Технология А.И.Бурениной "Ритмическая мозаика"

Швец Елена Анатольевна

Целостное развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития ритмопластики у дошкольников

«Ритмическая мозаика»          (А. И. Буренина)

Пояснительная записка.

Актуальность очевидна: в музыкально-ритмической деятельности наиболее комфортно и привлекательно для детей происходит целостное развитие личности ребёнка, укрепление его психического и физического здоровья, раскрытие творческого потенциала и приобщение к музыкальному искусству.

Поскольку музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармонического умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык танца понятен всем, он интернационален.

Все современные программы по ритмике и пластике объединяет одна общая цель - гармоничное развитие личности, единство духовного и физического.

Существуют много направлений в музыкально-ритмическом воспитании детей: основная гимнастика, танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика, музыкально-подвижные игры, танцы, хореография и другие направления. Все они позволяют решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.

Технология ритмических движений и пластического интонирования на музыкальных занятиях, как и любая технология обучения, - это, прежде всего, взаимодействие педагога и ребенка, это совместная деятельность педагога и детей, направленная на достижение поставленной цели. Из этого следует, что организация занятий музыкально-ритмическими движениями обеспечивается рядом методических приемов, которые использует педагог в своей работе и вызывают у детей желание творчества. Набор методов, приемов работы педагога-музыканта направлен на музыкальное развитие детей.

Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно, но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, педагог должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

 

Цель данной технологии:

Целостное развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Основные задачи:

  • развитие музыкальности,
  • развитие двигательных качеств и умений,
  • развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку,
  • развитие и тренировка психических процессов,
  • развитие нравственно-коммуникативных качеств личности

Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения - вот что должно быть характерным при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.

Для выполнения этой задачи должны учитываться следующие основные принципы:

  • комплексное решение основных задач музыкального воспитания,
  • систематичность,
  • постепенность,
  • последовательность,
  • повторность,
  • доступность и индивидуализация,
  • сознательность и активность,
  • наглядность,
  • интеграция образовательных областей.

В процессе слушания музыки дети узнают, какие чувства передает музыка, о чем и как она рассказывает. Предварительный настрой к моменту прослушивания произведения, дальнейший разбор содержания музыкального произведения помогают правильно воспринять музыку. Но более осмысленно дети воспринимают музыку, когда могут выразить свое отношение к ней через исполнительство, а именно, посредством движений под музыку. Подбор специальных упражнений помогает понять отдельные средства музыкальной выразительности. Дети меняют направление движения со сменой частей и музыкальных фраз произведения, изменяют характер движений со сменой динамики, регистра, темпа музыки.

В музыкальных играх, создавая тот или иной игровой образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. Тем самым они учатся более тонко чувствовать эмоциональную настроенность произведения.

Умение отметить в движении начало и конец музыкального произведения, выделить ритмический рисунок мелодии, осознать средства музыкальной выразительности помогает детям в пении, делает его более выразительным, музыкальным.

Следовательно, музыкально-ритмическая деятельность способствует комплексному решению задач музыкального воспитания детей.

Систематичность, постепенность, последовательность - основные педагогические принципы.

Свободное и красивое исполнение танцев, игр детьми возможно только в том случае, если им предшествуют подготовительные упражнения, направленные на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков. При этом система упражнений должна быть построена по принципу «от простого к сложному» и при условии многократного повторения заданий. Хочется заметить, что если повторение вариативно, то есть в повторение вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы в выполнения заданий, то эффективность занятий повышается, так как они вызывают интерес детей, создают положительные эмоции.

На примере ритмического движения «Передача платочка» можно рассмотреть основные педагогические принципы. Это движение может быть использовано в работе с детьми как средней группы, так и старшей, и подготовительной групп. Но в каждой возрастной группе задачи, поставленные перед детьми, усложняются: от простого поклона головой до реверанса; от простого элемента пляски до более сложного.

Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка, то есть определение посильных для него заданий. Доступность не должна означать отсутствие трудностей, а должна быть направлена на возможность успешного преодоления этих трудностей путем физических и психических усилий занимающегося. В связи с этим необходимо знать норму допустимых нагрузок для каждого возраста и для каждого отдельного ребенка. А иначе можно неблагоприятно повлиять на состояние здоровья малыша.

Чтобы научить ребенка красиво и осознано двигаться под музыку, педагогу необходимо включать в занятия простые, интересные упражнения, которые не вызывают у детей особых затруднений для их восприятия и исполнения. Марш - эта музыкальная форма, движение наиболее доступна детскому восприятию и наиболее желательна для начинающих.

Обучение любому движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть целенаправленным и понятным для ребенка. Педагог при этом должен учитывать и то, что не все дети с первого раза могут понять его объяснения. Надо помнить об индивидуальном подходе к каждому ребенку.

В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически, эмоционально точно.

Сначала это происходит с помощью взрослого, а потом самостоятельно. Даже элементарные движения: топ, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.

Для успешного достижения поставленной цели ребенок должен ясно понимать и представлять, что и как нужно выполнять; также у него должно быть желание выполнить то или иное задание педагога. В этом и состоит принцип сознательности и активности обучения.

Еще одним принципом в обучении является принцип наглядности.

Этот принцип понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью. При разучивании новых движений наглядность - это безукоризненный практический показ движений педагогом. Но, надо отметить, что на начальном этапе разучивания движений главенствует зрительный анализатор, а на заключительном - двигательный.

Наглядность должна сопровождаться образным словом, которое поможет вызвать необходимые двигательные представлении из предыдущего двигательного опыта. Например, осенние листочки при безветренной погоде тихо падают на землю, а при ветре кружатся в воздухе, срываясь с ветвей качающихся деревьев. Этот образ дети легко передают, если на прогулке обратить их внимание на листопад, на занятие рассказать о легком летнем ветерке, который прощается с листочками, или о злом осеннем ветре, который кружит осенние листья. В зависимости от образа дети двигаются или легким бегом, или выполняют стремительный бег на носочках.

Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.

Для каждого упражнения, игры, танца педагог выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания

В работе используются следующие методические приемы:

  • метод показа,
  • словесный метод,
  • музыкальное сопровождение,
  • импровизационный метод,
  • игровой метод,
  • концентрический метод

Метод показа

Прежде чем начать разучивание нового движения, позы педагог показывает его. В исполнении педагога движение предстает перед детьми в законченном варианте, и дети видят художественное воплощение образа, что будит их воображение. Этот метод широко используется на занятиях с детьми младшего возраста, так как в этом возрасте развитие ребенка происходит в основном за счет подражания со стороны детей действиям взрослого. В некоторых случаях, чаще всего в работе с детьми старшего возраста, допускается выполнение упражнения педагога вместе с детьми, чтобы усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку. В этом возрасте с учетом их двигательного опыта дети уже способны выполнять элементарные движения самостоятельно.

Словесный метод

В процессе разучивания игры, пляски и другого вида музыкально-двигательного упражнения надо широко использовать художественное слово: беседу, пояснение, стихотворение. Словесные объяснения должны быть краткими, точны, образны и конкретны. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Выразительная разговорная речь, тесно связанная с движением, жестом и музыкальной интонацией, является тем самым мостиком, который связывает движение и музыку. Как раз словесный метод помогает детям старшего возраста выполнить задание без предварительного показа.

Музыкальное сопровождение

Музыка побуждает ребенка к движению. От того, как исполнено музыкальное произведение педагогом, зависит восприятие музыки и понимание музыкального образа и в конечно итоге качество выполняемых движений. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце. Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара. Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Поэтому нужно быть очень осторожными с использованием классических шедевров. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы. Сопоставление контрастных музыкальных образов обогащает эмоциональный мир ребенка. Так как детство связано с играми, сказками, игрушками, то и музыка, связанная с ними, будет близкой и понятной ребенку.

Импровизационный метод

Педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью детей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. Начиная с четырехлетнего возраста нужно учить детей инсценированию песен, музыкальных сказок, импровизации плясок Сначала это несложные задания. Например, самостоятельно выполнить движения под музыку в соответствии с текстом песни. Такие задания развивают у детей образность, выразительность движений, способствует накоплению музыкальных впечатлений, музыкально-двигательного опыта. Наличие шапочек, лент и другой яркой атрибутики вызывает у детей творческую активность. На занятиях с детьми старшего возраста используются более сложные задания: выполнить движения с воображаемым предметом, передать эмоциональное состояние персонажа, придумать игру, танец.

Игровой метод

Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что его, практически, невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому что это «надо» и «полезно», а потому что это ему нравится. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры педагог вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение школьников. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. Этот метод способствует органичному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивает его на эмоциональное освоение движений и помогает скоординировать движение с музыкой. Примером может служить следующие задания: «Попрыгаем, как зайчики», «Побежим легко и тихо, как мышки», «Кружимся легко, приседаем медленно как снежинки». Каждое занятие может стать увлекательной игрой. Например, такие тематические занятия использует педагог в своей работе: «Прогулка в лес», «В магазине игрушек», «На деревенском дворе» и другие.

Концентрический метод

Этот метод заключается в том, что педагог возвращается к пройденному и усвоенному материалу, но уже более усложняет его. Примером может служить вышеизложенное музыкально-ритмическое движение «Передача платочка».

Движение под музыку для ребенка является одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, реализовать свою энергию. И, конечно, не столь важно какой метод, прием выбрал педагог, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал встречи с музыкой и танцем.

Организация педагогического процесса должна быть направлена на создание и детям, и педагогу комфортных условий для занятий.

Я  в своей работе с дошкольниками использую различные методики и авторские программы: программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» и «Топ-хлоп, малыши!» А.И.Бурениной.

Благодаря разнообразной тематике авторских программ и методик можно конструировать различные формы работы с детьми: занятия, утренники и развлечения, комплексы общеразвивающих упражнений, пластическая импровизация и т.д.

Технология включает в себя всевозможные виды телодвижения, доступные дошкольникам и младшим школьникам, а именно гимнастику, хореографию, ритмику, пантомиму и др.  раскрывается технология музыкальных движений. А так как технология - это, прежде всего, сотрудничество ребенка и взрослого, то предложены установки и советы, которые помогают настроиться на совместную творческую деятельность.

При глубоком восприятии музыкального искусства через движение волшебный мир музыки полностью раскрывает свою высочайшую художественно-эстетическую ценность. Педагог должен научить ребенка слушать и «пропевать» музыку в движении. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку (через подключение к музыкальной памяти - памяти мышечной), остаются в эмоциональной памяти человека на всю жизнь, оказывая влияние на его мироощущение и поведение.

Невозможно переоценить значение занятий ритмикой и пластикой для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения.

Уже доказано благоприятное влияние музыкально-ритмических занятий на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, и как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Использование ритмических движений и пластического интонирования на музыкальных занятиях направлено на:

  • развитие ловкости, гибкости, координации движений;
  • укрепление здоровья детей;
  • формирование красивых манер, походки, осанки, выразительности телодвижений;
  • избавление от стеснительности, зажатости, комплексов.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». Занятия музыкально-ритмическими движениями, помогают творчески реализовать эту потребность, ибо разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка.

Приобщение детей к творчеству - одна из важнейших задач ритмопластики.

Главное - развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.

3 - 4 года

Приоритетные задачи:

  • воспитание интереса к музыке,
  • потребности в движениях под музыку;
  • развитие слухового внимания,
  • умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;
  • обогащение слушательского и двигательного опыта,
  • умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.

Репертуар:

1 полугодие

2 полугодие

«Плюшевый медвежонок»

«Неваляшки»

«Весёлые путешественники»

«Едем к бабушке в деревню»

«Рыбачок»

«Кузнечик»

«Чебурашка»

«Разноцветная игра»

«Маленький танец»

«Лошадки»

Игра «Птички и ворона»

«Белочка»

«Пляска зайчиков»

«Раз, ладошка», «Две капельки»

4-5лет

Приоритетные задачи:

  • развитие гибкости,
  • пластичности,
  • мягкости движений,
  • воспитание самостоятельности в исполнении,
  • побуждение детей к творчеству. 

Репертуар:

1 полугодие

2 полугодие

Повторение репертуара предыдущего года

«Антошка»

«Марш»

«Волшебный цветок»

«Белые кораблики»

«Упражнения с цветами»

«Красная Шапочка»

«Кнопочка»

«Кот Леопольд»

«Песенка о лете»

«Поросята»

Повторение всех ранее разученных композиций

«Маленький танец»

5-6лет

Приоритетные задачи:

  • развитие способности к выразительному, одухотворённому исполнению движений,
  • умения импровизировать под незнакомую музыку,
  • формирование адекватной оценки и самооценки. 

Репертуар:

1 полугодие

2 полугодие

Повторение репертуара, разученного в младших группах.

«Красный сарафан»

Коммуникативные танцы -игры «Весёлые пары»

«Птичий двор»

«Ай-да Сапожники!»

«Ручеёк с платочком»

«Приглaшение»

Сюжетные танцы «Домисолька»

«Старинная полька»

«Богатыри»

«Упражнения с осенними листьями»

«Танец Троллей»

«Кремена»

«Аквариум»

«Три поросёнка»

Старинные бальные танцы «Полонез»

 «Танец Вьюги и Снежинок»

«Менуэт»

«Упражнения с обручами»

«Старинная полька»

«Светит месяц»

«Танцуйте сидя»

«Крокодил Гена»

6-7 лет

Приоритетные задачи:

  • укрепление психического и физического здоровья средствами ритмики
  • формирование правильной осанки, походки;
  • снижение психологического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения
  • поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой;
  • развитие художественно-творческих способностей.

Репертуар:

Повторение репертуара, разученного в младших группах.

«Кремена»

«Три поросёнка»

«Кукляндия»

«Песенка о лете»

«Упражнение с обручами»

«Парный танец»

«Красный сарафан»

«Полкис»

«Танец Месяца и 3вёздочек»

«Рождественская»

«Хлопайте в ладоши»

«Два барана»

«Птичка польку танцевала»

«Птичий двор» «Цирковые лошадки»

«Осенний парк»

«Дети и природа»

«Какадурчик»

«Танец Солдатиков и Кукол»

«Танец Цветов и Бабочек»

Организация педагогического процесса в совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя и воспитанников

  1. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выполнения движений под музыку, умение наладить взаимодействие со сверстниками, помощь детям в коммуникации друг с другом в танцах.
  2. Использование интенсивных методов обучения - выполнение большого объёма двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребёнка. Это приносит положительный результат тогда, когда детям нравятся музыка и движение, когда им доставляет удовольствие двигаться вместе с любимым педагогом.
  3. Выбор оптимальной системы занятий, поддержка групповых занятий индивидуальными и подгрупповыми.
  4. Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставленных задач (согласование целей и задач со всеми специалистами, общее понимание закономерностей развития ребёнка, его возможностей и т.д.)

Разучивание музыкально-ритмических композиций на занятиях

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта, незаметна для самого ребёнка. При этом и сам педагог стремится получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой настрой взрослого способствует эмоциональному «заражению», установлению тёплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности.

В процессе освоения нового материала наиболее актуальными являются следующие задачи:

а) мотивация детей к освоению новой композиции;

б) максимальная концентрация внимания детей;

в) активизация детей с учётом индивидуальных особенностей.

Способы вызвать у детей интерес к новому материалу: загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и героям мультфильмов и т.д.

Использование музыкально - ритмическиx композиций в различных формах организации педагогического процесса

Технология ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в педагогическом процессе. Поэтому ритмические композиции используются не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д.

Такой подход даёт возможность использовать данный материал не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а также как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д.

Мониторинг развития у детей ритмопластики

Педагогическая диагностика по сути является субъективной оценкой.

Поэтому важно не количество баллов, а выраженность динамики развития. Показатели развития детей не всегда свидетельствуют о качестве работы педагога. Важно ориентироваться на объективные данные и ни в коем случае не завышать их.

Диагностика проводилась по четырем критериям:

  • Эмоциональность (выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции);
  • Креативность (умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе движений освоенных на занятиях, а так же придумывать собственные оригинальные движения);
  • Координация и ловкость движений;
  • Гибкость и пластичность.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной

работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе

с детьми. Дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их

выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как

музыкальный руководитель, занимаясь развитием творческих способностей детей

средствами ритмической деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.

Результативность

  •  Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.
  • У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности

(общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).

  • Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы.
  • У детей появилось желание  сочинить танец и т.д.

Самым главным результатом ритмического воспитания нужно считать любовь и интерес детей к музыке,  ритмическим движениям, проявления творчества и выразительность движений.

Планирование содержание работы по ритмопластике.

А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»

Тема

Композиция

Варианты включения в другие виды деятельности

1.

Мир игрушек

«Неваляшки», «Кукла», «Кукляндия», «Танец Кукол и Мишки», «Танец Солдатиков и Куколок», «Танец Колокольчиков» и

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения

2.

В мире сказок

«Красная Шапочка», «Птичка польку танцевала», «Поросята», «Танец Троллей», «Бальный танец», «Танец Месяца и Звездочек», «Танец Стрелок часов»

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения.

3.

Любимые  персонажи мультфильмов

Чебурашка», «Крокодил Гена», «Кот Леопольд», «Кузнечик», «Три поросенка» и др. «Красная Шапочка», «Птичка

Интегрированные занятия, праздники и развлечения

4.

Природа и животные

«Упражнение с осенними листьями», «Дети и природа», «Белые кораблики», «Белочка», «Аквариум», «Голубая вода»

Интегрированные занятия, праздники и развлечения

5.

Юмор и  шутка

«Два барана», «Озорники», «Кошки-Мышки», «Антошка», «Кошка и Девочка», «Птичий двор»

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения.

6.

Путешествия

«Едем к бабушке в деревню», «Веселые путешественники», «Вместе весело шагать»

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения.

7.

Настроения в музыке и пластике

«Цыганские напевы», «Турецкий марш», «Осенний парк», «Лирический танец» и др.

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения.

8.

Любимые песни малышей, а также их мам и бабушек

«Веселые путешественники», «Рыбачок», «Цыплята» и др

Семейные праздники и развлечения

9

Парные  танцы

«Маленький танец», «Кремена», «Полкис», «Старинная полька», «Менуэт», «Полонез», «Танец моряков» («Морячка»)

10

Сюжетные танцы

«Домисолька», «Танец Богатырей», «Танец Месяца и Звездочек»», «Танец Вьюги и Снежинок», «Танец Троллей», «Танец Придворных»

Театрализованные представления, праздники и развлечения

11

Композиции физкультурно й направленности

«Упражнение с обручами» (2), «Воздушная кукуруза», «Танцкласс», «Жаворонок», «Голубая вода», «Мельница», Аэробика», пластические этюды на музыку А. Петрова, «Озорники»,

Комплексы общеразвивающих упражнений. Физкультурные занятия, праздники

12

Игры и этюды

«Игра с мячом», «Найди себе пару», «Козочки и Волк», «Птички и Вороны», «Пляска-игра с крокодилом Геной»

Интегрированные занятия, праздники и развлечения

Литература:

  1. Д. Холл «Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят»
  2. Москва, Издательство «Астрель», 2008 г.
  3. Е. В. Горшкова «От жеста к танцу» Москва, Издательство «Гном и Д», 2003 г.
  4. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» Санкт-Петербург, 2000 г.
  5. Т. И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» Выпуски 1-6
  6. Санкт-Петербург, Издательство «Музыкальная палитра», 2006 г.
  7. О. А. Вайнфельд «Музыка, движение, фантазия!» Санкт-Петербург, Издательство «Детство-пресс», 2002 г.
  8. М. А. Михайлова, Н. В. Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения»  Ярославль, Издательство «Академия развития», 2000 г.