Обмен опытом

Хайдарова Алия Гатуфовна

Выступления на педсовете

Презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

Выступление на педсовете

«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Хайдарова А.Г.

село Старобалтачево 2018

«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

     Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о подвижной игре, как  о средстве здоровьесбережения и всестороннего развития ребенка дошкольника.                                                                                                                                        

      Ни минуты покоя! К такому выводу приходим мы, взрослые, наблюдая за деятельностью детей.

  1. Вопрос: Что же больше всего любят малыши? (ответы педагогов).

Не колеблясь, можем ответить — играть.

    Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества.

В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.                                             С.Т. Шацкий

  1. Вопрос: Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? (ответы педагогов). 

    Игра сопровождает ребенка с рождения, остается с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.

Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Эти игры считаются универсальным и незаменимым средством физического воспитания. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребенка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.

 Главная цель воспитателя— расширить для ребенка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для дальнейшего развития.

     Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворна для возникновения положительных чувств. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

Малыш приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, выразить себя в интересной ему деятельности. Именно подвижная игра делает процесс воспитания приятным и полезным не только для самого ребенка, но и для окружающих его взрослых.

     Чем больше подвижных игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем полнее удовлетворяют жизненные потребности малышей. Ведь подвижные игры в дошкольном возрасте представляют естественный путь «оттачивания» мелкой моторики. Кроме того, подвижные игры позволяют полнее узнать мир, поэтому играют важную роль в физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенка.

3.  Вопрос: Почему же так важны подвижные игры для дошкольников? (ответы педагогов).  

  Действительно, потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане.                                     Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Особенно полезны подвижные игры для дошкольников застенчивым деткам! Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.                          Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.          

  Подвижная игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему. Для достижения успеха в игре надо обладать быстрой реакцией, т.е. быть способным в минимальное время произвести целесообразное действие в ответ на внезапное изменение обстановки, иначе все действия ребенка будут запаздывающими, неэффективными. В большинстве подвижных игр активизируется работа большого числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. В течение игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность быстрого утомления детей. Возможность изменения темпа игры самими детьми превращает ее в средство для регуляции нагрузки.

     Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.                                                                                                                                Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.    

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена

обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

4.        Вопрос:  Перед вами следующие слова:   «интерес», «удовольствие», «развитие».

Считаются ли эти слова ключевыми понятиями игровой деятельности? И если да, то почему?       (ответы педагогов).

Действительно уже доказано, что ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игре. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием.

Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности - потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении.                                                                      Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

       Завершить свое выступление я хочу такими словами:

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания».

      Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.                

                                      Желаю творческих успехов!

                                                 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белоснежка» села Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников.

Подготовила: Хайдарова А.Г.

село Старобалтачево 2020

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников.

 «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский.


       Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
       Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической. Каждая форма имеет свои особенности:
- Монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто.
- В диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть неполной, сокращенной, фрагментарной.
(на экране проецируется слайд № 3)
      В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
      В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
     На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.

Что же такое моделирование?
(на экране проецируется слайд №4)
     «Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
     «Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
    "Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

В чем особенность и значение моделирования?
(на экране проецируется слайд №5)
     Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.
    Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
      Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.
     Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания.
     А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.
Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
(на экране проецируется слайд №6)
• Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Сущность метода моделирования.
(на экране проецируется слайд №7)
    В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

РЕКВ качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
(на экране проецируется слайд №8)
Предметные:
• геометрические фигуры (на экран проецируется слайд № 9)ЛАМА

В• символические изображения предметов; (на экран проецируется слайд № 10) 

• опорные картинки; (на экран проецируется слайд №11)к

лПредметно-схематичные:
• планы и условные обозначения, используемые в них; (на экран проецируются слайды № 12,13 )

юч• блок- рамка (на экран проецируется слайд №14)
Требования к модели:
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- Облегчать познание.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
Этапы работы с моделью:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
( на экране проецируется слайд № 15)
- пересказ; ( на экране проецируется слайд № 16)
- составление рассказов по картине; ( на экране проецируется слайд №17)
- описательный рассказ; ( на экране проецируется слайд №18)
- творческий рассказ. ( на экране проецируется слайд №19)

Закономерности формирования моделирования у дошкольников:
- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.
- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.
- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.

      Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.
     Так, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.ить звук


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование, как средство развития связной речи 1

Слайд 2

« Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский 2

Слайд 3

Связная речь – Это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Основная функция связной речи: Коммуникативная. Виды связной речи: - Монологическая - Диалогическая 3

Слайд 4

Что такое моделирование? «Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. «Модель» - это любой образ какого-либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя. В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. 4

Слайд 5

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. 5

Слайд 6

Актуальность Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию; Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. 6

Слайд 7

В чем сущность метода моделирования ? 7 В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Слайд 8

Виды моделей Предметные Геометрические фигуры, Символические изображения предметов Опорные картинки Предметно-схематичные Планы и условные обозначения, используемые в них Блоки – рамки 8

Слайд 9

Геометрические фигуры 9

Слайд 10

Символические изображения предметов Силуэты, Контуры, Пиктограммы 10

Слайд 11

Опорные картинки Предметные картинки, Сюжетные картинки, Серии сюжетных картинок 11

Слайд 12

Планы и условные обозначения, используемые в них Сенсорно-графические схемы Предметно-графические схемы Предм ет ? Размер Форма Цвет Фактура Вкус Запах Звук Назначение Солнце Небо Земля Деревья Люди Звери Птицы Время года 12

Слайд 13

Планы и условные обозначения, используемые в них Мнемотаблицы Мнемодорожки Опорные схемы - карточки 13

Слайд 14

Блок - рамка Картинно-схематическая модель, отражающая временно-пространственные отношения и последовательность развития событий. 14

Слайд 15

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ составление рассказов по картине; описательный рассказ; творческий рассказ. 15

Слайд 16

Пересказ художественного произведения Усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями; Формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование); Передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. 16

Слайд 17

Рассказывание по картине Выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; Определение взаимосвязи между ними; Объединение фрагментов в единый сюжет . 17

Слайд 18

Описание отдельного предмета Принадлежность к родовидовому понятию; Величина; Цвет; Форма; Составляющие детали; Качество поверхности; Материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); Как он используется (какую пользу приносит)? За что нравится (не нравится)? 18

Слайд 19

Творческий рассказ Ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается взрослым; Взрослый предлагает конкретные персонажи рассказа, ребенок придумывает пространственное оформление модели; Конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа; Ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, при этом педагог задает тему рассказа; Ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа. 19

Слайд 20

С помощью метода наглядного моделирования, дети учатся планировать свою речь. 20

Слайд 21

Спасибо за внимание! 21