Профессиональная деятельность.
1.1.Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.
Моя работа основывается на нескольких подходах, используемых в работе Центра развития творчества детей юношества. Это инновационный и компетентностный подход, личностно-ориентированное обучение, внедрение современных информационных технологий, использование культурно-образовательных потребностей и др.
Задача педагога в современном дополнительном образовании значима - не только дать ребенку новые знания и навыки, но и вовлечь в социально значимую деятельность. В мире, где ценится творческий, креативный подход к работе, но мало развиты навыки межличностного общения, сотворчества, важно воспитывать в ребенке новые качества. Это умение создать пространство для творчества, формирование культуры общения, умение творчески самоопределиться. Для решения поставленной целевой задачи я использую системный подход в организации своей деятельности. Система строится в соответствии со следующими принципами педагогики: добровольность, синтез познания и рекреации, а также взаимодействие и сотворчество.
В работе выделяю ряд существенных положений образовательного процесса:
сформировать у детей положительную мотивацию к · творческой деятельности;
· дать новые знания в решении конкретных практических задач;
· обогатить новым опытом мыслительной, чувственной и практической работы не только в ходе учебной деятельности, но и во внеурочное время, во время общения;
· сформировать трудовые навыки и умения без принуждения.
Важным принципом в своей работе я считаю принцип постепенного продвижения в развитии личности ребенка. При этом достижения учащегося я сравниваю не со стандартом (как в основном образовании), а с его исходными возможностями.
Принципами своей работы я считаю:
· принцип развития творческих способностей;
· принцип формирования познавательной и коммуникативной компетентности;
· принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение поставленных задач.
На занятиях использую различные приемы и методы обучения. Занятия могут проводиться с использованием одного метода, или комбинирования методов и приемов:
1. объяснительно-иллюстративный;
2. рассказ, беседа;
3. работа с книгой, схемами, лекалами;
4. методами мотивации и стимулирования;
5. метод взаимоконтроля и самоконтроля;
6. использования компьютерных технологий.
На своих занятиях развиваю познавательные возможности и способности, расширяю творческие способности учащихся, способствую их личностному развитию. Стараюсь повышать качество творческой подготовленности, чтобы дети более уверенно ориентировались в простых законах окружающей их действительности, активнее использовали творчество в повседневной жизни. На занятиях стараюсь создать доброжелательную обстановку, атмосферу спокойствия, взаимопонимания и взаимовыручки. Успешность деятельности определяется положительной мотивацией, а она, в свою очередь, зависит от умелости. Дело, которое хорошо получается, создает положительные эмоции и приносит удовлетворение воспитанникам и педагогу. На занятиях воспитанники учатся более объективно оценивать свои способности, расти в своих глазах и глазах сверстников. Это важно для детей и подростков.
1.2.Использование ИКТ в образовательном процессе.
В работе я использую универсальные компьютерные программы:
Графические редакторы, интернет-технологии поиска и копирования информации, а так же мультимедийные презентации.
Цель использования: развитие самостоятельности и творческой активности, развитие умения работать с информацией, качественное изменение контроля за деятельностью учащихся.
Авторское дидактическое обеспечение: создал медиатеку, в которой представлены презентации по основным темам. Презентации решают проблему наглядного материала на занятии. Презентации использую на разных этапах занятий. Во время изучения нового материала использую картинки и фотографии, схемы.
Результат: сочетание традиционных и современных средств и методов обучения, возросший интерес детей к изучаемому материалу, значительно облегчает учебную деятельность.
Стараюсь внедрить ИКТ не только в традиционные занятия. В ходе подготовки постановок дети сами обращаются к различным информационным ресурсам: поисковым интернет-системам, энциклопедиям, мультимедийным программам для поиска музыкального сопровождения спектакля. Редактирование материала, для оформления афиш и театральных программок, также происходит с использованием текстовых и графических редакторов, иногда отчет проходит с использованием фото-видеоматериалов, подготовленных детьми. Организация таких отчетов очень важна для учащихся. Они приобретают навыки организации самостоятельной работы. При проведении мероприятий использую ИКТ для создания наглядности.
В работе использую информацию сети интернет, пользуюсь опытом и наработками коллег, размещенных на сайтах: http://dramateshka.ru/ ,
http://dramateshka.ru/index.php/scenic-speech/less...
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7412046413...,
https://www.youtube.com/watch?v=p3KaL3w-a3o&featur... и др.
В период самоизоляции работал с воспитанниками через zoom, и https://vk.com/
Были разработаны на каждую группу специальные театральные задания. https://vk.com/id11636224?w=wall11636224_3673%2Fall , https://vk.com/id11636224?w=wall11636224_3664%2Fal...
https://vk.com/id11636224?w=wall11636224_3663%2Fall
Старшей группой "Театральная беседка" в онлайн режиме был создан военный спектакль "Еще не взрослые, но уже не дети" https://vk.com/video-34722508_456239207 ,
Благодаря этому сектаклю, коллектив поучаствовал в акции "Дети о великой победе"
1.3. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне.
Театр оказывает огромное влияние на здоровье человека. Он способствует прежде всего физическому развитию ребенка: развивается память, слух, чувство ритма, укрепляет иммунную систему. Театр может успокоить или привести в возбуждение, он обогащает душу. На занятиях дети приходят обычно после школы уже уставшие. Благодаря релаксации и театральным упражнениям дети начинают видеть мир со всем с другой точки зрения. В студии соблюдаются гигиенические требования: проветривание, хорошее освещение, чистота.
Обязательна рациональная организация занятия: чередование различных видов деятельности. Периоды напряженной работы над упражнениями, произведениями чередуются с периодами расслабления (слушание музыки, прохлопывание ритма, , пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, а так же всего тела).
Для детей младшего возраста очень активно использую игровые формы работы, так как в игре ребенок познает себя, окружающий мир, легче усваивает материал, повышается его интерес к занятиям.
Важным моментом также считаю создание благоприятного психологического климата на занятиях, ребенок должен чувствовать себя спокойно, комфортно, получать удовольствие от занятий. Иногда ребенок приходит не в настроении, уставший, моя задача настроить его на положительные эмоции, создать психологический комфорт. В процессе занятий развивается мелкая моторика, подвижность кистей рук, координация. Это необходимо для развития речи, мышления, даже улучшает почерк. Колпина Настя пришла с плохой координацией рук, а также ребенок был «зажат» - это была одна из основных причин заниматься театром. Для её развития я использую на занятиях различные упражнения для пальцев, кистей рук, расходящиеся движения, специальные упражнения для артикуляции, подбираю репертуар необходимый для решения этой проблемы. У Насти есть уже определенные результаты, она играет на сцене уже главные роли , стала уверенно чувствовать себя среди сверстников. Появляется интерес к занятиям.
Уважение личности ребенка, создание условий для его творческого развития, самостоятельности, психологический комфорт на занятиях позволяют сберечь здоровье ребенка и способствовать его естественному развитию.
В практической работе использую подвижные игры, которые помогают развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения.
Использую в занятиях игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними. Это также способствует развитию различных видов памяти: образной, аассоциативной, словесно-логической.
В результате этого дети:
· проявляют устойчивый интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения - 75 %;
· применяют здоровьесберегающие навыки в самостоятельной деятельности – 69%;
· выполняют элементарные действия, полезные для укрепления здоровья, его сохранения – 75%.
1.4.Использование современных дополнительных образовательных программ
Современный педагог сегодня должен решать настолько сложные, объемные и ответственные задачи, что это требует от него постоянного профессионального совершенствования. Нет бездарных детей, в каждом – крупица одаренности. Задача педагога - отыскать эту крупицу, развить её. Дать не только знания, но и увлечь в сстихию поиска и творчества.
Основное направление моих программ - художественно-эстетическое, является важнейшим средством развития личности ребенка. При разработке своих программ я опирался на современные педагогические теории Е.В.Бондаревской, С.В. Кульневича, Е.Н. Степанова, Т.М. Таланчука, и др., анализировал имеющийся педагогический ресурс. Каждое занятие в моих программах спланировано так, чтобы в конце занятия ребенок видел результаты своего труда. Чтобы каждый ребенок смог самореализоваться в ходе освоения программ, вношу коррективы в учебно-тематический план.
Стремление к прекрасному проявляется с детства. Считаю, что это стремление нужно развивать, поощрять всеми средствами. Качественный результат зависит от разработанной педагогом обучающей программы. Много лет работаю по программам «Театральная беседка», «Театральная карусель», «Весь мир театр», «Школа маленького актера», «Ваш выход», «Играем в театр» и т.д. В рамках освоения этих программ учащиеся имеют возможность не только обучиться театральным приемам, но и изучить этикет, обряды, историю театра, на практике использовать актерский грим и т.д.
Данные программы дают возможность детям проявить себя в творческой деятельности, тем самым, помочь развитию положительных качеств их личности. Они призваны не только создавать условия для детского творчества, но и дать знания, умения и навыки, которые пригодятся при организации досуга, в творческом самовыражении.
Данные программы выстроены по принципу преемственности.
Настоящие программы являются существенным дополнением в решении развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики. Эти программы призваны научить детей не только репродуктивным путем осваивать сложные трудоемкие приемы и техники лепки и моделирования, но и пробудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Для эффективного освоения содержания учебного материала учащимся предлагается практическая деятельность, выстроенная в системе постепенного решения задач. Это позволяет сохранить интерес у ребенка и подростка к занятиям в течение длительного времени, формировать профессиональную ориентацию. Я учитываю возрастные особенности воспитанников, существует преемственность, логическая взаимосвязь в содержании теоретического и практического материала.
В работе я вариативно использую комплекс методов: беседа, рассказ, диалог, импровизация, соревнование, игра, создание воспитывающих ситуаций, ситуаций творческого поиска.
Учащиеся с 6 лет начинают обучение в коллективе «Театральная беседка» по программе ДОП «Играем в театр» . Данная программа модифицированная и вариативная .Она решает следующие задачи:
Обучающие задачи:
- формировать целостное представление об искусстве;
- сформировать навыки творческой деятельности;
- сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства;
- сформировать навыки и умения в области актерского мастерства, вокально-хорового исполнительства;
- работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания.
Воспитательные задачи:
- способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
- развивать способность активного восприятия искусства.
Развивающие задачи:
- создать условия реализации творческих способностей;
- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
- сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.
В ходе освоения программы дети проходят этап знакомства с театром, учатся театральным приемам через игры. О результативности усвоения программы свидетельствует отчетный спектакль, который ребята вместе со мной создают к концу учебного года. Длительность представления, обычно, 10-20 минут.
ДОП «Школа маленького актера», является логическим продолжением программы «Играем в театр». Она рассчитана на 1 год обучения.
Цель: развитие творческих способностей детей, умение видеть и творить прекрасное.
Обучающие задачи:
- сформировать навыки и умения в области актерского мастерства,;
- работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания.
Воспитательные задачи:
- воспитывать и развивать художественный вкус к театральному творчеству.
Развивающие задачи:
- развивать артистические способности;
- развивать память, творческого мышление и воображения через этюды и упражнения;
- развивать внимание и наблюдательность.
Планируемые результаты.
- 1.Дети должны знать понятия: сцена, кулисы, артист, актер, режиссер, репетиция, сценическая площадка.
2.Иметь навыки концентрации внимания и
- координации движений. Иметь представление о сценической культуре, навыки выступления на концертах и спектакле.
- 3. Дети должны уметь:
- - действовать в коллективе;
- - управлять интонацией своего голоса;
- - действовать в вымышленных обстоятельствах;
- - импровизировать на заданную тему.
ДОП «Театральная беседка», является логическим продолжением программы «Школа маленького актера». Она рассчитана на 2 года обучения.
Цель 1-го года обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью.
Учащиеся в процессе освоения программы решают следующие задачи:· развивают интерес к сценическому искусству;
· Развивают зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· Снимают зажатость и скованность;
· активизируют познавательный интерес;
· развивают умение согласовывать свои действия с другими детьми;
· воспитывают доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
· развивают способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию,
· развивают чувство ритма и координацию движения;
· развивают речевое дыхание и артикуляцию;
· развивают дикцию на материале скороговорок и стихов;
· знакомятся с устройством зрительного зала и сцены;
· воспитывают культуру поведения в театре;
Цель 2-го года обучения: вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков. Задачи:
· · развивают чуткость к сценическому искусству;
· · воспитывают в ребенке готовность к творчеству;
· · развивают умение владеть своим телом;
· · развивают зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· · оценивают действия других детей и сравнивать со своими собственными;
· · развивают коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
· · развивают умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
· · дают возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
Учат осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое · оно есть. Понять, как рождается сюжет
Первый этап (1год обучения).Главным принципом образовательного процесса является погружение ребенка в мир культуры и истории театрального искусства. В работе используются развивающие игры «Здравствуйте», «Молекулы», «Цифры» , «Звери» и пр. Благодаря игре ребенок раскрепощается, показывая свои эмоции и актерский потенциал для дальнейшего развития.
Следующий раздел первого этапа – актерское мастерство. С самого начала дети приступают к практическому изучению основ актерского мастерства. Практические занятия начинаются с освоения навыков коллективной творческой работы. К ним относятся: внутренняя собранность, организованность, чувство партнера, готовность активно включиться в процесс сценического действа. Игры «Шаг хлопок», «Театральная машинка», «Спасатель» развивают внимание, тренируют эмоциональную память, развивают воображение, наблюдательность, снимают мышечные зажимы. Тренинги помогают преодолевать смущение, застенчивость, скованность.
Одним из важнейших слагаемых театрального искусства является сценическая речь. На этом этапе происходит определение и исправление речевых недостатков обучающихся Речь актера должна быть услышана и понятна в любой части зрительного зала. Для работы над этим используются артикуляционная гимнастика, скороговорки, чистоговорки. Большое значение имеют тренинги правильного дыхания.
Второй этап (2 год обучения) – вся работа строится с учетом возрастных особенностей подростков. Чтобы процесс самоутверждения проходил более безболезненно, вся работа строится на сугубо индивидуальном подходе, подбору роли , к творческой практической работе. Систематизируются и закрепляются на практике имеющиеся знания, постепенно изучаются новые понятия. Одновременно с ростом учебной нагрузки возрастают требования в профессиональном освоении специальных предметов, таких как «сценическое действие», «сценический образ». Учащиеся приступают к анализу текста и сценического действия, т.е. начинают исследовательскую деятельность в области чувств и эмоций. Используются диалогический, монологический, эвристический методы обучения. Методы преподавания: объяснительный, иллюстративный, информационно-сообщающий.
Для более старшего звена разработана ДОП «Весь мир театр» .
Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению. Превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.
Задачи программы:
1. Развивающие задачи.
- Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельного мышления студентов;
- Развитие коммуникативных навыков
- Развитие речевого аппарата
- Развитие навыков публичного выступления
2. Воспитательные задачи
- Воспитание зрительской культуры;
- Воспитание национальной гордости через знакомство с народными обычаями, обрядами;
- Формирование навыков работы в коллективе 3. Образовательные задачи:
· Формирование знаний, умений и навыков актерского мастерства
· Формирование знаний, умений и навыков по сценической речи
· Формирование навыков сценического действия и навыков основ драматизации
· Формирование знаний, умений и навыков сценического грима
Во время выполнения конкретных задач одобряется творческая самостоятельность обучающихся. Например, сочинение и демонстрация этюда на определенную или свободную тему. В ходе выполнения задания проводится обсуждение и анализ. Наиболее подходящая форма оценки - организованный просмотр спектакля, этюда или выступление перед зрителями. Анализ работы приучает обучающихся справедливо и объективно оценивать, прислушиваться к мнению других, исправлять ошибки.
Учащиеся участвуют в спектаклях для детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов.
1.5.Организация деятельности органов ученического самоуправления в детском коллективе.
По программе обучаются дети разного возраста, поэтому на занятиях осуществляется принцип «мастер и подмастерья»: старшие дети помогают младшим, это создает атмосферу доброжелательности и доверия на занятиях. Ребенок закрепляет знания и навыки через повторение, показ и рассказ младшему, учится формулировать, выделять главное в методе. Ученики стараются поддерживать порядок на рабочем месте, в кабинете, на сценической площадке. Каждый заинтересован в том, чтобы сделать работу красиво и правильно. Таким образом, в коллективах осуществляется принцип самоуправления.
https://vk.com/video/@id11636224?z=video11636224_456239346%2Fpl_11636224_-2
