Физическое развитие

Загуменная Александра Сергеевна

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие педагога-психолога и инструктора по физической культуре «Мы вместе»

Автор: Загуменная Александра Сергеевна

Организация: МКДОУБГО Детский сад №20 комбинированного вида

Населенный пункт: г. Борисоглебск

Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе

Задачи:

- познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе;

- вспомнить правила доброжелательного поведения;
- формировать ценностное отношение ребенка к себе и окружающим людям;
- расширить и обобщить знания детей о понятиях «друг», «дружба»;

- развивать интерес к совместным двигательным упражнениям;

- развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве;

- развивать у детей умение общаться через коммуникативные и подвижные игры, работать в команде, быть активными и эмоционально отзывчивыми.

Материалы: карточки с сказочными героями, музыкальные композиции, карточки – схемы, карточки с числами, картинки, клей, ватман и мягкий модуль.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Физинструктор: Здравствуйте, ребята, мы рады приветствовать вас!

Начинаем наше занятие с ходьбы в колонне по одному, с изменением направления по сигналу. (Под редкие удары в бубен дети двигаются подскоками врассыпную. На не прерывающийся звон бубна двигаются по кругу боковым галопом, взявшись за руки.)

  1. Музыкально – ритмическая композиция «Дружба»

Физинструктор: Ребята, давайте вспомним композицию «Дружба» и потанцуем (дети выполняют движения по разработке педагога под музыкальное сопровождение группы «Барбарики»).

Психолог: Ребята, какая замечательная песня о дружбе, а вы знаете, что такое дружба? Как вы думаете, что такое дружба? Есть ли у вас друзья? Для чего нам нужны друзья? Каким должен быть настоящий друг? С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется? (ответы детей)

Психолог: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Друзья – это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба – это когда, умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить. Поднимите руки те, у кого есть друзья. (дети поднимают руки).

  1. Упражнение «Поздороваемся по кругу»

Психолог: А вы ребята дружные? А давайте сейчас это проверим! Представьте ситуацию, утро детский сад, вы встречаете друг друга и что???? (ответы детей) Подводим к тому, что здороваются друг с другом.

Давайте вспомним, как вы здороваетесь? (дети приводят примеры: пожатие руки, обнять, пожелать доброго дня и т.д.).

Мы предлагаем вам по очереди, по кругу поздороваться с вашим соседом, это можно сделать любым способом, очень хорошо, если вы не только поздороваетесь, но и ласково обратитесь, назовете ласково по имени или ласковым словом. Давайте начну первая я.

Молодцы! Очень приятно каждому человеку услышать добрые слова в свой адрес.

  1. Игра «Выполнение перестроения в движении» (с использованием карточек – схем)

Физинструктор: Вы – дружные ребята, у вас вместе всё получается, давайте поиграем! Я буду вам показывать карточку-схему, а вы должны выполнить задание:

Тропинка – дети выполняют движение «змейка», взявшись за руки.

Река – дети встают парами, поднимают руки вверх, сделав ворота, каждая последняя пара проходит сквозь ворота и становится первой и т.д.

Солнце – дети перестраиваются в маленький круг, левую руку кладут на плечо впередистоящего ребенка, правую отводят в сторону и выполняют движение по кругу.

Проблемно-поисковая ситуация

В конце игры вносится новая карточка – «две галочки рядом». Детям предлагается подумать, какое упражнение можно выполнить, опираясь на изображение карточки. Если дети не справляются с заданием, подсказать выполнение (проводится

игра – бег парами, взявшись за руки, выполняя свободной рукой синхронные взмахи, в конце игры дети остаются в паре).

  1. Упражнение «Сделай как я»

Психолог: Ребята, а у меня для вас тоже есть игра. Очень веселая, я вам расскажу правила. В каждой паре один участник придумывает разные движения и изображает их. Другой участник - повторяет. Он должен в точности отразить движения первого. Затем вы меняетесь местами. Давайте с вами поиграем.

  1. Упражнение «Выполнить фигуру по заданию»

Физинструктор: Ребята, а я вам предлагаю убедиться в том, что в настоящей команде, когда все делаешь сообща, все получается намного лучше. Давайте разделимся на две команды. Я назову слово, а вы посовещавшись в своих командах, должны будете показать это слово, т.е. выполнить фигуру. Примерные слова – задания: дом, цветок, скамейка, снежинка…

  1. Игра «Хорошо – плохо»

Психолог: А знаете, мне все-таки хочется увидеть, на самом деле вы знаете, как дружить и умеете ли вы дружить! Я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо». Слушаем правила игры. Я буду говорить о поступках людей. Если поступок хороший — хлопайте в ладоши, если плохой – топайте ногами. Вы готовы? Тогда начнём! (ссориться, помогать другим, драться отбирать игрушки, мириться, здороваться при встрече, хвастаться и др.)

Молодцы, вы знаете, как нужно себя вести с друзьями.

  1. Игра «Сказочные друзья»

Психолог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам еще одну интересную игру. Я предложу каждому из вас выбрать по одной карточке, на которой изображены картинки персонажей из разных сказок и мультфильмов. Все они с разными характерами и совершали разные поступки. А задание будет следующее: показать свою карточку и ответить, почему бы вы хотели/не хотели дружить с этим сказочным героем, который вам попался.

Психолог раздаёт по одной картинке детям. По цепочке дети презентуют свою карточку остальным и отвечают на вопрос, объясняя свой выбор.

Психолог: Со злыми, вредными, жадными персонажами сказок, конечно, никто дружить не захотел. Ведь для того чтобы с нами хотели дружить, нужно обладать хорошими качествами характера. Какими ребята? (ответы детей)

Психолог: Верно! Быть добрыми, веселыми, честными, готовыми прийти на помощь. Все мы с вами разные, чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаемся.

  1. Игра «Найди себе друга» (муз. Пугачевой)

Физинструктор: Молодцы, давайте поиграем в другую игру

По инструкции инструктора (числовая карточка) дети выполняют перестроение в круг в соответствии с показанной цифрой.

  1. Практическая деятельность «Коллаж»

Психолог: Ребята, посмотрите на картинки внимательно и подумайте, какая картинка подходит к вам, когда вы приходите в детский сад, когда вы находитесь в своей группе. Возьмите эту картинку. Теперь давайте ее приклеим на лист.

Дети выполняют задания. (Можно спросить ребенка почему он выбрал именно эту картинку)

- Смотрите, какая замечательная у нас получилась работа. Как мы ее назовем? (ответы детей)

  1. Конструктивная деятельность «Мой детский сад»

Физинструктор: Ребята, а теперь давайте все вместе построим наш любимый дружный детский сад. (Детям дается задание – выполнить постройку детского сада из мягкого модуля.) До начала работы можно рассмотреть картинки и принять решение: строить постройку самостоятельно или по образцу карточки.

  1. Ритуал окончания занятия «Передай тепло»

Психолог: Я вам предлагаю встать вокруг нашей постройки, взяться за руки и по кругу передать тепло, рукопожатием руки соседа справа с закрытыми глазами. Первая начну я, закройте глаза (проводится упражнение).

Я чувствую, что тепла стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своего тепла. Пусть же оно вас не покинет и греет весь день. До свидания (дети прощаются, уходят).



Предварительный просмотр:

Интегрированное НОД педагога-психолога и инструктора по физической культуре «Сказочный круиз»

Место проведения: физкультурный зал. Возраст детей: 6-7 лет.
Педагогическая ценность:
Данный материал будет полезен для педагогов-психологов, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. Использование данного материала полезно для сплочения детского коллектива, развитие творческих способностей детей. Способствует формированию дружеских взаимоотношений в группе.
Как показывает практика именно такие интегрированные занятия, где на первое место выходит выразительность детей, их совместное творчество, очень нравятся детям. Совместная деятельность в таких мероприятиях специалистов ДОУ и использование современного мультимедийного оборудования приводят к улучшенным результатам в достижении цели и решении задач, перечисленных далее.
Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе.
Задачи:
- познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе;
- вспомнить правила доброжелательного поведения;
- формировать ценностное отношение ребенка к себе и окружающим людям;
- расширить и обобщить знания детей о понятиях «друг», «дружба»;
- развивать интерес к совместным двигательным упражнениям;
- развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве;
- развивать у детей умение общаться через коммуникативные и подвижные игры, работать в команде, быть активными и эмоционально отзывчивыми.

Ход занятия

I. Организационный момент
Инструктор по физической культуре: Здравствуйте, ребята, мы рады приветствовать вас! Начинаем наше занятие с ходьбы в колонне по одному, с изменением направления по свистку.

1. Музыкально - ритмическая разминка «Дружба».
Педагог-психолог: Ребята, какая замечательная песня о дружбе, а вы знаете, что такое дружба? Как вы думаете, что такое дружба? Есть ли у вас друзья? Для чего нам нужны друзья? Каким должен быть настоящий друг? С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется? (ответы детей).
Инструктор по физической культуре: Сегодня мы с вами отправимся в «сказочный круиз».

2.Упражнение « Доброе животное»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Педагог-психолог: Мы с вами одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох- все делают шаг вперед, выдох- шаг назад. Наше животное дышит ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- шаг вперед, стук- шаг назад.

Педагог-психолог: Продолжим путь. Перед нами волшебная река. Вода в ней прозрачная-прозрачная. Сотрите ребята, чтобы пройти на другой берег, нужно пройти по узкому мостику ( ходьба по мягкому бревну)
Инструктор по физической культуре: Давайте продолжим путь дальше. Вдруг в сказочной стране выпал снег, и под ногами у нас пушистый, но холодный снежный ковер. Чтобы не сбиться с пути, мы будем идти след в след, друг за другом. (ходьба по дорожке со следами)

Ребята, смотрите как много снега. Давайте с вами попробуем слепить снежки и поиграть в них.

3. Игра « Бумажные снежки»
Инструктор по физической культуре: Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный снежок Дети делятся на две команды и каждая из них выстраивается в линию так, чтобы расстояние между командами составляло 4 метра.
По команде ведущего дети бросают снежки в сторону противника по команде: « Приготовились! Внимание! Начали!» Услышав команду « Стоп», прекращают бросать снежки. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется снежков меньше.

4. Упражнение «Сделай как я»
В каждой паре один участник придумывает разные движения и изображает их. Другой участник - повторяет. Он должен в точности отразить движения первого. Затем вы меняетесь местами. Давайте с вами поиграем.

5. Упражнение «Изобразить сказочных друзей по карточке.
Инструктор по физической культуре: Ребята, а я вам предлагаю убедиться в том, что в настоящей команде, когда все делаешь сообща, все получается намного лучше. Давайте разделимся на две команды. Я назову название сказочных друзей, а вы, посовещавшись в своих командах, должны будете показать это телом, жестами, мимикой без слов. Примерные названия – задания: «Шрек», «Три кота», «Лунтик и его друзья», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Барбоскины», «Холодное сердце», «Трое из Простоквашино».

Педагог-психолог: Со злыми, вредными, жадными персонажами сказок, конечно, никто дружить не хочет. Ведь для того чтобы с нами хотели дружить, нужно обладать хорошими качествами характера. Какими ребята? (ответы детей)

II Заключительная часть
Звучит спокойная музыка.
Педагог-психолог: После игры с ветерком нужно отдохнуть. Садитесь на ковер, закройте глаза и представьте что в солнечный день садовник посадил в землю семечко (дети присели, сжались в комочек, обхватив колени руками, опустив голову). Поливал, поливал его садовник (один ребенок изображает действия садовника) И семечко стало расти, у него появились маленькие росточки (дети распрямляют туловище, руки поочередно выбрасываются вверх) Росло, росло, радовалось теплому солнышку (улыбка, удовольствие на лице) и, наконец, выросло в прекрасный цветок (дети изображают руками цветок) Вот какой красивый и счастливый (удовольствие и радость на лице)

Дули ветры, цветок качался, шевелил листочками, хмурился, но стоял. (Дети качаются, нахмурив брови, напряжены). Наступила пасмурная дождливая осень. Цветок лег на землю. (Дети ложатся на ковер, кто как хочет).

Но он не погиб, у него появились новые семена, и весной они снова взойдут и вырастут, превратившись в прекрасный цветок. (Дети встают и изображают цветок).



Предварительный просмотр:

                КАРТОТЕКА ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

                                                                 «Драка»

Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Дудочка»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр

.

«Танцующие руки»

Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

                                    « Гусеница»

Цель: Игра учит доверию.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

                                              «Волшебный стул»

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

                                     « Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.        

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человекаДети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Этюды на расслабление мышц

«Штанга 1»

Цель: Расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Сосулька»

Цель: Расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь упадет.(В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось

«Шалтай-болтай»

Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне.

 (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз».

«Винт»

Цель: Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

                                           «Насос и мяч»

Цель: Расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

 

                                                «Вот он какой»

Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме о  хорошо известном ему предмете. Он        воспроизводит отчетливые жесты. Характерные

предметы: маленький, большой, крупный, короткий,  длинный.

                                       «Поссорились 2 петуха»

Двое детей сцепляют за спиной пальцы рук, становятся на одну ногу, пока звучит  музыка, подпрыгивая, пытаются наскочить друг на друга резкими движениями вперед.

                                         «В магазине зеркал»

В магазине стояло много больших зеркал, туда вошел человек, на плече у него была обезьяна. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьяны и   стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей из зеркал, погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой, что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли.

                       «Король- боровик  не в духе»

Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует  согласно тексту:

Шел король боровик   

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король не в духе –

Короля покусали мухи.

                                 «Повтори за мной»

Дети стоят около стола, ведущий предлагает по одному  ребенку прохлопать все, что ему простучал ведущий(Ритмический контур фразы).

Оценив, дети поднимают палец вверх или вниз, если

не понравилось.                                                                                                                         Фразы должны быть короткими и ясными.

                                       «Джунгли»

Дети выбирают самостоятельно животное джунглей и выразительно изображают его  Затем все вместе рассказывают, каких животных встретили и как догадались, кто это.

   

                      «Люблю – не люблю»

Педагог называет разнообразную еду, а дети

реагируют мимикой.

               «Прочитай письмо»

Почтальон приносит письмо    (изображена мимическая рожица). Ребенок должен рассказать, что может быть написано в письме (грусть, удивление, радость

                              «Курочка»

Вышла курочка-хохлатка

 С нею желтые ребятки.

Квохчет курица: «Ко - Ко. Не ходите далеко».

Но пошли они к дорожке,  Где сидит и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

                  «Пчёлка»

Села пчелка на цветок, Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар 

Что ты ищешь там?

Нектар. – А тебе не надоело, не наскучило искать

Нет, тому, кто занят делом,  Просто некогда скучать.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

                            «Уморилась» 

(Дети выполняют по частям)

1.Солнце желтым косяком улеглось на лавке. Я сегодня

босиком  пробегу по травке. Я видала, как растут

острые травинки.  Я видала, как растут синие барвинки.

2. Я слыхала, как в пруду квакала лягушка.                                                                        Я слыхала,как в саду  плакала кукушка.

3. Я видала гусака у цветочной грядки.                                                                               Он большого  червяка расклевал у кадки.



Предварительный просмотр:

Использование элементов Су джок терапии в деятельности педагога — психолога.

Деятельность педагога—психолога в ДОУ прежде всего направлена на охрану и укрепление психического здоровья детей. Наиболее эффективным средством решения этой важной задачи есть применение здоровье сберегающих технологий. Одной из наиболее интересных, и вызывающих яркий эмоциональный отклик у детей, является Су джок терапия.

Су джок терапия известна давно и зарекомендовала себя как одна из самых лучших в системе самооздоровления, где самомассаж биоэнергетических активных точек на кистях рук и ног оказывает лечебных эффект на организм человека. («Су» по-корейски - кисть, «джок» - стопа).

На ООД мы с детьми используем Су джок - стимуляторы в виде шариков разного цвета в комплекте с массажными металлическими колечками. Выполняя игровые упражнения с Су джок - стимуляторами, дети повторяют небольшие стихотворные тексты и контролируют выполнение самомассажа. Шариком мы стимулируем точки на ладонях, а массажные колечки надеваем на пальчики, стимулируя точки, труднодоступные для шариков.

Сравнение результатов ребят до и после использования на ООД Су джок стимуляторов показывает, что их применение не только улучшает мелкую моторику пальцев рук, но и повышает работоспособность детей в физическом и умственном плане.

 Для противопоказаний к использованию Су Джок - стимуляторов нет, поэтому и навредить себе ребенок таким образом не может.


Примеры игровых упражнений с Су джок стимуляторами:
1. «Мячик на ладошке» (дети выполняют действия сопровождая их словами).
Я мячом круги катаю,
По руке его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

2. «Волшебное колечко» (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый смелый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Ребятам очень нравятся такие игры, как:

- «Самый внимательный» – педагог предлагает ребенку разные задания, которые нужно выполнить без ошибок: взять мячик в правую (или левую) руку, надеть колечко на мизинец (или любой другой палец), покатать шарик по столу, подбросить его или накрыть ладошкой.

- «Шестое чувство» – ребенку нужно правильно назвать пальчик, на который надето колечко. Игру проводят с закрытыми глазами.

- «Один – много» – взрослый перекатывает шарик су-джок ребенку и называет любой предмет. Ребёнок должен поймать мячик и отправить его обратно, назвав слово во множественном числе.

Знания, полученные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка, так как при их усвоении одновременно работают слуховые, зрительные и тактильные анализаторы.

Это лишь некоторые игровые приемы использования элементов Су джок терапии. Данную технику можно использовать в любое удобное время как в режимных моментах, так и на прогулке. Их можно использовать как индивидуально, так и с подгруппой детей. Эти упражнения создают положительный эмоциональный настрой, интерес к ООД, благотворно влияют на развитие двигательной сферы.



Предварительный просмотр:

Картотека заданий для релаксации

Подготовила: педагог-психолог

Загуменная А.С.

Борисоглебск 2022


РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

                                                       "Улыбнись"
    Дети ложатся на ковер. Закрывают глаза. « Кто сегодня быстро бегал, прыгал и скакал. Тот, конечно, не устал, но устала голова, Думать ей всегда пора. Надо просто полежать, вспомнить солнце, море. Посмотреть внутрь себя и звездочку увидеть, рядом с луною. Вот она блестит и улыбается. И от луны зажигается. Если это увидел ты. Глазки открой, посмотри на друзей, улыбнись. 

                                                       "Слон"

     Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

                                                     "Бубенчик"

     Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

"Летний денек"

     Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: 

  - Я на солнышке лежу,

 Но на солнце не гляжу.

 Глазки закрываем, глазки отдыхают. 

 Солнце гладит наши лица, 

 Пусть нам сон хороший снится. 

 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом! 

 Прогуляться вышел гром. 

 Гремит гром, как барабан.

 

"Тишина"

- Тише, тише, тишина!  Разговаривать нельзя! 

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать

 И тихонько будем спать.

"Кукушка"
    Дети лежат на ковре, с закрытыми глазами. «Тихо, тихо стало вдруг. Солнышко уснуло. Одуванчик спит давно, и кузнечик тоже. А кукушке все равно, спать она не может. Все ку-ку-ку-ку, за окошком вторит. Отдохну и я немножко, а теперь взгляну в окошко.

                                                    "Дружные дети"
     Дети лежат на ковре. «Дружные дети в нашем саду, очень я их успокоить хочу. Глазки закройте друзья и представьте. Озеро, лебеди, небо прекрасное. Ну а теперь вы представьте волну. Вот окатить ею вас я хочу. Страшно? Нисколько. Еще полежите. Ну, а теперь все дружно глаза отворите».

                                                            "Берег"
      Дети стоят на ковре и смотрят на ведущего. « Стойте рядом, стойте вместе. Берег здесь, а вы на месте. А теперь глаза закройте. И попробуйте, так стойте»

"Желание"
    Дети лежат на ковре лицом вверх. На потолке звезды. « Глазки смотрят на небо прекрасное. Видите сколько звезд на небе ясном. Можно их сосчитать, а можно выбрать одну. И желанье свое загадать. Раз, два, три желание звездочка мое прими!»

"Рыбки"
     Дети сидят и смотрят на панно «Рыбы в море». «Море волнуется, море волниться. Очень уж хочется с небом сразиться. Рыбки плывут все и без остановки. Глазки закрой и следом плыви. Глазки открой и эту же рыбку найди».

 

                                               "Цветы на поляне"
   Дети лежат на животе и смотрят на панно «Цветы на поляне» « Цветы на поляне дружно стоят. Цветы здесь опять ожидают ребят. Я сделаю шаг и остановку. Подумаю, так ли ступаю я ловко. А вес мне цветы кивают. Давай ложись на полянку и отдыхай. Я глазки закрою и снова в пути. Цветы и цветы - я иду по росе»

                                                        "Дождик"
     Дети лежат на ковре, на животе с начала с открытыми глазами. «Дождик – кап-кап по крыше. Вот уже его не слышно. Глазки закрываются, с солнышком встречаются. Вижу солнце вдалеке и кораблик на реке. Дождик вдруг полил рекой, зонтик я открыл большой. Дождик убегает, глазки открываю».

                                                          "Отдых"
    Дети лежат на ковре с закрытыми глазами. « Птицы поют с утра и до вечера. Слушать люблю, когда делать мне нечего. Вот и сейчас поют, и поют. Я отдыхаю и думаю тут. Вырасту, стану большим, умным, красивым таким. Просто надо уметь отдыхать. А то можно быстро устать. Если глаза работали, подумай отдохнуть охота ли им».

 

                                                    "Игрушки"
1. «Петрушка »: все тело мягкое, тряпичное, расслабленное(15-20 сек).
2.« Буратино»: все тело напряженное, твердое деревянное ( 10-15сек)
3. Снова «Петрушка»

РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

Упражнения на расслабление мышц лица:

                                               "Рот на замочке"

     Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: 

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). 

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

                                             "Злюка успокоилась"

     Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот,зевнуть: 
- А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. 

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). 

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело, 

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, 

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

 

Упражнения на расслабление мышц шеи:

                                         "Любопытная Варвара"

     Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

 Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

     Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

 А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! 

Возвращается обратно – расслабление приятно!

     Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем

вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

 Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

 

Упражнения на расслабление мышц рук:

                                                       "Лимон"

     Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: 

 - Я возьму в ладонь лимон. 

 Чувствую, что круглый он.

 Я его слегка сжимаю – 

 Сок лимонный выжимаю.

 Все в порядке, сок готов.

 Я лимон бросаю, руку расслабляю.

        Выполнить это же упражнение левой рукой.

                                                   "Пара"

          (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук). 

     Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется. 
“Вибрация”.
       - Какой сегодня чудный день! 

        Прогоним мы тоску и лень. 

        Руками потрясли.

        Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног:

                                                        "Палуба"

     Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

        - Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

        Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

 

Упражнения на расслабление всего организма:

                                                 "Снежная баба"

     Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

                                                     "Птички" 

     Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

 

                                         "Замедленное движение"

     Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку: 

-  Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. 

 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. 

 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

 Замедляется движенье, исчезает напряженье. 

 И становится понятно – расслабление приятно!

                           «Потянулись – сломались»

Встать прямо. На вдохе сильно потянуться вверх, вытягивая руки, напрягая тело. Постепенно выдохнуть воздух и расслабить тело. Сначала расслабить кисти рук, затем – в локтях, потом полностью (руки упали вниз).

Расслабить шею (голова опускается на грудь). Расслабить мышцы спины и согнуться пополам. Туловище расслабилось и обвисло.

Расслабить колени и мягко упасть на пол. Полежать так.

                                         «Левое и правое»

     Левая рука напряжена, правая расслаблена; правая рука напряжена, левая расслаблена. Левая нога напряжена, правая расслаблена; правая нога напряжена, левая расслаблена. Зажмурить правый глаз, левым нарисовать три круга по часовой стрелке, три круга – против. Зажмурить левый глаз, правым нарисовать три круга против часовой стрелки, три – по часовой стрелке. 

РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

                                      “Воздушные шарики”

     Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

                                               “Облака”

     Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

                                                 “Лентяи”

     Сегодня мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

                                                 “Водопад”

     Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

“Спящий котёнок”

     Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

“Шишки”

     Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

“Холодно – жарко”

     Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

“Солнышко и тучка”

     Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

“Драгоценность”

     Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

“Игра с песком”

     Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

“Муравей”

     Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

“Улыбка”

     Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

                                                “Солнечный зайчик”

      Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить2-3раза).
                                                       “Пчелка”
    Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).
                                                        “Бабочка”
    Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
                                                        
“Качели”
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

 К ШКОЛЕ ГРУППЫ.

                                                   "Драка"

     Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. 

     "Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!" Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. 

                                  "Воздушный шарик" 

     Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу.

     Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза. 

                                    "Корабль и ветер" 

     Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали. 

     "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!"Упражнение можно повторить 3 раза. 

                                 "Подарок под елкой" 

     Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. 
    "Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь".После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто, о чем мечтает. 

                                          "Дудочка" 

     Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. 

     "Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!" Все перечисленные упражнения можно выполнять в группе, сидя или стоя за столами. 

                                            " Цветок "

     Цели: снятие психоэмоционального напряжения.   

     Под спокойную  расслабляющую музыку покажите ребёнку фотографии различных цветов, если есть комнатные цветы – пусть он подойдёт к ним, потрогает листочки. Можете предложить полить цветы. Спросите, какой цветок ему понравился больше всего? Каким бы цветком он хотел стать? Затем скажите:

«Ты выбрал замечательный цветочек! И сейчас ты можешь превратиться в него. Давай попробуем!   Сядь на корточки, опустите голову и руки. Представь, что ты маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представил? Отлично! Теперь теплый-тёплый луч солнца достиг земли и согрел тебя. Тогда проклюнулся росток. И вот, из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стал расти ты! Начинай медленно вставать. Расти-расти…и вот ты уже какой большой! Теперь разведите руки в стороны. Ты нежишься на солнышке, подставляешь теплу и свету каждый лепесток. Улыбнись, приподними подбородок, представьте, что ты смотришь на солнышко, медленно поворачивай голову вправо-влево. Тебе спокойно, приятно. Тебе очень  хорошо.  Теперь соедини свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок – подуй на свои ладони. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуй на ладони всё сильней и сильней! Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрей своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться.  Начинай медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнись ему.

Примечание:  По завершению упражнения можно предложить ребёнку нарисовать цветок, которым он был, и придумать про него историю.

                                                   "Буря на море"

     Цель: расслабить мышцы тела, рук, развивать пластику. 

     Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями и прячутся на берегу.

                                                        "Гроза" 

     Цель: расслабить мышцы рук и ног, развивать пластику. 

    Дети становятся в круг. Воспитатель говорит детям, что пред грозой обычно очень тихо, и просит детей замереть. Затем слышатся отдаленные тихие звуки: дети трут ладошку о ладошку. Звуки постепенно усиливаются: дети хлопают в ладоши, вначале тихо, потом громче. Вот уже слышна гроза: дети топают ногами. Гроза в разгаре: дети громко топают ногами и хлопают в ладоши. Но вот гроза начинает убывать: все движения в обратном порядке.

                                               "Водопад" 

     Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. 

     "Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. 
А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). 
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза". После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.  

                                         "Танцующие руки"

      Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. 

     "Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2-3 минуты).

                 

"Слепой танец" (Игра проводится под музыку).

     Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения. 

     "Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку". В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению. 
                                                   
"Буря на море"

     Цель: расслабить мышцы тела, рук, развивать пластику. 

     Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями и прячутся на берегу.

                                                        "Гроза" 

     Цель: расслабить мышцы рук и ног, развивать пластику. 

    Дети становятся в круг. Воспитатель говорит детям, что пред грозой обычно очень тихо, и просит детей замереть. Затем слышатся отдаленные тихие звуки: дети трут ладошку о ладошку. Звуки постепенно усиливаются: дети хлопают в ладоши, вначале тихо, потом громче. Вот уже слышна гроза: дети топают ногами. Гроза в разгаре: дети громко топают ногами и хлопают в ладоши. Но вот гроза начинает убывать: все движения в обратном порядке.

«Дерево»

   Стоя или сидя за столом, ноги поставьте вместе, стопы должны быть прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойный вдох и выдох, успокойте дыхание и плавно поднимите руки вверх. Держите их на уровне ушей, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Внимание сосредоточьте на позвоночнике. Дыхание произвольное, спокойное. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Держите позу 15-20 секунд. Затем плавно опустите руки и расслабьтесь, сделав два-три спокойных вдоха и выдоха, удлиняя выдох.

«Божественная лоза»

     Выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведя руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание произвольное, спокойное. Удерживайте позу 20 — 30 секунд. Затем медленно вернитесь в исходное положение. Погладьте запястья, снимите с них напряжение, встряхните кистями и спокойно подышите. Само название позы говорит о ее красоте. Ваша спина становится ровной, мышцы крепкими, руки гибкими. Вам дышится легко и свободно. Грудная клетка раскрылась, ушло напряжение, сердце работает равномерно.

     Если дети, сидя за столом во время объяснения воспитателя, заменят традиционное складывание рук (хотя бы иногда) на эту позу, то их спина всегда будет прямой.

«Лебедь»
         Сядьте так, чтобы спина касалась спинки стула, или встаньте прямо. Руки опустите, плечи отведите назад. Руки за спиной возьмите в замок и медленно поднимайте их вверх, не наклоняя туловища. Обратите внимание на область между лопатками, почувствуйте тепло между ними и плавно опустите руки. Отдохните, сделав несколько спокойных вдохов и выдохов.

     Это упражнение помогает снять напряжение в спине, укрепляет мышцы спины, улучшает кровообращение в позвоночнике и подвижность в плечевых уставах. Заметьте, когда вы долго сидите, вам невольно хочется оттянуть руки назад, сам организм просит об этом. Так помогите ему.

«Перекрест»
    Встаньте или сядьте прямо. Правую руку с силой вытяните вверх, левую опустите вниз. Затем правую руку опускаете по позвоночнику вниз, ладонью к позвоночнику. Левая рука развернута тыльной стороной к спине так, чтобы средний палец коснулся позвоночника, и тянется к правой руке. Постарайтесь сцепить пальцы в замок. Голову держите ровно, поднятый вверх локоть прижмите к голове. Удерживайте это положение 10-15 секунд. Затем опустите руки и отдохните. Повторяйте упражнение, меняя положение рук.

      Это упражнение полезно не только для укрепления позвоночника, оно улучшает его состояние при искривлении и других нарушениях осанки. Если позвоночник искривлен вправо — дольше удерживайте снизу правую руку, если влево — левую. Поза перекреста позволяет восстановить мышцы плеча при их атрофии, помогает регулировать кровяное давление, полезна при бессоннице.

«Скручивание»

     Сядьте на стул боком к спинке, ноги вместе. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе скручивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудная клетка стала параллельна спинке стула (голову можно поворачивать в любую сторону). Оставайтесь в этом положении 5-10 секунд. Сосредоточьте внимание на позвоночнике. Вернитесь в исходное положение, сделайте несколько вдохов и выдохов и повторите упражнение с поворотом в другую сторону, поменяв исходное положение на стуле.


    Это упражнение помогает снять напряжение спинных мышц, укрепляет плечевой пояс, улучшает кровоснабжение позвоночника и снимает умственную усталость. Сосредоточив внимание на дыхании, вы поможете расслаблению мышц спины и успокоите мозг.