Консультации для педагогов.

Кругликова Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ (из опыта работы)

 «Компетенции воспитателя и компетенции родителей, необходимые для воспитания детей старшей и подготовительной группы».

Воспитатель Кругликова Т.Н. МБДОУ № 307 г.Красноярск

Нестандартные формы работы с родителями детей старшего дошкольного возраста (как сделать родителей воспитанников активными участниками педагогического процесса).

Различные формы работы детского сада с родителями воспитанников можно условно разделить на:

  • -на активные и пассивные,
  • -на групповые и индивидуальные,
  • -на традиционные и нетрадиционные.

В своей работе мы постоянно используем такие формы, как наблюдение, беседа, опрос и анкетирование. С одной стороны эти методы можно отнести к диагностическим, с другой, мы активно используем их при знакомстве с членами семьи, понимании их интересов, приоритетов, ценностей и семейных традиций. Сейчас широко используются рекламные методы. Такие, как работа сайта ДОУ, публикации, публичные отчеты, информационные стенды и т.д.

 «Семинар – практикум» не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. На семинарах-практикумах могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты сада. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

 «Родительский клуб». Это   особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

 «Родительские собрания». Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители редко проявляют активность. Это говорит о том, что необходимо разнообразить формы проведения родительских собраний. Для этого можно использовать следующие варианты:

• «Педагогическая лаборатория». Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие.

• «Читательская конференция». Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается разными родителями.

• «Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Эта форма очень нравится активным родителям, предпочитающим живое общение.

• «Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование, ответы которого можно инкогнито обсудить со всеми.

• «Мастер – класс». Форма собрания, где демонстрируют свои достижения родители в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому выбрать свою интересную тему. В конце собрание подводиться итог.

 «Почта нашей группы». Это почтовый ящик, куда родители могут положить записки со своими идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы можно обсудить на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично.

Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. Мы постоянно оформлять групповые стенды «Для Родителей», содержащие информацию по всем разделам.

С большим интересом родители рассматривают работы детей, оформленные на специальном выставочном стенде. В нашей группе он обновляется ежедневно.

В разделе «Советы» под руководством специалистов мы представляем их рекомендации по различным вопросам. Тематика этих материалов разнообразна.

В работе с родителями можно использовать такую форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Их тематика так же разнообразна. Удобство их состоит в том, что они могут выставляться при необходимости. На мой взгляд, досуговые формы организации общения лучше всего способствуют установлению теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм можно отнести проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Осенний праздник», «Новогодний карнавал»«Папа, мама, я - дружная семья», «День Защитников Отечества», «Мамин праздник» и др. Праздники помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Мне всегда импонировали эти формы взаимодействия, потому что радость от выступлений ребят и хорошее настроение, позитивный настрой так же действует на всех окружающих и создает соответствующую атмосферу. Именно в такие минуты родители делятся своими успехами детей, а педагоги чувствуют свою профессиональную к ним сопричастность.

       В целом, подводя итог, еще раз хочу подчеркнуть, какими бы не были разнообразными методы и формы работы с родителями, педагоги групп остаются главным действующим звеном в работе дошкольного учреждения. Личность педагога, его взгляды, уровень образованности, культуры, личной профессиональной заинтересованности, тактичности, не конфликтности - все это  залог успешной работы с родителями, создания открытой и доступной образовательной среды, такой среды, где реализуются не только федеральные стандарты, но и наши мечты и надежды на будущее, а это важно для всех нас.

.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ.

Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность.

Воспитатель: Кругликова Т.Н.

                                                                Речь - удивительно сильное средство,

                                                                но нужно иметь много ума,

                                                                чтобы пользоваться им.

                                                                              Гегель (немецкий философ)

С театрализованной деятельностью тесно связанно совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонация и строй.

 Цель: создание условий для развития речи детей дошкольного возраста через творческую активность в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка:

- стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

- совершенствует артикуляционный аппарат;

- ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства;

 - используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли.

 - формируется диалогическая, эмоционально- лучше усваивается содержание произведения, логика и последовательность событий, их развитие и причинная обусловленность;

- способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса);

- происходит знакомство с окружающим миром во всем его многообразии;

- формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия;

 - формируется опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

В процессе театрализованной  деятельности решаются следующие задачи:

- развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

 - создание атмосферы творчества;

 - социально - эмоциональное и нравственное развитие детей;

- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры , монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

 - активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Для решения всех этих задач необходима развивающая предметно –пространственная среда, обеспечив совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка:

 - в группах создаются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка;

- картотеки игр и упражнений («Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры»);

- картотеки мнемотаблиц, игровых упражнений («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос»);

 - физкультминутки;

 - игры и упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу»);

 - упражнения у зеркала.

Результатом  работы являются театрализованные постановки, которые можно показывать, как детям, так и родителям.

По содержанию работы, выделяется следующие формы организации театрализованной деятельности:

 - проигрывание отрывков из сказок;

 - прослушивание сказок, потешек, стихотворений;

- режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом;

 - рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментариями, объяснением личностного смысла изображаемых событий;

 - пантомимические этюды и упражнения;

 - дыхательная гимнастика;

 - артикуляционная гимнастика;

- пальчиковые игры со словами.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ.

Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности

Воспитатель: Кругликова Т.Н. МБДОУ № 307 г.Красноярск.

Для решения этой проблемы необходимо следующие:

1. Внести коррективы в отношения «дети - воспитатель». Для того, чтобы развивать воображение и творческую активность, воспитателю необходимо помнить, что общение ребенка с окружающими — источник его психического развития. Воспитатель, находясь в группе детей должен быть:

  • «Воспитателем как взрослый» - он много знает, с ним интересно, ему можно задать вопросы, обсудить насущные проблемы, он может научить чему-то новому.
  • «Воспитателем как ребёнок» - прекрасный актер, он может подыграть в любой ситуации, он идеальный партнер по играм и шалостям, он — взрослый как равный.
  • Организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
  • Обогатить игровую среду.
  • Пополнить и разнообразить материалы для творческой активности.

Отправной точкой для развития воображения служит направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы. Педагогу необходимо организовывать совместную деятельность, избегая демонстрации выполнения задания, помогая самостоятельно выйти ребёнку из сложившейся ситуации.

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Необходимо развивать воображение во всех видах детской деятельности.