Технология "Этот удивительный ритм"

Швец Елена Анатольевна

Создание условий для развития музыкально-ритмических способностей дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50

Технология

развития чувства ритма у дошкольников

«Этот удивительный ритм»

И. Каплуновой,

И.Новоскольцевой

                                       

                                                                                     Составитель:                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                   музыкальный руководитель

        Швец Елена Анатольевна

г.о. Химки

Актуальность использования

                В детской психологии и методике развития речи дошкольников известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

      Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения с взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.

             Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных,  является в наше время актуальной проблемой.

            По определению Б.М. Теплова, структура музыкальных способностей включает ладовое чувство, слуховые представления и музыкально – ритмическое чувство. Эти три частные способности и образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.

             Музыкально – педагогические исследования чувства ритма показали, что у детей с общим недоразвитием речи возникают значительные затруднения при выполнении даже простых ритмических заданий. Ритм помогает педагогу быстро найти контакт с детьми музыкально малоразвитыми и соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.

       Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно, а недостатки речевого развития  корректируются. К 4,5 – 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков, поэтому вводить элементы логоритмики, развивающие такой важный компонент музыкальной структуры, как чувство ритма, в занятия можно начиная со среднего дошкольного возраста.

 Дифференцированное использование в детском саду элементов логоритмики, её приёмов и методов развивает у детей с нарушением речи музыкально – ритмический слух, а также формирует осознанное отношение к воспринимаемой музыке.

      Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма может быть обеспечено при выполнении нескольких педагогических условий:

                                                     

  • учёт музыкальных предпочтений и вкусов ребёнка;
  • использование системы специально подобранных музыкально - игровых заданий для развития чувства ритма;
  • создание музыкально – обогащённой среды в детском саду и дома для самостоятельной музыкальной деятельности детей.

             В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют педагогические материалы по становлению чувства ритма в дошкольном возрасте.

Особое внимание нужно уделить практической разработке «Этот удивительный ритм» педагогов И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой по формированию ритмических способностей детей не только в сфере восприятия, но и в организации движения. В основе их разработок – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоциональной окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.

              Сильной стороной данной технологии является её дифференциация в соответствии с возрастными особенностями детей, у которых постепенно усложняется восприятие организованных во временные ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помощью движения. Этот процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных игр и забав. Если дети от этих музыкально - двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.

Такие упражнения, методы и приёмы работы с ними представлены в педагогической технологии «Этот удивительный ритм».

Цель: создание условий для развития музыкально - ритмических способностей дошкольников.

Задачи технологии: 

  1. Воспитывать у ребёнка интереса к миру музыки, элементарному  музыкальному анализу.
  2. Развивать у детей музыкально – ритмический слух, чувство ритма.
  3. Формировать основы музыкальной грамоты.
  4. Обогащать музыкальный опыт детей.
  5. Активизировать эмоциональные реакции детей на музыку.
  6. Развивать исполнительские умения и творческие способности.

 

Принципы построения технологии

  1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

        Обогащение музыкально – сенсорного опыта будет способствовать всестороннему развитию детей.

  1. Принцип доступности обучения.

При работе с детьми учитывают особенности их развития. Музыкально – ритмический материал отбирают исходя из реальных возможностей детей. Занятия строят таким образом, чтобы дети не чувствовали перегрузок.

  1. Принцип систематичности и последовательности.

Он предполагает построение системы занятий, позволяющее достичь наиболее оптимальных развивающих результатов.

  1. Принцип связи обучения с жизнью и практикой.

Весь накопленный музыкально – ритмический опыт может быть использован детьми в других видах деятельности (игровой, учебной, художественной).

      5.  Принцип педагогической поддержки. 

Помогает взаимодействию с детьми в процессе развития у них чувства ритма и обретения и обогащения музыкального опыта. Призывает педагога к чуткому и деликатному сотрудничеству, к оказанию своевременной помощи в затруднительных для ребёнка ситуациях.

              Упражнения и игры по развитию чувства ритма, представленные в данной технологии, реализуются в ООД как её неотъемлемая часть, в самостоятельной деятельности ребёнка, в индивидуальной работе с детьми, в работе с педагогами и родителями, а также в досуговой деятельности.

 Для лучшего усвоения материала каждая предлагаемая игра неоднократно повторяется и варьируется в течение всего учебного года.

Срок реализации технологии – 4 года. Она условно разделена на 4 ступени, каждая их которых соответствует возрастной группе:

       1-ая ступень: 3 – 4 года;

2-ая ступень: 4 – 5 лет;

3-я ступень: 5 – 6 лет;

4-ая ступень: 6 – 7 лет.

Структура содержания технологии

           

             Данная педагогическая технология реализуется посредством использования различных дидактических игр в непосредственно организованной музыкальной деятельности в разделе «Развитие чувства ритма. Музицирование». Данный раздел присутствует в каждом музыкальном занятии.

Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.

Данная технология состоит из следующих видов игр, которые реализуются на каждой возрастной ступени с постепенным усложнением и неоднократным повторением в течение одного учебного года:

  1. Игры с игрушками и картинками;
  2. Игры и с именами;
  3. Игры с предметами;
  4. Знакомство с длинными и короткими звуками;
  5. Ритм в стихах;
  6. Ритм в музыкальных произведениях;
  7. Игры с палочками;
  8. Игры с ладошками.

Методическое обеспечение технологии

1. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Этот удивительный ритм»,

   Санкт-Петербург, 2005г.

2. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Праздник каждый день»,

    Санкт – Петербург, 2007 – 2012г.  

Методические пособия для реализации технологии.

  1. Магнитная доска
  2. Магниты разного размера и цвета
  3. Деревянные палочки
  4. Мягкие игрушки: кошка, мишка, зайчик, собачка, лошадка и т.д.
  5. Яркие картинки: белочка, ёжик, лев, крокодил, поросенок
  6. Ритмические карточки
  7. Паровоз
  8. Музыкальные инструменты
  9. Музыкальный центр
  10.  Пианино

Ожидаемые результаты применения технологии

В результате полного усвоения данной педагогической технологии должны быть созданы условия для проявления следующих знаний, умений и навыков: 

 Дети:

  1. Возникновение способности к восприятию и воспроизведению темпа следования звуков, отношений акцентированных и не акцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра.
  2. Усвоение эталонов тактового метра: от двудольного к четырёхдольному,

   а  затем и к трёхдольному метру.

     3.  Появление способности к восприятию и воспроизведению отношений

          длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка.

4. Развитие музыкально – ритмического слуха.

5. Умение выразительно двигаться под музыку в соответствии с ее характером и ритмом.

     6. Желание использования музыкально – ритмического материала в

        самостоятельной деятельности.

       Родители:

  1. Повышение интереса к музыкальной деятельности детей.
  2. Интерес и осознание важности проблемы развития музыкально – ритмического слуха ребёнка.

Педагоги:

  1. Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач

     музыкального развития детей.

  1. Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания детей.
  2. Творческий подход к созданию музыкально – обогащенной развивающей среды.

Способы проверки усвоения технологии

             Реализация технологии предполагает оценку индивидуального развития дошкольников с целью индивидуализации и оптимизации образования. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики. Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования, нужно знать исходный уровень развития  музыкальных способностей детей. Для этого проводится мониторинг уровня усвоения программного материала.

                 Мониторинг осуществляется в процессе организованной образовательной музыкальной деятельности, во время которой музыкальный руководитель наблюдает за детьми, а затем фиксирует свои наблюдения. Мониторинг проводится 2 раза в год: в сентябре и мае.

Уровень усвоения технологии

Качество усвоения технологии

Сформирован

Программа усвоена на высоком уровне

На стадии формирования

Не усвоены отдельные возрастные критерии

Не сформирован

Усвоены только отдельные возрастные критерии

 

                                                                                                                 

Из данной диаграммы видно, что положительная динамика уровня усвоения дошкольниками технологии стабильно растёт из года в год.

      Можно сделать следующие выводы: работа по данной технологии приносит стабильные, положительные, довольно высокие результаты.

Рекомендации: продолжить дальнейшее использование технологии обучения «Этот удивительный ритм» в музыкальном развитии дошкольников.

            Все представленные выше результаты мониторинга свидетельствуют о том, что применяемая мною технология помогает маленькому человеку видеть свои цели, проявлять инициативу, быстро включаться в коллектив, развивать музыкальные способности.

       

Заключение.

Результатом моей инновационной работы стало то, что с каждым годом всё больше детей проявляют свои творческие способности, становятся более раскрепощёнными и общительными, раскрывают свой внутренний мир, продолжают и в дальнейшем самосовершенствоваться.

Танцевальные ритмопластические этюды, танцевальные композиции на празднике - один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа. Озорные, зажигательные, хороводные и другие музыкально ритмические движения делают праздник выразительным и привлекательно задорным.

В танцевально-ритмопластических движениях происходит наибольшее сближение детей с музыкой, ведь в них есть всё: и ритм, и мелодия, и темп, и импровизация, и аранжировка, для появления желания и стремления согласовывать свои движения с музыкой.

 Итогом  работы стали выступления на конкурсах, утренниках и развлечениях. Дети ждут их с большим нетерпением, ведь танцы и игры – украшение любого праздника. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы танца. Именно на таких выступлениях ребята стали более ответственными, дисциплинированными, внимательными. А если зрители ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.

         Очевидно, что в будущем не каждый станет музыкантом, но в любом деле ему помогут творческая активность и  развитое воображение, которые не возникнут сами по себе, а созреют в его деятельности.

         Чтобы в наш бурный век автоматизации и компьютеризации ребёнок не вырос равнодушным и эстетически глухим человеком, нужно продолжить не простую, но очень интересную работу по созданию условий для музыкального развития  ребёнка, что поможет вырастить гармонично развитую и творческую личность.

Приложение № 1

Планирование работы по технологии «Этот удивительный ритм»

на учебный год

Месяц

3 – 4 года

4 – 5 лет

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Сентябрь

«Весёлые ладошки»

«Андрей - воробей», «Котя»,

«Петушок», «Зайчик, ты зайчик»

«Тук-тук, молотком», ритмические цепочки

Ритмические цепочки, «Комната наша», «Горн», «Хвостатый-хитроватый»

Октябрь

Знакомство с бубном и треугольником.

Ритм в стихах- «Лошадка», «Где наши ручки?», «Зайчик»

«Кап-кап», таблица «М», «Гусеница», картинки Ёжик и Поросёнок

«Весёлые палочки», пауза

Ноябрь

«Тихо-громко»

«Лётчик», «Весёлый оркестр», таблица «М»

«Тик-тик-так», ритмические карточки, таблица «IV», «Рыбки»

«Аты-баты», «Ручеёк»

Декабрь

«Игра в имена», «Паровоз»

«Сорока», «Паровоз»

«Колокольчик», картинки Белочка и Ёжик, ритмические карточки

«С барабаном ходит ёжик», «Гусеница с паузами»

Январь

«Картинки», «Звучащий клубок», знакомство с палочками

«Барашеньки»

«Сел комарик под кусточек», ритмические цепочки

«Загадка», «Эхо»

Февраль

«Звучащий клубок», «Учим танцевать»

«Я иду с цветами», «Зайчик», таблица «III»

«По деревьям скок-скок», ритмические карточки

«Две гусеницы», изучаем длительности, ритмические картинки Е, Ж, З, И, К

Март

Ритм в стихах - «Тигрёнок», игры с магнитами.

«Спой и сыграй своё имя», «Ёжик»

«Жучок», «Жуки»

«Комар», с палочками «Сделай так!»

Апрель

«Ритмические цепочки», ритм в стихах - «Барабан»

«Божья коровка»

«Лиса», ритмические карточки

«Ворота»

Май

Повторение пройденного материала

«Два кота»

«Маленькая Юлька», ритмические карточки

«Что у кого внутри», «Дирижёр»

Июнь

Ритмические цепочки

«Василёк», «Таблица О»

«Федосья»

«Семейка огурцов»