Работа с родителями


Предварительный просмотр:

                                         РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЕ

                                         «Жестокое обращение с детьми»

• Спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интернатов;

• В общей сложности 25—26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения;

• В России регистрируется свыше 2,5 тыс. сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей; с каждым годом совершается все больше изнасилований несовершеннолетних

Жестокое обращение с детьми  - общий термин, относящийся к четырем основным видам воздействия: физическому, сексуальному и эмоциональному насилию, а также к отсутствию родительской заботы. Жестокое обращение с детьми может принимать разнообразные формы, в том числе включать действия, которые испытывают на себе большинство детей, например телесное наказание, агрессивное отношение со стороны братьев, сестер и сверстников и реже физическое насилие.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

   Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  • Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
  • Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
  • угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
  • Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая

 ПРИЧИНЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

Нельзя рассуждать о жестоком обращении с ребенком и отсутствии родительской заботы без учета семейного контекста. Семейные взаимоотношения - самые первые и самые прочные социальные взаимоотношения, которые в значительной мере влияют на самооценку ребенка, его способности к адаптации и ощущение благополучия. Для большинства из нас семейные влияния позитивны и благотворны и являются основным источником воспитания, в процессе которого формируются принципы социального взаимодействия, сохраняющиеся затем в течение всей жизни. На других, однако, семейные события и переживания оказывают негативное воздействие. Неблагоприятная атмосфера в семье создает почву для самых жестоких форм насилия в обществе. Чтобы понять, насколько негативно влияет насилие и отсутствие родительской заботы на психическое здоровье детей и взрослых, нужно выяснить, чем характеризуется нормальная обстановка в семье и как она воздействует на развитие ребенка.

Для нормального развития детям нужна атмосфера заботы и внимания, в которой в равной мере удовлетворяются два типа потребностей: контроля и привязанности. Детерминанты здоровых взаимоотношений между родителями и ребенком, а также детерминанты семейных ролей, основанные на этих двух главных потребностях, включают:

- Адекватное понимание детского развития и ожиданий, в том числе знание о нормальном детском сексуальном развитии и экспериментировании.

- Адекватные навыки борьбы со стрессами, возникающими в процессе воспитания маленьких детей; возможность уделять ребенку необходимое внимание и усовершенствование методов воспитания с помощью соответствующей стимуляции.

- Возможности установления нормальной привязанности между родителями и ребенком и формирование коммуникативных паттернов в раннем возрасте.

- Умение вести домашнее хозяйство, в том числе и умение осуществлять разумное планирование расходов на жилье и на еду.

- Возможности и желание родителей разделить между собой обязанности и заботы о детях, когда это необходимо.

- Возможность получения необходимых социальных и медицинских услуг.

Перечисленные условия, необходимые для создания и поддержания в семье нормальной атмосферы, связаны не только с компетенцией родителей и их умением находить адекватные методы воспитания, но также зависят от семейных и социальных обстоятельств. Такие факторы, как взаимоотношения родителей и характер ребенка, его темперамент, здоровье или нарушения развития играют главную роль в его воспитании. Кроме того, существенное воздействие на воспитание оказывают образованность родителей и возможность получения ими социальной поддержки и необходимой информации о правильном воспитании ребенка.

Итак, в тех случаях, когда ребенок и его личность занимают центральное положение, родители используют приемлемые и нормальные формы воспитания, способствующие его развитию. Компетентные родители по-разному стимулируют развитие ребенка, они предъявляют свои требования к ребенку в зависимости от его потребностей и способностей. Разумеется, родители часто ругают, критикуют ребенка и даже демонстрируют нечуткость к его потребностям; в действительности, чтобы вырастить дисциплинированного ребенка, иногда нужен строгий контроль, требовательность и эмоциональная экспрессивность.

Однако при пограничном стиле воспитания родители ведут себя более безответственно, и ребенку наносится значительный вред. Таким родителям зачастую самим нужна помощь и наставление, которые позволили бы им овладеть эффективными методами воспитания.

Наконец, родители, не удовлетворяющие потребности ребенка, пользуются его зависимостью и совершают физическое, сексуальное или эмоциональное насилие. Они ведут себя неприемлемо и жестоко по отношению к детям. Итак, самый явный признак отсутствия родительской заботы - неспособность родителей чутко реагировать на потребности ребенка.

Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели, учителя. Большую роль в распространении жесткости к детям играет неосведомленность родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, непонимание, что не каждое наказание идет ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкое правовая культура населения, недостаточные знания законодательных норм, охраняющий права ребенка и гарантирующих наказание насильников. В том числе нарушение основных прав человека и ребенка.
    Жесткое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза для жизни.
Среди причин возникновения жестокого обращения с детьми можно выделить следующие:

  • безработица или низкая материальная обеспеченность;
  • алкоголизм одного или обоих родителей;
  • одиночество или распавшийся брак;
  • слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;
  • озлобленность родителей или разочарованность в жизни;
  • физическое или психическое переутомление;
  • незрелость родителей;
  • эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;
  • отсутствие привязанности к ребенку;
  • чрезмерная требовательность;
  • рождение другого ребенка;
  • большое количество детей;
  • нежеланный ребенок (как повод и принуждение к заключению брака);
  • преждевременно родившийся в браке ребенок, дающий повод для размолвок и разрыва;
  • внебрачный ребенок как объект вымещения зла на его родителя;
  • ребенок с физическими и психическими недостатками, от которого хотят избавиться;
  • своеобразие поведения ребенка, вызывающее чрезмерную реакцию взрослых: своенравие, упрямство, протесты, нарочитый отказ выполнять режим ( отказ от еды и т.д.), посещать детские учреждения, крики, воровство, ложь, лень, а также отрицательную реакцию взрослых вызывают недержание кала и мочи, рвота и т.д.

   ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ.

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
  • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Статья 117: Причинение несовершеннолетнему физических страданий путем систематического нанесения побоев влечет лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.

Статья 156: За неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние  связано с жестоким обращением с  несовершеннолетним, родители могут быть лишены родительских прав.

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

Статья 56: Несовершеннолетний  вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

Статья 63: Родители обязаны воспитывать своих детей. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорблению или эксплуатацию детей.

Статья 69: В случае жестокого обращения с детьми и злоупотребления своими родительскими правами родители могут быть лишены родительских прав.

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех  образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

 НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА.

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Способы открыть ребёнку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребёнку свою любовь

1. Слово. Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд. Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите

Рекомендации родителям.

Специалисты рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить  ребенка, постараться проделать следующее:

  • Выйти из комнаты и позвонить приятелю.
  • Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.
  •  Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.
  • Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.
  •  Принять душ.
  •  Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.
  • Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.

10 шагов, чтобы стать хорошим родителем.

1. Любовь – это самая важная потребность всех детей. Любовь важная позитивная составляющая  воспитания. Чем больше вы проявляете свою любовь к детям, обнимая, целуя их и говоря «Я тебя люблю», тем больше они хотят доказать  вам, что заслуживают ее. Любовь взрослого укрепляет уверенность ребенка в себе и уважение к своей личности.

2. Слушайте внимательно, что вам говорят дети. Проявляйте интерес к тому, что они  делают и чувствуют. Убедите их, что все чувства естественны – надо только уметь верно их выразить. Чем чаще вы будете так делать, тем реже вам придется прибегать к наказаниям.

3. Даже при самых любящих внимательных отношениях с ребенком необходимо четко установить ограничения (или запреты). Это – часть родительских обязанностей.  Но помните, что для детей естественно и нормально испытывать эти границы на прочность. Это не каприз – это  часть процесса обучения. Дети чувствуют себя более защищенными (хот иногда и жалуются), если вы  придерживаетесь установленных правил, при условии, что они обоснованы.

4. Смех помогает разрядить напряженную ситуацию. Иногда родители бывают слишком серьезны, словно юмору не место в общении с детьми. Старайтесь  видеть забавные стороны и разрешите себе посмеяться, когда это возможно.

5. Видение событий с точки зрения ваших детей и представление о том, что они чувствуют – это ключ к пониманию их поведения. Попробуйте вспомнить, что вы чувствовали, когда были детьми и взрослые несправедливо обращались с вами, и вы станете лучше понимать своего ребенка.

6. Хвалите и одобряйте своих детей. Ожидайте, что они будут хорошо себя вести, поощряйте их усилия, хвалите за хорошее поведение и старайтесь игнорировать плохие поступки. Чем больше вы придираетесь, тем меньше дети будут вас слушать.

7. Уважайте своего ребенка так же, как вы уважали бы взрослого человека. Привлекайте ваших детей к принятию решений,  особенно если эти решения как-то влияют на их жизнь; прислушайтесь к их точке зрения. Если вы поддались искушению сказать что-нибудь, что ранит вашего ребенка, то подумайте, как бы это выглядело, если вы сказали то же самое взрослому. Извинитесь перед своими детьми, если вы чем-то обидели их.

8. Установите определенный распорядок дня. Дети (особенно маленькие)  чувствуют себя гораздо счастливее и в большей безопасности, если они едят, спят, играют, гуляют в одно и то же  постоянное время. Многих конфликтов вы можете избежать, если у ребенка будет четкое время для его дел.

9. Некоторые правила необходимо соблюдать в каждой семье, но старайтесь быть гибкими. Однажды установив в своей семье правила, будьте последовательны в их исполнении. Если вы устанавливаете правило, а на следующий день заменяете его на другое, то вашим детям будет трудно понять, какое из этих правил действует сейчас. Иногда, вне дома, вам потребуются другие правила,  которые необходимо объяснить детям.

10. Не забывайте о своих собственных потребностях. Если вы чувствуете, что устали и вашему терпению вот-вот придет конец, выделите некоторое время для своего отдыха. Занимайтесь чем-нибудь, от чего вам будет лучше. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой или готовы закричать на своего ребенка, оскорбить его или ударить, лучше выйдете, успокойтесь и сосчитайте до 10.



Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

Интегрированные занятия в детском саду

Система интегрированного обучения дает педагогам ряд преимуществ: можно сократить количество занятий, освободить побольше времени для игр и самостоятельной деятельности дошкольников, увеличить продолжительность прогулок.

Интегрированные занятия в детском саду помогут устранить все те неизбежные противоречия, которые несомненно возникнут между развитием личности ребенка и педагогическим процессом, сгладят все те несоответствия между процессом получения новых знаний и подвижной природой ребенка.

Во время интегрированных занятий педагог объединяет в нужном соотношении в одно целое элементы изодеятельности, развития речи, физического развития, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. Достигается это за счет того, что каждый малыш найдет близкие для себя темы в каждом занятии.

 

Интегрированные занятия в детском саду в полной мере соответствуют активной и подвижной природе детей, позволяют им рассмотреть в разных плоскостях объект изучения и попутно закрепить на практике полученные знания. Дошкольник попросту не успевает «устать» от объема полученной на занятии новой информации, ведь в нужный момент он переключается на новую форму подачи материала.

Интегрированное обучение, которое также называют комплексным, позволяют любое явление увидеть и понять целостно, а не в разрозненном виде, как это нередко бывает на обычных занятиях.  

Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников

Суть интегративного принципа состоит в проблематизации содержания изобразительной деятельности и форм организации мыслительной активности. Дети активно включаются в дидактическую игру уже на этапе ее подготовки (самостоятельно создают дидактический материал) и тем самым осмысленно, творчески, индивидуально решают познавательные задачи. Книга содержит оригинальный иллюстративный и литературный материал (новые стихотворения, путаницы, загадки).
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разностороннее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегративных принципах выстраиваются не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе и такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.
Известный детский психолог А.В.Запорожец говорил: "Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей". Сегодня эти слова звучат современно и своевременно. Вот почему в книге предложен новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и художественно-продуктивной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети сами или с помощью педагога и родителей создают средствами изобразительной деятельности дидактические игры для развивающих занятий по разным разделам образовательной программы.

Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ

 

  Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

  До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

  Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия.

 

  Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

 

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

 

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

 

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

 

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

 

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога,  раскрытия его способностей.

 

  В детском саду мы организовали творческую группу, которая апробирует и реализует методическую разработку: «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ»; на практике педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных занятий по различным направлениям на основе единого тематического планирования.

 

  Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

 

  Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

 

-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

 

-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

 

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

 

-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

 

-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы  на каждом занятии;

 

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

 

-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на  занятии;

 

-систематичность и доступность изложения материала;

 

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

 

Основные принципы взаимодействия с детьми:

1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной  поддержке.

 

2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.

 

3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.

 

4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

 

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

 

 

 

Интеграция направлений

 

 

 

Метод проектов и развитие личности ребенка

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.

Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

 

Вариативность использования интегрированного метода обучения

  • Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы)
  • Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое)
  • Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема
  • Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно-эстетического направления

Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием.

Пример частичной интеграции – интеграция художественной литературы и изодеятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.

Особый интерес представляет собой интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и так далее;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:

 



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

«Домашняя игротека - развивающих игр с детьми»

Форма проведения: семинар-практикум

Место проведения: музыкальный зал.

Участники: родители воспитанников подготовительной к школе  группы, дети, воспитатели

Аннотация работы:

  Одним из немаловажных аспектов развития  детей дошкольников является интеллектуальное развитие.

Для родителей важно, чтобы их ребёнок был успешным и развитым. Эффективность развивающего процесса детей  в ДОУ зависит от совместной деятельности воспитателя и родителей, способствующей скорейшему развитию дошкольников.

В связи с этим мной был разработан семинар-практикум.

Семинар-практикум проводился  в рамках знакомства  родителей старшего  дошкольного возраста по теме: «Домашняя игротека - развивающих игр с детьми»

Семинар-практикум состоит из частей:

1. Теоретическая часть

1.1.Консультация для родителей  «Игры - как средство развития детей»

2.  Практическая часть

2.1. Игры - задания для родителей

2.2. Дискуссия о целесообразности условий и методов развития игровой деятельности детей в семье

2.3. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Домашняя игротека»

2.4.Традиционная  игра «Я дарю тебе игру».

2.5.Игротека (совместные игры детей и родителей).

3.  Просмотр презентации

3.1.Просмотр презентации «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством  математической  деятельности»

3.2. Вручение памятки «Что могут родители»

4. Рефлексия

Семинар-практикум – одна из  эффективных форм сотрудничества с родителями, где предполагается как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические решение конкретной ситуации.

Семинар-практикум  получил высокие положительные отзывы от участников семинара.

Цели: Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей  детей

в домашних условиях;

Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.

Задачи:

-Сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие интеллектуальных способностей у детей.

-Привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками.

-Упражнять детей и родителей в способе расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец, планировать ход действий.

- Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений в условиях семьи, направленных на развитие интеллектуальных способностей у детей;

- Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей.

Актуальность:

ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на развитие ребёнка-дошкольника, но для этого нужно повысить уровень грамотности родителей. Одним из направлений, реально повышающих знания родителей, является семинар-практикум.

Новизна:

Состоит в разработке семинара-практикума на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)в работе воспитателя.

Новизна  и  практическая значимость семинара выражается в том, что  реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность  за воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители  являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, для которых целевым ориентиром является  формирование социального портрета ребенка дошкольника 6– 7 лет и возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольного учреждения.

Ожидаемые результаты:

- у родителей сформированы  представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие интеллектуальных способностей у детей

- родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей  детей

- родителями получен опыт самостоятельного подбора игр

Предварительная работа:

- проведение анкетирования  и индивидуальных бесед с родителями с целью выяснения их представлений и возможностей по данной теме;

- анализ анкет и бесед с родителями;

-  подбор пособий, игр, методической литературы по теме;

-создание презентации;

- оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.

Информационно-техническое обеспечение:

Раздаточный материал для родителей: смайлики - красного, желтого, синего цветов (для каждого участника).

Карточки, на которых сформулированы  условия и методы развития игровой деятельности детей в семье.

Презентация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством  математической деятельности»

Материалы и оборудование:

Ноутбук, проектор, экран, ножницы, образцы игры танграм, магнитная доска,

игры и пособия, используемые для развития детей.

Ход: Семинара – практикума для родителей

«Домашняя игротека - развивающих игр с детьми»

Слайд 1

Семинар – практикум для родителей

 «Домашняя игротека - развивающих игр с детьми»

Слайд 2

План семинара - практикума

1.    Теоретическая часть

1.1.Консультация для родителей  «Игры - как средство развития детей»

2.    Практическая часть

2.1.  Игры - задания для родителей

2.2.  Дискуссия о целесообразности условий и методов развития игровой деятельности детей в семье

2.3.  Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Домашняя игротека»

2.4. Традиционная  игра «Я дарю тебе игру».

2.5. Игротека (совместные игры детей и родителей).

3.  Просмотр презентации

3.1.  Просмотр презентации «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством  математической  деятельности»

3.2.    Вручение памятки «Что могут родители»

4. Рефлексия

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть Вас!

Слайд 3

Игра «Давайте поздороваемся»

Здороваться надо определенным образом:

Музыка звучит – все гуляем по залу.

Музыка останавливается 1 раз – здороваемся за руки, с тем, кто окажется рядом.

2 раз – здороваемся плечиками.

3 раз – здороваемся спинками. Разговаривать запрещается.

После игры участники присаживаются на стульчики.

Слайд 4-5

1.Теоретическая часть

1.1Консультация для родителей «Игры - как средство развития детей» (Приложение1)

Слайд 6

2.   Практическая часть

2.1. Игра-задание

Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете смайлик  красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.

  • Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
  • Рассказываю о своих играх из детства
  • Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
  • Купив ребёнку игру, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
  • Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду
  • Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
  • Часто дарю ребёнку игру, игрушку

- Если на вашем столе больше красных смайликов, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

Слайд 7

Задание. Уважаемые родители, у вас на столе лежат карточки, на которых сформулированы следующие условия и методы развития игровой деятельности детей в семье. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними, и выбирают те, которые вы реализуете в своей семье.

Слайд 8

2.2.  Дискуссия о целесообразности условий и методов развития игровой деятельности детей в семье.

(Педагог организует дискуссию о целесообразности  используемых родителями  методов)                                                                                          (Приложение 2)

Слайд 9

2.3.Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Домашняя игротека». 

Слайд 10

2.4.Уважаемые родители, я предлагаю ввести в традицию семьи и нашей группы «Я дарю тебе игру».

Цель - развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Один раз в неделю, в выходной день, родители, «подарите» ребенку новую игру для него: не просто купите, а изготовьте вместе с ребенком, но и обязательно объясните и поиграйте  с ребенком. Каждый понедельник дети «приносят» в группу изготовленные дома игры своими руками. Дети знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Получают призы за самые интересные игры.

Слайд 11

2.5.Игротека (совместные игры детей и родителей.)  (На вторую часть семинара – практикума приглашаются дети.)

Родители располагаются за столами.

- Сегодня на нашей встрече я хочу поподробнее остановиться на таких занимательных играх, которые родители могут изготовить вместе с детьми своими руками. Это игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур, занимающие особое место среди математических развлечений. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны не только детям, но и взрослым.

- Воспитатель демонстрирует родителям фигуры из игры «Танграм»

« Танграм»- одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором». Квадрат размером 8 на 8 см из картона  (демонстрирует), одинаково окрашенного с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам или по собственному замыслу.

- Воспитатель предлагает родителям посмотреть, как используют игру «Танграм» дети на занятиях в группе.

Фрагмент игры с детьми

Цель:  дать возможность родителям “прожить” в игре ребенка

На  столах перед каждым ребёнком - наборы фигур из игры «Танграм». Дети стоят полукругом перед воспитателем. Воспитатель задаёт детям загадку:

Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой ?

Дети отгадывают: «Заяц».

Слайд 12

- Воспитатель показывает детям образец фигуры – силуэта зайца.

-Ребята, посмотрите внимательно на зайца и расскажите, как он составлен. Из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца?

 Дети называют фигуру и её величину. Воспитатель предлагает ответить нескольким детям. Спрашивает остальных детей, правильно ли ответили дети, заметили ли ошибки, предлагает исправить их.

-Вот мы и рассмотрели, как составлен заяц.  А теперь, давайте сядем за столы и составим из своих наборов таких же зайчиков.

Дети выполняют задание.

После выполнения задания, воспитатель предлагает ещё раз проверить, правильно ли они составили фигуру зайца, сравнить с образцом. Просит нескольких детей рассказать, из каких фигур они составили зайца.

- Воспитатель объясняет родителям последовательность игровых действий: сначала проходит анализ образца под руководством взрослого, затем детям предлагается самостоятельно рассмотреть фигуру и составить её.

-Более сложной и интересной для детей деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.

Воспитатель предлагает родителям попробовать вместе с детьми поиграть в игру «Танграмм».

Слайд 13

-Воспитатель раздаёт родителям квадраты, ножницы, предлагает им самостоятельно приготовить игру.

Родители разрезают квадрат на 7 частей. Фигуры для игры готовы.

-Воспитатель задаёт родителям загадку:

Повыше кошки рост, 
Живет в норе, в лесу. 
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы...

Родители отгадывают: «Лиса»

Слайд 14

Воспитатель показывает образец

-Дорогие родители и дети, посмотрите внимательно на фигуру лисы. Из скольких частей её можно составить? ( Ответы родителей.)

Воспитатель предлагает родителям и детям составить фигуру лисы самостоятельно. После того, как большинство детей составят силуэт, воспитатель предлагает одному ребёнку разместить на магнитной доске расположение частей. Дети и родители сверяют составленные ими фигуры с изображением на магнитной доске.

Воспитатель интересуется, понравилось ли родителям игра, все ли справились с заданием.

-В ходе игры совершенствуется умение детей производить зрительный анализ образца. Поисковые действия, направленные на выбор способа пространственного расположения фигур на основе зрительного анализа, приобретают целенаправленность. Дети начинают обосновывать свои действия и  замыслы.

Затем воспитатель демонстрирует родителям аналогичные «Танграму» игры «Колумбово яйцо», «Пифагора» и «Монгольская игра». Объясняет, что эти игры аналогичны предыдущей, также их можно самостоятельно изготовить  дома и играть в них вместе с детьми.  

 Слайд 15

 В заключении встречи воспитатель раздаёт родителям листы с чертежами для приготовления игр «Колумбово яйцо» и «Монгольская игра», образцами фигур, которые можно составить из частей игр.

-Играйте вместе с детьми. Развивайте у детей творческие способности, самостоятельность, придумывайте  новые варианты фигур-силуэтов.                          

Слайд 16

3.Просмотр презентации.

3.1.  Уважаемые родители, в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с вами, получал от вас не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас и интеллектуальные способности.  Вашему вниманию предлагаю вам посмотреть презентацию

«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством  математической деятельности»

Слайд 17

3.2 Вручаются родителям памятки «Что могут родители» (Приложение2)

Слайд 18

Дорогие родители!

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными  и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая…  думайте сами» Б.П.Никитин                                                              

4.Рефлексия «Мое участие в семинаре»

Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей, полученные в результате проведения семинара-практикума.

Слайд 19

-Напишите на ваших смайликах, пожалуйста, о том, что вам понравилось или не понравилось? Ваши пожелания, предложения по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара?

И опустите в  ящик.

Слайд 20-21

 Благодарю за внимание! До свидания! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с родителями ранней.гр.А»

Месяц

Содержание

Способы реализации

Дата

Сентябрь

1.Психологическое развитие детей 3-4 лет.

2.Здоровье путь к успеху.

3.По ПДД.

4.Родительское собрание ”Будем знакомы”.

Консультация.

Консультация.

Консультация.

Анкетирование.

15.09.2022-30.09.2022.

Октябрь

1.Простудные заболевание.

2.Пожарная безопасность.

3. КВН с родителями «Дорога и дети». Презентация – «Безопасность ребенка»

Консультация.

Консультация.

Памятка.

05.10.2022.

15.10.2022.

23.10.2022.

Ноябрь

1.”Что мешает диалогу между педагогом и родителями?”

2.”Учить детей этике поведения”.

3.Работа дошкольного учреждения и сотрудничество с семьей.

4.Одежда детей осенью.

Консультация.

Дискуссия; игра  упражнение.

Тестовой опросник родителей.

Консультация.

        

6.11.2022.

12.11.2022.

20.11.2022.

26.11.2022.

Декабрь

1.Здоровье сберегающие технологии в ДОУ и семье (режим, закаливание, питание, организация подвижных игр, психологический микроклимат в семье).

2. Творческая мастерская.  «Лавка чудес» (совместная работа родителей и детей, воспитателей, изготовление новогодней игрушки)

Родительское собрание

Консультация.

11.12.2022.

17.12.2022.

Январь

1.”Какая тематика встреч актуальна для родителей?”

2.Обогащение воспитательского опыта родителей “что важно знать о ребенке трех лет, чтобы понимать его?”

Деловая игра.

Дискуссия.

13.01.2023.

20.01.2023.

Февраль

1.Здоровый образ жизни семьи.

2”.Общение с ребенком в семье как диалог. Для чего?”

Консультация.

Дискуссия.

05.02.2023г.

17.02.2023г.

Март

1.”Формирование взаимоотношений между детьми 3-4 лет”

2.”Общение”

Консультация

Консультация

10.03.2023г.

18.03.2023г.

Апрель

1.”Результативность воспитательной образовательной работы за прошедший период”

2.”Мои плюсы и минусы” в общение с родителями.

Родительское собрание

Анкетирование

09.04.2023г.

02.04.2023г.

Май

1.”Одежда детей весной”

2.”Как мы живем в детском саду”

3. Мастер – класс. «Игры с песком»

Консультация

Оформление стенда

Игровое общение, Театрализованная деятельность с участием родителей и детей “Репка”

07.05.2023г.

10.05.2023г.

15.05.2023г.



Предварительный просмотр:

     Консультация для родителей

                         «Воспитание доброты»

 

    Хочется поговорить о самой, на мой взгляд, главной душевной ценности человека – о доброте. Есть очень много определений и трактовок этого слова, но мне больше по сути доброта – это душевное богатство. Есть очень много нравственных качеств, близких по значению доброте; а именно: чуткость, отзывчивость, сопереживание, доброжелательность, милосердие. Так важно в наше неспокойное время как можно чаще обращаться к доброте, призывая ее в трудную минуту, воспитывая в детях самую сущность добра, формируя в них нравственные аспекты характера.     Именно доброту надо воспитывать в ребенке с ранних лет, с первых шагов и первых слов.

Бытует среди людей обманчивая поговорка: «доброта хуже воровства». Может быть в «обществе потребителей» она и верна, но в цивилизованном и культурном обществе она не находит подтверждения и огласки. Сразу же в памяти возникают крупными буквами слова: «Доброта Спасёт Мир!». Да, это так. Я считаю, именно доброта поможет маленькому человечку сориентироваться в сложных ситуациях, привлечь к себе внимание окружающих, раскрыться всем потенциальным возможностям и ценностям души.

Вот почему так важно воспитание доброты у детей, причем с младшего возраста. Значение доброты в формировании личности ребенка понятны каждому. А я думаю, доброта – это душевная красота, богатство человеческой души.

Самое главное – это как же воспитать доброту в малыше? Очень трудно приводить ему какие – либо доводы и доказательства, не опираясь на его личный опыт, не узнав его мнения на этот счет.

       С младшего дошкольного возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой – эта первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора – малыши с удовольствием вживаются в их сюжеты.

В старшем же дошкольном возрасте у детей уже есть определенное мнение о том, что такое доброта. Задавая воспитанникам этот вопрос, я услышала очень много ответов, но многие и затруднялись, хотя и подбирали синонимы к этому слову: «хорошо», «красота», «внимание» и т. д. Хочу такой сайт

         А на вопрос: «Кто такой добрый человек?» было названо огромное количество определений этого словосочетания, в итоге же все дети пришли к выводу, что с таким человеком все хотели бы общаться и дружить. И лишь одна девочка сказала: «А мне все равно». Это уже звоночек о том, что здесь необходимо задуматься, выяснить причины, устранить комплексы, поработать в сотрудничестве с психологом.

Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка, на мой взгляд, является личный пример самих родителей. Авторитет родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на Ваших примерах воспитываются наши дети, они как губка впитывают и ваше мнение, и ваше поведение и ваше отношение к доброте. Отсюда следует, что очень многое зависит от Вас, наши уважаемые помощники и партнеры в нелёгком, но благородном деле воспитания детских душ.

И, в заключение, хочется привести слова:

   «Добро, впитанное с молоком матери, продолжает жить до старости». Так давайте примем все усилия к тому, чтобы наши дети во всех жизненных ситуациях были добрыми, чуткими, отзывчивыми, доброжелательными людьми. Ведь именно в них мы видим свое будущее, которое будет согревать наши сердца, вызывать у нас чувство гордости и уважения, незыбленными душевными ценностями личности Человека с большой буквы!