Национально-региональный компонент на уроках информатики в рамках ФГОС

Титова Татьяна Георгиевна

Основой реализации стандарта образования является учебный план образовательного учреждения, в структуре которого выделяются три основных компонента: федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения. В современных учебных планах общеобразовательных школ значительное место отводится для регионального компонента образования. Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России.

Национально-региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе. Национально-региональный компонент отражает специфику национальных, экономических, культурно-исторических и других особенностей региона: республики, области или края. Внедрение в рабочие программы по информатике национально-регионального компонента позволяет повышать интерес школьников к предмету, реализовывать системно-деятельностный подход, воспитывать граждан своей Родины.

Цель: приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интереса к культуре и истории своего народа на уроках информатики.

Задачи:

  1. Расширение кругозора обучающихся о национальном и региональном своеобразии условий их жизни; формирование бережного отношения к историческому наследию нашего региона.
  2. Развитие познавательной активности обучающихся, повышение их интереса к предмету.
  3. Усиление практической направленности школьного курса информатики.
  4. Воспитание достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, село, где он родился и живёт.
  5. Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, умения видеть и понимать красоту флоры и фауны Бурятии.
  6. Формирование у учащихся общекультурной, этнокультурной и экологической компетенции.

Включение элементов национально-регионального компонента в уроки информатики я вижу в качестве выполнения учащимися практических работ на основе заранее подобранного материала о республике Бурятия. Таким образом, закрепляя материал урока на практике, учащиеся знакомятся в текстах и рисунках с культурой, природой и историей родной республики. Часть практических работ направлена на преобразование имеющейся информации из одной формы в другую, например, создание списков в текстовом редакторе, создание табличных моделей, составление схем, построение рисунка по алгоритму и многие другие, что позволяет реализовать в уроках информатики метапредметный подход.

Национально-региональный компонент при изучении информатики может быть реализован при изучении следующих тем:

- информатика вокруг нас

- информационные технологии

- работа с текстовым процессором

- информационное моделирование

- графический редактор

- работа с табличным процессором

- моделирование и формализация

- коммуникационные технологии.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информатика 7 класс

УМК Семакин И.Г.

Практическая работа

Тема «Включение таблиц в текстовый документ»

1. Откройте текстовый процессор MS Word.

2. Имеется текст о водных ресурсах Республики Бурятия:

3. Оформите данные в виде таблицы.

Название водного ресурса

Длина

Площадь бассейна

1

2

 

4. Сохраните работу в личной папке под именем «Водные ресурсы Бурятии».

6. Покажите работу учителю.

7. Завершите работу с текстовым процессором.



Предварительный просмотр:

Информатика 7 класс

УМК Семакин И.Г.

Практическая работа

Тема «Режим ввода и редактирования текста»

1. Откройте текстовый процессор MS Word.

2. Наберите текст по образцу:

3. Озаглавьте текст.

4. Отформатируйте текст.

5. Сохраните работу в личной папке под именем «Иволгинск».

6. Покажите работу учителю.

7. Завершите работу с текстовым процессором.



Предварительный просмотр:

Информатика 8 класс

УМК Семакин И.Г.

Практическая работа

Тема «Табличные вычисления на компьютере. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

1. Откройте табличный процессор MS Excel.

2. Дана таблица:

Русское 

название

Бурятское название

Население,
тыс. 

жителей

Территория,
тыс. км

Плотность,
чел./км

Административный
центр

1

Баргузинский район

Баргажанай аймаг

25,7

18,5

1,4

Баргузин

2

Баунтовский район

Бабанта (Баунтын) аймаг

10,4

66,8

0,16

Багдарин

3

Бичурский район

Бэшуурэй аймаг

26,9

6,2

4,3

Бичура

4

Джидинский район

Зэдэ (Жада) аймаг

30,8

8,6

3,6

Петропавловка

5

Еравнинский район

Яруунын аймаг

18,6

30,7

0,61

Сосново-Озерское

6

Заиграевский район

Загарайн аймаг

48,7

6,6

7,4

Заиграево

7

Закаменский район

Захааминай аймаг

30,3

15,3

1,98

Закаменск

8

Иволгинский район

Эбилгэ (Ивалгын) аймаг

32,3

2,7

12,1

Иволгинск

9

Кабанский район

Хабаансха (Кабанскын) 

аймаг

64,5

13,5

4,8

Кабанск

10

Кижингинский район

Хэжэнгын аймаг

18,9

7,9

2,4

Кижинга

11

Курумканский район

Хурамхаан аймаг

15,6

12,5

1,28

Курумкан

12

Кяхтинский район

Хяагтын аймаг

41,0

4,7

8,7

Кяхта

13

Муйский район

Муяын аймаг

15,2

25,2

0,6

Таксимо

14

Мухоршибирский район

Мухар-Шэбэр аймаг

27,9

4,5

6,2

Мухоршибирь

15

Окинский район

Аха аймаг

5,2

26,0

0,2

Орлик

16

Прибайкальский район

Байгал шадар аймаг

29,1

15,5

1,88

Турунтаево

17

Северо-Байкальский район

Хойто-Байгал аймаг

14,9

54,0

0,28

Нижнеангарск

18

Селенгинский район

Сэлэнгэ аймаг

46,9

8,3

5,7

Гусиноозёрск

19

Тарбагатайский район

Тарбагатай аймаг

17,0

3,3

0,19

Тарбагатай

20

Тункинский район

Түнхэн аймаг

22,7

11,8

1,93

Кырен

21

Хоринский район

Хори аймаг

19,1

13,4

1,42

Хоринск

3. Выполните сортировку/поиск данных по следующим критериям:

- Определите какой из районов Бурятии имеет наибольшую площадь, а какой наименьшую;

- Отсортируйте районы Бурятии по значению данных столбца «Площадь» по возрастанию;

- Отсортируйте районы Бурятии по значению данных столбца «Население» по убыванию;

- Найдите общую площадь республики Бурятия;

- Определите, какой из районов был создан самым первым.

 4. Сохраните работу в личной папке под именем «Районы Бурятии».

6. Покажите работу учителю.

7. Завершите работу с табличным процессором.



Предварительный просмотр:

Информатика 8 класс

УМК Семакин И.Г.

Практическая работа

Тема «Поиск информации в сети Интернет»

1. Откройте браузер.

2. Найдите ответ на вопрос. Ответ и адрес сайта запишите в тетради.

  1. Авторы слов и музыки гимна республики Бурятия.
  2. Год основания г. Улан-Удэ.
  3. Первоначальное название города Улан-Удэ.
  4. Когда в Улан-Удэ прибыл первый поезд?
  5. Дата образования Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической республики.

3. Определите название сайта, расположенного по адресу. Ответ запишите в тетради.

1. http://www.gbu-garb.ru

2. https://muzeyrb.ru

3. http://www.bscnet.ru

4. Найти определения и записать их в тетрадь:

1. Поисковые системы – это…

2. Интернет-энциклопедия – это…

3. Онлайн-словарь – это…

5. Покажите работу учителю.

6. Завершите работу с браузером.