Проектная и исследовательская деятельность

Стадниченко Валентина Владимировна

В данном разделе размещены материалы в помощь учащимся при выполнении проекта или исследовательской работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные этапы проведения исследований

Название этапа

Содержание работы и примерные сроки проведения

1. Определение исходных позиций и разработка методики исследования

Изучение научной и методической литературы, материалов передового педагогического опыта. Разработка методики исследования (3-6 месяцев)

2. Пилотажный этап

Проведение предварительной опытно-экспериментальной работы. Уточнение методики исследования, её экспертиза (3-6 месяцев)

3. Основной этап

Получение, обработка и систематизация экспериментальных материалов (1-3 года)

4. Оформление        результатов

Обобщение результатов, написание статей, результатов методических рекомендаций, разработок, отчетов и т.п. (3-6 месяцев)

5. Внедрение

Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками образовательного процесса в учебном заведении (1-3 года)



Предварительный просмотр:

Основные этапы проведения исследований

Название этапа

Содержание работы и примерные сроки проведения

1. Определение исходных позиций и разработка методики исследования

Изучение научной и методической литературы, материалов передового педагогического опыта. Разработка методики исследования (3-6 месяцев)

2. Пилотажный этап

Проведение предварительной опытно-экспериментальной работы. Уточнение методики исследования, её экспертиза (3-6 месяцев)

3. Основной этап

Получение, обработка и систематизация экспериментальных материалов (1-3 года)

4. Оформление        результатов

Обобщение результатов, написание статей, результатов методических рекомендаций, разработок, отчетов и т.п. (3-6 месяцев)

5. Внедрение

Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками образовательного процесса в учебном заведении (1-3 года)



Предварительный просмотр:

КАРТА УСПЕШНОСТИ:  Ф.И.__________________

Поставь оценку каждому проектному умению по шкале от «1» до «5».

Умения

проектирования

Умения

Шкала оценки

Уровня развития: ДО НАЧАЛА ПРОЕКТА

Шкала оценки

Уровня развития: ПОСЛЕ

ПРОЕКТА

Проблематизация

Могу выявлять проблему

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Умею выбирать из множества проблем главную

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Умею решать проблемы самостоятельно

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Выбираю проблемы путем согласования для совместного решения

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Целеполагание

Могу ставить цели и добиваться их

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Умею согласовывать цели с другими

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Осуществляю поиск способов достижения цели

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Планирование

Умею планировать свою деятельность

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Могу организовать планирование в группе

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Могу распределить обязанности и роли в группе

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Поисковые, исследовательские

Умею проводить исследование

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Владею компьютером

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Умею пользоваться Интернетом

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Умею отбирать нужную информацию

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Умею работать самостоятельно

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Могу достигать результатов в совместной деятельности

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Коммуникативные

Умею дружить

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Обладаю хорошими манерами

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Умею слушать и сопереживать

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Умею конструктивно сотрудничать

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Имею чувство юмора

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Помогаю людям в трудных ситуациях

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Презентационные

Умею публично выступать

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Могу составить план выступления

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Умею логически мыслить и выражать свое мнение

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Могу сжато излагать свои мысли

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Рефлексивные

Могу оценить вклад каждого участник проекта

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Умею оценить результативность решения проблемы проекта

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Могу проводить самоанализ деятельности

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Могу оценить результаты совместной деятельности

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Вывод (насколько ты изменился в процессе занятий по сравнению с тем, каким был раньше?):



Предварительный просмотр:

Отзыв

на работу ________________________________________________________________

Заключение о степени соответствия выполненной работы   _________________________________________________________(вид работы)

Ученика (цы)  9    класса__________________________________________________

                                                                                                    (ФИО)

По предмету  химия

Тема работы   ____________________________________________________________

Объем работы:

количество страниц  ______________________________________________________

количество листов плакатов, схем  __________________________________________

Характеристика выполнения каждого раздела, степень использования учеником
последних достижений науки и современных методов работы  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень положительных качеств работы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень основных недостатков  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Оценка общеобразовательной подготовки ученика:  ___________________________

Отзыв о работе в целом и предлагаемая оценка ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Руководитель  _______________________    (Стадниченко В.В.)

  

«          »   апреля 2019 г.

КРАТКОЕ  ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Тема ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Выполнен автором или творческим коллективом (укажите ФИО) ________________

________________________________________________________________________

Под руководством (укажите ФИО, должность) Стадниченко В.В., учителя химии

Исследовательская работа (проект) посвящена изучению: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

Где вы искали информацию для ответа на этот вопрос __________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Какие гипотезы выдвигали: ________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Использовали ли вы следующие (или другие методы) исследований для проверки своих гипотез:

Опросы (кого и о чем вы расспрашивали): ____________________________________

Эксперименты: __________________________________________________________

Другие методы (укажите, какие именно): ____________________________________

Как вы обобщали полученные данные: _______________________________________

________________________________________________________________________

К каким выводам вы пришли: ______________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Для оформление результата исследования вы использовали (укажите, как именно вы собираетесь представлять свою работу на Конференции  (например: схемы, рисунки, макеты, фотографии, другое...)
_____________________________________________

« »  апреля  2019 г.                                                                                
___________________ / ________________



Предварительный просмотр:

Подготовка к защите проекта

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать - их надо защищать.

Для этого потребуется:

дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;

ранжировать основные идеи исследования;

предложить сравнения и метафоры;

выработать суждения и умозаключения;

сделать выводы по результатам исследования;

указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

подготовить текст выступления;

приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

подготовиться к ответам на вопросы.

Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании

Понятия - это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего исследования.

Как научиться давать определения понятиям? Существуют приемы очень похожие на определения понятий. Воспользуйтесь ими.

Описание - это простое перечисление внешних черт предмета с целью не строгого различения его и сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Описать объект - значит ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем этот объект отличается от других?», «Чем этот объект похож на другие?»

Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Например, попытаемся охарактеризовать жирафа: «Жираф - это добродушное животное, он никого никогда не обижает. У него добрые глаза и совсем маленькие рожки».

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки - это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые - это уголь, нефть, газ и т.п.

Сравнение позволяет выявить сходства и различия предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, обращались к сравнению. Химик и врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс (1493-1541) сравнивал мир с аптекой, великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир - театр, многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером.

Различение дает возможность установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор - овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой и т.д.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придает вашему мышлению строгость и точность.

Классификация может быть как простой, так и многоступенчатой, разветвленной. Например, мы классифицируем выращенные на даче дары лета на овощи и фрукты - это простая одноступенчатая классификация. Другой пример - классифицируем знаки, которыми обычно пользуется человек для сообщения информации: буквы, цифры, иероглифы, символы. В свою очередь, буквы можно разделить на кириллицу и латиницу; цифры - на римские и арабские; иероглифы - на китайские, японские, корейские; символы - на математические и музыкальные. Как несложно заметить, это многоступенчатая классификация. Всякая классификация имеет цель. От нее зависит выбор основания классификации. Поскольку целей может быть очень много, то одна и та же группа предметов может быть классифицирована по разным основаниям.

3. Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово парадокс образовано от греческого «paradoxos» - неожиданный, странный, невероятный. В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.

Известно, например, что по законам аэродинамики майский жук не может летать. Масса его тела, площадь крыльев и другие характеристики не должны позволять это делать. Но, может быть,  потому, что законов аэродинамики жук не знает, а возможно, и по другим причинам, он летает. Парадокс.

Вот еще несколько парадоксов знакомых всем: металл тонет в воде, но почему корпуса кораблей делают из металла; металл тяжелее воздуха, но почему самолеты делают из металла и они летают.

В тексте своего доклада о проведенном исследовании необходимо отметь все найденные вами парадоксы.

4. Ранжировать основные идеи

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая - третье и так далее.

Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность мыслящего ума.

5. Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления, использованы метафоры. Метафора - это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения.

6. Выработать суждения и умозаключения

Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. На основе проведенного исследования надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

Умозаключением называется форма мышления, с помощью которой выводится новое знание из того, что уже известно. Умозаключение позволяет мышлению проникать в глубины предметов и явлений, которые скрыты от прямого наблюдения.

Без суждений и умозаключений не обойтись, когда вы делаете выводы о результатах собственной исследовательской работы. Важно, чтобы они были точны и опирались на факты, полученные в исследовании.

7. Сделать выводы по результатам исследования

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел его итогов.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта

Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто окончание исследования - это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем.

9. Подготовить текст выступления

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Запиши текст доклада.        

10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия

К примеру, вы исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке, проектировали жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку. Ваш доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок объекта вашего исследования.

А если вы изучали, как влияет место расположения ученика в классе (то есть за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и предлагаете новые способы расстановки парт в классной комнате, то обязательно начертите схему, как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.

Нарисуйте эскизы схем, чертежей, макетов и др.

Делая наглядные материалы - макеты, схемы, чертежи, рисунки надо понимать, что они могут не только показать сильные стороны проделанной работы, но и открыть слабые места в вашем исследовании.

11. Подготовиться к ответам на вопросы

В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нем может присутствовать любой желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору исследования. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов - свободное владение материалом своего исследования.

Действия ученика:

  • Выбирает (предлагает) форму презентации.
  • Готовит и проводит презентацию.
  • При необходимости консультируется с учителем (экспертом).
  • Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся).



Предварительный просмотр:

Оформление списка литературы

Список литературы - это органическая часть любой научной работы. Список включает в себя цитируемые в данной работе, просмотренные произведения, архивный материал, имеющий отношение к теме.

Варианты расположения литературы в списке:

  • алфавитное;
  • по типам документов;
  • систематическое;
  • по мере использования (по главам и разделам);
  • хронологическое и др.

Расположение материала в списках либо определяется автором, либо автор согласовывает его с правилами, принятыми в данной организации, журнале, совете по защите диссертаций и т. д. В любом случае внутри разделов сведения об источниках располагаются в алфавите библиографического описания (автор или заглавие).

Алфавитное расположение источников означает, что выдерживается строгий словный алфавит заголовков библиографического описания (авторов или заглавий).

При расположении по типам документов материал в списке литературы располагается сначала по типам изданий: книги, статьи, официальные документы, стандарты и т. д., а внутри раздела - по алфавиту (автор или заглавие).

Систематическое расположение означает деление списка на разделе в соответствии с системой науки или отрасли. В этом случае за основу можно брать известные системы классификаций, например библиотечные. В этом случае список напоминает разделы систематического каталога библиотеки.

Расположение по мере использования (по главам и разделам). Такой способ чаще всего применяют в небольших статьях (докладах), где список использованных источников небольшой. Чаще всего такой способ применяется в крупных научных изданиях — монографиях.

Хронологическое расположение материала используется чаще всего в работах исторического характера, где важно показать периоды и обратить внимание на то, в какое время был опубликован тот или иной источник.

Основой списка источников (литературы) является библиографическое описание издания, которое и позволяет выстроить список в той или иной логике.

Библиографическое описание литературы

Схема библиографического описания документа для списка литературы

Библиографическое описание на книгу или любой другой документ составляется по определенным правилам. Оно содержит библиографические сведения о документе, приведенные в определенном порядке, позволяющие идентифицировать документ и дать его общую характеристику.

В зависимости от структуры описания различают:

  • одноуровневое библиографическое описание - это описание одного отдельно взятого (одночастного) документа (монографии, учебника, справочника, сборника статей, архивного документа и т.д.);
  • многоуровневое библиографическое описание - это описание многочастного документа (многотомное издание);
  • аналитическое библиографическое описание - это описание части документа (статья из периодического издания или сборника).

При составлении библиографического описания в целях обеспечения его компактности можно применять сокращения слов и словосочетаний, пропуск части элементов, объединение различных записей в одну библиографическую запись.

Краткая схема библиографического описания (описание состоит из обязательных элементов) схематично может быть представлена так:

Заголовок описания. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности. - Сведения об издании. - Выходные данные. - Объем.

Заголовок - это элемент библиографической записи, расположенный перед основным заглавием произведения. Он может включать имя лица (имя лица - условно применяемое понятие, включающее фамилию, инициалы или имя и отчество), наименование организации, унифицированное заглавие произведения, обозначение документа, географическое название, иные сведения.

При наличии двух и трех авторов указывают только имя первого автора или выделенного на книге каким-либо способом (цветом, шрифтом). Имена всех авторов приводят в библиографическом описании в сведениях об ответственности.

Основным заглавием является заглавие книги или статьи, а сведением, относящимся к заглавию - пояснение жанра, типа издания, например, сборник статей, учебное пособие и т.п.

Сведения об ответственности - это сведения о соавторах, переводчиках, редакторах и/или о той организации, которая принимает на себя ответственности за данную публикацию.

Сведения об издании включают качественную и количественную характеристику документа - переработанное, стереотипное, 2-е и т. п.

Выходные данные - это наименование города, издательства, где опубликована книга и года издания. Москва, Ленинград, Санкт-Петербург, (М., Л., СПб.). Все остальные города пишутся полностью (Новосибирск, Киев). Дата для книги означает год издания.

Объем - это количество страниц или страницы, на которых опубликована статья в журнале или сборнике.

Примеры библиографического описания книги:

… одного автора 

Пчелов Е.В.  Генеалогия древнерусских  князей IX  –  начала  XI  в. / Е.В. Пчелов; отв.  редО. М. Медушевская ;  Рос. гос. гуманитарный  ун-т. – М.: РГГУ, 2021. – 261 с.

Поппер К. Логика научного исследования / Карл Поппер ; пер. с англ.  под  общ.  ред.   В.Н. Садовского.  –  М.: Республика, 2005. – 446 с. – (Мыслители XX века).

… двух авторов 

Ковалев А.А. Учебник арабского языка / А.А. Ковалев, Г.Ш. Шарбатов. – Изд. 4-е. – М.: Вост. лит., 2014. – 751 с.

Захаров А.А. Как написать и защитить диссертацию / А. Захаров, Т. Захарова. – СПб. [и др.]: Питер, 2014. – 157 с.

… трех авторов 

Вялова Л. М.  Документы: cоврем.  требования к оформлению: учеб.-справ.   пособие / Л. М. Вялова,   Л. В. Санкина,  Н. В. Шатина ; Рос. гос. гуманитарный  ун-т. – М.: РГГУ, 2014. – 65 с. 

… четырех и более авторов 

Вспомогательные  исторические  дисциплины : учеб.-метод. модуль / [Е.И. Каменцева и др.] ; под ред. В.А. Муравьева ;  Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ист.-арх. ин-т, Каф. источниковедения и вспом. ист. дисциплин. – М.: Изд-во Ипполитова, 2014. – 419 с. – (Я иду на занятия...).

… без авторов 

Археографический ежегодник за 2002 год / Рос. акад. наук, Отд-ние ист.-филол. наук, Археогр. комис., Федер. арх. служба России; [отв. ред. С.О. Шмидт]. – М.: Наука, 2014. – 482 с.

Большой   словарь   официальных юридических   терминов /   сост. Ю.И. Фединский. – М.: Экономика, 2021. – 646 с.

Психологическое проектирование: учеб.-метод. комплекс: для специальности № 020400 – Психология / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ин-т психологии им. Л.С. Выготского, каф.  психологии ;  сост. Е.Л. Бережковская. – М. : РГГУ, 2023. – 38 с.

Примеры библиографического описания сборников

… статей

Историческая экология и историческая демография:  сб. науч. ст. /  Рос. акад. наук, науч. совет по ист. демографии  и  ист. географии ; [редкол.: Ю.А. Поляков (отв. ред.) и др.]. – М.: РОССПЭН, 2023. – 382 с.

 … статистических материалов

Внешняя торговля услугами Российской Федерации, 2003: стат. сб. / Центр. банк Рос. Федерации (Банк России). – М.: ЦБР, 2014. – 177 с.

Россия в цифрах, 2005 : крат. стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат) ; [редкол.  В.Л. Соколин и др.]. – Офиц. изд. – М.: Статистика России, 2015. – 477 с.

 … стандартов

Делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти: типовая инструкция по делопроизводству. – М.: Ось–89,  2012. – 78 с. – (Стандарты  делопроизводства).

… материалов конференций

«Новая Россия»: власть, общество, управление в контексте либеральных ценностей: материалы междунар. науч. конф., Москва, 22 марта 2004 г. / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Фак. истории, политологии и права ; [редкол.: Логунов А.П. (отв. ред.) и др.]. – М. : РГГУ, 2014. – 319 с.

Центры силы в современной системе международных отношений: материалы междунар. конф., состоявшейся в Ин-те Европы РАН 10 дек. 2013 г. / Рос. акад. наук, Ин-т Европы ; [под общ. ред. В.С. Рыкина]. – М. : Огни, 2014. – 113 с. – (Доклады Института Европы ; № 141).

Примеры библиографического описания составной части документа (статьи)

…из сборников

Иванов С.А. Жития св. Анина и их историческая ценность / С.А. Иванов // Византийский временник / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории; отв. ред. Г.Г. Литаврин. – М.: Наука, 2014. – Т. 63 (88). – С. 129–136.

Уколова В.И. Город как парадигма средневековой культуры / В.И. Уколова // Средние века / Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории. – М.: Наука, 2020. – Вып. 61. – С.154–168.

… из газет

Вислогузов В.  Регионы просят налогов / Вадим Вислогузов // Коммерсант. – 2015. – 19 сент. – С. 14.

Дашковская О. Законодательная власть становится очень исполнительной / Ольга Дашковская  // Первое сентября. – 2015. – 18 окт. – С. 1.

… из журналов

 Борисевич В.В.  Государственная тайна под прицелом СМИ / В.В. Борисевич // Юриспруденция / Рос. гос. гуманитарный ун-т. – 2023. – № 3. – С. 54–61.

Демушкин А.С. Организация работы по рассекречиванию документов / А.С. Демушкин // Делопроизводство. – 2022. – № 4 (29). – С. 56–60.

Добрецов Н.Л. «Треугольник Лаврентьева»: принципы организации науки в Сибири  / Н.Л.  Добрецов  //  Вестн.  Рос. акад. наук. – 2021. – Т. 71, № 5. – С. 428–436.

Егорова Н.А. Кодекс как вид документа / Н.А. Егорова, М.В. Милованова // Секретарское дело. – 2022. – № 4 (29). – С. 13–17.

Законодательные материалы

Гражданский кодекс Российской Федерации : часть 3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2021. – № 49. – Ст. 4552.

Об образовании: федер. закон. – М.: Инфра-М, 2002. – 54 с. – (Федеральный закон; вып. 28).

Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон  от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ. – М. : ОТиСС, 2002. – 142 с.

 О внесении изменений в Положение о   Министерстве   образования  РФ : постановление  Правительства  РФ от 22.08.2003 № 518 //  Образование в документах. – 2003. – № 28. – С. 16.

Федеральный  закон  об  электронной цифровой подписи от 10 января  2002 года №1–ФЗ : принят  Гос. Думой 13 дек. 2001 г. : одобрен  Советом  Федерации 26  дек. 2001 г. //   Делопроизводство. – 2002. – № 4. –С. 91–98.

 Электронные ресурсы

Большая  российская  юридическая энциклопедия [Электронный ресурс] : электрон.   правовой   справочник. – Электрон.   дан. – СПб.: Информ. компания  "Кодекс", сop. 2000. – 1 электрон.  опт.  диск (CD-ROM).

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : от 05.08.2000 № 117-ФЗ : (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) : (ред. от 22.07.2005) : (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2006) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф  [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2005].

Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 02.11.2004) «О садоводческих, огородческих и дачных некоммерческих объединениях граждан»: (принят ГД ФС РФ 11.03.1998) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф  [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М., 2005].



Предварительный просмотр:

Предлагаемые темы индивидуальных проектов и учебно-исследовательских работ

Тема проекта

1

Экологически чистая школа: действительное и возможное

2

Проблема общения людей с различными типами характера

3

Проблема ограниченности времени современного человека

4

Здоровье нации – стратегическая задача развития России

5

Молоко – основной продукт питания человека

6

Развитие анализаторов человека как способ познания окружающего мира

7

Влияние современной моды на подростка

8

Экология жилища

9

Витамины в жизни человека

10

Страхи старшеклассников

11

Сказки как метод народной психотерапии

12

ЗОЖ с точки зрения калорийности пищи

13

Знак зодиака и профессиональная направленность человека

14

Возможность обучения за границей российских выпускников школ

15

Качественное определение важнейших примесей в воде

16

Исследование возможностей энергосбережения в квартире

17

Изучение влияния музыки на динамическую работоспособность человека

18

Изучение освещенности рабочих столов в кабинетах и дома

19

Изучение зависимости здоровья людей от состояния атмосферы

20

Вода, которую мы пьем

21

Все о пище с точки зрения химика

22

Вредна ли губная помада

23

Исследование шоколада

24

Исследование чая

25

Исследование витамина С в фруктовых соках разных производителей

26

Коррозия металлов

27

Использование неорганических веществ в военном деле

28

Определение кислотности среды косметических средств

29

Лекарственные препараты в жизни человека

30

Использование неорганических веществ в военном деле

31

Определение кислотности среды косметических средств

     



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

СЛАЙД 1. Тема сегодняшнего мастер-класса: «Формирование проектно-исследовательских компетенций учащихся средствами STEM-технологий». СЛАЙД 2.Эпиграфом к своему мастер -классу я выбрала слова: «Ничто так не побуждает дремлющие способности человека, как возможность непосредственного их применения в жизни».

- Коллеги, Вы, конечно, сталкивались с такой проблемой, когда дети не понимают зачем мы изучаем ту или иную тему, и где она может пригодится в жизни?! (Ответы педагогов)

СЛАЙД 4. Несмотря на то, что в современной жизни человека химия имеет исключительное значение, так как нас везде и повсюду окружают предметы, материалы, продукты питания, изготовленные из веществ в ходе химических превращений, большинство  учащихся проявляют низкий  интерес и мотивацию к ее  изучению. Школьники ждут начала изучения химии: таинственный мир превращений, опытов, взрывов привлекает многих.

Но уже с момента изучения языка химии – химических знаков, формул, уравнений, свойств веществ – интерес угасает. Ведь это все абстрактно, они не видят реальной связи с окружающим миром, не понимают, зачем необходимо все это, как им кажется, «вызубривать». Как результат, для многих школьников по окончанию обучения – химия – один из самых сложных, абсолютно ненужных в повседневной жизни учебных предметов, и как следствие – не любимых ими.

В связи с этим возникла необходимость поиска  путей повышения познавательной активности учащихся с целью  улучшения качества обучения.

СЛАЙД 5. Практический опыт показал, что одним из факторов, способствующих повышению уровня обучения, формированию положительной мотивации к исследовательской и проектной деятельности принадлежит использованию внутри и межпредметных связей, что и лежит в основе  STEM- технологий.

СЛАЙД 6. Главная цель STEM подхода – преодолеть свойственную традиционному образованию оторванность от решения практических задач и выстроить понятные ученикам связи между учебными предметами, используя творческий подход.

СЛАЙД 7. В основе STEM-подхода лежат четыре принципа:

  • проектная форма организации образовательного процесса,
  • прикладной характер учебных задач,
  • межпредметный характер обучения,
  • современные технологии и инженерные дисциплины .

        Таким образом, сформировались основные навыки будущего 4К: 

• Коммуникация 

• Кооперация 

• Критическое мышление 

• Креативность 

СЛАЙД 7. STEM-подход  основан на идее обучения школьников с применением междисциплинарного и прикладного характера по каждой из четырех дисциплин: естественных наук, технологии, инженерного искусства,  математики.   

Используя знания в соответствующей предметной области ученик должен  понять и решить проблему, которая лежит вне рамок этого предмета, то есть  применить знания в нестандартной ситуации, в решении прикладных жизненных задач, что  и лежит в основе  оценки уровня функциональной грамотности и сформированности  метапредметных навыков учащихся.  

СЛАЙД 9. В своей практике на уроках я использую ситуационные задания с практико-ориентированным подходом, например:

1.Могучий Древний Рим был одной из самых развитых цивилизаций своей эпохи. Римляне покорили огромные пространства, выйдя далеко за пределы Средиземноморья, но их империя всё равно пала. Этот металл мог стать одной из причин падения Рима, так как именно из него делали водопроводы. О каком металле идет речь? Ответ: Свинец

2.Во время вторжения Наполеона в 1811 года Александр I писал: «За нас – необъятное пространство… Француз храбр, но за нас будет воевать наш климат и наша зима». Русская зима подбросила очень серьезную неприятность французской армии, она уничтожила пуговицы на мундирах, которые рассыпались от низких температур. Внимание вопрос: Из какого металла были сделаны пуговицы, запишите символ этого элемента? Ответ: Олово

СЛАЙД 10. Применяя систему межпредметных заданий на основе STEM- технологии у школьников развивается не только  проектно-исследовательская компетентность, но они успешно участвуют в творческих конкурсах, олимпиадах муниципального и регионального  уровней.

На протяжении 4- х лет учащиеся под моим руководством выполняют проектные и исследовательские работы, которые представляют на конкурсах и конференциях различного уровня.

  Результативность участия:

Конференции/конкурсы

Результативность участия

2020-2021 уч.год

2021-2022 уч. год

Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в ХХI веке»

МЭ -3

РЭ -1

 2

Региональный конкурс научно-исследовательских и методических и творческих работ «Мой край»

1

-

Региональный симпозиум научно-исследовательских проектов обучающихся «Мои исследования – родному краю»

МЭ - 1

2

Российская научная конференции школьников «Открытие»

МЭ -3

3

Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»

МЭ -1

2

Муниципальная научно-практическая конференция «Природу Старооскольского края сохранят дети»

1

1

Муниципальная конференция юных исследователей, посвященная 100-летию со дня рождения А.Д. Сахарова

2

2

Всероссийский конкурс  исследовательских работ учащихся «Шаги в науку»

1

2

Муниципальный конкурс исследовательских работ и проектов «Сохрани небо – защити озоновый слой»

2

3

Региональный этап Всероссийского конкурса творческих, проектных и  исследовательских  работ учащихся «Вместеярче»

2

-

II открытая Региональная научно-образовательная конференция школьников «Старт в медицину»

2

-

Региональный конкурс «Высший пилотаж-Белгород

1

1

Научно-инновационный конкурс ГФ БГТУ им. В.Г. Шухова для учащихся 9-11 классов средних общеобразовательных учреждений «Школьник»

7

10

Итак, в основе STEM- технологии лежит проектно-исследовательская деятельность.

 И возникает проблема: как выбрать тему проекта?

СЛАЙД 10.-11 Решить возникшие проблемы можно с помощью он-лайн сервисов разнообразных направлений: международная образовательная платформа GoLab и российская глобальная школьная лаборатория ГлобалЛаб.  На данной платформе находятся готовые проекты по различным направлениям деятельности, идеи для новых проектов.

Проводить любые эксперименты по физике, математике, химии и биологии как в школе, так и дома помогут виртуальные лаборатории и технические симуляторы.В них можно собрать электрические цепи, построить графики и чертежи. Они позволяют видеть в режиме реального времени все изменения модели и ее свойств в соответствии с законами этих наук.

СЛАЙД 12. В свободном доступе педагоги могут найти большие коллекции виртуальных лабораторий по разным наукам. Ссылки представлены на сладе:

LabXchange

EduWebLabs 

e-LABORATORY PROJECT 

EasyEDA 

Energy3D  

Живая математика 

 

         

СЛАЙД 13. 2. Практическая часть

2. Проведение имитационной игры. Работа в группах: Давайте вместе выполним актуальное для нас задание: «Клумба нашей мечты»

1 шаг. Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2 шаг. Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

3 шаг. Проблема переформулируется в цель.

4 шаг. Причины переформулируются в задачи.

5 шаг. Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий по ее решению.

6 шаг. Определяются необходимые материальные ресурсы.

7 шаг. Для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Цель: создание эстетически и экологически привлекательного «ландшафтного дизайна школьного цветника».

Задачи:

1.Изучить материал по созданию ландшафтного дизайна.

2.Создать эскиз клумбы.

3.Организовать школьный десант «Сам я все могу – школьный двор уберегу».

4.Подобрать растения для оформления школьного цветника.

5.Благоустройство школьного цветника.

Продукт: школьная клумба.

Итак, мы получили обобщенную схему создания мини-проекта!

Мы с вами создали проект на основе реализации STEM-технологии.

3.Моделирование

        Цель практической части: Выработка в группе единого взгляда на STEM-технологию и разработка идеи STEM-проекта.

Представьте, что Вы находитесь в научной лаборатории. Ваша задача изучить свойства воды с химической точки зрения согласно инструкционной карте.

Ваша задача сегодня, практически выполнить задание для создания STEM-проекта. Роль секретаря записать любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. Затем групповое обсуждение, задача - выбрать одно наиболее интересное и непредсказуемое.

Время выполнения – до 5 минут.

Проведение эксперимента. Подведение итогов.

 Я думаю, что не открою Вам большого секрета, если скажу, что ….вы все большие молодцы)))

Таким образом, будущее за технологиями, а будущее технологий - за учителями нового формата, которые лишены предрассудков, не приемлют формального подхода и могут своими знаниями “взорвать мозг” учащимся и расширить их кругозор до бесконечности.

Давайте вспомним и выделим основные этапы работы над проектом:

  1. Постановка проблемы.
  2. Целеполагание
  3. Планирование
  4. Реализация проекта (изготовление продукта)
  5. Самооценка. Анализ. Проверка работоспособности продукта
  6. Коррекция
  7. Презентация проекта
  8. Рефлексия

Вывод

Уважаемый коллеги, STEM- технологии можно использовать при изучении любого предмета, они позволят добиться успеха за короткий промежуток времени.

Рефлексия

Перед вами слова , которые позволяют охарактеризовать наше занятие. Выберите одно и прикрепите на доску.

КОНТРАСТИВНЫЙ АНАЛИЗ

  1. ИНТЕРЕСНЫЙ 
  2. ИННОВАЦИОННЫЙ
  3. ЭФФЕКТИВНЫЙ
  4. КРЕАТИВНЫЙ
  5. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ
  6. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ
  7. ТВОРЧЕСКИЙ
  8. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ
  9. АКТУАЛЬНЫЙ
  10. ПРАКТИЧЕСКИЙ


Работа над проектом

  1. Постановка проблемы:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Причины:

(формулировка начинается с «не…», «нет…»)

  1. Цель проекта:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи: 1.___________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________4.___________________________________________________________________________5.___________________________________________________________________________6.__________________________________________________________________________

     Мероприятия:    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                     .

  1. Результат/продукт:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Критерии результативности: _________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Анализ ресурсов: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        


Задание1: Определение кислотности среды  различных веществ и растворов

Ситуация 1.

рН кожи и волос здорового человека составляет примерно 5 (см. рисунок). Для мытья волос Таня использует нейтральный шампунь с рН в пределах 6-8.

 

Какую жидкость может использовать Таня в качестве ополаскивателя для волос после мытья головы, если она хочет поддержать естественный рН волос?

  1. Дистиллированную воду.
  2. Дождевую воду.
  3. Слабый раствор пищевой соды.
  4. Слабый раствор лимонного сока.

Инструкционная карта: Определение кислотности среды разных растворов

Оборудование, материалы, реактивы:  лимон, огурец, вода,  раствор мыла, уксусная кислота,   полоски индикаторной бумаг.

1.Определите реакцию среды предложенных Вам объектов с помощью  полоски универсальной индикаторной бумаги.

Результаты сравните со шкалой кислотности среды. Результаты зафиксируйте в таблицу. Сформулируйте выводы.

Значение РН

Кислая среда

Нейтраль-ная

Щелочная среда

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Лимон

Раствор  соды

вода

Раствор мыла

Уксусная кислота

2. Постройте диаграмму (график) на основе полученных данных (8 класс).

3. Рассчитайте концентрацию водородных и гидроксильных ионов в растворе по известному значению  рН, используя алгоритм (9 класс)

 4.Просмотрите видеофильм, пройдя по ссылке.

  https://yandex.ru/video/preview/7974449929885441643

https://www.gidroponika.su/gidroponika-svoimi-rukami.html/myopit/samodelnyj-jelektronnyj-ph-metr.html

5. Изготовьте прибор для определения кислотности среды в домашних условиях.

6. Составьте буклет: РН – КАК УЗНАТЬ И ГДЕ ПРИМЕНЯТЬ