Для вас родители

Швец Елена Анатольевна

Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому материалу.

Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии музыкального руководителя и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАК ПЕТЬ С РЕБЁНКОМ, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ ГОЛОСУ»

Советы для родителей

1. Старайтесь петь вместе с ребёнком чаще.

2. Пойте вместе с ребёнком не громко.

3. Пойте не очень быстро и не слишком медленно.

4. Пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни, например, колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; весёлые песни – оживлённо.

5. Разучивайте песни «с голоса»; если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.

6. Помните: чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.

7. Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома и по радио. Ребёнку трудно проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения песни часто бывает кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не только портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату, слабым голосовым связкам малыша.


         Проведенный опрос родителей «Какие песни мы поем дома?» выявил, что более 70% современных родителей не знают колыбельных песен, около 80% этих же родителей не знают и не поют народные песни! А ведь это наша культура. Воздействуя песней на чувства ребенка, мы хотим воспитать у него эмоционально положительное отношение к действительности. Ребенок, выросший на колыбельных, народных протяжных песнях, становится эмоционально устойчивым. Это не означает, что нельзя петь современные и эстрадные песни. Важно только из огромного потока песен выбирать те, которые доступны и понятны детям, а мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей (их диапазону). 

         Для предохранения органов дыхания и голосового аппарата от заболеваний у детей большое значение имеет отсутствие резких колебаний температуры воздуха и пищи. Не следует выводить детей из сильно нагретых помещений или после горячей ванны (бани) на холод. 

Крикливое пение, громкий разговор, особенно на улице в сырую холодную погоду, вредны для детского голоса. 

Не позволяйте детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

  

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.

При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.

Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей.

 Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.

Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку?

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.

Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему.

Музыкальный педагог должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Нужно следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.

Один из важнейших компонентов пения — дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости.

Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.

Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

  • «Собачки» — подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);
  • «Насос» — надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);
  •   «Ветер» — рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);
  •  «Задуваем свечи на торте»

Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком.

А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько советов.

  • Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.
  • Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!
  • Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.
  • Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается.
  • Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи.

«Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.

Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ритмика для дошкольников. От слов к делу.

Консультация для родителей

Здорового ребёнка легче воспитывать. А что же делать, чтобы наши дети росли здоровыми? В последние годы проблема раннего формирования культуры здоровья стала наиболее актуальной и своевременной. На сегодняшний день возросла потребность в эффективных методиках не только воспитания, но и оздоровления детей дошкольного возраста. Ведь дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Семья и детский сад находятся в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей, как две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребёнка.

В российской педагогике «ритмика» - это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении. Ритмика - это аэробика, современные, народные и бальные танцы и вечное стремление к движению. Цель ритмики в работе с дошкольниками состоит в формировании и развитии у детей способности к осмысленному восприятию содержания и выразительных средств музыки через отражение их в пластике движений.

К наиболее актуальным проблемам детского здоровья относится: гиподинамия. Движения необходимы ребёнку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Гиподинамия выражается в нарушении функций организма (опорно- двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. «…Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объём информации, поступающей из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводят к нарушениям его регулирующей функции!» (Ю.Змановский).

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.к. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. А потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». Не секрет, что дома и в детском саду дети большую часть времени проводят за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу. Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Ведь здоровье человека предполагает не только отсутствие у него заболеваний, но нравственное, духовное благополучие в семье и детском коллективе.         

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависят от нас взрослых, и мы несём ответственность за счастье и здоровье детей. В нашу задачу входит пробуждение скрытых в каждом ребёнке продуктивных сил, тяги к гармонии и красоте - души и тела, чувств и ума. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. А Платон утверждал, что «лучший метод воспитания тот, который открыт и проверен опытом веков: гимнастика для тела и музыка для души…»

Идея синтеза музыки и движения и её роль в оздоровлении детей была изучена многими, но основоположником системы музыкально – ритмического воспитания детей стал швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак Далькроз (1865-1950гг.), известная под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в её названии, а, прежде всего в том, что он видел в музыкально – ритмических движениях универсальное средство развития у детей музыкальных и физических способностей, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. И мы, современные педагоги, призваны решать ведущую педагогическую идею современного оздоровления дошкольников. Она заключается в создании условий для развития духовно богатой и физически развитой личности ребёнка, его творческой самореализации в непрерывном единстве речи, пения, игры и движения под музыку, как универсального средства. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, дети овладевают не только разнообразными двигательными навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут детям в дальнейшем успешно осваивать все виды учебной, художественной и спортивной деятельности.

Ритмика в силу своих особенностей выступает в музыкально-двигательном воспитании дошкольников в качестве содержательной основы обучения, на ранней ступени помогающей укрепить здоровье детей, «настроить инструмент» (тело) и мысли на здоровый образ жизни. Именно занятия ритмикой помогают творчески реализовать потребность детей в двигательной активности. Бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребенка. Необходимо иное понимание звучания музыки – расширение ее границ до любования звуками окружающего мира, наполнение методики «музыкой» ритма, музыкой слов и фонем, «музыкой» жеста и движения, «музыкой» явлений природы.

Чтобы обучить детей красоте движений, научить преодолевать трудности, физическую нагрузку в исполнении упражнений, танцев, игр, композиций, необходима система в работе. Красота движений появляется не сразу и этому должна предшествовать огромная работа по вариативному обучению детей ритмике, нацеленная на общее гармоничное их развитие. Но главное внимание педагогов и родителей должно быть нацелено на оздоровление и приобщение к движениям под музыку всех детей. Не только способным и одаренным в музыкальном и двигательном отношении, но и неловким, заторможенным детям надо помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность.

Многочисленные исследования доказывают, что занятия ритмикой для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (из исследования И. М. Сеченова, И. В. Бехтерева).Очень большое значение имеет ритмика для детей с нарушениями речи, оказывая на них коррекционное воздействие. «Движение – это тоже речь, выражающая суть ребёнка» (Л. Генералова). В то же время ребенку легче выразить свое понимание музыки не словом, а мимикой, жестом, движением. Даже, если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует, значит у него развиваются умственные и физические способности. Ритмика является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому все её виды благотворно сказываются на его состоянии, воспитании, здоровье.

Дети способны усвоить невероятно много, активно и благодарно откликаться на слова педагога, если чувствуют в нем старшего друга. И нам, взрослым, необходимо быть всегда приветливыми, спокойными и уважительно относиться к каждому ребенку, давая ему почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают. Надо организовать занятия с детьми таким образом, чтобы они проходили без принуждения, муштры, излишней дидактики, а самое главное доставляли детям радость и вызывали желание «творить». От нас с вами сегодня зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет крепкое здоровье и стремление к здоровому образу жизни, а также богатство души, полученное от общения с высоким искусством.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Театр в жизни ребенка»

«Весь мир – театр, а люди в нем - актеры», - говорит классика.

Детские театры всегда были прекрасным местом проведения досуга для всей семьи. 

На любого из нас театр оказывает определенное влияние, прямо или опосредованно.

И в каждом возрасте мы воспринимаем театр по-разному.

Познание жизни через эмоции
Уникальный период жизни человека  –  детство, время формирования личности.

Именно в детском возрасте особая роль отводится театральному действу. Нашим детям предоставлены самые различные виды познания жизни. Это художественные и анимационные фильмы, различные компьютерные игры, красочные развивающие игрушки, всевозможные развлечения.

А как же театр? Неужели в современном мире театр потерял свою актуальность, значимость, отошел на второй план? 

Ни в коем случае! Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности.

У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая... Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту - все это происходит через образы, краски, звуки, действие.

Дети – лучшие зрители, так как не прячут своих эмоций. Режиссеры детских театров, как правило, хорошие педагоги. Они, создавая спектакли, умело и сознательно используют подобную особенность детской психологии, делая зрителя соучастником представления. Уникальным в этом смысле является искусство кукольных театров, где куклы играют для детей, а дети общаются с куклами. Это самая тесная взаимосвязь, ибо игрушка и ребенок неразделимы.


                                      Ваш ребенок – великий артист
               Информация и эмоции, полученные в театре, расширяют кругозор детей, их эмоциональный диапазон, вызывает потребность рассказать о спектакле друзьям и родителям, поделиться радостью или переживаниями буквально со всеми. Это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Это тот случай, когда мы говорим о ребенке - зрителе.

Но дети еще и гениальные актеры по своей природе, живущие чувствами и эмоциями, не ограниченными взрослением. А уж если ребенок сам принимает участие в театральных постановках: дома, в садике, в школе, в театральной студии, то список драгоценных приобретений значительно удлиняется. Наряду с хорошо развитой речью и более широким, чем у сверстников, кругозором, тренируется память (заучивание текста), ребенок раскрепощается, становится коммуникабельнее, у него появляется ответственность за дело, за себя и партнера.
             
Говорить о роли театра в жизни ребенка можно бесконечно долго, но, как говорится в известной поговорке: «Меньше слов, больше дела».

Поэтому, уважаемые родители, собирайтесь, наряжайтесь, берите детей и идите в театр.

Записывайте своих драгоценных чад в театральные студии и кружки.

Вы никогда об этом не пожалеете. В крайнем случае, ваш ребенок станет великим артистом.

В первый раз в театр.

Сходить с ребенком в театр. Казалось бы, чего проще? Покупаем билеты, надеваем парадный костюмчик - и вот мы уже восседаем на бархатных креслах партераНа самом деле все не так просто. Поход в театр для малыша - огромный праздник, не частое, надолго запоминающееся событие, и надо постараться, чтобы ребенок не был разочарован.

Хорошо было бы заранее разузнать о спектакле, который вы собираетесь посмотреть: почитать рецензии, расспросить знакомых. Ребенок может запротестовать, увидев непривычную или слишком экстравагантную трактовку любимой сказки, а плохая игра актеров и безвкусные декорации на долгие годы могут привить неприязнь к театру.

Теперь о “вешалке”. Позаботьтесь, чтобы ребенок был удобно одет, и вам не пришлось полчаса стаскивать с него в переполненном фойе (а затем надевать обратно) тридцать три теплые одежки.  Можно подобрать стильную, но функциональную одежду, в которой малыш будет выглядеть элегантно, но которая не доставит много хлопот.

Театр - достаточно условное искусство, особая знаковая система. Собираясь с ребенком в театр, подумайте, к восприятию какой степени абстракции ребенок готов. Лет до трех, возможно, стоит повременить со спектаклями - малыш, скорее всего, просто не поймет происходящее. Для самых маленьких лучше всего подойдет кукольный театр.
В драматические театры с детьми можно ходить с четырех-пяти лет. При этом будет лучше, если вы выберете специальный детский театр.

Впечатления от похода в театр сохранятся у ребенка надолго. Обязательно поиграйте с ним дома, устройте собственное представление для кукол с мишками или для бабушки с дедушкой. А может, устроить выставку эскизов и декораций? Тогда готовьте бумагу и краски! Неплохо будет и перечитать сказку, которую вы видели, теперь она зазвучит совсем по-новому. Заодно можно прочесть и другие сказки того же автора, малыш станет слушать их с огромным интересом.

Главное, чтобы театр стал органичной частью жизни вашего ребенка и чтобы он понял, чем настоящее высокое искусство отличается от безвкусных аляповатых мультсериалов, которыми пичкает наших детей телевидение.



Предварительный просмотр:

 «Театр дома»

Сегодня существуют самые разнообразные виды театров, где актёрами являются взрослые куклы, и даже сами дети. Выбор театров велик, а вот репертуар, как правило, составляют сказки, которые учат детей быть добрыми и справедливыми. Огромную радость детям доставляет театр. Дошкольники очень впечатлительны, поддаются эмоциональному воздействию. Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требующую от них вступить в беседу, поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями. Всё это несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).

Домашний театр — это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

Для домашнего пользования доступны — кукольный, настольный, теневой театры.

Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка.

В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками.

Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра — настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.

Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, черты.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Уважаемые родители:

  • Читайте дома больше сказок, стихов и т. д., беседуйте по содержанию произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах, будьте эмоциональными.
  • Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте.
  • Старайтесь мимикой, жестами помогать себе и ребенку в раскрытии различных образов.
  • Шейте костюмы своими руками, делайте маски и т. д.
  • Рисуйте с ребенком картины по прочитанным произведениям.
  • Постарайтесь по возможности посещать с детьми театр, цирк и т. д.
  • Закрепите в беседе правила поведения в театре.

 

 

Упражнения

  • С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

  • Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм, за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как :

-вратарь ловит мяч;

-зоолог ловит бабочку;

-рыбак ловит большую рыбу;

-ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить:

Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.



Предварительный просмотр:

«Музыкальные занятия»

Музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, так как эти занятия объединяют музыку и пение, движение и слово. Занятия образовательной области "Музыка" направлены на эмоциональное развитие детей и проходят по основным видам деятельности:

- Слушание,

- Подпевание и пение,

- Музыкально-ритмические движения.

Подпевание и пение:

Детям должно доставлять радость пение взрослых. Только на основе положительных эмоций у детей возникает желание приобщиться к этому замечательному виду музыкальной деятельности. Дети любят повторения, знакомые песенки поют чище и увереннее, а слушают - внимательнее и радостнее.

Охотнее и радостнее дети поют с музыкальным сопровождением, но чище интонируют, подстраиваясь к голосу, поэтому я чередую пение с “голоса”, пение с проигрыванием только мелодии и пение с аккомпанементом. Но активнее и успешнее поют малыши, если обращаются непосредственно к персонажу песни и за этим следует какое-либо конкретное действие. Например, песенка "Кошка":

Киска к детям подошла

Молочка просила

Молочка просила

Мяу говорила

"Мяу, мяу, мяу"

После первого куплета на проигрыш - "покормили" её, а затем только продолжали петь второй куплет песни:

Угостили молочком,

Кисонька поела, кисонька поела

Песенку запела

"Мурр, мурр, мурр"

Песенный репертуар очень разнообразен. Если в начале года песенки очень простые, т. к. моей основной задачей является - эмоциональная отзывчивость детей и побуждение их к подпеванию, то к середине и к концу года постепенно включаю и более сложные песни. Дети подпевают мне, а некоторые из них уже поют от начала до конца.

Дети откликаются на потешки, попевки, поговорки, колыбельные, созданные русским народам в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, дети играют в ладушки, притопывают, приплясывают, двигаются в такт тексту. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение рук. Пальчиковые игры с пропеванием слов не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать.

Следующий основной вид деятельности - слушание музыки.

На музыкальных занятиях дети слышат много музыки. Музыку разучиваемых песен и музыку, сопровождающую движения (ходьбу, бег, пляски, игры), то есть ту, которая выполняет важную, но прикладную роль. Дети с удовольствием и заинтересованно слушают музыку в течение. Они с интересом слушают отдельные произведения. Это «Медведь», «Птичка», «Зайчик». Все произведения звучат в разных регистрах, контрастные по характеру. «Медведь»- в низком регистре. «Птичка»- в высоком. Также в раздел «Слушание музыки» входит знакомство с шумовыми музыкальными инструментами, дети знакомятся с барабаном, колокольчиком, ложками, бубном, и т. д. Учатся правильно называть их, играют сами - по одному и вместе всей группой. В процессе «слушания» у детей развивается музыкальная память, звуковысотный и тембровый слух.

Музыкально - ритмические движения

Работа над музыкально - ритмическими движениями тоже требует особого внимания, т. к. направлена не только на эмоциональное развитие детей, но и на развитие коммуникативных качеств: воспитания навыков общения с взрослыми и сверстниками и обогащение малышей разнообразными радостными впечатлениями. Решаются не только музыкальные задачи, но и элементарные компоненты музыкального мышления и чувства ритма, развивается двигательная активность, внимание, память.

Это самая любимая и самая веселая часть музыкального занятия и является наиболее эффективным способом активизации всех детей. В этом виде музыкальной деятельности дети играют и танцуют по одному и в паре, выполняет упражнения с флажками, султанчиками, платочками, кубиками, колечками, погремушками. Движения под веселую, живую музыку и фонограмму радуют детей, что само по себе очень важно. Положительные эмоции облегчают обучение, дети очень любят танцевать.

И  наконец,  музыкальные игры. Ребенок не может остаться равнодушным к веселой и шумной игре, часто эмоции переполняют их. Большинство игр сюжетно-ролевые, включают “перебежки - догонялки” или прятки, а часто и то и другое (сюжетные игры под пение, хороводы).

Музыкальные занятия интересны детям, так как они проходят в игровой форме, а игра - универсальное средство всестороннего гармоничного развития ребенка и инструмент общения детей и взрослых, инструмент эмоционального взаимодействия.

Музыка - средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.

Большое внимание уделяется такому инструменту как - голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”, . Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

Пусть музыка, звучащая на музыкальных занятиях приносит радость детям.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Музыку и песню в каждый дом»

Ребенку нужно помочь увидеть и понять прекрасное. Взрослые должны научить его видеть красоту в природе, в труде, в искусстве, научить волноваться и радоваться, слыша трель соловья, журчание ручья, видя, как человеческие руки создают прекрасное своим трудом, преображая природу и быт народа, не оставаться равнодушным к хорошей картине, памятнику архитектуры, к русской песне, к музыке.

Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует и осознает окружающее. Она будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус.

Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Уже с младенческих лет ребенка нужно приобщать к музыкальной культуре.

К сожалению, многие из родителей еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению к одаренным детям, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребенок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.

Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребенок всегда эмоционально реагирует на нее. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребенка.

Павел Шивиц (Югославия) в своем докладе на IX международной конференции по музыкальному воспитанию сказал: "Моцартом может быть только Моцарт, но Моцарт в каждом может жить!" И как это верно! Это на нас, взрослых, лежит ответственность за то, чтобы каждый ребенок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребенок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье? Как пробудить у ребенка интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать музыку?

Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы его художественный вкус. А для этого наряду с другими видами детской деятельности отводить время знакомству с музыкой и песней.

Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.

Если, например, отец, приходя домой, радуется тому, что вечером предстоит послушать концерт из произведений композитора Шопена, то и ребенок невольно проникается радостным ожиданием. Если после концерта отец увлеченно говорит, что прослушанное произведение Шопена - одно из лучших произведений композитора, отмечает напевность, простоту и ясность мелодии, то и ребенок, прислушиваясь к отцу, заражается его настроением. Пока ребенку еще не все ясно, чем восторгается отец. Но пройдет время, в день рождения сына мать подарит ему пластинку, прослушав её, ребенок вспомнит тот вечер, когда он услышал эту музыку впервые, и она не оставит его равнодушным. Теперь он узнает её, волнуясь и радуясь открытию знакомой для себя мелодии.

...Чтобы дорога была короче, дед с внучкой придумали игру. Дедушка пропевал мелодию без слов, а семилетняя девочка отгадывала, что это за песня. Затем они менялись ролями. Кто-то из окружающих заметил: "Хорошо, когда дедушка музыкант, уж он-то научит любить музыку". Он ответил: "А я вовсе и не музыкант. Музыку люблю смолоду. У нас в семье четверо детей было, и все играют - кто на гитаре, кто на баяне, а я - на мандолине и немного на фортепиано... А с чего это начиналось? Отец был простой крестьянин, любил на гармошке играть, на обыкновенной двухрядке. Мы еще маленькие, бывало, обступим его со всех сторон. Он играет и поет, и мы вместе с ним. С любовью пели все песни гражданской войны. Потом сами стали пытаться подбирать их на гармони. Отставал наш батя от времени, современных песен не знал, но и те, что мы пели, научили песню любить, музыку. Сейчас каждый у себя в семье отцовскую память хранит, любовь к музыке и песне по наследству как приданое передаем. И не беда, что специально не учились музыке: мы не успели, зато внуки учатся, а стремление к этому в них от нас заложено..."

Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятней становятся для них музыкальные образы. Музыка становиться их постоянным спутником жизни. Дети учатся слышать и слушать, понимать и любить её.

Дети, посещающие детский сад, получают музыкальное воспитание под руководством музыкантов-педагогов. Они увлеченно поют песни советских композиторов, народные песни, с большим удовольствием выполняют движения - танцуют, играют. Их учат слушать музыку. Затаив дыхание, дети ищут в ней знакомые образы действительности.

Родители должны интересоваться, чему учат ребенка на музыкальных занятиях в детском саду, что он поет. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду.

Малыш пришел из сада в хорошем настроении. Он все время пробует что-то напевать, но слов он не запомнил, и потому сочиняет на ходу свои. Оборви его, засмейся, и к нему не скоро вернется это настроение. Но если быть внимательным и бережным к настроению ребенка, то лучше ненавязчиво расспросить его о том, какую песню он пел сегодня, вспомнить её, спеть вместе с ребенком. Если песня для вас незнакома, обратитесь к воспитателю и музыкальному руководителю с просьбой дать её слова, разучите с ребенком текст, и вы увидите, что ваш ребенок с удовольствием будет исполнять и дома. Такие дети обычно выделяются среди ребят активностью на музыкальных занятиях, выразительным исполнением песен и т.д.

Интерес у родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребенка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.

Приглядитесь, какое отношение к музыке проявляет ваш ребенок. Если он равнодушен, это плохо! Значит, музыка не стала его потребностью. И вина семьи и педагогов, что не сумели вовремя привить любовь к музыке. А ведь именно семья - главный помощник детскому саду в приобщении детей к музыкальной культуре.

В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки. Слушание музыки развивает у ребенка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических и этических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни.

Какие произведения можно рекомендовать для слушания детям? Это и русские народные песни и мелодии, которые ценны своей мелодичностью, напевностью, повторами мелодических рисунков, заставляющих ребенка волноваться и запоминать мотив. Они великолепны своим многообразием форм: это песни, исполняемые детьми, и игры, и хороводы, и народные мелодии в исполнении народных музыкальных инструментов. Выбирать надо наиболее доступные и выразительные песни, например: "Ивушка", "Во поле береза стояла", "У меня ль во садочке", "На горе-то калина", "Как на тоненький ледок", "Ворон", "Комарочек", "Журавель", "На зеленом лугу" и др.

Это и песни, и инструментальная музыка русских классиков, советских и зарубежных композиторов.

Как организовать детям слушание музыки?

Самым доступным средством является грамзапись. Почти весь репертуар, указанный в программе детского сада, записан на пластинки. В исполнении известных музыкантов, певцов, в оркестровом и хоровом исполнении, знакомые песни слушаются детьми с большим интересом. Слушая эти пластинки, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений.

Пусть дети узнают, что музыку пишут композиторы, пусть познакомятся и запомнят имена русских и советских композиторов: М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова,  Д.Кабалевского,  Д.Шостаковича, С.Прокофьева и др. Пусть узнают некоторые музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, баян, балалайку, научатся различать их по звучанию. Через грамзапись им можно дать понятия "оркестр", "хор", познакомить с их звучанием.

Исключительные возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение.

По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие передачи, как: "Радио - малышам", "Композитор - детям", "Сказка за сказкой", "Угадай-ка", "Пойте вместе с нами", "Музыкальная шкатулка". И это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Великолепны и радиооперы для детей. Этот жанр радиопередач в лице детей находит благодарного слушателя. Дети вместе с родителями с удовольствием слушают радиооперы "Морозко" М.Красева, "Петя и волк" С.Прокофьева, "Белоснежка и семь гномов" Э.Колмановского и многие другие.

Как организовать слушание ребенком радиопередач?

Слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами и потому требует от слушателя активного воображения, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать соответствующую обстановку, помогающую ему сосредоточиться. Не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается. В это время ребенок не должен играть, заниматься своими делами: он должен только слушать.

Такие занятия приносят успех тогда, когда родители знают заранее о передаче, когда к ней готовятся сами и готовят детей: подбирают литературу, иллюстрации, ведут разговор о предстоящей передаче.

Голубой экран позволяет ребенку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности, нотной грамотой. Это способствует музыкальному развитию детей. Во время их будьте рядом с ребенком: вам надо помогать понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял.

Эти передачи увлекают маленького зрителя тем, что он часто видит на голубом экране среди участников передач своих сверстников, приглашенных в телестудию. И ребята, которые сидят у экранов телевизоров становятся тоже как бы участниками происходящих событий. Вопросы, обращенные к детской аудитории, маленький зритель воспринимает как вопросы, относящиеся непосредственно к нему самому. Ответы детей, сидящих в телестудии, подбадривают его, он с интересом следит за действиями своих сверстников и сам активно включается в действие на экране.

С большим удовольствием дети слушают, как играют взрослые в семье на фортепиано, баяне, скрипке, и сами стремятся научиться играть. Это желание нужно поддерживать, создавая все условия для того, чтобы подготовить детей дошкольного возраста к занятиям в школе, в музыкальной школе, студии.

В семье нужно создавать благоприятную обстановку для самостоятельной музыкальной деятельности ребенка - чтобы он мог самостоятельно музицировать, играть несложные мелодии с показа взрослого, подбирать полюбившиеся песни, петь.

Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты - великолепные спутники в жизни ребенка, его музыкальном развитии. Известно, что уже у ребенка преддошкольного возраста большая тяга к музыкальной игрушке. Малыш тянется ко всему тому, что издает звук, - к погремушке, свистульке, детскому органчику и т.д. А дети дошкольного возраста 5-6 лет могут уже сами играть на детских музыкальных инструментах.

Какие же музыкальные игрушки и в каком возрасте можно рекомендовать?

Это, прежде всего, модели музыкальных инструментов – не озвученные. Эти игрушки для самых маленьких. Ребенок, "играя" на "немой" клавиатуре, напевает любимую песенку, мелодию.

Есть игрушки, изображающие животных и подражающих их голосам. Они полезны тем, что дети учатся различать звуки по тембру (кто это: кошка или собака, корова? И т.д.), по высоте (маленький Петушок - высокое звучание, большой - низкое). В игровой форме эти задания подводят ребенка к различению звука по высоте и тембру. Эти игрушки можно давать детям младшего дошкольного возраста.

Можно также рекомендовать такой вид игрушек, как инструменты со звуком нефиксированной высоты {бубен, погремушки, барабан и т.д.), и инструменты с точным по высоте звуком (звук один и тот же - дудочка,треугольник, рожок и т.д.). Играя с этими игрушками, ребенок может комбинировать различный ритмический рисунок.

Но есть еще игрушки, которые представляют собой настоящую озвученную модель музыкальных инструментов, построенных на определенном звукоряде. Это так называемые детские музыкальные инструменты: металлофоны, цитры, аккордеоны "Мелодия-26", флейта, триола, пианино и т.д. Последний вид игрушек - игрушки с фиксированной мелодией (органчик, музыкальный конструктор и т.д.). Эти игрушки - материал для организации настольных музыкально-дидактических игр, во время которых дети тренируют звуковысотный слух, музыкальную память, чувство ритма.

Д.Б. Кабалевский в одном из своих докладов приводит такой пример: "Как-то, приведя к учительнице музыки свою семилетнюю дочку, её мать спросила: "Стоит ли учить девочку музыке? Есть ли у неё для этого достаточные способности?". Вместо ответа учительница задала свой вопрос: "А вы не спрашивали у преподавателей физики, географии, истории, есть ли у вашей дочери способности к физике, географии, истории? Вас ведь не удивляет то, что она будет изучать в школе все эти предметы, хотя, возможно, не станет ни историком, ни географом, ни физиком. Почему же музыкой, этим чудесным созданием человеческого гения, без которого не может прожить свою жизнь ни физик, ни историк, ни географ, должны заниматься только избранные, особо одаренные дети?!".



Предварительный просмотр:

«Колыбельная песня в жизни ребенка»

Родители не понаслышке знают, как порой непросто уложить своего малыша спать. Но зачем что-то изобретать, когда еще наши далекие предки нашли универсальное средство для детей различных возрастов — колыбельные песни. Не зря испокон веков считалось, что именно с колыбельных начинается воспитание ребёнка, этим песням придавалось мистическое значение. Первые колыбельные выполняли роль заклинаний, в песне мать обращалась к языческим образам, таким как Дрема, Бука, Сон, Угомон, и просила послать здоровый сон её малышу, чтобы он набирался сил и стал богатым и здоровым в будущем. У каждого младенца была личная колыбельная, которую сразу после рождения сочиняла для него мать. Позже она выполняла роль оберега. И в наше время колыбельная – первое музыкальное впечатление младенца.

Стихи к колыбельным писали выдающиеся русские поэты —Цветаева, Лермонтов, Жуковский и другие. Есть и замечательные колыбельные авторства знаменитых детских поэтов, современных звезд эстрады. Получается, что этот жанр не теряет актуальности и по сей день.

Колыбельные и развитие речи

Выработка дикции – одна из важнейших задач в старшем дошкольном возрасте. У ребенка в этот период работа органов речевого аппарата еще недостаточно координирована и четко слажена. Чрезмерная торопливость в речи, нечеткое произношение звуков, "проглатывание" окончаний и излишне замедленная манера проговаривания слов – вот основные проблемы, с которыми сталкивается ребёнок. Колыбельные имеют лаконичную и четкую форму, они глубокие и ритмичные, это помогает детям избавиться от де-фектов речи. Пение колыбельных способствует развитию гибкости и подвижности речевого аппарата, формированию правильного произношения звуков, освоению различных темпов речи и овладению интонационными возможностями.

Влияние пения колыбельных распространяется и на мышление ребенка. От того, какие песни были доступны ему в раннем возрасте, зависит многое: начиная от характера маленького человека и заканчивая его физическим здоровьем и степенью психологической устойчивости. Колыбельные песни утверждают высшую ценность места, занимаемого ребенком в семье, малышу важно знать, что его дом – самое лучшее место, его родители – самые родные, а сам он – любимый и желанный.

Плавная мелодия, ритмическое сочетание слов и движений в песне действуют на ребенка успокаивающе, избавляют от тревожности и накопившегося возбуждения.

Когда мамы поют колыбельные, дети быстрее засыпают. Им становится светло и спокойно, все проблемы забываются, снятся хорошие сны. Их укладывают спать лаской, именно любовь, ласка и нежность мамы передаются вместе с песней. Дети, которым поют в детстве на ночь, вырастают более спокойными и добрыми.

Предлагаю вашему вниманию колыбельные песенки:

Люли, люли, люли.

Материал: фонограмма или фортепиано (баян)

Люли, люли, люли

Прилетели гули.

Стали гули ворковать,

Тихо детку усыплять:

- Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не открывай!

***

А-а-а, баю-баю-баю.Баю-баю-баинки.

Материал: фонограмма или фортепиано (баян)

А-а-а, баю-баю-баю. Баю-баю-баинки.

Я скатаю валенки

Сыночку на ноженьки

Бегать по дороженьке.

Баю–баю–баю-бай,

***

Не ложися на краю.

Материал: фонограмма или фортепиано (баян)

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок,

Тебя схватит за бочок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок.

А баю-баю-баю,

Баю-баю, баю-баю.

И утащит во лесок

Под ракитовый кусток –

Там птички поют,

Тебе спать не дают.

А-а-а-а-а, баю-баю-баю.

***

Дрёма в избу пришла

Материал: фонограмма или фортепиано (баян)

Дрёма в избу пришла

И по зыбочке брела,

К Саше в зыбочку легла,

Сашу ручкой обняла.

Спи-ка, Сашенька, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Ручки белые прижми,

Глазки милые сожми.

***

Котя-котя, коток.

Материал: фонограмма или фортепиано (баян)

Котя-котя, коток,

Котя - серенький хвосток!

Прийди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу -

Дам кусочек пирога

И кувшинчик молока.

Шубку кунью я куплю

И сапожки закажу.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать!

***

Котя, котенька-коток.

Материал: фонограмма или фортепиано(баян)

Котя, котенька-коток,

Котя – серенький хвосток!

Приди, милый, ночевать!

Нашу Машеньку качать,

Прибаюкивать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да горшок молока,

Красну шапочку куплю,

Шубку новую сошью,

Лапки вызолочу,

Хвостик высеребрю.

***

Спи, дитя моё, усни! 
Сладкий сон к себе мани: 
В няньки я к тебе взяла 
Ветер, солнце и орла.

Улетел орёл домой; 
Солнце скрылось под водой; 
Ветер, после трёх ночей, 
Мчится к матери своей. 
Ветра спрашивает мать: 
«Где изволил пропадать? 
Али звёзды воевал? 
Али волны всё гонял?» 
«Не гонял я волн морских, 
Звёзд не трогал золотых; 
Я дитя оберегал, 
Колыбелечку качал!»

***

Глазки сон смежает.

Материал: фонограмма или фортепиано (баян).

Глазки сон смежает,

Пчёлка пролетает,
Сладкий мед, сбирая,
По цветам порхая.

Смолкло птичек пенье;
Словно сновиденье,
Ночь спустилась над землёй,
Шепчет: « Глазки ты закрой.

Спи подольше, милый,
Спи, мой шаловливый.
Птички спят ещё в саду,
Я твой сон здесь берегу».

***

Спи, мой мальчик! Птицы спят;

Материал: фонограмма или фортепиано (баян).

Спи, мой мальчик! Птицы спят;

Накормили львицы львят;
Прислонясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой;
Почивает сом седой.

Только волки, только совы
По ночам гулять, готовы,
Рыщут, ищут, где украсть,
Разевают клюв и пасть.
Ты не бойся, здесь кроватка,
Спи, мой мальчик, мирно, сладко.

Спи, как рыбы, птицы, львы,
Как жучки в кустах травы,
Как в берлогах, норах, гнездах
Звери, легшие на роздых...
Вой волков и крики сов,
Не тревожьте детских снов!

***

«Спи, моя радость усни»

Спи, моя радость, усни. 
В доме погасли огни. 
Птички затихли в саду. 
Рыбки уснули в пруду. 

Месяц на небе блестит, 
Месяц в окошко глядит. 
Глазки скорее сомкни, 
Спи, моя радость, усни! 
В доме всё стихло давно, 
В погребе, в кухне темно. 
Дверь ни одна не скрипит, 
Мышка за печкою спит. 
Кто-то вздохнул за стеной, 
Что нам за дело, родной? 
Глазки скорее сомкни, 
Спи, моя радость, усни! 
Сладко мой птенчик живёт. 
Нет ни тревог, ни хлопот. 
Вдоволь игрушек, сластей, 
Вдоволь весёлых затей. 
Всё-то добыть поспешишь, 
лишь бы не плакал малыш. 
Вот бы так было все дни! 
Спи, моя радость, усни.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Мы танцуем и поем - вместе весело живем!

     Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее  развитие   малыша: формируется   эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

     Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с  ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

     Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста,  в  том  числе  и  музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций,  отношения  к   музыке   и   музыкальной   деятельности,  от  общей культуры…

      Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое  знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

      Младенец  рождается  с  практически неразвитым   зрительным  анализатором, но он уже способен различать многие звуки  и  необычайно  чутко  реагировать на них.  Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

    Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки  можно и обучить. Нужно   слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в  нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым   инструментом  может   быть   один   из ударных, а таковым может  служить   все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

      С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!»   Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил  серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

     Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

      С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка  небольшой звуковой носитель.  Это даст возможность малышу самому слушать музыку.

    Нужно записывать на  электронные носители  разную музыку (хорошего  качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка  на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

    Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

              1.Наглядно-слуховой метод — основной.

Если ребенок растет в семье,  где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

       2.Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство  малышей с народными традициями, обрядами.

           3.Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить  внимание ребенка на смену настроений, на изменения  в  звучании.

           4.Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению  музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Советы родителям

1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так  включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

 Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

http://sov.opredelim.com/tw_files2/urls_927/8/d-7352/7352_html_28221393.jpg