Диагностика универсальных учебных действий
диагностика метапредметных, личностных достижений учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оценка уровня школьной мотивации
(по Н.Г.Лускановой)
Цель методики – определение школьной мотивации.
Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Возраст
Анкета предназначена для учащихся 1-5 классов.
Оборудование
Бланк анкеты для испытуемого.
Процедура проведения
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:
- Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
- Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»
Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».
Обработка результатов
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.
| Оценка за 1 ответ | Оценка за 2 ответ | Оценка за 3 ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 1 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Интерпретация результатов
Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
- 25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
- 20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
- 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
- 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
- Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)
ФИ, класс, дата_____________________________________________________________
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Спасибо за ответы!
Предварительный просмотр:
Протокол
диагностического обследования
Класс: 5г, кл. рук. Титова Т.Г.
Дата обследования: 22.03.2017
Количество обследованных: 26 человек
Цель методики: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей.
Название диагностической методики: Анкета для определения школьной мотивации Н. Г. Лускановой.
Результаты обследования:
№ | Ф.И. учащихся | Анкета Н.Г. Лускановой | |
Параметр: мотивация Кол-во баллов Уровень | |||
К б(0-30) | У | ||
1 | Александра | 24 | средний |
2 | Сарюна | 17 | средний |
3 | Алина | 17 | средний |
4 | Анастасия | 17 | средний |
5 | Аланда | 13 | низкий |
6 | Арюна | 5 | очень низкий |
7 | Ксения | 15 | средний |
8 | Алтана | 18 | средний |
9 | Ольга | 16 | средний |
10 | Тимур | 7 | очень низкий |
11 | Евгений | 27 | высокий |
12 | Юлия | 19 | средний |
13 | Мария | 11 | низкий |
14 | Аюржана | 25 | высокий |
15 | Даниил | 13 | низкий |
16 | Сарюна | 27 | высокий |
17 | Александр | 21 | средний |
18 | Цырен | 17 | средний |
19 | Михаил | 28 | высокий |
20 | Тамир | 10 | низкий |
21 | Алексей | 11 | низкий |
22 | Жаргал | 5 | очень низкий |
23 | Даниил | 16 | средний |
24 | Батор | 6 | очень низкий |
25 | Сергей | 26 | высокий |
26 | Бато | 28 | высокий |
Заключение по результатам групповой диагностики
Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
5. уровень - 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У детей в наличии познавательный мотив, желание наиболее успешно выполнять все школьные требования
4. уровень - 20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью.
3. уровень 15-19 баллов - позитивное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает.
2. уровень - 10-14 баллов - низкая школьная мотивация. Дети неохотно посещают школу, отдают предпочтение пропускам занятий, таких детей серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе
1. уровень - менее 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями.
Рис.1 Уровни школьной мотивации у обучающихся 5г класса.
У 23 % обучающихся - высокий уровень школьной мотивации (Евгений, Аюржана, Сарюна, Михаил, Сергей, Бато). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
У 42 % обучающихся - хорошая школьная мотивация (Александра. Сарюна, Алина, Анастасия и др.). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
У 19 % - низкая школьная мотивация (Аланда, Мария, Даниил и др.) Дети неохотно посещают школу, у таких детей серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе.
У 15 % - очень низкая школьная мотивация (Арюна, Тимур, Жаргал, Батор). Негативное отношение к школе, состояние стойкой адаптации к школе. У таких детей часто серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, возможны проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями.
Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод, что, в целом, у обучающихся 5г класса уровень школьной мотивации средний. С ребятами с низкими показателями целесообразно проведение коррекционно-развивающих занятий, направленных на повышение мотивации учащихся.
Рекомендации по результатам диагностики:
- Организация обучения, при которой учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.
- Работа в группах и парах.
- Применение ИКТ на уроках
- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
- Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.
- Чем чаще проверяется и оценивается работа учащегося, тем интереснее ему работать.
- Позитивная психологическая атмосфера урока.
- В обучении должны создаваться возможности для творчества.
- Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта формирования УУД по информатике учащихся 7 класса I полугодие
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Регулятивные УУД | Итого | ||||||||||||||
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. | Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях самостоятельно. | Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. | Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем | Оценка результатов своей работы. | |||||||||||||
Организует своё место в соответствии с требованиями учителя. | Требуется повторное напоминание учителя. | Не может организовать своё место. | Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель. Учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия | Четко выполняет требование задания. Самостоятельно формулирует цели выполнения. | Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя. Включаясь в работу, быстро отвлекается. | Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно строит действие в соответствии с целью, может выходить за пределы требований программы. | Четко выполняет требование задания. Осуществляет решение задания, не изменяя его и не выходя за его требования, сверяя план выполнения с целью. | Не может составить полный план выполнения задания, осознает только частичные шаги по достижению цели. Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов. | Ошибки исправляет самостоятельно. Контролирует процесс решения задачи другими учениками. Контролирует соответствие выполняемых действий способу. | Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает свои ошибки, вносит коррективы. Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно. | Без помощи учителя не может обнаружить свои ошибки. Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их. | Умеет самостоятельно оценить свои действия и соотнести с готовым результатом. Может оценить действия других учеников | Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения | Может с помощью учителя соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна. | |||
10-9 баллов высокий уровень,
8-5 баллов средний уровень,
4-0 баллов низкий уровень
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Познавательные УУД | Итого | ||||||||||||||
Самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных | Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИВТ | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты | Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала | |||||||||||||
Самостоятельно предлагает информацию не только среди предложенных источников, но и предлагая свои источники. | Самостоятельно предлагает информацию, но допускает ошибки в отборе источников. | Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом. Не может правильно отобрать информацию из предложенных источников. | Сам задаёт вопросы, отвечает на вопросы учителя, может найти нужную информацию из учебника. | Отвечает на вопрос учителя, но не может найти подтверждение в учебнике, затрудняется сам задавать вопросы к тексту | Не отвечает на вопросы учителя. не может сам задавать вопросы | Умеет представить результаты работы (исследования) в виде текста, таблицы, схемы, составить текст отчѐта и презентацию с использованием ИКТ. | Не всегда умеет представить результаты работы (исследования) в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. | Затрудняется перерабатывать информацию из одной формы в другую. Не может представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ | Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно. | Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе. | Логические связи устанавливать не может. Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей. | Всегда правильно определяет важную и второстепенную информацию. Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Владеет навыками осмысленного чтения. | Не всегда правильно определяет важную и второстепенную информацию. Периодически может передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. | Неправильно определяет основную и второстепенную информацию. Не умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. | |||
10-9 баллов высокий уровень,
8-5 баллов средний уровень,
4-0 баллов низкий уровень
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Коммуникативные УУД | ||||||||||||
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Читать вслух и про себя тексты учебников, художественной литературы, понимает прочитанное | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций | Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. | Итого | ||||||||||
Умеет договариваться, находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Владеет адекватными выходами из конфликта. Всегда предоставляет помощь. | Не всегда может договориться, сохранить доброжелательность. Предоставляет помощь только близким, знакомым. | Не может и не хочет договариваться, пассивен или агрессивен. Не предоставляет помощь.. | Читает много, часто посещает библиотеку, делится впечатлениями от прочитанного | Читает, но в основном в школе по команде учителя | Читает, но не понимает прочитанного | Имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает, усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ). | Читает, но понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов, высказывает свои мысли по алгоритму. | Молчит, не может оформить свои мысли, читает, но ни понимает прочитанного | Различает и понимает различные позиции другого, дает обратную связь, проявляет доброжелательность. | Понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях. | редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным. | |||
8-7 баллов высокий уровень,
6-3 баллов средний уровень,
2-0 баллов низкий уровень
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Личностные УУД | |||||||||
Самооценка | Мотивация | Личностный моральный выбор | |||||||||
Чувствует необходимость учения, адекватное представление о себе как личности и своих способностях | Положительное отношение к школе, одноклассникам, учителю, выполняет нормы школьной жизни, интерес к учебе | Ситуативный интерес к учебе, не имеет своей точки зрения, не умеет адекватно оценить свои способности | Стремится к приобретению новых знаний и умений, проявляет желание учиться, устанавливает связи между учением и будущей деятельностью | Ч Стремится к получению хороших оценок, склонность выполнять облегченные задания, ориентирован на внеурочную деятельность | Слабо ориентирован на процесс обучения, фиксируется на не успешности | Сформированы представления о моральных норм поведения, может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм | Положительное отношение к моральным нормам поведения, но не всегда им следует, иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм | Нравственные нормы не стали нормой поведения ребенка, проблемы нравственно-этического характера в отношениях с одноклассниками | |||
6-5 баллов высокий уровень,
4-3 баллов средний уровень,
2-0 баллов низкий уровень
Предварительный просмотр:
Итоги диагностики метапредметных и личностных результатов учащихся 7г класса за 2016-2017 уч. год
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | УУД | Общий балл | |||
Регулятивные10 | Познавательные10 | Коммуникативные8 | Личностные6 | |||
1 | 8 | 8 | 6 | 3 | 25 | |
2 | 6 | 10 | 6 | 5 | 27 | |
3 | 6 | 6 | 2 | 3 | 17 | |
4 | 5 | 7 | 3 | 2 | 17 | |
5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 21 | |
6 | 4 | 3 | 4 | 3 | 14 | |
7 | 5 | 8 | 6 | 5 | 24 | |
8 | 8 | 6 | 5 | 6 | 25 | |
9 | 4 | 3 | 2 | 3 | 12 | |
10 | 10 | 10 | 8 | 4 | 32 | |
11 | 5 | 5 | 3 | 3 | 16 | |
12 | 7 | 5 | 2 | 3 | 17 | |
13 | 9 | 10 | 6 | 6 | 31 | |
14 | 3 | 5 | 6 | 4 | 18 | |
15 | 10 | 8 | 8 | 6 | 31 | |
16 | 6 | 8 | 5 | 5 | 24 | |
17 | 7 | 10 | 6 | 4 | 27 | |
18 | 5 | 6 | 4 | 5 | 20 | |
19 | 6 | 8 | 7 | 5 | 26 | |
20 | 9 | 10 | 8 | 6 | 33 | |
21 | 5 | 5 | 3 | 4 | 17 | |
22 | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 | |
23 | 3 | 3 | 4 | 2 | 12 | |
24 | 4 | 5 | 4 | 3 | 16 | |
25 | 8 | 10 | 8 | 5 | 31 | |
26 | 5 | 7 | 3 | 2 | 17 | |
27 | 8 | 9 | 5 | 4 | 26 | |
28 | 9 | 10 | 8 | 6 | 33 | |
29 | 3 | 5 | 3 | 3 | 14 | |
30 | 6 | 6 | 2 | 3 | 17 | |
31-34 баллов – высокий уровень,
16-30 баллов – средний уровень,
0-15 баллов – низкий уровень
По итогам диагностики из 30 учащихся 7г класса: - 6 учащихся показали высокий уровень
- 19 учащихся показали средний уровень
- 5 учащихся показали низкий уровень
Предварительный просмотр:
Мониторинг универсальных учебных действий по информатике
Метапредметные УУД призваны обеспечить эффективность осуществления деятельности человека по достижения определенной цели. Назначение УУД в конечном этапе его формирования не должно быть связано с учебным предметом или целью образования, а стать инструментом успешной жизни учащихся.
Формирование УУД как универсальных способов действий проходит 4 этапа:
1. Выполнение задания по образцу.
2. Описание способа выполнения задания.
3. Опознавание способа выполнения задания.
4. Постановка цели и выбор способа выполнения задания.
1 этап
Выполнение по образцу осуществляется за счет многократного выполнения по шаблону или близкому к нему – аналогичного учебного действия. Для этого обучающийся должен уметь самостоятельно выделять существенные признаки рассматриваемых объектов.
Само универсальное учебное действие имеет несколько структурных элементов.
1 элемент - целеполагание.
В 7-м классе образец может содержать только часть задания, а остальное просто словесное описание (или задание в виде словесного описания).
2 элемент - планирование.
В 7-м классе изучение алгоритмических исполнителей Робот, Чертежник позволяет проработать разнообразные методы планирования с небольшими изменениями целей задания.
3 элемент - выполнение.
В 7-м классе работа с алгоритмическими исполнителями призвана развить алгоритмический стиль мышления с помощью универсальных учебных действий: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, формализация учебных задач и моделирование с помощью алгоритмических исполнителей.
4 элемент - контроль и оценка (самооценка).
В 7-ом классе необходимо полное соответствие образцу или для алгоритмических исполнителей оценка оптимального варианта выполнения. От обучающегося требуется доказательство оптимальности при сравнении 2 различных вариантов.
5 элемент рефлексия (оценка собственных действий).
В 7-м классе обучающиеся должны уметь осуществлять рефлексию самостоятельно.
2 этап
Описание способа выполнения задания. Вторым этапом при формировании УУД является умение выполнять учебные действия с помощью наводящих вопросов – когда не дается образец, но с помощью наводящих вопросов (например, разбор у доски) проходятся соответствующие этапы выполнения по данному способу – алгоритму действий. Т.е. учитель подводит к способу выполнения учебной задачи, а дальнейшее планирование, выполнение, контроль, рефлексия осуществляются самостоятельно.
3 этап
Применение известного способа действий при выполнении задания. Если предыдущий этап сформирован, то в 7-ом классе обучающиеся владеют способами работы с данного типа заданиями, т. е. видят общие закономерности для данного вида задач и уже готовы переносить эти способы действий в межпредметную область (уже умеют самостоятельно ставить цель, осуществлять планирование и выполнять освоенный алгоритм действий по решению конкретной проблемы).
4 этап
Постановка цели и выбор способа выполнения. К концу 7-го класса учащийся может проанализировать несколько способов деятельности и в соответствии с поставленной задачей (решаемой проблемой) выбрать оптимальный.
Мониторинг УУД по информатике в основной школе
Рассмотрим мониторинг УУД по информатике на примере 7-го класса.
При проведении мониторинга в 7-ом классе в начале учебного года наряду с предметными УУД необходимо оценить метапредметные познавательные и регулятивные умения:
- умение находить информацию в окружающем мире;
- умение анализировать информацию и находить нужного вида;
- умение описывать основные элементы информационных процессов в виде схем;
- умение находить формы представления информации в компьютере в примерах;
- умение использовать графический и текстовый редакторы;
- умение осуществлять поиск информации в словарях.
Пример входного мониторинга УУД
8 Класс
Входной мониторинг
1. Замените элементы:
на ,а на
и придумай из новых элементов фигуру.
2. Опишите ваши действия по поиску книги в школьной библиотеке.
3. На рисунке изображена схема дорог. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении. Сколько существует различных путей из города А в город М?
4. Составьте определение информатики из приведенных слов: всевозможных, занимающаяся, изучением, информации, компьютера, наука, обработки, передачи, хранения.
Информатика — _____, _____________ _________ ____________ способов ________, __________ и ___________ ____________ с помощью _____________.
5. Найдите в рассказе информацию, которую получил котенок с помощью своих органов чувств. Впишите ее в таблицу.
Пошел котенок Васька в лес позавтракать. Увидел ягоду бруснику. Попробовал – кислая. Учуял гриб – боровик, попробовал его – горький. Вдруг слышит шуршание и видит: лежит в густой траве комочек взъерошенный. «Ну, - думает котенок, - тобой я и позавтракаю». Хотел его лапой подкатить поближе, да как закричит: «Ой! Ай!». Комочек оказался колючим ежиком. Сел Васька на пенек и задумался. Думал он, думал и решил, что лучше с ежиком не связываться, с грибами не рисковать, а поесть кислых ягод.
Орган чувств | Вид информация |
6. Разгадайте шифровку
7. Заполните судоку – цифры 1, 2, 3, 4 в строках, столбцах и по диагонали не повторяются.
8. Заполните таблицу.
Птицы | Рыбы | Насекомые | Растения |
Слова для заполнения: щука, рысь, слон, волк, стрекоза, петух, овца, свинья, береза, рысь, страус, помидор, бегемот, муха, утка, бабочка, редис, лягушка, сова.
Для проведения и оценки результатов мониторинга выбраны следующие УУД:
Регулятивные УУД – управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля и коррекции своих действий и успешности усвоения знаний.
Целеполагание – понимание учебной задачи (может быть оценено по результатам контрольных работ, по результатам практических работ и составлению программ (алгоритмов) на языках программирования, выполнению зданий из ОГЭ).
Планирование - деятельность, связанная с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения и разработкой на этой основе планов организации деятельности.
Организация деятельности – процесс осуществления учащимся своей деятельности по решению поставленных задач (в том числе практических, выполнение алгоритмов), описание последовательности действий для достижения цели.
Прогнозирование – умение определять вероятный результат решения учебной задачи на основе имеющихся и известных способов решения задачи. Контроль и саморегуляция – умение организовывать свое рабочее место, контролировать учебную деятельность, корректировать ее и проводить самооценку; изменять план и способ действий в зависимости от результата или при нахождении отличий от шаблона. Также возможно оценивание умение обучающихся использовать различные средства самоконтроля – тестирование, беседа с учителем, обсуждение, дискуссия.
Познавательные УУД – действия исследования, поиска и отбора информации, ее структурирование, моделирование, логические действия и операции.
Анализ и поиск. Анализ – мыслительная деятельность, которая характеризуется умением разделять целое на части и выделять существенные признаки объектов, разделять на части и располагать в определенной последовательности, давать характеристику отдельным частям объекта. Определять инновационную сущность различных объектов, пользоваться нужными инструментами, выбирать необходимые для решения задачи универсальные умения информационного характера, находить решения задач на кодирование.
Поиск информации – мыслительная деятельность, которая состоит в нахождения нужной информации путем соотнесения отыскиваемого с каждым объектом в информационном массиве. Обучающийся должен уметь формулировать поисковые признаки, осуществлять сравнение, производить отбор и оценивать полученный результат.
Синтез. Синтез – мыслительная деятельность, которая подразумевает поиск целого через образования существенных связей между выделенными элементами, в умении выделять основание для объединения, производить объединение в группы по заданному основанию, в преобразовании полученного целого при изменении основания.
Классификация и систематизация. Систематизация - мыслительная деятельность, в ходе которой исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного принципа. Один из основных видов систематизации — классификация, т.е. распределение объектов согласно группам подобия и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. При систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для учебной цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Обучающийся должен уметь обобщать информацию, классифицировать ее и структурировать в виде таблиц и списков, переводить информацию из одной формы представления в другую (например, в координаты на плоскости). Осуществлять поиск существенных и общих признаков, связей для создания основания для деления или объединения в группы, разделять элементы по заданному критерию.
Причинно-следственные связи. Нахождение причинно-следственных связей подразумевает определение связи между явлениями и образование другого на основании первого, умение определять истинность логических суждений по заданным исходным условиям, исходные условия по суждению, условие по заданным исходным и коечным данным, устанавливать противоречие в суждении или конечных данных, искать взаимосвязь между понятиями информатики и объектами реального мира.
Формализация и моделирование. Моделирование — исследование объектов на их моделях, умение построения и изучения моделей реально существующих объектов с целью получения объяснений и предсказания свойств и поведения этих объектов, выдвижения гипотез по решению проблемы или учебной задачи.
Структурирование. Структурирование – мыслительная деятельность, в процессе которой устанавливаются отношения и связи между объектами на основании выбранного критерия. Обучающиеся должны уметь сравнивать группы объектов на соотнесение друг другу (связь), определять соответствие данных заданному условию, получать данные из графиков, схем, диаграмм, графов, других видов представления информации и переводить их в другие формы представления.
Логика – владение навыками составления алгоритмов и программ, изложения материала, рационального использования инструментов.
ИКТ компетентность – умение выполнять практические задачи.
Основы проектно/исследовательской деятельности. Эти умения оцениваются при выполнении индивидуальных проектов и творческих заданий.
Коммуникативные УУД.
Телекоммуникация – владение приемами общения в сети.
Речевая деятельность – владение различными формами устной речи, умение защитить свой проект.
Сотрудничество – совместная работа по подготовке проекта, работе на компьютере в парах.
Процедура проведения мониторинга
1. Для каждого обучающегося заполняется таблица мониторинга в электронных таблицах Excel– отдельно входного и выходного (таблица 1).
Для каждого вида УУД выбирается формируемые УУД по каждому из заданий в виде закрашенных клеток.
В закрашенных клетках выставляются баллы, соответствующие уровню сформированности данного вида УУД.
2- повышенный
1- базовый
0 – неудовлетворительный.
В строке «Итог» вычисляется среднее арифметическое по формуле сумм(адреса ячеек)/счет(адреса ячеек).
Таблица 1.
Входной мониторинг УУД на примере обучающегося 8г класса
№ задания | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | ||||||||||||||||
Целеполагание | Планирование | Организация деятельности | Прогнозирование | Контроль и саморегуляция | Анализ и поиск | Синтез | Систематизация и классификация | Причинно-следственные связи | Формализация и моделирование | Структурирование | Логика | ИКТ компетентность | Основы проектной деятельности | Телекоммуникация | Речевая деятельность | Сотрудничество | |||
1 | 2 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||
2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 1 | ||||||||||||||
3 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||||||||
4 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||
5 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | ||||||||||||||
6 | 1 | 2 | 1 | ||||||||||||||||
7 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||
8 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||||
итог | 2 | 1,6 | 1,3 | 0 | 1 | 1,7 | 1 | 1 | 1,5 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||||||
2. По каждому обучающемуся строится диаграмма зависимости среднего балла от вида УУД (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Зависимость среднего балла
от вида УУД обучающегося 8г класс (входной мониторинг)
По диаграмме видно какие на начало года сформированы основные умения.
1,4 и выше баллов – оптимальный уровень,
1,4 – 1,0 балл – достаточный уровень,
менее 1,0 балла – недостаночный уровень.








