Художественно - эстетическое развитие

Загуменная Александра Сергеевна

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по правополушарному рисованию с детьми старшего возраста «Снегири на ветке»

Занятие подготовила и провела: педагог-психолог Загуменная А.С.

Короткий сеанс рисования позволяет быстро восстановиться и сбросить усталость. Правое полушарие отвечает за «взгляд художника». Воспринимается объем предметов, глубина картины, переходы цветов.

В упражнениях представленных на занятии, предложены техники помогающие дать волю развитию правого полушария, к которым относится:

  • рисование пальцами рук
  • рисование с игнорированием границ листа (холста)

-создание творческой атмосферы с помощью музыки и расслабляющих упражнений.

Согласно методу Бетти Эдвард рисование состоит из 5 базовых навыков, и двух тренировочных.

Базовые навыки:

- Восприятие краёв.

- Восприятие пространства.

- Восприятие соотношений.

- Восприятие света и тени.

- Восприятие целостного образа.

Тренировочные навыки:

- Рисование по памяти.

- Рисование при помощи воображения.

Польза метода правого полушарного рисования:

1. Блокируется работа левого полушария, которое мешает человеку реалистично изобразить тот или иной предмет. Ребенку становится намного легче сначала повторить очертания предмета или момент цветоперехода, при закреплении навыка развивается воображениея.

2. Данная работа это своеобразное путешествие к источнику своих творческих способностей, раскрытие себя как личности в новых тонких чувствах восприятия целостного «Я». Рисование правым полушарием – развивает творческое вдохновение, снятие мышечных зажимов и внутренних отрицательных установок, развивается креативное мышление, а также происходит тонкая синхронизация работы центральной нервной системы и моторики.

3. Правое полушарие «активированное» остается рабочим, развиваясь изменяя и перестраивая весь образ мышления ребенка, оно позволяет внести необходимую долю творчества в жизнь и развитие ребенка, помогает почувствовать расслабленность и гармонию внутреннего мира.

4. Работа правого и левого полушария с помощью занятия по правополушарному рисованию не только раскрывает истинный потенциал ребенка, а так же помогает ему легче усваивать материал, и главное бережет от перегрузки и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.

Используемый метод:

–позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

–дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; –формирует эмоционально

–положительное отношение к самому процессу рисования;

–способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Занятия правополушарным рисованием для ребенка – это не только овладение техникой рисования и создание художественного образа, так же это формирование умения обобщать и передавать знания и впечатления, полученные в процессе творческой деятельности педагогу, родителям, другим детям.

Отличительные особенности занятия.

Занятие составлено с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

  1. «Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, используется художественное слово — потешки, загадки. Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, идёт развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи дошкольников.
  2. «Познавательное развитие». Для рисунков подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка, позволяющие уточнить усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
  3. «Художественно-эстетическое развитие». Использование рисунков в оформлении (выставка) в приемной группе, для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  4. «Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Цель занятия: Создание условий для выявления и развития художественных, коммуникативных, познавательных, творческих способностей детей через методику правополушарного рисования для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи:

Обучающая: Сформировать основные навыки правополушарного рисования:

  • восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и начинается второй)
  • восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета)
  • восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать перспективу и пропорции)

-восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета)

-восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части).

Развивающая:

  • развивать коммуникативные языковые способности в процессе комментированного рисования

-развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Возраст: детей участников данного занятия дети от 5 до 7 лет.

Каждое занятие с ребенком – это маленькая игра, позволяющая детям чувствовать себя более раскованными, смелыми, непосредственными. Занятия способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети не ограничены в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.

Приемы и методы, используемые на занятиях:

  • эмоциональный настрой –использование музыкальных произведений
  • практические упражнения, дидактические игры
  • словесные методы и приемы – беседы, художественное слово, объяснение, пояснение, педагогическая оценка

- наглядные методы и приемы –наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Ожидаемые результаты:

Дети на занятии получат эстетическое удовольствие от процесса и результата рисования;

  • уважительно относятся к работам товарищей, при этом, способны объективно оценивать свою работу
  • общий кругозор воспитанников расширен, т.к. занятия проходят в соответствии с календарно – тематическим планом
  • расширен и обогащен художественный опыт детей
  • сформированы предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом
  • дети уверены в своих силах, не испытывают страха перед рисованием
  • побуждение детей к творческим поискам и решениям

- развитие мелкой моторики рук.

Организация процесса занятия

Процесс занятия делится на 3 части:

  1. вступительная часть — психологический настрой, введение в занятие педагога-психолога с детьми;
  2. руководство специалистом по ИЗО процессом выполнения художественной работы;
  3. заключительная часть — просмотр детских работ.

Материалы: птичка игрушка «Снегирь», картинка «Снегирь», успокаивающая зимняя музыкальное сопровождение, мольберт, бумажный скотч, гуашь белая титановая, гуашь, кисти № 2, 5, 8, листы для рисования А3 и А4, стаканчики с водой, влажные салфетки.

Занятие «Снегири на ветке»

Ход занятия:

1. Приветствие группы:

Педагог-психолог: «Добрый день скажу я Вам – всех рада видеть вас!»

Повернемся к соседу слева, а потом вправо и своим друзьям дружно улыбнемся: «Добрый день – я рад (а) видеть тебя!» (можно помахать рукой)

2. Беседа:

Педагог-психолог: Ребята, а скажите пожалуйста каких птиц мы можем увидеть зимой на улице? А как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать?

- Молодцы! как много птиц вы знаете!

3. Загадка

Педагог-психолог: А чтобы нам узнать… кто к нам придёт в гости послушайте загадку…

Кто сидит в тенистом парке

На рябиновых ветвях?

Красногрудый, в черной шапке,

Сзади крылышки блестят.

Весь напыщенный и важный,

Как из дальних стран визирь.

Знают все, и знает каждый,

Что зовут его… (Снегирь) — Молодцы!

Педагог-психолог: Ребята сегодня именно к нам на занятие хочет прилететь в гости эта самая маленькая птичка Снегирь… но дело в том что она замерзла и боится что мы ее не сможем согреть…Давайте позовем ее к нам в гости и в этом нам помогут наши ручки…

4. Мини — терапевтическая сказка о птице «Снегирь».

Назначение: коррекционная сказка о вежливости в успешном общении с друг другом, доброте, гуманном отношении к природе. Возраст детей 5-7 лет.

Цель: Поддержание интереса детей к познанию природы и представления о птицах.

«Снегирь»

Жил-был Снегирь. Он был очень воспитанный и вежливый.

Наступила зима, а вместе с ней морозы. Вылетел однажды Снегирь из гнезда, чтобы добыть пропитание для своей семьи. Долго летал, пока не увидел рябину. Обрадовался Снегирь: будет вкусный ужин для детей! Собрал ягод, сколько смог, и полетел домой.

Пока Снегирь добывал еду, поднялся сильный колючий ветер. Снегирь преодолел полдороги и замёрз насквозь. Пролетая мимо одного дома, он заметил открытое окно. Из него шёл тёплый воздух. «Вот бы сейчас залететь в окно и немного погреться!» — подумал Снегирь. И приземлился на отлив окна.

Так как Снегирь был очень вежливым, он знал, что в чужой дом без разрешения входить нельзя. «Нужно поздороваться, может быть, кто-то ответит», — подумал Снегирь.

— Здравствуйте, уважаемые жители дома! Разрешите мне войти и немного погреться!

В это время с другой стороны окна за Снегирём следила хитрая Кошка. Она спряталась за большим цветочным горшком. Кошка обрадовалась появлению Снегиря: ей хотелось поймать и съесть его.

— Проходите, пожалуйста! — сказала Кошка из-за горшка.

Снегирь был вежлив, но не глуп. Он заметил торчащий кошачий хвост и понял, в чём дело.

— Простите меня великодушно, я вдруг вспомнил, что меня ждут дома дети. Всего хорошего! — попрощался Снегирь и пулей полетел домой.

Пришёл он домой, накормил семью, поел сам и согрелся. Затем подумал: «Вежливость ещё никому не навредила. А мне сегодня по-настоящему жизнь спасла!»

Хитрая Кошка же свернулась в клубок на подоконнике, с сожалением вздохнула и проговорила:

— Ох уж эти вежливые Снегири!

Автор: Татьяна Нененко

Мини обсуждение педагога-психолога с детьми об общем содержании сказки.

- Что такое вежливость? Это способность уважительно относиться к людям. Соблюдать такт. Не нарушать личные границы. Умение находить компромисс. Готовность выслушать и понять иную точку зрения.

5. Упражнение «Спаси птенца»

Педагог-психолог: «Ребята представьте, что у вас в руках маленький замерзший снегирь, он потерялся… потерял свою маму … и не может согреться. Вытяните руки ладошками вверх – ведь он прилетел к нам за помощью и погреться. А теперь давайте попробуем согреть его, и медленно, по одному пальчику сложим в ладони, спрячем в ладошках снегиря, подышим на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложив ладони к своей груди, подарите снегирю всю доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и Вы увидите, что снегирь радостно взлетел и сел на ветку рябины… и теперь он нашел свою маму и будет греться на веточке рябины под ее крылом, улыбнитесь ему и не грустите, помашите ему ручкой он еще прилетит к вам!» Теперь он чувствует себя хорошо…он с мамой.

6. Специалист по изобразительному искусству:

И конечно мы все с вами сегодня уже поняли, кого же мы будем сегодня рисовать, а рисовать мы с вами будем необычным «волшебным способом».

Специалистом по ИЗО демонстрируется картинка или игрушка «снегирь» и читается стихотворение:

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей.

Прилетели, прилетели,

Стайку встретили метели!

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес.

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.

(А. Прокофьев)

7. Специалист по изобразительному искусству: Ребята а вы знаете, что снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму. Снегирь – красивая, спокойная птица. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щечки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.

8. «Круговой фон»

Теория: показ нового способа создания фона — по спирали.

Практика: самостоятельная работа детей по рисованию зимнего пейзажа, деревьев, снегирей, нанесение светотени, снега на грозди рябины, ветки деревьев.

Специалист по изобразительному искусству: наглядным образом рисует предварительно с детьми фон будущей картины.

Рассматривание рисунка «Снегири на ветке», показ приема рисования снегиря от яркого цветового пятна.

Уточнить у детей форму и части тела птиц, их позу на ветке (сидят, наклонились вниз, подняли голову, клюют ягоды).

9. Физминутка – (когда сохнет фон) «Поймай зимнее слово»

Игру проводит педагог-психолог называя различные слова, дети хлопают в ладоши, когда слышат слово, которое ассоциируется с понятием «Зима», если не подходит, то топают ногами.

Пример: Снег, радуга, бабочка, мороз, снежинка, ветер, Дед Мороз, солнце, дождь, метель, зайчик, лед, санки, море, корабль, лыжи, велосипед, Снегурочка, елка, роса и т.д.

10. Дорисовывание сюжета зимней картины «Снегири на ветке»

11. Итог — Упражнения «Эмоции и чувства» — восприятие цвета

Цель: изучение чувств и эмоций

Время: 2 минуты.

Ход упражнения: дети сидят за своими столами. Дети смотрят на свои получившиеся картины, и делятся о своих чувствах получившихся на картине.

Список эмоций и чувств: радость, гнев, грусть, страх, печаль, смущение, удивление, интерес.

Рефлексия: Обсуждение рисунков.

Что было сложно, а что легко?

Что понравилось в работе?

Что бы хотелось изменить?



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по правополушарному рисованию «Открываем в себе художника!»

Автор: Загуменная А.С., педагог-психолог МКДОУ БГО Детский сад № 20 комбинированного вида
Цель: знакомство педагогов с организационными методическими приемами, которые используются с детьми, в технике правополушарного
рисования.
Задачи:
- Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов педагогической деятельности;
- Совместная отработка методических методов и приёмов, которые используются в работе с детьми;
- Развивать творческий потенциал воспитателей средствами использования технологии правополушарного рисования;
- Оказать помощь участникам мастер- класса в самореализации и в
самосовершенствования.
Предполагаемые результаты для участников мастер- класса:
- познакомятся с методом правополушарного рисования;
- примут участие в обсуждении полученных результатов;
- получат консультации;
- выскажут свои предложения по решению обсуждаемых вопросов.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые члены жюри и все присутствующие в зале!
Что такое правополушарное рисование?
Правополушарное рисование – это система, которая помогает людям менять свою жизнь, раскрывать свои внутренние ресурсы, возможности. Благодаря правополушарному рисованию, человек учится иначе смотреть на привычное и находить новые пути решения своих задач.
Как известно, наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции.
Левое полушарие отвечает за абстрактное и логическое мышление, стереотипы и правила. Оно является доминирующим и контролирует нас и наше поведение. У многих известных лингвистов и математиков левое полушарие также было ведущим. Левое полушарие отвечает за логику, разумный подход, критический взгляд на вещи. Именно здесь «хранятся» все наши правила, стереотипное восприятие и разумный подход. Человек с более развитым левым полушарием,чаще всего, ответственный, рациональный, логичный, принципиальный.

Правое полушарие — пространственно-образное, отвечает за творческие способности, чувства, эмоции и позволяет нестандартно мыслить.

Правое полушарие – это наше творческое восприятие жизни, когда мы мыслим не только фактами, но и образами. Здесь все, что помогает мыслить нестандартно, атакой навык нужен не только людям творческих профессий (художникам, писателям, музыкантам и т.д.). Даже если вы всю жизнь работаете экономистом,развитие именно правого полушария откроет для вас новые возможности, ведь оно отвечает за все то, что делает нашу жизнь яркой, неповторимой и насыщенной.

Если же говорить о детях, то у них мышление нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».

А как обстоят дела у нас, у взрослых людей?
Приглашаю 4 участников для дальнейшей работы: Нарисуйте пожалуйста дом, дерево.

Работа с аудиторией: Пока наши участники рисуют свои рисунки я предлагаю посмотреть на следующий слайд. Я попрошу назвать желающему из зала назвать цвета, которыми написаны слова, происходит столкновение двух полушариев.

Светофор. Ваша задача – как можно быстрее произнести вслух название цвета букв слов, что написаны на этой картинке. Будьте очень внимательны – не путайте слова и цвета их букв. При этом работают оба полушария.
Вывод: Было заметно, что нашему участнику было затруднительно, он пытался назвать цвета – работа правого полушария. Отсюда видно, что правое полушарие менее активно.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/6/2766_e0bce61e57c0aa60c1d52083b35ce4d7.png.jpg


А теперь я попрошу вас просто прочитать слова. В данном случае доминирует левое полушарие, так как нам это более удобнее, привычнее. Нам с вами более удобнее прочитать слова, так как в большинстве случаев у нас доминирует левое полушарие. Левое полушарие “читает“, а правое отслеживает цвет.
Вернемся к нашим участникам, которые рисовали дом. Итак, мы сравним рисунки наших художников.
Что же мы видим? Расскажите свои ощущения, действия при рисовании картинки. ( высказывание участников)

Вывод: Как только вы получили задание вы подумали об этом предмете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа, на листке получится набор геометрических фигуры, из которых, по логике, состоит жилище. То есть мы использовали те шаблоны, стереотипы, которые нам заложены уже с самого детства.

ЛЕВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ.
Таким образом, при левополушарном рисовании используется пошаговая инструкция. Вы четко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится.

При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов.

В результате обычно получается стройный красивый объект.

Левополушарному рисованию, с использованием четких инструкций, учат академические художественные школы и институты.

Там, к примеру, прежде чем рисовать гипсовую голову, изучают схему пропорций лица, а прежде чем изображать животных — знакомятся с их анатомией. Даются теоретические знания в области изображения перспективы, объема, пропорций, тени и света, цветоведения.

ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/6/2766_af18cdfdc7915dacd63f17851ef2fa5d.jpg.jpg


Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы.
Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом.
Можно начать рисовать с любого места: смотреть на объект и копировать его, анализируя местоположение, схожесть (похоже-не похоже, та фигура получается или не та). Рисование ведется от детали к целому.

Термин «правополушарное рисование» появился благодаря американской преподавательнице Бетти Эдвардс. Согласно исследованиям Бетти Эдвардс, чтобы хорошо рисовать, нужно научиться переходить в режим особого правополушарного видения. Основная проблема - сам переход в режим «особого вѝдения». Человек уже умеет рисовать, но старые привычки восприятия мешают этой способности проявиться, блокируют ее.

Упражнение «Двойное вращение» 
Я предлагаю вам занимательный зрительный тест, который позволит проверить, какое полушарие у вас более развито. Сегодня я вам предлагаю тест с двойным вращением.
Напомню, что направление вращения указывает на то, какое полушарие у человека более развито. Вращение по часовой стрелке означает, что у вас работает левое полушарие мозга, против часовой стрелки – правое полушарие.

Если полушария головного мозга у человека развиты гармонично, он легко меняет направление вращения. На этой картинке это выглядит как настоящий танец.

Как правило люди, которые никогда не брали кисточку в руки во взрослом возрасте, сомневаются в своих способностях. Многие верят в самый известный миф — для рисования нужен особый талант с рождения.
«Я не смогу» или «У меня не получится» — распространенные ограничения, которые не дают человеку проявить себя и рисовать красивые картины. Главное — преодолеть страх «нарисовать непохоже»

Сейчас я предлагаю нашим участникам вкратце освоить технику правополушарного рисования. Для этого нам понадобятся следующее Оборудование
- набор гуаши;
- кисти щетина;
- бумага формата А4;
- тряпочки;
- баночки с водой.

Методы и приемы, которыми мы сегодня будем пользоваться
- объяснение сопровождаемое показом;
- выполнение действий с педагогами.
Рассматривания техники рисования-объяснение сопровождаемое показом.

1. Техника «Рисуй быстро»
Взять лист бумаги и попробовать изобразить буквально за 15 минут очень быстро яркую абстрактную картину. Дайте волю внутреннему художнику, не ограничивайте себя ни в чём. Смело и быстро наносите краску на основу: бумагу, картон, холст. Словом, на то, что есть. Если ребёнок выходит за границы листа, нестрашно, не нужно его ругать. Начинающие обычно много времени уделяют деталям. Вначале надо научиться заполнять весь холст большими цветовыми массами. Упражнение нужно, чтобы человек перестал бояться, научился смешивать краски и создавать оттенки, понял,в чем красота живописи.
Ведущий: Пока наши художники рисуют фон. Я предлагаю еще одно упражнение, которое поможет работать вместе.
Работа с залом.
Упражнение «Зеркальное рисование». Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работ всего мозга.

Продолжаем нашу работу! Во время работы можно использовать различные звуки «плям», «Бульк», высовывать язык, тем самым поднимая настроение не только себе, но настроение вашей будущей картине.

Далее мы берем кисточку по тоньше и приступаем к рисованию
- рисуем коричневой или черной краской ствол дерева, работаем снизу вверх
- затем переворачиваем рисунок и дорисовываем веточки потолще и по тоньше, немножко закручивая кисточку
- переворачиваем рисунок и делаем дереву светлую сторону с пмощью желтой гуаши или охры
- рисуем тень дерева, здесь как хотите разместите тень по вашему желанию
- осталось дорисовать листву с помощью кисти, обмакиваем ее в зеленую гуашь, далее добавляем желтый, синий
- можно добавить облака на небо, наносить с помощью пальчиков В данной технике можно рисовать не только кистью, но и можно применять метод «рисование пальчиками», что очень нравится детям. и наша картина готова!
2. Техника «Учись наблюдать»
3. Рисунок "вниз головой"детям даже легче рисовать «вниз головой». И рисунки при этом получаются лучше.
4. Рисунок на экране внутреннего взора "визуализация" Попытка увидеть картинку перед закрытыми глазами эффективно стимулирует правое полушарие, связанные с ним умственные способности.

Главная задача взрослого – не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Не нужно говорить малышу, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Так же нужно навязывать свои символы и свое видение. Малыш часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные. Еще ни один ребенок не рисовал солнце как желтый круг с улыбкой и глазками самостоятельно, пока ему это не показали.

Вывод
Целью занятия правополушарного рисования в том, чтобы:
1. Проявить индивидуальность в любой жизненной ситуации.
2. Научиться полноценно выстраивать творческий процесс в любой сфере знаний.
3. Отключать анализ деятельности.
4. Избавиться от внутренних психологических преград.
5. Обрести внутреннюю гармонию.
6. Раскрыть на 100% свои творческие способности.
7. Стать более внимательным к родным, близким, и окружающему миру.

«Половина мозга лучше, чем ничего, но целый мозг еще лучше»
Хорошо быть и правополушарным и левополушарным человеком, но гораздо лучше, когда оба полушария хорошо и гармонично развиты. Этого и позволяет добиться методика правополушарного рисования. Она помогает стать более раскрепощенными и эмоциональными. Занятия оказывают прекрасный психотерапевтический эффект. Специалисты считают, что правополушарное рисование является новым методом лечения депрессии, гиперактивности, повышенной тревожности без лекарственных препаратов. Эта методика помогает как взрослым, так и детям. Гармонизация работы правого и левого полушарий не только раскроет истинный потенциал ребенка, поможет ему в дальнейшем легче усваивать учебный материал в школе, но и сбережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога:

«Путешествие в страну красок»

Цель: способствовать снижению психоэмоционального напряжения, импульсивности.

Коррекционно - образовательные задачи:

  • способствовать сплочению группы
  • продолжать обучать работе в технике «Эбру»
  • продолжить учить воспитанников использовать «добрые слова»

 Коррекционно - развивающие задачи:

  • развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать)
  • развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь)
  • развивать зрительно-моторную координацию
  • развивать зрительно-пространственную ориентацию
  • развивать элементарные навыки самооценки
  • развивать фантазию и воображение.

Коррекционно — воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Вид занятия: Коррекционно-развивающее.

Форма: подгрупповая (6 человек)

Используемые методы и техники:

  1. Сказкотерапия.
  2. Игротерапия.
  3. Арт-терапия.
  4. Дидактическая игра

Материал: конфеты в разноцветных фантиках; разноцветные квадратики из картона; иллюстрации в презентации с изображением цветов, моря, животных, гор и т.д.; листы бумаги в форме облачков. Оборудование для нетрадиционного рисования в технике «Эбру»

 Ход занятия:

Дети и педагог-психолог входят в кабинет, становятся в круг.

  1. Приветствие: Круг радости.

Педагог-психолог: 

В круг широкий вижу я  

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем

В страну красок попадём.

Педагог-психолог: Ребята, давайте поздороваемся с гостями!

Дети: Здравствуйте!

Педагог-психолог: Повернитесь друг другу, улыбнитесь. Когда у нас хорошее настроение, то все получается.

Педагог-психолог: Сегодня нам предстоит совершить необычное путешествие, путешествие в страну цвета.

- Какие цвета вы знаете? (ответы детей)

- Назовите свой любимый цвет. Почему он вам нравится больше других? (ответы детей)

- Зачем нужны разные цвета? (ответы детей)

На экране появляется чёрно-белая картинка с изображением природы.

Педагог-психолог:

- Представьте себе, что на земле исчезли все краски, кроме чёрной и белой. Какое настроение вызывает чёрно-белый мир? (ответы детей)

- Как вы думаете, ребята, скучно жителям этой страны жить без красок? (ответы детей)

- Как мы можем помочь жителя этой страны? (ответы детей)

Психолог: Но чтобы нам понять, как именно мы сможем им помочь, я попрошу вас сесть на стулья и послушать меня внимательно.

 А теперь пришла пора

Послушать сказку, детвора.

  1. Чтение сказки с показом слайдов. Сказка о том, как появился разноцветный мир.

Давным-давно, когда весь мир был только белым и чёрным, жили на земле две могущественные феи: фея Тьмы и фея Света.

         Фея Света озаряла весь мир чудесным искрящимся цветом. Когда же наступала ночь, то приходила фея Тьмы, укрывала Землю чёрным покрывалом, и все предметы становились чёрными-пречёрными.

         Так они сменяли друг друга долгие годы и века. Но всему на свете приходит конец. И в один прекрасный день фея Света решила подарить Земле краски. Взмахнула она своим волшебным искрящимся лучом, и предстали перед нею цветные феи. Одна фея была голубой, другая розовой, третья - фиолетовой, четвёртая – оранжевой… Фей было много: всех цветов и оттенков.

-  Дорогие феи, - сказала могущественная фея Света, - вам предстоит нелёгкая работа: осветить своими цветными лучами Землю и сделать её разноцветной, нарядной и радостной.

Только взмахнула Зелёная фея волшебным зелёным лучом, как посыпались на Землю зелёные искры света – и сразу зазеленела трава на лугах, листья на деревьях, кусты в садах.

Только взмахнула Розовая фея своим волшебным лучом, как полились на Землю розовые потоки света – и сразу порозовели щёки у детей, розы в садах и лесные гвоздики, а розовый рассвет осветил облака в утреннем небе.

Славно потрудились все феи. С той поры преобразилась земля и расцвела яркими красками, радуя людей пестротой своих роскошных и разноцветных нарядов.

Педагог-психолог: Для того, чтобы мы могли превратить черно-белый мир в разноцветный, нам с вами нужно превратиться в фей и волшебников.

  1. Упражнение. Феи

. Выберите себе квадратик любого цвета (Дети выбирают квадратики из картона). Теперь вы феи и волшебники. Назовите себя (Я – синяя фея, Я – Красная фея…).

  Игра на внимание.

Психолог: Посмотрим, насколько внимательны Феи цвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий предмет, то свой квадратик поднимает «Синяя фея», если он красный – то «Красная». А если предмет бывает разных цветов, то свои квадратики могут поднять сразу несколько фей. Например: какого цвета бывает роза?

Дети: Красная, белая, желтая.

Психолог: Правильно, она бывает и белой и красной, и жёлтой…

         Приготовились? Слушайте.

Апельсин, снег, море, небо, василёк, лимон, лиса, вишня, банан, медведь, колокольчик, лес, одуванчик, баклажан, солнце, платье, сирень, огонь, цыплёнок, сливы, трава, ворона, заяц.

 Педагог-психолог: Уважаемые феи и волшебники, все вы имеете хорошие знания, но нам нужно раскрасить чёрно-белую страну разноцветными красками, а поможет нам в этом вода! Мы, как настоящие волшебники будем рисовать узоры на воде и переносить их в наш черно-белый мир.

Педагог-психолог: Ребята, как вы считаете, можно ли рисовать на воде?

Дети: нет, она жидкая, краски будут расплываться.

Педагог-психолог: А что должно произойти с водой, чтобы краска не расплывалась?

Дети: Она должна стать густой!

Педагог -психолог: Раз уж мы с вами сегодня волшебники, то думаю, мы справимся с этой задачей. Проходите к столам.

На столах стоит оборудование (световое аква-оборудование) и стакан с густым раствором.

Педагог-психолог: Ребята, для того, чтобы наша краска не растекалась по поверхности воды, нам нужно взять свои стаканчики , повернуться лицом к соседу и  говорить друг другу добрые слова.

  1. Упражнение «Добрые слова»

 Дети проговаривают добрые слова:

- Саша, у тебя красивое платье!

- Спасибо! Соня ты очень добрая!

- Спасибо! И т.д.

Педагог-психолог:

- Ребята давайте проверим, что произошло с водой? Выливайте воду в контейнер.

-Какой стала вода?

Дети: Густой, тягучей

Педагог -психолог: Совершенно верно! Прежде чем начать превращать черно белую страну в цветную, нужно как следует подготовиться. Приготовьте ручки.

  1. Пальчиковая гимнастика « Мою руки»

  Психолог читает стихотворение М. Яснова «Я мою руки». Перед началом дети энергично «намыливают» руки, разминая ладони и пальцы.

Мыло бывает разным:            дети «намыливают» руки

Синим,                           соединяют подушечки указательных пальцев

Зелёным,                         соединяют подушечки средних пальцев

Оранжевым,                  соединяют подушечки безымянных пальцев

Красным…                    соединяют подушечки мизинцев

Но не пойму,                  отображают эмоцию удивления:

Отчего же всегда             поднимают вверх брови,

округляют глаза,

Чёрной-пречёрной      приподнимают плечи, разводят в

стороны   руки…

Бывает вода?

После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки.

Педагог-психолог: Молодцы! За дело! Берем краски, волшебные палочки и начинаем работу (Рисование в технике Эбру).

  1. Рисование в технике «Эбру»

Педагог –психолог:

-Но как же нам отправить наши прекрасные картины в черно-белую страну? Как сделать так, чтобы черно – белая страна стала цветной? А вот как. Посмотрите. У нас над головой плывут белые облака. Мы отпечатаем рисунок на облако, а попутный ветер донесет письмо адресату. Пойдет цветной дождь и окрасит все вокруг в разные яркие цвета.

Опускаем бумагу – облако на поверхность листа, ждем 10 секунд и поднимаем. Готово! Разместим наши облачка рядом с картинкой черно-белого мира.

Психолог: Для того, чтобы волшебство начало действовать, нам нужно присесть на стульчики, закрыть глаза  и расслабиться.

       7.Релаксация «Теплый летний луг»

Педагог-психолог: Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глазки, мы отправляемся в путешествие.

Представьте себе большой, просторный луг, поросший густой зелёной травой. Тёплый ветерок колышет траву и приносит с луга приятные ароматы цветов. Жизнь на лугу кипит: туда-сюда снуют жучки и букашечки, вот мимо протопал ёжик. Он несёт на себе много вкусненького, делает запасы на зиму. Легко и красиво с цветка на цветок порхают бабочки. Над вами чистое голубое небо. Красота! Поднялся лёгкий летний ветерок,на небе появились пушистые  тучки . Открываем глазки.

Дети открывают глаза, на экране капли дождя или дождь и черно-белая картинка становится цветной.

Педагог-психолог: Вот мы и помогли раскрасить черно-белую страну в разноцветные краски. За это жители цветной страны сделали нам подарок, послали нам дождь из конфет.

  1. Упражнение.  Конфеты

Педагог- психолог: Кажется, я слышу шум дождя. Закройте глаза и послушайте.

(Педагог шуршит конфетными фантиками).

Педагог-психолог: Это пошел конфетный дождь. Подставьте ладони под разноцветный конфетный дождь.

(Педагог кладёт каждому ребёнку по одной - две конфеты в разноцветных фантиках).

Педагог-психолог: Назовите, какого цвета конфета упала в ваши руки.

Дети по очереди называют цвет конфеты.

Психолог: После занятия её обязательно нужно будет попробовать.

  1. Подведение итогов

Педагог-психолог:

-Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

- Кому мы помогали?

- При помощи чего наша черно-белая страна стала разноцветной?



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«ЛАДОШКИ НА ПЕСКЕ»

(материал из опыта работы)

 

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников старшего дошкольного возраста через использование песочной терапии.

Задачи:

- создать максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения, игры и воображения, открытого выражения своих чувств, богатого эмоционального мира;

- познакомить с песочницей;

- развивать приемы коммуникации;

- учить различать основные эмоции и состояния;

- закрепить знание и понимание эмоции «радость»;

- актуализировать желание умения регулировать настроение: улучшать настрой себе и другим;

-содействовать снятию эмоционального и мышечного напряжения, гармонизации внутреннего состояния и получению позитивного эффекта деятельности воспитанников.

Материал:    песочница,   палочки   для   суши,    декоративныйматериал  в пластмассовых емкостях  (различные бусинки,стеклянные шарики, фасоль, ракушки, пуговицы, перышки, монетки), аудиозапись медитативной музыки, набор цветных фото детей с различными эмоциями, воздушные шарики с изображением пиктограмм эмоций, бланк для ответов детей «Я радуюсь, когда…», свеча в безопасном подсвечнике, большие натуральные кисти для рисования, пульверизатор,емкость с водой, полотенце, покрывало.

Ход занятия

1.       Приветствие

Психолог предлагает детям поздороваться друг с другом, передавая по кругу зажженную свечу.

Психолог: Ребята, у меня в руках зажженная свеча. Посмотрите на нее, обратите внимание, как колышется пламя. Сейчас мы будем передавать ее по кругу,  постарайтесь почувствовать ее тепло. Передавайте аккуратно, не спеша, и частичка ее тепла останется с вами.

2.       Упражнение «Знакомство с песочницей»

Психолог: Ребята, сегодня мы познакомимся с удивительной сказочной страной Песка и необыкновенных ощущений. Песочная страна находится здесь - в этой песочнице,

/Психолог указывает рукой на стоящую на столе песочницу, снимает покрывало/

 Психолог: Адля того, чтобы познакомиться с этой удивительной страной Песка, давайте сядем поудобнее, расслабимся. Опускаем ладони глубоко-глубоко в песок, закрываем глаза, и, прислушайтесь к своим ощущениям /5-10 сек. Можнопомолчать/.

Психолог: Теперь, ребята можно открыть глаза. Как вы думаете, ощутил ли песок теплоту ваших рук? A что вы чувствовали?

Дети: ответы детей.

Психолог:   Давайте перемешаем его.  Перетирайте  его  между ладошками, пересыпьте из руки в руку, потрогайте его пещинки. Какой он на ощупь?

Дети: мягкий, холодный и т.д.

Психолог: Вам нравиться то, что вы чувствуете?

Дети: Да!

Психолог: Тогда теперь давайте с ним поиграем.

3.       Упражнение «Игра с ладошками»

Психолог: Закопайте свои ладошки в песок и давайте поднимем свои указательные пальцы на обеих руках, пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. Теперь пошевелите большими пальцами, указательными, средними, безымянными и мизинцами.

/Упражнение проделывается с каждым пальцем по отдельности двумя руками одновременно. Во время игры обращается внимание детей на то, чтобы на поверхности песка «работали» только те пальцы, которые называются,  остальная часть руки должна быть полностью погружена в песок/

Психолог: Игра закончена. Теперь достаньте руки и положите их на песок. Я хочу, ребята, вам открыть один секрет: с помощью песка наши ладошки могут превращаться в различные предметы. Не верите? А вот давайте попробуем!

4Игровой комплекс из пальчиковых игр

  «Грабельки» /Положили «грабельки на песок»/

                             Листья падают в саду,

                             Я их граблями гребу.

/Дети растопырив пальцы и слегка согнув, гребут по песку поочередно обеими руками/

  «Лодочка» /Соединили ладони/

                           Лодочка плывет по речке,

                           Оставляя на воде колечки.

/Дети выполняют имитационные движения плывущей лодки/

  «Пароход» /подняли трубу/

                            Пароход плывет по речке

                            И пыхтит он словно печка: «Пых, пых, пых»,

/Дети выполняют имитационные движения по волнообразной траектории/

  «Улитка» /Рисуем пальцами улитку/

                            Я улитку увидала,  

                            И тот час нарисовала.

/Дети указательным пальцем рисуют улитку по нарастающей

в спиралеобразной форме/

5. «Осьминожки» /Теперь наши руки - осьминожки./

                            Мы морские осьминожки.

                            Разминаем дружно ножки.

/Дети высовывают руки из песка, собирая кисть руки в «пучок», и снова погружают в песок, разводя пальцы рук/

 Психолог: Закончили. А сейчас мы с вами будем рисовать.

5.  Упражнение «Рисование на песке». /На протяжении всего упражнения звучит медитативная музыка/

Психолог: Для этого необходимо разровнять песок руками,чтобы он был гладким и ровным. Возьмите палочку в руку и обведите свою ладонь. Чтобы было удобнее рисовать, пальцы расставьте шире и обведите их. Ребята, для того, чтобы никакая песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его контур фасолью.

/Психолог предлагает детям взять фасоль с подноса/

Психолог: Посмотрите, какие у вас получилисьпортреты ваших ладошек! А теперь, давайте оживим наши ладошки: сделаем глаза, нос, рот.

/Дети украшают из разнообразного бросового материала (пуговицы, бусинки, камушки, ракушки и т.п.) свои рисунки на песке/

Психолог: Какие замечательные, веселые, симпатичные у вас получились ладошки!

/После завершения работы с песком психолог предлагает детям вытереть руки влажными салфетками/

Психолог: Ребята, скажите, пожалуйста, какое настроение у ваших ладошек?

/Ответы детей: веселое, радостное и т.п./

Психолог: Давайте сейчас выберем для своих ладоней подходящий воздушный шарик с таким же настроением (пиктограмма «радость»). Теперь посмотрите на фото детей и каждый выберите по две фотографии с подходящим настроением. Какие помощники нам помогают узнавать наше настроение и то, что мы чувствуем?

/Ответы детей: нос, рот и т.д./

Психолог: Молодцы! А теперь давайте встанем и немного разомнемся! Берите кисточки и становитесь друг напротив друга! Сейчас мы будем рисовать наших помощников, по очереди, на лице друг друга.

6.  Релаксация «Портрет».

Дети по очереди закрывают глаза и по команде психолога  обводят сухой кистью части лица друг друга.

7.  Рефлексия.

Психолог: Ребята, подойдите ко мне. Скажите, вам понравилось играть с песком?

Дети: Да!

Психолог: Что вы чувствовали? Вам было приятно?

Дети: Да!

Психолог: Какое настроение у ваших ладоней? А когда вы испытываете радость (ответы детей фиксируются в бланке)?

Психолог: Молодцы!Давайте сейчас каждый из вас выберет понравившейся предмет (ракушка, перо и т.п.)  и подарит на прощание  своей ладошке.

/Дети подходят к столу, на котором выложены разнообразные предметы, выбирают понравившейся и «дарят» своей ладошке/

 8. Ритуал прощания.

Психолог: Ребята наше занятие подошло к концу. Давайте ласково улыбнемся друг другу и вместе затушим нашу свечу. Набрали воздуха и подули!Молодцы! До свидания!