РМО по речевому направлению развития детей. По теме: Эффективные формы взаимодействия в реализации образовательной области "Речевое развитие".«Организация сетевого взаимодействия МБДОУ № 307 и социального центра «Родник»

Кругликова Татьяна Николаевна

РМО по речевому направлению развития детей. По теме: Эффективные формы взаимодействия в реализации образовательной области "Речевое развитие".«Организация сетевого взаимодействия МБДОУ № 307 и социального центра «Родник»

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon mo_06.11.19.pdf1.91 МБ
Файл rmo_6.11.19.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Организация сетевого взаимодействия МБДОУ № 307 и социального центра «Родник»

Воспитатель МБДОУ № 307 Кругликова Т.Н.

Важный показатель эффективности модернизации российского образования – повышение открытости сферы образования. В программе развития ДОО делается акцент на  качество, инновационность и открытость. Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Открытое дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью.

Для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО  очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с центром «Родник» дает дополнительный импульс для  речевого, духовного развития и обогащения личности ребенка.

Практика работы нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека – гражданина новой России может осуществляться только в условиях социального партнерства.

Организация сотрудничества с центром способствует формированию устойчивой системы  ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, делает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику.

Сотрудничество нашего детского сада с городским центром  социального обслуживания населения «Родник» Ленинского района города Красноярска, началось с 2017 года  с заключения договора о сотрудничестве.

Начиналось наше сотрудничество с организации концертов-поздравлений: в декаду «Дня пожилого человека», к Новогоднему празднику, поздравление ветеранов ВОВ ко «Дню Победы». Дети детского сада под руководством воспитателей группы разучивали стихи, песни, танцы и с концертной программой выступали перед клиентами центра. Клиенты центра, а это люди пожилого возраста, часто одиноко проживающие, всегда очень тепло и трогательно, с благодарностью принимали маленьких артистов.

В процессе выступлений  самое большое внимание уделялось речевому развитию. Мы предъявляли к речи детей ряд требований:

  • осмысленность, т.е полное понимание того, о чем они говорят;
  • полнота передачи, т.е отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
  • последовательность;
  • широкое использование словаря,   оборотов, синонимов, антонимов;
  • правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
  • культура изложения;
  • интонационная выразительность речи;
  • правильная, спокойная поза во время высказывания;
  • достаточная громкость;
  • отчетливость произношения.

Кроме этого, значение взаимодействия детей с бабушками и дедушками гораздо шире, нежели только раскрепощённость и навык выступления. Ведь детям, особенно тем, у которых нет постоянного контакта с пожилыми людьми (например, живут в других городах или бабушки и дедушки ещё молодые) очень непросто понять, чем эти старые люди отличаются от молодых, зачем им помогать и почему о них необходимо заботиться. Только во время непосредственного общения с пожилыми людьми, держа их за руку, дети могут почувствовать слабость этой руки у такого, казалось бы, большого человека; только во время совместного танца они могут осознать, что пожилой человек уже не может так быстро двигаться; только читая стихи или разговаривая со старыми людьми, они могут уловить, что эти люди уже не так хорошо слышат. Только при личном контакте пожилые люди становятся ближе и понятнее для детей.

Постепенно менялась и сама форма организации проведения встреч. Если на первоначальном этапе это были концерты-поздравления, показ театрализованных постановок, и участники мероприятий как бы находились по разные стороны концертного зала, то в дальнейшем, постепенно, появилась потребность во взаимодействии. Так, во время концерта ко «Дню пожилого человека» загадки про осень загадывали не только дети, но и бабушки и дедушки, вместе читали стихи, танцевали и пели. А концертное выступление плавно, логично перешло в совместную продуктивную деятельность. Обоюдными усилиями была создана совместная работа: лэпбук «Золотая осень». Так постепенно изменились формы работы – к традиционной концертной деятельности добавились разные формы сотрудничества, которые предполагают неформальное общение, взаимодействие дошкольников и клиентов центра:

Так, в процессе взаимодействия с центром «Родник» были проведены такие познавательные занятия – встречи:

  • «Игры моего детства», где пожилые люди знакомили детей с народными играми, в которые играли в своём детстве.
  • «Бабушкины сказки», где бабушки и дедушки рассказывали и показывали с помощью кукольного театра русскую народную сказку «Заюшкина избушка».
  • «Становитесь в хоровод!», где дети и взрослые разучивали хороводы, песенки, игры с пением.
  •  «Стихи в подарок», где воспитанники детского сада очень выразительно, используя приёмы художественного чтения, наизусть читали свои любимые стихи.
  • «Игрушки далёкого прошлого», во время этой встречи дети узнали об игрушках, которыми играли бабушки и дедушки в своём далёком детстве более 70-75 лет назад, а затем клиенты центра научили детей мастерить тряпичных кукол из кусочка ткани или носового платка, и с этими самодельными куклами дети потом разыграли целое театрализованное представление.
  •  «Великий День Победы». Встречи, на которых дети не только слушают рассказы о войне из первых уст, но и имеют возможность задавать интересующие их вопросы (а вопросов у дошколят бывает очень много), имеют возможность прикоснуться к боевым орденам, и услышать рассказы о боях, подвигах, быте солдат.

Такая форма взаимодействия возникла в нашем детском саду не случайно. Наши педагоги – творческие люди. Планируя и организовывая совместную деятельность, включают в неё  образовательные области: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. В процессе данной работы интегрировано решаются многие задачи воспитания и обучения дошкольников:

– развиваются коммуникативные способности (умение слушать и слышать, договариваться…);

– раскрываются художественные творческие способности;

– развивается устная и письменная речь (эмоционально и выразительно читать стихи, петь, исполнять роли, понятно и грамотно объяснять свою мысль при устной беседе).

Для клиентов центра наши встречи привносят искорку тепла, создают ощущение востребованности, предоставляют возможность поделиться своим богатым жизненным опытом, ощущать себя социально значимыми, быть нужными и полезными. Поэтому мы часто слышим благодарные отзывы о нашей работе:

– «Мы испытывали  радость, что могли вспомнить своё детство и передать детям»

– «Это посещение – связь поколений. Это посещение настолько меня вдохновило, что я просто душой помолодела...»

– «Мне приятно было видеть горящие глазки детей, их любознательные лица, я чувствовала тепло их сердец, большое внимание к себе»

– «Замечательные воспитатели ведут большую работу с детьми по различным вопросам; спасибо им, что они с детских лет прививают уважение и любовь к старшему поколению, чего в наше время так не хватает…»

Понимая важность данной работы и видя результаты, мы и в дальнейшем планируем плодотворное сотрудничество.

В перспективе развития взаимодействия с социальным центром «Родник» запланирована новая  форма сотрудничества:

– Познавательные встречи, проводимые в ДОУ – «Играем вместе».

Идея заключается в том, что бабушки и дедушки (клиенты центра), приходят в группы детского сада и проводят совместную деятельность с детьми в рамках познавательных занятий, темы которых определяют педагоги сада.