Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.pdf | 711.42 КБ |
Консультация для педагогов. | 14.45 КБ |
rod.sobr_._zdorove.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Здоровьесберегающие технологии»
Воспитатель Кругликова Т.Н.
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе) тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации). В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Задачи здоровьесберегающих технологий создание адекватных условий для развития , обучения , оздоровления детей сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения
Виды здоровьесберегающих технологий : медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр .
Релаксация В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную музыку, звуки природы Гимнастика утренняя Ежедневно, утром, перед завтраком .В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др.
Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин Комплексы упражнений, корегирующих осанку, свод стоп .
Гимнастика пальчиковая . Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки .
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы ,проветривание помещения,
Информация для детей по теме « Здоровье» во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития.
Результатом моей работы являются показатели: уменьшение доли часто болеющих детей, уменьшение количества дней по болезни ОРВИ, уменьшение числа дней, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках».
Тема выступления : «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми» (из опыта работы).
Воспитатель: Кругликова Т.Н.
Здравствуйте уважаемые родители.
Своё выступление я хочу начать с вопроса адресованного вам.
-Что такое здоровье?
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Т.Ф.Ефремова - Состояние организма, при котором правильно функционируют все его органы.
Д.Н.Ушаков - Нормальное Состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека. Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические свойства и особенности основных нервных процессов-(сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются – окружающая среда и воспитание ребёнка.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и руководители физического воспитания, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс технологии здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии, это - комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ
Виды здоровьесберегающих технологий.
- - медико - профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
- валеологического просвещения детей и их родителей.
И сегодня на собрании я подробно расскажу о формах оздоровительной работы.
Утренняя гимнастика помогает детскому организму настроиться на активные движения, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Комплекс утренней гимнастики составляется в соответствии возрастом и по тематическим неделям в детском саду.
В комплекс общеразвивающих упражнений я добавляю элемент стретчинг – гимнастики.
Стретчинг – это система статических растяжек.
Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма предупредить многие заболевания.
-« Летучая мышь»
- «Кукушка»
Физкультурные занятия направлены на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка проводится 2 раза в день, если позволяют погодные условия.
На физкультурных занятиях и прогулках проводятся подвижные игры. Радость, веселье , хорошее настроение – это обязательное условие для игры, без них игра теряет свой смысл.
После утренней гимнастики и физкультурного занятия я использую релаксацию. Релаксация – это расслабление организма после физической нагрузки. Вот некоторые примеры упражнений на релаксацию.
Упражнение «Шалтай-Болтай» (Чистякова М. И.)
Цель: расслабление мышц рук, спины, груди, развитие умения контролировать свои движения.
Ведущий читает отрывок из стихотворения С. Я. Маршака:
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Все участники поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Как только дети услышат слова «свалился во сне», они резко наклоняют корпус вниз.
Релаксация «Кулачки» (Клюева Н.В.)
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Дети сидят на полу. Инструкция: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Слушаем и делаем как я. Спокойно! Вдох – пауза, выдох – пауза!» Повторить 3 раза.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем. (легко поднять и уронить расслабленную кисть)
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.
Я предлагаю, вам расслабится. Закройте глаза.
Отдых на море
(фонограмма шум моря)
Мы с вами на берегу моря. День солнечный, песок теплый мягкий. Вокруг тихо, слышен только плеск воды и крики чаек. Вам дышится легко и свободно . Ласковые волны касаются ваших ног нежно поглаживая их, ласкают ваше тело (пауза-поглаживание детей), поглаживают … (имя ребенка). Вам приятно ощущать свежесть морской воды. Вы ощущаете свежесть во всем теле: на лбу, лице, спине, животе, руках, ногах. Ваше тело наполняется легкостью. Вы дышите легко и свободно. Ваше настроение становится жизнерадостным, хочется встать и бежать. А теперь все потянемся и на счет «три» откроем глаза. Вы полны сил и энергии.
Важное место, на занятиях по физическому воспитанию, занимают специальные дыхательные упражнения:
- «Гудок парохода»
Прогудел наш пароход,
В море всех он нас зовет.
- «Дыхание»
-Подыши одной ноздрёй,
И придёт к тебе покой.
-«Солнце»
«Солнце мы хлопком все встретим.
Так полет свой мы отметим»
«Покачивание»
Покачаемся слегка,- наклон вправо вдох
Ведь под нами облака.- Наклон влево выдох
Это малая часть упражнений на дыхания, которые я использую на занятии.
Они обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру и восстанавливают организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения
.Также использую в своей работе кинезиологические упражнения. Они направлены на повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
- « Язычок» ст. гр. (упражнение для развития абстрактно – логического мышления (левого полушария))
Язычок вы покажите,
На него вы посмотрите.
-«Покачивание головой» ср. гр. ( для развития межполушарного взаимодействия)
Покачаем головой-
Неприятности долой.
-«Ушки» под. гр
Ушки сильно разотрём,
И погладим и помнём.
Гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстрее прийти в бодрое состояние и настроение.
Закаливание - Температурные перепады оказывают сужающее и расширяющее воздействие на наши сосуды, что становиться настоящей гимнастикой для них, значительно улучшается и циркуляция кровотока по всему организму.
Хождение босиком – своеобразный массаж физиологически активных точек нашего организма: трава, пол, камешки, комья земли при ходьбе босиком очень благоприятно воздействуют на все, расположенные на стопах точки, что в свою очередь рефлекторно отражается на всем организме.
Корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия.
- Ходьба по ребристой доске;
-Ходьба на пятках, носках и др;
-Ходьба на месте с отрывание пяток от пола и перекаты с пятки на носок.
-Массаж ступней мячиком ёжик.
-Рисование между пальцами ног зажимаем карандаш и рисуем на бумаге.
Также в нашем саду проходят физкультурные развлечения. Они обычно приурочены к праздникам.
Таким образом, каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность, в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.