Методические материалы для коллег

Неретина Юлия Михайловна

1. Комплексное речевое развитие детей в процессе ознакомления со сказкой.

2. Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

3.Выступление на пеадгогическом совете. Тема: Почему  ребенок молчит?

4. Коррекция речевых нарушений дошкольников с использованием нейропсихологических приемов.

5.Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе. Звук и буква Щ.

6.Конспект открытого комбинированного занятия в старшей группе на тему: «Приди весна».

7..Конспект открытого логопедического занятия в средней группе. Тема:" Город признаков".

8..Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Звук [Г-Гь]. Буква Г ".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексное речевое развитие детей в процессе ознакомления со сказкой

Слайд 2

Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека Ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности. Ограниченность речевого общения может негативно влиять на формирование личности дошкольника, на все его психическое развитие .

Слайд 3

Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающими миром. СКАЗКОТЕРАПИЯ

Слайд 4

В процессе работы со сказкой решаются основные задачи логопедической работы: Обогащение словаря детей Автоматизация поставленных звуков и их введение в самостоятельную речь Совершенствование грамматического строя речи Тексты сказок помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной речи Значение сказкотерапии в логопедической работе с детьми

Слайд 5

Некоторые методы и приемы сказкотерапии , направленные на коррекцию речевого развития

Слайд 6

Чтение сказки Роль чтеца или рассказчика трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.

Слайд 7

Разбор содержания и анализ сказки Если сказки не анализировать, многие ее смыслы и уроки останутся неосознанными. Анализ сказок помогает осознать и привнести в жизненную практику важнейшую информацию, построить гармоничную систему ценностей.

Слайд 8

Конструирование из палочек по сказке « Заюшкина избушка» Работая над мелкой моторикой мы формируем у ребенка не только моторные функции пальцев рук, готовя их к письму, но и опосредованно влияем на развитие речи, внимания, памяти.

Слайд 9

Описание героев В процессе описания героев можно использовать различные приемы, в зависимости от поставленных целей и задач на данном этапе. Обогащение словаря детей путем подбора «слов-признаков»

Слайд 10

Описание героев Обогащение словаря детей путем подбора «слов-действий»

Слайд 11

Психодинамические медитации Этот вид медитаций связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различных видов чувствительности.

Слайд 12

Обыгрывание сюжета сказки. Импровизация диалогов главных героев

Слайд 13

Заключение Работа со сказкой позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное и невербальное воображение, которое является основой творческих способностей. В итоге применения сказкотерапии , как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребенок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, таких как: Творчество Активность Эмоциональность Самостоятельность

Слайд 14

Литература: Гнедова О. Л., Майданюк Л. Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду.- СПб.: Детство-Пресс, 2007. Забродина Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушения речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие- М.: АСТ: Астрель : Транзиткнига , 2006. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006. Микляева Н. В., Толстикова С. Н., Целикина Н. П. Сказкотерапия в ДОУ и семье – М.: ТЦ Сфера, 2010. Синицына Е. Умные сказки –М.: «Лист», 1997.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Презентацию разработала учитель-логопед: Неретина Юлия Михайловна

Слайд 2

Дисграфия -это нарушение письменной речи, проявляющиеся в специфических ошибках, не связанных с незнанием орфографических правил. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием оптико- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Слайд 3

Зрительно-пространственные ошибки Зеркальность букв Зрительно-моторные ошибки Смешения оптически сходных букв З меля Е ко כ ть с в уб у ача д д Примеры оптических ошибок

Слайд 4

Ошибки двигательного запуска д арабан п анго б т Лишние элементы при воспроизведении букв. Недописывание отдельных элементов букв. у х к у но и ж Моторные ошибки Примеры оптических ошибок

Слайд 5

Профилактика оптической дисграфии осуществляется по 4 направлениям: Развитие зрительного восприятия (гнозиса) Расширение объема и уточнение зрительной памяти Формирование пространственных представлений Развитие зрительно-моторной координации

Слайд 6

уточнение представлений о цвете, форме и величине Найди ошибку в паре 1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса

Слайд 7

выделение и группирование предметов 1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса Чья это тень? Соедини фигуры стрелочками

Слайд 8

2. Развитие зрительной памяти Зашумленные картинки по лексическим темам

Слайд 9

узнавание недорисованных предметов узнавание перечёркнутых предметов 1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса

Слайд 10

выделение изображений, наложенных друг на друга 1. Развитие зрительного гнозиса Развитие предметного гнозиса

Слайд 11

знакомство со зрительным образом буквы (конструирование, реконструирование букв из элементов) Развитие зрительного гнозиса Развитие буквенного гнозиса

Слайд 12

узнавание букв в усложненных условиях (на зашумленном фоне, наложенных изображений, недописанных букв или неправильно написанных) Развитие зрительного гнозиса Развитие буквенного гнозиса

Слайд 13

Пирамида (разложи по величине и получи слово), - Расшифруй слово Развитие зрительного гнозиса Развитие буквенного гнозиса

Слайд 14

Ребусы, слово стерлось, слово растаяло Развитие зрительного гнозиса Развитие буквенного гнозиса

Слайд 15

2. Развитие зрительной памяти Проведение различных игр, например: «Чего не стало?»

Слайд 16

2. Развитие зрительной памяти «Запомни и найди» Запомни 3 фигуры, найди их на второй картинке

Слайд 17

2. Развитие зрительной памяти «Фотограф» Посмотри, запомни и нарисуй

Слайд 18

3. Формирование пространственных представлений ориентирование в схеме собственного тела: понятия «правая сторона», «левая сторона», «верх», «низ»

Слайд 19

3. Формирование пространственных представлений ориентирование в окружающем пространстве: понятия о направлении - вперед, назад, налево ,направо, вверх, вниз Игра «паучок» В центре сетки находится паучок, его можно перемещать только на одну клетку в пределах поля. Для усложнения игры нужно мысленно представлять перемещение паучка, глядя на таблицу.

Слайд 20

4. Развитие зрительно-моторной координации графические диктанты

Слайд 21

4. Развитие зрительно-моторной координации работа над пространственными предлогами

Слайд 22

4. Развитие зрительно-моторной координации пальчиковые игры по развитию у детей ручной моторики и подготовке руки к письму, так как подобные упражнения помогают развивать у детей внимательность, зрительную память, зрительно — пространственные ориентировки.

Слайд 23

4. Развитие зрительно-моторной координации конструирование картинок и букв

Слайд 24

4. Развитие зрительно-моторной координации рисование узоров и орнаментов

Слайд 25

Благодаря этим упражнениям ребята учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается зрительный контроль, закрепляются знания о геометрических формах, они учатся писать элементы букв и дифференцировать их друг от друга. Все это чрезвычайно важно для предупреждения оптической ди c графии.



Предварительный просмотр:

ГБОУ ОЦДОК МОСКВА

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Почему ваш ребенок «молчит»?»

Учитель-логопед: Неретина Ю.М.

        

      В своем выступлении, я хочу попробовать ответить на один из наиболее частых вопросов, возникающих у родителей при обращении к логопеду. В ситуации, когда у малыша отсутствует активная речь, у родителей возникает вопрос «Почему ребенок «молчит?», что с этим делать, к каким специалистам обращаться, следует незамедлительно начинать логопедические занятия, или стоит подождать. Как правило, эта проблема начинает беспокоить родителей , когда ребенок находится в возрасте от 2 до 3 лет. Для того, чтобы определить ход дальнейших действий, следует выяснить причину, по которой ребенок не разговаривает, точнее сказать, определить «как» ребенок молчит – речь отсутствует полностью, часто используется указательный жест, или ребенок все же пользуется звукоподрожанием и лепетными словами. Часто мамы на детской площадке слышат, что не стоит беспокоиться, придет время и ребенок заговорит, некоторые приводят в пример успешных людей, которые в детстве долго не разговаривали, но им не помешало это добиться величайших успехов.

    Причины, по которым ребенок не разговаривает могут быть разные:

-гиперопека со стороны родителей (ребенок еще даже не понял толком, что он хочет, а это уже находится прямо перед ним),в этом случае не возникает мотивация к речевой деятельности.

- недостаточное количество внимания со стороны близких (ребенок часто предоставлен сам себе, ему не хватает «оречевления» действий со стороны взрослых).

- и наконец, причины, которые заслуживают особого внимания и требуют обязательного обращения к специалистам, речь идет об органическом поражении центральной нервной системы в период беременности, родов и в первые годы жизни. Это могут быть различные инфекции матери во время беременности, токсикоз, гипоксия плода, асфиксия во время родов, различные неблагоприятные факторы в первый год жизни.

     Если, в первых двух случаях достаточно изменить стратегию поведения взрослых в отношении ребенка, то в последнем нужно организовать консультацию у грамотных специалистов – невролога,отоларинголога которые назначат ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.), психолога, логопеда, которые проведут обследование и на основе объективных данных  позволят уточнить характер нарушения и степень его сложности. В ходе диагностического этапа определяется программа коррекционной помощи данному ребенку.

      Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную  перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.

     При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей, даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи  (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о задержке речевого развития, во втором об общем недоразвитии речи.

       Таким образом, как я бы ответила, на вопрос, что делать, если ребенок не говорит , прежде всего нужно помнить , если вас , что-то беспокоит в развитии вашего малыша – не следует слушать советы подруг и бабушек, так как им может не хватать компетенции в данном вопросе, нужно обратиться к специалистам и решить данную проблему.



Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа с использованием нейропсихологических приемов.

В системе дошкольного образования наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы, способствующих обучению и воспитанию детей.

Ученые всего мира единодушно называют ХХI век – веком нейронаук. Педагогической практикой доказана целесообразность соединения нейронауки с другими науками, в данном случае с логопедией. Положительное влияние нейропсихологии на коррекцию речи доказано в научных работах А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, Л.С. Выготского, Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, А.В. Семенович, А.Е.Соболевой. Авторами подчеркивается, что ни одна проблема развития ребенка не является изолированной. Речь является средством овладения любой психической операцией. Источниками речевого развития являются: сенсомоторные координации, ритмология и вокализация, обогащенная сенсорная среда, сформированные пространственные представления, постоянное активное коммуникативнное взаимодействие ребенка со взрослым окружением. Нарушение речи – это видимый признак, за которым скрывается системно-динамическое нарушение организации психических процессов. Нейропсихологические игры являются универсальными в том, что их можно использовать как профилактические и развивающие (норма), а можно — с целью коррекции речевых нарушений, компенсации особенностей развития психических процессов.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию и развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Ведь у каждой психической функции есть своя программа развития. Двигательное развитие ребенка в младенчестве должно проходить в правильной последовательности. Каждый двигательный акт соответствует запуску определенных функций, механизмов работы мозга. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Нейропсихологический подход— является здоровьесберегающей и игровой технологией один из методов помощи детям, помогающий преодолеть:                                                                                                                                     снижение общей работоспособности;                                                                               повышенную утомляемость;                                                                                        рассеянность;                                                                                                                   нарушение мыслительной деятельности;                                                                       снижение функции внимания и памяти;                                                       несформированность пространственных представлений;                                         недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной  деятельности.                                                                                                                В целом, нейропсихологическая коррекция не только помогает преодолеть трудности в обучении, но позитивно влияет на общее развитие личности ребенка:                                                                                                                                  стабилизирует эмоциональный фон;                                                                    нормализует самооценку;                                                                                                помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка.                                                  Наш мозг очень пластичен, и, примерно до достижения ребенком 12 лет, практически любое недоразвитие или негативное последствие можно уменьшить и скорректировать. Именно в этом и состоит смысл и задачи нейропсихологической коррекции. 

     Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать коррекционную работу. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них новые способы взаимодействия учителя-логопеда и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.  

Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. Опыт отечественных учёных (А. В. Семенович, Е. А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимнодополняющего влияния».

        На современном этапе в нейропсихологии возникло новое направлении, которое называется нейропсихология нормы или нейропсихология индивидуальных различий (Хомская, 1998, Ахутина, 1998). По современным научным данным динамика развития высшей нервной деятельности, показывает, что возраст 5-7 и 9-10 – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.

Развитие психических функций у ребенка – длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие – позже. В том случае, когда эта неравномерность развития выражена сильно, когда ребенок не может за счет своих сильных звеньев скомпенсировать слабые, он начинает испытывать трудности в обучении, в частности, ошибки на письме зачастую происходят из-за особенностей нейропсихологического развития, характерных для современных детей. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может допускать ошибки из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!

           Проведенный А. Р. Лурия (1973) анализ строения высших психических функций и их мозговой локализации позволил выявить, что осуществление любой ВПФ, например, чтения или письма, требует участия таких компонентов, как программирование действия, переработка информации и поддержание рабочего состояния мозга. При этом поддержание бодрствующего состояния обеспечивается глубинными и срединными отделами мозга (I функциональный блок, по Лурия), переработка информации – задними отделами коры (II блок) и программирование и контроль – передними (лобными) отделами коры (III блок).

          Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.

При задержке развития функции переработки слуховой и кинестетической информации (второй блок) страдают чтение и письмо, возникают фонематическая или акустико-артикуляционная, оптическая дислексия и дисграфия. Ребенок путает при чтении и письме близкие по звучанию и произношению звуки, навыки чтения и письма не автоматизируются. Трудности чтения ребенок пытается компенсировать «угадывающим» чтением. В письме, кроме замен близких звуков, встречаются еще и замены близких графем. Письменные  работы характеризуются следующими видами ошибок:

нахождение и соблюдение строки;

колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова;

трудности запоминания букв и их искажение;

устойчивая зеркальность букв;

пропуск и замена гласных;

фонетическое письмо;

трудности запоминания словарных слов.

Отставание функций программирования и контроля деятельности (третий блок) характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое                                                 уязвимое место.

При недостаточном развитии третьего блока – ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, занятия играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.

В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:

пропуск или вставка букв, слогов, слов;

персеверация предшествующих букв, слогов, слов;

контоминация двух слов;

нарушение границ предложения;

орфографические ошибки.

То есть всё то, что логопеды относят к дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза.

Так как все вышеуказанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – развивающую работу.

Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему и выстроить грамотную программу сопровождения, что ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат.

Коррекционно-развивающие упражнения с использованием нейропсихологических игр и приёмов можно «условно» разделить на три блока.

В первом блоке представлены упражнения, направленные на стабилизацию и активизацию энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. В данный блок входят упражнения на дыхание, массаж, самомассаж, на оптимизацию и стабилизация общего тонуса тела, растяжки, релаксация. Упражнения данного блока стимулируют рост чувствительных нервных окончаний на теле, они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуальное восприятие, что способствует нормализация мышечного тонуса и опосредованное стимулирование речевых областей в коре ГМ.

Придумано много разных дыхательных гимнастик, они разные по исполнению, поэтому оказывают разностороннее действие на организм, но общий принцип разных техник дыхания сводится к тому, что любое дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию легких, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия, развивает концентрацию внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Разработкой дыхательных техник занимались разные авторы: А.Н. Стрельникова, А.В. Семенович, К.П. Бутейко и др.                                                              

Остановимся на следующих упражнениях, относящихся к «первому блоку»: самомассаж, оптимизация и стабилизация общего тонуса тела, растяжки и релаксация (поА.В. Семенович).

1. Самомассаж

Самомассаж различных частей тела способствует повышению статокинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала. Необходимо отметить, что обучение ребенка самомассажу лучше проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Упражнение «Обезьяна расчесывается».

Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем леваярука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

Упражнение «Ушки».

Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

Упражнение «Веселые носики».

Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3—5 раз. После этого проделать 3—5 поглаживающих, вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.

2. Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями.

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация.

    2.1.Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.

         Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекции 1-го уровня. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо-или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития. В ходе занятий педагог должен подойти к каждому ребенку и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов, объяснить, как можно их «сбросить».

Упражнение «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление
плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (но
гой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

Упражнение «Огонь и лед» И.п. — стоя в кругу. По команде «Огонь!» — дети
начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень
интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно.
По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла
команда, напрягая до предела все тело. Логопед несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

Упражнение «Потянулись сломались». Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Логопед: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях(хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились(упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».

2.2. Растяжки

Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Растяжки выполняются лёжа, сидя, стоя.

Упражнение «Потягивание». Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак,
большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота.
Поднять кулаки к плечам и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на цыпочки, постепенно напрягая все тело как «струнку» (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Вернуться в И.п., выполняя движения в обратном порядке.

Упражнение «Скручивание корпуса». И.п. — то же, колени слегка согнуты,
стопы параллельны друг другу. Тело полностью расслаблено. Скручивать тело вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину.
Подошвы ступней полностью, не отрываясь при поворотах, касаются
пола; позвоночник — вертикальная, неподвижная ось вращения. Голова сначала неподвижна, затем поворачивается вместе с руками,
потом — в противоположную от рук сторону.

Упражнение «Стрельба из лука». Правая нога впереди, согнута в коленном суставе, пальцыстопы направлены прямо вперед, опора на эту ногу. Левая нога выпрямлена, стопа повернута под углом 90° вовне. Правая рука вытянута вперед, как будто держит лук, левая — максимально отведена
назад, натягивая тетиву лука. Руки растягивают лук так, чтобы в
груди чувствовалось напряжение. Повторить, поменяв положение
ног и рук.

2.3. Релаксация

При выполнении специальных упражнений на релаксацию, а также в начале, середине или конце занятия, когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется принять удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания, прослушивая соответствующую музыку и вызывая в воображении (визуализируя, представляя) нужные цвета или образы. Продуманное применение музыки, цвета и запахов может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов. Напротив, медленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, как и зеленый, голубой, синий цвета. Упражнения на расслабление выполняются для шеи, плеч, рук.

- Поставить ноги шире плеч, немного согнуть их в коленях,
мыски развернуть внутрь. Руки не касаются тела, слегка округлены,
опущены вниз, ладони развернуты назад. Спина прямая. Глаза закрыты. Сохраняя позу, максимально расслабиться, представляя, как напряжение «стекает» по телу вниз. Шея отдыхает, голова соответственно занимает свободное, произвольное положение, удобное для ребенка (откинута назад или к плечу, слегка опущена вниз).

3. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями.

 3.1. Упражнения для шеи, плеч

Упражнение «Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3—5 раз. Аналогично — ладони на лоб.

Упражнение «Разминаем плечи». Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание — на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания и расслабления: 1) выполнить контрастное напряжение и расслабление плеч; 2) плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед — одновременно и попеременно; 3) вращать плечами вперед и назад (одновременно и попеременно), не прогибая и прогибая спину назад и вперед.

Упражнение «Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи
поднимаются, подбородок — к груди), то крутит головой по сторонам. Более сложный вариант движения выполняется с неподвижными расслабленными плечами — голова как бы «вкручивается» в плечи.

Эти упражнения, помимо снятия напряжения с плеч и шеи, способствуют улучшению кровообращения головы, движению спинномозговой жидкости.

3.2. Руки

Упражнение «Разминка и расслабление рук». Встряхнуть руки, как будто
вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и
обратно, как будто вы замерзли; последовательно размять плечи,
предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и расслабление рук.

Упражнение «Краб». Покажите ребенку, как передвигается краб (лягушка, гусеница, змея и т.д.). Предложите ему имитировать их движения своими руками (прямыми или согнутыми в локтях); затем руками совершать рывки в стороны, вверх — вниз (бросать руки в разныхнаправлениях).

Упражнение «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, а мизинец на безымянный. Поза удерживается 10—20 сек. После выполнения правой рукой то же — левой, а затем — двумя руками одновременно.

Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем — в противоположные.

Упражнение «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы —
маленькие змейки. Они могут двигаться и извиваться, вращаясь на
право, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый
палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение,
помочь другой рукой).Ладони при этом сначала повернуты к ребенку, потом — от него, при двуручном упражнении — друг к другу. В последнем случае сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем — разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

Приведённые упражнения, проводимые в комплексе, стабилизируют общий энергетический потенциал ребенка. Обогащают и совершенствуют его двигательный и сенсорный репертуар, расширяют представление о собственном теле и владение им; развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают эмоционально.

Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий

На формирование одновременных и реципрокных координации оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела. Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала каждой рукой, а затем одновременно обеими.

Важно, чтобы синхронно двигались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т.д. Сначала ребенок рисует (обводит нарисованный образец) прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных
положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой поло
винах листа (вначале — ближе к центру, затем — ближе к краям листа); одно симметрично расположенное изображение; законченный сюжетный рисунок.

Упражнения второго блока направлены на формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов. Оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий правого и левого полушарий мозга.

1.Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы

Упражнение «Хасты». Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных
поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 сек. (двух-трех
циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность
на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в
день 5—7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что
и на рисунке.

Упражнение. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе. Затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем сделать то же с 2—3 точками. После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого упражнения в работу включались все части тела: лицо, пальцы рук и ног, спина и т.д.

Упражнение «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумать вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом
фигуры, буквы и цифры. Проиграть все варианты перед
зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.Упражнение
«Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем
на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг,
квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если
он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную,
наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке,
«рисуя» на обеих сторонах кисти.

Упражнение «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек
разной длины (2—7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми
глазами разложит их на однородные кучки.

Упражнение «Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки со
ставьте слово (из 3—4 букв) и предложите ребенку, последовательно
ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант,
когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, назвать и запомнить, а затем составить из них слово.

Упражнение «Попробуй, повтори». Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение.   Трудность заключается не в том, что движения требуют определенных физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту. В колоде есть карты с изображением движений, воспроизвести которые невозможно. В этом случае, необходимо поднять руки вверх. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

2. Зрительный гнозис.

 Упражнение «Чего здесь не хватает?» Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти иисправить (дорисовать) «ошибки художника». Упражнение «Загадочные рисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы.

Упражнение «Что здесь изображено?» Узнавание «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых и т.п.)

3. Слуховой гнозис. фонетико-фонематические процессы

         Неречевые звуки. Развитие чувства ритма

Логопед задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление —ребенок видит руки логопеда). Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию (с закрытыми глазами):

ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой
рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой рукой, «3» одновременно двумя руками); ребенок сначала «дирижирует» всей рукой, затем только кистью;

ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения  только стопой; прыжки на одной, двух ногах.

Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар — короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар — длинная вертикальная черта).

Воспроизведение ритмического рисунка руками и ногами
(например, «1» — левая нога, «2» — правая нога, «3» — хлопки рука
ми). Здесь же можно предложить ребенку «дирижирование» различными частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены — «1»двумя локтями одновременно, «2» приподнимая и опуская левую руку, «3» двумя ногами одновременно или «1» правой рукой и левой ногой одновременно, «2» левой рукой и правой ногой одновременно, «3» удара одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).

В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребенок испытывает трудности при воспроизведении ритма, предлагается развернутая опора на речь. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: со-кол («2»), ле-тит («2»), вы-со-ко («3»).

Упражнения третьего блока направлены  на улучшение контроля и регуляции деятельности.

Нейроскакалка. Нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Игра «Тарелки – ловушки». Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию. Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.  

    Игра «Ходилки». Предлагается вставать на бочонки сверху, руками держать веревочки, прижимая к ступням – делать шаг. Удерживать равновесие, стоя на бочонках, не так просто. Тренируется работа мозжечка, что в сочетании с другими решаемыми задачами дает хороший эффект, а главное, бурю эмоций. Использую для отработки дикции, слоговой структуры слов, координации, тренировки вестибулярного аппарата и положения тела в пространстве. Варианты игр: Перешагивать через препятствие; Наступать на карточки с изображением предметов одной категории (одежда, мебель и т.д.); Автоматизировать звуки – наступать на карточки с картинками на определенный звук и называть их.                                                                          

Специфика предложенных методов и приемов состоит в том, что их применение возможно при любом уровне развития ребенка, при занятиях с группами и индивидуально. Их применение эффективно для устранения элементов дисграфии: при постоянном пропуске букв, их не дописывании, перестановке букв и слогов. Большое количество упражнений, представленных в работах Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям, у детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высоких результатов коррекционной работе.

Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких детей среди дошкольников 4-5 лет увеличилось. Эти нарушения способствуют затруднениям в формировании также и других высших психических функций, а впоследствии, и возникновению трудностей при обучении в школе. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик, для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, т.к они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед – наполняет его.

Г.Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии следующим образом: основным условием приобретения ранней речи – это связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью которая перерабатывает их в речь (область речевого механизма). Для этого между областями мозга существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.

Рассмотрим алгоритм компенсации речевых нарушений:                                                          - при нарушении проводящих путей необходимо формировать обходные пути, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных ощущений (тактильных, вкусовых, мимика, жесты..)                                                                                     --при очаговых поражениях (кисты) используется пластичность детского мозга и формируется компенсаторная область.

Использование нейропсихологического подхода в педагогике и логопедии помогает:                                                                                              

1. Построить работу, исходя из потенциальных возможностей ребенка.                  

2. Наметить индивидуальную программу развития высших психических функций ребенка.                    

3. Создать базовую предпосылку для овладения чтением, письмом, математическими знаниями.

Таким образом, применение нейропсихологических игр и упражнений – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей, запускается речевой механизм. Данный алгоритм осуществим под воздействием логопедической, нейропсихологической коррекции и медицинского сопровождения. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

ЛИТЕРАТУРА:

Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика

   // М., 2001.

Ахутина Т.В, Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2008.

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии //М., 2005.

Глозман Ж.М. Детская нейропсихология: учебное пособие/ Глозман Ж.М.— Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2013. —247 c.

Сафонов В. Как дышать, чтобы лучше жить //М. 2008.

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.

Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом //П., 2008.

Колганова В.С, Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. //М., 2015.

Чиркина Г. В.   Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. -        № 8. - С. 4-16.

http://logoportal/statya-17611/html



Предварительный просмотр:

ГБОУ ОЦДОК МОСКВА

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной  группе. Тема: "Звук и буква Щ ".

Составила и провела: учитель-логопед Неретина Ю. М.

Задачи:

1.Познакомить детей со звуком и буквой Щ.

2.Учить детей определять позицию звука (Щ) в словах.

3.Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

4. Продолжать учить детей работать со схемой предложения.

5.Упражнять детей в образовании существительных при помощи суффикса «щик».

6.Развивать у детей произвольное внимание, зрительное восприятие, словесно-логическое мышление.

7.Воспитывать у детей интерес к занятию, желание заниматься.

Оборудование:  картинки с изображением предметов на звук «Щ», схемы слов, картинки для игры «Угадай слово», плакат с правилом, плакат с буквами в геометрических формах, карточки для самостоятельной работы, карточки с предлогами, кукла Маша, мольберт с буквами.

Ход занятия

1.Организационный момент. Имитация сбора щавеля.

Л- д: - Дети, а вы пробовали щавель на вкус?Какой он? (Кислый). Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля.

Л-д: - Мама зовет вас домой. Скажем ей: «Ты нас мама не ищи, щиплем щавель мы на щи»

2.Сообщение темы занятия

Л-д: - Какой звук чаще других слышится в чистоговорке? (Щ). Сегодня мы будем знакомиться со звуком «Щ».

3.Показ артикуляции и характеристика звука  (Щ).

Л-д: - Когда, мы произносим звук (Щ), язык находится за верхними зубками, «горлышко молчит». Звук (Щ) – согласный, глухой, всегда мягкий.

4.Сюрпризный момент. Произношение звука (Щ) в словах, определение его позиции.

Л-д: - Сегодня у нас гостья, которую, я думаю, вы все отлично знаете. Маша будет заниматься сегодня вместе с нами. Она считает, что в тех словах, которые я сейчас произнесу звук (Щ) находится в начале слова, а вы как думаете она права? (ЩУКА, ЩИТ, КЛЕЩИ, ЩЕТКИ). В середине слова: ЯЩИК, ПОМЕЩЕНИЕ, КОЩЕЙ, ЩЕНОК. В конце слова: ЛЕЩ, ЩАВЕЛЬ, ОВОЩ,

5.Звуко-слоговой анализ слов.

Л-д: - Посмотрите на доску, проверьте, правильно ли наша гостья подобрала схемы к словам, давайте сначала назовем картинки. Схема, под каким номером подойдет к слову овощи?

- Соня, скажи, сколько слогов в слове «овощи», Ваня, какой 3-ий звук в слове плащ, а кто скажет мне в каком из этих слов звуков меньше, чем букв?

6.Динамическая пауза

- Игра «Шифровальщики»

- Дид. игра с мячом «Кто это?»

Играет на барабане -…., танцует на сцене-…., убирает помещение- …., работает на кране - …., дрессирует животных-…., упаковывает товары-…., кроит одежду -……

7. Знакомство с буквой Щ.

Л-д: - На расческу Щ похожа, три зубца всего! Ну что же? На что похожа еще буква Щ?

- А, сейчас я попрошу вас по желанию найти букву Щ среди такого разнообразия других букв и обвести в кружок.

- Ребята, мы с вами должны запомнить одно очень важное правило (ча-ща пиши с А, чу-щу пиши с У).

- Посмотрите, Маша перепутала все буквы, давайте попробуем составить из них слова. Что спряталось в кружках? (Мука). Замените «М» на «Щ», что получится. В квадратах – тучка (щучка), в треугольниках  - пила (пища).

- А, теперь прочитайте предложения и подберите пропущенные «маленькие слова». Зарисуем схему к первому предложению.

8. Самостоятельная работа на карточках . (Зачеркнуть неправильную букву, обвести правильную, вставить нужную букву).

9.Подведение итогов занятия



Предварительный просмотр:

ГБОУ ОЦДОК МОСКВА

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Звук [Г-Гь]. Буква Г "

   Составила и провела: учитель-логопед Неретина Ю.М.

Задачи: познакомить детей со звуками (Г-Гь), формировать умения определять эти звуки в словах в разных позициях, познакомить детей с графическим образом этих звуков – с буквой Г, продолжать работу по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза, воспитывать познавательный интерес к занятию.

Оборудование: 2 куклы (большая и маленькая), мягкая игрушка гном, телефон с музыкой, «вагончики» и по 2 квадратика (зеленый и синий), картинки со схемами, карточка с буквой Г, палочки для выкладывания буквы Г, картинки с цифрами.

Ход занятия:

1.Организационный момент. (Создание положительного эмоционального фона)

Л-д:  - Договорите название сказки.

-Красная….

-Снежная…..

-  Сестрица Аленушка….

-Белоснежка и …..

Л-д: - О, а вот и гном!

2.Характеристика звуков [Г -Гь]. Артикуляционная гимнастика под музыкальное сопровождение.

Л-д: - Какой первый звук в слове ГНОМ? Сегодня мы будем с вами знакомится со звуком (Г). Давайте произнесем его. Какой это звук? (согласный). Он звонкий или глухой? (Звонкий). Он твердый в слове Гриша, но может быть и мягким, например в слове Гена.

Л-д: - А, сейчас давайте выполним артикуляционную гимнастику под музыку, чтобы вы красиво произносили, не только звуки нашего сегодняшнего занятия, но и все остальные. (Дети выполняют упражнения под музыку. )

Логопед достает куклу. – Гале гном принес подарки: пироги, варенье в банке.

Угощение она взяла, а спасибо не сказала.

Гном разозлился и начал колдовать. Ой, закройте скорее глаза.

-Посмотрите, Гном превратил Галю в маленькую девочку и сказал, что если она будет послушной и пройдет все испытания, то снова станет прежней.

3.Дидактическая игра «Зажги огоньки». (Определение позиции звуков (Г-Гь) в словах)

Л-д: Ну, что ребятки , поможем Гале? Первое испытание – пройти по темной, темной улице. Давайте посветим Гале огоньками. У Вас есть «вагончики», в которых нужно будет зажигать огоньки. Слушаем внимательно задание. Я буду называть вам слово, вы определяете, какой звук слышите в нем (Г) или (Гь)  и где он находится (в начале или в середине слова).

4.Дидактическая игра «Шифровальщики». (Развитие слухового восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза)

Л-д: - С первым испытанием мы помогли Гале справится. А сейчас , ей предстоит расшифровать слова, а в этом то вы ей точно поможете, вы у нас бывалые шифровальщики. (Логопед гласные звуки изображает визуально, а согласные называет). Слова: ГУСИ    ГАЗОН    САПОГИ    НОГА   ГОНКА

5.Соотнесение изображения на картинке со схемой. (Развитие фонематического восприятия).

Л-д: А теперь Гале предстоит вот такое испытание. Нужно подобрать схему к изображению на картинке.

6. Физминутка. (Снятие напряжения).

Сначала буду маленькой.

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большой

До лампы дотянусь.

Вот я какая – маленькая/большая.

7.Знакомство с буквой Г.Составление слова из букв. (Формирование графического образа буквы Г, развитие фонематического восприятия).

Л-д: - Ребята, а с какого звука начинается имя Галя. Ребятки, она не знает, как выглядит эта буква. Гном поручил ей обязательно познакомиться с ней.  Давайте сделаем это вместе. (Логопед показывает карточку с буквой).

Лд: - На  что похожа буква Г? (На гуся).

- Давайте , напишем ее в воздухе, выложим из палочек.

Л-д: - И наконец , последнее испытание, в котором мы должны помочь Гале.

В названии каждой картинки нужно определить звук, указанный цифрой, обозначить его буквой, а затем прочитать получившееся слово. (ГНОМ)

8. Подведение итогов занятия.

Л-д: - Ну, вот все испытания пройдены, давайте закроем глаза и будем надеяться, что Гном совершит чудо.

Галю Гном расколдовал, прежний рост он ей отдал.

Л-д: - А вам Галя, в знак благодарности за помощь, которую вы ей оказали приготовила угощение.



Предварительный просмотр:

ГБОУ ОЦДОК МОСКВА

Конспект открытого логопедического занятия в средней группе. Тема:" Город признаков".

Составила и провела: учитель-логопед Неретина Ю. М.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о диких и домашних животных, предметах мебели и посуды, овощах и фруктах.

2.Закреплять умения детей согласовывать существительные с прилагательными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, прилагательные –антонимы.

3.Продолжать учить детей распространять простое предложение.

4.Продолжать развивать у детей мелкую моторику и тактильное восприятие.

Оборудование:

Ход занятия

1.Организационный момент

Л-д:  -Какое сегодня утро? Опишите его. (Солнечное…..)

- Что это за слова, когда мы при помощи их описываем предмет, рассказываем, какой он. (Слова-признаки)

- Я вам сейчас буду называть слова, а вы должны запомнить только слова-признаки. (Стул, добрый, бегать, красный).

-Молодцы, вы, очень много подобрали слов, благодаря этому очень хорошо описали утро.

-Ребята, у меня к вам вопрос: согласны ли вы отправиться в город исчезнувших признаков, для того, чтобы помочь их жителям вернуть их.

-Ну, тогда вперед!

 Раз, два, три, четыре, пять

В сказку мы идем опять.

Чтобы городу вернуть

Все слова! В счастливый путь!

2. «Лесная поляна».  

Л-д: - Ой, куда мы попали? На лесную поляну. Только все звери почему-то грустные. Они ничего не могут о себе рассказать. Давайте поможем им. Вы описывайте животное, а они может, вспомнят, о ком это говорят. (Лиса, медведь, заяц,волк)

3. «Две сестры»

Л-д: - А, здесь живут две сестры. Они совершенно забыли, что это за предметы, и чем они отличаются друг от друга. Давайте поиграем с ними и поможем им. (Подбор антонимов)

4. «Котенок» (Дид. игра «Чей, чья, чьи?»)

Л-д: - А ты котик, чем опечален?  (Мама сказала, пока он не справится с заданием, не отпустит его к друзьям котятам. Ему нужно определить, кому, какая часть тела принадлежит, чтобы лучше разбираться в животных, чтобы быть осторожным )

5. «Собачка». Согласование прилагательных с существительными.

Л-д: - Ой, смотрите, а собачка, какая смешная. Ты чего такая радостная, расскажи! Да, ничего я нерадостная, просто у меня в голове все перемешалось, перепуталось, все цвета забыла. Поможем вспомнить?

6.Физминутка.

7. «Свинки пеппы»

Л-д: - Ого, ребята, а это кто у нас здесь живет?

Они никак не разберутся с мебелью, давайте поможем.

8. «Ресторан» Образование относительных прилагательных.
Л-д: - Где мы только с вами не побывали. Что-то я проголодалась, а вы? Думаю нам нужно зайти в ресторан. А ресторан необычный, мы будем по очереди доставать предмет из чудо-мешочка и говорить , чтобы мы хотели из этого  продукта, чтобы нам приготовили. (Из рыбы – суп рыбный)

9.Итог занятия

-Л-д: - Пора нам возвращаться домой. Жители города нам очень благодарны и приготовили угощение. Что мы сегодня с вами делали?  Молодцы!



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА _ ДЕТСКИЙ САД №737 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект открытого комбинированного занятия в старшей группе на тему: «Приди весна»

           

Составили и провели: учитель-логопед Неретина Ю.М.

        воспитатель: Шуваева И.В.

     

Задачи:

1.Закрепление  у детей понятий: «звуки-буквы», «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки».

2.Закрепление умения выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ слов.

3.Закрепление представлений о временах года – зима, весна.

4.Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

5.Развитие интонационной стороны речи.

6. Воспитание любознательности, интереса к занятию.

Оборудование: картинки с изображением зимы и весны; костюмы зайчика, волка, медведя, лисы, Зимы; тесты; кроссворд; карточки для задания «Расшифруй слово»;  2 мольберта; сундук с заданием.

Ход занятия

1.Организационный момент

Л-д: - Здравствуйте гости дорогие! Ребятки, я предлагаю вам отправиться в сказку. Повторяйте движения за мной.

- Раз, два, три, четыре!

Ворота откройте шире!

Сказка действо начинай!

И гостей скорей встречай!

Л-д: - Вот, мы с вами и оказались в сказке. Какое сейчас время года? (Весна). Но, посмотрите сюда. Здесь холодная зима. Злая волшебница заколдовала лес и объявила, что здесь будет вечная зима. Но, как же растения, животные? Давайте попробуем помочь,  старичок-лесовичок  сообщил, что если нам удастся выполнить все задания, то весна все-таки наступит.

- Ну, что оправимся в путь?

2. «Встреча с лисой». Итоговый тест по подготовке детей обучению грамоте.

Ребенок в роли лисы:

 - Я рыжая лиса

Всему лесу я краса!

Дуют снежные метели

Лед и снег мне надоели.

Хочется цветов, тепла!

Помогите детвора!

- Вот вам первое задание. Если справитесь вы с ним, то сможете продолжить свой путь дальше.  (Дети решают тест).

3. «Встреча с бабушкой-метелицей».  Математические задания.

Л-д: - Ну, что ребятки вы молодцы. Справились с заданием. Отправляемся дальше.

- Ой, а что это за домик?

Вос-ль в роли бабушки-метелицы:

-Здравствуйте ребятишки!

Девчонки и мальчишки!

Я – бабушка-метелица.

И мне совсем не верится,

Что будет вечная зима,

Что не отступят холода.

Но, если вы готовы выполнить задание,

То, сможем мы нарушить заклинание.

Дадим мы отдых матушке-зиме

И старт красавице – весне.

(Дети выполняют математические задания).

4.Физминутка

Л-д: - Ну, что оправимся мы дальше? Наверное вы устали, давайте отдохнем и снова дружно мы пойдем.

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

(Вращения головой.)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет.

(Вращения прямых рук вперед и назад.)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

(Потягивания – руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим.

(Повороты туловища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.

(Наклоны вперед.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.

(Дети садятся за парты).

5. «Встреча с зайцем». Решение кроссворда.

Ребенок в роли зайца:

- Я заинька пушистый

Беленький, ворсистый!

Все прыгаю по снегу,

В сугробах я тону.

И каждый день

 Лелею я надежду,

На скорую и теплую весну.

- Помогите ребята, выполните задание.

(Дети решают кроссворд).

1.Это то, что мы видим (читаем) и пишем.

2.Геометрическая фигура без углов.

3.Бегает, рисует, летает – это слова-…….

4.Задача состоит из условия, вопроса, решения и……..

5.Часть слова, на которую мы делим слова при помощи хлопков.

6.Больше, меньше, равно, плюс, минус – это математический …..

6. «Встреча с волком».  Дидактическое упражнение «Расшифруй слово»

Ребенок в роли волка:

- Я волк-волчище серый хвостище!

-Замерз совсем в лесу дремучем!

-Хочу быстрей валяться в куче,

Но, не из снега, а из листьев!

Весна, Весна, скорей проснись!

- Помогите ребята лесным зверятам.

(Дети расшифровывают слова, называют картинку, определяют указанные звуки  и затем составляют из них слова)

Птицы  (лампа – 4, стул-2, лиса-2, кольца-4, ножницы -7).

Почки (цапля-3, сом-2, чайник-1, сумка-4, вишня-2).

7. «Встреча с медведем».  Чтение стихотворения наизусть.

Ребенок в роли медведя:

- Я медведь косолапый!

Лежу в берлоге

И сосу свою лапу.

Отлежал себе бока

Но, не проснуться мне пока,

Там злая стужа, холода.

Помогите детвора!

- Найдите волшебный сундук и выполните последнее задание.

Дети читают наизусть стихотворение о весне. М. Пляцковский  «Деньки стоят погожие…..»

8.Подведение итогов занятия.

Л-д: - Ой, ребятки посмотрите! Чудеса бывают!
Зима отступила

Ушла отдыхать.

Весне пора  в права свои вступать.

Солнце ярче свети,

Снег скорей растопи!

-Пришла весна!Ура!

Ну, а нам домой

Возвращаться пора!