ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Веселая сенсорика»

Салимьянова Гульшат Масхутовна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 38 «Зоренька»

 

 

 

Протокол на заседании                               УТВЕРЖДАЮ

Методического совета                                Заведующая МБДОУ 38 «Зоренька»

от 19 августа 2022г.                                    ________Н.П.Нечипорук                                                 

Протокол №1                                              Приказ № ДС38-33/3

                                                                     От 04.04.2023

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

социально-гуманитарной направленности

«Веселая сенсорика»

 

Возраст обучающихся: 2-4 лет

Срок реализации: 1год

 

 

 

 

 

                                  Автор - составитель:

                                                           Салимьянова Гульшат Масхутовна,

                                                               педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

                                                г. Сургут, 2023

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ  САД №38 «ЗОРЕНЬКА» 

 

Название программы

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Веселая сенсорика»

Направленность программы

Социально-гуманитарная

Возраст обучающихся

Младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет)

ФИО педагога реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Салимьянова Гульшат Масхутовна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории

Год разработки

2022

Срок реализации программы

1год

Количество часов в неделю/ год

1/36час.

Где и кем утверждена дополнительно общеобразовательная (общеразвивающая) программа

Программа рассмотрена на заседании методического совета №1 от 19.08.22 г.  Приказ № ДС38-11-33/3 от 03.04.2023г.

 

Информация о наличии рецензии

-

Цель:

Формирование и развитие умственных способностей у детей раннего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи

Обучающие:

- обучать детей различать цвет, величину и форму предмета;

- обучать детей различать на ощупь качества предметов и называть иx (мягкий, твёрдый, пушистый, шершавый);

- познакомить детей с геометрическими формами и иx названиями.

Развивающие:

-развивать зрительные ощущения: цвет, форму, величину предмета;

-развивать тактильную чувствительность: качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.);

-развивать   мелкую моторику, координацию движений;

- развивать слуховую чувствительность: умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха. 

Воспитательные:

- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.

Ожидаемые результаты освоения программы

 

 

Предметные результаты:

  • различают цвет, величину и форму предмета;
  • различают на ощупь качество предметов и называть иx (мягкий, твёрдый, пушистый, шершавый);
  • знают геометрические формы и иx названия.

Личностные результаты:

- умеют работать индивидуально и в команде по интересам

Метапредметные результаты:

-развита мелкая  моторика,  координация движений,

  • умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развит речевой слух.

Формы занятий       

Групповая

Методическое обеспечение программы

Приемы и методы организации:

Наглядный - наглядно-зрительные, наглядно-слуховые, наглядно-тактильные, предметная наглядность (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Словесный - краткое описание, объяснение.

Игровой – использование дидактических игр.

Практический - показ способов действия с предметами, способов изображения, эксперимент.

Информационно-рецептивный - совместная продуктивная деятельность педагога и ребенка.

Репродуктивный - воспроизведение действий по образцу.

Эмоциональный - поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха.

Социальный -  создание ситуации взаимопомощи.

Дидактические игры: «Спрячь мышку», «В царстве фигурок-человечков», Лото «Цвет», «Кто где спит?», «Гости» и т. д.

Игрушки: шнурки, бусинки, разноцветная посуда, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, кубы-вкладыши, счетные палочки, настольный конструктор, геометрические фигуры Блоки Дьенеша.

Условия реализации программы (оборудование, специальное помещения, ИКТ и др.)

Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, мультимедийная система, ноутбук, планшет для рисования песком, шкафы и полки для расположения учебной литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала.

 

 

Аннотация

Данная программа дополнительная образовательная (общеразвивающая) программы «Веселая сенсорика» имеет социально-гуманитарную направленность. В ходе ее освоения у детей развивается восприятие, и формируется представления о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и.т.п.

Программа ориентирована на освоение гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности. Поэтому в программу включены образы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

Пояснительная записка

Актуальность программы

В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.  Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.  В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). Все эти формы познания строятся на основе образов восприятия. Интеллектуальное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.  Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Направленность программы

Дополнительно образовательная программа «Веселая сенсорика» социально-гуманитарной направленности.

Программа разработана в соответствии с нормативно правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023);
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023);
  3.  Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1441"Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
  4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты, приложение к письму МО РФ от 11.06.2002 № 30-15-433/16;
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. No 09–3242. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ»;
  7. Уставом МБДОУ детского сада №38 «Зоренька»

 

Отличительные особенности

 Данная программа «Веселая сенсорика», разработана для развития сенсорных способностей, детей 2-4х лет направлена на интеллектуальное развитие ребенка посредством сенсорного развития, с использованием разнообразных игровых занимательных пособий, дидактических игр.  Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 4 лет является предметная игра.  Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

Адресат программы

Программа «Веселая сенсорика» рассчитана для детей младшего дошкольного возраста 2-4 лет, так как именно младший возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Уровень освоения программы - стартовый. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня.  Общее количество занятий в год -36 часов.

Цели и задачи

Цель:  Формирование и развитие умственных способностей у детей раннего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:       

Обучающие:

- обучать детей различать цвет, величину и форму предмета;

 - обучать детей различать на ощупь качества предметов и называть иx (мягкий, твёрдый, пушистый, шершавый);

- познакомить детей с геометрическими формами и иx названиями.

Развивающие:

-развивать зрительные ощущения: цвет, форму, величину предмета;

-развивать тактильную чувствительность: качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.);

-развивать   мелкую моторику, координацию движений;

- развивать слуховую чувствительность: умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха. 

Воспитательные:

- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.

Условия реализации программы

          С целью успешной реализации программы созданы условия:

 - методическое обеспечение программы;

 - материально-техническое обеспечение программы.

Занятия, на которых реализуется программа проходят в специально оборудованном помещении – кабинете дополнительных услуг, наполняемость 1 группы 10-12 детей.

В материально-техническое обеспечение входит: музыкальный центр, мультимедийная система, ноутбук, планшет для рисования песком, шкафы и полки для расположения учебной литературы, наглядных пособий, демонстрационного материала.

Планируемые результаты.

          Программа обеспечивает достижение следующих результатов.

Предметные результаты:

-         различают цвет, величину и форму предмета;

-         различают на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, твёрдый, пушистый, шершавый);

-         знают геометрические формы и их названия.

Личностные результаты:

- умеют работать индивидуально и в команде по интересам

Метапредметные результаты:

-развита мелкая  моторика,  координация движений,

-         умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развит речевой слух.

Учебный план

Учебный план составлен в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09–3242. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ».

Образовательный модуль

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в образовательную программу

1

0,5

0,5

Тест. Опрос

2

«Морковка»

1

0,25

0,75

Опрос.

3

«Ветка рябины»

 

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

4

 «Зонтик»

1

0,25

0,75

Опрос.

5

«Проехала машина» - рисуем на манке.

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

6

«Осенние грибы»

1

0,25

0,75

Опрос.

7

«Осеннее дерево»

 

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

8

«Ветка рябины»

 

1

0,25

0,75

Опрос.

9

«Флажки на нитке»

 

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

10

«Ковёр из осенних листьев»

1

0,25

0,75

Опрос.

11

«Конфетки» 

 

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

12

«Пирамидка»

1

0,25

0,75

Опрос.

13

«Варежки»

 

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

14

«Ёлочный шарик»

1

0,25

0,75

Опрос.

15

«Снеговик» 

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

16

«Новогодняя игрушка»

1

0,25

0,75

Опрос.

17

«Укрась елку»

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

18

«Укрась рукавичку Деда Мороза»

1

0,25

0,75

Опрос.

19

«Дерево в снегу»

 

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

20

«Зайка беленький сидит»

1

0,25

0,75

Опрос.

21

«Кудрявый барашек»

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

22

«Летят самолеты»

 

1

0,25

0,75

Опрос.

23

«Галстук для папы»

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

24

«Украшение чайной чашки»

 

1

0,25

0,75

Опрос.

25

Цветы в подарок маме

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

26

«Смотрит солнышко в окошко»

1

0,25

0,75

Опрос.

27

«Ветка мимозы»

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

28

«Ваза»

1

0,25

0,75

Опрос.

29

«Бусы из макарон»

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

30

«Космос»

1

0,25

0,75

Опрос.

31

«Козлёнок»

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

32

«Ветка вербы»

1

0,25

0,75

Опрос.

33

«Неваляшка» (аппликация)

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

34

«Салют»

1

0,25

0,75

Опрос.

35

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» 

1

0,25

0,75

Опрос.

Практическое задание.

36

Диагностика. Обобщить знания детей в области творческих способностей и развитию мелкой моторики рук.

1

0,5

0,5

Тест

 

Всего:

36

9,5

26,5

 

 

Содержание программы  

  1. «Введение в образовательную программу», диагностика. (1 час)

Теория. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, правила поведения на занятиях.

Практика: Решение задач, направленных на закрепление изученного материала.

  1.  «Морковка» (1 час)

Теория: Закрепить умение рисовать красками, используя точку как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

Практика: дети рассмотрели различные картинки с изображением, раскрашивают по контуру.

  1.  «Ветка рябины» (аппликация коллективная работа). (1 час)

 Теория: учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца.

Практика: создание выразительной композиции.

  1.  «Зонтик». (1 час)

Теория: Учить скатывать небольшие комочки из салфеток, аккуратно приклеивать их на картон.

Практика: дети самостоятельно скатывают шарики из салфеток и приклеивают их на контур.

  1.   «Проехала машина» (1 час)

Теория: воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми, привычку играть вместе.

Практика: рассматривать картинки с изображением следов автомобиля.

  1.  «Осенние грибы» (1 час)

Теория: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать к заготовке на картон.

Практика: рассматривание изображений различных грибов, самостоятельно разрывать бумагу.

  1.  «Осеннее дерево» (1 час)

Теория: Учить детей выполнять дерево, листву, землю приёмом обрывания.

Практика: рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев, самостоятельно разрывают бумагу.

  1.  «Ветка рябины» (1 час)

Теория: Учить анализировать натуру, выделять её признаки, особенности. Учить рисовать ягоды рябины ватными палочками, с умеренным нажимом на неё.

Практика: рассматривание образца, дети самостоятельно рисуют с помощью красок

  1.  «Флажки на нитке» (1 час)

Теория: Учить последовательно выполнять работу: скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу.

Практика: рассматривание образца, скатывание салфеток в комочек.

  1.   Ковер из осенних листьев (1 час)

Теория: Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

Практика: создание изображение листопада.

  1.  «Конфетки» (1 час)

Теория: Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону.

Практика: скатывают комочки

  1.  «Пирамидка» (1 час)

Теория: развивать у детей интерес к   технике пластилинография, побуждать на основе игровой ситуации.

Практика: рассматривают поделки из пластилина.

  1.   Диагностика (1 час)
  2.  «Ёлочный шарик» (1 час)

Теория: Научить детей украшать объёмное изделие маленькими пластилиновыми шариками.

Практика: дети рассматривают шарики, выполненные в различной технике.

  1.  «Снеговик» (1 час)

Теория: Укрепление мелкой моторики рук через рисование. 

Практика: рассматривание изображения, определение форм из которых состоит снеговик.

  1.   «Новогодняя игрушка» (1 час)

Теория: Учить детей сминать салфетки в комочки и украшать ими аппликативные формы.

Практика: дети самостоятельно рассматривают образец, подбирают цвет игрушки.

  1.  «Укрась елку» (1 час)

Теория: Познакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. 

Практика: дети самостоятельно рассматривают образцы, подбирают цвет.

  1.  «Укрась рукавичку Деда Мороза» (1 час)

Теория: Закреплять умение выполнять   аппликацию.

Практика: рассматривание готового образца. Самостоятельно разрывать бумагу на мелкие части.

  1.  «Дерево в снегу» (1 час)

Теория: Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.

Практика: дети рассматривают образцы зимних деревьев, самостоятельно готовят материал необходимый для поделки.

  1.  «Зайка беленький сидит» (1 час)

Теория: Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми

Практика: дети рассматривают образец, учатся работать все вместе.

  1.  «Кудрявый барашек» (1 час)

Теория: упражнять в умении отрывать от большого комка ваты небольшой комочек и наклеивать его на изображение.

Практика: рассматривание картинок и изображением барашка

  1.  «Летят самолеты» (1 час)

Теория: Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера.

Практика: Правильно располагать предмет на панно. Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму.

  1.  «Галстук для папы» (1 час)

Теория: Закреплять умение разрывать бумажные салфетки, скатывать из них разноцветные шарики и аккуратно наклеивать.

Практика: самостоятельно делать заготовки для поделок.

  1.  «Украшение чайной чашки» (1 час)

Теория: закрепление различных форм, повторение цвета.

Практика: рассматривание картинки.

  1.  «Цветы в подарок маме». (1 час)

Теория: закреплять у детей умение работать с готовыми деталями поделки.

Практика: поговорить с детьми о празднике, показать им готовые образцы.

  1.  «Смотрит солнышко в окошко» (1 час)

Теория: закрепление с детьми явлений природы, цвета, формы.

Практика: рассматривание с детьми явлений природы.

  1.  «Ветка мимозы» (1 час)

Теория: Учить детей создавать красивую композицию

Практика: рассмотреть с детьми готовый образец, самостоятельно приготовили необходимый материал для работы.

  1.  «Ваза» (1 час)

Теория: учить детей использовать при изготовлении поделок крупу.

Практика: рассмотрели образец вазы.

  1.  «Бусы из макарон» (1 час)

Теория: учить детей использовать при изготовлении поделок крупу.

Практика: рассмотрели образец бусы из макарон.

  1. «Космос» (1 час)

Теория: Учить составлять изображение из готовых форм.  Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей.

Практика: рассматривание картинок с изображением космоса.

  1.  «Козлёнок» (1 час)

Теория: Учить детей рисовать пальчиками точками, располагая их близко друг к другу. Развивать мелкую моторику рук.

Практика: рассматривание с детьми картинок с изображением животных.

  1.  «Ветка вербы» (1 час)

Теория: Закреплять умение скатывать комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями.

Практика: рассматривание готового образца ветки вербы.

  1.  «Неваляшка» (1 час)

Теория: Учить детей создавать изображение предмета из частей круглой формы, располагать изображение в центре листа.

Практика: умеют аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы.

  1.  «Салют» (1 час)

Теория: Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный темный фон.

Практика: разговор с детьми о празднике. Подготовка необходимого материала для поделок.

  1.  «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» (1 час)

Теория: Учить рисовать цветок пальчиками, используя точку как средство выразительности.  Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память.

Практика: рассматривание на прогулке цветов одуванчика и готового образца.

  1. «Диагностика» (1 час)

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля*

 

  1. 06

09

 

 

Диагностика

1

Введение в образовательную программу.

Диагностика

развития мелкой моторики рук.

КДО

Тест.

Опрос 

  1.  

09

 

 

Комбинированное занятие

1

«Морковка»

КДО

Опрос.

  1.  

09

 

 

Комбинированное занятие

1

«Ветка рябины»

 

КДО

Опрос.

  1.  

09

 

 

Комбинированное занятие

1

«Зонтик»

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

10

 

 

Комбинированное занятие

1

«Проехала машина» - рисуем на манке.

КДО

Опрос.

  1.  

10

 

 

Комбинированное занятие

1

«Осенние грибы»

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

10

 

 

Комбинированное занятие

1

«Осеннее дерево»

 

КДО

Опрос.

  1.  

10

 

 

Комбинированное занятие

1

«Ветка рябины»

 

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

11

 

 

Комбинированное занятие

1

«Флажки на нитке»

 

КДО

Опрос.

  1.  

11

 

 

Комбинированное занятие

1

«Ковёр из осенних листьев»

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

11

 

 

Комбинированное занятие

1

«Конфетки»

 

КДО

Опрос.

  1.  

11

 

 

Комбинированное занятие

1

«Пирамидка»

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

12

 

 

Диагностика

 

1

Диагностика

творческих способностей и развитию мелкой моторики рук.

КДО

Тест.

Опрос

  1.  

12

 

 

Комбинированное занятие

1

«Ёлочный шарик»

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

12

 

 

Комбинированное занятие

1

«Снеговик»

КДО

Опрос.

  1.  

12

 

 

Комбинированное занятие

1

«Новогодняя игрушка»

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

01

 

 

Комбинированное занятие

1

«Укрась елку»

КДО

Опрос.

  1.  

01

 

 

Комбинированное занятие

1

«Укрась рукавичку Деда Мороза»

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

01

 

 

Комбинированное занятие

1

«Дерево в снегу»

 

КДО

Опрос.

  1.  

01

 

 

Комбинированное занятие

1

«Зайка беленький сидит»

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

02

 

 

Комбинированное занятие

1

«Кудрявый барашек»

КДО

Опрос.

  1.  

02

 

 

Комбинированное занятие

1

«Летят самолеты»

 

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

02

 

 

Комбинированное занятие

1

«Галстук для папы»

КДО

Опрос.

  1.  

02

 

 

Комбинированное занятие

1

«Украшение чайной чашки»

 

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

03

 

 

Комбинированное занятие

1

Цветы в подарок маме

КДО

Опрос.

  1.  

03

 

 

Комбинированное занятие

1

«Смотрит солнышко в окошко»

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

03

 

 

Комбинированное занятие

1

«Ветка мимозы»

КДО

Опрос.

  1.  

03

 

 

Комбинированное занятие

1

«Ваза»

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

04

 

 

Комбинированное занятие

1

«Бусы из макарон»

КДО

Опрос.

  1.  

04

 

 

Комбинированное занятие

1

«Космос»

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

04

 

 

Комбинированное занятие

1

«Козлёнок»

КДО

Опрос.

  1.  

04

 

 

Комбинированное занятие

1

«Ветка вербы»

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

05

 

 

Комбинированное занятие

1

«Неваляшка» (аппликация)

КДО

Опрос.

  1.  

05

 

 

Комбинированное занятие

1

«Салют»

КДО

Опрос.

Практическое задание.

  1.  

05

 

 

Комбинированное занятие

1

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»

КДО

Опрос.

  1.  

05

 

 

Диагностика

1

Диагностика, обобщить знания детей в области творческих способностей и развитию мелкой моторики рук.

КДО

Тест

 

36

 

 

 

 

Определение результативности планируемых результатов

Для определения результативности по программе «Веселая сенсорика» в конце учебного года мы проводим итоговой контроль.

Диагностика по сенсорному развитию детей направлена на выявление уровня усвоения эталонов цвета, формы и величины, а также их использование при соотнесении со свойствами реальных предметов.

Критерии диагностики сенсорного развития раннего дошкольного возраста

1.Овладение действием соотнесения с эталоном цвета.

Материал: Дидактические игры «Спрячь мышку», «Зажги фонарик».

Оптимальный  уровень – ребенок действует самостоятельно, без какой-либо помощи.

Достаточный  уровень – ребенок действует с помощью взрослого или с подсказками других детей.

Низкий уровень – ребенок не выполняет задание даже после помощи взрослого.

          2.Сравнение предметов по величине.

Материал: дидактические игры «Разберем и соберем», «Разбери веселых матрешек».

Оптимальный  уровень – ребенок безошибочно выполняет задание, при  проверки использует способ соизмерения.

Достаточный уровень – при выполнении задания не всегда пользуется способом соизмерения, допускает 2-3 ошибки.

Низкий уровень – ребенок раскладывает предметы, как попало, на замечания воспитателя не реагирует.

3.Знание эталонов формы.

Материал: Дидактические игры «Найди то, что покажу», «Геометрическое лото»

Оптимальный  уровень – знает и называет геометрические фигуры.

Достаточный  уровень – не твердо знает и называет геометрические фигуры.

Низкий уровень – не знает названия трех фигур.

Для отслеживания результатов диагностики составляется таблица:

Фамилия

 ребенка

Критерии

1 (уровень)

Критерии

2 (уровень)

Критерии

3 (уровень)

Критерии

4 (уровень)

 

 

 

 

 

                                      

 

Методическое обеспечение программы

При проведении занятий педагогом используются следующие приемы и методы организации:

Наглядный - наглядно-зрительные, наглядно-слуховые, наглядно-тактильные, предметная наглядность (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Словесный - краткое описание, объяснения который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;

Игровой – использование дидактических игр.

Практический - показ способов действия с предметами, способов изображения, эксперимент с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения                                                                                                      

Информационно-рецептивный - совместная продуктивная деятельность педагога и ребенка.

Репродуктивный - воспроизведение действий по образцу.

Эмоциональный - поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха.

Социальный -  создание ситуации взаимопомощи.

Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала «Спрячь мышку», «В царстве фигурок-человечков», Лото «Цвет», «Кто где спит?», «Гости» и т. д.

Игрушки: шнурки, бусинки, разноцветная посуда, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, кубы-вкладыши, счетные палочки, настольный конструктор, геометрические фигуры Блоки Дьенеша.

Технические средства обучения: Музыкальный центр, мультимедийная система, ноутбук, планшет для рисования песком, интерактивный стол

 

Список литературы для педагога:

  1. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности/Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду-М.: 2001г., 95с.
  2. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. Журнал Дошкольное воспитание-М.: 2022г.,№12-20-21с.,№ 4-12-13с.
  3. Нищева, Н. В. Волшебное дерево. Календарь природы. Дидактическая игра / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2020г.,760 c.

Интернет – ресурсы:

  1. https://www.maam.ru/  (Дата обращения 30.03.2023г.)
  2. https://yandex.ru/?clid=1955454&win=232  (Дата обращения 3.04.2023г.)
  3. https://youtube.com/ (Дата обращения 6.04.2023г.)
  4. Чарльз С. Сенсорный хакинг. Как навести порядок в чувствах и в жизни. 2022г.ULD:https://fictionbook.ru/author/charlz_spens/sensornyiyi_haking_kak_navesti_poryadok_/ (Дата обращения 07.04.2023г.)