Транслирование педагогического опыта

Гуляева Екатерина Павловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Сообщение из опыта работы 

       «Роль театральной деятельности в развитии речи детей»

                                                                                                         Воспитатель: Гуляева Е. П.

г. Советский

 «Роль театральной деятельности в развитии речи детей»

Театр - одно из любимейших зрелищ дошкольников. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Ребята видят знакомые и близкие им игрушки: зайку, мишку, собачку, бабочку, деда и других героев, которые оживают, двигаются, разговаривают. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в особый сказочный мир. Цель театра не только в развлечении и в помощь ребёнку раскрыть в себе человеческую сущность, свою принадлежность к роду человеческому и одно время с этим осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость.

Условность кукольного спектакля близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы героев, выполняют их поручения, дают советы. Театр доставляет детям большую радость.

Сюжеты театральных представлений берутся для дошкольников не только сказочные, но из окружающей жизни, природного мира такого понятного, доступного ребёнку с самого раннего возраста. Содержание обогащает малышей реальными значениями о жизни знакомых персонажей, знакомит с новыми сказочными героями.

Театр имеет большое значение для развития речи детей. Поэтому во время спектакля могут выделять отдельные моменты спектакля, подчёркивая какие-нибудь слова и фразы, сделать добавочную паузу, замедлить или ускорить подачу текста, попросить детей повторить то или иное слово.

Любой спектакль расширяет кругозор и надолго остаётся в памяти у детей. Дети делятся своими впечатлениями с товарищами, рассказывают родителям о театре. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи, умению выражать свои чувства.

В театрализованной деятельности дети, которые закомплексованы, у которых плохо развита речь, которые стесняются, выбирают сами себе героев и за ширмой преодолевают себя.

Благодаря театрализованной деятельности происходит у детей всех возрастов правильное закрепление произношение всех звуков, как гласных, так и согласных, совершенствуется отчётливое произношение слов и словосочетаний. В театре дети учатся видеть качество своей работы, передают голосом различные состояния: страх, жадность, удивление, ласку, идёт поиск средств выразительности интонации, мимики, жестов.

Начинать заниматься театрализованной деятельностью нужно со второй младшей группы, усложняя и усовершенствовав речь героев и расширяя виды театров. Театр играет огромную роль в развитии выразительности и естественности речи детей.

Благодаря театру у детей развивается память, мышление, внимание, активизируется словарь. Речь становится более насыщенной и обогащенной прилагательными, наречиями, совершенствуется монологическая и диалогическая речь. Дети, благодаря театру, легко пользуются прямой и косвенной речью.

Театр не только прививает любовь к прекрасному, искусству, развивает речь, кругозор детей, но и способствует доброжелательному отношению к окружающей среде, учит правилам поведения и, наконец, раскрывает их индивидуальные способности, сближает детей.

26 февраля в нашей группе прошёл праздник «В гостях у сказки», где активными участниками были не только дети, но и родители. К празднику родители приготовили своими руками разные виды театров, нарисовали самую любимую сказку своих детей, подготовили и показали нам и детям сказку «Волк и семеро козлят». Хочется сказать огромное спасибо всем родителям за их активность и  проявленное творчество. Желаем вам и дальнейших творческих успехов.

d:\Users\Танюшка\Desktop\Новая папка\CIMG2621.JPG   d:\Users\Танюшка\Desktop\Новая папка\CIMG2619.JPG

Подготовила воспитатель группы «Лучики» Гуляева Екатерина Павловна



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Дюймовочка»

Опыт работы по теме

«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»

                                                                             

                                                                      Подготовила: Гуляева Екатерина Павловна

                                      Должность: воспитатель

г. Советский

   апрель, 2021г.

Слайд 2, говорить не надо                       Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,                                                                          И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

Е. Щукина.

Добрый день, уважаемые педагоги! Я, Гуляева Екатерина Павловна,  воспитатель подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Лучики» МАДОУ «Детский сад «Дюймовочка» представляю вашему вниманию опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ» 

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования и, в том числе, к первой ступени – дошкольному образованию. Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС, обеспечивая сохранение самоценности и неповторимости дошкольного периода детства.

Богатство речи — это важнейший показатель уровня развития умственных способностей ребенка. Через свой родной язык он погружается в жизнь людей, которые его окружают. Чем четче и выразительнее его речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем глубже и богаче способность познавать реальность. Чем совершеннее речь ребенка, тем правильнее будут складываться его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Очевидно, что поиск средств взаимодействия с дошкольниками обязателен для того, чтобы воспитать талантливого человека, который может мыслить нестандартно, смотреть на окружающий его мир. Такими средствами взаимодействия по праву можно считать инновационные технологии, которые являются необходимым условием в работе педагога в сфере дошкольного образования. Одной из таких технологий являются ТРИЗ-технология, которая полностью отвечает требованиям реализации ФГОС  дошкольного образования. 

Слайд 3. Что такое - ТРИЗ? ТРИЗ - это «Теория решения изобретательских задач», ее автором является известный ученый Генрих Саулович Альтшуллер. Главная цель технологии ТРИЗ: подготовка детей к активной жизни в меняющемся мире, сформированность умения мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, связно, грамматически правильно излагать свои мысли.

Слайд 4. ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

 Слай 5. Чтобы более углубленно понять значимость этой технологии в речевом развитии детей, в марте 2012 года я была участником Международного семинара «Технология ТРИЗ в третьем тысячелетии. Пути развития образования» в городе Ульяновске. Была участником 11 Всероссийской конференции и стажировки «Современные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ в контексте Федеральных государственных требований», апрель 2012г., г.Ульяновск.  

Слайд 6. В ноябре 2012г. прошла обучение по теме «Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» на базе Ресурсного Центра г.Нягань. Также повысила уровень знаний по темам: «Технологии познавательного развития в работе с дошкольниками», «Современные подходы реализации Федеральных государственных стандартов по дошкольному образованию», декабрь 2013г., г.Советский.

Слайд 7.

Как и где использовать ТРИЗ в речевом развитии:

* в коррекции правильного звукопроизношения;

* в формировании словаря;

* в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;

Слайд 8. Развивать речь дошкольников, их творческое воображение, диалектическое мышление успешно помогает умелое использование приёмов и методов ТРИЗ. В основу моего опыта легли  разработки Т.А.Сидорчук,  С.В. Лелюх «Методика обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок», «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков», методический комплекс «Я познаю мир» и «Творческие задания Золотого ключика», «Лучик нового», «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия», пособие Э.А. Аббязова «Обучение созданию рифмовок»

   Слайд 9. Работа по апробации методического комплекса  «Я познаю мир» в группе началась с создания развивающей предметно-пространственной среды. В группе было создано универсальное наглядное пособие «Я познаю мир».  Оно объединено в одну сюжетную линию – сказку  «Маша и медведь», с 6 зонами:

- Зона признаков

- Зона вопросов

- Зона «Волшебники»

- Зона «Причинно-следственные связи»

- Зона «Модели мышления»;

- Зона «Познавайка» (Маша).

Слайд 10.  Сидорчук Татьяна Александровна обращает внимание на роль анализаторов в освоении окружающего мира: «Человек познаёт мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы»». Поэтому, на первом этапе работы я познакомила детей с анализаторами (тактильный, зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный).

Слайд 11. Параллельно с анализаторами знакомила детей с именами признаков (влажность, температура, размер, форма, запах, вкус, звук, цвет, место, направление, количество, действие, рельеф, материал, части, вес, время). Признак – это любая характеристика объекта, это та сторона, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит приметой, знаком объекта. Ознакомление с признаками проходило в определённом порядке:

Слайд 12. Этапы ознакомления с признаками:

1 этап – создание условий для сосредоточения ребёнка на определённом имени признака;

2 этап – уточнение того, какой помощник (анализатор) даёт умной голове информацию; 

3 этап – появление схематического изображения имени признака. Размещение имени признака в игровом пособии «Познавайкин мир»;

4 этап - самостоятельное определение детьми значения имени признака в окружающем мире.

1 этап: В гости к детям приходит признак, например «влажность». Воспитатель говорит детям: Ребята, у нас сегодня гость «Влажность», поищем его. Дети совместно с воспитателем ходят по группе и трогают руками предметы, определяя влажные они или нет. Для этого можно разложить какие-либо влажные предметы, например кукольная одежда.

2 этап: воспитатель спрашивает у детей чем они трогали объекты (н-р, полотенце), когда искали влажность, ощущали её. Подводит к выводу, что руки ощущают, а умная голова понимает, что полотенце по влажности сухое, мокрое.

3 этап: детям показывается значок «Влажность». Это может быть тучка, капля. Вот он наш гость, посмотрите какой он. Что хочет спросить значок у полотенца? Полотенце, какое ты по влажности. А у мячика? Таким образом дети сами задают вопрос от имени значка  любому объекту.

4 этап: постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. Могут взять с собой на прогулку, чтоб продолжить поиск признака «влажность» на улице.

Слайд 13. Технология ТРИЗ позволила мне научить детей формулировать семь типов вопросов к объектам или процессам:

 восполняющий (Какой? Какие? Когда? Сколько?);

 описательный (Где? Как? Что? Кто?);

 каузальный (Почему? Отчего? Зачем?);

 уточняющий (Верно ли что…? Правда ли что…?);

 оценочный (Что хорошего и что плохого в…?);

 воображаемый (Что было бы, если…? Что случилось бы, если…?);

- субъективный (Что я об этом думаю…? Что я об этом знаю…?)

Слайд 14. Для этого необходимо было приготовить универсальное пособие - карточку с четырьмя карманами, схемы семи типов вопросов, карточки с именами признаков. Расположение карточек в кармашках может меняться. Например: картинка с изображением рыбы, знак вопроса, схема признака – цвет, вопросное слово какой? Какая? Дети составляют формулировку вопроса: Рыба какая по цвету?

Слайд 15. Используя в работе элементы ТРИЗ  по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы, которые вы видите на слайде.

  • Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
  • Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
  • Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
  • Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
  • Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Слайд 16. Для развития речи детей дошкольного возраста использую следующие методы и приёмы ТРИЗ - технологии: (указать на слайд)

  • Метод «Мозгового штурма»
  • Метод синектики (поиск аналогов)
  • Метод нахождения и разрешение противоречий и сходства
  • Метод морфологического анализа
  • Модель составления сказки с помощью метода «Каталога»

  Метод мозгового штурма

   Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.

Например, с детьми можно решать такие проблемы  :
-Как спасти колобка от лисы.
-Как выгнать лису из зайкиной избушки.
-На чем рисовать, если нет бумаги.

 Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.

Синектика - это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

изобрази будильник, который забыли выключить;

покажи походку человека, которому жмут ботинки;

изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т.д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом. 

Противоречие — предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п. 

Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками. 

Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий: 

  • во времени -  в одно время объект обладает одним признаком, в другое - противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая - растаяла); 
  • в пространстве - одна часть объекта обладает одним признаком, другая - противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная); 
  • в системах - один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать); 
  • в отношениях - объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)). 

Морфологический анализ

Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами. Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта. Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов. Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает. Предметы получаются необычные и интересные, поэтому можно предложить  детям зарисовать то, что у них получилось.

Метод каталога

Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого можно взять любую книгу, обычно берут хрестоматию, и задают вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в тексте. Можно предложить вот такой  ход сказки:
               -Жил-был…
                         -И был он какой…
                              -Умел делать что…
                       -Делал он это потому, что…и тд.

Дети очень любят составленные таким образом сказки, так как сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.

Совместная деятельность по развитию речи с использованием ТРИЗ – технологий - это импровизация, игра. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом.

Слайд 17. Такой известный методический прием, как Круги Луллия (автор – Раймонд Луллий), является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи. Детям очень нравится это пособие. На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, на которых располагаются картинки (рисунки, слова, значки-символы). Сверху устанавливают стрелку. Круги и стрелка свободно двигаются. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания. Например, на первом круге картинка с изображением представителей животного мира (собака, лиса, курица). На втором круге – детёныши этих животных.  На третьем круге корм для животных. Ребёнок должен сопоставить изображение взрослого животного, его детёныша и то, чем они питаются.

Методические рекомендации при использовании этого метода:

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

Методы ТРИЗ могут также использоваться в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкой.

– «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Для этого нужно вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: Красная шапочка злая, а волк добрый.

– «Коллаж из сказок». Сочинение новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя).

– «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создаёт условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства. – «Спасательные ситуации в сказках».

         Слайд 18 - Расширению и обогащению словаря детей способствуют такие игры, как: «Дидактический куб», Слайд 19 - «Данетка», Слайд 20 - «Кубики признаков», Слайд 21- «Опиши объект по признакам», Слайд 22 - «Составь рассказ по серии картинок», Слайд 23 - «Лото признаков», Слайд 24 - «Назови признаки»,  Слайд 25 - «Не зевай, скорей признак называй», Слайд 26 -  «Рифмовки», Слайд 27 -  «Подари вопрос»  (описание на слайдах) и другие Слайд 28,29.

Игра «Да-Нет» (Данетка) или «Угадай, что я загадала». Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.                                                                 

Игры и игровые упражнения:

  • «Отвечай быстро» — на формирование умения детей классифицировать объекты по форме, цвету, другим признакам.
  • «Цепочка» — на формирование умения детей выделять признаки объектов.
  • «Чудесный мешочек» — на развитие умения работать с именами признаков и их значением.
  • «Четвертый лишний» — формировать умение у детей видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.
  • «Противоположности» — формирование умения детей называть антонимическую пару свойств объекта.

     Успешно используется ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации, здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, продумывают продукты проекта, а потом реализуют их в практической деятельности.                                                  Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности можно использовать элементы   ТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ.  Во время прогулок можно использовать приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т.д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика мышления. Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.

           Нельзя не отметить важность вовлечения семьи в образовательный процесс. Работа по взаимодействию с семьей началась со знакомства с  методическим комплексом, с разрешения родителей на его апробацию. Родители были моими помощниками в течение всего этого времени. Они активно участвовали в создании развивающей предметно-пространственной среды, в подготовке и проведении проектов, в изготовлении дидактических игр. Я знакомила их с играми, которые они могли использовать дома, предлагала различные  задания: составить сказку, рассказ о своей семье и т.д.

Работая в данный момент с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) продолжаю использовать методы и приёмы технологии ТРИЗ для формирования словаря, правильного звукопроизношения, развития связной речи, такие как: Метод «Мозгового штурма»,  Модель составления сказки с помощью метода «Каталога», составление логических рассказов по серии картинок с помощью паровозика. Использую игры «Данетка», «Рифмовки», «Подари вопрос», Круги Луллия. Детям нравится выполнять задания проблемного характера. Они рассуждают, предлагают пути решения проблемы, развивая этим мышление, связную речь.

Слайд 30. Преимущества методов ТРИЗ:

- создание мотивационных установок на проявление творчества;

- создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

- повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами;

- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;

- развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Слайд 31, говорить не надо. Положительные стороны ТРИЗ:

- у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

 - ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения.

Слайд 32. Использование ТРИЗ в дошкольном учреждении открывает следующие возможности:

- развития связной речи;

- формирования системного мышления;

- формирования произвольности и развития познавательных процессов;

- развития воображения;

- формирования умения оценивать ситуацию в различных аспектах.

Таким образом, использование ТРИЗ – технологии является эффективным инструментом развития речи дошкольников и обеспечивает успешное обучение в школе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Сообщение из опыта работы для воспитателей

«Использование коллекционирования

в формировании патриотических чувств

у дошкольников к своей Родине»

                                                                                          Подготовила воспитатель:

                                                                               Гуляева Е.П.                                                                                                    

г. Советский

март 2020 год

 «Использование коллекционирования в формировании патриотических чувств у дошкольников к своей Родине»

«Кто имеет увлечение, проживает две жизни»

(Китайская мудрость)

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И что только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, фантики от конфет, живопись. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками…

Теперь, по сравнению с тем временем, многие говорят об “умирании” коллекционирования. В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами. Но настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?

Кстати, вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали еще наши бабушки и прабабушки, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали, прививали знания и любовь к отечеству.

Анализ современных базисных и парциальных программ показал, что не все авторы выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников. Авторы программы “Истоки” считают, что стремление ребенка узнать новое обеспечивает развивающая предметная среда. Однако коллекции, как составляющая часть развивающей среды, не указываются. В “Программе обучения и воспитания детей в детском саду” под ред. Васильевой, в разделе “культурно - досуговая деятельность”, ставится задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Для детей подготовительной группы даны примерные тематики коллекций (открытки, марки, наклейки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства).

В программе “Детство” обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н. Николаева в парциальной программе “Юный эколог” отмечает, что “дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании”. Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором “могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Желательно  дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал.  Авторы парциальной программы “Мы” для активизации познавательной активности дошкольников предлагают опираться на наблюдения и опыты с живыми и неживыми объектами. Не дано никаких рекомендаций по созданию коллекций, однако для обогащения знаний детей предложено использовать игры с ракушками, песком, шишками, опавшими листьями, камешками, желудями, веточками и т.д.

Таким образом, анализ программ показывает, что не все авторы выделяют коллекционирование, как доступный для дошкольников вид деятельности.

 Выделяют следующие группы коллекций:

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые  разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). 

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и  дети приносят  их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних  - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.  

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

 Организуя образовательную деятельность в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия. Это может быть как реальный (например, образцы минералов (камешков), значков, открыток и т.д.), так и образный материал (множество иллюстративных карточек-вырезок, например, видов транспорта, животных нашего края и пр.). Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, находят в результате обсуждения – рассуждения возможные основания для группировки.

К работе с коллекциями существуют определённые требования: собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости  помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д.

Необходимо также учитывать гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учитывать возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними.  Учитывается также и  природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам,  при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).

Хранение коллекции.

В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям.

Использование коллекции

Коллекция в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

  • в познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира 

Например: По познавательному развитию можно провести следующие занятия:

«Чудо – пуговка» цель - закреплять знания детей о пуговицах, их применении. Развивать мышление, речь, тактильные ощущения. Закреплять названия цветов и оттенков. Учились из пуговиц выкладывать простые изображения.

«История пуговицы» цель – познакомить детей с историей изобретения пуговиц. Рассказать об их видах. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Научить определять и сортировать пуговицы по виду и размеру.

«Пуговица – путешественница», цель – вызвать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Закреплять знания о животном мире разных компонентов. Развивать мышление, речь, фантазию и воображение.

Можно предложить такие дидактические игры: «Найди пару», «Чудесный мешочек»,«Сосчитай-ка», Сюжетная игра «Ателье», цель которой заключается в том, что детям необходимо было выбрать ткань для платья или костюма и подходящие по цвету и размеру пуговицы, так же выложить из пуговиц мозаику. Рассмотреть пуговицы под лупой. Познакомить с качеством и свойствами материалов, Из которых сделаны пуговицы(прозрачность, вес, прочность)

Предложить придумать разные истории о путешествиях, приключениях пуговиц и всё записать в альбом под названием «Удивительные истории».

  • в игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, с/р игры, театрализованные игры
  • в трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд
  • в восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий
  • в коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря и т.п.
  • в изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества –рисунки, аппликации, макеты
  • в конструировании

 Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты);  в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

Заключение. Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то птичье перышко или улетающий осенний листок.

Возрастные особенности коллекционирования дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте дети не способны собирать что-то более или менее целенаправленно, имеет место своего рода собирательство-манипулирование (перебор «сокровищ», «складывание» - «пакование» (в коробочку, пакет), рассматривание однородных предметов (рассаживание кукол в ряд, раскладывание книжек, сортировка пуговиц, тяготение к действиям со множествами, сбор на прогулке однородных предметов (камней, шишек, листвы). Указанные особенности собирательства связаны с развитием сенсорного опыта, ряда познавательных умений, но являются важным этапом в зарождении будущих действий коллекционирования. У детей младшего дошкольного возраста, как правило, нет индивидуальных проявлений в выборе предметов собирательства, однако можно отметить некоторые предпочтения мальчиков и девочек в его направленности (динамические игрушки и предметы, которые можно разобрать на части, или эстетические мелочи, куколки).

В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы — эмоционально окрашенный выбор близких опыту предметов и тем, при характерной для возраста «неусидчивости» (переключении с одного на другое). Дети «возвращаются» к коллекции или теме, любуются «сокровищами», получают удовольствие от разнообразных действий с ними (раскладывания, сортировки, обыгрывания и т.п.). Дошкольники охотно собирают игрушки, необычные природные объекты (камни, ракушки, шишки), культивируемые медиасредствами предметы (вкладыши к фигуркам из киндер-сюрпризов, мелкие игрушки, продаваемые с пищевыми продуктами), соразмерные детской руке и приятные на ощупь предметы (лоскуты, пуговицы и т.п.). При этом детям интересны как сами предметы (как объекты изучения, рассматривания, обыгрывания, манипуляций), так и образы, изображенные на предметах — магнитах, обертках, вкладышах (прежде всего, персонажи мультфильмов).

В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Можно говорить о тендерных отличиях и индивидуальных интересах в коллекционировании, устойчивом, заинтересованном собирательстве у некоторых детей, развертывании деятельности. Но дошкольников привлекает не столько владение коллекцией (результат), сколько ее сбор, обмен впечатлениями и демонстрация (процесс и действия). Действия детей с коллекцией во многом обусловлены наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением. При этом особое место в самостоятельно собранных детьми коллекциях занимают предметы, сделанные своими руками.

.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

СООБЩЕНИЕ из опыта работы

«Краеведение, как средство патриотического воспитания

 детей дошкольного возраста»

                                                                        Подготовила:  

                                                                                                                                    Гуляева Е. П.

                                                                                                         

г. Советский,

ноябрь, 2020 г.

Краеведение, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателей подготовительной к школе группы «Лучики»)

«Если не мы, то, кто же детям нашим поможет Россию любить и знать.                                       Как важно — не опоздать!..»

          Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.  Краеведение в детском саду является одним способов передачи детям тех знаний о родном крае, которые способствуют формированию патриотических чувств. Оно позволяет понять связи родного города, села, деревни с Родиной, осознать, что твой город — это часть великой страны, историей и культурой которой нужно гордиться и изучать, помогает формировать нравственные понятия и чувства. Краеведение является тем педагогическим средством, которое способствует вовлечению детей дошкольного возраста в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни. Краеведению уделено серьезное внимание в образовательных программах дошкольного образования. Так, во многих программах учтена работа по знакомству детей дошкольного возраста с социальной действительностью, которая включает в себя работу по воспитанию любви и привязанности к родному городу, к своей Родине. Кроме этого, программы реализуют принцип этнокультурной соотнесенности, который выражается в раннем приобщении ребенка к истокам народной культуры своей страны. В программах также уделено внимание знакомству детей с произведениями устного народного творчества, с народной музыкой и танцами, с народными хороводными играми, с декоративно-прикладным искусством России. Краеведческий подход в воспитании детей содействует реализации основных дидактических принципов педагогики: от простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному.                                                                                          Цель краеведения в дошкольном учреждении — это воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры). Основная идея краеведения заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

К основным задачам краеведения в ДОУ можно отнести следующие:

− формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;

− формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

− развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;

− воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

        При отборе содержания, форм и методов краеведческой работы следует учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Формы и методы работы по краеведению разнообразны:

 − тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;

 − беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

 − познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.

− экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города. На протяжении многих лет, наш детский сад тесно сотрудничает с детской библиотекой, заповедником «Малая Сосьва», этнографическим музеем Истории и ремёсел.

 − праздники, развлечения, на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;

 − чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

 − краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе;

− прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка -эти формы незаменимы в краеведческой работе.

− виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей. Нами был реализован проект «Времён связующая нить», где родители представляли родословную своей семьи, традиции и обычаи семьи, трудовые династии. В завершении проекта было проведёно совместное развлечение «Игры прошлого и настоящего», создана книга «Летопись семьи». Одной из форм работы с родителями является организация воскресного досуга для детей и родителей. С этой целью разработаны «Маршруты выходного дня».

Также в группе созданы центры «Наша Родина-Россия», «Наша библиотека», центр «Науки и природы», куда входят подборки произведений и стихов местных авторов, сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей природы, настольно-печатные игры, игры-путешествия по родному краю, гербарии, макеты природных экосистем, растения, сборники музыкальных произведений и т.д.

         Работа по краеведению проходит комплексно ненавязчиво, по принципу «от простого к сложному».

В процессе формирования основ краеведения ребенок:

− определяет свою социальную роль в обществе;

− получает определенную систему знаний о связях и взаимозависимостях человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

− овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода, народа;

− имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

 − развивает память, мышление, воображение, расширяет словарный запас; − приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

− развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

− учится самоорганизации, взаимопомощи.

         Н. В. Алешина при выстраивании педагогического процесса по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами краеведения выделяет следующие принципы:

− Принцип историзма. Этот принцип реализуется с помощью сохранения хронологической последовательности описываемых событий и явлений и сводится к двум понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

− Принцип дифференциации. Этот принцип заключается в организации оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

 − Принцип гуманизации. Этот принцип ориентирован на высшие общепринятые человеческие понятия — любовь к семье, родному городу, к своей родине.

 − Принцип наглядности. Этот принцип заключается в изготовлении пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы сведения об истории, культуре родного края были для ребенка интересны и доступны.

− Принцип интерактивности. Принцип реализуется в сотрудничестве с родителями ребенка, детскими учреждениями: библиотеками, музеями, выставочными залами и т. п.; когда краеведческий материал естественно включается в основные программы дошкольного образования».

         Краеведение воспитывает у детей дошкольного возраста уважение, гордость за ту землю, на которой они родились, живут, помогает им полнее, содержательнее, доступнее узнать историю и культуру своей малой родины, а это залог того, что в будущем дети с еще большим вниманием и уважением будут относиться к истории и культуре других народов, т. е. у ребенка формируется такое понятие как толерантность.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Дюймовочка»

Опыт работы по теме

«Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры»

                                                                    Воспитатель: Гуляева Екатерина Павловна

г. Советский

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

Е. Щукина.

Пояснительная записка

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем  богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать в комплексе с общим развитием ребёнка.

С каждым годом растёт число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит.

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А. Ладыженской, Ф.А.Сохина, А.М. Бородич, Т.Б.Филичевой.

О.С.Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.  

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, но и формирует определённые свойства личности. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. И дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребёнок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития.

Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.  

 Актуальность

Анализ состояния практики дошкольного воспитания показывает, что проблема игры как свободной детской деятельности, а не организованного и управляемого развлечения на сегодняшний день является актуальной для современного детского сада. В дошкольном образовании наблюдается отход от традиционной формы организации жизни детей, и все больше внимания уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе дидактической игре.

Наблюдения за детьми группы показали, что дети играют мало и примитивно, чаще всего выбирают игры, не требующие прямого общения со сверстниками и взрослым; уровень отображения их действительности в игре не всегда соответствует их возрастным возможностям; могут молча составить или подобрать картинки, организовать игровую деятельность с 3-4 детьми, используя минимум общения между собой; не умеют логически правильно излагать материал.

Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Использование таких технологий в детском саду способствует развитию поисковой активности, стремлению к новизне, речи и творческого воображения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, владения речью как средством общения и культуры, поэтому взяла тему «Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры».

Работая над темой, поставила для себя цель: содействовать речевому развитию детей через дидактические игры.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста.

3. Создать условия для развития игровой деятельности дошкольников.

4. Привлечь родителей и педагогов к созданию условий организации дидактических игр.

5. Представить опыт работы по проблеме развития связной речи дошкольников через дидактические игры.

В работе с воспитанниками поставила цель: создание условий для развития связной речи дошкольников через дидактические игры.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1. Развивать связную и выразительную речь посредством дидактических игр.

2. Формировать игровые умения, развитые формы культуры игры.

3. Развивать интерес к дидактическим играм.

4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, навыки саморегуляции.

5. Способствовать активному общению с сверстниками и воспитывающими взрослыми, способствовать социализации.

6. Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок.

          Построение предметно-развивающей среды в группе строила по следующим принципам:

- содержательная насыщенность: организация образовательного пространства и разнообразие материала обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-развивающим окружением.

- вариативность: наличие различных пространств, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.

- доступность: свободный доступ.

- безопасность: обеспечение надежности и безопасности использования.

Развитие связной речи осуществляется по следующим принципам:

- Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели

- Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка требует от воспитывающих взрослых проявления педагогического такта.

- Принцип коллективизма. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни.

- Принцип психологической комфортности - создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а также веры в возможности ребёнка;

Ожидаемые результаты:

1. Сформированы игровые умения, развиты культурные формы игры

2. Развита связная речь дошкольников.

3. Развиты самостоятельность и инициатива, умение принимать решения в незнакомой обстановке, развиты самостоятельность, инициатива.

4. Сформировано доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Работу по теме провожу в следующих направлениях:

  1. Работа с детьми.
  2. Взаимодействие с педагогами.
  3. Взаимодействие с родителями.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный - рассматривание и обсуждение иллюстраций, показ действий, пример взрослых.

Практический – игровые действия, коллективные игры взрослого и ребенка.

Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, убеждения в форме разъяснения.

Средствами обучения детей являются:

- использование наглядных модулей;

- использование игровых действий;

- интеграция познавательных и игровых действий.

Развитие связной речи дошкольников в дидактических играх предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

  • Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.
  • Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
  • Самостоятельная деятельность.
  • Взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с дошкольниками использую преимущественно игровые, интегрированные формы образовательной деятельности.

При организации игровой деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание обращаю на:

- культуру поведения;

- проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;

- доброжелательное отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.

- укрепление устойчивых детских игровых объединений.

Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами-заместителями и игрушками, используя приобретенные умения и навыки.  

Развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса, работы над смысловой стороной слова, т.к. понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Работа  над смысловой стороной слова развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении связного высказывания.

Для развития связной речи я использую дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

В своей деятельности я использую такие игры, как «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?», «Что вы видите вокруг?», «Скажи, какое», «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» и др.

Полученные знания и практические навыки использую при проведении праздников, развлечений, открытых мероприятий: проекты «Что такое Новый год», «Космос», «Театр для всех», мини-музей «Новогодняя игрушка из прошлого» и т.д.

II. Взаимодействие с педагогами

Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:

-консультации по развитию связной речи у детей;

- организация интеграции специалистов;

- разработка единого тематического планирования;

- проведение интегрированных занятий;

- трансляция опыта.

Тесное взаимодействие со специалистами ДОУ: проведение интегрированных занятий с учителем-логопедом. С воспитателем по изобразительной деятельности - использование дидактических игр при обследовании предметов, описании натюрмортов, с воспитателем по информатике - придумывание игр с использованием интерактивной доски, с воспитателем по экологии - организация и проведение занятий, праздников, где основной деятельностью является дидактическая игра.  

  1. Взаимодействие с семьей.

Я подвожу родителей к тому, что игра - вещь полезная, игра со взрослыми - вещь очень полезная, а игра с родителями - вещь особо полезная.

Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

- информационные стенды;

- памятки, буклеты;

- сайт ДОО;

- папки-передвижки.

2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.

- помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды;

- посещение открытых мероприятий;

- выпуск печатной продукции.

Работе с родителями осуществляется через проведение:

- родительские собрания;

- консультации;

- открытые занятия;

- дни открытых дверей;

- выставки совместного творчества;

- совместные развлечения;

- семейные гостиные.

Мониторинг

Мониторинг усвоения детьми материала проводится 1 раз в год, осуществляется через наблюдения за игровой деятельностью, за взаимоотношениями между детьми в соответствии с возрастными особенностями.

Для выявления уровня развития связной речи детей, мы использовали комплекс методик для изучения уровня развития речи, предлагаемые Н.В. Серебряковой, Г.А. Урунтаевой.

Проведённый мониторинг показал, что в результате работы по педагогической теме у детей формируется умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, познание окружающей действительности, потребность в общении и т.д.

Таким образом, проанализировав результаты обследования, можно сделать вывод, что имеется тенденция роста усвоения программы по теме «Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры».

Перспектива:

Основным направлением дошкольного образования является игровая деятельность. Она позволяет увидеть внутренний мир ребенка, его умение общаться, воплощать свои идеи в реальность. Наблюдение за детскими дидактическими играми поможет мне использовать современные образовательные технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования дидактического материала, создать педагогическое сопровождение усвоения детьми обобщенных способов развития связной речи, систематически пополнять картотеку игр новыми играми.   

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : издательский центр «Академия», 2000, 400с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.

3. Ушакова О. С., Струнина Е. М., Шаврина Л. Г. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.

4. Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание. -2002.- № 8.- С.52-55.

5. Воспитание и обучение детей шестого года жизни/под ред. Л.А. Парамоновой и О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1987.-160 с.

6.  Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М.: Просвещение, 1987.

7. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб: «Дельта», 1996. – 384с.

8. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы / Т.И. Подрезова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 256 с.

9. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.

10. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1984.

11. Смирнова Л.Н., Овчинникова С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009. – 88 с.

12. Скажи по-другому / Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С.  Ушаковой. – Самара, 1994. – 145 с.

13. Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. М.: - 2008.

14. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.

15. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 56 с.

16. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.

17. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М., 2008. – 56 с.

18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием   речи. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224с

19. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ДОУ/Г.С. Швайко; под ред. В.В.Гербовой. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 176 с.

 20. Т.А. Сидорчук «Творческие задания Золотого ключика», «Я познаю мир», «Лучик нового».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: