Задания олимпиадного курса

Поцелуева Оксана Анатольевна

Биология – это живой, яркий и занимательный мир. На заре биологической науки ученые, в основном, использовали описательные методы. Это сформировало некое представление, что работа ученого-биолога – сплошная однообразная рутина. Но благодаря современным технологиям, биология достигла такого прогресса, что сегодня ее точно не назовешь скучной! А каждый новый день в лаборатории не похож на предыдущий. Кроме того, инновационные исследования требуют от биологов не только аналитических навыков, но и умения решать серьезные математические задачи.

Олимпиада по Биологии  – это отличный шанс для школьников погрузиться в увлекательный мир биологических наук, познакомиться с «олимпиадным» форматом, проверить свои знания и получить новые и, возможно, определиться с выбором будущей профессии.
На данной странице вы можете ознакомиться с заданиями олимпиады по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

                     БИОЛОГИЯ - 6 КЛАСС

                                                                                 (предмет)

ПИН

Максимальное количество баллов —  40

Итоговая сумма

баллов (за все туры)

Процент выполнения

(от максим.балла)

         Подписи членов жюри

        (проверявших работу)

        Время выполнения 60 минут

Задание 1Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Сезонные явления в жизни организмов изучает
А) Биология
Б) Фенология
В) Ботаника
Г) Экология

2. Споры бактерий – это приспособление
А) К питанию
Б) Размножению
В) Дыханию
Г) Перенесению неблагоприятных условий

3. Участки стебля, на которых развиваются листья, называются
А) Пазухи
Б) Узлы
В) Междоузлия
Г) Рубцы

4. Главными частями цветка являются
А) Лепестки и венчик
Б) Тычинки и пестики
В) Чашелистики и лепестки
Г) Цветоножка и цветоложе

5. Водоросль в составе лишайника обеспечивает его
А) Только органическими веществами
Б) Органическими веществами и солями
В) Органическими веществами и водой
Г) Минеральными солями и водой

6. Передвижение веществ в растении обеспечивает:
А) Покровная ткань
Б) Образовательная ткань
В) Проводящая ткань
Г) Фотосинтезирующая ткань

7. Хлоропласты есть в клетках:
А) Листа земляники
Б) Корня земляники
В) Кожи лягушки
Г) Бактерии, вызывающей чуму

8. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что

А) его нити погибают и загнивают

Б) с возрастом в нитях грибницы образуются защитные вещества черного цвета

В) в его нитях накапливаются вредные продукты жизнедеятельности

Г) в его головках образуются споры

9. Плоды отсутствуют у

А) томата

Б) мака

В) пшеницы

Г) сосны

10. Споры какого растения используют в металлургии, пиротехнике, медицине?

А) папоротника мужского

Б) кукушкина льна

В) плауна булавовидного

Г) хвоща полевого

Задание 2

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Ответы обозначьте знаком «+» или «-».

1. Каждая клетка растительного организма имеет плотную сплошную оболочку.

2. Внутри любой клетки находится бесцветное вещество – цитоплазма.

3. В большинстве растительных клеток присутствуют полости – вакуоли, заполненные клеточным соком.

4. Пластиды – это мелкие органоиды, которые могут быть зелеными, оранжевыми, желтыми и бесцветными.

5. Между клетками находится межклеточное вещество, при его разрушении клетки разъединяются.

6. Клетки некоторых частей растений могут делиться. В результате деления и роста клеток растения растут.

7. Хромосомы передают наследственные признаки клетки.

8. Покровные ткани обеспечивают прочность растения.

9. Покровные ткани образованы только мертвыми клетками.

10. Клетки механических тканей имеют утолщенную оболочку.

 Задание 3

Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 11 баллов (1 балл за каждый правильный ответ).  Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями задания.

  1. Соотнесите данные грибы к соответствующим группам

Грибы:

Группы грибов:

1) дрожжи;

А) съедобные шляпочные грибы;

2) пеницилл, мукор;

Б) ядовитые шляпочные грибы;

3) рыжик, подосиновик;

В) дрожжевые грибы;

4) трутовик, спорынья;

Г) плесневые грибы;

5) бледная поганка, мухомор.

           Д) грибы – паразиты.

  1. Установите соответствие между отделом растений и его представителями:

Представители:

Отделы:

  1. А. Сосна обыкновенная

1. Покрытосеменные

  1. Б. Берёза бородавчатая

2. Голосеменные

  1. В. Можжевельник

  1. Г. Липа сердцевидная

  1. Д. Лиственница сибирская

Е. Тополь дрожащий

Задание 4. 

Вам предлагается вопрос, на которые необходимо дать полный, развернутый ответ. За каждый правильный ответ – 3 балла. (Всего 9 баллов)

1.Во Время Великой Отечественной войны партизаны в качестве перевязочного материала использовали сфагнум. Объясните этот факт.

2. Как - то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный, - последовал ответ.

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- По вине самой природы.

- Вы мне за природу не прячьтесь. За гибель леса отвечать будете вы…

Из каких деревьев состояла тайга? Какой особенности этих деревьев не знал ревизор?

3.В ботаническом саду этикетки на деревьях привязаны с помощью проволоки (но свободно!) на высоте 1,3 м от земли. Дерево растет в высоту по 30 см в год. На какой высоте окажется этикетка через три года? Почему этикетки на деревьях привязаны свободно?


Матрица ответов

Задание 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Да»

«Нет»

Задание 3

1

1

2

3

4

5

2

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 4

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Матрица ответов (Всего за все задания – 40 баллов)

Задание 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

Г

Б

Б

А

В

А

Г

Г

В

Задание 2

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Да»

+

+

+

+

+

+

+

«Нет»

+

+

+

Задание 3

1

1

2

3

4

5

В

Г

А

Д

Б

2

1

2

3

4

5

6

2

1

2

1

2

1

Задание 4

1).1. Сфагновый мох содержит полые и незакрытые клетки, благодаря которым он может впитывать кровь и гной, а рану оставлять сухой. 2. Важными свойствами является то, что сфагнум обладает антибактериальными, дезинфицирующими, противогрибковыми свойствами.

2). Лиственница, единственное листопадное растение среди хвойных деревьев.

3). Высота останется прежней – 1.3 метра, так как растения имеют верхушечный рост.

Растение растет в толщину, поэтому этикетка должна быть привязана свободно.  



Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

                              БИОЛОГИЯ - 7 КЛАСС

                                                                                              (предмет)

ПИН

Максимальное количество баллов —  41

Итоговая сумма

баллов (за все туры)

Процент выполнения

(от максим.балла)

         Подписи членов жюри

        (проверявших работу)

Время выполнения 60 минут

Задание 1

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Ученый, изучающий строение и жизнедеятельность бактерий, - это

А) микробиолог

Б) паразитолог

В) эпидемиолог

Г) гельминтолог

2. Какая клеточная структура по своей функции напоминает таможню в современном государстве?

А) клеточная мембрана

Б) цитоплазма

В) вакуоль

Г) ядро

3. Что содержится в черных шариках на концах длинных ответвлений у гриба мукора?

А) питательные вещества

Б) вода с минеральными солями

В) микроскопические семена

Г) микроскопические споры

4. Липа отличается от жука:

А) способностью к росту

Б) способом питания

В) отсутствием покровной ткани

Г) неклеточным строением

5. Что вы разгрызаете в первую очередь, когда грызете семечки?

А) околоплодник

Б) семя

В) эндосперм

Г) зародыш

6. В клетках грибов нельзя обнаружить:
А) вакуоли
Б) митохондрии
В) пластиды
Г) рибосомы

7. Ягель – это лишайник

а) кустистый

б) накипной

в) листовой

г) нитевидный

8. Спирогира – это:

а) гриб

б) одноклеточный организм

в) водоросль

г) лишайник

9. На рисунке изображено строение шляпочного

гриба. Обозначение 1 соответствует:

а) шляпке https://fhd.multiurok.ru/2/a/5/2a568bc948ea6d50690ba29cc5812b846bcc06b6/shkol-naia-olimpiada-po-biologhii-7-klassa-s-otvietami_1.png

б) микоризе

в) мицелию

г) ножке

10.  В процессе дыхания семена потребляют:

а) углекислый газ

б) кислород, воду и тепло

в) кислород

г) углекислый газ и воду

Задание 2

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждый правильный ответ). Ответы обозначьте знаком «+» или «-».

1. Покрытосеменные имеют орган семенного размножения – цветок.

2. Семя состоит из кожуры и зародыша и содержит запас питательных веществ.

3. Зародыш образован семядолями, почечкой, стебельком и зародышевым корешком.

4. Придаточные корни могут образовываться на стеблях и листьях растений.

5. Кончик корня покрыт корневым чехликом, который образован покровной тканью.

6. Корневые волоски всасывают воду с растворенными в ней органическими веществами.

7. Листорасположение бывает – очередное, супротивное и спиральное.

8. У всех растений листья к стеблю прикрепляются черешком, у основания которого развиваются прилистники.

9. Восковой налет, опушение, небольшое число устьиц характерно для листьев растений, произрастающих во влажных условиях.

10. Цветок – это видоизмененный укороченный побег, который развивается из почки.

Задание 3

Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12 баллов (1 балл за каждый правильный ответ).  Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями задания.

  1. Установите соответствие между строением цветка и способом его опыления

Строение цветка

Способ опыления

А. Яркий крупный венчик

1.Ветром

Б. Цветение и опыление происходит чаще до появления листьев

   2.Насекомыми

В. В цветках имеются нектарники

Г. Пестик с пушистым рыльцем

Д. Тычинки на длинных тычиночных нитях

Е. Цветки имеют запах

2.Установите соответствие между растением и систематической группой: 

Растения

Систематическая группа

А. Картофель

1.Хвойные

Б. Чеснок

2.Пасленовые

В. Шиповник

3.Злаковые

Г. Акация

4.Лилейные

Д. Овес

5.Бобовые

Е. Кипарис

6.Розоцветные

Задание 4. 

Вам предлагается вопрос, на которые необходимо дать полный, развернутый ответ. За каждый правильный ответ – 3 балла. (Всего 9 баллов)

1.Издавна крестьяне в России заготовляли березовый сок, ивовые прутья, лыко с липы, бересту, смолу сосны (живицу). По степени нанесенного деревьям ущерба разделите эти промыслы на группы.

2.Почему посещение людьми парков и пригородных лесов пагубно сказывается на состоянии древостоя, даже если люди не наносят деревьям прямого вреда?

3.Однажды к Луи Пастеру пришел незнакомец и представился секундантом некоего графа, которому показалось, будто ученый оскорбил его. Граф требовал удовлетворения. Пастер спокойно выслушал секунданта и сказал: «Раз меня вызывают на дуэль, я имею право выбрать оружие. Вот две колбы: в одно возбудитель холеры, в другой чистая вода. Если человек, приславший вас, согласится выпить содержимое одной из них, я выпью из другой колбы». Как вы думаете, состоялась ли дуэль? Как можно назвать такой вид оружия?



Матрица ответов

Задание 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание 2

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Да»

«Нет»

Задание 3

1

1

2

3

4

5

6

2

1

2

3

4

5

6

Задание 4

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Матрица ответов (Всего за все задания 41 балл)

Задание 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

А

Г

Б

А

В

А

В

В

В

Задание 2

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Да»

+

+

+

+

+

+

«Нет»

+

+

+

+

Задание 3

1

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

2

1

1

2

2

А

Б

В

Г

Д

Е

2

4

6

5

3

1

Задание 4

1. По степени нанесенного деревьям ущерба эти промыслы можно разделить на 3 группы:

1. Минимальный вред. Для заготовления ивовых прутьев срезаются ветви прошлого года (более старые слишком толсты), которые легко возобновляются. Кроме того, ива стремительно размножается как вегетативно, так и семенами. Так что резко уменьшить количество ивовых деревьев в природе достаточно сложно.

2. Ущерб «средней тяжести». При заготовлении березового сока и живицы деревьям наносится ощутимый вред, поскольку через надрезы в коре легко проникают споры патогенных грибов. Для того, чтобы уменьшить ущерб, нужно правильно организовать действия по сбору березового сока и живицы.

3. Наибольший вред. При снятии коры с березы и липы полностью прерывается ток органических веществ, и дерево может погибнуть. В результате таких действий уничтожается подрост, вследствие чего нарушается возобновление леса.

  1. 1) массовое посещение людьми парков и лесов приводит к уплотнению почвы, нарушению нормальной жизнедеятельности корней (нарушается водно-воздушный режим); 2) вытаптываются молодые деревья, уничтожаются микоризные грибы.

3. Дуэль не состоялась, оружие – бактериологическое.



Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

БИОЛОГИЯ - 8 КЛАСС

                                                                                (предмет)

ПИН

Максимальное количество баллов —  40

Итоговая сумма

баллов (за все туры)

Процент выполнения

(от максим.балла)

         Подписи членов жюри

        (проверявших работу)

Время выполнения 60 минут

         Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 4 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе ответов.

          Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Часть 1. Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.

  1.  Как называется наука, изучающая закономерности исторического развития органического мира:

А)    экология              Б)  систематика         В)     эволюционное учение         Г)  цитология

  1.  Первую систематическую сводку животных «Лестницу существ» составил:

А)  А.ван Левенгук                     В)  К.Линней

Б)  Аристотель                             Г)  Ч.Дарвин

  1.  Все организмы, обитающие на планете Земля, имеют

А)  одинаковое строение                   В)  одинаковый химический состав

Б)  одинаковый генетический код    Г) одни и те же органоиды в клетках

  1. Укажите правильный перечень процессов и явлений, характерных только для растений:

А)  фотосинтез, активное перемещение в пространстве, дыхание

Б)  кровообращение, выделение, спорообразование

В)  дыхание, фотосинтез, испарение

Г)  половое размножение, паразитизм, активное передвижение

  5. Формула цветка ↑О(2)+2Т3П1 характерна для семейства: 

А) пасленовых;   Б) злаковых; В) лилейных;  Г) мотыльковых (бобовых).

6. Какие растения относятся к отделу Мохообразные?

А)  обитающие во влажных местах и размножающиеся семенами                        

Б)  листостебельные, не имеющие корней, размножающиеся спорами

В)  все растения влажных мест обитания                            

Г)  все травянистые растения

7. Плод киви - это:

А) ягода; Б) тыквина. В) многокостянка; Г) многосемянная коробочка.

8. Какой агроприем улучшает снабжение корней культурных растений кислородом? 

А)   прореживание посевов               В)  подкормка минеральными удобрениями

Б)  прополка сорняков                       Г)  рыхление почвы

  1. У бактерий при наступлении неблагоприятных условий жизни

А)    усиливаются процессы жизнедеятельности         В) образуются споры        

Б)    полностью прекращается дыхание                        Г)  образуются гаметы  

  1. Для представителей какого отдела растений характерно двойное оплодотворение?

А) папоротниковидные     Б) покрытосеменные     В) моховидные     Г) голосеменные

            11. Какой признак у человека считают атавизмом

А) мышцы ушной раковины

Б) наличие аппендикса кишечнике

В) сплошной волосяной покров на лице 

Г)  остатки мигательной перепонки

  1. В каком органе тела человека обитают взрослые особи человеческой аскариды?

А)  кишечнике               Б)  желудке           В)   легких           Г) спинно-мозговом канале

  1.   Какие животные типа Хордовые имеют наружное ухо?

А)   пресмыкающиеся            Б) земноводные        В)  птицы          Г) млекопитающие

  1.   Рудиментом у человека является?

А)  многососковость  

Б)    хвост                  

В)  копчик

Г)  всё перечисленное

  1.  Какая особенность строения черепа человека является приспособление к речи?

А)  скошенный лоб                       В) наличие выступающего подбородка

Б) развитые надбровные дуги      Г)  мозговая часть черепа преобладает над лицевой

  1.   Между биологическими объектами и их классификацией существует определенная связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведенной таблице?

Объект

Классификация

Инфузория туфелька

Простейшие

Белая планария

?

А) круглые черви                                В)  многощетинковые кольчатые черви

Б) плоские черви                                 Г)  малощетинковые кольчатые черви

  1. Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?

А)  сформировались своды                   В)  большой палец приобрел подвижность

Б) срослись кости предплюсны            Г)  сократилось количество фаланг пальцев

  1.  Какой орган входит в состав пищеварительной системы?

А)  почка         Б)  аорта           В)  трахея           Г)  печень

  1.   Какой витамин синтезируется в организме человека под действие солнца?

А)  А                 Б) В                В) С               Г)  D

  1.   Что из перечисленного является примером природного сообщества?

А)  березовая роща                           В)  отдельная береза в лесу

Б)  березы и ели в лесу                     Г) крона березы

Часть 2. Задание в виде суждений, с каждым их которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

  1.  При увеличении плавательного пузыря рыба становится легче и всплывает вверх.
  2.  Кровь  – это один из видов соединительной ткани.
  3.   Влияние температуры на растения – пример действия биотического фактора.
  4.   Продуценты выполняют функцию создания органических веществ из неорганических
  5.  Малярийный плазмодий относится к типу споровиков .

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие  к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

 3.1. Установите соответствие между признаком растения и группой растений.

Признак

Группа растений

 А) не имеют тканей

 Б) не имеют органов

 В) имеют коробочки со спорами

 Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки

 Д) спорофит развивается на гаметофите

 Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

 1. моховидные

 2. зеленые водоросли

3.2.  Установите соответствие между классами животных и их признаками.

Признак

Классы животных

 А) головогрудь и брюшко

Б) выделительная система — антеннальные железы

В) органы дыхания — трахеи

Г) органы дыхания — жабры

Д) три пары ходильных конечностей

Е) голова, грудь и брюшко

 1) Ракообразные

2) Насекомые

Часть 4. Среди растений пустынь есть растения поглощающие воду круглый год, и растения, поглощающие воду только во влажный сезон. Какими особенностями строения  должны обладать растения каждой из этих групп?



Предварительный просмотр:

Ключи 8 класс

Часть 1. (20 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

в

б

в

в

б

б

а

г

в

б

11-20

в

а

г

в

в

б

а

г

г

а

Часть 2. (5 баллов)

1

2

3

4

5

«да»

+

+

+

+

«нет»

+

Часть 3. (12 балла)

3.1. (6 баллов)

Признак

А

Б

В

Г

Д

Е

Группа растений

1

1

2

2

2

1

3.2. (6 баллов)

Признак

А

Б

В

Г

Д

Е

Класс животных

1

1

2

1

2

2

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво. (3 балла)

  1. Растения, поглощающие воду только во влажный сезон, должны иметь  запасающие органы  и приспособления, позволяющие экономить воду. Примером являются кактусы с их стеблями и листьями – иголками, восковым налетом на листьях и опушениями.
  2. Растения, поглощающие воду круглый год, должны иметь длинные корни и приспособления к экономному испарению воды. Пример: саксаул, верблюжья колючка с их небольшими листьями и глубоко уходящими в почву корнями. Или сокращение вегетационного цикла, например у маков, цветущих и отмирающих весной.



Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

(Максимальное количество баллов: 31)

Часть  I.  Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать  –  10

(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее

полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.Водоросли, наиболее приспособленные к фотосинтезу на большой глубине:

а) красные;     б) зеленые;      в) бурые;   г) золотистые.

2. К грибам относятся:

А) плесени и дрожжи;  Б) Возбудители гриппа и СПИДа ;   В) возбудители туберкулеза и холеры;

Г) хлорелла и хламидомонада.

3. Для живых организмов в отличие от неживых тел природы характерно:

А) уменьшение массы; Б) дыхание; В) изменение окраски; Г) разрушение.

4. Лишайники не растут в промышленных городах, потому что :

А) в городах нет грибов Б) в городах нет водорослей   В) в городах загрязнен воздух.

Г) в городах нет почвы для роста лишайника

5.  Антибиотики готовят из:

А) мукора   Б) дрожжей  В) спорыньи   Г) пеницилла.

6. По строению шляпки выделяют грибы:

 а) пластинчатые и трубчатые; б) губчатые и нитчатые; в) конусовидные и блюдцевидные

7. Пластинчатыми грибами являются:

 а) сыроежки; б) маслята; в) моховики; г) подосиновики.

8. Бактерии могут вызывать различные заболевания человека, в том числе:

 а) грипп; б) ангину, холеру, туберкулёз; в) переломы костей, растяжение мышц,  г)повреждение суставов.

9.  Растения в отличие от животных:

а) растут до определенного возраста б) способны активно передвигаться

в) используют органические вещества, образующиеся в их организме из неорганических веществ   г) питаются готовыми органическими веществами.

10. Зеленые пластиды носят название

а) Хлоропласты   б) Хромопласты  в) Лейкопласты  г) Хромосомы

Часть  II.  Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать  –  10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите  в матрице

ответов.

 

1.Если оборвать (обрезать) кончик главного корня :

I.Корень погибнет;

II.Все растение погибнет;

III.Рост корня в длину прекратиться;

IV.Растение выживет, но будет слабым;

V.Начнут расти боковые и придаточные корни.

а) III, IV,V

б) III, V

в) I,IV, V

г) II, IV, V.

2.Листопад - это:

I. Приспособление растений к недостатку влаги,

II.Удаление вредных веществ;

III.Осеннее явление в жизни растений;

IV.Процесс питания.

 

а) I,II, IV

б) I, III, V

в) II, IV, V

г) I,II,III.

3.Жизнь на Земле невозможна без растений, так как они:

I.Живые организмы;

II.Дышат, питаются, растут, размножаются;

III.Выделяют кислород;

IV.Образуют на свету органические вещества.

а) I, II,

б) III, I, II,

в) I, II, III, IV

г) III, IV

4.Выращивая капусту, следует помнить, в каких условиях произрастали её дикие предки:

I.Влажная, богатая питательными веществами почва;

II.Тепло;

III.Низкие температуры;

IV.Недостаток влаги;

 

а) I, II,

б) II, III,

в) I, II, IV

г) II, IV

 

 

     5.   Из семян подсолнечника получают:

I. Растительное масло ;

II.Крахмал;

III. Халву;

IV. Сливочное масло;

 

а) I,II,

б)II, IV

в) II, III

г) I, III

Часть 3.  Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать  –  5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Ответы обозначьте знаком «+»

1.Многоклеточные организмы отличаются от одноклеточных тем, что у них есть органы.

2. Система увеличительных стекол микроскопа в верхнем конце тубуса называется объектив.

3. Все живые клетки растений содержат пластиды.

4. Оболочка клеток большинства грибов содержит целлюлозу.

5. Клетки некоторых частей растений могут делиться. В результате деления и роста клеток растения растут.

 

ЗАДАНИЕ 4. Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –  Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями задания.

Установите соответствие между особенностью строения и функцией ткани и их видом.

ФУНКЦИИ                                                                                     ВИДЫ ТКАНЕЙ

 1.Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток.       А. Покровная ткань

 2. Имеются устьица и чечевички.                                              Б. Проводящая ткань.

3. Образованы клетками удлинённой формы.

4.Обеспечивают защиту растения от воздействий окружающей среды.

5.Осуществляют газообмен и испарение воды.

6. Включают сосуды и ситовидные трубки.

Матрица ответов

ФАМИЛИЯ________________________

ИМЯ_________________________________

КЛАСС________________________

   

ЧАСТЬ 1.  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

а

б

в

г

а

а

б

в

а

ЧАСТЬ 2.

1

2

3

4

5

б

г

г

а

г

ЧАСТЬ 3

вопросы

1

2

3

4

5

«ДА»

+

НЕТ»

+

+

+

+

ЧАСТЬ 4.

1

2

3

4

5

6

А

А

Б

А

А

Б

Матрица ответов

ФАМИЛИЯ________________________

ИМЯ_________________________________

КЛАСС________________________

   

ЧАСТЬ 1.  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ЧАСТЬ 2.

1

2

3

4

5

ЧАСТЬ 3 (знак «+»)

вопросы

1

2

3

4

5

«ДА»

НЕТ»

ЧАСТЬ 4.

1

2

3

4

5

6



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
5 класс.

Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!

Задание 1.
Задание включает 20 вопросов. К каждому из них предложено по 3 варианта ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным. Ответы занесите в матрицу для ответов. Максимальное количество баллов – 20.

  1. На Земле жизнь зародилась

А. В океане

Б. На суше

В. В океане и на суше одновременно

  1. Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, свойственно

А. Движение

Б. Раздражимость

В. Рост        

  1. Какой признак живой природы изображен на рисунке

А. Рост

Б. Развитие

В. Размножение      

  1. Основной источник энергии, необходимый для жизнедеятельности клетки?

А. Белки

Б. Углеводы

В. Жиры    

  1. Для какой группы живых существ характерно подобное строение клетки?

А. Растения

Б. Животные

В. Бактерии

  1. Хлоропласты есть в клетках

А. Корня моркови

Б. Гриба-трутовика

В. Листа красного перца

  1. Тубус микроскопа прикреплен к

А. Окуляру

Б. Штативу

В. Предметному столику  

  1. Отдельным царством являются

А. Водоросли

Б. Лишайники

В. Грибы    

  1. Почему подберезовики часто можно найти в березовом лесу?

А. В березовом лесу много света

Б. Подберезовики с корнями берез образуют микоризу (грибокорень)

В. У подберезовиков в березовом лесу нет конкурентов  

  1. Несъедобный гриб?

А. бледная поганка

Б. опенок

В. сыроежка

  1. Выберите из предложенного перечня название среды обитания:

А. Лес

Б. Болото

В. Почва    

  1. Помимо воды корень всасывает из почвы

А. Органические вещества

Б. Минеральные вещества

В. Частички почвы

  1. Рыбы приспособлены к водной среде обитания, так как

А. Парные конечности имеют форму плавников и дышат при помощи жабр

Б. Имеют хорду

В. Имеют головной и спинной мозг  

  1. Головастик - это

А. Личинка лягушки

Б. Молодой лягушонок

В. Взрослая особь  

  1. Зимой птицам страшен голод, а не холод, так как они

А. Теплокровны и пища служит для них источником энергии

Б. Способны к полету

В. Имеют сухую кожу

  1. Плавающие, но нелетающие птицы – это…

А. Чайки

Б. Утки

В. Пингвины  

  1. Дерево как жизненная форма характерна для

А. Сирени

Б. Сосны

В. Можжевельника  

  1. Типы растительных сообществ

А. Леса, луга, болота

Б. Степи, тундра

В. Оба ответа правильные  

  1. Одно из основных значений скелета человека?

А. Помогает человеку бегать

Б. Помогает расти в высоту и ширину

В. Защищает внутренние органы  

  1. В результате дыхания

А. Из организма удаляется углекислый газ

Б. В организм поступает атмосферный кислород

В. Из окружающей среды поступает кислород и выделяется в окружающую среду углекислый газ

Задание 2.
Задание включает 4 вопроса на сопоставление. Индексы правильных ответов внесите в матрицу. Максимальное количество баллов – 9.

2.1. (3 балла) Установите соответствие между названием науки и объектом ее изучения.

  НАУКА

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

А) зоология

Б) микология

В) биология

Г) микробиология

В) ботаника

Д) орнитология

  1. изучает растения
  2. изучает живую природу
  3. изучает птиц
  4. изучает животных
  5. изучает грибы
  6. изучает бактерии

2.2. (3 балла) Распределите животных по средам обитания.

ЖИВОТНЫЕ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

А) лангуст

Б) крот

В) кораллы

Г) многоножка

В) панда

Д) паук-крестовик

  1. наземно-воздушная
  2. водная
  3. почвенная

2.3. (1,5 балла) Для данных природных зон укажите соответствующие им природные сообщества.

  ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА

А) тундра

Б) степь

В) тайга

  1. хвойные деревья, мхи, черничники, лишайники
  2. карликовые деревья, клюква, мхи, олений мох
  3. ковыль, злаки, осока

2.4. (1,5 балла) Установите соответствие между объектами и приборами, с помощью которых их удобнее исследовать.

     

  ПРИБОР

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

А) ручная лупа

Б) световой микроскоп

В) электронный микроскоп

  1. мякоть арбуза
  2. молекулы воды
  3. клетки листа

     

           

Задание 3.
Выберите номера правильных суждений. В матрице ответов напротив номера правильного или неправильного на ваш взгляд суждения поставьте «Х».  Максимальное количество баллов – 15.

  1. Все тела неживой природы и живые существа состоят из клеток.
  2. С помощью экспериментов можно изучать только объекты неживой природы.
  3. Клетка бактерии состоит из клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра.
  4. Капусту можно квасить благодаря жизнедеятельности молочнокислых бактерий.
  5. Дрожжи – одноклеточные грибы.
  6. На Земле существует три среды жизни: наземно-воздушная, водная и почвенная.
  7.    Все хвойные деревья и кустарники вечнозеленые.
  8. Дыхание в листьях растений происходит круглосуточно.
  9. Из почвы растение получает воду, сахар и минеральные вещества.
  10. Планктон – это организмы, активно плавающие в толще воды.
  11. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и звери – это позвоночные животные.
  12. Тропический лес – самое бедное видами природное сообщество.
  13. Биологическое разнообразие – это разнообразие домашних животных.
  14. Современные обезьяны – предки человека.
  15. Все живущие сейчас на Земле люди относятся к одному виду – человек разумный.


Задание 4.

Задание включает 3 вопроса, которые требуют работы с рисунком. Рассмотрите рисунок и выполните соответствующие задания. Ответы занесите в матрицу ответов. Максимальное количество баллов – 9.

4.1. (5 баллов) Исправьте ошибки, расставив живые организмы в нужном порядке (в ответе укажите правильную последовательность из цифр.)

4.2. (2 балла) Какие связи устанавливаются между организмами в данном ряду?

4.3. (2 балла) Как называется данная последовательность живых организмов?

Задание 5.

Рассмотрите рисунок. Распределите изображенные организмы по царствам. Ответ занесите в матрицу для ответов. Максимальное количество баллов – 12.

        

Фамилия                      

Итого баллов

Имя                              Отчество

Рейтинг

Дата рождения

Школа №                                     Класс

Матрица ответов

на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

 5 класс 2016-17 уч. год

Максимальное количество баллов - 65

Задание 1. [мах. 20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

Задание 2. [мах. 9 баллов]

Задание 2.1. [3 балла]

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 2.2. [3 балла]

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 2.3. [1,5 балла]

А

Б

В

Задание 2.4. [1,5 балла]

А

Б

В

Задание 3. [мах. 15 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

прав.

неправ.

11

12

13

14

15

прав.

неправ.

Задание 4. [мах. 9 баллов]

Задание 4.1. [5 баллов]

Задание 4.2. [2 балла]

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.3. [2 балла]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. [мах. 12 баллов]

Царства

№ рисунка

Растения

Животные

Грибы

Бактерии

Общее количество баллов за работу конкурсанта

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Итого

Проверил ___________________/____________      Перепроверил __________________/__________

Шифр

Шифр

Фамилия                      

Итого баллов

Имя                              Отчество

Рейтинг

Дата рождения

Школа №                                     Класс

Матрица ответов

на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

 5 класс 2016-17 уч. год

Максимальное количество баллов - 65

Задание 1. [мах. 20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

Задание 2. [мах. 9 баллов]

Задание 2.1. [3 балла]

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 2.2. [3 балла]

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 2.3. [1,5 балла]

А

Б

В

Задание 2.4. [1,5 балла]

А

Б

В

Задание 3. [мах. 15 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

прав.

неправ.

11

12

13

14

15

прав.

неправ.

Задание 4. [мах. 9 баллов]

Задание 4.1. [5 баллов]

Задание 4.2. [2 балла]

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.3. [2 балла]

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. [мах. 12 баллов]

Царства

№ рисунка

Растения

Животные

Грибы

Бактерии

Общее количество баллов за работу конкурсанта

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Итого

Проверил ___________________/____________      Перепроверил __________________/__________

ОТВЕТЫ

на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

5 класс 2016-17 уч. год

Максимальное количество баллов – 65

Задание 1. [мах. 20 баллов] 1 балл за каждый правильный ответ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

А

Б

Б

Б

В

В

Б

В

Б

А

11-20

В

Б

А

А

А

В

Б

А

В

В

Задание 2. [мах. 9 баллов]

Задание 2.1. [3 балла] 0,5 балла за каждое правильное сопоставление.

А

Б

В

Г

Д

Е

4

5

2

6

1

3

Задание 2.2. [3 балла] 0,5 балла за каждое правильное сопоставление.

А

Б

В

Г

Д

Е

2

3

2

3

1

1

Задание 2.3. [1,5 балла] 0,5 балла за каждое правильное сопоставление.

А

Б

В

2

3

1

Задание 2.4. [1,5 балла] 0,5 балла за каждое правильное сопоставление.

А

Б

В

1

3

2

Задание 3. [мах. 15 баллов] 1 балл за каждый правильный и неправильный ответ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

прав.

Х

Х

Х

неправ.

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

11

12

13

14

15

прав.

Х

Х

неправ.

Х

Х

Х

Задание 4. [мах. 9 баллов]

Задание 4.1. [5 баллов] 1 балл за каждое правильное место в последовательности.

5

3

2

1

4

Задание 4.2. [2 балла]

пищевые связи

Задание 4.3. [2 балла]

пищевая цепь (цепь питания)

Задание 5. [мах. 12 баллов] 1 балл за каждое правильно указанное царство организмов. 

Царства

№ рисунка

Растения

2, 8, 11

Животные

4, 6, 9, 12

Грибы

1,7, 10

Бактерии

3, 5


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

8 класс

На работу отводится 60 минут.

Часть 1.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений открыл                                       1) Г.И. Мендель;         2) И.И. Шмальгаузен;      3) А.И. Опарин;           4) С.Г. Навашин.

2. Перистое жилкование листьев характерно для растения                                               1) пырей ползучий;     2) ландыш майский;                                                                            3) крапива двудомная;      4) подорожник большой.

3. Первый антибиотик был получен из                                                                                    1) растений;              2) животных;            3) бактерий;           4) грибов.

4. Клетка, имеющая оболочку из клетчатки, принадлежит                                                1) растению         2) животному            3) грибу            4) бактерии

5. На какой стадии развития насекомые активно питаются и растут, но не размножаются                                                                                                                              1) яйца          2) личинки          3) куколки            4) взрослого насекомого

6.Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окружающей среды?

1)    Зоология                                  3) Ботаника

2)    Физиология                             4) Экология

7. Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?

1) Митохондрии                          3) Аппарат Гольджи

2) Рибосомы                                4) Ядро

8. Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, свойственно

1)Рост                                             3) Раздражимость

2) Движение                                4) Ритмичность

9. Чем является луковица тюльпана?

1)   корневищем      2)   корнеплодом       3)   сочным плодом    4) видоизмененным побегом

10. Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоема. Чем это можно объяснить?

1) Они размножаются на суше.

2)   У них лучше развиты легкие и более сухая кожа.

3)   У них короткие задние конечности и длинные передние.

4)   Они питаются наземными беспозвоночными животными.

11.  Самое большое количество видов включает класс

1)   Насекомые      2)   Хрящевые рыбы     3)   Земноводные      4)   Птицы

12. Каких древних животных считают предками земноводных?

1)    Ихтиозавров       2)    Археоптериксов     3)    Стегоцефалов      4)    Кистеперых рыб

13. В какие отношения вступают олень и лось, живущие в одном лесу?

1)   конкурентные                         3) хищник—жертва

2)   симбиотические                     4) паразитические

14. Какое животное переносит возбудителя энцефалита  

1) вошь     2) блоха     3) чесоточный клещ      4) таежный клещ

15. В каком произведении Жюля Верна подробно описывается эвкалиптовый лес

1) «Дети капитана Гранта»             2) «Таинственный остров»

3) «Пятнадцатилетний капитан»     4) «20000 лье под водой»

16. Эвглену зеленую называют переходной формой, поскольку она:

1) передвигается с помощью жгутика           2)имеет хлоропласты

3)состоит из одной клетки                              4) имеет признак растения и животного

17. Вены – это сосуды, несущие:

1) артериальную кровь         2) кровь к сердцу     3) кровь от сердца    4)венозную кровь

18. Какое животное изображено на гербе Пермского края

1) Лось        2)Орел        3) Медведь         4)Олень

19. Какое хвойное растение считают национальным символом России

1) кедр         2) сосна        3) лиственница          4) можжевельник

20. Какое растение является ядовитым

1) ольха        2) аир         3)крапива         4) белена

Часть 2.Выберите три верных ответа из шести. Запишите в ответе выбранные цифры в порядке возрастания. 1 балл за  1 правильный ответ(максимальное количество баллов -6).

21. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?

1) нарушению строения суставов верхних конечностей

2)    смещению внутренних органов

3)    нарушению функций костного мозга

4)    изменению химического - состава костей

5)    нарушению кровоснабжения органов

6)    затруднению работы сердца

22. В чем сходство покрытосеменных и голосеменных, растений?

1)    характеризуются многообразием жизненных форм

2)    размножаются семенами

3)    имеют хорошо развитые вегетативные органы

4)    способны образовывать обширные леса

5)    образуют сочные и сухие плоды опыляются насекомыми и птицами

6)    включают большое количество водных видов

Часть 3.Выполните задания на соответствие. За каждое правильное соответствие 1 балл (максимальное количество баллов -21)

23.Установите соответствие между особенностями строения и животным,

для которого они характерны.

Животное

Особенности строения

А.   Медоносная пчела        

Б.   Зеленый кузнечик

В.     Паук-крестовик

1. Дышат легкими

2. Ротовой аппарат грызуще-лижущий

3. На груди расположены четыре пары конечностей

4. Имеется две пары перепончатых крыльев

5. Ротовой аппарат грызущий

6. В цикле развития есть стадия куколки

7. Несколько пар простых глаз расположено на головогруди

8. Имеет две пары одинаковых крыльев

9. Последняя пара конечностей отличается по размеру и особенностям внешнего строения

10.Ротовой аппарат сосущий

24. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен

Признак

Отдел растений

А) двойное оплодотворение

1) Голосеменные

Б) травянистые формы растений практически не встречаются

2) Покрытосеменные

В) жизненные формы: деревья, кустарники, травы

Г) плоды с семенами

Д) у большинства листья игловидные

25. Установите соответствие между животным и государством, символом которого оно является

Государство

Животное

А)Россия

1)петух

Б)Китай

2)лев

В)Австралия

3)медведь

Г)Франция

4)кенгуру

Д)Канада

5)бобер

Е)Англия

6)панда

Часть 4

26.Напишите названия 5 басен И. Крылова, главными героями которых являются млекопитающие животные.  (1 балл за каждую басню)

Максимальное количество баллов за все задания -52.

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников по  биологии 2018

8 класс Матрица ответов

Ф.И.О.:        

№ задания

ответ

№ задания

ответ

 задания

ответ

№ задания

ответ

1

7

13

19

2

8

14

20

3

9

15

21

4

10

16

22

5

11

17

23

6

12

18

24

25

26. __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников по  биологии 2018

8 класс  Матрица ответов

Ф.И.О.:        

№ задания

ответ

№ задания

ответ

 задания

ответ

№ задания

ответ

1

7

13

19

2

8

14

20

3

9

15

21

4

10

16

22

5

11

17

23

6

12

18

24

25

26. __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________