Социально - коммуникативное развитие

Загуменная Александра Сергеевна

Предварительный просмотр:

Развивающие психологические игры для дошкольников. Многофункциональное пособие «Мои эмоции»

Авторские психологические игры для детей 5-6-7 лет с использованием многофункционального пособия.

Цель:  развитие эмотивной лексики.

Задачи:

  • закрепить знания об основных эмоциях;
  • развивать дифференциацию эмоций;
  • обогащать речь детей эмотивной лексикой.

В развитии речи детей дошкольного возраста большое значение имеет словарная работа, а именно работа над эмоционально-оценочной лексикой, которая обозначает эмоции и чувства, внутренние переживания человека, его нравственные качества.

Словесное обозначение эмоций помогает осознать свои собственные эмоциональные переживания и управлять своими эмоциями. Ребенок с недостаточно развитым эмоционально-оценочным словарем затрудняется понимать эмоциональное состояние других людей, что приводит к нарушению отношений с окружающими.

В дошкольном возрасте формируется отношение к моральным и этическим нормам общества и большое значение в этом имеет развитие эмоционально-оценочной лексики. Представленное пособие может использоваться в сопровождении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Возможны 3 варианта игры с помощью данного пособия:

  • Игра «Расставь по порядку»;
  • Игра настольно-печатная «Эмоциональное лото»;
  • Игра «Угадай эмоцию».

Игра «Расставь по порядку»

Дидактическая задача: формировать представление о степени интенсивности проявления эмоций, умение объяснить ее отличительные признаки; обогащать речь синонимами, обозначающими эмоции.

Игра проводится предпочтительно индивидуально.

Игровые правила: расположить по порядку, ответить на вопросы.

Ход игры: педагог показывает ребенку хаотично расположенные карточки (без соблюдения последовательности) с изображением лица с разной степенью интенсивности проявления какой-либо эмоции (например, радость). Спрашивает: «Про какого человека можно сказать спокойный, улыбается, смеется, хохочет. Почему? Кто среди изображенных людей веселее. Почему?». Предлагает расположить карточки в порядке усиления эмоций и наоборот. Аналогично: грустит-плачет-рыдает, недовольный –злой -разъяренный и т. д.

Игра настольно-печатная «Эмоциональное лото»

Дидактическая задача: развивать и закреплять знания об эмоциях и их дифференциацию, обогащение словарного запаса названиями основных эмоций и чувств. Игра проводится в подгрупповой или индивидуальной форме.

Игровые правила: кто быстрее закрыл все пиктограммы на своем игровом поле – тот победил. Ход игры: игроки получают карточку- игровое поле с изображением пиктограмм эмоций. Педагог показывает изображение персонажа или человека с выраженным эмоциональным состоянием (или карточку с ситуацией в усложненном варианте). Игроки распознают изображенную эмоцию, называют её, ищут соответствующую пиктограмму на своем игровом поле и закрывают фишкой с галочкой.

Игра «Угадай эмоцию»

Дидактическая задача: формировать умение использовать эмоционально-оценочную лексику в речи (грамматический строй — разные части речи).

Игра проводится в подгрупповой или индивидуальной форме.

Игровые правила: за правильный ответ дается фишка.

Ход игры: игрокам по очереди предъявляется карточка с текстом и изображением, описывающим ситуацию. Игроку нужно либо продолжить фразу либо ответить полным ответом (назвать эмоцию)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия психолога для детей старшей возрастной группы «Близкие Люди»

Подготовил педагог психолог: Загуменная А.С.

Цель: Формирование чувства эмпатии к родным и близким людям

Задачи:
1. Осознать моральную сторону поступков
2. Различать понятия добро и зло.

Ход занятия:
На начальном этапе занятия появляется игровой персонаж, здоровается с детьми и показывает детям два блокнота, один блокнот в черной обложке на котором крупно написано зло, а другой блокнот в желтой обложке, на которой крупно написано добро. Педагог обращаясь к детям, просит ответить какие чувство они испытывают когда произносится слово «ЗЛО» Ответы детей:….(При этом педагог помогает формулировать ответы детей на поставленный вопрос).

Какие чувства возникают у детей, когда они слышат слово « Добро».

После беседы с детьми персонаж предлагает детям поиграть с двумя блокнотами. В черный блокнот ребята вместе с педагогом будут записывать плохие поступки, нехорошие мысли, негативные эмоции, а в желтый блокнот добрые поступки, дела, светлые мысли, параллельно педагог говорить, какие же хорошие поступки дети делают ежедневно. Самые яркие поступки, педагог записывает в желтый блокнот.

Обязательно нужно сделать акцент и на злые поступки. Задать ребятам вопрос, а совершали ли они в своей жизни нехорошие поступки? Что испытывали после того, как понимали, что сделали, что-то неправильно? Хотелось ли вам потом исправить этот поступок? И если надо, то и извиниться перед человеком, которому вы сделали больно?

После такого бурного обсуждения, игровой персонаж, предлагает детям поиграть в игру « Добро» и « Зло». Персонаж просит детей встать и разойтись по группе (заранее нужно подготовить подборку « хороших» и «плохих» дел). Персонаж под музыку, зачитывает « поступки», а дети е, если это хороший поступок, то начинают бегать по комнате и петь « ЛЯ_ЛЯ_ЛЯ», а если слышать, что произносится плохой поступок, должны остановиться и притаиться, как мышки. Играть примерно 2-3 минуты, затем дети возвращаются на свои места.

Педагог предлагает детям вспомнить произведения, где упоминаются плохие и хорошие поступки, при этом каждый поступок проговаривается и так же вносится в черный и желтый блокнот, тем самым мы помогаем детям сформировать понимания таких понятий как «добро» и «зло». Увидеть их отличие друг от друга и впоследствии проводить анализ своих действий и поступков.

На таком занятии очень хорошо применять такую игру, заранее заготовить десять предложений, которые могут касаться близких и родных людей, например: «Когда моей маме плохо, то ….» и дети, у которых есть желание, должны закончить это предложения, тем самым мы можем увидеть отношение ребенка к близкому человеку. Также, я предлагаю, включить и такие предложения, которые бы касались и самой детской личности, например: « Когда мне обидно, то..»? Это нам, даст понимания того. Что же чувствуют ребенок, в ситуации, где ему тяжело.

Игровой персонаж каждому ребенку по очереди в руки дает сундучок желаний и просит ребенка загадать желание, но только одно, самое важное, как он думает для своих родителей. При этом игровой персонаж должен затронуть тему отношения ребенка к родным и близким. Когда желания будут собраны, игровой персонаж, должен предложить детям, поставить сундучок в приемную и пусть каждый ребенок вечером подведет родителя к сундучку и « возьмет» свое желание.

Чаще всего на таком занятие я применяю методику рисования « моя семья», где ребенок после игровых ситуаций раскрывается и рисунок становится более информативным, ярким. Обязательно занятие надо закончить продуктом детской деятельности (простая подделка, для родного или близкого человека).

Обязательный момент- рефлексия. Рефлексия может быть устной или в виде прорисовывания того, что ребенок запомнил, что ему больше понравилось. Если рефлексия проходит в виде беседы, тот педагог должен выслушать всех детей и для себя сделать соответствующие выводы. Но и не забываем, детей благодарить за то, что они пришли на занятие.



Предварительный просмотр:

Занятие педагога-психолога на коррекцию поведенческих нарушений с детьми старшего дошкольного возраста «На поиски сюрпризов»

Цель: коррекция поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивать социально-коммуникативные навыки.
  2. Развивать произвольность, самоконтроль, координацию движений.
  3. Развивать внимание, воображение.
  4. Формировать у детей адекватную самооценку.
  5. Снятие психоэмоционального напряжения.

Образовательные области:

  • социально-коммуникативная;
  • познавательная;
  • речевая;
  • художественно-эстетическая;
  • физическая.

Оборудование: миски с водой, пуговицы, бусины, монеты, фигурки животных, салфетки, полотенца, карточки для разделения на пары, карточка-образец для составления фигур из пуговиц, бусин и т. д. , шапочки-маски животных по количеству детей, пластмассовые кубики по количеству детей, стаканчики под воду, кисточки, акварельные краски, соль, колба с водой, маленькие ложечки, сундучок, карточки с восковым рисунком, звезды (3 цвета), цветная ткань, ноутбук, колонки для музыкального сопровождения игр.

Содержание образовательной деятельности

1. Приветствие

— К нам на занятие пришли гости, поприветствуем их.

— А друг друга поприветствуем упражнением «Эхо» (каждый поет свое имя и хлопает в ладоши, а остальные повторяют)

— Ребята, а вы любите сюрпризы?
— А что такое сюрприз?
— Сюрприз – неожиданность, неожиданный подарок.

— Какую эмоцию испытывают люди, когда получают сюрприз? (удивление)
— Изобразите эту эмоцию. Молодцы!

— А хотите отправиться на поиски сюрпризов?

— А чтобы было веселее идти вспомним стихотворение «Я — веселый, сильный, смелый» (маршируем с движениями)

Я – веселый, сильный, смелый,
Я все время занят делом,
Я не хнычу, не боюсь,
Я с друзьями не дерусь,

Я могу играть, скакать,
На луну могу слетать,
Я не плакса, я храбрец, и
И вообще, я – молодец!

— Хорошо! Но прежде чем узнать, какой сюрприз нас ждет, давайте проверим, какие вы внимательные?»

2. Основная часть. Игротерапевтическая

Упражнение «Да и нет»

Правила игры таковы: я задаю вопросы, а вы должны отвечать «да» или «нет»

  1. В пустом стакане есть орехи?
  2. Снег идёт летом?
  3. У квадрата есть углы?
  4. Суп едят вилкой?
  5. Понедельник после вторника?
  6. Берлога у медведя на ветке?
  7. День рождения 1 раз в году?
  8. Сейчас зима?
  9. Сегодня пятница?
  10. На руке семь пальцев?

— Молодцы, вы очень внимательные!

— А вот и первый сюрприз! (убираю ткань)

Упражнение «Аквариум»

( 3 миски, наполненные на треть теплой водой, на дне которых лежат пуговицы, монетки, бусины, фигурки животных и др.)

Цель:

  • создание условий для нормального функционирования организма;
  • сосредоточение на определенном состоянии;
  • снятие напряжения;
  • избавление от отрицательных эмоций.

Перед вами необычные аквариумы.
— Можем мы это назвать сюрпризом?

— Я предлагаю вам поиграть! Но для начала нужно найти себе пару.

Выберите карточку и найдите себе пару и , аквариум, в соответствии с вашей картинкой. (рыбка, улитка, морской конек, черепаха)
— Молодцы! А теперь будем играть!

— Медленно опустите руки в воду.

— Возьмите как можно больше предметов в одну руку и пересыпьте их в другую. Это задание выполняет каждый.

— А теперь попробуйте собрать одной рукой только пуговицы.
— Отлично! А теперь попробуйте одной рукой приподнять как можно больше предметов на ладони.

— Выберите только пуговицы и положите их на салфетку, которая находится рядом с аквариумом.

— А теперь только фигуры животных.

— В верхний правый угол положите фигурку животного, в нижний левый- пуговицу, в верхний левый угол – бусинку, в нижний правый монету. В центр положите то, что вы хотите.

— Молодцы!

— Где находится фигурка животного? Пуговица? Монета? Бусинка?

— Молодцы, вы отлично справились с этим заданием! Понравился вам этот сюрприз? Хотите еще?

— Хорошо, но сначала я хочу проверить, кто самый ловкий?

Упражнение «Кубик»

Цель: развитие координации движений.

— Каждому я дам кубик. Ваша задача положить кубик на ладонь и со словами «Я кубик несу и не уроню» пройти до конца ковра. Попробуем?

— А теперь кубик нужно положить на тыльную сторону и повторить задание.(Выполняют по 3-4 человека)

— Великолепно! Вы все ловкие!!!

— А вот и следующий сюрприз для вас!!! (Открываю ткань – шапки-маски животных)

— Удивились? (раздать детям шапочки)

— Поиграем?

Упражнение «Пожалуйста»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля.

— Предлагаю превратиться в животных, а для этого нужно сказать волшебные слова: «Мы вокруг себя покружились и в животных превратились»

— Ваша задача передвигаться под музыку, изображая животных.

-А я буду давать вам команды, выполнять которые вы должны только при условии, если она сопровождается словом «пожалуйста». Если данное слово не прозвучало, вы просто передвигаетесь под музыку.

— Лиса, похлопай в ладоши!
— Зайчик, попрыгай!
— Медведь, помаши нам рукой!
— Волк и белка, обнимитесь!
— Собака и ежик, покружитесь!

— Молодцы, зверята!!! А теперь нам нужно обратно стать ребятами. Скажем слова: «Мы вокруг себя покружились и в ребяток превратились» (снять шапочки)

— Кажется, я вижу еще один сюрприз, но чтобы узнать, что нас ожидает нужно выполнить упражнение для пальчиков.

Кинезиологическое упражнение «Кольцо»

Цель: развитие мышц рук, развитие межполушарного взаимодействия коры головного мозга.

— Последовательно соединить большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными. Сначала пальца левой руки, теперь правой, одновременно двумя руками.

— Молодцы! А теперь обратные колечки: левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая – большой и мизинец. Я буду считать, а руки одновременно совершают разнонаправленные движения.

— Отлично! Теперь можно и посмотреть наш сюрприз!

Арт-терапевтическое упражнение «Звездный сюрприз»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, освобождение от агрессии, сосредоточение внимания

Открываю сундучок….. а там чистые листы…. Недоумение….
— Ребята, какой-то странный сюрприз….
— Ой, подождите, кажется я нашла записку….

Читаю:

Изготовьте волшебный раствор и покройте им бумагу! Вам понадобится: 0,5 стакана эликсира послушания и 0,5 ч.л. порошка спокойствия.. Хорошенько все перемешайте и приступайте к работе!

(стаканчики, внутри которых высохшая акварель) по количеству детей, на чистом листе восковой свечой нарисованы звезды. Дети изготавливают волшебный раствор. В качестве эликсира – вода, порошок – соль, размешивают, вода окрашивается. Далее покрывают лист получившимся волшебным раствором. Проявляется звезда )

— Ребята, вот так сюрприз! Вы рады? Понравился он вам? Оставьте их себе на память о сегодняшнем дне!

— Вы отлично справились с этим заданием и я предлагаю вам поиграть со звездами.

Упражнение «Три звезды»

Цель: развитие произвольности и самоконтроля

— У меня три звезды. Под музыку вы передвигаетесь по группе. Как только я подниму красную звезду вы должны замереть на месте! Желтая – раскачиваетесь, как на волнах, зеленая – прыгаете на одной ноге!

— Молодцы, ребята!

3. Рефлексия

— Вы сегодня были очень внимательными, ловкими и послушными.

— Скажите, были ли сегодняшние задания сюрпризами для вас?

— Какой сюрприз вам понравился больше всего?

— Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

— Подарим друг другу аплодисменты! (называю имя ребенка, все ему аплодируют).

— Занятие окончено, можете отдыхать!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия педагога-психолога в младшей группе «Птичка прилетела, на ручки к нам села!»

Цель: обучение навыкам взаимодействия со сверстниками с помощью игровых упражнений.

Задачи:

Стимульный материал:

  • стулья по количеству детей;
  • игрушка «Птичка»;
  • мячик;
  • картинки с животными 5-7 шт.

Ход проведения

Знакомство. Упражнение «Птичка».

Педагог-психолог: «Добрый день ребята! Я рада вас здесь видеть. У меня на руках сидит замечательная птичка, открывайте свои ладошки, она к вам будет на них садиться. К кому она сядет, тот должен назвать свое имя и сказать какое у него настроение сегодня: радостное, печальное, грустное, веселое и т. д.»

Упражнение «Подарим настроение».

Педагог-психолог: «Ребятки, а если у кого-то из ваших друзей грустное настроение, нам конечно же нужно утешить такого друга. Давайте придумаем какие слова нужно сказать другу, чтобы у него улучшилось настроение». Ребята придумывают утешительные слова, педагог-психолог помогает им в этом.

Упражнение «Запомни животных».

Педагог-психолог: «Посмотрите пожалуйста ребята на картинки, здесь изображены различные животные , всего их 5- 7. Давайте попробуем их запомнить». Дети в течении 30 секунд смотрят на картинки, потом педагог-психолог просит их закрыть глаза, в это время убирает 1 картинку, и просит детей вспомнить какой не хватает.» Постепенно педагог-психолог убирает все игрушки, до тех пор , пока не останется одна.

Упражнение «Найдем круглые предметы».

Цель: развитие внимания. Педагог-психолог: « Ребята, давайте найдем в комнате предметы круглой формы? Кто найдет, тот пусть поднимет руку.»

Упражнение «Овощи фрукты».

Цель: развитие мышления.

Педагог-психолог: «Ребята , посмотрите какие у меня картинки. Давайте разделим на 2 группы эти картинки. Овощи сложим в одну сторону, а фрукты в другую.»

Упражнение «Мячик».

Цель: рефлексия. Педагог-психолог: « Ребята, смотрите какой у меня красивый мячик. К кому он прикатится, тот должен сказать, что ему сегодня понравилось и не понравилось на нашем занятии».

Упражнение «Пальчики-зайчики».

Цель: рефлексия.

Пальцы наши, пальчики (постукивание пальцами по столу),

Конспект занятия психолога в младшей группе «Птичка прилетела, на ручки к нам села !»

Вы совсем как зайчики (пальчики бегут по коленке или по столу).

Конспект занятия психолога в младшей группе «Птичка прилетела, на ручки к нам села !»

Быстрые и шустрые (сгибание и разгибание пальцев),

Конспект занятия психолога в младшей группе «Птичка прилетела, на ручки к нам села !»

Конспект занятия психолога в младшей группе «Птичка прилетела, на ручки к нам села !»

Побежим к капусте мы (пальчики бегут по коленке или по столу).

Конспект занятия психолога в младшей группе «Птичка прилетела, на ручки к нам села !»

Прощание.

Педагог-психолог читает стихотворение:

На этом занятие наше закончилось,
Хотелось бы чаще вас видеть в гостях,
И очень хочу, чтобы доброе слово
Почаще звучало у вас на устах.

Педагог–психолог просит детей встать в круг и сказать хором «До скорой встречи!»



Предварительный просмотр:

Тематическая неделя «Наш город». Занятие психолога «Мой город – город моих друзей».

Занятие проводится психологом во время тематической недели «Наш город». О городе дети говорят с воспитателем, рисуют на занятии по изодеятельности, развивают грамматические категории на занятиях с логопедом. Педагог-психолог интегрируется в этот процесс, развивая эмоционально-волевую и коммуникативную сферу детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы.

Задачи:

— развивать умение различать эмоциональные состояния — собственные и чужие;

— развивать эмпатию, сопереживание;

— формировать навыки эффективного взаимодействия.

Оборудование: песочница, мелкие игрушки; фигурки/или картинки человечков с разными эмоциональными состояниями, изображение Злого волшебника, знакомое детям по предыдущим занятиям.

Приветствие

— Здравствуйте, дети! Я умею здороваться вот так! (психолог показывает жест, демонстрирует улыбку и расположение).

А как умеете здороваться вы?

— Как здороваются девочки?

— Вот так! (ЖЕСТЫ)

— А как здороваются мальчики?

— Вот так!!! (ЖЕСТЫ)

Разминка

— Давайте проверим, как мы готовы к занятию! Настроим наши ручки (растираем ладони), ушки (прикладываем ладошки к ушкам), глазки (кладем глазки на ладошки). Погладим себя по голове и похвалим себя: «Я хороший!», «Я добрый!», «Я умный!», «Я любимый!»

Тема: Мой город – город моих друзей.

— Дети, скажите, за что мы любим город, в котором живем?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

— Да, дети, вы, конечно, правы. Но еще мы любим родной город за то, что здесь живут наши родные и наши друзья.

Сейчас мы с вами подумаем, как каждый из нас может сделать жизнь в городе лучше.

Представьте себе город, в котором все жители ходят мрачные и хмурые, злые, вот такие: картинка.

Понравится вам находиться с такими людьми?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Название: Тематическая неделя «Наш город». Занятие психолога «Мой город – город моих друзей».

Представьте себе город, где все жители живут в страхе, всего боятся, вот такие: картинка.

Представьте себе город, где все жители плачут по любому поводу, обижаются и льют слезы: картинка.

Захочется вам подружиться с такими людьми?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

— Однажды, в одном городе Злой волшебник набезобразничал. Он наслал ЗЛУЮ ЧЕРНУЮ ТУЧУ на этот город, и добрые, веселые, дружные жители города разучились улыбаться, стали хмурыми и недоверчивыми. Как вы думаете, хорошо ли жилось жителям этого города?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

— Да, жизнь их стала очень тяжелой и невыносимой. Дождями из злой черной тучи смыло краски, все цветы завяли, и кругом были слышны только стоны, всхлипы и грубые слова. Только детей не смогла заколдовать злая черная туча! И только дети могут спасти этот несчастный город. Злая черная туча не переносит смеха, радости и добрых слов. Злой волшебник, как вы уже знаете, тоже становится мягче и добрее, когда слышит добрые слова, встречает заботу и дружных людей.

Для того, чтобы спасти этот город, нам нужно доказать, что мы дружные, добрые и веселые!

Задание 1. «Я знаю 5 имен своих друзей!» Каждый ребенок называет 5 имен, сопровождая каждое имя либо хлопком, либо ударом/подбрасыванием мяча (в зависимости от развития моторики).

Задание 2. С завязанными глазами провести друга через полосу препятствий – обратно -поменяться.

Задание 3. «В тесноте, да не в обиде!». На пол выкладывается коврик, либо клеенка, все дети должны поместиться на этом пространстве. Затем коврик складывается пополам, и детям нужно разместиться на этом пространстве, затем еще раз пополам, и так далее, пока, для того, чтобы всем хватило места, дети не будут вынуждены стоять крепко обнявшись, поддерживая друг друга, на одной ноге, и т. д.

Задание 4 «Мешочек пожеланий» — Воздушный шар – когда он поднимется – злая туча побеждена!

[ Следующая часть занятия является дополнительной, в качестве свободной игры, если есть песочница и время. Если такой возможности нет, занятие завершается прощанием, от *]

— А мы строим город на песке. Нам нужно сделать его красивым, радостным, зеленым! Дать названия улицам, реке и т. д. Игрушки для построения города можно брать по очереди, по одной, обязательно с вежливым обращением («Дайте, пожалуйста…» , «Будьте любезны…» «Будьте так добры…!» и т. д.

ДЕТИ РАБОТАЮТ В ПЕСОЧНИЦЕ

Дети, вы построили замечательный город! Спасли жителей от черной злой тучи, показали, какие вы добрые и дружные, настоящие волшебники, ведь это волшебство – делать мир прекраснее и добрее! В нашей песочнице мы построили город добрый и красивый.

Прощание

— Давайте вернемся теперь к нашему родному городу. Знаете, говорят, что если мы загадываем желания на огонек свечи, наши желания попадают на небо и сбываются быстрее. Давайте, передавая свечу, пожелаем что-нибудь нашему городу! (Пожелания)

— Наше занятие подошло к концу! Я желаю, чтобы вы не только на занятиях, но и в жизни много улыбались, говорили добрые слова и делали много добрых дел! Тогда, без сомнения, жизнь и в нашем городе станет прекраснее!

Задувание свечи.



Предварительный просмотр:

Занятие педагога-психолога с детьми 5-6 лет «В гости к принцессе Стесняше!»

Цель:

  • снижение психоэмоционального напряжения тревожного ребенка;
  • преодоление стеснительности;
  • повышение самооценки ребенка;
  • актуализация страхов;
  • внушение ребенку чувства собственной значимости, желания защитить.

Оборудование:

  • синяя накидка и вуаль;
  • маленький аквариум наполненный различными крупами;
  • разрезанная по количеству детей карта;
  • листы поделенные на две половины — на одной стороне изображение лиц «стесняющихся» человечков попавших в затруднительную ситуацию (в магазине, на улице, на празднике), на другой половинке листа те же ситуации, но без изображения эмоций;
  • интерактивная доска (изображение принцессы, дремучего леса, ворон, моста, пиктограмма эмоции — стеснительность).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! Я вам сейчас такое расскажу, вы просто не поверите. Я сейчас встретила нашего психолога Людмилу Александровну и такое увидела… Впрочем, я сейчас покажу.

(Воспитатель выходит из группы и заводит педагога-психолога, на которой надета синяя накидка, на лице вуаль. Психолог «упирается», не «хочет заходить в группу.)

Воспитатель: Помогите мне завести Людмилу Александровну!

(Дети с энтузиазмом помогают воспитателю «завести» психолога в группу. Обсуждают увиденное, задают вопросы о внешнем виде психолога, что произошло и т. д.)

Воспитатель: Ничего не понимаю! Что случилось с Вами! Вы хотя бы поздоровайтесь со мной и ребятами!

Психолог отвечает тихим, протяжным голосом: Я стесняюсь!

Воспитатель: Как это стесняетесь? А вот ребята Вам сейчас покажут, как надо здороваться, мы же не стесняемся, правда!

(Дети по одному подходят к психологу здороваются, сочувствуют, рассказывают, что здесь нет ничего страшного.)

Психолог снимает с лица вуаль: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть, но со мною такая беда приключилась! Была я в гостях своей давней подруги принцессе Стесняше в стране Стесняндии, да свою смелость там и потеряла. Теперь вот всего стесняюсь, всего боюсь, даже в магазине хлеба не могу купить. (Делает вид, что сейчас заплачет, дети успокаивают психолога.)

Воспитатель: Не расстраивайтесь! Поможем мы вашему горю! Посмотрите какие мы сильные! Ну что, поможем найти смелость?

Психолог: Спасибо Вам! Да только дороги я не помню! Кто-то подшутил надо мной, карту спрятал в стеклянный ларец! (Психолог показывает маленький аквариум, заполненный перемешанными манкой, фасолью, горохом) А там что-то жуткое насыпано, вдруг меня кто-нибудь укусит! Если вы не боитесь, то достаньте карту, пожалуйста!

(Дети с готовностью подходят к аквариуму, опускают руку в крупу и достают каждый по кусочку карты, затем собирают ее части на столе.)

Психолог: Ой, вот я дорогу и вспомнила! Посмотрите дорога ведет через лес, через речку, через город стеснительных человечков. Так мы и доберемся в страну Стесняндию в гости к принцессе Стесняше. Вот и лес виднеется. (На интерактивной доске изображение дремучего леса). Какие могучие деревья, их крепкие корни глубоко уходят в землю.

(Психолог с детьми изображают «деревья». Тело напряжено, пальцы на руках скрючены, ноги плотно «вросли» в пол, медленно раскачиваются от ветра, тихонько завывают. Неожиданно в группе звучит нарастающее громкое карканье ворон, тревожная музыка. На интерактивной доске появляется изображение стаи ворон. Психолог демонстрирует сильный испуг, садится на стульчик и закрывает лицо руками).

Воспитатель: Ребята, это вороны из волшебного леса, защищайте Л. А., прогоните их прочь!

( Дети пытаются «защитить» психолога от ворон, громко кричат, подпрыгивают, бегают по группе размахивая руками. Карканье понемногу затихает.)

Воспитатель: Как же Л. А. испугалась! Давайте успокоим ее, в чувство приведем! (Дети дуют и обмахивают психолога руками, рассказывают, что прогнали ворон.)

Психолог: Как страшно! Я наверное никуда не пойду! Так и буду здесь сидеть!

(Воспитатель и дети уговаривают психолога идти дальше.)

Психолог: Хорошо! Я пойду! Теперь то точно знаю, какие вы смелые, всегда сможете защитить меня! Спасибо вам большое!

(На интерактивной доске появляется изображение моста, звуки струящейся воды. На полу лежит большой лоскут голубой ткани и поперек ее тонкая доска-мостик.)

Воспитатель: Вот мы и к речке подошли! Ну что, не боитесь упасть в воду, кто первый!

(Дети все разом кричат, что не боятся. По очереди, аккуратно переходят «речку». Психолог стоит и «не решается» переходить. Ребята и воспитатель подбадривают психолога и помогают перейти «мостик»).

Психолог: Смотрите город стеснительных человечков!

(На интерактивной доске появляются изображение пентаграмм – стеснительность.)

Психолог: Человечки очень грустные! Так хочется им помочь! Вы не против? Тогда присаживайтесь за свои столы.

(У каждого ребенка на столе лежат цветные карандаши, лист А-4 поделенный на две стороны. На одной в черно-белой гамме изображены ситуации в магазине-человечек стесняется совершить покупки, на празднике-рассказать стишок. На другой половине листа тоже, не закрашенное изображение, на лице человечков эмоции не прорисованы).

Психолог: Обратите внимание, каким серым все вокруг кажется человечкам! Какие у них выражения лица? (Дети показывают стеснительность.) И чем мы сможем им помочь?

(Дети отвечают, приступают к работе. Рисуют на лице у человечков улыбку, раскрашивают картинку. Идет обсуждение, как все вокруг человечков изменилось, стало цветным. Психолог побуждает каждого из детей обыграть свою ситуацию. Дети смеются, обсуждают увиденное).

Психолог смотрит на интерактивную доску, с которой улыбается принцесса Стесняша: Ой, кажется моя смелость ко мне вернулась! Я больше не буду бояться! Спасибо вам ребята за вашу смелость!

Спасибо, ребята!
Вы мне помогли!
Я больше не буду стесняться.
Все страхи,
от меня — далеко отвели!

Хочу танцевать и смеяться.
Как хорошо не стеснительным быть,
Свободно и радостно с вами дружить!

Спасибо принцесса Стесняша! Помашите принцессе, попрощаемся с нею! (Дети прощаются). Можно, я вас всех обниму!

(Дети радуются, с готовностью обнимают психолога).

Рефлексия

Идет обсуждение занятия, дети делятся впечатлениями. Рассказывают, в каких ситуациях больше всего стесняются. Что больше всего понравилось в занятии.



Предварительный просмотр:

Игровой тренинг по развитию социальных взаимоотношений детей 3–4 лет: «Мы поссоримся и помиримся».

Цель: 

  1. Учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций.
  2. Учить детей уступать друг другу, считаться с мнением другого.
  3. Закрепить умение употреблять в своей речи вежливые слова.
  4. Воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

Материалы: мишка, мячик, трамвай, машина, игрушечный сапожок.

Ход:

-Психолог:  Ребята, давайте вспомним, с какими вежливыми словами вы знаете?

-«Здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо».

-Сегодня мы узнаем еще другие волшебные слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно.

-Послушайте стихотворение: А. Кузнецова

Поссорились.

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам! »

Обсуждение проблемы, поиск путей её решения.

Психолог: Ребята, скажите, что произошло с девочками? (они поссорились)

-Из-за чего произошла у них ссора? (девочка отняла у подруги мишку и убежала)

-Хорошо им было друг без друга? (нет, им было скучно)

-Что вы посоветуете девочке? (дети высказывают свои предложения)

Психолог: Правильно. Извиниться нужно, глядя в глаза тому, кого обидели.

Послушайте еще раз стихотворение, но с весёлым концом:

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам! »

Я пойду и помирюсь.

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай! »

Психолог  предлагает детям обыграть ситуацию, обращает внимание, как надо просить извинение.

Психолог: А вот послушайте, какая история произошла с друзьями Павликом и Толиком.

Павлику мама купила машину:

Кузов нарядный, красивые шины,

Пульт управления, мощный мотор.

Павлик, довольный помчался во двор.

Толик машину увидел, и вот

Молча у друга её он берёт.

Чудо-игрушку хочет отнять,

Павлик ему не готов уступать.

И говорит он, надувшись, ему:

«Я с тобой Толя совсем не дружу».

Психолог: Ребята, скажите, почему Павлик решил не дружить с Толей?

(Толя хотел отнять машину у друга)

-Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было?

(дети предлагают свои варианты)

Психолог: Правильно. Толе нужно извиниться за свой поступок и попросить разрешение поиграть с машиной.

Послушайте, как закончилась эта история:

Толик сказал: «Извини! Мы с

тобой друзья.

Очень мила мне машина твоя.

Дай мне, пожалуйста, с ней поиграть,

Её аккуратно я буду катать».

Павлик ответил: «Конечно, бери.

Кнопку для старта скорее нажми! »

Психолог: Для того чтобы не ссориться, нужно уметь договариваться, уступать друг другу. Давайте обыграем эту историю с машиной.

Динамическая пауза.

Психолог: Давайте все вместе поиграем в игру, чтобы никто друг на друга не обижался и не ссорился.

Жили, были

Я ли, ты ли

Между нами вышел спор

Кто затеял, позабыли

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

Все встаём в кружок

Проводится подвижная игра «Нам не тесно».

Ножки, ножки

Бежали по дорожке дети бегут друг за другом

Бежали лесочком

Прыгали по кочкам по кругу.

Прыг – скок, прыг – скок прыгают на двух ногах по кругу.

Прибежали на лужок останавливаются.

Потеряли сапожок поворачиваются то в одну сторону,

то в другую, будто ищут сапожок.

Психолог:  Нашли сапожок!

Игра может повторяться.

В ходе игры педагог помогает детям соблюдать правила: не толкаться, считаться друг с другом, выполнять определённые согласованные движения в ограниченном пространстве.

Подведение итогов.

Психолог: Молодцы ребята! Все дружно играли, никто не ссорился. А если вдруг произойдёт этот неприятный случай, то теперь вы знаете, как надо поступить, какие вежливые слова следует говорить при этом.

Давайте ещё раз их повторим. (Дети называют «извини меня, пожалуйста», «прости меня, пожалуйста».