Здоровьесберегающие технологии.

Кругликова Татьяна Николаевна

Здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация  для педагогов: «Здоровьесберегающие технологии»

Воспитатель Кругликова Т.Н.

« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе) тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации). В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.

Задачи здоровьесберегающих технологий создание адекватных условий для развития , обучения , оздоровления детей сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

Виды здоровьесберегающих технологий : медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр .

Релаксация В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную музыку, звуки природы Гимнастика утренняя Ежедневно, утром, перед завтраком .В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др.

Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин Комплексы упражнений, корегирующих осанку, свод стоп .

Гимнастика пальчиковая . Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

 Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки .

Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы ,проветривание помещения,

Информация для детей по теме « Здоровье» во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития.

Результатом моей работы являются показатели: уменьшение доли часто болеющих детей, уменьшение количества дней по болезни ОРВИ, уменьшение числа дней, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках».

Тема выступления : «Использование здоровьесберегающих технологий  в работе с детьми» (из опыта работы).

Воспитатель: Кругликова Т.Н.

Здравствуйте уважаемые родители.

 Своё выступление я хочу начать с вопроса адресованного вам.

-Что такое здоровье?

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».  
Т.Ф.Ефремова - Состояние организма, при котором правильно функционируют все его органы.

Д.Н.Ушаков - Нормальное Состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека. Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические свойства и особенности основных нервных процессов-(сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются – окружающая среда и воспитание ребёнка.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и руководители физического воспитания, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс  технологии здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии, это -  комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ  

Виды здоровьесберегающих технологий.

  • - медико - профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
  • валеологического просвещения детей и их родителей.

 И сегодня на собрании я подробно расскажу о   формах оздоровительной работы.

Утренняя гимнастика помогает детскому организму  настроиться на активные движения, улучшает настроение,  поднимает  мышечный тонус. Комплекс утренней гимнастики составляется в соответствии  возрастом и по тематическим неделям в детском саду.

В комплекс  общеразвивающих упражнений  я  добавляю элемент стретчинг – гимнастики.

Стретчинг – это система статических растяжек.

Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма предупредить многие заболевания.  

-« Летучая мышь»

- «Кукушка»

Физкультурные занятия  направлены на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности.  

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка проводится 2 раза в день, если позволяют погодные условия.

На физкультурных занятиях и прогулках  проводятся подвижные игры. Радость, веселье , хорошее настроение – это обязательное условие для игры, без них игра теряет свой смысл.

После утренней гимнастики и физкультурного занятия я использую релаксацию. Релаксация – это расслабление организма после физической нагрузки. Вот некоторые примеры упражнений на релаксацию.

Упражнение «Шалтай-Болтай» (Чистякова М. И.) 
Цель: расслабление мышц рук, спины, груди, развитие умения контролировать свои движения. 
Ведущий читает отрывок из стихотворения С. Я. Маршака: 
Шалтай-Болтай 
Сидел на стене. 
Шалтай-Болтай 
Свалился во сне. 
Все участники поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Как только дети услышат слова «свалился во сне», они резко наклоняют корпус вниз.

Релаксация «Кулачки» (Клюева Н.В.) 
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. 
Дети сидят на полу. Инструкция: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Слушаем и делаем как я. Спокойно! Вдох – пауза, выдох – пауза!» Повторить 3 раза. 
Руки на коленях, 
Кулачки сжаты, 
Крепко, с напряжением 
Пальчики прижаты (сжать пальцы). 
Пальчики сильней сжимаем – 
Отпускаем, разжимаем. (легко поднять и уронить расслабленную кисть) 
Знайте, девочки и мальчики, 
Отдыхают наши пальчики.

Я  предлагаю,  вам расслабится. Закройте глаза.

Отдых на море

(фонограмма шум моря)

Мы с вами на берегу моря.  День солнечный, песок теплый мягкий.  Вокруг  тихо, слышен только плеск воды и крики чаек.  Вам дышится легко и свободно . Ласковые волны касаются ваших ног нежно поглаживая их, ласкают ваше тело (пауза-поглаживание детей), поглаживают …  (имя ребенка).  Вам приятно ощущать свежесть морской воды.  Вы ощущаете свежесть во всем теле: на лбу, лице, спине, животе, руках, ногах. Ваше тело наполняется легкостью.  Вы дышите легко и свободно.  Ваше настроение становится  жизнерадостным, хочется встать  и бежать.  А теперь все потянемся  и на счет «три» откроем глаза. Вы полны сил и энергии.

Важное место, на занятиях по физическому воспитанию, занимают специальные дыхательные упражнения:

- «Гудок парохода»  

Прогудел наш пароход,

В море всех он нас зовет.

- «Дыхание»

-Подыши одной ноздрёй,  

  И придёт к тебе покой.

-«Солнце»

«Солнце мы хлопком все встретим.

Так полет свой мы отметим»  

«Покачивание»  

Покачаемся слегка,- наклон вправо вдох

Ведь под нами облака.- Наклон влево выдох

Это малая часть упражнений на дыхания, которые я использую на занятии.

 Они обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру и  восстанавливают организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения

.Также использую  в своей работе кинезиологические упражнения. Они направлены на повышения умственной работоспособности и оптимизации  интеллектуальных процессов.

- « Язычок» ст. гр.  (упражнение для развития абстрактно –     логического мышления (левого полушария))

Язычок вы покажите,

На него вы посмотрите.

-«Покачивание головой» ср. гр.   ( для развития межполушарного взаимодействия)

Покачаем головой-

Неприятности долой.

-«Ушки»  под. гр  

Ушки сильно разотрём,

И погладим и помнём.

Гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус  детей позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстрее прийти в бодрое состояние и настроение.  

Закаливание - Температурные перепады оказывают сужающее и расширяющее воздействие на наши сосуды, что становиться настоящей гимнастикой для них, значительно улучшается и  циркуляция кровотока по всему организму.  

Хождение босиком – своеобразный массаж физиологически активных точек нашего организма: трава, пол, камешки, комья земли при ходьбе босиком очень благоприятно воздействуют на все, расположенные на стопах точки, что в свою очередь рефлекторно отражается на всем организме.

Корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия.  

- Ходьба по ребристой доске;
-Ходьба на пятках, носках и др;
-Ходьба на месте с отрывание пяток от пола и перекаты с пятки на носок.

-Массаж ступней мячиком ёжик.

-Рисование  между пальцами ног зажимаем карандаш и рисуем на бумаге.

Также в нашем саду проходят физкультурные развлечения. Они обычно приурочены к праздникам.

Таким образом, каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность, в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.