Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности – любых видах творчества, учёбы, спорта и т.д.- и легкость ее освоения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тест на выявление одаренности в той или иной области В.А.Крутецкого
Инструкция: ответе на вопросы теста: не нравится «-», нравится «+», очень нравиться «+ +».
Нравится ли Вам:
- Решать логические задачи на сообразительность.
- Много читать художественную литературу.
- Петь, заниматься музыкой.
- Заниматься спортом.
- Работать в коллективе.
- Изучать природу.
- Заниматься хозяйственными делами.
- Заниматься техникой.
- Изучать иностранные языки.
- Заниматься рисованием.
- Играть в футбол, волейбол, баскетбол.
- Руководить играми детей.
- Ходить в лес, на поляне наблюдать животных, растения.
- Ходить в магазины за продуктами.
- Читать книги о технике, машинах.
- Играть в игры с отгадыванием слов.
- Сочинять истории, рассказы, стихи.
- Соблюдать режим дня, делать зарядку.
- Общаться с новыми незнакомыми людьми.
- Ухаживать за домашними животными.
- Убирать в квартире.
- Конструировать модели самолетов, кораблей.
- Интересоваться и изучать историю.
- Заниматься художественным творчеством.
- Интересоваться по книгам и телепередачам о спорте.
В каждом задании испытуемые должны выбирать правильный ответ из четырех вариантов. Длительность теста составляет 15 минут. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
Обработка результатов. Сосчитать количество плюсов и минусов.
Доминирование там, где больше плюсов.
№ 1,8,15,22- математики и техника.
№ 2,9,16,23- гуманитарная сфера.
№ 3,10,17,24- художественная деятельность.
№ 4,11,18,25- спорт.
№ 5,12,19- коммуникативные интересы.
№6, 13, 20- природа, естествознание.
№7, 14,21- труд.
Протокол тестирования на выявление одаренности по методике В.А.Крутецкого в 9г классе
ФИО / № вопроса | Александра | Амгалан | Алина | Анастасия | Аланда | Арюна | Алтана | Ольга | Тимур | Евгений | Юлия | Мария | Аюржана | Даниил | Сарюна | Александр | Сойжина | Дарья | Цырен | Михаил | Алексей | Жаргал | Даниил | Батор | Сергей | Артем |
1 | + | + | - | - | - | - | - | + | - | ++ | - | - | - | - | ++ | - | - | - | - | ++ | - | - | - | - | + | - |
2 | + | - | - | + | - | - | + | + | - | ++ | + | - | + | - | + | + | + | + | - | + | - | - | - | - | + | - |
3 | - | - | - | - | + | - | - | + | - | - | - | + | - | - | + | - | + | - | - | - | - | + | - | - | - | - |
4 | - | + | ++ | - | - | - | - | + | ++ | - | ++ | + | - | ++ | ++ | ++ | - | - | + | - | ++ | - | ++ | - | + | + |
5 | + | + | + | + | - | - | + | + | - | - | - | + | + | - | + | + | + | - | - | - | + | - | - | - | + | + |
6 | - | + | - | - | + | + | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - |
7 | - | + | - | + | - | - | - | ++ | - | + | + | + | ++ | - | + | - | + | - | + | - | - | - | ++ | + | - | + |
8 | - | - | + | - | - | - | - | - | + | ++ | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - |
9 | + | + | - | - | - | - | + | + | - | + | + | - | ++ | - | + | + | + | + | - | ++ | - | - | - | - | + | - |
10 | - | - | - | - | ++ | - | ++ | + | - | - | - | ++ | - | - | - | - | ++ | - | - | - | - | ++ | - | - | - | - |
11 | + | + | + | + | - | - | + | + | ++ | + | + | - | + | + | - | + | + | + | - | - | + | - | + | + | + | - |
12 | - | - | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | + |
13 | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
14 | - | - | + | + | - | + | - | + | - | - | - | + | - | - | - | - | + | - | + | - | - | - | + | + | - | + |
15 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - |
16 | + | + | - | - | - | + | + | - | - | + | + | - | + | - | + | + | - | + | - | + | - | - | - | - | + | - |
17 | - | - | - | - | + | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - | - | + | - | + | - | - | + | - | + | - | - |
18 | + | - | + | - | - | - | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | - | + | - | + | ++ | - | - | - | - | - |
19 | - | - | + | + | - | - | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - |
20 | - | - | - | + | - | ++ | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
21 | + | + | - | - | - | + | + | + | - | - | - | - | + | - | + | - | + | + | + | ++ | - | - | + | + | + | + |
22 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
23 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ++ | - | - | - | - | - | - | - | - |
24 | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - | - | + | - | - | - | - | + | - | - | - | - |
25 | - | - | + | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - |
Итого + | 8 | 8 | 10 | 8 | 5 | 7 | 10 | 18 | 8 | 14 | 8 | 10 | 10 | 6 | 12 | 8 | 13 | 7 | 5 | 10 | 9 | 5 | 7 | 5 | 9 | 6 |
Итого - | 17 | 17 | 15 | 17 | 20 | 18 | 15 | 7 | 17 | 11 | 17 | 15 | 15 | 19 | 13 | 17 | 12 | 18 | 20 | 15 | 16 | 20 | 18 | 20 | 16 | 19 |
Исходя из данных тестирования, можно сделать следующий вывод:
1 учащийся склонен к математике и технике,
10 учащихся относятся к гуманитарной сфере,
5 учащихся интересует художественная деятельность,
4 учащихся увлечены спортом,
1 учащийся проявляет коммуникативные интересы,
1 учащийся заинтересован природой и естествознанием,
4 учащихся относят себя к труду.
Предварительный просмотр:
Характеристика ученика
( по А.И. Савенкову)
Общая характеристика методики:
Предлагаемая методика создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для самого учителя, так и для родителей учащегося.
Ученик Дарья
дата _12.05.2018г класс 6г учитель Титова Татьяна Георгиевна
Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики
Инструкция: Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет». Учебная характеристика
№ | Задания | Ответы(да,нет) |
1 | Имеет необычно большой запас слов | нет |
2 | Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы | нет |
3 | Понимает смысл и причины действий людей и вещей | да |
4 | Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие . | да |
5 | Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе | да |
Мотивационные характеристики:
№ | Задания | Ответы (да, нет) |
1 | Настойчив в поисках решения задания | нет |
2 | Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела | да |
3 | Обычно прерывает других | нет |
4 | Прилагает усилия для завершения действия | да |
5 | Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей . | да |
6 | Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи | да |
7 | Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером | да |
Творческие характеристики:
№ | Задания | Ответы (да, нет) |
1 | Любопытен и любознателен, задает много вопросов | нет |
2 | Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям | нет |
3 | Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению | нет |
4 | С увлечением стремится рассказать другим об открытиях | нет |
5 | Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными | да |
7 | Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; | нет |
Лидерские характеристики
№ | Задания | Ответы (да, нет) |
1 | Берет на себя ответственность | нет |
2 | Его любят одноклассники | да |
3 | Лидер в нескольких видах деятельности | нет |
Обработка результатов:
Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Если же вы проводите исследовательскую работу в одном или нескольких классах, тогда в зависимости от задач исследования может возникнуть необходимость в обобщении и даже математической обработке, но это уже специальная работа.
Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы. Не безынтересна эта информация и для администраторов (директоров, завучей, методистов и др.).
Методика «Карта одаренности»
(по А.И. Савенкову)
Цель: выявить виды одаренности ребенка.
Инструкция: Перед вами вопросы, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство сильно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую, и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10 – 15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных сведений для этого, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
№ | Задания | Ответы (++; +; 0; -- ) |
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями | ||
Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету». | ||
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. | ||
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. | ||
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. | ||
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. | ||
Интересуется механизмами и машинами | ||
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений | ||
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить | ||
Чутко реагирует на характер и настроение музыки | ||
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта | ||
может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов | ||
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. | ||
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях | ||
Умеет хорошо излагать мысли, имеет большой словарный запас. | ||
Избирателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта | ||
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д. | ||
Хорошо поет. | ||
Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль | ||
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск». | ||
Легко общается с детьми и взрослыми. | ||
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников | ||
Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие | ||
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас | ||
Любит использовать какой – либо новый материал для изготовления игрушек, рисунков, в строительстве на игровой площадке. | ||
В игру на инструменте | ||
Предварительный просмотр:
МАОУ Иволгинская СОШ
Работа с одаренными детьми
на уроках информатики
Титова Т.Г., учитель информатики
Август, 2020г.
Пояснительная записка
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
В своей педагогической деятельности работу с одаренными детьми строю следующим образом:
- провожу консультационные и развивающие мероприятия, активными участниками которых становятся родители одаренных детей;
- организую развивающие занятия;
- предлагаю ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несовпадения его требований с темпами роста интересов сверстников;
- провожу тренинговые занятия, олимпиады;
- работаю над повышением собственной квалификации.
Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих компонентов:
- выявление одаренных детей;
- построение индивидуальной стратегии развития творческих способностей ученика на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проекты)
- анализ работы за учебный год.
План работы с одаренными детьми
по информатике
Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости; усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно выделяют три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.
- этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
- этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Формы работы с одаренными учащимися.
- занятия с сильными учащимися;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах, НПК.
Критерий эффективности:
- Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
- Отсутствие неуспевающих по предмету;
- Увеличение количества обучающихся, выбирающих информатику как экзамен с успешной сдачей его;
- Учащиеся принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня:
№ | Мероприятия | Участники | Дата проведения |
1 | Индивидуальные консультации, творческие задания на уроках и во внеурочное время | 7-11 кл | В течение года |
2 | Подготовка и проведение школьной олимпиады | 9-11 кл. | октябрь |
3 | Индивидуальные консультации для подготовки к районной олимпиаде | 9-11 кл. | Октябрь- ноябрь |
4 | Проведение консультации по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ | 9, 11 кл | В течение года |
5 | Привлечение учащихся к участию в конкурсах, олимпиадах, акциях | ||
6 | 1. Всероссийская образовательная акция «Час кода» | 7-11 кл | В течение года |
7 | 2. Международная игра-конкурс по информатике «Инфознайка» | 7-11 кл | В течение года |
8 | 3. Международный квест цифровой грамотности «Сетевичок» | 7-11 кл. | В течение года |
9 | 4. Всероссийская образовательная акция «Урок цифры» | 4-11 кл. | В течение года |
10 | 5. Олимпиада БГУ «Байкальская перспектива» | 11 кл | По графику БГУ |
11 | Привлечение учащихся к участию в «Неделе математики, информатики и физики» | 7-11 кл | По графику |
12 | Привлечение учащихся к участию в НПК «Шаг в будущее», НПК им Вернадского, «Первые шаги в науку», «Старт в науке» и т.д. | 8-11 кл. | В течение года |
13 | Содействие в организации отдыха и обучения детей в летних профильных лагерях | 7-10 кл. | Май-июнь |
14 | Знакомить учащихся с актуальной дополнительной литературой по информатике, с интернет-ресурсами | 7-11 кл. | В течение года |
15 | Анализ работы МО по выявлению и оптимизации работы с одаренными детьми | Учителя МО | На заседаниях МО |
Предварительный просмотр:
МАОУ Иволгинская СОШ
Работа со слабоуспевающими детьми
на уроках информатики
Титова Т.Г., учитель информатики
Август, 2020г.
Пояснительная записка
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действительные мотивы учения.
Эти дети требуют особого подхода к организации учебного процесса. Они нуждаются в поддержке со стороны учителя. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает.
Цели:
- Выполнение Закона об образовании
- Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи:
- Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
- Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников
- Реализация разноуровнего обучения
- Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации
- Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
Основополагающие направления и виды деятельности:
- Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
- Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.
- Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
- Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися
- Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
- Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
- Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
- Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 2-3 учащихся).
- Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
- Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
- Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более «2»)
- Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений
План-график работы
со слабоуспевающими учащимися на 2020-2021 учебный год
№ | Мероприятия | Срок |
1 | Составить список слабоуспевающих учащихся по информатике. | В течение четверти |
2 | Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
3 | Провести собеседование с классными руководителями по поводу выяснения причины их отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через анкетирование и беседы. | Сентябрь-октябрь |
4 | Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися | В течение учебного года. |
5 | Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, МО) | В течение учебного года. |
6 | Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
7 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока | В течение учебного года. |
8 | Вести тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учета знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года. |
9 | Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. |

