НОВОСТИ

Усольцева Мария Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивные формы опроса ( Учи.ру ). Усольцева М.Н., учитель математики, 1-я квалификационная категория, МАОУ Абатская СОШ №1

Слайд 4

Статистика урока:



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа №6 «Разработка фрагмента урока

по формированию математической грамотности»

Усольцева Мария Николаевна, Абатский район

Раздел: Десятичные дроби.

Тема урока: Нахождение процентов от числа. Решение задач на проценты.

Учебник: Математика: 5 класс: учебник / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под ред. В.Е.Подольского. – 8-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 304 с.: ил. ISBN 978-5-09-079555-5

Цели урока:

Предметные: формировать навык решения задач на нахождение

процентов от числа.

Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд; Метапредметные: развивать умение составлять план действий и работать по предложенному алгоритму; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Задачи урока:  применять знания по нахождению процента от числа для решения нестандартных задач; расширить представление о задачах практической направленности, которые решаются средствами математики; интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию; развивать умение работать над проблемой: её  понимания, формулирование проблемы на языке математики, поиск и осуществление её решения; использовать информацию, представленную в числовой, текстовой и табличной форме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить стоимость покупки со скидкой, решая математическую задачу на нахождение процентов от числа в контексте проблемной жизненной ситуации; научатся составлять план действий и работать по алгоритму.

1. Контекстная задача.

 

Задача «Покупка продуктов»

Мама отправилась в магазин за покупками к праздничному столу. Это был день недели - пятница. Мама знала, что в пятницу в некоторых магазинах действуют скидки. Она взяла с собой 3000 руб. и список необходимых покупок: буханка хлеба-2 шт, пачка пельменей -2 шт, упаковка сосисок -2 шт, пряники, сок «Добрый» - 3 коробки, яблоки -1кг, апельсины – 1 кг, торт. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар.

Название магазинов

«Монетка»

5% скидка

«Магнит»

 10 %

1

Буханка хлеба

27 рублей

28 рублей

2

Пачка пельменей

130 рублей

127 рублей

3

Упаковка сосисок

283 рублей

 275 рублей

4

Пряники

56 рублей

 59 рублей

5

Сок «Добрый»

105 рублей

110 рублей

6

Яблоки

235 рублей

278 рублей

7

Апельсины

187 рублей

272 рубля

8

Торт

565 рублей

650 рублей

Как вы думаете, хватит ли маме 3000 рублей?

В каком магазине мама сделает выгодную покупку?

Рассчитайте среднюю стоимость хлеба, яблок и пряников?

2. Работа над задачей.

Сейчас будем решать задачу, которая позволяет закрепить изучаемую тему в нестандартной ситуации. Это задача, которая описывает конкретную жизненную ситуацию, то есть задачу, имеющую практическую направленность. Работа в парах, каждая пара получает карточку с задачей.

  • Ребята, внимательно прочитайте текст задачи;
  • Найдите в тексте слова, которые вам не знакомы и мешают понять смысл описанной ситуации;
  • Выписывает эти слова на доску.
  • О чем задача?
  • Что в ней дано?
  • Сколько вопросов в задаче?
  • Какие это вопросы?

   Делают краткую запись задачи в таблице.

Карточка для составления краткой записи задачи

Название продукта

Количество

«Пятёрочка»

цена

Стоимость

«Магнит»

цена

Стоимость

1

Буханка хлеба

2

Пачка пельменей

3

Упаковка сосисок

4

Пряники

5

Сок «Добрый»

6

Яблоки

7

Апельсины

8

Торт

Стоимость без скидки

…% скидка

….%скидка

Стоимость со скидкой

(….% стоимости)

(….% стоимости)

Хватит……….?

Где стоимость………?

Учитель ведёт фронтальную беседу.

  • Можно ли сразу ответить на вопросы, поставленные в задаче?
  • Что можно вычислить первым действием?
  • Что будем делать вторым действием? Что найдём?
  • ……..
  • После того, как мы узнаем сколько денег должны заплатить за продукты в каждом магазине, мы ответили на вопросы задачи?
  • Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Учитель на доске фиксирует два предложенных способа. Предлагает нечетным парам решить первым способом. Четным- вторым способом.

При этом выводит учащихся на рациональное распределение времени для решения (один просчитывает «Монетку», второй- «Магнит»). Решают задачу в тетрадях.

  • Какой способ рациональнее?
  • Вспомните, что спрашивалось в задаче?
  • Мы можем ответить на эти вопросы?
  • Что для этого нужно сделать?
  • Какой ответ на первый вопрос задачи? Поясните свой ответ.
  • Какой ответ на второй вопрос задачи? Поясните свой ответ.
  • Какой ответ на третий вопрос задачи? Поясните свой ответ.

3. Решение задачи.

1 способ:

1)27*2=54(р)-стоимость двух буханок хлеба в «Монетке».

2)130*2=260(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Монетке».

3)283*2=566(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Монетке».

4)105*3=315(р)- стоимость трёх коробок сока в «Монетке».

5)54+260+566+56+315+235+187+565=2238(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» без скидки.

6)2238*0,95=2126,1(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» со скидкой.

7)28*2=56(р)- стоимость двух буханок хлеба в «Магните».

8)127*2=254(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Магните».

9)275*2=550(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Магните».

10)110*3=330(р)- стоимость трёх коробок сока в «Магните».

11)56+254+550+59+330+278+272+650=2449(р)- стоимость всей покупки в «Магните» без скидки.

12)2449*0,9=2204,1(р)- стоимость всей покупки в «Магните» со скидкой.

 2 способ:

  1. 2238*0,05=111,9(р)- скидка в «Монетке».
  2. 2238-111,9=2126,1(р))

  1. 2449*0,1=244,9(р)-скидка в «Магните»
  2. 2449-244,9=2204,1.

Заполненная таблица должна выглядеть так

Название продукта

Количество

«Пятёрочка»

Стоимость

«Магнит»

Стоимость

1

Буханка хлеба

2

27 рублей

28 рублей

2

Пачка пельменей

2

130 рублей

127 рублей

3

Упаковка сосисок

2

283 рублей

 275 рублей

4

Пряники

56 рублей

 59 рублей

5

Сок «Добрый»

3

105 рублей

110 рублей

6

Яблоки

235 рублей

278 рублей

7

Апельсины

187 рублей

272 рубля

8

Торт

565 рублей

650 рублей

Стоимость без скидки

5% скидка

10 %скидка

Стоимость со скидкой

(95% стоимости)

(90% стоимости)

Хватит ли 3000р?

Где стоимость меньше?

Средняя стоимость хлеба: (27+28) : 2 = 27,5 руб.

Средняя стоимость яблок: (235 +278) :  2 = 256,5 руб.

Средняя стоимость пряников: (56 + 59) : 2 = 57,5 руб.

4. Критерии оценивания задачи.

Ответили на 3 вопроса задачи – «5»

Ответили на 2 вопроса задачи – «4»

Ответили на 1 вопрос задачи – «3».



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Абатская средняя общеобразовательная школа №1

Формирование

функциональной математической грамотности учащихся

«Ремонт кабинета»

Разработала:

Учитель математики

первой квалификационной

категории

М.Н.Усольцева

с.Абатское, 2023

Цели: формирование функциональной математической грамотности школьников  с помощью  практико-ориентированных задач.

Задачи:

Образовательная:

  • усиление прикладной направленности;
  • повторить и обобщить методы решения практико-ориентированных задач;
  • формирование функциональной грамотности школьников.

Воспитательная:

  • добиться понимания практической значимости умения решать задачи;
  • способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
  • способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость через решение задач;

Развивающая:

  • развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания;
  • способствовать совершенствованию операций умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • выделять данные задачи из ряда предложенных задач;
  • решать практико-ориентированные  задачи.

Метапредметные:

  • выработать умение применять математическую теорию в конкретных ситуациях;
  • находить и извлекать математическую информацию.

Личностные: развить умение применять самостоятельное решение при решении задач.

Форма проведения: практическое групповое занятие для учащихся 5 классов

Оборудование: мультимедийный проектор, листы с задачами, маркеры.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Учитель:

 Сегодня мы с вами находимся в кабинете математики. Здесь всегда чисто и аккуратно, но со временем даже стены изнашиваются и приходит время ремонта. Чтобы организовать хороший ремонт и не потратить лишних денег нужно уметь вести правильны расчёты строительных работ. Сегодня мы с вами все будем работать в расчётных отделах. Работаем в группах. Каждая группа в конце занятия предоставит свои расчёты по ремонту.

2.Постановка целей.

Перед каждым отделом стоит задача: рассчитать, в какую сумму обойдется школе ремонт кабинета математики. Нам необходимо рассчитать стоимость и количество разных материалов, общую сумму затрат и подобрать самый выгодный вариант. Давайте подумаем, какие формулы и знания нам потребуются?

1) устная фронтальная работа

1.Мне потребуется покрасить стену. Какие измерения нужны? (длина и ширина)

2.Как узнать площадь стены? (S = ab) , а если стена квадратная?

3. Нужно заменить плинтуса. Какие измерения потребуются?

4. Как называется сумма длин всех сторон прямоугольника?

5.Как найти периметр? (P = 2 (a+b))

6.Как найти периметр квадрата?

2) работа в группах (устная, с заполнением общей таблицы)

Формулы вспомнили, а теперь  выполним следующее задания: Соотнесите данные левого и правого столбца, заполнив таблицу (выполняют в каждой группе отдельно, проверяем на экране)

А) Найдите периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 8 см.

1) 4 дм

Б) Найдите площадь квадрата со стороной 9 м.

2) 9 м²

В) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 м и 8 см.

3) 81 м²

Г) Площадь прямоугольника 56 дм². Найдите ширину этого прямоугольника, если его длина 14 дм.

4) 30см

Д) Периметр квадратной песочницы 12 м. Найдите площадь этой песочницы

5) 4800 см²

Е) Сумма двух сторон квадрата 16 дм. Найдите  площадь квадрата.

6) 64 дм²

Ответ :

А

Б

В

Г

Д

Е

4

3

5

1

2

6

3) работа в группах (заполнение пропусков в тексте)

 С понятиями цена, количество, стоимость мы с вами сталкиваемся ежедневно совершая покупки. Вспомните эти понятия и формулы, заполнив пропуски в тексте.

_________________ – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.

___________________– это число которое показывает сколько куплено единиц товара.  

____________________ – это количество денег затраченных на всю покупку.

ОТВЕТ:

Цена (Ц) – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.

Количество (К) – это число которое показывает сколько куплено единиц товара.  

Стоимость (С) – это количество денег затраченных на всю покупку.

Правило 1

Чтобы найти стоимость нужно цену умножить на  количество:

С = Ц · К

Правило 2

Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену:

К = С : Ц

Правило 3

Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество:

Ц = С : К

Физкульт минутка

3. Практическая работа в группах

Приступаем к работе.

По результатам ваших вычислений мы составим общую таблицу и вычислим сумму, необходимую для ремонта.

ОТДЕЛ № 1 «Замена линолеума»

  1. Длина класса 15 м, ширина - 8 м

Ознакомьтесь с данными стоимости строительных материалов, которые могут понадобиться для замены линолеума. Вычислите сколько отрезов длины необходимо купить (необходимо застелить весь пол, линолеум может оставаться). Какова будет стоимость покупки в каждой фирме. Все расчёты внесите в таблицу

Фирма

Ширина, м

Цена руб за 1 м длины

Количество отрезов

Стоимость покупки

Мода

2

605

Дива

3

740

Абсолют

4

780

  1. Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.

Смета расходов на покупку линолеума                                  

Наименование товара

Место покупки

Цена (руб)

Количество (м)

Стоимость

ОТДЕЛ №2 «Клей для укладки линолеума»

  1. Длина класса 15 м, ширина - 8 м

Линолеум укладывают на клей. Клей продаётся от трёх производителей в одинаковых банках массой 4 кг. Познакомьтесь с информацией таблицы и производите необходимые вычисления для определения стоимости клея у каждого производителя.

Площади пола____________________________ м²

производитель

Расход кг на м²

Цена (руб) за банку массой 4 кг

Необходимая масса клея, кг

Необходимое количество банок

Стоимость

А

3/10

1100

В

4/10

1005

С

5/10

700

  1. Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.

Смета расходов на укладку линолеума.                                  

Наименование товара

Место покупки (производитель)

Цена (руб)

Количество банок

Стоимость (руб)

ОТДЕЛ № 3 «Покраска стен»

  1. Рассчитайте площадь поверхности, которую необходимо отремонтировать.

1 стена длина 15 м, высота 3 м

2 стена длина 8 м, высота 3 м

3 стена длина 8 м, высота 3 м, дверной проём размеры 1м× 2 м

4 стена длина 15 м высота до окна 1 м

стена

Площадь стены

Площадь всей поверхности для покраски

1

2

3

4

  1. Ознакомьтесь с данными стоимости материалов, которые могут понадобиться для покраски стен.

Магазин

Масса(кг) одной банки

Цена за банку (руб)

Мир красок

4 кг

4275

Стройград

5 кг 300 г

5460

Ваш дом

3 кг

2600

Расход краски 100 г на 1 м² поверхности.

Рассчитайте необходимое количество банок и стоимость покупки в каждом магазине

Магазин

Необходимая масса(кг) краски

Количество банок

Стоимость (руб)

Мир красок

Стройград

Ваш дом

  1. Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.

Наименование товара

Место покупки

Цена (руб)

Количество банок

Стоимость (руб)

4. Подведение итогов

Проверяем полученные результаты.

Затем представители каждого отдела заполняют сводную таблицу

Смета ремонта кабинета

Наименование товара

Место покупки

Цена (руб)

Количество упаковок

Стоимость (руб)

Линолеум

Клей

Краска

Итого

7.Рефлексия.

- Пригодятся ли в жизни полученные знания?