Главные вкладки
Инновационная/экспериментальная деятельность
Рабочая программа творческого объединения «Креатив»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
творческого объединения «Креатив»
ПО КУРСУ декоративно - прикладное творчество
КЛАСС 8 а класс
ПРЕДМЕТ технология
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 1год обучения по 1ч. в неделю
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Абромавичене Ирина Викторовна
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ -личностных, метапредметных, предметных, осуществляемая в формах, отличных от урочной.
Дополнительная общеобразовательная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 №196 (с изменениями на 30.09.2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые программы (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 ВК-641/09).
Программа дополнительного образования учащихся творческого объединения «Креатив» разработана на основе концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе (авт.коллектив П. Р. Атутов, О. А. Кожина, В.П.Овечкин, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев, экспериментальной программы «Основы технологической культуры» (составитель Ю.Л.Хотунцев) с внедрением национально-регионального компонента.
Цель обучения: Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.
Данная программа обеспечивает передачу технологической культуры, культуры деловых межличностных отношений, приобретение знаний и умений в прикладной и творческой деятельности, использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, частичную социально-трудовую адаптацию.
Художественные промыслы и ремесла – важная составная часть культуры, основанная на коллективном творчестве. Художественные промыслы и ремесла сформировались на границе между эстетической и экономической потребностью людей, когда мастера начали создавать предметы искусства не для себя, а по заказу.
Декоративно-прикладное творчество – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Основными задачами кружковой работы в школе являются:
1. Воспитать и развить у кружковцев способности эстетического восприятия произведения декоративно - прикладного искусства.
2. Показать художественные традиции народов России и Бурятии.
3. Проявить навыки работы с ножом и шилом.
4. Познакомить с работой народных умельцев.
5. Развить эстетический вкус, воображение, фантазию.
6. Формировать творческое отношение к работе, вызвать интерес к предметам технология, ИЗО.
Программа рассчитана на один год обучения для учащихся 8 класса по 1 ч. в неделю.
Актуальность программы состоит в том, что обучение искусству ремесел имеет не только национальное, народное, культурно-социальное, но и экономическое значение, так как все это побуждает учащихся к жизни и самостоятельному поиску эстетических отношений, к размышлению видом общественно - полезного и производительного труда.
Самая эффективная, действенная и результативная форма приобщения кружковцев к пониманию высокой духовной значимости поэтичности и красоты произведения народного искусства - практическое участие самих детей в создании разнообразных изделий. Сопричастность к творческому процессу, к изготовлению художественных изделий близких тем, что создают народные мастера, что развивает в кружковцах навыки работы с материалом, позволяет им ощущать радость от того, что научились делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя художниками.
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий- проектов. Под творческим проектом понимается учебно - трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий субъективной и объективной новизной.
Содержание программы
«Изготовление изделия в технике объемной аппликации» (10ч)
Аппликация – один из видов рукоделия – вышивки. У данного вида широкий диапазон изобразительных возможностей – от плоскостных композиций до сложных сюжетных мотивов. Данный раздел разработан для учащихся среднего школьного возраста – для учениц 8 класса. В процессе обучения они познакомятся с разновидностями аппликации из бумаги, ткани, кожи и освоят приемы изготовления образцов.
«Сувениры Бурятии» (8ч)
Учащиеся изучают историю развития декоративно-прикладного творчества Бурятии. На занятиях в кружке собирают материал, анализируют, выполняют зарисовки, знакомятся с принципами построения композиции, основами цветоведения. Выбирают технику выполнения изделия, знакомятся с технологией изготовления, подбирают материалы и инструменты для выполнения работы. Выполняют правила безопасной работы. Совершенствуя полученные знания и умения, выполняют творческие работы. Изделия из кусочков ткани, кожи являются одним из распространенных видов художественной обработки материалов. Технология изготовления изделий несложна. Изделия используют для украшения интерьера, придают уют и неповторимость. Освоение технологии способствует формированию вкуса и развивает творческую фантазию.
Проектирование как мелких бытовых изделий - браслетов, так и крупных изделий: настенные панно дает широкие возможности для реализации национально-регионального компонента в содержании образования.
«Коллаж в технике «Терра». Украшения для интерьера» (8ч)
Учащиеся знакомятся с основами композиции, с особенностями структуры узора, формы, цвета мотивов, значения ритма и симметрии на основе анализа изделий декоративно - прикладного характера, с основными способами коллажа в технике «Терра». Самостоятельно собирают материал, работают над цветосочетанием, способами перевода рисунка, различными приемами коллажа, образцами.
«Декоративно-оформительская работа. Выставки. Экскурсии» (8ч)
На занятиях ставится проблема создания тематических композиций на периодических выставках работ. Учащиеся самостоятельно организовывают отбор работ, оформляют экспозиции, где учитывается содержание, трудоемкость, качество художественной ценности изделия. Все кружковцы пробуют себя в декоративно-оформительской работе. Эта работа развивает художественные способности, дает возможность выражать свои склонности, выявлять задатки. Учащиеся овладевают навыками оформительской работы, отрабатывают написание различных типов шрифтов. Большое значение в деле эстетического воспитания кружковцев, расширения их кругозора имеют экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства, в художественный музей им. Сампилова. Посещение выставок дает возможность познакомить кружковцев с работами художников-прикладников, выполненными на основе изучения лучших художественных традиций народного искусства.
В школе создана постоянно действующая выставка творческих работ учащихся, экспонируемые здесь изделия не раз становились призерами районных, городских, республиканских выставок. После оформления выставок кружковцы делятся впечатлениями, обобщают материал, собранный в виде зарисовок, записей, подготавливают сообщения.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию
В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, навыками, умениями.
Личностные результаты:
Проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности. Мотивация учебной деятельности. Овладение установками, нормами, правилами организации умственного и физического труда. Самоопределение в выбранной сфере. Смыслообразование. Самооценка умственных способностей для труда в различных сферах. Воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Метапредметные результаты:
Знать правила Т.Б. Приемы работы. Принцип построения узора. Цветовые решения плоскости панно. Приемы работы аппликации из ткани. Творчески подходить к созданию изделия. Уметь разрабатывать эскиз, художественный образец. Использовать элементы народного орнамента. Зарисовывать элементы аппликации, разрабатывать проект изделия и изготавливать его. Выполнять окончательную обработку изделия.
Предметные результаты:
Основы декоративно - прикладного искусства своего народа, его историю. Владеть культурой труда. Основы проектной деятельности. О роли технологий в современном обществе и тенденциях их развития. Использовать компьютерные программы общего назначения. Основы композиции, законы цветоведения. Технология изготовления изделия, его декорирования. Понятие стиля. Работать с информацией. Владеть средствами и способами поиска решений, моделирования изделий, составлять композицию. Подготовить работу для выставки.
Дидактическое обеспечение
- Рисунки, иллюстративный материал.
- Пособия, методические указания, литература.
- Образцы изделий, изготовленные педагогом.
- Плакаты «Цветовой спектр», «Основные родственные цвета», «Смешение цвета».
- Эскизы.
Оборудование и материалы
- Бумага, карандаш, ластик, ватман, картон.
- Пластилин, акварель, кисти, песок, алебастр.
- Клей ПВА, «Момент».
- Водоэмульсионная краска.
- Ткань, кожа, замша.
- Дерево, спички.
- Бусины, скорлупа, ветки, проволока.
- Пассатижи.
- Шило, ножницы, игла, нож, шпатель.
- Мишура, блестки, стразы.
- Цветная бумага.
- Нитки.
- Гвозди, молоток.
- Рамка деревянная, формат А3, А4.
- Соломка.
Содержание курса
№ | Основные разделы | Кол-во часов | Результат проектной деятельности | Форма контроля |
Вводная беседа | 1 | |||
1 | Изготовления изделия в технике объемной аппликации | 10 | Идея проекта Разработка эскизов Разработка художественного образа изделия Изделия бытового назначения | Педнаблюдение Контрольное задание Презентация работ Защита проекта |
2 | Сувениры Бурятии | 8 | ||
3 | Коллаж в технике «Терра» | 8 | ||
6 | Декоративно - оформительская работа. Выставки. Экскурсии | 8 | ||
Итого: | 35 (1ч/нед.) | |||
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
«Изготовление изделия в технике объемной аппликации» | 10 | ||
1 | Подготовка к аппликации. Материалы, инструменты, приспособления | 1 | |
2 | Разработка эскиза, построение композиции. Цвет | 1 | |
3 | Техника изготовления объемной аппликации. Основные приемы | 1 | |
4 | Разработка проекта и изготовление изделия. | 5 | |
5 | Декорирование изделий. Способы отделки изделия | 2 | |
«Сувениры Бурятии» | 8 | ||
1 | Сувениры и их роль в жизни человека | 1 | |
2 | Материалы, используемые для изготовления сувенира Способы создания сувениров из пряжи, нитей, кусочков кожи, ткани | 1 | |
3 | Последовательность работы над изготовлением сувенира | 1 | |
4 | Разработка проекта, работа над проектом | 5 | |
«Технология изготовления коллажа в технике «Терра» Украшения для интерьера | 8 | ||
1 | Знакомство с техникой « граттаж». Декалькомания. Техника «фроттаж». | 1 | 1 |
2 | Фон в технике «Терра». Композиция. | 1 | |
3 | Разработка проекта и изготовления изделия в технике «Терра» | 5 | |
«Декоративно - оформительская работа». «Выставки». «Экскурсии» | 8 | ||
1 | Экскурсия в музей | 2 | |
2 | Декоративно - оформительская работа | 4 | |
3 | Выставки | 2 | |
Итого: | 34 | ||
«Изготовление изделия в технике объемной аппликации» (10ч)
Подготовка к аппликации. Материалы, инструменты, приспособления. Декоративно-прикладное искусство. Изделия в технике аппликации в интерьере современного жилища. Искусство аппликации. Материалы, инструменты, применяемые при изготовлении изделий в данной технике использование лоскутов тканей, других материалов для создания панно. Приемы работы. Правила безопасной работы. П/Р: Сбор материала
Разработка эскиза, построение композиции. Композиции в аппликации. Принципы построения узора: симметричный, раппортный или свободно расположенный на плоскости. Использование национальных мотивов орнамента зарисовки с учетом технологических и декоративных возможностей материала. Законы цветоведения, понятия о пропорциональных отношениях. Зарисовка элементов аппликации. Работа над рисунком в натуральную величину. Наметки узора. Изготовление трафаретов. П/Р: Разработка эскиза в натуральную величину.
Цвет: Цветовое решение изделия. Распределение цвета.П/Р: Зарисовка композиционных схем.
Техника изготовления. Основные приемы .Разновидности аппликации из бумаги, ткани, кожи, меха ,соломки ,круп, макарон. Особенности передачи плоскостного изображения, особенности передачи объема в изображениях. Технологический процесс изготовления деталей. Приемы объемной аппликации. П/Р: Освоение приемов. Создание образцов.
Разработка проектов и изготовление изделий. Выбор проекта. Подбор материала в соответствии с образцом. Вырезание необходимых фигур: цветы, листья, орнамент. Накладывание их на фон по переведенному рисунку. Виды прикрепа к ткани. Изготовление индивидуального изделия по готовому образцу. Технология изготовления. Применение различных способов соединения. Правила техники безопасности. П/Р: Изготовление изделия.
Декорирование изделий. В работе учитывается функциональное назначение изделия, его связи с декором, изделие выполняется с учетом эргономических требований. Возможность украшения бисером, люрексовой нить. П/Р: Оформление изделия.
Способы отделки изделия. От утилитарного назначения зависит способ отделки изделия. Обработка ткани частыми стежками, швом « зигзаг», оверлоком. Утюжка с лицевой стороны. Вырезание косых полос ткани. Прикреп по длине элементов.
П/Р: Окончательная обработка изделия. В -Т обработка.
«Сувениры Бурятии» (8ч)
Сувениры и их роль в жизни человека. История развития декоративно - прикладного творчества Бурятии. Сбор материала, анализ на основе работ художников - прикладников.
Материалы, используемые для изготовления сувениров. Выбор техники изготовления сувенира. Принципы построения композиций, основы цветоведения.
Способы создания сувениров из пряжи, нитей, кусочков кожи, ткани. Выбор техники выполнения изделия.
Последовательность работы при изготовлении сувениров. Выбор проекта. Последовательность работы над проектом: сбор материала, его анализ, систематизация. Создание эскиза, технического рисунка, изготовление изделия, оформление. Правила техники безопасности.
Разработка проекта и изготовление изделия. П/Р: Изготовление изделия.
«Изготовление коллажа в технике «Терра». Украшения для интерьера (8ч)
Украшения для интерьера. Композиция в интерьере. Характерные особенности жилища. Роль украшений в интерьере. Принципы размещения украшений: симметричное, асимметричное, по кругу. П/Р: Разработать варианты размещения панно в квартире.
Знакомство с техниками: « граттаж», декалькомания, « фроттаж». Необходимые материалы и инструменты. Знакомство с техниками. Технология выполнения. П/Р: Сбор необходимого материала. Выполнение образцов.
Фон в технике «Терра». Знакомство с технологией работы с алебастром. П/Р: Создание фона работы.
Композиция. Знакомство с основами композиции, с особенностями структуры узора, формы, цвета мотивов, значении ритма и симметрии на основе анализа изделий декоративно-прикладного характера. П/Р: Работа над композицией.
Разработка проекта и изготовление панно в технике «Терра». Цветосочетание. Способы перевода рисунка. Различные приемы коллажа. П/Р: Изготовление панно.
«Декоративно - оформительские работы» (8ч). Написание различных типов шрифтов, декоративно - плоскостное и конструктивное оформление плакатов, выставочных работ.
Образовательные ресурсы:
1. Барадулин В.А., Танкус О.В, Основы художественного ремесла.- М.:Просвещение,1986.
2. Журналы «Школа и производство» №1/1989г., №3/2002г., №4/2003.
3. Cборник программ педагогов дополнительного образования. Сост. Э.В. Марзоева. Всероссийский детский центр «Океан». Владивосток, 2001.
4. Творчество педагогов в системе дополнительного образования детей. Сост. Л.А Меженева. Н. Новгород. Издательство ООО « Педагогические технологии», 2003.- 102с.
5. Технология 8 кл./ Под ред. Симоненко В.Д. Издательство «Вентана- Граф», 1998.
6. Уткин П.И. , Королева Н.С. Народные художественные промыслы.- М.: Высшая школа, 1992.
7. Журнал «Сделай сам»: №2/1992. М.: Издательство «Знание», 1992.
8. Шитье и рукоделие. Энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994.
9. Дамское рукоделие. Книга о вышивке. ТОО « ПК Инжиниринг, Лтд». Нижний Новгород,1993.
10. Кудряшова Т., Украшение для интерьера в технике «Терра». Пейзажи. Натюрморты. Графика. М., «Эксмо». 2008.
Интернет- ресурсы:
- http://www.vasileva.edusite.ru
- http://www.solomka.usoz.ru
- http://www.rusalka7.usoz.ru
