План самообразование по теме: «Арт-терапия в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ»

Салимьянова Гульшат Масхутовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 "Зоренька"

 

 

 

План самообразование по теме:

 

 

 

«Арт-терапия

в реализации коррекционно-развивающего направления работы в условиях ДОУ»

 

 

Воспитателя высшей квалификационной категории

СалимьяновойГульшат Масхутовны

 

 

г. Сургут

2024

 

Актуальность темы:

          Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Этот метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством» признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть внутренний мир. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе. Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии используются для преодоления психологических травм, кризисных состояний, потерь, конфликтов, лечения психосоматических и невротических расстройств.

Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности. По сути техники арт-терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека. Безусловно, не каждый может стать великим актером, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное.

Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным. Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и взрослым метод позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным методам.

Цель: повысить уровень собственной компетенции о применении арт-терапии в работе с детьми.

Месяц

работа с педагогами

работа с и родителями

 

Сентябрь

Буклет для педагогов по теме самообразования «Арт-терапия в работе с детьми средней группы детского сада».

 

Информационная книга-передвижка по теме «Арт-терапия в работе с детьми средней группы детского сада».

 

Октябрь

Презентация для педагогов по тому,

 как проводилось занятие по

групповому занятию.

Выставка детских работ по итогу группового я по теме «Дружба птичек» 

 

Ноябрь

Подготовить презентацию для педагогов по теме «Детские страхи»

 

Консультация родителей по

теме «Страшилки». Детские страхи.

И как их преодолеть.

 

Декабрь

Буклет по теме «Детские страхи» («Страшная маска»), продолжение темы ноября.

 

Буклет по теме «Детские страхи» («Страшная маска»), продолжение темы ноября. Как преодолеть свой страх.

 

Январь

Приглашаем всех желающих

посетить выставку детских работ

 в группе с участием детей.

Выставка группового арт-терапевтического занятия «Красивый рисунок» 

 

Февраль

Приглашаем поучаствовать в нашей коллективной работе «Продолжи рисунок»

2-3 педагогов.

Фотоколлаж для родителей

всего процесса коллективной

работы «Продолжи рисунок»

Март

Буклет по Арт-терапевтическое занятие «Мандала»

Арт-терапевтическое занятие «Мандала» или рисунок в круге

Приглашаем родителей

для совместного творчества.

Апрель

Приглашаем поучаствовать в совместно с детьми в Арт-терапевтическом занятии «Цвета настроений» 

 

Выставка детских работ по итогам

Арт-терапевтического занятия

«Цвета настроений» 

Май

Подведение итогов проделанной работы за год (в формате презентация)

Консультация родителей по проделанной работе и результатам.

Задачи:

- изучить методическую литературу;

- провести цикл мероприятий по заявленной тематике.

Мною был составлен следующий план занятий:

 

Месяц

 

 

Техника нетрадиционного развития

 

 

Тема занятия

Сентябрь

Изучение и подбор методической литературы

Октябрь

Групповое арт-терапевтическое занятие.

«Дружба птичек» —

 

Ноябрь

Арт-терапевтическое занятие

 «Страшилки»

 

Декабрь

Арт-терапевтическое занятие

«Страшная маска»

 

Январь

Групповое арт-терапевтическое занятие.

«Красивый рисунок» 

 

Февраль

Коллективное занятие.

«Продолжи рисунок»

 

Март

Арт-терапевтическое занятие.

«Мандала» или рисунок в круге

 

Апрель

Арт-терапевтическое занятие

«Цвета настроений» 

 

Май

Подведение итогов проделанной работы за год (в формате презентация)

Консультация родителей по проделанной работе и результатам.

 

 

Запланированная работа с педагогами и родителями

 

Использованная литература:

1.     Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми», 2007

2.     Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у Песочной Феи», 2011

3.     Огненко Н. «Волшебная сила сказки. Осуществление мечты и полцарства в придачу», 2008

4.     Оклендер В.«Окна в мир ребенка», 2005

5.     Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. «Лабиринт души: терапевтические сказки», 2003

6.     Шиманская А.Н.«Сказки на песке. Практика песочной терапии», 2010

7.     Штейнхард Л. «Юнгианская песочная психотерапия», 2001

8.     Интернет.