Углубленная работа по театрализованной деятельности. Планирование.

Кругликова Татьяна Николаевна

Углубленная работа по театрализованной деятельности. Планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста».

 (Из опыта работы)

Воспитатель : Кругликова Т.Н. МБДОУ № 307 г.Красноярск

Цель:

Формирование у детей эмоциональной открытости, умения взаимодействовать со сверстниками посредством совместной театрализованной деятельности.

Задачи:

  • познавательное развитие – расширять представления детей о театре, его видах и театральных профессиях;
  • социальное развитие – формировать положительные взаимоотношения между детьми; воспитывать у ребенка уважение к себе; формировать умение выражать эмоции; воспитание этически ценных способов общения;
  • речевое развитие – содействовать развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами; овладению выразительными средствами общения;
  • эстетическое развитие – приобщать к литературе, развивать воображение, формировать умение создавать выразительный художественный образ, обучать самостоятельному нахождению приемов изображения;
  • развитие движений – учить согласовывать движения с текстом, развивать умение воплощать в творческом движении настроение, характер образа, выразительность исполнения

В своей работе  использую  пособия Татьяны Николаевны Дороновой «Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности»,

М. Д. Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», Н. Б. Улашенко«Организация театральной деятельности»,

А. В. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду».

Тему  углубленной работы выбрала, исходя из проблем, выявленных в результате наблюдений за деятельностью детей.

Результаты наблюдений:

  • самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес вызывают у них игры-драматизации предложенные воспитателем и проходящие под его руководством.
  • дети  в процессе театрализованной деятельности стремятся активно вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.
  • повышение интереса к познавательной деятельности при включении фрагментов театрализованной деятельности в систему занятий по обучению детей рассказыванию с использованием разных видов театра, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.
  • по ходу самой игры замечена бедность выразительных средств у некоторых воспитанников.

Для реализации поставленной цели работы по организации театрализованной деятельности с детьми  разработала и внедрила долгосрочный педагогический проект.

Задачи проекта:

  • формировать желание детей пробовать себя в различных ролях;
  • формировать умение свободно чувствовать себя в выбранной роли;
  • развивать творческий потенциал и артистические качества посредством предоставления детям возможности выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;
  • вызвать интерес родителей к творческой жизни детей в саду и желание участвовать в жизни группы.
  • привлечь родителей к пополнению развивающей среды группы

Ожидаемые результаты:

Дети свободно чувствуют себя на сцене, умеют договариваться со сверстниками путем нахождения компромисса, умеют примерять на себя различные роли, умеют детально передавать образы персонажей, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния. Пополнилась развивающая среда различными театрами и костюмами.

На подготовительном этапе проведена работа:

  • постановка проблемы перед родителями
  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала по теме
  • подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности
  • подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности

Реализация основного проекта включила в себя:

  • Театрализованные игры
  • Беседы
  • Знакомство с классической музыкой
  • Игры драматизации
  • Разные виды изобразительной деятельности
  • Чтение художественной литературы
  • Разнообразные речевые игры
  • Сюжетно – ролевые игры
  • Дидактические игры
  • Постановка этюдов
  • Консультация для родителей
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Работа по обогащению словарного запаса

Творчество в театрализованной деятельности невозможно без развития речи. Но в то же время и занятия театрализованной деятельностью помогают развить и речь, и эмоциональность, и воображение. Поэтому еще одним направлением моей работы с детьми явилось речевое творчество.

Положительные результаты дали такие приемы, как придумывание продолжения сказки или изменение конца знакомой сказки, придумывание рассказов и сказок о самих детях, составление рассказов о семье и ее членах для оформления тематических выставок. Часто практикуем с детьми сочинение новых сказок.

 В старшей группе мы с детьми прочитали книгу Зои Шустерман «Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких». Книга вводит читателя в волшебный мир детской фантазии, знакомит со способами формирования у детей творческого воображения. Прочитав книгу, мы узнали, что сочинить сказку можно используя сказочный треугольник – в сказке взаимосвязаны обычный герой, сказочный герой и волшебство. А еще можно придумать сказку о любом ребенке при условии, что он возьмет с собой в сказку любой предмет. Это может быть, например, ручка или фонарик. Простая ручка в сказке может превратиться в волшебную палочку

Большое внимание по речевому направлению уделялось обогащению словаря, активизации в речи детей устойчивых выражений, фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Для совершенствования звукопроизношения были активно использованы комплексы артикуляционной гимнастики.

Разработан алгоритм разучивания скороговорок и чистоговорок.

В процессе работы использовались виды игр: настольные, дидактические, подвижные, хороводные, народные, словесные.

В ходе реализации проекта моим воспитанникам наиболее интересны были:

Игры-драматизации и сюжетно – ролевые игры, в этом случае они играют сами - используя интонацию, мимику и пантомиму. Детям очень нравится переодеваться в костюмы, говорить и действовать как настоящие артисты. В играх – драматизациях дети лучше раскрепощаются, и в дальнейшем более активно идут на контакт.

Увлекательны детям и разнообразные этюды на развитие выразительности жестов, фантазии, эмоций, памяти и внимания: например «покажи, что ты удивился, расстроился, что тебе весело». Здесь я активно использую картинки с изображением эмоций и схемы эмоций.

Технику пантомимы, координацию и красоту движений мы совершенствовали и при проведении народных подвижных игр «Дрема», «Галя по садочку ходила», «У медведя во бору» и др., современных музыкальных игр «Лиса и зайцы», «Птички», «Кот и мыши» и других, требующих выполнения движений.

Традиционными, начиная со средней группы, являлись театрализованные выступления детей перед родителями и детьми других групп. Были показаны сказка«Теремок»,» Репка», «Колосок», «Три поросенка» в классической постановке, «Волк и семеро козлят» и «Красная шапочка» в новой интерпретации. А также драматизация стихотворения, посвященное Дню победы «Вовкина бабушка». Сказки мы сняли на видео. Дети с интересом и сейчас смотрят их в своем исполнении. Дополнительно у нас появилась возможность увидеть себя со стороны, обсудить ошибки и удачные моменты.

Надо сказать, что опрос родителей выявил, что большинство наших детей не посещают настоящий театр, так как у родителей не находится на это времени. Поэтому мы старались использовать каждую возможность: поход в театр с группой, просмотр спектаклей, созданных старшими детьми, просмотр сказок в исполнении педагога, родителей, посещение спектаклей приезжих театров. Благодаря этому дети учатся входить в роль. Можно отметить, что после каждого представления с детьми обсуждались постановки, характеры героев, особенности образов.

Также очень эффективен личный пример педагога, т. к. эталоном для подражания является воспитатель.

Чтобы прочувствовать образы героев, дети изображали их в разных видах продуктивной деятельности:

  • Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Эпизоды из сказки», «Лиса и заяц», «Иллюстрации к народным сказкам» и др.
  • Лепка: «Герои сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Декорации к сказкам», «Маша и медведь» и др.
  • Оригами и конструирование из бумаги «Теремок», «Три поросенка» и др.
  • Изготовление героев сказок из природного и бросового материала.
  • Дети предложили сделать подарок малышам и изготовили иллюстрированную книгу по сказке «Колобок».

Параллельно велась активная работа с родителями.

Неоднократно на родительских собраниях знакомила родителей с актуальностью темы, её основными аспектами, заручилась их поддержкой.

Благодаря активности и интереса родителей и детей в группе обогатилась предметно-развивающая среда:

Родители помогли в создании костюмов к различным постановкам, изготовлении ширм, приобретении игрушек для настольного театра, изготовлении атрибутов и декораций.

Для родителей была оформлена папка-передвижка «Театрализованная деятельность в ДОУ», в которой был размещен материал о традициях семейноготеатра, рекомендации по изготовлению театральных кукол, иллюстративный материал «Правила поведения в театре».

Благодаря проделанной работе дети стали более раскрепощено чувствовать себя на сцене, научились находить компромисс и договариваться со сверстниками. Дети с удовольствием примеряют на себя различные роли и детально передавать образы персонажей; имитировать характерные движения героев, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.

Мною было разработано перспективное планирование театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаразработаны сценарии театрализованных представленийРазработаны консультации для воспитателей и родителей по речевому развитию и театрализованной деятельности.

Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, сплочению родителей и детей, позволяет им лучше понимать друг друга.

 



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по театрализованной деятельности в            старшей группе

Воспитатель : Кругликова Т.Н. МБДОУ № 307 г.Красноярск.

Сентябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.«Пока занавес закрыт»

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Игра «И я тоже!».

Игра на знание театральной терминологии.

Игра «Птицы, на гнезда!».

Игра на развитие внимания.

«Слушай хлопки»

2. Сказку ты, дружок, послушай и сыграй

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

 Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

 Сказка «Зайчик и ежик».

Игра на развитие внимания.

«Будь внимателен»

3. Сказка «Зайчик и Ежик»

Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».

Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб»

Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

Игра на развитие памяти.

«Художник».

Упражнение «Я ем».

Сентябрь

4. Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад»)

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека.

Чтение сказки Беседа о прочитанной сказке.

Скороговорка «Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!»

Игра: «Прогулка»

октябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Мы актёры

Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Упражнение для голоса «Воробьи».

 Беседа о театральной терминологии.

Игра “Пантомима”

Скороговорка «Кукушка кукушонку купила капюшон»

Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение»

2.Драматизация сказки «Теремок на новый лад»

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

Работа над дикцией. Скороговорка «Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку».

Упражнение на развитие воображения

«Оживи предмет»

3. Ритмопластика

(отработка движений)

Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

Работа над дыханием, артикуляцией. Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист»

Работа над голосом. Скороговорка «Орёл на горе, перо на орле»

Театрализованные упражнение «Едем, едем на тележке»

4.Театральные игры

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Игра «Веселые обезьянки».

Игра «Поварята».

ноябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Действия с воображаемыми предметами

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами».

 Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

2.Премьера спектакля «Теремок на новый лад»

Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать.

3. «Сказка о глупом мышонке»

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Упражнения на дыхание, на артикуляцию «Капризуля», «Колокольчики». Работа над скороговорками «Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу».

Этюд «изобрази животное»

4.Игра на действие с воображаемыми предметами

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно

Упражнение со штангой.

 Игра «День рождения». Работа над скороговорками « Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки».

Упражнение на развитие воображения

«Слушаем звуки»

декабрь

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Разыгрывание этюдов

Познакомить детей с понятием «этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Беседа на тему «Что такое этюд?»

Работа над этюдами «Покупка театрального билета», «Утешение».

Упражнение на силу голоса «Многоэтажный дом»

Этюд «Что я делаю?» «Назови действие»

2.Репетиция сказки о глупом мышонке  (театр кукол бибабо)

Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь.

Работа над скороговорками «— Расскажите про покупки.

— Про какие, про покупки?

— Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

Упражнение для развития  речевого дыхания «Вырасти большой», «Пастушок»

3.Разыгрывание этюдов

Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Вкусные конфеты», «Новая кукла", «Лисенок боится».

Работа над скороговорками «Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком».

4.Ритмопластика

Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение.

Беседа о театре.

 Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ

«Дрессированные собачки»

январь

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Театрализованная игра «Угадай, что я делаю»

Развивать память, воображение детей.

 Беседа о театрализованной игре.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Скороговорка «Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары»

Этюды на выразительность жеста. «Тише », «Иди ко мне ».

2.Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель»

Воспитывать  интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений.

Учить детей владеть куклами марионетками.

Упражнения на дыхание «Эхо», «Пьем чай», «Колокольчики»

Этюд на развитие выразительной мимики

Игра «Волшебное зеркало»

3.Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол  би-ба-бо)

Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми.

февраль

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Этюд  «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»

Учить детей выражать  основные эмоций.

Скороговорка «Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель». Этюд на выражение основных эмоций «Ваське стыдно ».

2.Культура и техника речи (игры и упражнения)

Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация)

Игра «Весёлые стихи»или «Забавные стихи»

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Каша»

 

3.Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»)

Игры на расширение диапазона

Упражнять во владении куклой.

Игры на расширение диапазона «Чудо – лесенка», «Самолёт»

4.Сказка «Морозко»

Познакомить детей со сказкой «Морозко»

Чтение сказки.

 Беседа о прочитанной сказке.

март

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Репетиция сказки «Морозко»

Объяснить детям значение слова «событие»; продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры (внимание, общение, наблюдательность).

Упражнение для голоса «Воробьи».

 Беседа о театральной терминологии. Репетиция сказки «Морозко» Этюд «Уходи»

2. Репетиция сказки «Морозко»

Совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

Работа над дикцией. Скороговорка «Три сороки-тараторки тараторили на горке».

Репетиция события «Ленивица и Рукодельница».

Упражнение на развитие воображения

«Фантазеры»

3.Репетиция сказки «Морозко»

Совершенствовать память, внимание, общение детей. Работать над голосом.

Работа над дыханием, артикуляцией «Самолётики», «Часики», «Трубач»

Работа над голосом «Муха». Репетиция  событий  «Рукодельница в лесу». Упражнение «Мое настроение»

4.Свет мой зеркальце скажи

Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое

Игра: «Зеркало».

Скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

апрель

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1. Репетиция сказки «Морозко»

Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства.

Упражнение на дыхание и на артикуляцию согласных «Комар», Капризуля».

 Репетиция эпизодов «рукодельница с подарками» Упражнение на развитие воображения

«Слушаем звуки»

2. Репетиция сказки «Морозко»

Продолжать работу над эпизодами сказки.

Упражнения на дыхание «Бабочка», на артикуляцию «Паровоз». Работа над скороговорками «Слишком много ножек у сороконожек». Репетиция события «Ленивица с подарками».

3.«Игрушки»

Агнии Барто

Развивать  творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.

Знакомство с понятием «Интонация».

 Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности. Диалогическая скороговорка « Краб крабу сделал грабли,

Подал грабли крабу краб:

— Грабь граблями гравий, краб».

Выразительное чтение стихов А.Барто

4.Репетиция сказки «Морозко»

Добиваться сведения всех эпизодов сказки «Морозко» в единый спектакль. Совершенствовать чувства правды, веры в вымысел.

Работа над техникой речи. Скороговорки «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот», «Наш Полкан попал в капкан».

Репетиция спектакля «Морозко».

май

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

1.Показ сказки «Морозко»

Творческий отчет по театральной деятельности.

2.Театральная игра

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма.

Беседа о спектакле «Морозко».

 Работа по технике речи: упражнения на дыхание и дикцию, игра «Японская машинка».

3.Театральная игра «Любитель-рыболов»

Развивать воображение,  память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами

Этюд «Любитель-рыболов». Скороговорка «Улов у Поликарпа — три карася, три карпа"