Разработки уроков

Титова Татьяна Георгиевна

технологические карты, конспекты уроков, дополнительные материалы к урокам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель

Титова Т.Г.

Предмет

Информатика и ИКТ

УМК

Информатика: учебник для 7 класса/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русакова, Л.В.Шестакова – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Класс

Тема урока

Пользовательский интерфейс 

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Цель урока

предметные – формирование понимания сущности понятий «интерфейс», «информационный ресурс», «информационное пространство пользователя»;

метапредметные – развивать  навыки оперирования компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

личностные понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространству.

Задачи

1) ввести понятие пользовательского интерфейса, дать представление о его разновидностях;

2) систематизировать представления учащихся об объектно-ориентированном графическом интерфейсе;

3) систематизировать представления учащихся об основных элементах графического интерфейса;

4) рассмотреть вопросы, касающиеся организации индивидуального информационного пространства.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:  формирование понимания сущности понятий «интерфейс»,  «информационный ресурс», «информационное пространство пользователя»; 

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в обсуждении проблемы, высказывать свое мнение.

Коммуникативные: работать в группе, обсуждать информацию, выслушать чужую точку зрения и обосновать свою, выражать свои мысли и идеи.

Познавательные: развивать навыки оперирования компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

Личностные: понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространству; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее содержанием; оценивать собственный вклад в работу класса.

Основные понятия, изучаемые на уроке

  • пользовательский интерфейс; командный интерфейс; графический интерфейс;
  • основные элементы графического интерфейса;
  • индивидуальное информационное пространство.

Аппаратное и программное

обеспечение

персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся ОС windows.

Электронное приложение

Презентация и видеоролик «Пользовательский интерфейс», информационные, практические и контрольным модули по теме «Основные элементы интерфейса и управления»  (fcior.edu.ru).

Методическое назначение средств ИКТ

Демонстрационные, обучающие.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный этап

(2 минуты)

Добрый день ребята!

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. «Улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Не бойтесь высказывать свое мнение, спорить – Ведь в споре рождается истина.

Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Регулятивные УУД:

  • умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

Личностные УУД:

  • формирование навыков самоорганизации;
  • развитие логического мышления.

Познавательные  УУД:

  • развитие познавательной активности;
  • развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
  • умение кратко формулировать мысль;
  • умение обрабатывать  информацию и делать вывод.
  • Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества между учителем и сверстниками;
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

2

Разминка

Работа в паре

(3 минуты)

Наш урок мы начнем с интеллектуальной разминки. Разгадаем ребусы.

Ребус – это шифровка, носящая развлекательный характер.

Паре предлагаются 2 ребуса.

Учащиеся работают в парах. На карточки записывают ответы. Осуществляют самопроверку.  

3

Мотивация учебной деятельности учащихся

(постановка цели и задач урока)

(3 минуты)

Мы, ребята, в этом классе

Не случайно собрались.
Нас сегодня непременно
Будет ждать один сюрприз.

Выяснить мы сможем точно
В голове засели прочно
Знания у вас 
Иль нет?
Пусть компьютер нам поможет,
Оценить успехи сможет.
Предстоит узнать нам здесь – 
Что такое …

  • Кто-нибудь из вас может объяснить значение этого термина?
  • Раз это взаимодействие компьютера и пользователя. Значит сегодня на уроке мы будем изучать?
  • Итак тема урока:

И что будет являться объектом нашего исследования?

Цель: - познакомиться: 

Чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

Задачи урока:

Первая задача урока определена самой целью:

  • как вы думаете, всегда ли система взаимодействия человека и компьютера была такой, к какой мы все давно привыкли?
  • тогда второй задачей урока будет:
  • с помощью графического интерфейса пользователь настраивает компьютер, устанавливает необходимые для него программы, фильмы, музыку, т.е. использует информационные ресурсы для организации своего индивидуального информационного  пространства. Таким образом, третья задача урока:

 - интерфейс;

- взаимодействие человека и компьютера;

- пользовательский интерфейс;

«Пользовательский интерфейс»

\Ученики свои варианты цели, учитель корректирует.\

- с пользовательским интерфейсом и его разновидностями.

\Ученики свои варианты задач, учитель корректирует.\

  • Познакомиться с термином пользовательский интерфейс

не всегда

  • Узнать какие существуют виды и в чем их отличие;

  • научиться организовывать свое информационное пространство с помощью информационных ресурсов.

4

Первичное усвоение новых знаний

(Работа в группах)

10 минут

Используя страницы учебника (67-70) заполни таблицу «Виды пользовательских интерфейсов».

- заполняют таблицу «Виды графических интерфейсов», с помощью материалов учебника.

Группа выходит рассказывать к доске.

- учащиеся сверяют ответы с готовой таблицей, выставляют баллы.

Познавательные  УУД:

Навыки самостоятельной работы;

Коммуникативные УУД:

Поиск и сбор информации по конкретному разделу;

Контроль, коррекция и оценка действий партнера.

5

Физкультминутка

(2 минуты)

Выполнение упражнения вместе с учителем или под видеоролик.

Учащиеся выполняют упражнения.

6

Работа в группах.

Практическая работа (8 минут)

Просмотр Презентации (Приложение 1): http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor7/presentations/7-2-5.ppt

- смотрят презентацию.

Учащиеся открывают файл Практическая работа.doc и выполняют задание.

Сверяясь с доской.

Фронтальная работа

(3 минут)

Что такое информационное пространство?

Информационный ресурс – это…?

Какие правила необходимо соблюдать при использовании информационных ресурсов?

Учащиеся отвечают на вопросы. Вспоминают и рассказывают правила пользования информационными ресурсами.

Познавательные  УУД:

  • формирование навыка решения задач с использованием файловой системы

Личностные УУД:

  • развитие самооценки;
  • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

7

Индивидуальная работа

Первичная проверка понимания.

(5 минут)

Контролирует

Выполняют задание

8

Информация о домашнем задании

(1 минута)

Р: п.12, вопросы и задания 1-3

П: разработать свой графический интерфейс в виде рисунка.

Работа с дневниками. Учащиеся записывают домашнее задание.

9

Итоги урока.

Рефлексия

(3 минуты)

Оценка за урок составит сумму баллов  самооценки  по ходу урока.

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Самоконтроль учащихся. Учащиеся оценивают свою работу. Комментируют ошибки, ищут их причины, отмечают для себя моменты, на которых возникли затруднения.

Вид интерфейса

Отличительная особенность

Преимущества

Недостатки

Изображение

Командный интерфейс

Графический интерфейс

Описание: http://www.topdesignmag.com/wp-content/uploads/2011/01/83.png

Объектно-ориентированный графический интерфейс




Предварительный просмотр:

ФИО: Титова Т.Г.                                                  

Предмета: Информатика

УМК: Информатика: учебник для 7 класса/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Класс: 7г

Тема урока: Персональный компьютер

Цель урока: Определение понятия персональный компьютер, составных частей системного блока, внешних устройств компьютера.

Задачи урока:

  • Систематизировать знания обучающихся об основных устройствах персонального компьютера;
  • Рассмотреть основные количественные и качественные характеристики устройств ПК;
  • Развивать представления о компьютере как средстве выхода в Интернет, формировать общее представление о компьютерных сетях, ввести понятие о скорости передачи данных.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знание основных устройств персонального компьютера и их актуальных характеристик.

Личностные:

  • понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом.

Метапредметные:

  • понимание назначения основных устройств персонального компьютера.

Этап урока/занятия

Цель

Содер

жание учеб

ного материала

ФОУД

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация (самоопре

деление) к учебной деятельности

Создать благоприят

ную обстановку и условия успешной работы.

Фрон

тальный.

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас здоровыми, бодрыми. Надеюсь на плодотворное сотрудничество!

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. Создает атмосферу погружения.)

Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности Быстрое включение в деловой ритм.

Актуализа

ция и фиксирование индиви

дуального затрудне

ния в пробном действии

Определе

ние уровня подготовленности обучающих

ся к уроку и восприятию нового материала. Научиться выделять наиболее значимую для себя информацию.

Стр

40-42 учебни

ка

Фронтальный,

Парный

Коммуникативные:

умение слушать и исправлять ошибки других

Личностные:

развитие речи, умение кратко формулировать мысль

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

-Прежде чем начнем работать, давайте оговорим критерии оценивания каждого этапа. У вас на партах лежат оценочные листы. Вы будете заполнять их в ходе урока. Выполнил безошибочно- 5, выполнил с 1-2 ошибками – 4, выполнил с 3-4 ошибками- 3, испытывал большие затруднения – .

(Приложение 1)

-Начинаем урок  с проверки домашнего задания

- Дайте определение современного компьютера.

- Почему современный компьютер называют универсальным электронным программно управляемым устройством?

- Для чего предназначен процессор?

Работа в парах:

В каждой из приведённых групп терминов один термин является «лишним». Найдите его и подчеркните. Объясните своё решение.

  1. Драйвер, принтер, монитор, звуковые колонки, плоттер.
  2.  CD – ROM, графопостроитель, жёсткий диск, ОЗУ.
  3. Сканер, тачпад, клавиатура, джойстик, ПЗУ
  4. Таблица, диаграмма, текст, число, схема, рисунок, камера.
  5. Манипулятор «мышь», видеокарта, ПЗУ, звуковая карта

Проверка

- Сделайте отметки в оценочном листе.

Знакомятся с оценочными листами

Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.

Работают в парах.

Проверяют, объясняют решение

Ставят знак  «+» в нужной графе.

Выявление места и причины затрудне

ния. Построение проекта выхода из затрудне

ния

Оценить стремление каждого обучающегося преодолеть трудности и готовность к активной деятельности на уроке. Первичное осмысление урока.

Слайд № 1

Слайд № 2

Фрон

тальный.

Регулятивные: целеполагание, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения

Познавательные: постановка и решение проблемы,

Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 -Ребята, в чем нам помогает компьютер?

-Почему сегодня компьютер есть почти у каждого человека?

- А как называется компьютер, который использует один человек?

-  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока?

- Запишите тему урока в тетради.

- Какие учебные задачи поставите перед собой?

 Отвечают на вопросы учителя.

Тема урока – Персональный компьютер

Записывают тему урока в тетради

Формулируют задачи урока.

Открытие нового знания

Слайд №3

Слайды № 4,5,6,7,8,9,10,11,12

Фрон

тальныйиндивидуальный

Коммуникативные: умение выражать свои мысли устно; умение решать проблему коллективно.

Регулятивные: учиться высказывать свою точку зрения; определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Сначала мы поговорим о внутренних устройствах персонального компьютера, которые спрятаны в системном блоке.

В системном блоке находятся:

Находят  и подписывают их на картинке. (Приложение 3)

Материнская  плата.

Центральный процессор.

Видеокарта.

Оперативная  память.

Блок питания.

Дисковод для лазерных дисков.

Жёсткий диск (винчестер).

Внутренняя память компьютера

Звуковой адаптер.

Сетевая карта (Приложение 4)

- Назовите внешние устройства ПК?

- Системный блок, клавиатура, мышь и монитор образуют минимальный комплект устройств, обеспечивающих работу компьютера

Открывают новые знания, по мере поступления информации делают записи на картинке

Перечисляют: клавиатура, мышь, сканер, монитор, микрофон, колонки, наушники.

(вывод)

Физкульт минутка

(Приложение 5)

Выполняют гимнастику для глаз

Первичное закрепле

ние с проговари

ванием во внешней речи

Обеспечить условия для совместной деятельнос

ти, давая возможность каждому обучающемуся научиться принимать решения

Слайд №13

Взаимопроверка

Самостоятельная работа. ИКТ.

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять контроль УД.

- Ребята, перед вами  таблица с двумя колонками текста. Необходимо сформировать словосочетания из двух частей (по одному из каждой колонки), разделить на группы (Приложение 6)

- Взаимопроверка. Оцените работы

Выполняют самостоятельную работу

Проверяют ответы с помощью слайда, делают отметки в оценочном листе

Примене

ние новых знаний (самостоя

тельная работа, практичес

кая работа)

Развитие способности правильно планировать свою работу.

Карточка

парный

Самоконтроль.

Личностные: объективно оценивать свою работу.

Познавательные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, уметь изменить свое собственное мнение

Предлагает выполнить задания в парах

Проверка

Ребята, рассаживайтесь за компьютеры

- Напоминаю правила поведения при работе за компьютером. (краткий инструктаж)

 - Приступайте к  практикуму согласно инструкции для выполнения практической работы. (Приложение 7)

Проверка правильности заполнения таблицы

Решают задачу в парах

Проходят за рабочие места

Слушают инструктаж

Выполняют практическую работу

Домашнее задание

Создание условий, позволяю

щие каждому обучающемуся испытать успех при выполнении задания.

Учебник

 П.7, вопросы и задания №1-5.

Диффе

ренцированный. ИКТ.

Личностные: самоопределение

Познавательные: умение извлекать информацию

Коммуникативные:

умение слушать других

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. На дом Р:§7 выполнить задания №1-5 к параграфу.

П: Дополнительно (по выбору) подготовить сообщения на тему «История мыши» или «Современные процессоры"

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Задают вопросы.

Рефлексия учебной деятельности

Обозначение связи данного урока со следующим. Комментирование и анализ конечного результата каждого обучающегося.   Умение вести диалог

Слайд 15

Индивидуальный. Фронтальный. Беседа.

Личностные: самоопределение, следование с поведением моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные: оценка своих достижений на уроке

Познавательные: понимание причин успеха-неуспеха, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей полно и точно.

- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к задачам урока и ответим решили ли их?

А в этом вам помогут незаконченные фразы:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Выберите понравившиеся и закончите их

Возьмите оценочные листы и посчитайте «+» в каждой графе, оцените себя

(Выставление оценок, комментирование)

- Благодарю за плодотворную работу!

Отвечают на вопрос. Ученики выражают свое мнение о занятии.

Оценивают свою работу на уроке.


Приложение 1

Оценочный лист

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная

Выполнил

Выполнил с 1 ошибкой

Выполнил с

Испытывал

деятельность

безошибочно

ошибками

большие

затруднения

Начало

Настрой на урок

урока

Повторение

1 шаг

пройденного

материал

Выполнение

2 шаг

пробного задания -

действия

Построение

3 шаг

проекта выхода из

затруднения

Реализация

4 шаг

проекта выхода из

затруднения

5 шаг

Первичное

закрепление

Самостоятельная

6 шаг

работа с

самопроверкой

Применение нового

7 шаг

материала в

системе знаний

8 - 9

шаги

Инструктаж по

домашнему заданию и

итог урока

Приложение 2

В каждой из приведённых групп терминов один термин является «лишним». Найдите его и подчеркните. Объясните своё решение.

  1. Драйвер, принтер, монитор, звуковые колонки, плоттер.
  2.  CD – ROM, графопостроитель, жёсткий диск, ОЗУ.
  3. Сканер, тачпад, клавиатура, джойстик, ПЗУ
  4. Таблица, диаграмма, текст, число, схема, рисунок, камера.
  5. Манипулятор «мышь», видеокарта, ПЗУ, звуковая карта

Приложение 3

D:\уроки информатики для 56 бит\мат пл.jpg                 D:\уроки информатики для 56 бит\блок питания.jpg             

                               D:\уроки информатики для 56 бит\дисковод.jpg                            D:\уроки информатики для 56 бит\видеок.jpg       

D:\уроки информатики для 56 бит\жесткий диск.jpg         D:\уроки информатики для 56 бит\звук карта.png

D:\уроки информатики для 56 бит\опер память.jpg             D:\уроки информатики для 56 бит\сетевая карта.jpg           

          D:\уроки информатики для 56 бит\ц проц.jpg

Приложение 4

Материнская (системная) плата.

Без неё компьютер работать не будет, т.к. она служит для объединения всех компонентов и передачи данных между ними.

Управлением данных занимается специальная микросхема, находящаяся на материнской плате, которая называется чипсет. Существует несколько производителей системной платы: фирмы – Intel, VIA, nVidia. Часто на материнской плате встроены звуковая и видеокарта (но не подходит для работы с графикой и игр, но хороши для работы в офисе).

Центральный поцессор.

Основное устройство, которое обрабатывает любую информацию, является центральный процессор (или процессор). Он представляет собой Большую микросхему, но не в плане размеров. Процессор обрабатывает информацию в цифровом компьютерном коде в форме последовательности 0 и 1. Сегодня различают 2 вида процессоров: Intel и АМД.

Основные характеристики процессоров:

  • Тактовая частота (количество операций в единицу времени), измеряется в Мгц, Ггц.
  • разрядность.

Совтеменные процессоры выделяют очень много тепла, п.э. для их охлаждения используют специальные вентиляторы, которые называют кулерами.

Видеокарта.

Служит для вывода изображения на экран монитора.

Аккумуляторная батарея.

Служит для того, чтобы сохранять некоторые настройки компьютера даже тогда, когда компьютер выключен из розетки питания (например, календарь, часы).

Слоты для модулей оперативной памяти.

Оперативная память играет важную роль. Во время работы компьютера, в ней хранятся текущие данные. Когда мы запускаем какую-нибудь программу, она сначала помещается с жёсткого диска в оперативную память. При выключении компьютера оперативная память очищается.

Блок питания.

Это устройство, предназначенное для обеспечения питания компьютера электрической энергией, при соответствии требованиям её параметров: напряжения, тока, и т. д. путём преобразования энергии других источников питания.

Дисковод для лазерных дисков.

Нужен для того, чтобы читать информацию с лазерных дисков и записывать данные на диски.

Жёсткий диск (винчестер).

Долговременная память компьютера. Основной характеристикой является ёмкость, измеряемая в байтах, Мбайтах, Гбайтах, Терабайтах.

Чтобы узнать характеристики вашего компьютера можно обратиться к свойствам папки Мой компьютер, диспетчера задач или специальным программам.

Внутренняя память компьютера состоит из двух частей: оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) и постоянного запоминающего устройства (ПЗУ).

Оперативная память (ОЗУ), предназначена для хранения информации, изготавливается в виде модулей памяти. Оперативную память можно представить как обширный массив ячеек, в которых хранятся данные и команды в то время, когда компьютер включен. Процессор может обратится к любой ячейки памяти. Важнейшей характеристикой модулей памяти является быстродействие. Модули памяти могут различаться между собой по размеру и количеству контактов, быстродействию, информационной емкостью и т.д.

Может возникнуть вопрос - почему бы не использовать для хранения промежуточных данных жесткий диск, ведь его объем во много раз больше? Это делать нельзя, так как скорость доступа к оперативной памяти у процессора в сотни тысяч раз больше, чем к дисковой.

Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), служит для хранения информации, необходимой для первоначальной загрузки компьютера в момент включения питания. Как очевидно из названия, информация в ПЗУ не зависит от состояния. Раньше содержимое ПЗУ раз и навсегда формировалось на заводе, теперь же современные технологии позволяют в случае необходимости обновлять его даже не извлекая из компьютерной платы.

Звуковой адаптер. Может быть интегрирован в чипсете материнской платы или выполнен как отдельная подключаемая плата, которая называется звуковой картой.

Разъемы звуковой карты выведены на заднюю стенку компьютера. Для воспроизведения звука к ним подключают звуковые колонки или наушники. Отдельный разъем предназначен для подключения микрофона. При наличии специальной программы это позволяет записывать звук. Имеется также разъем (линейный выход) для подключения к внешней звукозаписывающей или звуковоспроизводящей аппаратуре (магнитофонам, усилителям и т.п.).

Сетевая карта (или карта связи по локальной сети) служит для связи компьютеров в пределах одного предприятия, отдела или помещения находящихся на расстоянии не более 150 метров друг от друга. При наличии специальных дополнительных устройств можно организовать связь компьютеров и на большие расстояния

Приложение 5

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

  1. Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторите 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурьте глаза (сосчитайте до 3), откройте глаза и посмотрите вдаль (сосчитайте до 5). Повторите 4-5 раз.
  3. Вытяните правую руку вперед. Следите глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторите 4-5 раз.
  4. Посмотрите на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом переведите взор вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.
  5. В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторите 1-2 раза.

Приложение 6

Сформируйте  словосочетания из двух частей (по одному из каждой колонки), разделите на группы

Лазерный

Информации

Материнская

Оперативная

Адаптер

Центральный

        Питания

Колонки

Диск

Блок

Flash

Память

Принтер

Носитель

Жёсткий

Струйный

Системный

Акустические

Плата

Память

Процессор

Принтер

Накопитель

Блок

Звуковой

Постоянная

Приложение 7

Компьютерный практикум по теме «Персональный компьютер»

Задание 1. Познакомится со свойствами вашего компьютера

Для этого:

  • Вызвать контекстное меню для объекта Мой компьютер;
  • Выбрать пункт Свойства;
  • На вкладке Общие прочитать тип процессора, определить характеристики процессора и оперативной памяти, тип используемой операционной системы
  • Создать документ в MS Word и оформить результат в виде таблицы (свойства компьютера), сохранить в своей папке под именем Свойства ПК

Задание 2. Определить размер жесткого диска, объем занятой и свободной дисковой памяти

Для этого:

  • Открыть объект Мой компьютер (выполнить двойной щелчок ЛКМ)
  • Открыть контекстное меню диска С;
  • Выбрать пункт Свойства
  • Изучить информацию в открывшемся окне;
  • Закрыть окно Свойства (С) и Мой компьютер.
  • Изучить информацию о всех имеющихся дисках на компьютере

Результаты оформить в тетради в виде таблицы:

Название устройства

Основное назначение

Основные характеристики

Значения

Оперативная память

Объем памяти

Винчестер

С:

D:

Объем памяти

(Занято, свободно,

всего)



Предварительный просмотр:

Учитель

Титова Т.Г.

Предмет

Информатика и ИКТ

УМК

Информатика: учебник для 9 класса/ И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русакова, Л.В.Шестакова – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Класс

Тема урока

Этапы решения задач с помощью компьютера

Тип урока

комбинированный урок: повторение, обобщение пройденного материала, изучение и закрепление нового материала

Цель урока

Образовательные. Повторить определение алгоритма, свойства, формы записи, типы, основные структуры алгоритмов. Повторить с учащимися последовательность записи программы линейной структуры на языке Паскаль. Помочь учащимся осуществить переход от сформулированной

задачи к созданию информационной модели, а затем записи программы. Познакомить учащихся с основными этапами решения прикладной задачи с помощью компьютера и научить использовать на практике.

Развивающая. Развивать логику, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою мысль. Развивать внимания и аналитическое мышление. Развивать умение находить общее и различное в поставленных задачах, замечать свои ошибки, делать выводы.

Воспитательная. Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и

дисциплинированность, бережное отношение к своему здоровью. Формирование самостоятельности и ответственности при повторении пройденного и изучении нового материала. Воспитывать чувство ответственности за напарника при работе в группе.

Задачи

1) сформулировать у учащихся навыки решения задач на составление программ с использованием линейных алгоритмов, блок-схем и программ;

2) закрепить у учащихся навыки работы за компьютером и умение обосновывать свою точку зрения.

План урока

  1. Организационный момент (1 минута).
  2. Проверка домашнего задания (1 мин)
  3. Повторение пройденного материала (5 минут).
  4. Постановка проблемной задачи – тема и цель урока (5 мин)
  5. изучение новой темы “Этапы решения задач с помощью компьютера” (10 минут).
  6. Решение задачи в среде программирования PascalАВС, используя этапы решения задач с помощью компьютера (10 минут).
  7. Проверка знаний учащихся (тестирование) (5 минут).
  8. Подведение итогов и анализ работы на уроке (оценки) (5 минут).
  9. Домашнее задание с объяснением (3 минуты).

Ход урока

  1. Организационный момент. 1 минута

Здравствуйте!

Проверка домашнего задания (операторы ввода и вывода): сравните ваши ответы с доской поставьте себе отметки в оценочные листы. 1 минута

Есть ли вопросы по домашнему заданию?

  1. Повторение пройденного материала (на интерактивной доске) 5 минут

В начале урока немного освежим свои знания по теме алгоритм, язык программирования Паскаль. Каждый ответ оцениваете в оценочных листах

  1. найдите соответствие между понятиями в 1 колонке и определениями во 2 колонке. От какого слова произошло название алгоритм? Название “алгоритм” произошло от латинской формы имени среднеазиатского математика аль-Хорезми – Algorithmi

Задание 2. . Рассмотреть рисунки примеров алгоритмов, поставить название алгоритма под рисунком.

Расскажите об основных структурах алгоритмов.

Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой, называется линейным алгоритмом.

В алгоритмической структуре “ветвление” в зависимости от истинности или ложности условия выполняется одна или другая серия команд.

В алгоритмической структуре “цикл” серия команд (тело цикла) выполняется многократно.

  1. Назовите свойства алгоритмов?

Дискретность, результативность, массовость, детерминированность, выполнимость и понятность.

  1. Какие существуют способы записи алгоритмов.

Для записи алгоритмов можно использовать разные способы:

словесный - каждое действие алгоритма описывается словами; графический - действия алгоритмов представлены в виде картинок; табличный - все шаги алгоритма записываются в таблицу;

в виде блок-схемы - описание алгоритма с помощью блок-схем осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками;

программа – алгоритм, записанный на “понятном” компьютеру языке программирования.

6) Что такое программа?

Программа – алгоритм, записанный с помощью языка программирования

Задание 3. Составить из готовых блоков структуру программы на языке программирования паскаль

  1. постановка цели и темы урока, изучение новой темы 10 минут

Человек использует компьютер для решения самых разнообразных информационных задач: работа с текстами, создание графических изображений, получение справки из базы данных, табличные расчеты, решение математических задач, расчет технических конструкций и многое другое. Существует ли общая технология решения задач на компьютере, как вы думаете?

Цель нашего урока: Разработать основные этапы решения задачи на компьютере

Запишем тему нашего урока: этапы решения задачи на компьютере

  1. как вы думаете каким будет начальный этап, первый этап решения любой задачи?

- постановка задачи – поставить на схеме интерактивной доски

I. Постановка задачи.

Этот этап играет исключительно важную роль. При неправильно поставленной задаче вся работа может пойти впустую или, что еще хуже, можно получить в корне неправильный результат, совершенно об этом не подозревая.

На этапе постановки задачи должно быть четко определено, что дано, и что требуется найти. Так, если задача конкретная, то под постановкой задачи понимают ответ на два вопроса: какие исходные данные известны и что требуется определить. Если задача обобщенная, то при постановке задачи понадобится еще ответ на третий вопрос: какие данные допустимы. Таким образом, постановка задачи включает в себя следующие моменты: сбор информации о задаче;

формулировку условия задачи; определение конечных целей решения задачи; определение формы выдачи результатов; описание данных (их типов, диапазонов величин, структуры и т.п.).

Практика: Описать данный этап для нашего примера

2 этап - формализация

Физминутка на слайде гимнастика для глаз, массаж

  1. Решение задачи в среде программирования PascalАВС, используя этапы решения задач с помощью компьютера. 10 минут
  2. Проверка знаний учащихся (тестирование). 5 минут

6. Подведение итогов и анализ работы на уроке (оценки). 3 минуты

по итогам оценочных листов выставляются отметки каждому учащемуся за урок.

7. Домашнее задание с объяснением. Задача № 11,12 стр 189

А вы знаете что программисты на этапе отладки и тестирования, когда не могут найти ошибку в программе используют метод утенка? Знаете, что это за метод? Об этом мы поговорим на

следующем уроке.

Спасибо за работу, до свидания.

Приложение №2

Задача 1

Известны плотность и геометрические размеры цилиндрического слитка, полученного в металлургической лаборатории. Найти объем, массу и площадь основания слитка.

Задача 2

Разведывательный дозор в составе двух человек подошел к реке. Мост был разрушен, а река слишком глубока и широка, чтобы переправиться через нее вброд или вплавь. К счастью, около берега в маленькой лодке проплывали два мальчика.

Как переправиться на этой лодке через реку, если она может выдержать либо одного взрослого, либо двух мальчиков?

Этап

Результат

1. Постановка задачи

Словесная информационная

модель

2. Формализация

Математическая модель

3. Алгоритмизация

Алгоритм

4. Программирование

Программа

5. Отладка и тестирование

Уточнение модели, получение

результата

𝑆𝑢𝑚𝑚𝑎 = (𝑎 * 𝑏) * 𝑟𝑎𝑠𝑜𝑑 * 𝑠𝑡𝑜i𝑚𝑜𝑠𝑡

𝑣𝑒𝑠

Пример 3                у=(b2-ас):(а+с).

ПРИМЕР 4.   Зная длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и периметр треугольника.

Пусть a, b, c - длины сторон треугольника. Необходимо найти S - площадь треугольника, P - периметр.

Для нахождения площади можно воспользоваться формулой Герона: где r - полупериметр.

Входные данные: a, b, c.

Выходные данные: S, P.

Рис. 1.7. Алгоритм примера 1.1

Внимание!!! В этих блоках знак "=" означает не математическое равенство, а операцию присваивания. Переменной, стоящей слева от оператора, присваивается значение, указанное справа. Причем это значение может быть уже определено или его необходимо вычислить с помощью выражения. Например, операция r = (a+b+c)/2 - имеет смысл (переменной r присвоить значение r=(a+b+c)/2), а выражение (a+b+c)/2=r - бессмыслица.

ПРИМЕР 5

Известны плотность и геометрические размеры цилиндрического слитка, полученного в металлургической лаборатории. Найти объем, массу и площадь основания слитка.

Входные данные: R - радиус основания цилиндра, h - высота цилиндра, ρ- плотность материала слитка.

Выходные данные: m - масса слитка, V - объем, S - площадь основания. Блок-схема представлена на рис. 1.8.

Рис. 1.8. Алгоритм примера 1.2

ПРИМЕР 6. Заданы длины двух катетов в прямоугольном треугольнике. Найти длину гипотенузы, площадь треугольника и величину его углов.

Входные данные: a, b - длины катетов.

Выходные данные: с - длина гипотенузы, S - площадь треугольника, α, β - углы. Блок-схема представлена на рис.1.9.

Рис. 1.9 Алгоритм примера 1.3