, банно – прачечный, сорока – градусный, электросоковыжималка.

Четвертое лишнее.

В группе слов определить лишнее и объяснить свой выбор.

  1. Близорукий, собкор, железнодорожный, водонепроницаемый (собкор).
  2. БАМ, НГПУ, оленевод, СМИ, (оленевод),
  3. Сберкасса, профсоюз, ДОСААФ, лесоруб, (ДОСААФ).

Словесный портрет.

В игре побеждает тот, кто запишет больше сложных слов, описывающих внешность человека и черты его характера.

Голубоглазый, длинноногий, широкоплечий, черноволосый, краснощекий…

Трудолюбивый, самостоятельный, добросовестный, хладнокровный, легкомысленный…

                                               Сложные слова

Запишите как можно больше сложных слов, называющих…

Сельхоз.орудия труда (сенокосилка, сноповязалка…)

Предметы домашнего обихода (пылесос, полотер, мясорубка, кофемолка, соковыжималка, хлеборезка, скороварка, самовар…)

Профессии (водолаз, сталевар, землемер, пчеловод, садовод…)

Транспортные средства (пароход, вертолет, самолет, вездеход…)

Распредели правильно.

Записать слова в  столбики по способу их образования.

НИИ, фабрично – заводской, черноволосый, бензовоз, лесоруб, пулемет, мясорубка, сверхскоростной, ГАИ, контратака, БТР, учебно - производительный, душегуб, послеобеденный, бетономешалка, ТАСС, свежемороженый, долгожитель, жилищно – бытовой.

Замените

Вместо словосочетаний запишите производные от них сложносокращенные слова.

Артист кино, железная дорога, падающие листья, Древняя Русь, новая стройка, прошлый год, хранить овощи, писать басни, ловить мышей, любить тепло, добывать уголь.

(киноартист, железнодорожный, листопад, Древнерусский, новостройка, прошлогодний, овощехранилище, баснописец, мышеловка, теплолюбивый, угледобывающая.

                             

  Запишите аббревиатуру

Учитель читает словосочетание, дети записывают аббревиатуру.

Завод имени Лихачева (ЗИЛ), командир дивизии (комдив), Московский Художественный Академический театр (МХАТ), Организация Объединенных Наций (ООН), Новосибирский Государственный Университет (НГУ), театр юного зрителя (ТЮЗ), Центральный спортивный клуб армии (ЦСКА), Открытое акционерное общество (ОАО).

Аббревиатуры – историзмы

Расшифруйте аббревиатуры, которые исчезли из употребления.

РОСТА (Российское Телеграфное Агентство), губком (губернский комитет), ликбез (ликвидация безграмотности), НЭП (новая экономическая политика), Совнарком (Совет народных Комиссаров), Коминтерн (Коммунистический Интернационал), ЧК (чрезвычайная комиссия).

По правилам орфоэпии

Прочитайте правильно аббревиатуры (ВДНХ, ВУЗ, ПТУ, ЦК, ГИБДД, США, НГПУ).

Кто больше?

Участникам игры нужно назвать как можно больше сложносокращенных слов, образовавшихся при помощи:

- начальных букв (СПТУ, ВВС, НГПУ…);

- начальных звуков (ТЮЗ, РАЙОНО, ВУЗ, ГУМ…);

- нескольких корней (совхоз, завуч, собкор, завхоз, леспромхоз, мультфильм).

Мини – рассказ

На тему «Школа» придумать рассказ, используя сложносокращенные слова. (Педсовет, пионервожатая, спортзал, физкультура, металлолом, районо, завуч).

Замени антонимом

Учитель читает словосочетания, которые дети должны заменить противоположным по смыслу сложным словом.

Серьезный человек (легкомысленный), близорукий юноша (дальнозоркий), враждебное отношение (доброжелательное), плохой работник (добросовестный).

Загадки – складки

Отгадайте загадки. Отгадки – сложносокращенные слова.

Паренек под облаками ловко действует руками. Нервы крепки, зорок глаз. Кто же это?.. (верхолаз).

И на земле, и ан снегу я зверя выследить смогу по следу лапок и копыт. На то ведь я и.. (следопыт).

Хоть заманчив он на вид, но, однако, ядовит. Знают люди с давних пор. Что не съедобен.. (мухомор).



Предварительный просмотр:

Из опыта работы с одарёнными детьми на уроках

русского языка и литературы

и во внеурочное время.

Существует мнение, что все дети от природы гениальны, но практика всё-таки показывает, что не все дети таковы. Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, т.е. яркие детские таланты встречаются довольно редко. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими (по сравнению с большинством) интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, восприимчивостью к учению, т.е. способные.

Школьное образование должно обеспечить каждому ребёнку достижение максимально возможного для его уровня развития. Обучение способных (одарённых) детей в классах вместе с другими школьниками, во-первых, позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей, во-вторых, для выявления скрытой до определённого времени одарённости других учащихся. Если одарённого ребёнка уподобить серебру в руднике, то задача учителя как мастера - очистить его от примесей.

        Поэтому сегодня создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений системы работы учителей с такими детьми. Прежде всего это должен быть принципиально новый , качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно – ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.

        Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности( и эти две дисциплины имеют широкие возможности, для работы с одарёнными детьми).

        Главной целью обучения и воспитания одарённых детей на уроках русского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их речевых способностей, познавательной сферы. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей, а также развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности.

Важный фактор развития детской одарённости – формы и методы организации учебной деятельности: групповые, коллективные,  индивидуальные, проблемно-исследовательские, игровые ( групповые дискуссии, мозговые штурмы, творческие задания и многие другие, развивающие способности детей).

        На уроках русского языка в 5 классе учителю приходится решать одновременно несколько глобальных задач. В их круг на ряду формированием навыков грамотного письма входит и ознакомление учащихся с историей развития языка, с собственно лингвистическими терминами, развитие языкового чутья и обучение азам лингвистики. Однако невозможно уделять решению всех этих задач много времени. Его не хватает разобраться даже с орфографией и пунктуацией. В таких случаях наряду с орфографическими (лексико - орфографическими) пятиминутками я провожу лингвистические пятиминутки

Творческие задания в 5 классе  предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Обучающиеся сочиняют лингвистическую сказку в диалогической форме по данному началу о Существительном и Глаголе. Более способные учащиеся выступают в роли редакторов, анализируют работы своих товарищей.

Также предлагаю задания, содействующие  формированию навыка самостоятельного добывания знаний. Цель таких заданий – будить детскую любознательность, желание заглянуть за рамки учебника. Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на основе ситуативных задач. Например: «Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова договор, звонит, квартал и т.д. Поставьте ударения в словах, используя словари».

. Для меня важно не только вызвать интерес, но и удержать его, сделать стойким на долгие годы.

Если ученик проявляет интерес – значит готов к самостоятельной поисковой деятельности.

Учебные задания усложняются по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс.

Развитие творческих способностей учеников средних классов находится в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому стараюсь у особо способных учащихся формировать богатый читательский опыт. Это касается и поэзии. Чтение стихотворений, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью – всё это создаёт ту литературную и языковую культуру, без которой не возможно детское творчество. Способных (одарённых) детей побуждаю к сочинительству, как в стихотворной форме так и в прозе. Даже несовершенные ученические стихи становятся полезной школой для формирования нравственных и эстетических чувств, воспитания поэтического слуха.  Особую роль играет и групповая работа на уроках. Она формирует аналитические и коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности. Здесь проявляются лидерские качества учащихся, т.к. именно способные ученики выступают координаторами работы в группе.

Развитию одарённости учащихся способствует создание проблемной ситуации. Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, а припоминание того, что учащиеся уже изучали, превращает учение в творческий процесс.

Широко применяю такую форму работы, как составление сравнительных таблиц, сравнительных характеристик, составление схем, рефератов, докладов, подготовка к публичным выступлениям, которые требуют большой самостоятельной работы учащихся.

 Но только классно – урочная система работы с одарёнными  детьми не в состоянии решить все задачи и проблемы.

Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: олимпиады по предмету, , в конкурсах сочинений и литературно – творческих работ.

В последние годы большие возможности работы с одарёнными детьми представляют различные интернет-проекты. Кроме уже ставших привычными Всероссийской конкурсы по языкознанию «Русский медвежонок» и общероссийской олимпиады «Олимпус», »Родное слово» мои дети активно и успешно участвуют во Всероссийской предметной олимпиаде, в областной многопредметной дистационной олимпиаде, получают дипломы победителя.  Коршунова Настя, ученица 5а класса заняла 3 место  в литературном конкурсе уч- ся 5-11 классов общеобразовательных организаций Оренб. Обл. «Рождественская Звезда»

Всё это говорит о живом интересе к предмету, о развитии творческих способностей обучающихся.

Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна и одновременно очень сложна. С одной стороны, растёт потребность общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется не только высокая активность человека, но и умение, способность нестандартному поведению. С другой стороны, школа ориентирована на то, чтобы слабоуспевающие учащиеся смогли освоить базовый уровень, чтобы без двоек сдать ОГЭ пройти порог при сдаче ЕГЭ, поэтому учитель вынужден уделять большее внимание на уроке им, слабым учащимся. Эти две проблемы тесно связаны между собой. Подготовка к экзаменам, во-первых, требует огромного напряжения, во-вторых, постоянно приходится быть в поиске новых форм и методов обучения, пользоваться современными образовательными технологиями 

      Мы знаем, что их много.  Но у каждого учителя есть любимые технологии, которым уделяется большее внимание. Я отдаю приоритет технологии проблемного обучения, технологии критического  мышления и технологии «творческая мастерская» 

Большой интерес для меня представляет технология «творческая мастерская», которая признана одним из современных способов ведения урока, общения уч-ся и педагога. Именно  в мастерской школьники лучше всего обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли. В мастерской рождаются ученические исследования, вера в возможность открытия, надежда на успех. Лозунг мастерской – «Все способны!». Эта технология направлена на « погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания, самопознания          Отличительной чертой этих уроков является соблюдение алгоритма работы, этапов мастерской, при реализации которых развиваются  различные виды компетентностей:

  • познавательная,
  • самообразовательная,
  • социальная,
  • личностная.

          Прослеживается  также чередование парной, групповой, индивидуальной работы, атмосфера доверия и сотрудничества уч-ся и мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту школьников, связь с другими видами искусства. Все это способствует развитию индивидуальности ученика, дает толчок творческому процессу. Все перечисленные мною технологии импонируют мне тем, что они направлены на развитие творческих способностей детей

Обе системы работы: с одарёнными детьми и подготовка к ЕГЭ построены на общих принципах, которые приводят к единой формуле успеха.

Есть японская пословица  гласит: «Жизнь должна быть поиском жемчуга». Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и  в учительской профессии успех складывается из каждодневного напряжённого, кропотливого труда.

Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности.  Учитель, развивая творческий потенциал школьников,  развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников.

Одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый  станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни.



Предварительный просмотр:

Творческая работа

Стихотворение

«Я горжусь своим гербом и флагом…»

Автор: Саранцев Владислав Александрович, 06.11.2003г.р., 9 «А» класса, тел.:

51@orenschool.ru

Педагог: Солопова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы,  Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 51 имени Героя Советского Союза, генерал-полковника И.А. Шевцова" г.Оренбурга, 51@orenschool.ru,  тел.: 89292831577

Я горжусь своим гербом и флагом,
Ведь я потомок великой страны.
Я хожу по земле моих предков-героев,
И хочу ровняться на них.

Я горжусь своим гербом,
Он несёт в себе победу!
На щите – орёл златой,
Коронованный, двуглавый
Держит скипетр и державу.
Зорко смотрит на границы
Государства своего,
Бережёт покой его.

А внутри орла – нагрудный щит –
Воин на коне сидит.
Змея он копьём пронзает,
Родину от опасности спасает.

Я горжусь своим флагом.
Русский флаг содержит лишь три цвета,
Но его все страны знают
И, завидуя, вздыхают
Стоит только заприметить,
Ведь наших сложно не заметить.

Отгадать его оплот,
Не хлопотное дело.
Благородство – это белый,
Верность – синий цвет,
Красный – мужество, отвага.
Флаг российский отражает
Всё, что нужно для народа,
Поможет зло умерить,
Жить и в счастье тихо верить.

Я горжусь своим гербом и флагом,
Потому что в душе патриот.
Если Отечество скажет мне: «Надо!»
Я и умереть за него готов.

Я горжусь своим гербом и флагом,
Потому что справедливость и свободу ценю.
Созданные ценности нашим народом
Свято потомкам храню!



Предварительный просмотр:

“Даниил Александрович Гранин и его герои”

    Даниил Александрович Гранин – русский советский писатель и общественный деятель. Он ушел из жизни долгожителем, а долгожительство – это дар Божий, который дается не просто так. Даниил Гранин с его грузом прожитых лет уже при жизни представлял собой целую эпоху. И не только литературы, но и всей нашей огромной страны с ее огромной историей.

    Гранин начал свою литературную деятельность в 1937 году с произведений “Возвращение Рульяка” и “Родина”. Именно на их основе в 1951 году была создана повесть о Герое Парижской Коммуны Ярославе Добровском.

     В середине 50-х годов в жизни страны произошли изменения, значительно повлиявшие на творчество Даниила Александровича. Самым главным из них оказался ХХ съезд КПСС, в ходе которого была произведена переоценка личности И. Сталина. На писателя это произвело огромное впечатление. Именно тогда у него впервые появляется идея обратиться к военной теме с целью заставить себя и читателя взглянуть по-иному на недавние трагические события, избавиться от пафосного казенного стиля и показать войну со всеми ее ошибками и несправедливостями. Этот авторский замысел был реализован значительно позже.

     Военная тема была представлена, пожалуй, самыми яркими произведениями. Ими стали: сборник рассказов под названием “Еще заметен след” и “ Блокадная книга”, написанная Граненым совместно с Алесем Адамовичем. Эта книга посвященная блокаде Ленинграда и основана на документальных источниках, записках блокадников и воспоминаниях фронтовиков. Кроме того прозаик написал ряд эссе и очерков о Льве Толстом, Александре Пушкине, Федоре Достоевском.

     Еще Д.А. Гранин ощущает время со всеми контрастами и парадоксами, как нравственную категорию.

     С этим связан интерес писателя и к русской истории, в частности, к Петру I (“Вечера с Петром Великим”, 2000), а также к истории русской литературы. Ему принадлежат, как говорилось ранее, эссе о Пушкине (“Два лика”, 1968, ” Священный дар”, 1971, ”Отец и дочь”, 1982), о Достоевском (”Тринадцать ступенек”, 1966) Л. Толстом («Герой, которого он любил всеми силами своей души», 1978) и других классиках (сборник «Тайный знак Петербурга», 2000). Противостояние таланта и посредственности, неоднократно наблюдавшееся в книгах об учёных, здесь трансформируется в конфликт художника и власти, в единоборство «гения» и «злодея», в спор Моцарта и Сальери. Гражданская роль искусства, его великое облагораживающее влияние на человека для Гранина очевидны. Пример тому — роман «Картина» (1980),повествующий о небольшом среднерусском городке, знакомом и по другим произведениям писателя («Дождь в чужом городе», 1974).

     Писатель пробует себя в фантастическом жанре. Откровенно фантастических произведений у Гранина немного. Например, это известный рассказ (последнее время называемый повестью) «Место для памятника», раскрывающий тему противостояния учёного и бюрократа с учётом фантастического допущения — если бюрократ будет иметь сведения из будущего о важности научного открытия, то что это изменит в его отношении к делу? К проблемам путешествий во времени отношение у Гранина явно заинтересованное, и герой другой повести — «Оборванный след» — попадает в будущее.

      Не чужд автор и альтернативно-исторических мотивов. Характерна в этом отношении «Повесть об одном учёном и одном императоре», где приведены эпизоды жизни Наполеона Бонапарта, поданные с явно сослагательным оттенком. Элементы фантастики есть в сатирической повести «Наш дорогой Роман Авдеевич».

      Но главное, что хочется выделить, говоря о фантастических мотивах в творчестве Гранина, — это романы «Искатели» и «Иду на грозу». Их традиционно относят к «реалистическим» произведениям, хотя по сути они мало отличаются от советской «производственной НФ ближнего прицела» 1950-х годов (поскольку главные герои занимаются изобретением новых приборов, ещё не существующих в реальности), вот только написаны литературным языком, который научной фантастике того времени был совершенно не свойственен.

Расскажу о своем знакомстве с Д.А. Граниным.

С творчеством Даниила Гранина я познакомился по книге “Эта странная жизнь”. Книга, несомненно, произвела на меня впечатление и я рекомендую ее всем, кто хоть раз сталкивался с проблемой нехватки времени.

“Искатели” – книга о советских ученых 50-х годов. Об их деятельности для движения советской электроэнергетики вперед.

     Но это только фон. На самом деле книга очень ярко показывает противостояние старых консервативных порядков всему новому, более совершенному.
    Так происходит борьба между Тонковым, и молодым ученым Лобановым, который разрабатывает новый прибор определения повреждений в электросетях – локатор. Рассказ о том, что мало изобрести прибор, нужно еще неимоверное количество усилий , чтобы протолкнуть его в жизнь, через огромную преграду бюрократических проволочек, консервативных начальников, “доброжелателей” и завистников. Книга хорошо читается в довесок к ТРИЗ или ТРТЛ Альтшуллера. (Теория Решения Изобретательских Задач, Теория Развития Творческой Личности)

     Книга читается довольно легко и увлекательно, особенно она понравится тем, кто в своей деятельности разрабатывает что-то новое, он, несомненно, найдет в этой книге все нюансы это процесса.

      Несмотря на старость книги (написана книга в 1951-54 годах, опубликована в 70-х) и отношение к советскому периоду, книга остается актуальной для всех, кто работает в научно-техническом прогрессе.

Рекомендую книгу всем тем, кто когда-то хоть что-то пытался сделать новое.

Процитирую понравившиеся моменты в книге:

Всем разработчикам НОВОГО посвящается.

Макет сделан, как со вкусом выражается Новиков, “на соплях”.
Прикручено, наляпано, бросовые детали – все кое-как, лишь бы держалось.
Болтается изоляция, торчат концы проводов, детали соскакивают, – этот
обнаженный дрожащий уродец и есть, оказывается, воплощение твоей мечты.
     Такой ли она тебе представлялась?

И в довершение всего макет не работает. Говорят, что не было еще
макета, который бы сразу заработал. У него слишком много для этого
возможностей, и он жадно использует каждую. Кажется, устранены все причины, но он бездействует…

     Наконец, когда перепробованы все сложные теоретические догадки,
обнаруживается виновник – это всего-навсего волосная проволочка. В укромном местечке она незаметно касалась корпуса, а ты в это время рылся в физических справочниках! Волосок убран – и макет заработал.

Макет живет! Он дышит живым теплом, светятся лампы, тихонько гудят дросселя, движутся стрелки, на экране переливаются зеленые импульсы. Какая-то таинственная, самостоятельная жизнь теплится в глубине связанных мыслью деталей.

Гордый, сияющий, ты приглашаешь начальство. Существует непонятная, роковая, но совершенно железная закономерность – с приходом начальства макет немедленно перестает работать. Он ведет себя так, как будто он вообще никогда не работал. Это явление имеет даже специальное название – “визит-эффект”. Начальству это хорошо известно, вас утешают: “Там, где кончается неудачный опыт, часто начинается открытие”.

Когда ты остаешься один, тебя охватывает страстное желание растоптать всю эту мертвую кучу мусора. Новиков трясет прибор, дует на него, щелкает по лампам. Ничего не помогает. Проходит час, другой, последние попытки кончились, все сидят, понурив голову, пришибленные, не в силах уже ничего понять. Саша вспоминает, что, когда макет работал, было пасмурно, а сегодня солнечный, жаркий день. Это нелепо, бессмысленно, но все, стыдясь друг друга, все-таки завешивают окно. Ты тупо смотришь, как Саша приносит ту же табуретку, на которой он сидел вчера, включая прибор, хотя ни табуретка, ни солнце не могут играть тут никакой роли и все это смахивает на какое-то шаманство, мистику и никакого отношения к науке не имеет.

Через два дня выясняется причина – редчайшая, уникальная, как хором
заявляют все специалисты, – провисла нить в лампе. Эта нить нигде и никогда не провисала, кроме как в твоей лампе. Это даже очень интересно узнать, почему она провисла, рассуждают специалисты. Но тебе наплевать и на нить и на ихние интересы. Макет работает.

Всем увлеченным людям посвящается

Раскрыв папку, он стал небрежно перелистывать рукопись, Почерк-то,
почерк! Как будто этого Лобанова лихорадка трясла. Схемы какие-то кривые,
уже по внешнему виду можно представить, что это за работа. А самоуверенности – “локатор дает принципиально новое решение…”. Бред! Так и знал. Откуда взялась такая точность? Собачий бред!
…….
Вошла жена, покачала головой: – Ты еще не переоделся. Сейчас придут гости. Анна Мироновна с Зиночкой. Дмитрий Алексеевич облегченно захлопнул папку. Потапенко, пожалуй, прав, Лобанов затащит в такую историю, стыда не оберешься. Симпатичный. Фантазер он!
– Все. Капут! – весело сказал он. Потрогал щеки, не надо ли бриться.
Сойдет! – Я как раз хотел с Анной Мироновной посоветоваться насчет своего ревматизма. Ты иди, я сейчас. Он стал расшнуровывать ботинки. Однако странно, откуда взялась эта формула?

Он подошел к столу, не садясь, перелистал рукопись, нашел непонятную
формулу. Жена застала Дмитрия Алексеевича у стола. Он стоял без пиджака, в носках, одной рукой перелистывая рукопись, а другой, держа ботинок.
– Митя, – торопливо сказала она, – Анна Мироновна уже пришла.
– Анна Мироновна? – переспросил он. – К черту Анну Мироновну.
………..
Так и не дошнуровав туфли, он подошел к шкафу, достал справочник с
твердым намерением уличить Лобанова в ошибке. За справочником последовал толстый том “Физических основ”, за ним пыльный комплект прошлогодних журналов. Черт возьми, выходит, Лобанов прав… Он вернулся к первой странице рукописи. Спотыкаясь чуть ли не на каждом шагу, он пробирался к сути дела, и чем дальше он шел, тем больше у него скапливалось вопросов. Когда к нему снова заглянула жена, в кабинете было накурено, на полу валялись журналы и книги. Дмитрий Алексеевич читал, сидя верхом на стуле.

За последние годы он привык листать журналы и книги, схватывая лишь
самое общее, чтобы быть “в курсе”. Сейчас он читал работу Лобанова,
сознавая, что от него зависит судьба локатора. С каждой страницей ему
становилось легче. Есть еще порох в пороховницах!
Чтение рукописи раскрывало Дмитрию Алексеевичу ход мыслей и поисков
Лобанова. Печатные строки безлики, в них не остается следов неудач и
отвергнутых сомнений. Рукопись – это увлекательная повесть о самом авторе, о его характере, о его мышлении. Вот неуверенно перечеркнутая схема, через несколько страниц Лобанов возвращается к ней, он пробует подступиться к ней с одного бока, с другого и наконец, отчаявшись, пишет: “Проверить опытным путем”. Лишенный эксперимента, он вынужден рассматривать иногда по десять возможных решений. Ему бы поставить один-два опыта, и сразу стало бы ясно, но в его распоряжении только бумага. Каторжная обязанность волочить за собою все десять вариантов привлекла Дмитрия Алексеевича на сторону Лобанова сильнее, чем все докладные записки Андрея, чем его речь на техническом совете. Нельзя было дольше оставаться равнодушным. Он не заметил, как из читателя превратился в соратника.
Он шел вслед за Лобановым, переживая его сомнения. Бросался вместе с
ним за мелькнувшей догадкой, неуверенно вытянув руки, пробирался в темноте, натыкался на стены, ликовал, нащупав истину.
Иногда на полях попадались посторонние замечания:
“Прочитал триста страниц Тонкова для того, чтобы убедиться, что их
можно было вовсе не читать”. “Можно создать вещь превосходную, но окончательную – никогда”. “Когда будет макет, опробовать, годится ли формула для других случаев”. “Ох и аппетит”, – думал Дмитрий Алексеевич.
Местами, где Лобанов брал препятствия прыжком, Дмитрию Алексеевичу
приходилось приставлять лестницу; местами он подолгу останавливался,
восхищенный мыслью, крепкой, как удар кулака. Он страдал вместе с Лобановым, не имея возможности поставить самый простой опыт.
– Испытать, – стонал он. – Идиотство рассчитывать такой контур. Его
подобрать на стенде, испытать – и конец.

Кто виноват в этом? Ему было стыдно. Проглядел. Не заметил.



Предварительный просмотр:

Заявка

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 51 имени Героя Советского Союза, генерал-полковника И.А. Шевцова" г. Оренбурга.

Номинации:  «Природа и судьбы людей», «Жизнь после войны».

Автор: ученик 10 а класса Саранцев Владислав Александрович, 06.11.2003 г.р.

Фамилия, имя, отчество руководителя работы: Солопова Светлана Николаевна

Когда-то земля от крови стыла,
Когда-то горел наш общий дом,
Победу труженики тыла
Ковали праведным трудом.
Работа на заводах начиналась
Спозаранку, толком не открыв глаза.
Люди там мертвыми оставались
Не успев спросить: «Кончилась война?»
Ох, не легка была судьба детей,
А также их бабушек и матерей.
Ведь пыль, частички и выхлопные газы
Давали ой как много болезней разных.
Туберкулез, простуда, отравление –
Все перенес человек того времени.
Не смотря на ущемленье своего «творенья».
Через много лет, осознавая сколько раз
Нам говорят об загрязненье нашем
Уж тошно слушать их сейчас
Ведь над миром стоит ужаснейшая опасность
И роль экологических объектов ой как высока.
Ведь только от одного взрыва на атомном заводе,
Может исчезнуть целая страна
Да что страна, целый шар земной
Такой красивый, яркий, «золотой».
Поэтому друзья, нет ничего опасней в мире,
Чем строить эти выхлопные и атомные убийцы-машины.
Удовлетворяя потребности и страсти,
Человечество, загрязняет, грешит, глумится, забывает
Кто породил на свет их Божий
Дал власть, ресурсы и достаток.
Ведут себя они как мрази,
Не ценят дар великий – жизнь
И только в день последний скажут – о природа прости нас ты!