НОВОСТИ
НОВОСТИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Статистика урока:
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа №6 «Разработка фрагмента урока
по формированию математической грамотности»
Усольцева Мария Николаевна, Абатский район
Раздел: Десятичные дроби.
Тема урока: Нахождение процентов от числа. Решение задач на проценты.
Учебник: Математика: 5 класс: учебник / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под ред. В.Е.Подольского. – 8-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 304 с.: ил. ISBN 978-5-09-079555-5
Цели урока:
Предметные: формировать навык решения задач на нахождение
процентов от числа.
Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд; Метапредметные: развивать умение составлять план действий и работать по предложенному алгоритму; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.
Задачи урока: применять знания по нахождению процента от числа для решения нестандартных задач; расширить представление о задачах практической направленности, которые решаются средствами математики; интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию; развивать умение работать над проблемой: её понимания, формулирование проблемы на языке математики, поиск и осуществление её решения; использовать информацию, представленную в числовой, текстовой и табличной форме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить стоимость покупки со скидкой, решая математическую задачу на нахождение процентов от числа в контексте проблемной жизненной ситуации; научатся составлять план действий и работать по алгоритму.
1. Контекстная задача.
Задача «Покупка продуктов»
Мама отправилась в магазин за покупками к праздничному столу. Это был день недели - пятница. Мама знала, что в пятницу в некоторых магазинах действуют скидки. Она взяла с собой 3000 руб. и список необходимых покупок: буханка хлеба-2 шт, пачка пельменей -2 шт, упаковка сосисок -2 шт, пряники, сок «Добрый» - 3 коробки, яблоки -1кг, апельсины – 1 кг, торт. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар.
№ | Название магазинов | «Монетка» 5% скидка | «Магнит» 10 % |
1 | Буханка хлеба | 27 рублей | 28 рублей |
2 | Пачка пельменей | 130 рублей | 127 рублей |
3 | Упаковка сосисок | 283 рублей | 275 рублей |
4 | Пряники | 56 рублей | 59 рублей |
5 | Сок «Добрый» | 105 рублей | 110 рублей |
6 | Яблоки | 235 рублей | 278 рублей |
7 | Апельсины | 187 рублей | 272 рубля |
8 | Торт | 565 рублей | 650 рублей |
Как вы думаете, хватит ли маме 3000 рублей?
В каком магазине мама сделает выгодную покупку?
Рассчитайте среднюю стоимость хлеба, яблок и пряников?
2. Работа над задачей.
Сейчас будем решать задачу, которая позволяет закрепить изучаемую тему в нестандартной ситуации. Это задача, которая описывает конкретную жизненную ситуацию, то есть задачу, имеющую практическую направленность. Работа в парах, каждая пара получает карточку с задачей.
- Ребята, внимательно прочитайте текст задачи;
- Найдите в тексте слова, которые вам не знакомы и мешают понять смысл описанной ситуации;
- Выписывает эти слова на доску.
- О чем задача?
- Что в ней дано?
- Сколько вопросов в задаче?
- Какие это вопросы?
Делают краткую запись задачи в таблице.
Карточка для составления краткой записи задачи
№ | Название продукта | Количество | «Пятёрочка» цена | Стоимость | «Магнит» цена | Стоимость | ||
1 | Буханка хлеба | |||||||
2 | Пачка пельменей | |||||||
3 | Упаковка сосисок | |||||||
4 | Пряники | |||||||
5 | Сок «Добрый» | |||||||
6 | Яблоки | |||||||
7 | Апельсины | |||||||
8 | Торт | |||||||
Стоимость без скидки | ?р | |||||||
…% скидка | ….%скидка | |||||||
Стоимость со скидкой | (….% стоимости) ?р | (….% стоимости) ?р | ||||||
Хватит……….? | ||||||||
Где стоимость………? |
Учитель ведёт фронтальную беседу.
- Можно ли сразу ответить на вопросы, поставленные в задаче?
- Что можно вычислить первым действием?
- Что будем делать вторым действием? Что найдём?
- ……..
- После того, как мы узнаем сколько денег должны заплатить за продукты в каждом магазине, мы ответили на вопросы задачи?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
Учитель на доске фиксирует два предложенных способа. Предлагает нечетным парам решить первым способом. Четным- вторым способом.
При этом выводит учащихся на рациональное распределение времени для решения (один просчитывает «Монетку», второй- «Магнит»). Решают задачу в тетрадях.
- Какой способ рациональнее?
- Вспомните, что спрашивалось в задаче?
- Мы можем ответить на эти вопросы?
- Что для этого нужно сделать?
- Какой ответ на первый вопрос задачи? Поясните свой ответ.
- Какой ответ на второй вопрос задачи? Поясните свой ответ.
- Какой ответ на третий вопрос задачи? Поясните свой ответ.
3. Решение задачи.
1 способ:
1)27*2=54(р)-стоимость двух буханок хлеба в «Монетке».
2)130*2=260(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Монетке».
3)283*2=566(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Монетке».
4)105*3=315(р)- стоимость трёх коробок сока в «Монетке».
5)54+260+566+56+315+235+187+565=2238(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» без скидки.
6)2238*0,95=2126,1(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» со скидкой.
7)28*2=56(р)- стоимость двух буханок хлеба в «Магните».
8)127*2=254(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Магните».
9)275*2=550(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Магните».
10)110*3=330(р)- стоимость трёх коробок сока в «Магните».
11)56+254+550+59+330+278+272+650=2449(р)- стоимость всей покупки в «Магните» без скидки.
12)2449*0,9=2204,1(р)- стоимость всей покупки в «Магните» со скидкой.
2 способ:
- 2238*0,05=111,9(р)- скидка в «Монетке».
- 2238-111,9=2126,1(р))
- 2449*0,1=244,9(р)-скидка в «Магните»
- 2449-244,9=2204,1.
Заполненная таблица должна выглядеть так
№ | Название продукта | Количество | «Пятёрочка» | Стоимость | «Магнит» | Стоимость | ||
1 | Буханка хлеба | 2 | 27 рублей | ?р | 28 рублей | ?р | ||
2 | Пачка пельменей | 2 | 130 рублей | ?р | 127 рублей | ?р | ||
3 | Упаковка сосисок | 2 | 283 рублей | ?р | 275 рублей | ?р | ||
4 | Пряники | 56 рублей | ?р | 59 рублей | ?р | |||
5 | Сок «Добрый» | 3 | 105 рублей | ?р | 110 рублей | ?р | ||
6 | Яблоки | 235 рублей | 7р | 278 рублей | 7р | |||
7 | Апельсины | 187 рублей | ?р | 272 рубля | ?р | |||
8 | Торт | 565 рублей | ?р | 650 рублей | ?р | |||
Стоимость без скидки | ?р | ?р | ?р | |||||
5% скидка | 10 %скидка | |||||||
Стоимость со скидкой | (95% стоимости) ?р | (90% стоимости) ?р | ||||||
Хватит ли 3000р? | ||||||||
Где стоимость меньше? |
Средняя стоимость хлеба: (27+28) : 2 = 27,5 руб.
Средняя стоимость яблок: (235 +278) : 2 = 256,5 руб.
Средняя стоимость пряников: (56 + 59) : 2 = 57,5 руб.
4. Критерии оценивания задачи.
Ответили на 3 вопроса задачи – «5»
Ответили на 2 вопроса задачи – «4»
Ответили на 1 вопрос задачи – «3».
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Абатская средняя общеобразовательная школа №1
Формирование
функциональной математической грамотности учащихся
«Ремонт кабинета»
Разработала:
Учитель математики
первой квалификационной
категории
М.Н.Усольцева
с.Абатское, 2023
Цели: формирование функциональной математической грамотности школьников с помощью практико-ориентированных задач.
Задачи:
Образовательная:
- усиление прикладной направленности;
- повторить и обобщить методы решения практико-ориентированных задач;
- формирование функциональной грамотности школьников.
Воспитательная:
- добиться понимания практической значимости умения решать задачи;
- способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
- способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость через решение задач;
Развивающая:
- развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания;
- способствовать совершенствованию операций умственной деятельности: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки.
Планируемые результаты:
Предметные:
- выделять данные задачи из ряда предложенных задач;
- решать практико-ориентированные задачи.
Метапредметные:
- выработать умение применять математическую теорию в конкретных ситуациях;
- находить и извлекать математическую информацию.
Личностные: развить умение применять самостоятельное решение при решении задач.
Форма проведения: практическое групповое занятие для учащихся 5 классов
Оборудование: мультимедийный проектор, листы с задачами, маркеры.
Ход занятия.
1. Орг. момент
Учитель:
Сегодня мы с вами находимся в кабинете математики. Здесь всегда чисто и аккуратно, но со временем даже стены изнашиваются и приходит время ремонта. Чтобы организовать хороший ремонт и не потратить лишних денег нужно уметь вести правильны расчёты строительных работ. Сегодня мы с вами все будем работать в расчётных отделах. Работаем в группах. Каждая группа в конце занятия предоставит свои расчёты по ремонту.
2.Постановка целей.
Перед каждым отделом стоит задача: рассчитать, в какую сумму обойдется школе ремонт кабинета математики. Нам необходимо рассчитать стоимость и количество разных материалов, общую сумму затрат и подобрать самый выгодный вариант. Давайте подумаем, какие формулы и знания нам потребуются?
1) устная фронтальная работа
1.Мне потребуется покрасить стену. Какие измерения нужны? (длина и ширина)
2.Как узнать площадь стены? (S = ab) , а если стена квадратная?
3. Нужно заменить плинтуса. Какие измерения потребуются?
4. Как называется сумма длин всех сторон прямоугольника?
5.Как найти периметр? (P = 2 (a+b))
6.Как найти периметр квадрата?
2) работа в группах (устная, с заполнением общей таблицы)
Формулы вспомнили, а теперь выполним следующее задания: Соотнесите данные левого и правого столбца, заполнив таблицу (выполняют в каждой группе отдельно, проверяем на экране)
А) Найдите периметр прямоугольника со сторонами 6 см и 8 см. | 1) 4 дм |
Б) Найдите площадь квадрата со стороной 9 м. | 2) 9 м² |
В) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 м и 8 см. | 3) 81 м² |
Г) Площадь прямоугольника 56 дм². Найдите ширину этого прямоугольника, если его длина 14 дм. | 4) 30см |
Д) Периметр квадратной песочницы 12 м. Найдите площадь этой песочницы | 5) 4800 см² |
Е) Сумма двух сторон квадрата 16 дм. Найдите площадь квадрата. | 6) 64 дм² |
Ответ :
А | Б | В | Г | Д | Е |
4 | 3 | 5 | 1 | 2 | 6 |
3) работа в группах (заполнение пропусков в тексте)
С понятиями цена, количество, стоимость мы с вами сталкиваемся ежедневно совершая покупки. Вспомните эти понятия и формулы, заполнив пропуски в тексте.
_________________ – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.
___________________– это число которое показывает сколько куплено единиц товара.
____________________ – это количество денег затраченных на всю покупку.
ОТВЕТ:
Цена (Ц) – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.
Количество (К) – это число которое показывает сколько куплено единиц товара.
Стоимость (С) – это количество денег затраченных на всю покупку.
Правило 1
Чтобы найти стоимость нужно цену умножить на количество:
С = Ц · К
Правило 2
Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену:
К = С : Ц
Правило 3
Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество:
Ц = С : К
Физкульт минутка
3. Практическая работа в группах
Приступаем к работе.
По результатам ваших вычислений мы составим общую таблицу и вычислим сумму, необходимую для ремонта.
ОТДЕЛ № 1 «Замена линолеума»
- Длина класса 15 м, ширина - 8 м
Ознакомьтесь с данными стоимости строительных материалов, которые могут понадобиться для замены линолеума. Вычислите сколько отрезов длины необходимо купить (необходимо застелить весь пол, линолеум может оставаться). Какова будет стоимость покупки в каждой фирме. Все расчёты внесите в таблицу
Фирма | Ширина, м | Цена руб за 1 м длины | Количество отрезов | Стоимость покупки |
Мода | 2 | 605 | ||
Дива | 3 | 740 | ||
Абсолют | 4 | 780 |
- Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.
Смета расходов на покупку линолеума
Наименование товара | Место покупки | Цена (руб) | Количество (м) | Стоимость |
ОТДЕЛ №2 «Клей для укладки линолеума»
- Длина класса 15 м, ширина - 8 м
Линолеум укладывают на клей. Клей продаётся от трёх производителей в одинаковых банках массой 4 кг. Познакомьтесь с информацией таблицы и производите необходимые вычисления для определения стоимости клея у каждого производителя.
Площади пола____________________________ м² | |||||
производитель | Расход кг на м² | Цена (руб) за банку массой 4 кг | Необходимая масса клея, кг | Необходимое количество банок | Стоимость |
А | 3/10 | 1100 | |||
В | 4/10 | 1005 | |||
С | 5/10 | 700 |
- Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.
Смета расходов на укладку линолеума.
Наименование товара | Место покупки (производитель) | Цена (руб) | Количество банок | Стоимость (руб) |
ОТДЕЛ № 3 «Покраска стен»
- Рассчитайте площадь поверхности, которую необходимо отремонтировать.
1 стена длина 15 м, высота 3 м
2 стена длина 8 м, высота 3 м
3 стена длина 8 м, высота 3 м, дверной проём размеры 1м× 2 м
4 стена длина 15 м высота до окна 1 м
стена | Площадь стены | Площадь всей поверхности для покраски |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 |
- Ознакомьтесь с данными стоимости материалов, которые могут понадобиться для покраски стен.
Магазин | Масса(кг) одной банки | Цена за банку (руб) |
Мир красок | 4 кг | 4275 |
Стройград | 5 кг 300 г | 5460 |
Ваш дом | 3 кг | 2600 |
Расход краски 100 г на 1 м² поверхности.
Рассчитайте необходимое количество банок и стоимость покупки в каждом магазине
Магазин | Необходимая масса(кг) краски | Количество банок | Стоимость (руб) |
Мир красок | |||
Стройград | |||
Ваш дом |
- Выберите самым экономичный вариант. Внесите полученный результат в смету расходов.
Наименование товара | Место покупки | Цена (руб) | Количество банок | Стоимость (руб) |
4. Подведение итогов
Проверяем полученные результаты.
Затем представители каждого отдела заполняют сводную таблицу
Смета ремонта кабинета
Наименование товара | Место покупки | Цена (руб) | Количество упаковок | Стоимость (руб) |
Линолеум | ||||
Клей | ||||
Краска | ||||
Итого |
7.Рефлексия.
- Пригодятся ли в жизни полученные знания?