Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Титова Татьяна Георгиевна

Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности – любых видах творчества, учёбы, спорта и т.д.- и легкость ее освоения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест на выявление одаренности в той или иной области В.А.Крутецкого

Инструкция: ответе на вопросы теста: не нравится «-», нравится «+», очень нравиться «+ +».

Нравится ли Вам:

  1. Решать логические задачи на сообразительность.
  2. Много читать художественную литературу.
  3. Петь, заниматься музыкой.
  4. Заниматься спортом.
  5. Работать в коллективе.
  6. Изучать природу.
  7. Заниматься хозяйственными делами.
  8. Заниматься техникой.
  9. Изучать иностранные языки.
  10. Заниматься рисованием.
  11. Играть в футбол, волейбол, баскетбол.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, на поляне наблюдать животных, растения.
  14. Ходить в магазины за продуктами.
  15. Читать книги о технике, машинах.
  16. Играть в игры с отгадыванием слов.
  17. Сочинять истории, рассказы, стихи.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку.
  19. Общаться с новыми незнакомыми людьми.
  20. Ухаживать за домашними животными.
  21. Убирать в квартире.
  22. Конструировать модели самолетов, кораблей.
  23. Интересоваться и изучать историю.
  24. Заниматься художественным творчеством.
  25. Интересоваться по книгам и телепередачам о спорте.

В каждом задании испытуемые должны выбирать правильный ответ из четырех вариантов. Длительность теста составляет 15 минут. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

Обработка результатов. Сосчитать количество плюсов и минусов.

Доминирование там, где больше плюсов.

№ 1,8,15,22- математики и техника.

№ 2,9,16,23- гуманитарная сфера.

№ 3,10,17,24- художественная деятельность.

 № 4,11,18,25- спорт.

 № 5,12,19- коммуникативные интересы.

 №6, 13, 20- природа, естествознание.

 №7, 14,21- труд.

Протокол тестирования на выявление одаренности по методике В.А.Крутецкого в 9г классе

ФИО /

№ вопроса

Александра

Амгалан

Алина

Анастасия

Аланда

Арюна

Алтана

Ольга

Тимур

Евгений

Юлия

Мария

Аюржана

Даниил

Сарюна

Александр

Сойжина

Дарья

Цырен

Михаил

Алексей

Жаргал

Даниил

Батор

Сергей

Артем

1

+

+

-

-

-

-

-

+

-

++

-

-

-

-

++

-

-

-

-

++

-

-

-

-

+

-

2

+

-

-

+

-

-

+

+

-

++

+

-

+

-

+

+

+

+

-

+

-

-

-

-

+

-

3

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

4

-

+

++

-

-

-

-

+

++

-

++

+

-

++

++

++

-

-

+

-

++

-

++

-

+

+

5

+

+

+

+

-

-

+

+

-

-

-

+

+

-

+

+

+

-

-

-

+

-

-

-

+

+

6

-

+

-

-

+

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

7

-

+

-

+

-

-

-

++

-

+

+

+

++

-

+

-

+

-

+

-

-

-

++

+

-

+

8

-

-

+

-

-

-

-

-

+

++

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

9

+

+

-

-

-

-

+

+

-

+

+

-

++

-

+

+

+

+

-

++

-

-

-

-

+

-

10

-

-

-

-

++

-

++

+

-

-

-

++

-

-

-

-

++

-

-

-

-

++

-

-

-

-

11

+

+

+

+

-

-

+

+

++

+

+

-

+

+

-

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

12

-

-

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

13

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

14

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

+

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

-

+

15

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

16

+

+

-

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

-

+

-

17

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

18

+

-

+

-

-

-

-

+

+

+

-

-

+

+

+

-

-

+

-

+

++

-

-

-

-

-

19

-

-

+

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

20

-

-

-

+

-

++

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

21

+

+

-

-

-

+

+

+

-

-

-

-

+

-

+

-

+

+

+

++

-

-

+

+

+

+

22

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

23

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

++

-

-

-

-

-

-

-

-

24

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

25

-

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

Итого +

8

8

10

8

5

7

10

18

8

14

8

10

10

6

12

8

13

7

5

10

9

5

7

5

9

6

Итого -

17

17

15

17

20

18

15

7

17

11

17

15

15

19

13

17

12

18

20

15

16

20

18

20

16

19

Исходя из данных тестирования, можно сделать следующий вывод:

1 учащийся склонен к математике и технике,

10 учащихся относятся к гуманитарной сфере,

5 учащихся интересует художественная деятельность,

 4 учащихся увлечены спортом,

 1 учащийся проявляет коммуникативные интересы,

 1 учащийся заинтересован природой и естествознанием,

 4 учащихся относят себя к труду.



Предварительный просмотр:

Характеристика ученика

( по А.И. Савенкову)


Общая характеристика методики:

Предлагаемая методика создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для самого учителя, так и для родителей учащегося.

 

Ученик Дарья
дата _12.05.2018г  класс  6г    учитель Титова Татьяна Георгиевна  

Учебная, мотивационная, творческая и лидерская характеристики

Инструкция: Пожалуйста, охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки «да» или «нет».                                                                                   Учебная характеристика

Задания

Ответы(да,нет)

1

Имеет необычно большой запас слов

нет

2

Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы

нет

3

Понимает смысл и причины действий людей и вещей

да

4

Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие .

да

5

Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе

да

Мотивационные характеристики:

Задания

Ответы (да, нет)

1

Настойчив в поисках решения задания

нет

2

Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела

да

3

Обычно прерывает других

нет

4

Прилагает усилия для завершения действия

да

5

Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей .

да

6

Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи

да

7

Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером

да


Творческие характеристики:

Задания

Ответы (да, нет)

1

Любопытен и любознателен, задает много вопросов

нет

2

Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям

нет

3

Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению

нет

4

С увлечением стремится рассказать другим об открытиях

нет

5

Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными

да

7

Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования;

нет

Лидерские характеристики

Задания

Ответы (да, нет)

1

Берет на себя ответственность

нет

2

Его любят одноклассники

да

3

Лидер в нескольких видах деятельности

нет

 

Обработка результатов:

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Если же вы проводите исследовательскую работу в одном или нескольких классах, тогда в зависимости от задач исследования может возникнуть необходимость в обобщении и даже  математической обработке, но это уже специальная работа.

Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной в старшие классы. Не безынтересна эта информация и для администраторов (директоров, завучей, методистов и др.).

Методика «Карта одаренности»

(по А.И. Савенкову)

Цель: выявить виды одаренности ребенка.

Инструкция: Перед вами  вопросы, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство сильно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую, и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10 – 15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных сведений для этого, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

        Лист вопросов

Задания

Ответы

(++; +; 0;  --  )

Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями

Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

 Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. 

Интересуется механизмами и машинами

Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений

Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить

Чутко реагирует на характер и настроение музыки

Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта

может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов

Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях

Умеет хорошо излагать мысли, имеет большой словарный запас.

Избирателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта

Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

Хорошо поет.

Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль

Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

 Легко общается с детьми и взрослыми.

Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников

Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие

Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас

 Любит использовать какой – либо новый материал для изготовления игрушек,  рисунков, в строительстве  на игровой площадке.

В игру на инструменте



Предварительный просмотр:

МАОУ Иволгинская СОШ

Работа с одаренными детьми

на уроках информатики

Титова Т.Г., учитель информатики

Август, 2020г.

Пояснительная записка

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

В своей педагогической деятельности работу с одаренными детьми строю следующим образом:

  1. провожу консультационные и развивающие мероприятия, активными участниками которых становятся родители одаренных детей;
  2. организую развивающие занятия;
  3. предлагаю ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несовпадения его требований с темпами роста интересов сверстников;
  4. провожу тренинговые занятия, олимпиады;
  5. работаю над повышением собственной квалификации.

Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих компонентов:

  • выявление одаренных детей;
  • построение        индивидуальной        стратегии        развития        творческих        способностей ученика на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проекты)
  • анализ работы за учебный год.

План работы с одаренными детьми

по информатике

Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости; усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.

Задачи:

  • предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
  • удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
  • помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Условно выделяют три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
  1. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
  1. Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

  1. этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.

На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

  1. этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • занятия с сильными учащимися;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах, НПК.

Критерий эффективности:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
  2. Отсутствие неуспевающих по предмету;
  3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих информатику как экзамен с успешной сдачей его;
  4. Учащиеся принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня:

Мероприятия

Участники

Дата проведения

1

Индивидуальные консультации, творческие задания на уроках и во внеурочное время

7-11 кл

В течение года

2

Подготовка и проведение школьной олимпиады

9-11 кл.

октябрь

3

Индивидуальные консультации

для подготовки к районной олимпиаде

9-11 кл.

Октябрь- ноябрь

4

Проведение консультации по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

9, 11 кл

В течение года

5

Привлечение учащихся к участию в конкурсах, олимпиадах, акциях

6

1. Всероссийская        образовательная акция «Час кода»

7-11 кл

В течение года

7

2. Международная        игра-конкурс        по информатике «Инфознайка»

7-11 кл

В течение года

8

3. Международный        квест        цифровой грамотности «Сетевичок»

7-11 кл.

В течение года

9

4. Всероссийская образовательная акция «Урок цифры»

4-11 кл.

В течение года

10

5. Олимпиада БГУ «Байкальская перспектива»

11 кл

По графику  БГУ

11

Привлечение учащихся к участию в

«Неделе математики, информатики и

физики»

7-11 кл

По графику

12

Привлечение учащихся к участию в НПК

«Шаг в будущее», НПК им Вернадского,

«Первые шаги в науку», «Старт в науке» и т.д.

8-11 кл.

В течение года

13

Содействие в организации отдыха и обучения детей в летних профильных лагерях

7-10 кл.

Май-июнь

14

Знакомить учащихся с актуальной дополнительной литературой по информатике, с интернет-ресурсами

7-11 кл.

В течение года

15

Анализ работы МО по выявлению и оптимизации работы с одаренными детьми

Учителя МО

На заседаниях МО



Предварительный просмотр:

МАОУ Иволгинская СОШ

Работа со слабоуспевающими детьми

на уроках информатики

Титова Т.Г., учитель информатики

Август, 2020г.

Пояснительная записка

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действительные мотивы учения.

Эти дети требуют особого подхода к организации учебного процесса. Они нуждаются в поддержке со стороны учителя. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает.

Цели:

  1. Выполнение Закона об образовании
  2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:

  1. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
  2. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников
  3. Реализация разноуровнего обучения
  4. Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации
  5. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

Основополагающие направления и виды деятельности:

  1. Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.
  2. Организация        работы        со        слабоуспевающими        и        неуспевающими        учащимися        во внеурочное время.
  3. Воспитательная        работа        со        слабоуспевающими        и        неуспевающими        учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
  4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися

  1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
  2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
  3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
  4. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 2-3 учащихся).
  5. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
  6. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
  7. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более «2»)
  8. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений

План-график работы

со слабоуспевающими учащимися на 2020-2021 учебный год

Мероприятия

Срок

1

Составить список слабоуспевающих учащихся по информатике.

В течение четверти

2

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

3

Провести собеседование с классными руководителями по поводу выяснения причины их отставания. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через анкетирование и

беседы.

Сентябрь-октябрь

4

Встречи   с   отдельными   родителями   и        беседы с самими учащимися

В течение учебного года.

5

Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах,

МО)

В течение учебного года.

6

Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере

необходимости.

7

Используя        дифференцированный        подход        при        организации самостоятельной        работы        на        уроке, включать                посильные

индивидуальные        задания        слабоуспевающему        ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

8

Вести        тематический        учет        знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического

учета знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9

Отражать   индивидуальную   работу   со   слабым        учеником в

рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение

учебного года.