Функциональная грамотность (естественно-научная)

Поцелуева Оксана Анатольевна

Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Кинематика динамика"150.01 КБ
PDF icon Критерии оценивания "Кто дальше и кто быстрее" 183.83 КБ
PDF icon "Кто дальше и кто быстрее" Задания 538.94 КБ
PDF icon "Сапоги скороходы" Задания 280.56 КБ
PDF icon "Сапоги скороходы" критерии 178.7 КБ
PDF icon "Тормози заранее" Задания 561.79 КБ
PDF icon "Тормози заранее" Критерии 157.07 КБ
Файл Банк заданий естественно ЕНГ2.29 МБ
Файл Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ОП735.6 КБ
Файл Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету735.6 КБ
Файл Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) и распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результа302.68 КБ
PDF icon "Прорастёт ли семечко" текст 6 класс558.5 КБ
PDF icon "Прорастёт ли семечко" критерии154.37 КБ
PDF icon "Сад на окошке" 6 класс текст760.7 КБ
PDF icon "Сад на окошке" критерии152.84 КБ
PDF icon "Трава Геракла" 7 класс текст1.07 МБ
PDF icon "Трава Геракла" 7 класс критерии186.6 КБ

Предварительный просмотр:

Кинематика Динамика Законы сохранения

  1. Дрон - рейсинг

Дрон-рейсинг – это гонки дронов.  Дроны мчатся к финишу на скорости свыше 100 км/ч. Беспилотниками управляют гонщики с помощью специальных очков виртуальной реальности и пульта дистанционного управления – контроллера.

В таких состязаниях требуется не только максимальная скорость. Нужно прийти к финишу первым, преодолев все преграды и пролетев  через чек-пойнты – специальные подсвеченные участки трассы. Для этого необходимо чувствовать размеры дрона, чтобы провести его между преградами, правильно совершить манёвр, вписаться в крутой поворот. Это напоминает компьютерную игру, которая происходит на самом деле.

В дрон-рейсинге существует ограничение: расстояние между роторами диаметрально противоположных моторов не должно превышать установленного значения. Наиболее популярные классы дронов – от 210 до 250 мм. Количество моторов обычно не регламентируется, но почти все пилоты летают на квадрокоптерах – это оптимальное решение с точки зрения мощности, веса и аэродинамики. При этом время полёта гоночных дронов невелико и в среднем составляет 3–5 минут.

1. Двое друзей собираются участвовать в дрон-рейсинге. Ребята настроены на победу и сформулировали проблемы, которые необходимо решить до соревнований. На какие из указанных ниже вопросов ребята смогут ответить, используя естественнонаучные методы? Выберите все верные ответы.

1.В какой цвет покрасить корпус дрона для того, чтобы он понравился зрителям?

 2. Какова должна быть ёмкость аккумуляторной батареи квадрокоптера для пролёта всей дистанции гонок?

3. Можно ли увеличить размеры пропеллеров, если изменить мощность электродвигателя?

 4. Могут ли школьники участвовать в гонках Всероссийской лиги дрон-рейсинга?

 5. Можно ли использовать видеоаппаратуру, дающую задержку изображения до 20 милисекунд, если предполагается разгонять дрон до 100 км/ч?

Ответ: 2, 3, 5

Указаны все три верных элемента ответа - 2 балла

Указано только два верных элемента ответа и другие элементы не указаны - 1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует 0 баллов

2. Оцените возможную протяжённость трассы для соревнований дронов. Приведите расчёты.

Ответ: дроны летают 3–5 мин. со скоростью 100 км/ч. Следовательно, протяжённость трассы составляет примерно 5 км.

100 км60 мин.3 мин.=5 км     100 км60 мин.3 мин.=5 км 

ИЛИ 100 км60 мин.5 мин.8 км  100 км60 мин.5 мин.8 км 

Принимается ответ от 5 до 8,3 км

Дан верный ответ, и приведено пояснение- 1 балл

Даны другие ответы, или ответ отсутствует - 0 баллов

3. Беспилотные летательные аппараты – это самолёты, вертолёты, аэростаты или дроны, которые пилотируются дистанционно оператором или полностью автоматически. На протяжении многих лет самой популярной сферой применения беспилотников были военные операции. Сегодня для беспилотников расширены границы их деятельности. А подготовка операторов беспилотников обычно начинается с дрон-рейсинга.

Приведите не менее трёх примеров возможного применения беспилотных летательных аппаратов.

Возможный ответ

Примеры применения беспилотных летательных аппаратов:

1)  для проведения видеосъёмки с воздуха;

2)  для доставки интернет-покупок бесконтактным способом;

3)  для проведения метеорологических наблюдений;

4)  для тушения пожаров;

5)  для мониторинга за трафиком/грузоперевозками

Приведены три примера возможного использования беспилотников-2 балла

Приведены один – два примера-1 балл

Даны другие ответы, или ответ отсутствует 0 баллов

  1. Рассчитать  во сколько раз ускорение свободного падения на Земле больше, чем на Луне?
  1. В 10 раз
  2. В 5 раз
  3. В 6 раз
  4. В 7 раз

  1. Сравнить, что произойдет с периодом колебания, если маятник перенести его на Луну?
  1. Увеличится
  2. Уменьшится
  3. Не изменится

4. В процессе выработки электроэнергии на ГЭС происходят преобразования одних видов энергии в другие. Установите последовательность преобразования видов энергии при работе ГЭС.

1) кинетическая энергия ротора генератора

2) потенциальная энергия воды в плотине

3) кинетическая энергия воды в напорном водоводе

4) электрическая энергия, вырабатываемая генератором

5) кинетическая энергия вращения турбины

 Ответ: 23514


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ОП

Учебное действие (УД)

Умение(я) в рамках УД

Учебное задание

1

 предметные

Характеризовать систематические признаки цветкового растения. Выделять признаки класса и семейства

Цель: Знание, понимание

Содержание:

 Из предложенного текста выберите характеристики класса и характеристики семейства, распредели эти признаки в 2 колонки

Признаки класса

Признаки семейства

Текст: Петуния гибридная - многолетнее травянистое растение с прямостоячими или стелющимися стеблями, стержневой корневой системой

Листья простые сидячие, очередные, с сетчатым жилкованием

Цветок актиноморфный, с двойным околоцветником, состоящим из чашечки и венчика. Чашечка пятираздельная из пяти чашелистиков, Венчик спайнолепестный, воронкообразный, из пяти лепестков, звездчатой или правильной формы. Трубка длинная или короткая, узкая или широкая, сидит свободно на чашечке. Тычинок четыре-пять, которые до половины срослись с трубкой.

Плод петунии — двустворчатая коробочка, растрескивающаяся при созревании семян. Семена петунии очень мелкие с двумя семядолями в зародыше

Критерии оценки:

 Верно указывает все признаки класса и все признаки семейства-(3 балла)

Указывает 5-7 признаков из 8 (2 балла)

Указывает менее 3-4х признаков (1б)

Указывает менее 4х признаков (0баллов)

2

предметные

Составлять систематическую характеристику растения

Цель: Применение знаний

Содержание: Составь систематическую характеристику растения, начиная с наименьшего таксона

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/20/s_5a12f48492ff9/748878_1.jpeg

Критерии оценки: 

Систематическая характеристика составлена верно -3 балла

Систематическая характеристика содержит 1 ошибку – 2 балла

Систематическая характеристика содержит 2 ошибки – 1 балл

Систематическая характеристика содержит более 2х ошибок – 0 баллов

3

предметные

Сравнивать натуральные объекты по систематическим признакам

Цель: Анализ

Содержание: Определите к одному или к разным семействам относятся эти растения. Определите названия семейств. Ответ аргументируйте

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/20/s_5a12f48492ff9/748878_2.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/20/s_5a12f48492ff9/748878_3.jpeg

Критерии оценки: Ответ полный содержит все критериальные элементы – 3 балла

Ответ полный с 1, 2 не грубыми ошибками – 2 балла

Ответ не полный или допущена 1 фактическая ошибка - 1 балл

Ответ не верный или содержит 2 и более фактические ошибки – 0 баллов

4

метапредметные

классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Цель: отнести предмет к группе на основе заданного признака.

Содержание: Прочтите текст и выполните три задания

Бактерии —  одни из самых древних обитателей Земли, они живут уже более трёх миллиардов лет. Эти микроорганизмы состоят всего из одной клетки, и увидеть их можно только в микроскоп. В переводе с греческого «бактерия» означает «палочка».

Но на самом деле эти организмы бывают очень разнообразными по форме: шаровидные (кокки) — в виде цепочки шаров (стрептококки — рис. 1) или в виде гроздей (стафилококки — рис. 2), палочковидные (бациллы — рис. 3), изогнутые (вибрионы — рис. 4), спиральные (спириллы — рис. 5)

http://biologiya.net/wp-content/uploads/2010/09/pict33.jpg

 Рис. 1                    Рис.2              Рис.3                 Рис.4                  Рис. 5

Среди бактерий есть много паразитов, которые могут вызвать опасные заболевания, такие, как дизентерия, туберкулёз, чума, холера и многие другие. Попадая в организм

человека, бактерии паразиты находят условия, подходящие для размножения и питания, —  таким образом, может возникнуть определённая болезнь. Но существует много и

бактерий помощников.  Так, при жизнедеятельности почвенных бактерий образуется перегной, который представляет собой раз  ложившиеся остатки растений и животных и   содержит все необходимые для жизни растений вещества. В кишечнике многих животных и человека обитают бактерии, которые помогают переваривать потребляемую организмом пищу.

 Без бактерий невозможно получить кефир, творог, сметану, сыр и другие молочнокислые продукты. При изготовлении этих продуктов в молоко помещают специальные молочнокислые бактерии. В результате деятельности микроорганизмов происходит процесс брожения молока и в нём образуется молочная кислота.

Лучше всего молочнокислые бактерии развиваются при температуре 25—40 °С. Рост бактерий в молоке и молочных продуктах замедляется при температуре ниже 10 °С, а при

температуре 3—4 °С их жизнедеятельность практически полностью прекращается. Примерно такая же зависимость активности жизнедеятельности от температуры наблюдается и у многих других бактерий. (3)

Задание 1

Название бактерий обычно связано с их формой. Опираясь на текст, установи соответствие между фотографией бактерии и её названием. Запиши в ответ выбранную букву рядом с   соответствующей цифрой.

ФОТОГРАФИЯ БАКТЕРИИ

НАЗВАНИЕ БАКТЕРИИ

                    1

А. холерный вибрион

Б. бацилла столбняка

В. туберкулёзная палочка

Г. стафилококк золотистый

2

Ответ:

1.

2.

Критерии оценки: Ответ верный – 2 балла, 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0 баллов.

5

метапредметные

Цель: отнести предмет к группе на основе заданного признака.

Содержание: в тексте «Царство бактерий» рассказывается о разных бактериях. На какие две группы автор текста делит бактерии? Дополни приведённую ниже схему, записав названия этих групп. Какую роль играют бактерии каждой из этих групп в природе или в жизни человека? Приведи по одному примеру для каждой из групп и запиши после слов «Роль бактерий».

         

Критерии оценки: Приведены примеры групп без ошибок-2 балла, определена роль для каждой группы-2 балла, всего-4 балла. Одна ошибка – 3 балла, две ошибки – 2 балла, три ошибки -1 балл, четыре – 0 баллов.

6

метапредметные

Сравнение - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции. (1)  

Цель: выбор существенных признаков для сравнения.

Содержание: Сравните рисунки 1-5. Какие бактерии могут самостоятельно передвигаться, какие приспособления у них должны быть.

Критерии оценки: обе позиции указаны правильно – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две ошибки – 0 баллов.

7

метапредметные

Сериация -выстраивание объектов в порядке закономерности (н-р, возрастания или убывания какого-либо признака).

Цель: расположение объектов, упорядоченных по определенному признаку.

Содержание: Назовите признак(и), по которым определена последовательность.

resD3A16891-191D-4601-8264-AC016CA6A025m00028iA3161ik_509

Критерии оценки: Правильно определен признак-1 балл, неправильно – 0 баллов.

8

личностные

Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.

Цель: оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами)

Содержание: Демонстрирую рисунки

https://open-lesson.net/uploads/files/2015-12/4_27.png

Задаю вопросы:

- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

Критерии оценки: За каждый правильный ответ – 1 балл.

9

личностные

Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

Цель: оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами)

Содержание: Я демонстрирую свежее яблоко и счищаю с него кожуру.

- Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

Критерии оценки: За каждый правильный ответ – 1 балл.

10

личностные

использование проектной деятельности, творческих и практических заданий.

Цель: освоение общекультурного наследия России, чувство гордости за свою страну.

Содержание: Прочитайте текст.

Роль И. П. Павлова в нервной регуляции пищеварения.

Нервная регуляция пищеварения происходит рефлекторно. Это удалось установить с помощью фистульной методике, усовершенствованной И. П. Павловым. За работу по изучению пищеварения он получил Нобелевскую премию.

Фистула – искусственно созданное отверстие для выведения наружу продуктов, находящихся в полостных органах или железах. Так, для того чтобы исследовать выделения слюнной железы, И. П. Павлов выводил один из ее протоков наружу и собирал слюну. Это дало возможность получить ее в чистом виде и исследовать состав. Было выяснено, что слюна выделяется как при попадании пищи в ротовую полость, так и при ее виде, но при условии, если животному знаком вкус этой пищи.

По предложению И.П. Павлова рефлексы были разделены на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы – врожденные рефлексы, свойственные всем особям данного вида. С возрастом они могут меняться, но по строго определенной программе, одинаковой для особей этого вида. Безусловные рефлексы – это реакция на жизненно важные события: пищу, опасность, боль и т. д.

Условные рефлексы- это рефлексы, приобретенные в течении жизни. Они дают возможность организму приспособиться к меняющимся условиям, накапливать жизненный опыт.

Опыты по фистульной методике показали, что раздражение вкусовых рецепторов вызывает секрецию не только слюны, но и желудочного сока. Поэтому пища, смешанная со слюной, попадает не в пустой желудок, а в желудок уже подготовленный к ее приему, то есть наполненный пищеварительным соком. Это было показано И. П. Павловым в опытах с мнимым кормлением. Собаке перерезали пищевод и оба конца выводили наружу. Когда животное ело, пища вываливалась из отверстия в пищеводе. Содержимое желудка выводилось наружу с помощью фистулы. Несмотря на то что в желудок пища не попадала, секреция желудочного сока все равно в нем происходила. Более того, если собака была голодна, то любой сигнал, связанный с едой, вызывал как отделение слюны, так и отделение желудочного сока. Это условно-рефлекторное отделение желудочного сока И. П. Павлов назвал аппетитным соком.

Когда же пища попадает в желудок и растягивает его, пищевое возбуждение завершается и сменяется ощущением насыщения. Оно наступает раньше, чем пища всосется и кровь обогатится питательными веществами. Следовательно, существует тормозной рефлекс на наполнение желудка, предохраняющий от переедания.

А) Как вы думаете, какие качества личности помогли И. П. Павлову стать лауреатом Нобелевской премии?

Б) Составьте список качеств, которыми, на ваш взгляд, должен обладать человек, серьезно занимающийся наукой.

Критерии оценки: За каждый правильный ответ – 1 балл.



Предварительный просмотр:

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ОП

Учебное действие (УД)

Умение(я) в рамках УД

Учебное задание

1

 предметные

Характеризовать систематические признаки цветкового растения. Выделять признаки класса и семейства

Цель: Знание, понимание

Содержание:

 Из предложенного текста выберите характеристики класса и характеристики семейства, распредели эти признаки в 2 колонки

Признаки класса

Признаки семейства

Текст: Петуния гибридная - многолетнее травянистое растение с прямостоячими или стелющимися стеблями, стержневой корневой системой

Листья простые сидячие, очередные, с сетчатым жилкованием

Цветок актиноморфный, с двойным околоцветником, состоящим из чашечки и венчика. Чашечка пятираздельная из пяти чашелистиков, Венчик спайнолепестный, воронкообразный, из пяти лепестков, звездчатой или правильной формы. Трубка длинная или короткая, узкая или широкая, сидит свободно на чашечке. Тычинок четыре-пять, которые до половины срослись с трубкой.

Плод петунии — двустворчатая коробочка, растрескивающаяся при созревании семян. Семена петунии очень мелкие с двумя семядолями в зародыше

Критерии оценки:

 Верно указывает все признаки класса и все признаки семейства-(3 балла)

Указывает 5-7 признаков из 8 (2 балла)

Указывает менее 3-4х признаков (1б)

Указывает менее 4х признаков (0баллов)

2

предметные

Составлять систематическую характеристику растения

Цель: Применение знаний

Содержание: Составь систематическую характеристику растения, начиная с наименьшего таксона

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/20/s_5a12f48492ff9/748878_1.jpeg

Критерии оценки: 

Систематическая характеристика составлена верно -3 балла

Систематическая характеристика содержит 1 ошибку – 2 балла

Систематическая характеристика содержит 2 ошибки – 1 балл

Систематическая характеристика содержит более 2х ошибок – 0 баллов

3

предметные

Сравнивать натуральные объекты по систематическим признакам

Цель: Анализ

Содержание: Определите к одному или к разным семействам относятся эти растения. Определите названия семейств. Ответ аргументируйте

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/20/s_5a12f48492ff9/748878_2.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/20/s_5a12f48492ff9/748878_3.jpeg

Критерии оценки: Ответ полный содержит все критериальные элементы – 3 балла

Ответ полный с 1, 2 не грубыми ошибками – 2 балла

Ответ не полный или допущена 1 фактическая ошибка - 1 балл

Ответ не верный или содержит 2 и более фактические ошибки – 0 баллов

4

метапредметные

классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Цель: отнести предмет к группе на основе заданного признака.

Содержание: Прочтите текст и выполните три задания

Бактерии —  одни из самых древних обитателей Земли, они живут уже более трёх миллиардов лет. Эти микроорганизмы состоят всего из одной клетки, и увидеть их можно только в микроскоп. В переводе с греческого «бактерия» означает «палочка».

Но на самом деле эти организмы бывают очень разнообразными по форме: шаровидные (кокки) — в виде цепочки шаров (стрептококки — рис. 1) или в виде гроздей (стафилококки — рис. 2), палочковидные (бациллы — рис. 3), изогнутые (вибрионы — рис. 4), спиральные (спириллы — рис. 5)

http://biologiya.net/wp-content/uploads/2010/09/pict33.jpg

 Рис. 1                    Рис.2              Рис.3                 Рис.4                  Рис. 5

Среди бактерий есть много паразитов, которые могут вызвать опасные заболевания, такие, как дизентерия, туберкулёз, чума, холера и многие другие. Попадая в организм

человека, бактерии паразиты находят условия, подходящие для размножения и питания, —  таким образом, может возникнуть определённая болезнь. Но существует много и

бактерий помощников.  Так, при жизнедеятельности почвенных бактерий образуется перегной, который представляет собой раз  ложившиеся остатки растений и животных и   содержит все необходимые для жизни растений вещества. В кишечнике многих животных и человека обитают бактерии, которые помогают переваривать потребляемую организмом пищу.

 Без бактерий невозможно получить кефир, творог, сметану, сыр и другие молочнокислые продукты. При изготовлении этих продуктов в молоко помещают специальные молочнокислые бактерии. В результате деятельности микроорганизмов происходит процесс брожения молока и в нём образуется молочная кислота.

Лучше всего молочнокислые бактерии развиваются при температуре 25—40 °С. Рост бактерий в молоке и молочных продуктах замедляется при температуре ниже 10 °С, а при

температуре 3—4 °С их жизнедеятельность практически полностью прекращается. Примерно такая же зависимость активности жизнедеятельности от температуры наблюдается и у многих других бактерий. (3)

Задание 1

Название бактерий обычно связано с их формой. Опираясь на текст, установи соответствие между фотографией бактерии и её названием. Запиши в ответ выбранную букву рядом с   соответствующей цифрой.

ФОТОГРАФИЯ БАКТЕРИИ

НАЗВАНИЕ БАКТЕРИИ

                    1

А. холерный вибрион

Б. бацилла столбняка

В. туберкулёзная палочка

Г. стафилококк золотистый

2

Ответ:

1.

2.

Критерии оценки: Ответ верный – 2 балла, 1 ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0 баллов.

5

метапредметные

Цель: отнести предмет к группе на основе заданного признака.

Содержание: в тексте «Царство бактерий» рассказывается о разных бактериях. На какие две группы автор текста делит бактерии? Дополни приведённую ниже схему, записав названия этих групп. Какую роль играют бактерии каждой из этих групп в природе или в жизни человека? Приведи по одному примеру для каждой из групп и запиши после слов «Роль бактерий».

         

Критерии оценки: Приведены примеры групп без ошибок-2 балла, определена роль для каждой группы-2 балла, всего-4 балла. Одна ошибка – 3 балла, две ошибки – 2 балла, три ошибки -1 балл, четыре – 0 баллов.

6

метапредметные

Сравнение - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции. (1)  

Цель: выбор существенных признаков для сравнения.

Содержание: Сравните рисунки 1-5. Какие бактерии могут самостоятельно передвигаться, какие приспособления у них должны быть.

Критерии оценки: обе позиции указаны правильно – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две ошибки – 0 баллов.

7

метапредметные

Сериация -выстраивание объектов в порядке закономерности (н-р, возрастания или убывания какого-либо признака).

Цель: расположение объектов, упорядоченных по определенному признаку.

Содержание: Назовите признак(и), по которым определена последовательность.

resD3A16891-191D-4601-8264-AC016CA6A025m00028iA3161ik_509

Критерии оценки: Правильно определен признак-1 балл, неправильно – 0 баллов.

8

личностные

Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.

Цель: оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами)

Содержание: Демонстрирую рисунки

https://open-lesson.net/uploads/files/2015-12/4_27.png

Задаю вопросы:

- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

Критерии оценки: За каждый правильный ответ – 1 балл.

9

личностные

Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

Цель: оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами)

Содержание: Я демонстрирую свежее яблоко и счищаю с него кожуру.

- Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

Критерии оценки: За каждый правильный ответ – 1 балл.

10

личностные

использование проектной деятельности, творческих и практических заданий.

Цель: освоение общекультурного наследия России, чувство гордости за свою страну.

Содержание: Прочитайте текст.

Роль И. П. Павлова в нервной регуляции пищеварения.

Нервная регуляция пищеварения происходит рефлекторно. Это удалось установить с помощью фистульной методике, усовершенствованной И. П. Павловым. За работу по изучению пищеварения он получил Нобелевскую премию.

Фистула – искусственно созданное отверстие для выведения наружу продуктов, находящихся в полостных органах или железах. Так, для того чтобы исследовать выделения слюнной железы, И. П. Павлов выводил один из ее протоков наружу и собирал слюну. Это дало возможность получить ее в чистом виде и исследовать состав. Было выяснено, что слюна выделяется как при попадании пищи в ротовую полость, так и при ее виде, но при условии, если животному знаком вкус этой пищи.

По предложению И.П. Павлова рефлексы были разделены на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы – врожденные рефлексы, свойственные всем особям данного вида. С возрастом они могут меняться, но по строго определенной программе, одинаковой для особей этого вида. Безусловные рефлексы – это реакция на жизненно важные события: пищу, опасность, боль и т. д.

Условные рефлексы- это рефлексы, приобретенные в течении жизни. Они дают возможность организму приспособиться к меняющимся условиям, накапливать жизненный опыт.

Опыты по фистульной методике показали, что раздражение вкусовых рецепторов вызывает секрецию не только слюны, но и желудочного сока. Поэтому пища, смешанная со слюной, попадает не в пустой желудок, а в желудок уже подготовленный к ее приему, то есть наполненный пищеварительным соком. Это было показано И. П. Павловым в опытах с мнимым кормлением. Собаке перерезали пищевод и оба конца выводили наружу. Когда животное ело, пища вываливалась из отверстия в пищеводе. Содержимое желудка выводилось наружу с помощью фистулы. Несмотря на то что в желудок пища не попадала, секреция желудочного сока все равно в нем происходила. Более того, если собака была голодна, то любой сигнал, связанный с едой, вызывал как отделение слюны, так и отделение желудочного сока. Это условно-рефлекторное отделение желудочного сока И. П. Павлов назвал аппетитным соком.

Когда же пища попадает в желудок и растягивает его, пищевое возбуждение завершается и сменяется ощущением насыщения. Оно наступает раньше, чем пища всосется и кровь обогатится питательными веществами. Следовательно, существует тормозной рефлекс на наполнение желудка, предохраняющий от переедания.

А) Как вы думаете, какие качества личности помогли И. П. Павлову стать лауреатом Нобелевской премии?

Б) Составьте список качеств, которыми, на ваш взгляд, должен обладать человек, серьезно занимающийся наукой.

Критерии оценки: За каждый правильный ответ – 1 балл.



Предварительный просмотр:

Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) и распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов

Проведите анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной Вами теме, а также распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.

Тема: «Признаки растений» 6 класс

Распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов:

Вид метапредметного результата

Учебные задания

1

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.

Познавательные УУД: умение обобщать

Задание №1

Известно, что костяника – многолетнее травянистое теневыносливое растение.hello_html_m63e51e58.jpg

Выберите из приведённого ниже списка утверждения, которые описывают данные признаки этого растения и обведите соответствующие номера.

1. Костяникой любят лакомиться птицы и мелкие животные.

2. Растение имеет одревесневший ствол и мощную корневую систему.

3. У костяники прямой зеленый стебель, тройчатые листья и белые цветки.

4. В первый год растение образует розетку листьев. На следующий год на зеленых стеблях образуются цветки, а затем семена, после чего растение погибает.

5. Лучше всего растёт в лиственных и сосновых лесах под плотными кронами деревьев.

6. В народной медицине отвар листьев и стеблей применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

7. В первый год после прорастания семян образуется только розетка листьев. В последующие годы растение цветёт, образует плоды и семена. На зиму надземная часть отмирает, а весной листья отрастают вновь.

8. Встречается на открытых солнечных местах по опушкам и на лугах.

Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.

2

Умение анализировать – это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части.

Анализ – процедура мысленного и реального расчленения предмета, явления, процесса, а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

Познавательные УУД: умение анализировать

Задание №2

Дайте развернутый ответ на вопрос

Почему клетку считают живой системой?

Какую роль в жизни клетки играет обмен веществ?

По каким признакам ученые относят организм к одному виду?

По каким признакам растений объединяют в одно царство?

3

Сериация - выстраивание объектов в порядке закономерности (н-р, возрастания или убывания какого-либо признака).

Познавательные УУД: расположение объектов, упорядоченных по определенному признаку.

Задание №3

Выберите правильную последовательность систематических категорий.

Вид, подцарство, семейство, отдел, род, порядок, подвид, класс, царство.

Критерии качества проведенного Вами анализа, по которым преподаватель оценивает Вашу работу: обоснованность / необоснованность заключений о соответствии / несоответствии содержании учебного материала и методического аппарата УМК требованиям ПРП.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: