План работы по самообразованию

Гуляева Екатерина Павловна

план по ППО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Индивидуальный план работы по самообразованию педагога

Гуляева Екатерина Павловна

(ФИО педагога полностью)

По теме «Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры»

 

средняя группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Лучики»

(возрастная группа)

г. Советский

2022г.

Тема: «Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры»

Гуляева Екатерина Павловна

(Ф.И.О. педагога)

Воспитатель

(специальность)

Высшее

(образование)

32 года

(стаж педагогической работы)

Высшая квалификационная категория

(квалификационная категория)

- «Воспитатель логопедической группы. Коррекционно-развивающая помощь детям с речевой патологией», май 2017г., 558 часов. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы» город Волгоград. Диплом о профессиональной подготовке.

- «Особенности реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» - удостоверение о повышении квалификации , сентябрь 2019г, 72 часа. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт дистанционного образования» город Нижневартовск.

- Сертификат участника научно-практической площадки «Инновационные подходы к проблеме социализации детей дошкольного возраста», апрель 2018г, 6 часов. ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» город Шадринск.

- «Графический дизайн», ноябрь 2019г, 144 часа. Бюджетное учреждение профессионального образования ХМАО – Югры «Советский политехнический колледж»

- «Цифровые секреты МЭО для  успешного взаимодействия с дошкольниками в период

самоизоляции» в рамках дополнительной  профессиональной программы повышения

квалификации «Развитие цифровой грамотности педагогов.  Мобильный детский сад»,

апрель 2020г.

- «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ» - удостоверение о повышении квалификации март, 2021г., 72 часа. ООО «Высшая школа делового администрирования», г.Екатеринбург

- Сертификат участника онлайн-семинара по теме «Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ по ФГОС», март, 2021г., 9 часов. ООО «Высшая школа делового администрирования», г.Екатеринбург.

- Сертификат участника всероссийского вебинара по теме «Применение цифровых и дистанционных технологий при реализации программ дошкольного образования: решения и практика», июнь 2021г, 2 часа. КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»

- Диплом участника мероприятия «Цифровые образовательные ресурсы: опыт использования в коррекционной работе детского сада», февраль 2022г.

 (курсы повышения квалификации)

Сентябрь 2017 год

(дата начала работы над темой)

Май 2022 год

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры»

Цель работы: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по теме «Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры»

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста.

3. Создать условия для развития игровой деятельности дошкольников.

4. Привлечь родителей и педагогов к созданию условий организации дидактических игр.

5. Представить опыт работы по проблеме развития связной речи дошкольников через дидактические игры.

       В работе с воспитанниками поставила цель: создание условий для развития связной речи дошкольников через дидактические игры.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1. Развивать связную и выразительную речь посредством дидактических игр.

2. Формировать игровые умения, развитые формы культуры игры.

3. Развивать интерес к дидактическим играм.

4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, навыки саморегуляции.

5. Способствовать активному общению с сверстниками и воспитывающими взрослыми, способствовать социализации.

6. Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок.

Перспективный план самообразования педагога:

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчета

2017-2018

Выявление проблем    

Анкетирование «Речевое развитие ребёнка»

Наблюдение

Беседа

2018-2019

Изучение материалов по выявленным проблемам

Чтение методической литературы

Изучение методик известных педагогов-практиков.

2019-2020

Обобщение материалов по выявленным проблемам

Определение темы        

Разработка плана работы, консультаций, памяток, бесед, конспектов занятий, развлечений, проектов, экскурсий, папок – передвижек, мастер – классов, родительских собраний,  круглых столов, педагогических гостиных.

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

2020-2021

Внедрение

Показ и проведение мастер-классов и других форм работы с детьми и родителями по развитию связной речи детей дошкольного возраста. Привлекать родителей к активному участию в совместных мероприятиях, конкурсах, таких как «Волшебная книга», «Линия театра», конкурс чтецов.                    Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями.              Выступления детей и родителей на праздниках, в творческих  театральных конкурсах «Театральная весна».

2021-2022

Распространение опыта

Представление опыта на педагогическом совете, РМО, участие в конкурсах педагогического мастерства. Трансляция опыта работы в педагогических изданиях, сети интернет.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2017-2018г

Выявление проблем

В процессе наблюдения за детьми выяснилось, что в речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения.

Вывод: В течение учебного года с целью выявления проблем речевого развития наблюдала за деятельностью детей, их общением с взрослыми и сверстниками, обыгрыванием сказок, небольших театральных постановок на утренниках, провела ряд бесед с детьми и их родителями. В результате проделанной работы выявила следующие проблемы:

- плохая речь детей (нарушено звукопроизношение);

- бедный словарный запас;

- скованно их творческое воображение;

- плохо развиты навыки связной речи, выразительной и эмоциональной речи;

- отсутствуют коммуникативные навыки;

- преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей; нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми;

На следующий учебный год запланировала изучить методическую литературу и использовать в своей работе с родителями нетрадиционные формы работы, совместные с детьми и родителями дидактические игры на развитие речи, театральные постановки на вечерах встреч, праздниках, развлечениях.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2018-2019г

Изучение материалов по выявленным проблемам

Ознакомилась с литературой:

1. АлександроваТ. В «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников»

2. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи»

3. Селиверстов  В. И. «Речевые игры с детьми»,

4. Ушакова О. С. «Речевые игры и упражнения для дошкольников»

5. Ушакова О. С. «Придумай слово»

6. Ушакова О. С. «Диагностика речевого развития»

7. Сорокина  А. И. «Дидактические игры в детском саду».

8. Цейтлин С. Н. «Язык и ребенок: лингвистика детской речи»

9. Ушакова О. С., Струнина Е.М.  «Методика развития речи детей дошкольного возраста»                                                                                                                                                                            

Вывод: В результате изучения методической литературы пополнила и конкретизировала свои знания по данной проблеме. В следующем учебном году планирую на основе изученных материалов разработать конспекты мероприятий, дидактические пособия, картотеки, перспективные планы, проекты по теме самообразования.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2019-2020г

Обобщение собранного материала

Определение темы самообразования.

Составление перспективного плана по теме самообразования.

Разработка конспектов, сценариев для детей разных возрастных групп.

Оформление картотеки «Дидактические игры по развитию связной речи»,  «Игры на развитие речи 5-6, 6-7 лет», «Пальчиковая гимнастика», «Театральные игры», «Игры по технологии ТРИЗ», «Игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи», «Артикуляционные гимнастики»

Проект «Театр и мы»

Проект по ПДД «Безопасная дорога для мальчишек и девчонок»

Вывод: В течение учебного года обобщила изученный материал по выявленным проблемам. В пояснительной записке указала на актуальность выбранной темы, новизну. Выделила цель и задачи, ожидаемый результат. Разработала перспективный план и конспекты мероприятий согласно данного плана. В соответствии с конспектами разработала дидактические пособия и картотеки. В следующем учебном году планирую реализацию всех разработок, участие воспитанников в конкурсах различного уровня.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2020-2021г

Внедрение

Показ открытых мероприятий: НОД «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик», развлечений «Солнышко красно, гори, гори ясно», «Праздник Масленицы», «Святки-колядки»,  консультаций  «С детьми играем - речь развиваем», «Играем везде», «Роль театральной деятельности в развитии связной речи детей», «Пальчиками играем – речь развиваем», «Речевое развитие детей»

Реализация проекта «Театр и мы», проекта по ПДД «Безопасная дорога для мальчишек и девчонок».

Использование в работе картотеки «Пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика»

Участие воспитанников в конкурсах различного уровня

Вывод: Данные мероприятия помогут  установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители станут активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научатся  взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Обыгрывание театральных постановок, эпизодов из дидактических игр  даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратятся в активных участником и помощников воспитателя.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2021-2022г

Распространение

Показ открытых мероприятий на уровне района

Представление опыта работы на педагогическом совете.

Размещение опыта работы на сайтах Интернет сообществ.

Публикация в СМИ.

Участие в конкурсах различного уровня.

Вывод: В течение учебного года на уровне района провела мероприятия «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ». Представила опыт работы по теме «Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры» на педагогическом совете № … «…». Опубликовала  в СМИ  опыт работы/статью по теме «Пальчиками играем - речь развиваем», «Роль театральной деятельности в развитии речи детей». Участвовала в конкурсах «Лучший конспект занятия», «Лучшая презентация» «ВЕКТОРИАДА - 2020», «Олимпиада по ППБ «НЕ шутите с огнём», «Линия театра», «Я живу в Югре – профессии моей семьи»

В группе   проведены следующие мероприятия с детьми:

Онлайн экскурсии в музей истории и ремёсел, музей-заповедник «Малая Сосьва», в пожарную часть, в библиотеку, экскурсия к светофору. Экскурсия к памятнику «Наказ матери». Тематические мероприятия ко дню снятия блокады Ленинграда. Развлечение по ПБ «При пожаре не зевай – огонь водою заливай». Встреча с инспектором ПДД «В мире дорожных знаков».  НОД  на тему «Откуда книжка пришла», «Урок Мужества» - с участием сотрудника детской библиотеки. К дню рождения округа проведены квест-игры «О сколько мне открытий чудных раскрывает край родной», «Мы - друзья природы», викторина «Мой край-Югра», оформлен совместно с детьми коллаж «Я и моя Югра». Совместно с музыкальным руководителем проведены праздники: «Печальная осень», «День Матери», новогодний утренник «Заколдованная ёлка», «Пришла коляда», «Маму поздравляем», «23 февраля», «Вороний день», «Масленица», «Парад Победы», «До свидания, детский сад». Развлечение ко Дню знаний «Приключения Незнайки», «Откуда звучит музыка», заснято музыкальное видеопоздравление «Привет солдату», театрализованное представление по сказке «Муха - Цокотуха». Совместно с учителем – логопедом прошло тематическое занятие «Орнамент на одежде ханты и манси», проведена тематическая прогулка «В гости к лесовичку». Совместно с педагогом психологом викторина «Мои и твои права», игра «Умники и умницы». Совместно с инструктором по ФИЗО развлечение по ПДД «Нужно слушаться без спора указания светофора», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Азбука безопасности». Развлечение по ЗОЖ «Айболит и Витаминка», викторина «Если хочешь быть здоров». Развлечение к 23 февраля «На страже Родины». Праздник «Быстрые, смелые, ловкие, умелые!», театрализованное представление по ПДД «Мишка на посту». С воспитателем по ИЗО проведено мероприятие к дню рождения округа.

    По каждой лексической теме недели проводились викторины, КВНы, игры, составлялись кроссворды, ребусы, оформлялись выставки творческих работ, оформлялся лэпбук. Были созданы мини-музеи «Моя родина - Россия», «Мой край - Югра», «Космос», «День Победы». Изготовлены макеты на тему «Мой город», «Парковка», а также лэпбук по ПДД, лэпбук «Я живу в Югре. Профессии родителей» 

    Для родителей оформлялись информационные стенды: «Уровень развития речи 6-7 лет» «Режим будущего первоклассника», «Портрет будущего первоклассника», «Готовим руку дошкольника к письму», «Рисуем по клеточкам», «В мире букв и звуков», «Роль мнемотехники в развитии памяти и связной речи», «Речевая готовность детей к школе», «Подготовка к обучению грамоте», «К ребёнку с добротой», «Уроки безопасности», «Ребёнок на дороге», «Дети и улица», «Трудовое воспитание в семье», «Книги – наши друзья» и т.д.

     Оформлялись фотовыставки: «Как я провёл лето», «Профессии родителей», «Папа может…»,«Поздравляем маму»,  «Комнатные растения в нашем доме».

       Мои воспитанники и родители  являются участниками/призерами конкурсов различного уровня: Всероссийского/окружного/муниципального.  

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Такие разные театры»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Роль театральной деятельности на развитие связной речи детей»; «Роль мнемотехники в развитии памяти и связной речи»

5. Выставка работ. Тема: «Мои любимые сказочные герои»; творческие работы по лексическим темам.

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «С детьми играем - речь развиваем», «Играем везде», «Роль театральной деятельности в развитии связной речи детей», «В театр играем – речь развиваем»;  «Пальчиками играем – речь развиваем», «Речевое развитие детей»

7. Проект. Тема: «Театр и мы», проект по ПДД «Безопасная дорога для мальчишек и девчонок».

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

 

Автор

Название

Издательство

Год издания

1  

Александрова Т. В.

«Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников»

М:Детство-пресс

2003г.

2

Артёмова Л.В

«Театрализованные игры дошкольников». Книга для воспитателя детского сада.

М:Просвещение

1991г.

3

Губанова Н. Ф

«Развитие игровой деятельности»

М:Мозаика- Синтез

2012г.

4

Губанова Н.Ф. 

«Театрализованная деятельность дошкольников»

М. Вако,

2011г.

5

Касаткина Е. И.

Игра в жизни дошкольника.

М: Дрофа,

2013 г.

6

ПетроваТ. И., Петрова Е. С.

«Игры и занятия по развитию речи дошкольников»

М: Школьная Пресса.

2013г

7

Селиверстов  В. И

«Речевые игры с детьми»

М: Владос

1994г.

8

Ушакова О.С., Струнина  Е. М.

«Методика развития речи детей дошкольного возраста»

М: Владос

2004г.

9

Сорокина  А. И.

«Дидактические игры в детском саду».

М:Просвещение

1982г.

10

Сорокина М. Ф., Миланович Н.Г. 

«Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра»

М.: Айрис-пресс,

2008.

11

Ушакова О. С.

«Развитие речи детей 5-7 лет»

Сфера

2011г.

12

Ушакова О. С.

«Развитие речи дошкольников»

М. : Академия,

2012г

13

Ушакова О. С., Струнина Е.М.

«Методика развития речи детей дошкольного возраста»                                                                                                                                                                              

М: Владос

2008

14

Ушакова О. С.

«Речевые игры и упражнения для дошкольников»

Сфера

2009г.

15

Ушакова О. С.

«Придумай слово»

Сфера

2009г.

16

Ушакова О. С.

«Диагностика речевого развития»

17

Цейтлин С. Н.

«Язык и ребенок: лингвистика детской речи»

Владос

2000г.

18

Швайко Г. С.

«Игры и игровые упражнения по развитию речи»

Айрис дидактика

2006г.