Сценарии открытых уроков

Исмаилова Наталья Станиславовна

Разработанные и проведенныые сценарии открытых уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок  русского языка

«Мягкий знак в глаголах после шипящих».

 4 класс

 УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель начальных классов:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5- « Школа здоровья и развития»


Русский язык. 4 класс

Тема: Мягкий знак в глаголах после шипящих

Тип: изучение нового материала (по теме первый урок из 2-ух)

Цель: создать условия для формирования умения  писать мягкий знак после шипящих в глаголах; отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце  слова  после шипящих в именах существительных,  именах прилагательных краткой формы.

Планируемые результаты образования:

  1. Предметные: научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
  2. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные -  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать,     сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;коррекция –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль –различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества –реализовывать  в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической  и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.

  1. Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение  аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.

Программа «Начальная школа XXI века»

Руководитель проекта – чл.-корр. РАО, проф. Н.Ф. Виноградова

Оборудование:  ИД;  учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2011;  рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф», 2011; карточки для работы.

Формы работы на уроке:

  • работа в группах;
  • работа в парах;
  • самостоятельная работа;
  • самопроверка;
  • взаимопроверка;
  • самоанализ;
  • анализ;
  • контроль результата


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1.Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу.

1.-Долгожданый дан звонок начинается урок

2.Откроем тетради и запишем дату нашей встречи.

3. Чему учимся на уроках русского языка?

- Какие области мы изучаем на уроках русского языка

4.-Вот и сегодня мы продолжаем работу в области: «Правописание»

Пятнадцатое ноября. Классная работа

- Говорить и писать правильно.

-  Области: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи».

 

Этап 2.Актуализация знаний по теме « Мягкий знак после шипящих на конце слов разных частей речи».          Мотивационный.

1.Чтение скороговорки. И С

2.-Медленно проговорите, отчетливо выделяя каждый звук.(два раза)

3.-Проговариваем в быстром темпе.

4.- Какой звук чаще других слышится в скороговорке?

- Какие ещё звуки относятся к шипящим? ([ ж],[ш],[ч],[щ])

3. Чистописание пропишите красиво на строчке буквы в данной последовательности .ж ш ч щ

5.-Сегодня на уроке я предлагаю организовать нашу работу в группах, парах и индивидуально.

1. Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы по общему основанию. Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор.

Молодёж(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), отреж(ь), колюч(ь), береч(ь), плащ(ь).

- Прочитайте задание и задайте  вопросы  на понимание.

-Что общего между словами?

- Какое основание для определения групп слов?

2Работа по карточкам в группах.

- Обозначьте правило правописания орфограммы в  словах каждой  группы  графической моделью.

Миниитог.

- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи?

- Какую работу выполнили?

Оцените свое знание изученного материала и результат работы на данном этапе работы.

Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?

-Если группа слов которая вызвала сомнение?

-Какой частью речи являются слова? Как вы определили, что это глаголы?

- Почему возникло противоречие?

  1. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
  2. Работаем над развитием речи (скороговорки).

  1.  [щ])
  2. ([ ж],[ш],[ч],[щ])

И С

  1. Высказывать свое мнение, слушать мнение других, обсуждать, доказывать, делать вывод.
  2. Контролировать действия и результат работы.
  3. Оценивать действия и  результат работы символами.
  • + -  самостоятельно и без ошибок выполнял работу.
  • ? – работал самостоятельно, но были ошибки.
  • -  – самостоятельно работать  не мог.
  • Фиксируем в тетрадях на полях.

1.Работа в группах.  (Итог работы фиксируется на доске)

1)молодёжь, речь – ж.р., 3-склонение.

2)кирпич, плащ–м.р., 2-склон.

3)хорош, колюч –кр. форма им. прилагат.

4)береч(ь)), отреж(ь)- ? не изучали. 

- На конце встретились шипящие

- Орфографическое.

Обозначают правило правописания орфограммы каждой группы слов графической моделью и устно проговаривают.

 (на доске)

 С  3ск.- ш,ж,щ,ч + Ь;

 С 1,2ск. –ж,ш,щ,ч –нет

 П кр.ф. – ш,ж,щ,ч - нет

1) Какой  частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.

- Вспомнили и закрепили правописание мягкого знака на конце слов после шипящих разных частей речи.

Самооценка.

Оценивают символами: +, ?, -

 5)береч(ь)), отреж(ь), - ?

-Глаголы. Обозначают действия и отвечают на вопросы: что делать? что сделай? что сделаешь? и  др.

- Не изучали правописание мягкого знака после шипящих в глаголах.

Этап 3.Определение темы урока.

ИД слайд  №2

- Какую цель поставите себе на уроке?

- Сформулируйте тему урока, опираясь на цель урока.

.

 - Узнать, нужно писать или нет мягкий знак после шипящих в глаголах.

«Мягкий знак после шипящих в глаголах»

Этап 4. Целеполагание.     Планирование работы.

- А кто сможет определить задачи нашего урока?

У – О чем должны узнать на уроке?

- Чему мы сегодня будем учиться?

Р – Что будем развивать?

О – Что будем объяснять?

К – Что будем контролировать?

У – узнать о  правописании мягкого знака в глаголах после шипящих;

 - учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих.

Р развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.

О  объяснять правописание и значение слов.

К  контролировать свою работу и работу одноклассников.

Этап 5. Открытие детьми нового знания.

  1. Работа по учебнику.

Стр.104, рубрика «Давай подумаем»

Задание.

- Прочитайте предложения.

- Найдите слова, в которых на конце после шипящих стоит мягкий знак.

- Определи, к  какой части речи относятся выделенные слова?

- В каких формах они стоят?

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

  1. - Что вы прочитали?

  1. - Объясните значение любой пословицы по выбору.

  1. - Какой частью речи являются выделенные слова?(выпишите глаголы в тетрадь) 
  2. - В каких формах они стоят?

- Какое общее основание в данных словах?

- Сделайте свой вывод о правописании орфограммы в словах.

- Как вы проверите свой вывод?

- Проверьте,  правы ли вы в  своём утверждении.

- Что скажите о своем выводе.

- Сформулируйте правило.

В группах

- Сделайте графическую модель правила (опору).

- Вернемся к четвертой группе слов береч(ь)), отреж(ь), - ?

- Вы сможете открыть скобки?

- Как напишите глаголы данной группы?

- Откройте скобки карандашом.

- Обозначьте графической моделью правило правописания орфограммы в словах.

- Сформулируйте правило правописания орфограммы в словах,  опираясь на графическую модель.

Миниитог.

Оцените результат своей работы на пройденных этапах.

- Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

Над чем нужно поработать?

- Предложения, которые являются пословицами.

- Объясняют значение пословицы по выбору.

- Глаголы.

отрежь   (что сделай?,  2 л. ед.ч.)            

погонишься  (что сделаешь?,2 л. ед.ч.) 

поймаешь (что сделаешь?, 2л.ед.ч)   

едешь    (что делаешь?,  2л. ед.ч.)                        

будешь (что сделаешь?,  2л. ед.ч.)     

испечёшь  (что сделаешь?, 2л. ед.ч.)     

беречь  (что делать?, н.ф.г.)

Орфографическое.

В  глаголах после шипящих нужно писать мягкий знак.

- Нужно прочитать в учебнике рубрику «Тайны языка» и сравнить со своим выводом.

- Читают правило в учебнике на стр. 108, рубрика «Тайны языка»

- Наш вывод совпадает с правилом в учебнике. Значит он верный.

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

4) береч(ь)), отреж(ь) - ?

- Г- ш, щ, ч, ж +Ь

- Да.

- С мягким знаком после шипящей.

- Открывают скобки карандашом.

 

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

- Анализируют план работы.

- Оценивают символами: +, ?, -

Этап 6. Первичное закрепление.

  1. Динамическая пауза.

Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».

- Контролируйте свои действия , чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.

- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшься, могуч, глушь.

Миниитог.

- Сядьте те, кто не ошибся!

(Обращаюсь к тем, кто ошибся.)

- Над чем нужно поработать?

-Оцените результат своей работы.

  1. Работа по учебнику.

Стр. 108, №5 «Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих»

Записать слова в два столбика. В 1-й – ь пишется после шипящих. Во 2-й – ь знак не пишется

- Прочитайте задание и задайте вопросы на понимание.

- Что нужно помнить, чтобы правильно писать слова с шипящими?

- Проверьте свою работу, сравните с образцом на доске.

 

ИД  Слайд  №5

-Оцените результат своей работы.

- Поднимите руку тот, кто допустил ошибки.

Над чем нужно поработать?

  1. Экспресс – опрос.

(Лист размером 5см на 20 см оформлен заранее: на листочках сверху имя, слева числа от 1 до 13).

Учитель называет слова, но дети их не записывают, а обозначают символами.

- Обозначения: нет Ь в слове - ;  есть Ь в слове - +.

- Если затрудняетесь написать -?

- Какое слово вызвало затруднение?

- Почему?

- Как узнать лексическое значение слова – фальшь?

- Откройте словарь. Прочитайте словарную статью ФАЛЬШЬ.

- Обменяйтесь листочками и проверьте работу друг друга в паре по образцу.

ИД. Образец на слайде №6.

- Кто получил +?

- Уже сегодня вы получаете оценку 5, а остальные смогут поучиться писать Ь знак после шипящих завтра на уроке и дома, выполняя домашнее задание.

- Оценивают символами: +, ?, -

- Задают вопросы.

1) Какой  частью речи выражено слово.

2) Лексическое значение слова.

3)Правило написания орфограммы в слове.

1.фронтальная работа у доски(8слов) выходят цепочкой

2.Работа.в парах

3.Самопроверка.

Ночь(3жр)                 луч(2мр)

Беречь(гл)                  кирпич(2мр)

 знаешь (гл)               карандаш(2мр)

чертишь(гл)             колюч (пр)

заплачь (гл)              могуч(пр)  

без туч(1 жр)          товартщ(2 мр)

отрежьте (гл)                          

вещь(3жр)                                                        

сидишь(гл)

 дремлешь (гл)                    

съешь(гл)

помочь( гл)

зажечь(гл)

- Оценивают символами: +, ?, -

4.Самостоятельная работа.

  1. дичь +
  2. ковш  -
  3. идешь  +
  4. пейзаж  -
  5. беречь  +
  6. запрячь  +
  7. пригож  -
  8. поёшь  +
  9. ложь  +
  10. смерч  -
  11. ходишь  +
  12. без удач  -
  13.  фальшь +?

- Фальшь.

- Мы не знаем значение слова фальшь, поэтому не  можем определить часть речи.

- В толковом словаре.

- ФАЛЬШЬ – 1. Несоответствие тону в пении, музыкальном исполнении. 2. Неискренность, лицемерие. 3. Обман, мошенничество. Сущ. ж.р.

Взаимопроверка.

Этап 7. Подведение итога урока. Рефлексия.

1.- Предлагаю определить домашнее задание.

- Почему?

2.- Проанализируем, насколько мы выполнили наш план работы на уроке и решили задачи урока по теме «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

- Что не выполнили из запланированного на урок?

- Какие задачи не решили?

-Какую задачу  возьмем на следующий урок и продолжим её решать.  

-Какой алгоритм действий поможет вам правильно писать слова с шипящими на конце?

- Что было самым главным на уроке?

- Что нового узнали о правописании Ь после шипящих?

- Где эти знания сможете применить?

- Проанализируйте свою систему оценок результата работы в течение всего урока.  

- Ребята, встаньте, пожалуйста, те, кто доволен результатом своей работы на уроке и с хорошим настроением уходит с урока?

- Д/з: уч. С. 94, правило; Р.Т. стр. 34№1, №2(по выбору)

- Обосновывают выбор Д/з.

У узнать о  правописании мягкого знака в глаголах после шипящих;

 - учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих.

Р развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.

О – объяснять правописание и значение слов.

К  контролировать свою работу и работу одноклассников.

 Выполнили все.

- Решили все задачи.

- Учиться писать правильно мягкий знак в глаголах после шипящих и словах других частей речи.

Алгоритм

1) Определить какой  частью речи выражено слово.

2) Объяснить лексическое значение слова.

3)Применить правило написания орфограммы в слове.

- Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь.

- На уроках русского языка.

- Для того чтобы двигаться вперед, изучая русский язык.

- В жизни, например, чтобы написать письмо т.д.

Анализируют систему самооценки результата работы на каждом этапе урока.



Предварительный просмотр:

1 группа

Решите задание на полях с. 85 «Избушка на курьих ножках». Наберите число 18 из заданных слагаемых.

Образец:

18-13=5, а значит 18 это 13 и 5 и т.д.

18- 6 =__

18-__=__

18-__=__

18-__=__

18-2-__-__=__

18-9-__-__=__

18-9-__-__=__

2 группа

Используя записи в таблицес. 85 №7, ответьте на вопросы:

  1. Кто в этой семье любит груши?

______________________________________

  1. Кто любит и яблоки, и бананы?

_____________________________________

  1. Какой фрукт любят в этой семье больше всех?

______________________________________

  1. Какой фрукт любят меньше всего?

______________________________________

3 группа

Выполните задание на поляхс. 85 «Продолжи ряд чисел», но прежде установите закономерность (правило, по которому числа записаны именно в этом порядке).

Как проверить ваши высказывания?  

Из 28 – 25 =…. и т. д.



Предварительный просмотр:

Iгруппа

Прочитайте данные слова и фразы. Распределите их на группы. Назовите ситуацию, при которой их используют в речи.

  • Привет!
  • Добрый день (утро, вечер)! Добро пожаловать!
  • Легок на помине.
  • Сколько лет, сколько зим и т.д.
  • До скорого!
  • Мы ещё увидимся
  • Счастливо оставаться!
  • До встречи (или до свидания)!
  • Будь здорова! Доброго здоровья! Здорово живешь!
  • Счастливого пути!
  • Спокойной ночи!  
  • Прощайте!
  • Скатертью дорога!
  • Какими судьбами! И др..

II группа

Составьте письмо ветерану. Можете использовать следующие слова и фразы:

  • Всех благ!
  • Доброго здоровья! 
  • Всего доброго! 
  • Храни Вас Господь!
  • Спасибо Вам за…
  • Пожалуйста…
  • Благодарны Вам за…
  • Желаем Вам здоровья  и долголетия.
  • Благодаря вам…

Назовите ситуацию, при которой эти слова используют в речи.

IIIгруппа

Ознакомьтесь с ситуацией. Составьте репортаж с места событий. Распределите роли. Назовите ситуацию, при которой вы  использовали в своей речи этикетные слова и фразы. Можете воспользоваться толковым словарем.

Особенности журналистики:

  • наглядно  и кратко ввести в тему события
  • организовать диалог с очевидцами (глаголы);
  • оперативность;
  • выявить основной смысл (причину) поступка;

Случай в школе.

…..



Предварительный просмотр:

I группа

  • Дайте название эпизодам «Развития действий» до ситуации, когда наступил самый волнительный момент (фрагмент мультфильма).

1 эпизод………………………………………………………………

2 эпизод……………………………………………………………….

3 эпизод……………………………………………………………….

  • Сделайте вывод:

«Развитие действий» состоит из….

II группа

  • Найдите в тексте описание фрагмента мультфильма.
  • Дайте ему название.
  • Соотнесите со словом «кульминация».
  • Сделайте вывод:

В рассказе Л.Н. Толстого «Прыжок» кульминацией является….

Кульминация – это эпизод, где ситуация достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке.

III группа

  • Найдите в тексте описание развития действий, когда угроза жизни миновала.
  • Озаглавьте его. Соотнесите со словом «Развязка».
  • Сделайте вывод:

В рассказе Л.Н. Толстого «Прыжок» развязкой является……

Развязка – это логическое завершение событий, распутывание обстоятельств.



Предварительный просмотр:

Представление команд: (название, почему так назвали?) – 5-7чел.

Разминка:
(2 балла)

  • Какие русские народные сказки вы знаете? (отвечают по очереди, по одной сказке.)
  • Какую кличку носила собака в семье , в которую входили: бабка, дедка, внучка? (Жучка)
  • Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
  • Как звали девочку, которая пошла погулять,заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
  • У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
  • В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси-лебеди)
  • Какое животное  обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

1. Конкурс: «Узнай сказку!»
(Отрывок записан на карточках)
(2 балла)

«Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь: «О чем, зайчик, плачешь? А зайчик говорит: «Отстань медведь! Как мне не  плакать?...» (Заяц, лиса и петух)

«Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда, сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери…» (Гуси-лебеди)

«Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.» (3 медведя)

«Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала …, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.» (Колобок)

«Стали они впятером жить. Вот они все  живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь …, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь…» (Теремок)

«...Выросла сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошел дед … рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.» (Репка)

2. Конкурс: «Разложи на полочкам»  (полочки всего две)
(слова на карточках)
(2 балла)

Медведь, лягушка-квакушка, теремок…репка, дед, жучка.
Коса, лубяная избушка, петушок…Машенька, похлёбка, кроватка.
Братец, молочная речка, Баба Яга… Колобок, сусеки, лиса…

3. Конкурс:  «Угадай сказку по иллюстрации»
(
Рисунки)
(1 бал)

4. Конкурс: «Продолжи строчку»
(Учитель начинает, дети продолжают)
(1бал)

Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка …
(за дедку, Дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.)

Подошли зайчик и петух к избёнке:
- Кукареку! Несу косу …
(на плечи, хочу лису посечи! Поди, лису, вон!)

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка! А ты кто?
- А я …
(лягушка-квакушка! – Иди к нам жить!)

5. Конкурс: «Найди пару»
(соединить слово из левого столбика со словом из правого столбика)
(2 балла)

Петух
Дед
Машенька
Тесто
Печка
Теремок

Бабка
Похлебка
Волчок - серый бочок
Пирожки
Коса
Репка

6. Конкурс: «Установи порядок»
(Карточки со словами)
(2 бал)

Дед, баба, внучка, собака, мышка (Репка)
Заяц, волк, медведь, лиса (
Колобок)
Собака, медведь, бык, петух (
Лиса, заяц и петух)

7. Блиц-опрос для зрителей.

  • Кто внес решающий вклад в процесс вытаскивания репки?
  • Кто не влез в теремок?
  • Почему гуси-лебеди унесли братца?
  • Почему выгнала лисичка зайчика из дома?
  • Сколько понадобилось муки, чтобы испечь колобок?
  • Как медведи узнали, что к ним зашёл гость нежданный?
  • Как звали медведей из сказки «Три медведя»?
  • Что отвечала лиса, когда её пытались выгнать?
  • Из чего была речка, берега которой укрыли сестрицу Аленушку, и братца Иванушку?
  • Как звали волка, который поселился в теремке?
  • Где взяла бабка муки для выпечки колобка?
  • Какой беспорядок устроила Машенька в чужом доме?
  • Кого сначала, а кого потом встретил колобок?
  • Какого цвета была чашка у Мишутки?
  • Кто вспомнит песенку Колобка?
  • Как обманула лиса колобка?