4.7 Наличие преодоленных во взаимодействии с родителями проблем обучающихся

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Депобразования и науки Югры

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Мегионский политехнический колледж»

(БУ «Мегионский политехнический колледж»)

                                    Классный час  «Мораль и закон»

                                                                               Подготовила и провела:

                                                                               Айбашева А.В.

                                         

Цель:  Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников.

Задачи:

  1. Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
  2. Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.

Предварительная работа:

        Изучение статей административного и уголовного кодекса.

        Сочинение- размышление «Моё отношение к десяти заповедям».

        Подготовка к инсценировке игры.

        Создание « Азбуки нравственности» для младших школьников.

Эпиграф

                Истинный показатель цивилизации-

                Не уровень богатства и образования,

                Не величина городов, не обилие урожаев,

                А облик человека, воспитанного страной.

                                                                                                      Р.Эмерсон

                  Есть две морали: одна пассивная, запрещающая

                    делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро.
                                                                                                      Д.Льюи

                    Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
                                                                                                       Н.Некрасов                                                     

                                  Ход классного часа

  1. Обсуждение притчи

(Ведущий рассказывает притчу)

        Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким.

        Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение- светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу.

        Так вела себя не только луна. Также вели себя звёзды и солнце, день и ночь, моря и реки. Словом всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: « Как можно изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»

        Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Если мы это сделаем правильно, человеку только останется их чётко исполнять и его жизнь станет лёгкой, радостной и счастливой»

        Вопросы для обсуждения:

  1. Прав ли был мудрец?
  2. Нужны ли людям законы?
  3. Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит7
  4. Почему человек преступает закон?
  5. Что значит слово «заповедь»?
  6. Какие заповеди вы знаете?
  7. Чем заповеди отличаются от законов?

  1. Обсуждение сочинений- размышлений

Ведущий. Какие жизненные заповеди считаются незыблемыми в вашей семье?

Подтвердите своими размышлениями, которые вы написали, готовясь к классному часу.

  1. Работа в группах

 “Моральное” лото.

Разделиться на группы. Каждая группа получает карточки с полем лото. Зачитываются номер вопроса и определение нравственного понятия. Происходит обсуждение, к какому понятию относится определение. По угаданному номеру закрывают поле лото. У кого первым заполнится ряд? Зачитывают все определения до конца.

Приготовить несколько карточек с полем для лото, пример:

5

13

17

19

3

14

6

1

11

9

18

20

7

2

12

4

16

10

8

15

        Вежливость- качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.

        Выдержанность- умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

        Верность- качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

        Гордость- это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

        Грубость- качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.

        Доверие- это отношение к человеку или группе людей, основанное на убеждённости в их правоте.

        Заносчивость - негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личностных качеств.

        Искренность- качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.

        Любовь- чувство глубокой привязанности к кому- либо или чему- либо.

        Нравственная культура- показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.

        Милосердие- принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

        Патриотизм - нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

        Правдивость- это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

        Способность к прощению - это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

        Скромность- это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

        Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

        Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

        Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

        Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.

        Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

  1. Сейчас давайте разберемся  по каким нормам живет человек в обществе.

Есть две нормы жизни: мораль и право.

           Рассмотрим их отличия.

 

мораль

право

определение

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения.

источник

Эти нормы нигде не записаны.

Конституция, законы.

кто 

придумал

Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.

Государство

ответственность

За их нарушение наступаетморальная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.

Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.

  1. Ребята получат конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Они должны их объяснить максимально доходчиво, проиллюстрировать примерами. Это необходимо сделать в виде яркой «азбуки нравственности» для младших школьников.

        Слова для работы в группах:

        Группа 1: вежливость, гордость, любовь, нравственная культура.

        Группа 2: скромность, милосердие, выдержанность, грубость.

        Группа 3: доверие, совесть, сострадание, честь.

        Группа 4: трудолюбие, тактичность, патриотизм, правдивость.

        Группа 5: искренность, заносчивость, верность, способность к прощению.        

  1. Самооценка нравственных качеств

 Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:

Распивать алкогольные напитки

Ловить рыбу

Угрожать расправой

Бить стекла

Завидовать

Лгать

Не дружить со слабыми

Разводить костры

Не платить налоги

Брать чужие вещи

Ломать деревья

Учащимся раздаются листочки с записанными на них качествами личности

(которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.

        Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.

  1. Инсценировка и обсуждение ситуаций

Ситуация 1. Саша возвращался из школы в метро с одноклассниками. Вдруг один

из друзей заметил, что у девушки, которая идёт впереди, из заднего кармана торчит кошелёк, и предложил Саше вытащить его. Остальные только одобрили эту идею.

        Ситуация 2. Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.

        Ситуация 3. Ребята веселились на дне рождения, а потом пошли провожать девочек домой. По дороге они увидели машину без хозяина, дверь была приоткрыта. Мальчики предложили прокатиться, а потом поставить её на место.

        Ребята инсценируют ситуации, а затем анализируют их по следующим критериям:

  1. Бывают ли такие ситуации в реальной жизни7
  2. Чем могут закончиться подобные ситуации?
  3. Как можно избежать неприятностей в подобной ситуации?
  4. Предложите модели поведения учащихся в данных ситуациях.

  1. Заключительная часть.



Предварительный просмотр:

Депобразования и науки Югры

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Мегионский политехнический колледж»

(БУ «Мегионский политехнический колледж»)

                                    Классный час  «Правонарушения»

                                                                               Подготовила и провела:

                                                                               Айбашева А.В.

                                         

Цель классного часа:

  • расширение знаний ребят о понятиях “мелкое хулиганство”, “преступление”, “административное правонарушение”. 
  • развитие гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся в рамках воспитательно – образовательной программы “Я – гражданин России”

Оборудование: мультимедийный проектор.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Ничто мы так плохо не знаем, как то, 
что каждый должен знать, – закон.

О.Бальзак

Мудрый человек, известный историк Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911) говорил: “Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает”. (Слайд № 2) Но сколько же людей вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Значит – гуляй, развлекайся, получай удовольствие.

Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы! (Слайды 3-5)

По последней статистике ГУИН в настоящее время в России насчитывается около 927000 заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. (Слайд № 6)

Некоторые из них, перед тем как совершить преступление, выпили пива или стакан водки. Те, кто употребляют алкоголь, уносят жизни других людей и садятся за преступления в тюрьму. Или сами погибают. Каждый год от употребления алкоголя в России погибает около 700 тысяч наших граждан. (Слайд№7)

Скажете не такая страшная “картина”?! Вдумайтесь в эти цифры! (Слайд № 8)

Эти ребята заняты делом. Они не курят, не пьют и не принимают наркотиков. (Слайд № 9)

А эти уже отбывают сроки – каждый по своему “делу”. А ведь некоторым исполнилось только 14 лет. (Слайд № 10)

Послушайте, пожалуйста, одну историю: (Слайд № 11)

В подъезде дома шло бурное веселье. Группа подростков отмечала день рождения своего старшего товарища, которому исполнилось 15 лет. Шум стоял невообразимый. Слышались нецензурные выражения, сопровождавшиеся громким хохотом. Жильцы попытались навести порядок. Именинник глотнул стакан пива и вынул нож. Решил показать свою “крутость”. И показать так, чтобы соседи “всё поняли”. Те поняли… и вызвали милицию. Оперативная группа приехала мгновенно. К удивлению милиционеров “самый крутой” отказался отдать нож, начал оскорблять их и оттолкнул сержанта.

Как Вы думаете, какие деяния совершили подростки? (Слайд № 12)

Ребята искренне не понимали, за что их задержали. Ещё больше удивились, когда дежурный начал составлять протокол. “А за что? – начал один из них. – Ну, выпили – так ведь день рождения…” (Слайд № 13)

Дежурный протянул ему книжицу. Она называлась Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Книжка была открыта на странице, где напечатана статья 20.1. Ее название – “Мелкое хулиганство”. И вот тут “самый крутой” зашумел: “Вы не имеете права. Мы несовершеннолетние…” (Слайды № 14-15)

Милиционер с интересом посмотрел на “борца за народные права”. “Именинничек? – поинтересовался он.– Вот тебе другая книжечка. В ней о тебе” – и протянул ему Уголовный кодекс Российской Федерации. Книжка была открыта на статье 213. Статья называется “Хулиганство”. (Гиперссылка на Слайд № 27)

Из уголовного кодекса Российской Федерации. 
Статья 213. Хулиганство (в сокращении)

  1. Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершённое:

а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия… – наказывается…вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

  1. То же деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка,–наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

К тому же оказалось, что уголовная ответственность за действия, совершённые именинником, наступает с 14-летнего возраста. Если вину подростка докажут в суде, это будет означать, что он совершил преступление и его ждет уголовное наказание

Как Вы думаете, с какого момента для именинника началось его “падение в пропасть”?

Потом милиционер объяснил, что все другие “участника банкета” совершили административное правонарушение. Но ответственность за административное правонарушение за мелкое хулиганство наступает с 16 лет. Поэтому отвечать за поведение своих детей будут отвечать их родители по статье 5.35 Кодекса РФ об административных нарушениях. На них будет наложено административное наказание. (Слайд № 16 с переходом по гиперссылке на слайд № 26)

Из кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

  • Статья 20.1. Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влечёт наложение административного штрафа… или административный арест на срок до 15 суток
  • Статья 5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечёт предупреждение или наложение административного штрафа…

– Постарайтесь объяснить, почему для подростков (за исключением именинника) такое “празднование” дня рождения обернулось административным правонарушением их родителей.

– Как Вы считаете, началось ли для друзей их “падение в пропасть”? (возврат на

Слайд № 16)

А вот у самого именинника дела обстояли совсем плохо. Из дежурной части милиции его не отпустили. Поместили в изолятор временного содержания. Потом его переведут в следственный изолятор. Потом будет судебное разбирательство. (Слайд № 17)

Причина – совершено опасное правонарушение. Оно опаснее, чем административное.

Поэтому описание такого правонарушения находится в самом строгом кодексе – Уголовном. Все деяния, которые описаны в нём, называются преступлениями.

Вот такой получился день рождения…(Слайды № 18-19)

Милиция действовала по закону. В Уголовном кодексе РФ сказано о хулиганстве как грубом нарушении общественного порядка. В данном случае такое нарушение сопровождалось угрозой применения насилия. Было применено оружие. Всё это будет изложено в уголовном деле. Вину подростка установит суд.

Как Вы думаете, какие качества “именинника” привели его на скамью подсудимых?

Что могло быть причиной такого его поведения в подъезде?

Итак, правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.

Само слово “правонарушение” состоит из двух частей – “право” и “нарушение”. Означает оно нарушение закона, права. Но законов много. Поэтому и наступают такие разные последствия правонарушений – кому административные штрафы, а кому – лишение свободы. (Слайд№20)

  • Все “участники банкета” стали правонарушителями. Но один из них совершил особое правонарушение – преступление.
  • Получается, что правонарушение – это любое нарушение закона. А преступление – это нарушение уголовного закона. Все преступления описаны в Уголовном кодексе.
  • Таким образом, преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.

Мнение специалистов: “Тот, кто не в ладах с законом, портит себе всю дальнейшую жизнь, а многие рано и бесследно погибают”. (Слайд №21) Доказательство этому мнению – фото на Слайде 22. Отслежена судьба 13 подростков, запечатленных на фото: четверо из них попали в исправительное учреждение за кражи, в том числе из школьных раздевалок. Двое – за грабёж, трое – за вымогательство денег у младших и за драки. Двое – за ношение холодного оружия (ножей), один – за нанесение телесных повреждений, ещё один – за убийство. Десять из них совершили преступления в пьяном виде. Трезвыми были только воришки. Крали для того, чтобы…выпить. Курили все.

Удалось частично отследить судьбы некоторых из этих воспитанников.

Одиннадцать человек вскоре повторно совершили преступления и попали в колонии. Не дожив до двадцати пяти лет, трое погибли в пьяных драках, а пятеро умерли от инфекционных болезней и пьянства.

“Шалунов”, играющих с законом, немало и сейчас. Они знают, что возраст уголовного наказания наступает с 14 лет. Веря в свою безнаказанность, они ничего не слышали о спецшколах, которые, к сожалению, не пустуют.

Конечно, Вас лично всё это не касается. Поэтому просто поразмышляйте о судьбах этих подростков с фото.

Есть ли у Вас такие знакомые? Что бы Вы им посоветовали?

Не забудьте, что, к сожалению, в России существуют и женские воспитательные колонии для несовершеннолетних.

Познай людей и самого себя (Слайд № 23)

Постарайтесь сами себе честно ответить на следующие вопросы:

  • Если бы я точно знал, что не попадусь, присвоил бы я плеер, принадлежащий другому школьнику?
  • Если бы у меня была возможность безнаказанно отомстить обидчикам при помощи кулаков или старших друзей, сделал бы я это или нет?
  • Если бы я знал, что никто не установит моё авторство, написал бы я на стенах какие-нибудь “забавные тексты”; нарисовал бы рисунки?
  • Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить компьютер (или ещё что-либо) так, чтобы никто не узнал, сделал бы я это или нет?
  • Если бы мне предложили за хорошее вознаграждение постоять в определённом месте и предупредить о возможном появлении милиции, сделал бы я это или нет?
  • Если бы мне никто не делал замечаний, то стал бы я курить, пробовать алкогольные напитки?

Подведение итогов. (Слайд № 24) Если на все или большую часть вопросов кто-то ответил утвердительно, совет: серьёзно задумайтесь о жизни. Дело в том, что в подростковом возрасте многие загубили свои судьбы, поступая именно так в этих или похожих ситуациях.

Ребята, знайте, что жизнь прекрасна и она даётся всего лишь раз. Берегите себя и близких. Звучит песня “Я люблю тебя жизнь” Марка Бернеса. (Слайд № 25, включить песню Марка Бернеса по гиперссылке) (гиперссылка на Слайды № 30-34).



Предварительный просмотр:

Разработка сценария круглого стола

«Отцы и дети»

Форма проведения: круглый стол

Целевая аудитория: студенты группы 205, родители

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • ноутбук;
  • экран;
  • мультимедийная презентация;
  • музыкальное сопровождение.

Предварительная подготовка:

  • исследование и изучение вопроса «Отцы и дети»;
  • социологический опрос старшеклассников  “Я  и моя семья” (Приложение 1);
  • подготовка и оформление презентации «Отцы и дети»;
  • составление памятки для детей и родителей.

Длительность проведения мероприятия: 55-60 минут.

Разработка сценария и подготовка материала: классный руководитель Айбашева Антонина Владимировна

План мероприятия

  1. Введение в тему.
  2. Проведение круглого стола. Правила поведения во время дискуссии
  3. Основная часть.
  1. Игра «Три имени»
  2. Актуализация темы.
  3.  Сочинение «Проблема отцов и детей».
  4.  Ролевая игра «Родители и дети».
  1. Заключение.

Ход мероприятия

  1. Введение в тему.

- Добрый день дорогие друзья, рада видеть Вас на нашем мероприятии, оно необычное. Мы проведем его в форме круглого стола и посвящаем его проблеме всех времен и народов. Тему попробуйте сформулировать сами.

Эта проблема одна из древнейших на  земле. Еще Сократ, живший в (5 в. до н.э.) говорил об этом: “Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается  дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших.  Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят   учителя” (Сократ).

«Между отцами и детьми высится стена робости, стыда, непонимания, уязвленной нежности. Чтобы эта стена не выросла, требуются усилия, на которые еле хватает человеческой жизни»,

«Отцов отделяют от детей их собственные страсти. Если ты помнишь о своих грехах, в чем ты смеешь упрекать своего сына?» Франсуа Мориак.

 «Нам, старшему поколению, надо научиться говорить с детьми и юношеством о великом и прекрасном – любви, браке, деторождении, человеческой верности до гроба, о смерти и памяти сердца. До тех пор, пока мы не научимся об этом говорить и думать, мы не научим наших детей чистоте и красоте помыслов и чувств. Невежество же в этой сфере оборачивается слезами и горем детей» В.А. Сухомлинский.

Какую тему, на Ваш взгляд, мы будем обсуждать сегодня?

Правильно, наша тема звучит так: «Проблема отцов и детей» или «Что делать, когда родители меня не понимают?» (Презентация).

 Как видите, проблема отцов и детей существовала и во времена  Сократа, и Тургенева, остро стоит она и сегодня.

  1. Проведение круглого стола. Правила поведения во время дискуссии.

- Для начала поговорим о том, что такое круглый         стол и о его правилах проведения.

Возможно, вам известна легенда о мудром короле Артуре, который впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя в равных правах, круглый стол для нашего времени является формой коллективной дискуссии, широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения.

Я верю, что наша дискуссия будет также интересной и оживленной.

И именно с этой целью  я пригласила к нам педагогов, которые выступят в роли родителей. (Можно приглашать родителей, по возможности).

А для того, чтобы наша работа сегодня была продуктивной, предлагаю правила проведения нашего круглого стола.

«Правила – это поводья для лошади. Без поводьев лошадь идёт куда хочет. Так же и человек без правил делает что хочет». Мудрость.

Какие же правила на нашем круглом столе:

  • Избегайте общих фраз типа «все понравилось, нормально», «все путем»;
  • Придерживайтесь темы дискуссии;
  • Выслушивайте собеседника до конца;
  • Будьте краткими;
  • Не переходите на личности – «ты не прав», «ты плохой»;
  • Конфиденциальность – личная информация участников не распространяется.

  1. Основная часть

3.1 Игра «Три имени»

Цель упражнения: знакомство, развитие доверительных отношений в группе.

Каждому участнику выдаются 3 карточки, на каждом из которых надо написать по одному варианту своего имени: например: Катя, Катюша, Катерина. Затем каждый член группы представляется, используя эти имена, называя кто и почему называет вас таким образом. Даю вам 1 минуту на размышление.

3.2 Актуализация темы

Пожалуйста, поднимите руки те, кто считает, что проблема непонимания между родителями и детьми существует? Спасибо. Может быть есть кто-то, кто считает по-другому? Хорошо, спасибо. Нам важно каждое мнение.

Вопросы к взрослым: Скажите, пожалуйста, когда вам было 14 – 16 лет, возникали ли у вас трудности во взаимоотношениях и почему? (Задать вопросы и написать на доске или ватмане причины конфликтов и непонимания).

Вопросы к подросткам: Скажите, дорогие юноши и девушки, а на Ваш взгляд, какие проблемы или трудности актуальны для нашего времени??? (Поставить галочки напротив причин конфликтов, озвученных взрослыми, дополняя список современными проблемами).

Вопросы к подросткам: «Представьте, пожалуйста, что в вашей жизни произошла ситуация, которая причинила вам боль. Например, девушка/ юноша, с корой вы пару раз ходили в кино или на дискотеку, и которой у вас особое чувство, вдруг пошла в кино с другим парнем, а на тебя больше не смотрит. Тебе надо с кем-то поделиться...

Скажи, у кого больше жизненного опыта – у родителей или у твоих друзей сверстников?

- А кто вам желает больше добра – родители или друзья?

- А кто вас больше любит?

- Чей совет будет более беспристрастным и мудрым?

- А к кому вы пойдете за советом – к родителям или к друзьям - сверстникам?

Один молодой человек высказался классически точно: « Если я расскажу своим родителям о том, что меня волнует, мама схватится за сердце, а отец за ремень» [5, с. 78- 79.]

  1.  Сочинение «Проблема отцов и детей».

Проблема отцов и детей всегда волновала человека, но именно на сегодняшний день она является одной из самых важных тем…». (Приложение 2). Зачитать отрывок из сочинения учащегося 11 класса.

          Обсуждение услышанного.

  1.  Ролевая игра «Родители и дети»

Всегда легче давать советы, чем их исполнять. Предлагаю немного     поиграть и представить себя в роли родителей.

Предлагаются ситуации:

- Ребенок поздно приходит домой;

- От ребенка пахнет сигаретным дымом

- Дочь без разрешения взяла мамину вещь

- Уличение во лжи

- Требование подростка купить ему дорогую вещь

- Родители не пускают подростка на дискотеку

- Беспорядок в комнате на протяжении недели

- Родители заставляют заниматься нелюбимым делом (музыкальная школа, спортивная секция)

- Татуировка, пирсинг без разрешения родителей

- Приглашение в школу

Задача участников игры в том, чтобы поставить себя на место родителей, попытаться понять их точку зрения, найти выход из конфликтной ситуации. В конце игры можно показать иллюстрацию к данной ситуации, например, немая сцена «Опять двойка».

Обсуждение с привлечением  зрителей.

1. Изменилось ли твое мнение, когда ты побывал в роли родителей?

2. Так ли ты ведешь себя в жизни?

Шутка в тему:

«За ужином дочка хочет что-то сказать маме.

- За столом не разговаривают, - обрывает ее мать. После ужина мать спрашивает:

- Ну, что ты хотела сказать мне?

- Что ты забыла включенный утюги на папиной рубашке».

- «Современная молодежь ужасно одевается! Например, вот этот парень.

- Это моя дочь.

- Простите, я не знал, что вы ее отец.

- Я не отец, я – мать».

«После родительского собрания в школе отец сокрушается:

- Выгнать моего сына из школы только из-за того, что он разбил стекло! И ладно бы большое. Оконное, а то ведь маленькое – в учительских очках!»

«Отец сыну: - В твоем возрасте Наполеон был первым в классе!

Сын: - А в твоем, папа, он был уже императором.

  1. Заключение

- Дорогие участники,  мы хорошо поработали, узнали причины конфликтов между родителями и детьми, увидели их последствия.

И, все же, хочется услышать Ваши личные выводы о том, что мы сегодня услышали. А пока Вы размышляете, мне необходимо 2 команды по 5 человек.

Инсценировка притч (Приложение 3).

Задание: Разделить подростков и родителей (по желанию)  на команды.

Участники инсценировки должны разыграть притчу и объяснить в чем основная идея этой притчи.

- Спасибо, Вы хорошо справились с заданием. Какие же выводы мы с вами сделаем сегодня? Что каждый из вас унесет с собой в своем сердце?

- Спасибо. Я думаю, что сегодня каждый из участников, хотя бы на минуту задумался о том, как важно прощать и принимать друг друга.

И я хочу подарить каждому из вас памятку «Пути выхода из конфликта». (Приложение 4).

Вот что в ней сказано:

  • Помните, что каждое поколение уникально и неповторимо.
  • Всегда идите первыми на примирение.
  • Сядьте за «стол переговоров».
  • Уважайте собеседника.
  • Выясните, что именно раздражает детей/ родителей.
  • Найдите решение, которое будет устраивать обе стороны.
  • Любите друг друга во всякое время.

И я также желаю вам всегда находить выход из любого конфликта.

Благодарю каждого за активную работу. Спасибо Вам, уважаемые гости, что вы откликнулись и пришли к нам на круглый стол.

Ссылка на источники:

I. Литература:

  1. Ушакова О.Д., Афоризмы и крылатые выражения: Справочник школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.
  2. Телепов М.Н., Родители и дети: кто – кого? (аспекты воспитания)/ М.Н. Телепов, Н.Н. Телепова. – Самара: Самарское отделение Литфонда, 2010.
  3. Кон И.С., Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Лысикова О., Журнал «Крестьянка», статья «В контакте», №6 июнь 2012, с. 44.
  5. Телепов М.Н., Личность: судьба или работа над собой? / М.Н. Телепов, Н.Н. Телепова. – Самара: ООО «Офорт»: АНПО «АСЕТ», 2012.
  6. Сухомлинский В.А., Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 3 / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская, - М.: Педагогика, 1981.

               II.  Интернет-ресурсы:

  • Приложение 1 Проблема отцов и детей. Сочинение в 11 классе. Ссылка на источник: http://www.litra.ru
  • Приложение 2  Притчи  Китайская притча «Великодушная дочь»: Ссылка на источник: http://lifecenter.spb.ru

Приложение 1

Анкета  «Я и моя семья»

1. Пол

1) мужской;   2) женский.

2. Состав семьи

1) 2 человека;   2) 3 чел;      3) 4 чел.;       4) 5 чел.;     5) 6 чел.;       7) и более человек.

3. Хотели бы вы повторить в семейных отношения опыт родителей?

1) да;    2) нет;       3) не совсем.

4. Бывают ли конфликты в семье?

1) постоянно;    2) иногда случаются;     3) конфликтов не бывает.        

5. Всегда ли вам хочется возвращаться домой?

1) да;      2) нет;      3) иногда.

6. Если вы не удовлетворены своим положением, укажите причины.

1) высокая требовательность, суровость;

2) низкие материальные возможности,

3) равнодушие со стороны родителей;

4) пьянство;

5) отсутствие внимания и чуткости;

6) недостаточный уровень общей культуры;

7) непонимание;

8) отсутствие общих интересов;

9) грубость в обращении;

10) несправедливое распределение общих домашних обязанностей.        

7. Удовлетворены ли вы взаимоотношениями…

а) с отцом:         1. удовлетворен; 2. не удовлетворен; 3. не совсем.

б) с матерью:     1. удовлетворен; 2. не удовлетворен; 3. не совсем.

в) с бабушкой:   1. удовлетворен; 2. не удовлетворен; 3. не совсем.

8. Советуетесь ли вы с родителями?

1) при покупке вещей;

2) при подготовке уроков;

3) при выборе наряда, прически на вечер;

4) при выборе друзей;

5) не советуюсь.

9. Какие качества характерны для вашего семейства?

1) взаимопонимание, сплоченность;

2) взаимная требовательность;

3) уважение к друг другу;

4) любовь;

5) поддержка.

10. Доверяете ли вы родителям свои сокровенные тайны?

1) нет;   2) да;       3) иногда;       4) всегда.

11. Насколько уютно и комфортно вы ощущаете себя в семье?

1) уютно и комфортно;    2) не совсем уютно;     3) не уютно.

Приложение 2

Проблема отцов и детей

Уж много лет, без утомленья
Ведут войну два поколенья, кровавую войну:
И в наши дни в любой газете
Вступают в бой «Отцы» и «Дети»
Разят друг друга те и эти
Как прежде в старину!

Мы часто задумываемся о том, почему у нас происходят разногласия с родителями, и всегда виним их во всём, но сами даже не замечаем, что именно мы сами виноваты в этом.

Проблема отцов и детей всегда волновала человека. Но именно на сегодняшний день она является из самых важных тем. Очень часто в жизни подростков происходят разногласия с родителями, но не всегда этот конфликт заканчивается мирным путём. Так произошло в Алтайском крае, в одной семье. Родители наказали своего сына- подростка за плохую учёбу и за это поплатились жизнью. Подросток в ту же ночь совершил ужасное преступление, у него не дрогнула рука пойти на такой отчаянный шаг, он убил своих родителей.
Невозможно даже представить как подросток, мог совершить такое зверское убийство, как он смог убить своих родителей!!!

Если же подумать серьёзно, в этом нет ни чего удивительного. В наш век высоких технологий подростков всё больше и больше притягивают компьютерные игры и экраны телевизоров, с которых не сходят бесконечные сериалы и боевики. Прошли те времена, когда киностудии снимали добрые детские фильмы. На смену им пришли фильмы – боевики, ужасы с бесконечными драками, кровью и отборной руганью. Да только от названия этих фильмов уже веет чем-то зловещим и жестоким., например: «Комнаты смерти», «Конец света», «Возвращения из ада» и т.п. С каждым днём всё чаще гуляют по голубому экрану вампиры, оборотни и приведения, маньяки и т.п. Сейчас подросткам в неограниченном количестве предлагается насилие и кровь. Таковы теперь средства массовой информации.

Почему же у подростков происходят разногласия с родителями, и именно они совершают не поправимые поступки? Конечно, подросткам присущи свои трудности и проблемы, но они также могут доставлять радости и награды.
Подростковый возраст – это бурное время. Подростки переживают эмоциональные взлёты и падения. Юноши и девушки хотят быть более не зависимыми, им могут не нравится ограничения, которые накладывают на них родители. Однако такие подростки ещё неопытны и нуждаются в любящей, терпеливой помощи родителей. Да, подростковые годы могут быть волнующим временем, но они могут также быть и временем замешательства не только для родителей, но и для подростков. Как же помочь им в эти годы? Только родители способны протянуть руку помощи своему подростку. Я думаю, что проблема отцов и детей заключается именно в воспитании. Что же кроется под этим понятием.

Воспитание – это обучение, которое исправляет; оно включает в себя и общение. Воспитывать означает, скорее, исправлять, чем наказывать, хотя по час необходимо и наказание.
Детей необходимо было воспитывать, когда они были помладше, но и теперь, когда они подростки, они всё же нуждаются в некотором обучении и исправлении, и, может быть даже ещё больше, чем раньше. Здравомыслящие подростки знают, что это правда. Воспитывая подростков, родителям нужно проявлять уравновешенность. Им никогда не следует быть настолько строгими, что будет раздражать детей, возможно даже лишать их уверенности в себе. И всё же родителям не стоит быть настолько снисходительными, что их дети – подростки лишаться важного воспитания. Такая снисходительность может оказаться пагубной. В самом деле, должное воспитание служит доказательством любви к ребёнку.

По статистике 99% подростков не любят ссор с родителями, но избежать их не могут. Как же сделать так, чтобы этих ссор никогда не было? Пройдёт совсем немного времени, все мы станем взрослыми, у нас появиться семья, дети. И главной нашей задачей будет сохранение мира и любви в доме, надо учится этому уже сейчас, потому что наладить отношения с близкими очень сложно.
Конечно, если бы дети и родители понимали друг друга, не происходило бы таких ужасных случаев с подростками. Они бы не решались на такие не обдуманные поступки, как тот мальчик.

Что же теперь будет с этим ещё не познавшим жизнь существом? Как повернётся его судьба? Но уж точно ясно, что он сожалеет о случившемся и никогда не простит себе этого!!!

Я считаю, что именно эту проблему нужно ставить на первый план и начинать решать её немедленно. Ведь сколько ещё подростков могут совершить подобные преступления.

P.S. Никогда не забывайте своих родителей, помните, что они вас вырастили, что они о вас заботились, что они вас любят, никогда не допускайте того, что бы они плакали, тем более и за вас, всегда доставляйте им радость, ведь они дали вам ЖИЗНЬ!!!!!

Приложение 3  Притчи

КОРЗИНА

Давным-давно, в одной восточной стране жила семья — мать, отец, маленький сын и дедушка. Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем много хлопот, куда больше, чем ребенок. То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там все вытопчут, то чуть дом не подожжет, стараясь развести огонь в очаге.

И вот однажды жена говорит мужу:

 «Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил  из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там».

 Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына:

 «Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!» 

 «Зачем?»

  «А когда Вы с мамой состаритесь, она понадобиться мне, чтобы отнести вас в лес».

                                                                                                Китайская притча

                                              Великодушная дочь

В Китае есть закон, по которому должно отрубить руки тому, кто уличен

будет в каком-нибудь обмане. Один человек заслужил эту казнь, и, когда

уже хотели ее совершить над ним, дочь его решилась оправдать отца своего,

приняв на себя заслуженное им наказание.

Представили ее государю:

- Великий монарх! – сказала она, - отец мой по справедливости заслужил

наказание и должен лишиться рук своих. Вот они, - прибавила она,

подняв свои руки.

- Эти руки, великий государь, принадлежат моему несчастному отцу.

Они не способны доставлять пропитание его семейству; прикажи отрубить

мои руки  и помилуй те, которыми отец может пропитывать себя и семейство.

Император был тронут такой детской любовью и простил виновного.

(Из хрестоматии Бенедиктова)

Из хрестоматии Бенедиктова

Приложение 4

Памятка «Пути выхода из конфликта»

  • Помните, что каждое поколение уникально и неповторимо.
  • Всегда идите первыми на примирение.
  • Сядьте за «стол переговоров».
  • Уважайте собеседника.
  • Выясните, что именно раздражает детей/ родителей.
  • Найдите решение, которое будет устраивать обе стороны.
  • Любите друг друга во всякое время.

                                       (Выдержка из семинара «Отцы и дети» А. Белоножко).

Приложение 4
Цитаты на тему «Отцы и дети»

  1. «В мире есть отцы и дети. Твой отец и твоя мать – дети своих отцов и матерей – твоих дедушек и бабушек. Род человеческий состоит из поколений – это великая мудрость нашего бытия».
  2. «Твое недоброе слово – царапина на хрупкой ткани души материнской»
  3.  «Мать перенесет все: и обиду, и боль, и горе… Но от каждой царапины навсегда остается ранка – помни это». С. 556
  4. «Сердце отца и матери всегда уязвляет сыновняя неблагодарность, равнодушие сына, дочери к тому, как отражаются на здоровье родителей их – сына и дочери – труд, жизнь, поведение».
  5. «Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество».
  6. «Не превращай старости твоей дедушки и бабушки, отца и матери в беду. Помни, что и ты будешь старым».
  7. «Тем, чем ты стал и чем станешь в будущем, ты обязан старшим поколениям».
  8. «Уважение, почитание старших поколений – закон нашей жизни. Уважать старших надо, потому что они мудрее, духовно богаче тебя». [6.  C 546]
  9. «Каждый твой шаг, каждый твой поступок – хороший, и плохой - отзывается в сердцах радостью или болью, счастьем или страданием».
  10. «Знай, что человеческий долг детей – платить родителям за их заботы о тебе, за их безграничную любовь и преданность – платить тем же: заботами, любовью, преданностью. Долг детей перед родителями нельзя измерить никакой меркой, нельзя сосчитать никаким счетом». с. 546.
  11. «Все, что дают тебе отец и мать, - это их труд, пот, усталость. Умей уважать труд родителей».
  12. «Самое большое счастье для отца и матери – твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные дни – усердие в учении».
  13. «Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи – если только они дорожат своей честью – это большое несчастье».
  14.  «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое». Белинский В. Г.

  1. «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение,— ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу — вред». Сухомлинский В. А.

  1.  «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери».    Мопассан Г.

  1.  «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит».   Гёте И.

  1.  «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». Пушкин А. С.

  1.  «Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая». Макаренко А. С.

  1. «Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем и самая обыкновенная и самая исконная — это неблагодарность детей к родителям». Вовенарг Л.
  2.  «Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение».  Оноре де Бальзак
  3.  «Сердце матери — неиссякаемый источник чудес». Пьер Жан Беранже
  4.  «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери».  Ги де Мопассан