Дидактическое обеспечение

 Ярушникова Елена Александровна

Терминологический словарь хореографа, позиции рук и ног, описание упражнений, КИМ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал

промежуточной и итоговой аттестации

1 год обучения

 

1.Элементы движений.

Стихотворный материал.

Мы шагаем в зоопарк,

 Побывать там каждый рад.

 Там медведи и пингвины,

 Попугаи и павлины.

 Там жирафы и слоны,

 Обезьяны, тигры, львы.

 Мы под музыку шагаем

 И движенья выполняем.

В первой клетке мы встречаем слона:

Очень умный, добрый слон

 Посылает всем поклон,

 Он кивает головой

 И знакомится с тобой.

В следующей клетке мы видим сову:

А вот умная сова,

 Только спит она с утра.

 Ничего не отвечает,

 Лишь плечами пожимает.

Мы играем целый день,

 Целый день играть не лень.

 Поскорее в круг вставайте –

 Все за мною повторяйте.

Как солдаты на параде,

 Маршируем ряд за рядом.

 А потом – прыжки, галоп,

 За подскоком бег пойдет.

 Но проверим мы сначала,

 Правильно ли мы стоим:

 Носик вверх, а спинка – прямо,

 За осанкой проследим.

Аист, аист длинноногий,

 Покажи домой дорогу?

 Топай правою ногой,

 Снова правою ногой.

 Теперь левою ногой,

 Снова левою ногой.

 Теперь – правой,

 Теперь – левой,

 Снова – правой,

 Снова – левой.

 Правой, левой,

 Правой. Стой!

 Вот мы и пришли домой!

  1. Азбука музыкального движения

              1.Ориентировка в пространстве

Теория. 

Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета. Ориентацию в пространстве можно определить, как процесс решения трех задач, которые принято называть “выбор направления”, “сохранение направления”, “обнаружение цели”. 

Практика.

Игра «Далеко — близко»

В эту игру на ориентировку в пространстве можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева), а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше игру усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.

Игра «Дотронься до…»

 Игра малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт такие задания:

  1. дотянись правой рукой через голову до левого уха,
  2. погладь левой рукой правое колено,
  3. почеши левой рукой левую ногу,
  4. надуй правую щёку и т.д.

Игра «Весёлая зарядка»

Заниматься можно под музыку и без неё. Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде «Правая (левая) рука (нога) в сторону (вверх, вперёд) и т.д.» Далее следуют шаги: «Шаг назад, два шага вперёд, шаг вправо, четыре шага влево». Шаги можно заменить прыжками. Кроме ориентировки в пространстве дети учатся чётко выполнять команды

Игра «Куда змея ползёт»

Детям надо стать «змейкой». Ведущий даёт команды, а «змейка ползёт» в указанном направлении. Поменяйте «змейку» на другой движущийся предмет, и для ребёнка это будет новая игра. Малыши, например, любят «ездить в автомобиле».

Игра «Найди клад»

Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для ребёнка или просто конфеты (если игра, например, на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите, что это клад, и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется. Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: «Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала. Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад».

2.Упражнения с предметами

Теория. 

Одна из особенностей методики обучения упражнениям с предметами заключается в необходимости концентрировать внимание на предмете. Упражнения исполняются с мячом (мячами), скакалкой, обручем, лентой, вымпелом (вымпелами), шарфом и с булавами (булавой). Каждое упражнение должно выполняться в соответствии с музыкальным сопровождением. Эта задача решается не столько специальными средствами, сколько путем правильного использования музыки в процессе занятий.

Практика.

 с гимнастической палкой:

  • И. п. – О. с., палка в опущенных  руках
  1. Палку поднять на грудь.
  2. Палку поднять вверх, потянуться, посмотреть на палку.
  3. Палку опустить на грудь.
  4. И. п.
  •  И. п. – стоя ноги вместе, палка над головой широким хватом
  1. Отставить левую ногу с наклоном туловища влево.
  2. И. п.
  3. То же, но в другую сторону.
  4. И. п.
  • И. п. – О. с., палка в опущенных руках
  1. Палку поднять вверх, левую ногу назад на носок; прогнуться, ноги прямые, смотреть вверх.
  2. И. п.
  3. То же, но с другой ноги.
  4. И. п.
  • И. п. – стоя ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках
  1. Нагнуться, дотронувшись палкой до стоп (выдох).
  2. Выпрямиться в И. п. (вдох).

Повторить 6 – 8 раз.

  • И. п. – ноги врозь, палка в опущенных руках
  1. Присесть, вытянув прямые руки с палкой вперёд (выдох).
  2. Вернуться в И. п. (вдох).

Повторить 5 – 7 раз.

  • И. п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях, палка сзади в локтевых сгибах
  1. Наклон вперёд.
  2. Вернуться в И. п.
  • И. п. – ноги врозь, палка за головой, широкий хват
  1. Поворот влево.
  2. И. п.
  3. Поворот вправо.
  4. И. п.

Повторить 6 – 8 раз.

  • И. п. – лёжа на животе, руки вытянуты вперёд, палка впереди, хват широкий
  1. Поднимая палку, прогнуться, ноги и руки ровные.
  2. И. п.

Повторить 6 – 8 раз.

  • И. п. – О. с., палка на полу

Перепрыгивание палки на двух ногах: вправо – влево.

Продолжать 15 – 50 с.

с малым мячом:

  • И. п. – О. с., мяч в левой руке
  1. Поднять руки вверх, потянуться, смотреть на мяч.
  2. Передать мяч из левой руки в правую.
  3. Вернуться в И. п.
  4. – 5. То же, но в обратном направлении.

              6. И. п.

             Повторить 6 – 8 раз.

  • И. п. – ноги врозь, руки опущены; мяч в левой руке
  1. Наклон вправо, ноги ровные, руки над головой; передать мяч из левой руки в правую.
  2. И. п.
  3. То же, но в другую сторону.
  4. И. п.

Повторить 6 – 8 раз.

  • И. п. – стоя ноги вместе, руки в стороны на уровне плеч, мяч в правой руке
  1. Присед, мяч на полу перекладывается из правой руки в левую.
  2. И. п.
  3. То же, но переложить мяч в правую руку.
  4. И. п.

Повторить 5 – 7 раз.

  • И. п. – ноги врозь, руки вдоль туловища, мяч в левой руке
  1. Поворот туловища вправо, подбросить и поймать мяч одной (двумя) руками.
  2. И. п.
  3. То же, но в другую сторону.
  4. И. п.

Повторить 5 – 7 раз.

  • И. п. – ноги врозь, руки на поясе. Мяч лежит между ногами

Прыжки над мячом в течении 15 – 20 с.

3.Музыкально-ритмические движения

Теория. 

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. 

Практика.

Пляска «Стукалка», украинская народная мелодия в обработке Н. Метлова, автор движений Ф. Теплицкая.

        Программное содержание. Учить детей изменять движения с изменением громкости звучания музыки. Исполнять легкий бег и энергичные притопы одной ногой.

        Задачи. Воспитывать пространственную ориентировку.

        Описание пляски. На 1—8 такты дети двигаются легким бегом врассыпную по всей комнате. На 9—16 такты, повернувшись лицом к воспитателю, энергично притопывают одной ногой.

Игра «Зайцы и медведь», музыка Н. Римского-Корсакова и В. Ребикова, автор движений Н. Ветлугина

        Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с музыкой различного характера, заканчивать движение в момент окончания звучания музыки, эмоционально выполнять легкие прыжки зайцев, тяжелую поступь медведя.

        Задачи. Воспитывать слуховое внимание, выдержку; развивать творческую активность.

        Описание игры. Все дети - «зайцы». Один из детей - «медведь». «Зайцы» сидят на стульях (в «норках») у стены, «медведь» находится в одном из углов комнаты (в «берлоге»). На музыку Н. Римского-Корсакова «зайчики» выбегают из «норок» и прыжками двигаются по комнате. Когда начинает звучать пьеса В. Ребикова «Медведь», из «берлоги» выходит «медведь». Он ходит тяжело, переваливаясь. «Зайцы» при появлении «медведя» убегают в свои «норки».

Упражнение «Мельница», музыка Т. Ломовой, автор движений Е. Лубянская.

        Программное содержание. Учить детей различать и передавать в движениях динамические оттенки музыкального произведения; изменять движения в соответствии со строением фраз музыкального произведения.

        Содержание упражнения. На первую фразу музыкального произведения дети плавно покачивают вытянутыми вперед руками, скрещивая их перед собой. На вторую фразу делают круговые движения руками, поднимая их над головой и опуская вниз с постепенным нарастанием мышечного напряжения.

Пляска «Русский хоровод», русская народная мелодия «Возле речки, возле моста» в  обработке Н. Метлова, автор движений К. Сучкова

        Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, изменять движения и их направление на запев и припев, выполнять сужение и расширение круга, плавный и дробный шаг.

        Задачи. Развивать слуховое внимание и эмоциональную отзывчивость на музыку, пространственную ориентировку.

        Содержание пляски. Дети стоят по кругу, взявшись за руки.

1. На запев идут простым шагом. На припев продолжают идти дробным шагом в том же направлении.

2. На запев идут к центру круга плавным шагом, на припев отходят назад дробным шагом, останавливаясь лицом к центру. Круг расширяется до первоначального размера.

3. На запев дети идут по кругу простым плавным шагом, на припев, разомкнув руки и положив их на пояс, кружатся вокруг себя дробным шагом.

4. Музыкальные игры  

Теория. 

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же.

Практика.

ИЗ ЛАТЫШСКОЙ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ

Водят пчёлы хоровод

Водят пчёлы хоровод –

брум, брум, брум, брум.

В барабан ударил кот –

трум, трум, трум, трум.

Стали мыши танцевать –

тир-ля-ля, тир-ля-ля.

Так, что начала дрожать

вся земля, вся земля.

Идут хороводом.

Ритмично имитируют игру на барабане.

Кружатся на поскоке.

Сужают круг, топ!

Расширяют круг, топ!

Мы пошли по ельнику

Дети стоят лицом в круг, держась за руки.

Мы пошли по ельнику, ельнику,

Мы пришли на мельницу к мельнику.

Нам навстречу из ворот

Вышел чёрный-чёрный кот.

Говорит он: «Мельник нынче

В гости вас совсем не ждёт!»

Приставной шаг вправо с приседанием.

Пружинка с выставлением ноги на пятку.

Кружение на всей ступне.

Барашек

Дети стоят лицом в круг, держась за руки.

Маленький барашек,

Нам мешок кудряшек

Сужают круг, топ!

Расширяют круг, топ!

Подарил к зиме,

Подарил к зиме.

Вышла брату шубка,

Вышла маме юбка

И носочки мне,

И носочки мне.

Кружение на всей ступне.

Показывают руками от плеч до колен.

«Утиные хвостики».

Руки на поясе, выставление ноги на пятку.

Комар

Дети стоят по кругу, друг за другом.

Оседлал коня комар

И поехал на базар.

Он везёт назад с базара

Комариного товара

В трёх мешках

И в трёх корзинах

Преогромных,

Комариных.

Галоп.

Высокий шаг.

Распашонка.

Через середину развести руками в стороны.

Большим и указательным пальцем показать что-то маленькое, рука у глаза.

На сеновале

Дети разделены на пары, стоят в общем кругу лицом в круг.

До утра на сеновале

Мыши быстрые снова

Спать Марусе не давали.

Ритмичные поскоки.

Пары поворачиваются друг к другу лицом – пальцы-коготки «царапаются».

Позвала кота Маруся:

«Котик, котик длинноусый,

Напугай мышей,

Прогони взашей!»

Зовут жестом руки.

Руки за спиной, ритмичная ходьба.

Кружение на прыжке (на одной ноге), движение руки – «подхлёстывать прутиком».

СТИХИ ВЛАДИМИРА СТЕПАНОВА

Лягушки 

Дети располагаются свободно по залу.

На старой кадушке

Сидели лягушки –

Зелёные ушки,

Тупые макушки.

Я к ним подошёл –

Они в воду бултых!

И нечего больше

Сказать мне про них.

Прыжки по лягушачьи.

Остановиться.

Падают на бок.

Лежат на животе, локти на полу, руки под подбородком, качают ногами.

Ванечка

Ах ты, Ваня-Ванечка,

В руках балалаечка,

Рубашка пёстрая,

А лошадка бесхвостая, –

Купил за пятак,

Отдаёт за так.

Ритмичные хлопки.

Имитируют игру на балалайке.

Прыжки друг за другом.

Прямой галоп.

Левая рука вытянута вперёд, правая - «кладёт пятак».

Мыши

Наши мыши – ваших тише,

Не шуршат по погребам.

К вам не ходят наши мыши.

Не пускайте ваших к нам.

Присели, пальчик у рта.

Руки вперёд, шевелят пальчиками.

Грозят правой рукой.

Грозят левой рукой.

Загадка

Дети сидят на корточках свободно по залу.

Солнце встало, удивилось:

- что случилось?

Что со мной?

Я за лесом спать ложилось,

А проснулось над рекой!

Встают руки вверху, в стороны.

Руки внизу в стороны, плечи приподнять, опустить вправо, влево (удивились).

Ладошки вместе под щекой.

Поднять руки, потянуться.

Игла

Шей, иголка, не ленись,

Шей, иголка, не колись!

Тяни-тяни ниточку,

Чини-чини дырочку.

Дырочку на варежке

У маленькой Варечки.

Грозят правой рукой.

Грозят левой рукой.

Хоровод по кругу.

Идут в круг, топ!

Идут из круга, топ!

Водица

Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу.

У колодца вода льётся,

Маша улыбается,

Как уточка плескается:

- Водица, водица,

Давай с тобой водиться!

Три перетопа вправо, влево – 2 раза.

Удары прямыми руками по бокам.

Хлопок в ладоши, хлопок по рукам партнёра – 2 раза.

Радуга

В небе радуга висит,

Детвору веселит.

С неё как с горки

Едут Егорка,

Петух, кот, свинья,

А за ними и я.

Движения прямых рук снизу вверх через стороны до встречи над головой.

Хлопки «колокола» (над головой).

Поскоки.

        5.Танцевальные упражнения

Теория. 

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен. 

Практика.

Примерные упражнения:

- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;

- вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;

- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);

- круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;

- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;

- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;

- движения рук «волна»;

- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;

- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;

- работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;

- пружинка на месте по VI позиции;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;

  1. Творческая деятельность

1.Игровые этюды

Теория. 

Этюд (франц.) – изучение. Широко применяется в ритмике.  Этюдная работа, с одной стороны, направлена на развитие и совершенствование техники танца и актерского мастерства, с другой стороны помогает закреплению полученных знаний и умений.

Практика.

ЭТЮДЫ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЖЕСТА

         

«Заколдованный ребёнок»

Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверх

«Тише!»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит коте
нок. Они, то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу:  «Тише!»

Этюд сопровождается музыкой
Б. Берлина «Спящий котёнок».

Выразительные движения: Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

«Не покажу!»

 Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав ладонями, зеркальце к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!»

ЭТЮДЫ НА ТРЕНИРОВКУ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП МЫШЦ

«Сосулька»

                 

  У нас под крышей

  Белый гвоздь висит,

  Солнце взойдет,

     Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

«Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай

Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне.

(С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

«Качели»

         Ребенок стоя качается на качелях.

Выразительные движения: 1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Этюд сопровождается музыкой  Я. Степовой «На качелях».

ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ

«Кузнечик»

     Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения. Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.

«Раздумье»

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился.  Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Раздумье».

Выразительные движения: Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

«Круглые глаза»

     Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».

Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЭМОЦИЙ

«Поссорились и помирились»

Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей.

Выразительные движения: Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной.

Затем помирившихся.

Выразительные движения: Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.

Звучит музыка Т. Вилькорейской «Помирились».

«Снегурочка»

 Ведущий рассказывает сказку «Снегурочка».

Затем дети изображают удивление и радость старика со старухой, когда они увидели живую Снегурочку.

Выразительные движения:

  1. Удивление: раскрыть рот, приподнять брови.
  2. Радость: широко улыбнуться.

«Два рыболова»

На мосту стояли два мальчика и удили рыбу. У них были одинаковые удочки, одинаковые ведерки для рыб, да и стояли они неподалеку друг от друга. Но один мальчик то и дело вытаскивал из воды рыбку за рыбкой, а другой только с досадой поглядывал на него. В его ведерке плавала всего одна небольшая рыбешка. Вот и сейчас у него не клюет, а у соседа опять дергается поплавок. У неудачливого удильщика на лице все сильнее выражалась досада, а у удачливого лицо было, как у задаваки, насмешливое.

       

ЭТЮДЫ  НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

«Смелый заяц»

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Выразительные движения: Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.

«Вежливый ребенок»

 В зале на стульях сидят дети. Звучит музыка Э. Жака-Далькроза «Ритмический этюд». Входит ребенок и вежливо здоровается с каждым сидящим в зале.

«Кривляка»

Когда кто-нибудь чужой входит в комнату, мальчик начинает гримасничать и кривляться, ну, совсем как паяц из кукольного театра. Ему хочется, чтобы

новый человек смотрел только на него

одного.

Во время этюда звучит музыка Г. Окунева «Гримасы».

  1. Музыкально - танцевальные игры

Теория. 

Обучение музыкально-ритмическим   движениям детей    направлено    на    закрепление   полученных знаний    и    является    известным    итогом работы.

Практика.

Танцевальная игра «На корабле»

Необходимое оборудование: детское пластмассовое ведерко, швабра, фонограмма песни «Морячка» Олега Газманова.

Правила игры: на роль морячка выбирается один участник, ему поручается вымыть на корабле палубу. С помощью швабры и ведра морячок выполняет движения, имитирующие мытье полов. Вокруг него весело танцуют остальные ребята, которые участвуют в игре. Затем музыкальное сопровождение резко останавливают и дети вместе с ведущим должны быстро стать в пары. Морячком становится игрок, который остается без пары.

Танцевальная игра «Солнце и цветочки»

Оборудование: диск с приятной мелодичной музыкой.

Правила: выбирается солнце — ведущий, все остальные дети — цветочки. Первым просыпается солнышко и, кружа и танцуя, поглаживает цветочки, они начинают распускаться и танцевать. Детки выполняют движения имитирующие покачивания цветочка на ветру.

 

Танцевальная игра «Магазин игрушек»

Оборудование: магнитофон, диск с детскими песнями.

Правила игры: малыши изображают различные игрушки (робота, куклу, лошадку, кошку). В магазин заходит ведущий (покупатель), рассматривает игрушки и поочередно их включает. После включения каждая игрушка танцует. Затем ведущий игрушку выключает, и она перестает двигаться, замирает. Покупатель, рассмотрев все игрушки, выбирает понравившуюся, и она становится ведущим.

4.Мероприятия воспитательного и познавательного характера

Беседы о композиторах, праздники, концертные выступления

5.Концертные выступления

1. Разминка: «На зарядку становись!»

2. Ко дню предгорного района: «Во поле берёза стояла» - танец.

3. Ко дню Матери: «Флэш – моб» - танец

4. Новогодний танец.



Предварительный просмотр:

Взмахи ногами.

Последовательность обучения.

1)        Стоя лицом к стенке, руки в стороны, нога на рейке, снять ногу с
рейки и, уменьшая мышечное напряжение, опустить ногу дугообразно
вниз под силой тяжести. Для следующего взмаха необходимо напрячь
мышцы для принятия

исходного положения;

  1. из исходного положения руки в стороны, взмах правой ногой вперед,
    назад, вперед и шаг вперед. То же другой ногой;
  2. из стойки на правой, левая нога в сторону, руки в сторонывзмахом левой
    ноги
    скрестно внутрь поворот на 180° вправо. То же с другой ноги.

Методические указания. Для увеличения взмаха следует слегка выпрямить и согнуть туловище. Перед свободным падением ноги вниз мышцы напрягаются.

Прыжки

Прыжки эффективно развивают силу мышц ног, прыгучесть, ориентировку в

пространстве Они оказывают сильное воздействие на сердечно-сосудистую

и  дыхательную   системы.   По   своей  динамической   структуре   прыжки

являются дальнейшим развитием пружинных движений. По внешней форме

многие     прыжки    напоминают    различные    шаги,     являясь    прямым

продолжением их в последующем ряду разучивания. Многие прыжки имеют

жизненно необходимое значение, а также широко применяются в вольных

упражнениях и упражнениях в равновесии.

В курсе музыкально-ритмического воспитания прыжки весьма разнообразны,

однако техническая основа их едина.

Выполнение   прыжка  начинается    с   подготовительной   фазы.    В    ней

выполняется полуприсед, во время которого мышцы ног растягиваются, а

затем интенсивно сокращаются. В этой фазе спина прямая, руки отводятся

назад    для    последующего    махового    движения    в   противоположном

направлении. Особое внимание обращается на разгибание стопы до конца, за

счет чего происходит толчок.

Толчок должен быть энергичным, коротким, акцентированным. Для него

характерно быстрое выпрямление ног. Толчок усиливается взмахом рук и

ноги (при толчке одной).

Полет, в котором принимается положение, соответствующее форме прыжка,

характеризуется высотой, продолжительностью. Чем выше прыжок, тем

дольше полет и больше возможностей принять требуемую позу. Высота

полета в прыжках зависит от силы толчка.

Основное назначение приземления состоит в том, чтобы смягчить силу

взаимодействия с опорой. Для этого занимающиеся, приземляясь с носка, тут

же опускаются на всю стопу с последующим сгибанием ног во всех суставах.



Предварительный просмотр:

Взмахи.

Взмах целостное движение всего тела или отдельных его частей (рук, ног),

выполненное последовательно.

Взмахи основываются на толчкообразном напряжении мышц для получения

начального импульса к движению, за которым следуют расслабление и

дугообразное движение в силу инерции.

Взмахи развивают ?,1ышечное ощущение, которое позволяет уточнить, когда

и какие мышцы включаются в работу и с какой силой, какова оптимальная

скорость в чередовании мышечных напряжений, т. е. вырабатывается умение

экономно двигаться.  ч

Характер   музыки,   сопровождающей  выполнение  взмахов,   энергичный,

бодрый, размер 2/4, 3/4. Звучание громкое, темп зависит от амплитуды

взмахов.

Взмахи выполняют руками, ногами, туловищем и всем телом. Характерная

их особенность — короткий толчок, которым движение передается   в

следующий сустав по инерции.

Взмахи руками. Последовательность обучения.

1) Из стойки ноги врозь наклон вперед, руки свободно внизу. Пружиня коленями, раскачивать руки вперед и назад или в стороны. В конечных положениях маха руки свободно сгибаются в локте и кисти;

2)        из стойки ноги врозь, руки влево, роняя руки книзу, перевести их вправо,
затем влево.

То же, передавая тяжесть тела с ноги на ногу;

3)        из стойки на носках, руки назад, голова наклонена вперед, взмах руками
вперед-вверх  с  пружинным  движением  ног,   голову  поднять.   Так  лее
вернуться в и. п.

То же со взмахом одной рукой вперед, другой — назад.

Методические указания.

При толчке надо добиться расслабления предплечья и кисти (как бы стряхнуть воду с мокрой руки). После начального толчка руки в положении вниз полностью разгибаются и далее двигаются по инерции. В конечной точке взмаха они прямые, ненапряженные, кисти в продолжении рук. Голова и туловище сопровождают движения рук и в конечном положении слегка наклонены к ним.



Предварительный просмотр:

 Бланк заданий викторины для  обучающихся

"ИСКУССТВО, СПОРТ"

1. Распечатайте (размножьте) бланк с заданиями по количеству участников.

2. Заполните анкетные данные.

3. Ознакомьтесь с вопросами викторины.

4. Ответьте письменно на вопросы викторины

Фамилия, имя участника:

__________________________________________________________________

Вопросы викторины

1. Группа певцов?

_________________________________________________________________

2. Ограждённая канатами площадка для бокса?

_________________________________________________________________

3. Артист, исполняющий ведущие партии в опере?

_________________________________________________________________

4. В шахматах: такое положение короля, при котором ему нет защиты?

_________________________________________________________________

5. Предварительное объявление о спектакле, концерте?

_________________________________________________________________

6. Начальный момент спортивного состязания на скорость?

_________________________________________________________________

7. Место продажи билетов?

_________________________________________________________________

8. Прогулка, ходьба для отдыха, лечения?

_________________________________________________________________

9. Башенные часы с музыкой?

_________________________________________________________________

10. Сколько игроков в команде баскетболистов?

_________________________________________________________________

11. Античное круглое здание для представлений и состязаний в Древней Греции?

__________________________________________________________________

12. Большой танцевальный вечер?

__________________________________________________________________

13. Походная сумка?

__________________________________________________________________

14. Колющее холодное оружие, которое используют в фехтовании?

__________________________________________________________________

15. Изящество, красота в движениях?

__________________________________________________________________

16. Главный «натурщик» Айвазовского?

__________________________________________________________________

17. Шахматный приз, ежегодно присуждаемый Международной ассоциацией шахматной прессы лучшим шахматистам года?

__________________________________________________________________

18. Источник звука, служащего эталоном чистоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении?

__________________________________________________________________

19. Дощечка или пластинка для смешивания красок?

__________________________________________________________________

20. Музыкальный ансамбль из пяти исполнителей?

_________________________________________________________________

 Количество набранных баллов_____(1 верный ответ = 1 балл, всего 20 баллов)

      Место ____________________

Внимание! Баллы подсчитывает и  определяет место педагог- организатор

20-14  баллов - 1 место

15-12 баллов - 2 место

11-8  баллов - 3 место

менее 8-ми  баллов - дипломант

Обращаем Ваше внимание, что бланк с ответами на вопросы на сайт не отправляется.

Ответы:

1. Хор.

2. Ринг

3. Солист.

4. Мат.

5. Анонс.

6. Старт.

7. Касса.

8. Моцион.

9. Куранты.

10. 12 человек.

11. Арена.

12. Бал.

13. Рюкзак.

14. Рапира.

15. Грация.

16. Море.

17. «Оскар».

18. Камертон.

19. Палитра.

20. Квинтет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое джаз-танец ? История возникновения

Слайд 2

Jazz dance (Джаз танец) - это импровизация и совершенство свободы движений тела. Для танцев «джаз» характерны элементы фольклорного танца, соула , классики, степа и бита. Джаз танец – это эмоции, танец ощущений, ему присущи эффектные позы, вращения и повороты, прыжки, изолированные движения разных частей тела в разных ритмах, что предусматривает овладение особой техникой танца.

Слайд 3

Соединенные Штаты Америки привнесли в мировую хореографическую эволюцию два художественных элемента: "свободный" танец Айседоры Дункан и афро-американский джазовый танец.

Слайд 4

История танца джаз началась в 1830 году, когда на сцене театра Луисвиля был поставлен спектакль с участием выдающегося чернокожего танцора Уильяма Хенри Лейна . Именно он считается первым афроамериканским исполнителем джазового танца. Уильям Генри Лейн считаетя как один из самых влиятельных фигур в создании американской системы степа . Лейн разработал уникальный стиль, используя свое тело как музыкальный инструмент, смешивая афро-производные синкопированные ритмы с движениями ирландской джиг и катушки.

Слайд 5

Поначалу джазовый танец существовал исключительно как театральный танец, неразрывно связанный с музыкой и пением. В период конца девятнадцатого – начала двадцатого века черные танцы, такие как чарльстон, ту стэп , блэк боттон , шимми, фанки бат, становятся очень популярными не только в Америке, но и в Европе. Приблизительно в то же время появился сам термин «джаз» и «джазовый танец».

Слайд 6

Огромную роль джазовый танец сыграл в истории развития мюзикла. В 30- 40-е годы происходит процесс художественной эволюции мюзикла

Слайд 7

Наиболее известным хореографом, танцовщицей, писателем, этнографом и антропологом была Кэтрин Данхэм - человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Глубоко изучив историю и конкретно африканские народные танцы, она включила их элементы в свою хореографию. Можно с уверенностью назвать точную дату превращения "черного" танца в сценическое искусство. Это 18 апреля 1940 года, когда Кэтрин Данхэм представила в Нью-Йорке свою первую джазовую постановку "Тропики и горячий Джаз" с подзаголовком "От Гаити до Гарлема".

Слайд 8

Джазовый танец, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный танец, постепенно становился особым видом танцевального искусства. В 30-е годы интерес к джазовому танцу несколько угасает. Это вызвано тем, что "черное" искусство было чисто развлекательным. Многие хореографы пытались создать языком джазового танца более серьезные по теме произведения, однако эти попытки не всегда были успешными.

Слайд 9

К концу 60-х годов джаз-танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии. Его применение было достаточно широко: бытовой танец, танец театральный, танец кино, и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца.

Слайд 10

Будучи "открытой" системой, джазовый танец в своих исканиях обращается к средствам выразительности других систем и направлений танца, вбирая в себя достижения, открытые танцем-модерн , классическим танцем, народной хореографией и другими направлениями танцевального искусства.

Слайд 11

Мы открываем двери в джаз



Предварительный просмотр:

Движения рук

«Ветерок» - плавные перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.

«Ленточки» - поочередные плавные движения правой и левой рук вверхвниз перед собой.

«Крылья» -плавные маховые движения руками, разведенные в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук - «крыльев» локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.

«Поющие руки» -из положения «В стороны» мягким движением кисти направляются навстречу друг к другу, словно собирая перед собой упругий воздух. Так же пластично руки разводятся в стороны. Корпус помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и затем чуть прогибаясь назад.

«Моторчик» -руки согнуты в локтях перед грудью, ладони крутятся одна вокруг другой. Быстро или медленно.

Хлопки

Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.

«Ладушки» - хлопки ладонями впереди или сзади (за спиной) выполняются свободными, не напряженными, согнутыми в локтях руками, двигающимися навстречу друг другу.

 «Блинчики» -на «раз» - удар правой ладонью по левой, на «два» - наоборот (кисти расслаблены, стаккато), с поворотом кисти.

«Тарелочки» - младший возраст - «отряхни ладошки», старший возраст ладони обеих рук имитируют скользящие движения оркестровых тарелок: рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука – снизу вверх.

«Бубен» -левая ладонь опорная (как бы крышка бубна), пальцы правой руки ударяют по ней. Опорную руку менять. Удар сильный.

«Колокола» -активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряженных рук. Для этого движения необходима полная свобода верхнего плечевого пояса.

«Колокольчики» -мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Удары легкие, негромкие. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в сторону – вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.

«Ловим комариков» -легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.

Хлопки в парах:

«Стенка» - ладони согнутых в локтях (впереди) рук идут навстречу рукам партнера. Хлопок выполняется на середине расстояния между детьми.

«Большой бубен» -поочередно один из партнеров держит открытыми ладони согнутых в локтях или вытянутых вперед рук, а другой ударяет по ним своими ладонями.

«Крестики» -техника выполнения та же, что и в «Бубне», только руки партнеров двигаются накрест (правая с правой и наоборот).



Предварительный просмотр:

Исходные позиции рук

Внизу – руки опущены вдоль тела.

Впереди – руки вытянуты на уровне груди (параллельно полу).

Вверху – руки максимально подняты вверх над головой. В младшем возрасте высота рук произвольная.

В стороны – плечи и руки составляют одну прямую линию. Руки могут бытьоткрытыми – ладони вверх («к солнышку») Руки могут быть закрытыми – ладони вниз (смотрят в пол).

 «Поясок» - ладони на талии, большие пальцы – сзади, остальные – впереди. Плечи и локти слегка отведены назад.

 «Кулачки на бочок» - пальцы рук слегка сжаты в кулачки, которые ставятся на талию тыльной стороной внутрь.

 «Полочка» - руки согнуты в локтях, сложены перед грудью. На левой руке лежит правая (кисть правой руки лежит на локте левой и наоборот).

«Матрешка» - руки «полочкой», указательный палец правой левой руки делает «ямочку» на одноименной щеке. Левая (правя) ладонь поддерживает локоть другой руки и чуть отведена вперед (на весу).

 «Юбочка» - большим, указательным и средним пальцами (щепотью) обеих рук взять края юбочки и развести руки в стороны – вверх.

«Фартучек» - щепотью прихватить с обеих сторон перед юбочки и приподнять вверх. За спиной – руки соединены за спиной чуть ниже талии. Ладонь левой руки тыльнойстороной лежит в правой ладони. Пальцы слегка сжаты, плечи и локти сведены назад.

Позиции рук в парах

Дети стоят рядом (смотрят в одну сторону)

«Стрелка» - руки соединены в позиции «Вперед». От величины угла меняется название «стрелки»: узкая, широкая.

«Воротики» -руки соединены в позиции «Вверх». Ладонь девочки подкладывается снизу под ладонь закрытой руки мальчика.

 «Плетень» -руки соединены крест-накрест.

 «Бантик» - то же, но локти округлены и приподняты вперед – вверх, руки не напряжены.

«Саночки» -мальчик стоит перед девочкой к ней спиной и подает ей обе руки назад. Девочка стоит лицом к спине мальчика и берет его за руки. Дети стоят, соединив одноименные плечи (смотрят в разные стороны):

 «Бараночка» - одноименные руки соединены накрест в локтевых сгибах, кисть сжата вкулачок. Свободные руки в любой из перечисленных ранее позиций.

 «Вертушка» - одноименные руки соединены в позиции «Вверх». Кружиться вертушкой – соединив руки в позиции «Вертушка», двигаться как бы догоняя друг друга на месте.

 «Звездочка» (трое и больше детей) – стоят друг за другом, соединив одноименные руки в позиции «Вверх». Кружиться звездочкой – соединив руки в позиции «Звездочка», двигаться как бы догоняя друг друга на месте.

«Двойной поясок» - если дети стоят друг к другу левыми плечами, то левыми же руками обхватывают партнера за талию спереди и наоборот. Можно менять плечи на каждую музыкальную фразу. Дети стоят лицом друг к другу:

«Лодочка» - руки соединены в позиции «В стороны». Они раскрыты на уровне груди.

 «Воротики» (узкие) – руки соединены вверху, (широкие) – в стороны - вверх.

 «Крестик» - руки соединены накрест.



Предварительный просмотр:

Прыжки

На одной ноге:

«Точка» - исходное положение ног – основная стойка, руки в любой позиции. После толчка, приземлиться в ту же точку, ставя ногу сначала на носок, затем на всю ступню. Другая нога (неопорная) согнута в колене и отведена назад. Опорную ногу менять.

«Часики» -техника та же, только прыжок выполняется с поворотом вокруг своей оси. Опорная нога равномерно (как стрелка часов) поворачивается по окружности. На 8 прыжков ребенок должен сделать полный оборот – 360°. На «раз, два» - левым плечом вперед, На «три, четыре» - спиной, На «пять , шесть» - правым плечом, На «семь, восемь» - лицом.

 «Лесенка» - техника та же, что и в «точке», но продвигаясь вперед или назад на определенное количество прыжком (ступенек лесенки).

«Заборчик» -боковой прыжок вправо (на правой) или влево (на левой ноге). Сколько дощечек в заборе, столько и прыжков.

«Солнышко» -техника та же, что и в «точке», только продвигаясь по окружности любого диаметра («вокруг солнышка»).

На двух ногах:

Подскок – поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге. Амплитуда прыжка зависит от характера музыки. Выполнять его можно на месте, с продвижением вперед или назад, а также с поворотом вокруг своей оси («часики»).

 Прыжки с отбрасыванием ног назад – на «раз» - прыжок-«точка» опорной ногой, одновременно неопорная нога сгибается в колене и отбрасывается назад, пяткой кверху. Неопорная нога может удерживаться на весу или ставиться сзади на носок пяткой кверху. На «два» - смена опорной ноги.

«Веселые ножки» (прыжки с выбрасыванием ног вперед) – то правая, то левая нога поочередно часто выбрасывается вперед, как бы хвалясь перед зрителями. Носочек ноги направлен вниз, к полу. Руки – в стороны, ладони смотрят вперед внутренней стороной.

 «Качалочка» - исходное положение ноги вместе. Затем правая нога выносится чуть вперед и как бы толкает левую ногу назад, затем снова выносится вперед, а левая возвращается на место. Движение повторяется непрерывно.

«Ножницы» - на «раз» - толчок, разведение ног в стороны и приземление в позицию «Широкая дорожка». На «два» - толчок и скрещивание ног в «точке» впереди (правая ступня впереди левой и наоборот при повторении).

«Крестик» - на «раз» - толчок и скрещивание ног в «точке» (правая нога впереди), на «два» - то же самое, только впереди левая нога.

 «Метелочка» - то же, что и «качалочка», только со сменой ног. Боковой галоп – то же, что и боковой приставной шаг, только на прыжке.

Галоп вперед – техника та же, только продвижение не в сторону, а вперед. На «раз» - толчок и правая (левая) нога выносится вперед, приземляясь с носка. Носок другой ноги приставляется сзади к пятке опорной ноги. На «два» - повторение.

 «Веревочка» - на «раз» - прыжок-«точка» на левой (правой ноге, одновременно другая нога ставится сзади и скользящим движением носка по полу выносится вперед. На «два» - все повторяется как на месте, так и с придвижением вперед.



Предварительный просмотр:

Боковой галоп

Разучиваются на счёт «раз-и-два-и». Движения легкие, полётные, пружинящие. На счёт «раз» делается небольшой шаг с подскоком правой ногой в сторону, на«и» скользящим движением подтягивается левая нога к правой в естественную позицию. Правая нога тотчас же отводится в сторону (левая нога как бы выбивает правую в сторону). На счёт «два-и» следует выполнять то же, что и на счёт «раз-и». Затем движение начинается с начала. Таким образом танцующий подвигается вправо. Галоп можно исполнять и влево. В этом случае движение начинается с левой ноги.

Шаг польки

Исходное положение; ноги в третьей позиции, правая нога впереди. Движение выполняется на счёт «и раз, и два». На «и» (затакт) сделать маленький скользящий подскок на левой ноге вперёд, правую ногу слегка приподнять вперёд с выпрямлением коленом и оттянутым носком. На «раз» выполнить шаг вперёд правой ногой, ставя её на низкие полу - пальцы. На счёт ``и`` приставить левую ногу на низкие полу - пальцы позади правой в третью позицию. Насчёт ``два`` сделать шаг вперёд правой ногой, ставя её на низкие полу-пальцы. Левую ногу отделить от пола и, слегка согнув в колене, подвести к правой. Затем все перечисленные движения повторить, начиная с подскока на правой ноге. Шаг польки можно разучивать под музыку любой польки, подобранной преподавателем. Это движение не является обязательным для прохождения в 1 классе. Всё зависит от двигательной подготовки детей.

Русский хороводный шаг

Это плавный шаг с носка, который выполняется поочерёдно каждой ногой. От обычного шага он отличается большой плавностью и устремлённостью. В зависимости от выразительности музыки этот шаг может приобретать и иной характер – более оживлённый и задорный.

Дробный шаг

Исходное положение; ступни параллельны, колени слегка согнуты. Выполняется подвижно, ритмично, на месте, на всей ступне. Притопы быстро чередуются; правой, левой, левой ногой и т.д. Движение ног активное, ступни поднимаются от пола не высоко. Корпус прямой. Дробный шаг может исполняться с продвижением вперёд и при кружении на месте.

«Ковырялочка»

 Исходное положение - ноги в основной стойке. На счёт «раз-и» - небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ставится на носок (как бы ударяется об пол), слегка согнутое колено правой ноги повёрнуто внутрь . На «два» - подскок на левой ноге, правую перевернуть, поставив на пятку, колено повернуто наружу .Пятка и носок ставятся на одно и тоже место . На следующий такт делается притоп обеими ногами поочерёдно - правой, левой, правой. Затем всё движение выполняется с левой ноги.

 Шаг с припаданием

Исходное положение - ноги в основной стойке. Выполняется на счёт «раз-идва».На«и» правую ногу приподнять вправо; на «раз» сделать небольшой шаг с носка на всё ступню, слегка сгибая колено; одновременно приподнять левую ногу, согнутую в колене; на «и»выпрямляя ноги (позади правой), правую отвести в сторону; на «два-и» повторить движение. Вовремя движения корпус не поворачивается.

«Качалочка»

На «раз» поднять не высоко вперёд правую ногу, упасть на неё, перенеся центр тяжести тела; левую ногу сзади приподнять. На «два» откачнуться назад на левую ногу, перенеся на неё центр тяжести. Все движения повторяются.

 Ритмические упражнения:

Упражнения с кубиком: (м.р. 4\4) Дети сидят на коленях лицом в круг. Преподаватель раздает кубик каждому 2- му ребенку. Дети с кубиком: На «раз» - удаляют об пол кубиком; «два»- поднимают кубик; «три» - опускают его; «четыре» - передают соседу с права.

Дети без кубика: На «раз» - хлопок в ладоши; «два» - удар ладонью по бедру правой ноги; «три» - удар ладонью по бедру левой ноги; «четыре» - берут кубик.

Упражнение с мячом: (м.р. 3\4) Дети стоят лицом в круг. Перед 3 детьми лежат мячи. На вступление дети берут мяч в руки.

Дети без мяча: На «раз» - притоп правой ногой; «два»- хлопок в ладоши; «три» - хлопок в лодоши;

Дети с мячом: На «раз» - ударяют мячом об пол; «два» - ловят мяч; «три» - поднимают вверх; «четыре» - опускают; «пять» «шесть» - передают мяч из правой руки в левую через спину; На «раз» - удар мячом об пол, передают соседу справа. Затем сосед повторяет действия, первого соседа, начиная с «два».



Предварительный просмотр:

Построения

 Колонна – дети стоят друг за другом, в одном направлении, соблюдая интервалы между собой. Шеренга – дети стоят рядом друг с другом, в одном направлении, соблюдая интервалы между собой.

Цепочка – дети стоят вполоборота друг за другом, держась за руки. Колонна

 Линия

 Круг

 Полукруг

 Диагональ

 Галочка(клин)

Поклон

 «Русский поклон» - исходное положение ног: 4-я позиция. Согнув правую руку в локте, коснуться пальцами правой руки левого плеча. Выпрямляя правую руку, опустить ее вниз перед собой по траектории дуги, одновременно наклоняя корпус вперед.

Танцевальные движения

Исходное положение для всех вариантов (если не оговаривается дополнительно): ноги в основной стойке, руки в любой позиции.

«Качель маленькая» - дети стоят, взявшись за руки и слегка качая ими из стороны в сторону.

«Качель большая» - то же, только сильно раскачивают руками из стороны в сторону.

«Пружинка» - стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая. Это движение можно выполнять из 6-й позиции ног (на «узкой дорожке»). В этом случае колени ног не разводятся.

Притоп – стоя на левой ноге, ритмично притопывать правой, чуть пружиня обеими. «Три притопа»(исходное положение «узкая дорожка») – на месте шаг правой ногой, затем левой и снова правой, чуть притопнув. Повторяется с левой ноги. Движение выполняется ритмично.

Притоп поочередно двумя ногами – техника та же, только на «раз, и» - притоп правой (левой) ногой, а на «два, и» - левой (правой) ногой.

 Притоп в сочетании с «точкой» - пяткой, носком неопорной ноги рядом с опорной или на расстоянии небольшого шага впереди.

Приседание – техника та же, только на «раз» - приседание, на «два» - возвращение в исходное положение. Амплитуда зависит от возраста детей.

Полное приседание выполняется только в подготовительной группе. При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая, крепкая.

Полуприседание – выполнятся в сочетании с «точкой» - каблуком или носком правой (левой) ноги на расстоянии небольшого шага вперед.

Полуприседание с поворотом корпуса – сделать полуприседание, поворачивая корпус вправо (влево) на 90°. Разворачивая корпус прямо, принять исходное положение.

«Ковырялочка»: 1-й вариант:правая нога ставится назад на носок, затем выносится вперед на пятку и на месте – три притопа. 2-й вариант:правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.

 «Распашонка» - на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки» согнутыми в локтях руками впереди-вверху. На «два» - выпрямиться и поставить правую (левую) ногу в «точку» впереди-справа на пятку. Одновременно вытянуть руки по диагонали: правая – в сторону-вниз, левая – в сторону-вверх. На 2-й такт то же с другой ноги.

 «Самоварчик» - на «раз» - полуприседание и хлопок «ладушки» согнутыми в локтях руками перед грудью. На «два» - выпрямится, левую руку вытянуть в сторону-вверх, правой – хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под углом 90°.

«Елочка» - исходное положение: ноги - «узкая дорожка», руки «полочка», «поясок» и др.. На «раз» - повернуть ступни ног (отрывая носки от пола) вправо под углом 45°. На «два» - то же пятки. Движение можно выполнять как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина прямая.

«Большая гармошка» - ноги вместе. На «раз» - разведение носков в стороны, на «два» - разведение пяток. Затем возвращение в исходное положение в таком же порядке.

 «Топотушки» - исходное положение – ноги вместе, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе (подбоченившись). Часто поочередно топать ногами на месте.

 «Рычажок» - ноги на «узкой дорожке». На «раз» - правая рука сгибается в локте и рукой достает до правого плеча, рывком. Одновременно с рукой вверх, сгибаясь в коленке, поднимается первая нога. На «и» - в исходное положение. Все на «пружинке». Поворот вокруг себя (кружение) – стоя лицом к зрителям начинать движение вправо. Легко на носочках повернуться на месте вокруг себя и остановиться в исходном положении.

«Расческа» - дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от друга лицом в одном направлении.

1-й вариант:вначале вторая шеренга проходит вперед сквозь первую, останавливаясь чуть впереди. Затем первая (оказавшись позади) проходит вперед сквозь вторую, останавливаясь чуть впереди, и т. д.

2-й вариант:первая шеренга идет назад, одновременно вторая – движется вперед. Проходя друг через друга - шеренги меняются местами.

«Играть с платочком» - держа платок (сложенный по диагонали) за два угла перед собой на уровне груди, приподнимать поочередно то один, то другой уголок платочка.



Предварительный просмотр:

Виды шага

 Спокойная ходьба (прогулка) – шаг начинается с носка вытянутой правой (левой) ноги, носок развернут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая. Движение рук произвольное (могут быть в любой позиции).

Шаг на всей ступне (топающий) –исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Ребенок движется как бы «на колесиках». Руки можно поставить кулачками на пояс.

Хороводный шаг –этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания.

Приставной хороводный шаг (без смены опорной ноги) –на «раз» - небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной и т.д.

 Приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги) – ритмический рисунок шага: 2 восьмые, четверть. На «раз» - длинный шаг с носка правой (левой) ноги, и на «и» - приставление левого (правого) носка к пятке опорной ноги. На «два» - шаг на месте с правой (левой) ноги. На следующий такт движение с другой ноги.

Шаг кадрили –на «раз» - шаг правой (левой) ногой, на «два» - легкий скользящий удар каблуком другой ноги рядом с опорной. Неопорная нога после удара каблуком вытягивается вперед, начиная следующий шаг. Этот шаг можно выполнять с легким полуприседанием на счет «два».

Высокий шаг –нога не выносится вперед, а сгибается в колене и поднимается под углом 90°. Носок максимально оттянут вниз (или ступня параллельна полу) «утюжком». Это шаг на месте или с продвижением вперед (в образе петушка, лошадки).

Шаг с притопом на месте –на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» - притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» - шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» - притоп левой впереди правой; все повторяется сначала. Акцент постоянно падает на притоп (на «два»).

 Переменный шаг – выполняется на 2 такта в двухдольном размере или 1 такт в четырехдольном. В основе шага – хороводный шаг. На «раз» и «два» 1- го такта – длинные поочередные шаги с носка правой (левой) ноги. На «раз» и «два» 2-го такта – три коротких поочередных шага с носка левой ноги. На «и» пауза. Следующий шаг начинается с носка левой ноги.

Боковой приставной шаг – на «раз» - вправо (влево), на «два» - левая (правая) нога приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в зависимости от исходного положения («узкая дорожка» или основная стойка).

Боковое припадание –на «раз» - боковой шаг с носка правой (левой) ноги, колено сгибается (как бы маленькое приседание). На «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной сзади, одновременно колено правой (левой) ноги выпрямляется. Элемент «припадания» можно выполнять и на месте в «точке» или с поворотом вокруг своей оси («часики»).

 Шаг на носках: Пружинящий шаг – это «пружинка» с продвижением на всей ступне

 Крадущийся шаг –это «пружинка» с продвижением на подушечках и низких полупальцах (образ куклы, балерины и т. д.) Движение выполняется только в подготовительной группе. Боковой шаг («крестик») –на «раз» - шаг в сторону с правой (левой) ноги. На «два» - перед ней накрест ставится левая (правая) нога.

Шаг окрестный вперед-назад («косичка») – хороводный шаг, только ноги ставятся не под углом 45° вправо или влево, а накрест перед правой или левой. При движении этим шагом назад левая нога ставится сзади правой и наоборот.

 Семенящий шаг («плавающий») – плавный хороводный шаг с продвижением вперед (назад) на носках. При его выполнении сгибаются только подъемы ног. Исполняется в старшем возрасте.


Предварительный просмотр: