Практикум по химии

Стадниченко Валентина Владимировна

В данном разделе размещены Инструкции по технике безопасности для учащихся при работе в кабинете химии: при проведении химических опытов, выполнении практических работ. Раздел содерижт инструкционные карты для выполнения практических работ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

Старооскольского городского округа

Согласовано:

Председатель профкома

МБОУ «СОШ №34»

_______________  Д.Н. Сальников

Протокол   № 7   от  08.06.2020 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №34» _____________Н.В.Тулинова

Приказ от 08.06.2020 г. № 385

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда для учащихся при проведении химических опытов

ИОТ-101.2020

1.Общие требования охраны труда

1.1. Данная инструкция обязательна для выполнения всеми учащимися, допущенными по состоянию здоровья, к химическим опытам.

1.2. Опасность возникновения травм:  

- при работе со спиртовками;

- при работе с горючими жидкостями;

- при работе со стеклянной посудой;

- при использовании электроплитки;

- при работе с растворами кислот и щёлочами.

1.2. Химические опыты с токсичными веществами (хлор, сероводород, фосфид, оксид  

углерода, бром, бензол, дихлорэтан, диэтиловый эфир, формалин, уксусная кислота,

аммиак) проводить только в исправном вытяжном шкафу.

1.3. В кабинете химии должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми

     медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи

     пострадавшим.

 2.Требования охраны труда перед началом занятий

2.1. Не трогать приготовленные к работе материалы и оборудование.

2.2.Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении опытов.

2.3. Получить учебное задание у учителя.

2.4. Одеть рабочую одежду по указанию учителя.

3.Требования охраны труда во время занятий

3.1.  Выполнять все действия только по указанию учителя.

3.2. Не зажигайте спиртовку одну от другой. Гасить её только колпачком.

3.3. Выполнять только опыты, определённые учебным заданием.

3.4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

3.5. Соблюдать  порядок  и дисциплину..

3.6.  Пользуйтесь электроплиткой только с закрытой нагревательной спиралью.

3.7. Перед выполнением каждого опыта, выслушайте инструктаж учителя.

3.8. При нагревании жидкостей не направляйте отверстие пробирки на себя или  соседа.

3.9. Пробирки закрепляйте надёжно в штативных держателях.

3.10. Кипячение горючих жидкостей выполняйте только на водной бане.

3.11. Пробирки нужно брать легко, не сжимая их пальцами.

3.12. Порошковые химикалии брать только пластмассовой ложечкой.

3.13. Кислотные растворы и щёлочи наливать только в стеклянную посуду.

3.14.Растворы кислот вливать в воду, но не наоборот.

3.15. Не пробовать на вкус никакие жидкости и твердые химвещества.

4.Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1.  При плохом самочувствии  сообщить об этом учителю .

4.2. Разбитое стекло убирать только щёткой и совком.  

4.3.  При получении травмы немедленно  сообщить о случившемся учителю.

4.4.  Разлитые  и рассыпанные химикалии не убирать самостоятельно.

5.Требования охраны труда по окончании занятий

5.1.Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность.

5.2. Снимите рабочую одежду.  

5.3. Не выносите из кабинета ничего без указания учителя.

5.4. Вымойте лицо и руки с мылом.

5.5. Обо всех недостатках, обнаруженных во время опытов, сообщите учителю.

Составил

специалист по охране труда                                            _________ Л.В. Жиленкова

«Согласовано»

заместитель директора                                                    _________ Т.А. Пушкарь



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

Старооскольского городского округа

Согласовано:

Председатель профкома

МБОУ «СОШ №34»

_______________  Д.Н. Сальников

Протокол   № 7   от  08.06.2020 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №34» _____________Н.В.Тулинова

Приказ от 08.06.2020 г. № 385

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при работе с кислотами и щелочами

(для учащихся и лаборантов)

ИОТ-102.2020

  1. Общие требования.
  1. К работе допускаются учащиеся, знакомые с целью работы, планом проведения работы и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
  2. Не допускается наличие на рабочем месте посторонних вещей и предметов.
  3. Не допускается наличие шарфов, других висящих частей одежды, распущенные волосы.
  4. В случае травмы необходимо сообщить об этом учителю.
  5. За нарушение техники безопасности учащиеся несут персональную ответственность.

  1. Требования безопасности перед началом работы.
  1. Обучающиеся должны получить задания и инструкции, ознакомиться с инструкциями.
  2. Проверить рабочее место на соответствие технике безопасности.
  3. Не приступать к работе без разрешения учителя.

  1. Требования безопасности во время работы.
  1. С концентрированными кислотами работают учитель или лаборант под тягой.
  2. При разбавлении серной кислоты вливать кислоту в воду, а не, наоборот, во избежание опасного разбрызгивания, пользоваться тонкостенной химической посудой.
  3. Не вливать горячие или теплые жидкости в толстостенные приборы и сосуды (например, в аппарат Киппа) и не добавлять в них серную кислоту.
  4. Во избежание ожогов полости рта, а также отравления, не брать растворы кислот и щелочей в пипетку ртом, для всасывания этих веществ следует пользоваться пипетками с ловушками или резиновой грушей.
  5. При работе с концентрированными  кислотами и щелочами следует использовать резиновые перчатки, защитные очки и другие средства защиты.
  6. Растворять щелочи следует в фарфоровой посуде, медленно добавляя к воде небольшие порции вещества при непрерывном помешивании. Твердую щелочь брать только щипцами или пинцетом.
  7. Большие куски щелочи следует раскалывать на мелкие в специально отведенном месте с применением защитных очков и перчаток.
  8. Отработанные кислоты и щелочи учащимся следует сливать  в специальную посуду и  лаборанту сливать в канализацию только после нейтрализации.
  9. Разлитые кислоты и щелочи  лаборанту необходимо немедленно засыпать песком, нейтрализовать, и только после этого производить уборку.
  10. При попадании кислоты или щелочи на кожу или одежду учащегося, необходимо сообщить об этом учителю, и затем это место необходимо промыть большим количеством воды и нейтрализовать.

  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
  1. При проливании кислот и щелочей немедленно сообщить об этом учителю.
  2. При попадании кислот и щелочей на кожу смыть большим количеством воды и нейтрализовать.
  3. При попадании кислоты внутрь выпить 4-5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида магния в воде и снова вызвать рвоту.
  4. При отравлении щелочами выпить 4-5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же 2%-ного раствора уксусной кислоты.
  5. После оказания первой медицинской помощи следует обратиться в медицинское учреждение.

  1. Требования безопасности по окончании работы.
  1. Привести в порядок рабочее место.
  2. Вымыть руки с мылом.
  3. Проветрить помещение.

Составил

специалист по охране труда                                            _________ Л.В. Жиленкова

«Согласовано»

заместитель директора                                                    _________ Т.А. Пушкарь



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

Старооскольского городского округа

Согласовано:

Председатель профкома

МБОУ «СОШ №34»

_______________  Д.Н. Сальников

Протокол   № 7   от  08.06.2020 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №34» _____________Н.В.Тулинова

Приказ от 08.06.2020 г. № 385

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда для учащихся при работе в кабинете химии

ИОТ-103.2020

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.
  2. Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии учителя; пребывание учащихся в помещении лаборантской не допускается.
  3. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.
  4. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
  5. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
  6. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками.
  7. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам техники безопасности.
  8. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраивать игры.
  9. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания.

 

II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

  1. Перед проведением экспериментальной работы каждый учащийся должен надеть халат. Халат должен быть из хлопчатобумажной ткани, застёгиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — ниже колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.
  2. При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, учащиеся должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя).
  3. Учащиеся, имеющие длинные волосы, не должны оставлять их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами и тем более — с открытым огнем.
  4. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащиеся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.
  5. Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учителя по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы. Текущий инструктаж по технике безопасности перед практической работой регистрируется, собственноручно учащимися в тетрадях для практических работ. Текущий инструктаж перед лабораторной работой не регистрируется.
  6. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут только с разрешения учителя.

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

  1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
  2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находиться на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.
  3. При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники, безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
  4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
  5. При выполнении лабораторных работ учащиеся должны точно повторять действия учителя, показывающего, как нужно правильно проводить эксперимент.
  6. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту.
  7. По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедленно прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобновление работы возможно только с разрешения учителя.
  8. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.
  9. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.
  10. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.
  11. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять неисправности.
  12. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.
  13. Во время работы учащимся запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения учителя.
  14. Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудование с незадействованных на данный момент рабочих мест.
  15. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).
  16. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.

IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

  1. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.
  2. Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место, сдать учителю или лаборанту дополнительные реактивы и оборудование, выданные в лотке, удостовериться в наличии порядка в обоих ящиках рабочего стола и закрыть их. Запрещается убирать в ящики грязную посуду, ее необходимо сдать учителю или лаборанту.
  3. По окончании лабораторной и практической работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.
  4. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.

V. АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ

При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в кабинете химии (пожар, появление посторонних запахов), не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

Составил

специалист по охране труда                                            _________ Л.В. Жиленкова

«Согласовано»

заместитель директора                                                    _________ Т.А. Пушкарь



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

Старооскольского городского округа

Согласовано:

Председатель профкома

МБОУ «СОШ №34»

_______________  Д.Н. Сальников

Протокол   № 7   от  08.06.2020 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №34» _____________Н.В.Тулинова

Приказ от 08.06.2020 г. № 385

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении лабораторных опытов

и практических занятий по химии

ИОТ-108.2020

1. Общие требования безопасности:

1.1. К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписания учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкости;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

- отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

1.4. Кабинет химии должен быть оснащен аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств  в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.

1.5. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичных средств пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.

1.6.О каждом несчастном случаи пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об  этом учителю (преподавателю).

1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных опытов и практических занятий, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности, и со всеми учащимися проводить внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.2.Изучит содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.

2.3.При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использование разъедающих растворов, подготовить защитные очки.

2.4.Подготовить к работе рабочие место, убрать все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки.

2.5.Проверить исправность оборудования, приборов целостность лабораторной посуды.

3.Требования безопасности во время работы

3.1.Соблюдать все указания учителя (преподавателя) по безопасному обращению с реактивами и растворами, порядку выполнения работы.

3.2.Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю (преподавателю) или лаборанту.

3.3.Запрещаеося самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные данной работой.

3.4.Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя (преподавателя).

3.5.Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех разливах растворов, а также о рассыпанных твердых реактивах немедленно сообщить учителю (преподавателю) лаборанту. Самостоятельно убирать любые химреактивы запрещено.

3.6.Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя (преподавателя) или лаборанта, устранять самостоятельно неисправности запрещается.

3.7.Перед проведением работы с нагреванием жидкости, использованием едких растворов надеваем защитные очки.

3.8.Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью лишь на треть. В процессе нагревания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклонятся над сосудами и не заглядывать в них.

3.9.Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии.

4.Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1.При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.

4.2.При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту.

4.3.При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенение немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указанию покинуть помещение.

4.4.В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.5.При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), который немедленно должен оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения.

5.Требование безопасности по окончании работы

5.1.Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.

5.2.Привести в порядок рабочие место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместительностью не менее 3 л.

5.3.Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

Составил

специалист по охране труда                                            _________ Л.В. Жиленкова

«Согласовано»

заместитель директора                                                    _________ Т.А. Пушкарь



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

Старооскольского городского округа

Согласовано:

Председатель профкома

МБОУ «СОШ №34»

_______________  Д.Н. Сальников

Протокол   № 7   от  08.06.2020 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №34» _____________Н.В.Тулинова

Приказ от 08.06.2020 г. № 385

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при работе со стеклянной химической посудой

и другими изделиями из стекла (для учащихся и лаборантов)

ИОТ-109.2020

1.Общие требования.

  1. К работе допускаются учащиеся, знакомые с целью работы, планом проведения работы и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
  2. Не допускается наличия на рабочем месте посторонних вещей и предметов.

3.  Не допускается наличия шарфов, других висящих частей одежды, распущенных волос.

  1. В случае травмы необходимо сообщить об этом учителю.
  2. Несоблюдение техники безопасности влечет персональную ответственность учащегося, снижение оценки за работу.

2. Требования безопасности перед началом работы.

1. Учащиеся должны получить задание и инструкции, ознакомиться с инструкциями.

2. Проверить рабочее место на соответствие технике безопасности.

3. Не приступать к работе без разрешения учителя.

  1. Требования безопасности во время работы.

При работе на установке из стекла в условиях следует соблюдать осторожность и выполнять работу строго по инструкции.

- Все виды механической или термической обработки стекла следует производить с использованием предохранительных очков.

- Стеклянный сосуд с горячей жидкостью нельзя закрывать притертой пробкой до тех пор, пока жидкость не остынет.

- Перенося сосуд с горячей жидкостью, следует брать его руками, защищенными х/б тканью. Большой сосуд при этом следует держать одной рукой за дно, другой за горлышко. Пробирки только с помощью держателя.

- При смешивании или разбавлении веществ, сопровождающимся выделением тепла, следует пользоваться термостойкой тонкостенной или фарфоровой химической посудой.

- Большие химические стаканы с растворами нужно поднимать двумя руками так, чтобы бортики стакана опирались на указательные и большие пальцы.

- Чтобы открыть у сосуда пробку, которую «заело», нужно сначала постучать по краям пробки снизу вверх деревянным молоточком или брусочком. Постукивать нужно со всех сторон осторожно, чтобы не разбить сосуд или не отколоть выступающую часть пробки. Если это не помогает, следует осторожно подогреть горлышко сосуда так, чтобы не нагрелась пробка. Нагревание можно вести полотенцем, смоченным горячей водой, обернув им горло сосуда, или над пламенем спиртовки, непрерывно вращая сосуд над пламенем, не касаясь пламени. Нельзя вести подогрев сосуда над открытым пламенем, если в сосуде находятся легковоспламеняющиеся, взрывоопасные или ядовитые вещества.

- Установку или отдельные части, находящиеся под вакуумом, следует экранировать проволочным экраном, при работе обязательно применять предохранительные очки.

- В вакуумных установках и приборах применять плоскодонную посуду не допускается.

- Стеклянные сосуды, предназначенные для работы под вакуумом, предварительно испытываются на максимальное напряжение. При этом сосуд надо обернуть х/б тканью.

- При сборке стеклянных приборов и соединении отдельных частей их с помощью резиновых трубок, а также при других работах со стеклом необходимо защищать руки х/б тканью. Для облегчения сборки приборов концы стеклянных трубок смачиваются водой, вазелином или глицерином.

- Во избежание порезов рук концы стеклянных трубок и палочек, применяемых для размешивания растворов и других целей, должны быть оплавлены.

- При закрывании тонкостенного сосуда резиновой пробкой, следует держать сосуд за верхнюю часть горлышка, пробку слегка поворачивать. Руки при этом защищают х/б тканью.

- Нагревая жидкость в пробирке или колбе, необходимо держать их так, чтобы отверстие пробирки или горлышко колбы было направлено в сторону от себя и соседей по работе.

- Необходимо проявлять осторожность при резке трубок и палочек. Все операции со стеклом производятся  лаборантом осторожно, без нажима и больших усилий.

- При отрезании куска от стеклянной трубки или палочки надо сделать на ней надрез напильником или каким-либо режущим стекло инструментом, после чего взять трубку обеими руками и легким нажатием в противоположном надрезу направлении сломать её.

- При мытье стеклянной посуды необходимо помнить, что стекло обладает хрупкостью, легко ломается и трескается при ударах, резком изменении температуры.

- Запрещается пользоваться стеклянной посудой или приборами, имеющими хотя бы небольшие трещины.

  1. Требования безопасности в аварийной ситуации.
  1. При порезе в первую очередь необходимо остановить кровотечение, наложить жгут, пережав сосуд или наложив давящую повязку.
  2. Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но ни в коем случае не из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обрабатывают настойкой йода или бриллиантовым зеленым и обращаются в медпункт.
  3. Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают стерильный тампон, смоченный 3%-ным раствором перекиси водорода, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от проступающей крови, новую накладывают поверх старой. Вызвать врача.

  1. Требования безопасности по окончании работы.
  1. По окончании работы привести в порядок рабочее место
  2. Проветрить помещение.
  3. Вымыть руки с мылом

Составил

специалист по охране труда                                            _________ Л.В. Жиленкова

«Согласовано»

заместитель директора                                                    _________ Т.А. Пушкарь



Предварительный просмотр:

                                            Практическая работа №1

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами

Цель:  познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете, изучить устройство и назначение   лабораторного оборудования.

Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, спички, пробиркодержатель, пробирка, круглодонная и коническая  колбы, химический стакан, воронка, цилиндр, кристаллизатор, фарфоровая чашка, ступка с пестиком.                                                                                           Ход работы:

  1. Изучение правил техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Изучите по тексту учебника на странице 174 правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

  1. Знакомство с лабораторным штативом и приёмами  обращения с ним.
  1. Устройство лабораторного штатива.

Рассмотрите лабораторный штатив и по тексту учебника на странице 175 – 176 изучите его строение.  Зарисуйте  лабораторный штатив по рис. 113, подпишите его части.

  1. Использование лабораторного штатива.

По тексту учебника на странице 176 познакомьтесь с приёмами работы с лабораторным штативом.  Заверните  стержень в подставку, закрепите на стержне муфту с помощью одного винта, а с помощью другого поочерёдно лапку и кольцо. Письменно ответьте на вопрос: для чего служит лабораторный штатив?                                                                                            III)           Приёмы работы со спиртовкой:  1.Рассмотрите спиртовку и по тексту учебника на странице 176 – 177 познакомьтесь с её устройством, сделайте рисунок спиртовки и подпишите её части:

Спиртовка

2.Инструкция безопасного обращения со спиртовкой:

а). Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

б). Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

в). Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

3. Строение пламени спиртовки.

Зажгите спиртовку, рассмотрите три зоны пламени, отметьте их на рисунке. Поместите лучинку (спичку) поочерёдно в каждую зону пламени на 1 секунду. Погасите спиртовку. Где загорелась лучинка? Почему? Как надо помещать в пламя нагреваемый предмет? Ответы запишите в тетрадь.

  1. Нагревание на спиртовке.

Пробирку с водой закрепите в пробиркодержатель, зажгите спиртовку и нагрейте воду в пробирке до кипения, предварительно прогрев пробирку по всей длине.

IVЛабораторная посуда.

Рассмотрите и зарисуйте в тетрадь лабораторную посуду: пробирку, круглодонную и коническую  колбы, химический стакан, воронку, цилиндр,  фарфоровую чашку для выпаривания  (рис. 115, 117, 119).

                                                     Уберите своё рабочее место!

                                              Практическая работа №2                                                Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

Цель: на примере горящей свечи научиться наблюдать и описывать наблюдения физических и химических явлений, обнаруживать продукты горения свечи, изучить условия процесса горения.

Оборудование: 2 свечи,  спички, пробирка, пробиркодержатель, тигельные щипцы, стеклянная трубка, изогнутая под 900,предметное стекло, 2 химических стакана разного объёма.

                                                 

Ход работы.

Опыт 1. Физические явления при горении свечи.                                                          Зажгите свечу. Что представляет собой жидкость у основания фитиля? Какой процесс (физический или химический) здесь имеет место? С помощью тигельных щипцов внесите один конец стеклянной трубки в середину пламени, а другой опустите в пробирку. Что наблюдаете?

Опыт 2. Обнаружение продуктов горения в пламени.  

С помощью тигельных щипцов внесите предметное стекло в зону тёмного конуса пламени и подержите 3-5 секунд.  Что появилось на стекле? Пробирку в пробиркодержателе подержите  отверстием вниз над пламенем. Почему пробирка запотела? Переверните пробирку дном вниз и быстро внесите в неё горящую спичку. Почему спичка сразу гаснет?

Опыт 3. Влияние воздуха на горение свечи.

Зажгите две свечи и накройте их разными по объёму стаканами. Где свеча гаснет быстрее?

 Ответьте на вопросы:

1)Какие физические явления вы наблюдали при горении свечи?

2) Что собой представляют продукты горения свечи?                                         3)Каковы условия процесса горения?

                           Приведите своё рабочее место в порядок!

                                        Практическая работа №3

                                     Анализ почвы и воды

Цель: изучить механический  и химический состав почвы пришкольного участка на предмет содержания неорганических солей и кислот; провести сравнительный анализ дистиллированной воды и воды из водоёма на присутствие в ней нерастворимых  и пахнущих веществ.

Оборудование: почва, 2 колбы с  дистиллированной и водой из водоёма, лакмусовая бумага, 2пробирки, лупа, бумажный фильтр, воронка, стеклянная пластинка,  стеклянная палочка, спиртовка, пробиркодержатель, спички, стеклянный цилиндр, линейка.  

Ход работы:

  1. Механический анализ почвы.                                                                                                       В пробирку поместите 1 см почвы и прилейте 6 мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и интенсивно встряхните. Наблюдайте под лупой за осаждением. Отличаются ли частицы осаждаемой почвы размером? Какие частицы осаждаются быстрее? Однородна ли почва по механическому составу?
  2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

В сухую пробирку через бумажный фильтр профильтруйте смесь почвы с водой. Что осталось на фильтре? Как называется фильтрат?

Стеклянной палочкой поместите несколько капель почвенного раствора на стекло и подержите его над пламенем спиртовки до полного выпаривания. Что наблюдаете? Стеклянной палочкой поместите несколько капель почвенного раствора на лакмусовую бумажку. Как меняется цвет бумажки? Почему?

  1. Определение прозрачности воды.

На печатный текст установите стеклянный цилиндр и вливайте дистиллированную воду до тех пор, пока  не перестанете видеть буквы. Отметьте высоту столба воды. Опыт повторите с водой из водоёма.

Сравните прозрачность исследуемой воды.

  1. Определение интенсивности запаха воды.

Колбу с  водой из водоёма  закройте пробкой и встряхните, затем откройте и отметьте характер и интенсивность запаха, оцените в баллах по таблице:

Характеристика запаха

Интенсивность запаха (балл)

Отсутствие ощутимого запаха

0

Очень слабый запах – не замечается потребителем, но обнаруживается специалистами

1

 Слабый запах – обнаруживается потребителем, если обратить на это внимание

2

Запах легко обнаруживается

3

Отчётливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья

4

Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья

5

                                                  Практическая работа №4

                                           Признаки химических реакций.

Цель: изучить признаки химических реакций на примере реакций, идущих с образованием осадка и его растворением, выделением газа и изменением цвета; выяснить отличия химических реакций от физических явлений.

Оборудование:  спиртовка, спички, 3 пробирки, пробиркодержатель, химический стакан, тигельные щипцы, шпатель, лучинка,  медная проволока, оксид меди (II), серная кислота,  мел, соляная кислота, хлорид железа (III),  роданид калия,  хлорид бария.                                                          

                                                          Ход работы:                                                                                                                     1). Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди(II)  с серной кислотой.

Зажгите спиртовку, тигельными щипцами медную проволоку внесите в пламя. Что произошло с медной проволокой?  Чёрный порошок оксида меди (II) на кончике шпателя поместите в пробирку, прилейте 2мл серной кислоты и осторожно нагрейте. Что наблюдаете?  Образовалось ли новое вещество при прокаливании меди?   Образовалось ли новое вещество при взаимодействии оксида меди (II) с серной кислотой? Какие признаки реакций вы наблюдали?

     2). Взаимодействие мела с кислотой.

В стакан с мелом прилейте соляную кислоту. Что наблюдаете? Зажгите лучинку и внесите её в стакан. Что наблюдаете? Образовалось ли новое вещество при взаимодействии мела с соляной кислотой?  Какие признаки реакций вы наблюдали?

3). Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия.

В пробирку налейте 2мл раствора хлорида железа (III) и 2 капли раствора роданида калия  KNCS . Каким признаком сопровождается эта реакция?

     4). Взаимодействие хлорида бария с серной кислотой.

В пробирку налейте 1мл раствора хлорида бария и столько же добавьте серной кислоты. Что наблюдаете?  Каким признаком сопровождается эта реакция?

5). Ответьте на вопросы:

--- Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

  --- Какие признаки химических реакций вам известны кроме  изученных  на практической работе?  

                                                                                                                                           Уберите своё рабочее место! 

                                             Практическая работа №5

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Цель: приготовить раствор сахара и рассчитать его массовую долю в растворе.

Оборудование: мерный цилиндр, коническая колба на 100 мл, стеклянная палочка, сахар, вода, лабораторные весы.

                                                               Ход работы:

1). Отмерьте мерным цилиндром 50 мл воды и влейте её в коническую колбу.

2). Чайную ложку сахарного песка или 2 кусочка рафинада взвесьте на лабораторных весах, поместите в колбу с водой и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения.

3). Сделайте расчёты.  Дано: m(сахар) =

                                                       V (воды) =

                                                  ________________

                                    W (сахара) - ?    N (молекул сахарозы) - ?

   m (вода) = V(вода)*∫ (вода) =                                            m(р-ра) =m(сах.) + m(вода) =  

                                               W (сахара) = m(сахара)/ m (р-ра)

Дополнительные сведения:  формула сахарозы  C12H22O11;   W (сахарозы в сахаре) = 99,9%

                                  N (молекул сахарозы)  =   NА*n (сахарозы)      

                                  n (сахарозы)  = m (сахарозы)/M(сахарозы)    

                                         Уберите своё рабочее место! 

Практическая работа №6                                                                                                               Ионные реакции.

                                                                                                                                                    Цель:   познакомиться с качественными реакциями на сульфат – и   хлорид-ионы, научиться распознавать вещества, содержащие эти ионы.

Оборудование: растворы сульфата натрия и сульфата калия, хлорида бария, хлорида натрия, хлорида алюминия, нитрата серебра,  карбоната натрия, карбоната аммония, соляной и серной кислоты, мел,8 пробирок.

                                      Инструкция по технике безопасности.                                                             1)  Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны.  Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

2)  Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра ( ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.

3)  Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

4)  Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.

5)  Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.

6) Аммиак, который будет выделяться при взаимодействии солей аммония со щелочами, очень хорошо растворим в воде, а значит и во влаге слизистой оболочки глаз. Может наступить их раздражение. Если это случилось – промыть глаза водой.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:

Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.

                                                                    Ход работы:

  1. Обнаружение сульфат – ионов.

В 3 пробирки налейте растворы сульфатов натрия, калия и серной кислоты добавьте по каплям в каждую раствор хлорида бария.

Для каждой реакции отметьте признаки, запишите их уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

  1. Обнаружение хлорид – ионов.

   В 3 пробирки налейте растворы хлоридов натрия, алюминия и соляной кислоты и добавьте по каплям в каждую раствор нитрата серебра.

Для каждой реакции отметьте признаки, запишите их уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

  1.  Распознавание веществ.

Даны вещества: хлорид бария, сульфат магния, карбонат аммония. Воспользовавшись таблицей 12 на странице 238 учебника,  определите , с помощью каких ионов можно распознать следующие ионы: хлорид – ион, ион бария, сульфат – ион, карбонат – ион, ион аммония.                                                                                                                                                     Для каждой реакции отметьте признаки, запишите их уравнения в молекулярном и сокращённом ионном виде.

                                          Уберите своё рабочее место!

                                                   

                                         Практическая работа №7                                     

 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Цель: изучить условия протекания реакций обмена между растворами электролитов до конца, выяснить сущность таких реакций на основе сокращённых ионных уравнений.

Оборудование: растворы соляной кислоты HCl,  гидроксида натрия  NaOH, фенолфталеина, сульфата магния  MgSO4 , карбоната натрия  Na2CO3, хлорида бария BaCl2.

                                            Инструкция по технике безопасности.

  1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  2. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
  3. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  4. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.
  5. Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От щелочей возможна полная потеря зрения.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:

Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.

                                                                  Ход работы:

1). Взаимодействие растворов хлорида бария и гидроксида натрия  с раствором  сульфата магния.

В две пробирки налейте по 1 мл раствора сульфата магния  и затем в одну из них добавьте  1 мл  раствора гидроксида натрия, а в другую 1 мл раствора хлорида бария.

Что наблюдаете? Запишите уравнения этих реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. Укажите признаки реакций.

2). Взаимодействие растворов  гидроксида натрия и  соляной кислоты.

В пробирку налейте 1 мл раствора  гидроксида натрия   и добавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?  В эту же пробирку добавьте 1-2 мл раствора соляной кислоты (до исчезновения окраски).  

 Что наблюдаете? Запишите уравнения этой реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.  Укажите признак реакции.

3). Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты.

В пробирку налейте 1 мл раствора  карбоната натрия   и добавьте столько же раствора соляной кислоты.

Что наблюдаете? Запишите уравнения этой реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде. Укажите признак реакции.

Дайте ответы на вопросы:                                                                                                                  1). Назовите 3 случая, когда  реакции обмена между растворами электролитов протекают до конца.

     2). Какое уравнение реакции (молекулярное, ионное полное или сокращённое) отражают сущность взаимодействия электролитов в растворе?

   3).Что такое реакция нейтрализации? Как обнаружить признак её при взаимодействии электролитов в растворе?

                                          Уберите своё рабочее место!

          Практическая работа №8

                                    Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Цель: практически осуществить реакции характерные для  кислот, оснований, оксидов и солей и рассмотреть их свойства с точки зрения ТЭД.

Оборудование: растворы соляной  и серной кислот,  гидроксида натрия  NaOH, фенолфталеина, сульфата меди (II)  CuSO4 ,  хлорида бария BaCl2,  хлорида железа (III)  FeCl3, вода, цинк, гвоздь на ниточке, оксид кальция  CaO, 4 пробирки.

                                        Работа выполняется на 2 варианта

                                                               Вариант №1

                                                Ход работы:

  1. Свойства кислот на примере серной кислоты.

В пробирку положите 1 гранулу  цинка и прилейте 1 мл  раствора серной кислоты.

В пробирку налейте 1мл гидроксида натрия, добавьте 1-2 капли фенолфталеина и прилейте1-2 мл раствора серной кислоты до исчезновения окраски.

В пробирку налейте 1 мл раствора серной кислоты и добавьте столько же раствора хлорида бария.                                                                                                                                                                                                                                       Для каждой реакции отметьте признаки, запишите их уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

2). Растворение в воде оксида кальция и испытание его раствора фенолфталеином, взаимодействие гидроксида кальция с соляной кислотой.

Поместите  в пробирку на кончике шпателя порошок оксида кальция, прилейте 1-2 мл воды, добавьте фенолфталеин. Что наблюдали? Запишите уравнение реакции взаимодействия оксида кальция с водой и уравнение диссоциации продукта реакции.   В эту же пробирку прилейте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?

 Запишите уравнение реакции взаимодействия гидроксида кальция с соляной кислотой в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

Дайте ответы на вопросы:

  1. Какой ион кислоты отвечает за  общие свойства всех растворимых кислот?
  2. Как практически можно доказать качественный состав серной кислоты?

3)Как практически доказать основный характер оксида кальция?  

                                  Уберите своё рабочее место!

                                                   Вариант2

1). Свойства нерастворимых оснований на примере гидроксида железа (III)  Fe(OH)3

В пробирку  прилейте 1 мл раствора хлорида железа (III)  FeCl3  и добавьте по каплям раствор  гидроксида натрия.   В эту же пробирку добавьте по каплям при встряхивании раствор соляной кислоты до полного растворения осадка.

 Для каждой реакции отметьте признаки, запишите их уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

2). Свойства солей на примере  сульфата меди (II) .

Налейте в 3 пробирки раствор сульфата меди (II) , в первую опустите гвоздь, во вторую добавьте по каплям  раствор  гидроксида натрия, а в третью прилейте 1 мл  раствора хлорида бария.

 Для каждой реакции отметьте признаки, запишите их уравнения в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.                                                                         Дайте ответы на вопросы:

  1. Почему щёлочи изменяют цвет фенолфталеина, а нерастворимые основания на него не действуют?
  2. Как можно получить нерастворимое основание?
  3. Как практически можно доказать качественный состав соли?

                            Уберите своё рабочее место!

                              Практическая работа №9

                          Решение экспериментальных задач.

Цель: на основе качественных реакций на катионы и анионы решить экспериментальные задачи по распознаванию неорганических веществ различных классов.

Оборудование: растворы хлорида бария, гидроксида натрия, хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата магния, соляной кислоты, нитрата серебра, сульфата натрия, 7 пробирок.

   

                                     Работа выполняется по вариантам

                                                       Вариант №1

                                                    Ход работы:

1). Определить практически  взаимодействия каких из предложенных веществ приводят к необратимым процессам протекания.

В 4 пробирки с раствором сульфата магния прилейте соответственно растворы хлорида бария, гидроксида натрия, хлорида натрия и карбоната натрия. Что наблюдаете?    Для каждой реакции отметьте признаки, запишите  уравнения реакций протекающих до конца в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

2). Осуществите реакции, схемы которых:

H+ +OH - =  H2O

Al3+ + 3OH- = Al(OH)3

Составьте молекулярные уравнения реакций по сокращённым ионным.

3). Пользуясь имеющимися растворами получите углекислый газ. Запишите  уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.                                                     Уберите своё рабочее место!

                                                            Вариант №2                                                                        Ход работы:

1). Определить практически  взаимодействия каких из предложенных веществ приводят к необратимым процессам протекания.

В 4 пробирки с раствором хлорида бария прилейте соответственно растворы нитрата серебра, гидроксида натрия, сульфата натрия и карбоната натрия. Что наблюдаете?    Для каждой реакции отметьте признаки, запишите  уравнения реакций протекающих до конца в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

2). Осуществите реакции, схемы которых:

2H+ + CO32- = CO2 + H2O

Ag+ + Cl- = AgCl

Составьте молекулярные уравнения реакций по сокращённым ионным.

3). Пользуясь имеющимися растворами получите гидроксид магния. Запишите  уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

                                           Уберите своё рабочее место!

                                         



Предварительный просмотр:

                                                  Практическая работа № 1.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ.

Цель: практическое подтверждение генетической связи между классами неорганических веществ, повторение условий протекания  реакций между растворами электролитов; проведение реакций в которых осуществляются превращения соединений металлов на основе знания их свойств по вариантам:

1 вариант: CuSO4 → Cu (OH)2 → CuO→CuCl2

2 вариант: ZnSO4→ Zu(OH)2 →ZnCl2

                                                     

                                                          Na[Zn(OH)4]

Оборудование:         1вариант – р-ры CuSO4, NaOH, HCL, пробирка, спиртовка, спички, пробиркодержатель.

                                  2 вариант – р-ры ZnSO4, NaOH, HCL, пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель.

                                            Ход работы.

ВАРИАНТ  №1

Проведите реакции, в которых  осуществляются предложенные ниже химические превращения:

 CuSO4 → Cu (OH)2 → CuO→CuCl2

  1.  В пробирку налейте 0,5 мл р-ра СuSO4 и добавьте 0,5 р- ра NaOH. Что наблюдаете? Осторожно нагрейте пробирку с осадком. Что наблюдаете? В эту же пробирку прилейте р- р НСl (0,5 – 1 мл) до исчезновения черного осадка.
  2. Запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде, отметьте признаки реакций.

                   УБЕРИТЕ СВОЁ РАБОЧЕЕ МЕСТО!

                                       

ВАРИАНТ №  2

 Проведите реакции, в которых  осуществляются предложенные ниже химические превращения:

ZnSO4→ Zu(OH)2 →ZnCl2

                     

               Na2[Zn(OH)4]

1)В две пробирки налейте по 1 мл р –ра ZnSO4, в которую добавьте по каплям р-р NaOH. Что наблюдаете? В одну из пробирок прилейте р-р НСl, a в другую избыток р-ра NaOH. Что наблюдаете?

2)Запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде, отметьте признаки реакций.

УБЕРИТЕ СВОЁ РАБОЧЕЕ МЕСТО!


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

ПОЛУЧЕНИЕ И СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ МЕТАЛЛОВ.

Цель: практическое подтверждение химических свойств, качественных реакций  и способов получения соединений металлов, закрепление навыков обращения с лабораторным оборудованием, умения составлять план исследования, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, рассматривать реакции с точки зрения окисления-восстановления.

Оборудование: р-ры  AlCl3,  NaOH,  FeCl3,  AgNO3,  BaCl2,  H2SO4,  MgSO4, пробирки.

ХОД РАБОТЫ

1.Получение Аl(OH)3 и изучение его свойств.

В две пробирки налейте по 0,5 мл AlCl3 и добавьте по каплям в каждую р-р NaOH до образования студнеобразного осадка. В первую прилейте 1 мл р-ра H2SO4, а в другую избыток р-ра NaOH. Что наблюдаете? Запишите 3 уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.

2.Определение качественного состава FeCl3.

В две пробирки налейте по 0,5 мл р-ра FeCl3. В первую по каплям добавьте  р-р NaOH, а в другую 0,5 мл р-ра AgNO3. Что наблюдаете? Запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.

3. Определение качественного состава MgSO4.

В две пробирки налейте по 0,5 мл р-ра MgSO4. В первую по каплям добавьте р-р NaOH, а в другую 0,5 мл р-ра BaCl2. Что наблюдаете? Запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.

4.Ответьте на вопросы:

- Какой характер проявляет гидроксид алюминия?

- Что является реактивом на катион Fe3+?

- Как обнаружить в растворе  хлорид-анион Сl-?

- Что является реактивом на сульфат-анион SO42-?

- Как обнаружить в растворе катион Мg2+?

                                 УБЕРИТЕ СВОЁ РАБОЧЕЕ МЕСТО!

                                           


                                      ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ.

 Цель: практическое подтверждение химических свойств, качественных реакций  и способов получения соединений металлов, закрепление навыков обращения с лабораторным оборудованием, умений составлять план исследования, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, рассматривать реакции с точки зрения окисления-восстановления.

Оборудование: 3 пронумерованные  пробирки (1,2,3)  с растворами NaOH, NaCl и НСl, ф-ф, лакмус, 2 пронумерованные пробирки ( 1и 2) с твёрдыми NaCl, Na2CO3, pаствоpы  HCl, CuSO4, Na2SO4, BaCl2, AgNO3, спиртовка , спички, пробиркодержатель.

ХОД РАБОТЫ

1.Распознавание растворов.

Вам выданы 3 пробирки с растворами NaOH, NaCl и НСl под номерами 1, 2, 3. Как  распознать выданные вещества?

Поочерёдно капните фенолфталеин в каждую пробирку.  Что наблюдаете?  В пробирки  без изменений капните лакмус. Что наблюдаете?

Укажите в каких пробирках находятся соответствующие растворы. Запишите уравнения диссоциации этих веществ.

2.Распознавание твёрдых веществ.

Вам выданы 2 пробирки с твёрдыми NaCl и Na2CO3 под номерами 1 и 2. Как  распознать выданные растворы?

В каждую пробирку по каплям прилейте раствор НСl. Что наблюдаете? Укажите в какой пробирке  находится каждая из солей. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

3.Получение оксида металла, исходя из соли этого металла.

Получите СuO, исходя из раствора CuSO4 по цепочке превращений:

CuSO4→ Cu(OH)2→ CuO

В пробирку налейте 0,5 мл раствора CuSO4 и каплям добавьте р-р NaOH. Что наблюдаете? Полученный осадок нагрейте на спиртовке. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций в молекулярном виде.

4.Получение раствора соли из раствора другой соли.

Получите раствор NaNO3 из раствора  Na2SO4 по цепочке превращений:

Na2SO4→ NaCl → NaNO3

Налейте в пробирку 1 мл р-ра Na2SO4 и 1 мл р-ра BaCl2. Что наблюдаете? Аккуратно слейте надосадочную жидкость ( работайте  над лотком)  в другую пробирку и добавьте к ней по каплям раствор AgNO3. Что наблюдаете? Запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.

                            УБЕРИТЕ СВОЁ РАБОЧЕЕ МЕСТО!

Практическая работа №4

Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Цель: практическое подтверждение химических свойств соединений подгруппы кислорода, качественных реакций  и способов получения соединений, закрепление навыков обращения с лабораторным оборудованием, умений составлять план исследования, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, рассматривать реакции с точки зрения окисления-восстановления.

Вариант №1

Оборудование:  растворы H2SO4,  Na2SO4,  BaCl2,  AgNO3,   Zn , метиловый оранжевый, твёрдая соль Na2SO4 , вода, три пробирки.

                                               Ход работы:

Задача 1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты H2SO4.

В две пробирки налейте по 1мл раствора H2SO4 , в одну из них поместите 1 гранулу  Zn , а в другую 1 мл раствора BaCl2.   Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций, составьте электронный баланс для реакции замещения и ионные уравнения для реакции обмена.

Задача 2. Вам выдано две пробирки с растворами H2SO4  и  Na2SO4. Определите содержимое каждой пробирки с помощью индикатора. Каким индикатором вы воспользуетесь? Что наблюдаете? Запишите уравнения диссоциации  H2SO4  и  Na2SO4.

Задача 3. Вам выдана пробирка с твёрдой   солью Na2SO4. Определите, содержит ли она примесь хлоридов?

Растворите соль в воде и прилейте 1-2 капли раствора AgCl.   Что наблюдаете? Запишите сокращённое ионное уравнение реакции образования осадка.

Вывод: 1.Что является реактивом на серную кислоту и её соли- сульфаты?

2. Как определить присутствие хлорида натрия в смеси с сульфатом натрия?

УБЕРИТЕ СВОЁ РАБОЧЕЕ МЕСТО!

Вариант №2

Оборудование:  растворы H2SO4,  Na2SO4,  BaCl2,   AgNO3,   NaOH,  Zn , фенолфталеин,  твёрдая соль NaСl, вода, три пробирки.

                                            Ход работы:

Задача1. Провести реакции, подтверждающие качественный состав соляной кислоты HCl.

В две пробирки налейте по 1мл раствора HCl , в одну из них поместите 1 гранулу  Zn , а в другую 1 -2 капли раствора AgNO3.   Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций, составьте электронный баланс для реакции замещения и ионные уравнения для реакции обмена.

Задача 2. Вам выдано две  пробирки с растворами NaOH и  Na2SO4. Определите содержимое каждой пробирки с помощью индикатора. Каким индикатором вы воспользуетесь? Что наблюдаете? Запишите уравнения диссоциации  NaOH  и  Na2SO4.

Задача 3. Вам выдана пробирка с твёрдой поваренной солью NaСl определите, содержит ли она примесь сульфатов?

Растворите соль в воде и прилейте 1мл раствора BaCl2.   Что наблюдаете? Запишите сокращённое ионное уравнение реакции образования осадка.

Вывод: 1.Что является реактивом на соляную кислоту и её соли- хлориды?

2. Как определить присутствие сульфата натрия в смеси с хлоридом натрия?

УБЕРИТЕ СВОЁ РАБОЧЕЕ МЕСТО!

                                   Практическая работа № 5.

Экспериментальные задачи по теме: « Подгруппы азота и углерода»

Цель: практическое подтверждение химических свойств, качественных реакций  и способов получения соединений, закрепление навыков обращения с лабораторным оборудованием, умения составлять план исследования, записывать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, рассматривать реакции с точки зрения окисления-восстановления.

1 вариант.

Оборудование: растворы серной кислоты, карбоната натрия , хлорида бария, сульфата аммония, гидроксида натрия, гидроксида аммония, соляной кислоты, метилового оранжевого, фенолфталеина, 4 пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель, вода, полоска фильтровальной бумаги.

Ход работы:

Задача 1.

Провести реакции, подтверждающие качественный состав сульфата аммония.

В две пробирки налейте по 1 мл раствора сульфата аммония. В одну из них прилейте 1 мл гидроксида натрия, подогрейте на спиртовке и поднесите влажную фенолфталеиновую бумажку к отверстию пробирки. Что наблюдаете? В другую пробирку прилейте 1 мл раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций, составьте ионные уравнения для реакций обмена.

Задача 2.

Вам выданы две пробирки с растворами серной кислоты и гидроксида аммония. Определите содержимое каждой пробирки с помощью индикатора. Каким индикатором вы воспользуетесь? Что наблюдаете? Запишите уравнения диссоциации серной кислоты и гидроксида аммония.

Задача 3.

Проделать реакции, которые выражаются сокращёнными ионными уравнениями: Н+ + ОН- = Н2О

(В пробирку налейте 0,5 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 1 каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? В эту же пробирку капните раствор соляной кислоты до исчезновения малиновой окраски).

Ва2+ + СО32- = ВаСО3

(В пробирку налейте 0,5 мл раствора хлорида бария , добавьте по каплям раствор карбоната натрия до помутнения.) Запишите уравнения в молекулярном виде.

УБЕРИТЕ СВОЁ РАБОЧЕЕ МЕСТО!

                                                Вариант 2.

Оборудование :твердые соли сульфата натрия и карбоната натрия, растворы хлорида аммония, гидроксида натрия, нитрата серебра, карбоната натрия, фосфата калия, соляной кислоты, метилового оранжевого, фенолфталеина, 4 пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель, вода, полоска фильтровальной бумаги.

Ход работы

Задача 1.

Провести реакции, подтверждающие качественный состав хлорида аммонии.

В две пробирки налейте по 1 мл раствора хлорида аммония.  В одну из них прилейте 1 мл гидроксида натрия, подогрейте на спиртовке и поднесите влажную фенолфталеиновую бумажку к отверстию пробирки. Что наблюдаете? В другую пробирку прикапайте 1-2 капли  раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций, составьте ионные уравнения для реакций обмена.

Задача 2.

Вам выдано две пробирки с твёрдыми солями – карбоната натрия и сульфата натрия. Определите, где содержится карбонат натрия. Для этого в каждую пробирку добавьте по 2-3 капли соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение качественной реакции на карбонат –ион в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Задача 3.

Проделать реакции, которые выражаются сокращёнными ионными уравнениями: 2Н+ + СО32- = Н2О + СО2

(В пробирку налейте 0,5 мл раствора карбоната натрия, добавьте по каплям раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?)

PO43- + 3Ag+ = Ag3PO4

 (В пробирку налейте 0,5 мл раствора фосфата калия, добавьте по каплям раствор нитрата серебра до образования жёлтого осадка.) Запишите уравнения в молекулярном виде.

                                            УБЕРИТЕ СВОЁ РАБОЧЕЕ МЕСТО!

                                      Практическая работа № 6.

Получение, собирание и распознавание газов

Цель: получение, собирание, распознавание и изучение свойств газообразных веществ, закрепление навыков обращения с лабораторным оборудованием, записи уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, рассмотрения реакции с точки зрения окисления-восстановления.

Оборудование: цинк, мел, растворы соляной кислоты, известковой воды, 4 пробирки, спиртовка, спички, прибор для получения и собирания газов.

                                                      Ход работы:

1)Получение, собирание и распознавание водорода.

Соберите прибор для получения газов по рисунку 43 на стр.99. В пробирку положите 1-2 гранулы цинка и прилейте 1 мл раствора соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и поместите на кончик трубки пробирку строго вертикально вверх дном. Через минуту пробирку с водородом поднесите к горящей спиртовке. Что происходит? Запишите уравнения реакций взаимодействия цинка с раствором соляной кислоты и водорода с кислородом. Как распознают водород? Почему его собирают в пробирку, перевёрнутую вверх дном? Сделайте рисунок прибора.

2) Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

Соберите прибор для получения газов по рисунку 102 на стр.174.

 В пробирку положите 1-2 кусочка мела и прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и опустите трубку в пробирку с раствором известковой воды. Что происходит? Запишите уравнения реакций взаимодействия мела с раствором соляной кислоты и гидроксида кальция с углекислым газом. Как распознают углекислый газ? Почему известковая вода сначала мутнеет при пропускании углекислого газа, а потом становится прозрачной? Сделайте рисунок прибора.

3)Получение, собирание и распознавание кислорода

В пробирку налейте 2 мл раствора перекиси водорода и на кончике шпателя внесите в него оксид марганца (IV), что наблюдаете? Сразу же закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, которую опустите в чистую колбу до самого дна. Через 1 минуту тлеющую лучинку поднесите к колбе  на уровне горла колбы. Почему  лучинка вспыхивает? Запишите уравнение каталитического разложения перекиси водорода и горения углерода в кислороде. Как собирают и распознают кислород, почему? Сделайте рисунок прибора.

УБЕРИТЕ СВОЁ РАБОЧЕЕ МЕСТО!