Проектные и исследовательские работы обучающихся

 Ярушникова Елена Александровна

проекты, доклады, исследовательские работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zagadki_luny.docx445.76 КБ
Файл proekt_po_zozh.docx122.72 КБ
Microsoft Office document icon vliyanie_sots_setey_na_rech_podrostkov.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

                   

Тема проекта:

«Загадки Луны».

Ремденок Артем,11 лет

 обучающаяся ЦДТ

объединение

«Космические путешествия»

Руководитель:

Ярушникова

 Елена Александровна 

пгт. Белый Яр 2023г.

Содержание

Введение
1. Что такое Луна?
2. Строение Луны.
3. Фазы Луны.
4. Лунные затмения.
5. Приливы и отливы.
6. Влияние Луны на человека.
7. Человек на Луне.
8. Анкетирование.
Заключение
Литература
Приложение

Введение
           С самого раннего детства, поднимая глаза на вечернее или ночное небо, кроме маленьких светящихся точек — это звёзд, меня притягивал и светлый диск на небе — это Луна.

           Из книг я понял, что Луна – единственный естественный спутник Земли. Люди наблюдали её с древних времён - с начало невооружённым глазом, потом в телескоп, а с недавних пор с помощью космических аппаратов. О Луне слагали мифы и легенды, с её помощью вели счет времени, составляли Календарь. Луна таит в себе множество загадок, которые нашли своё отражение в данной работе.

Цель работы: выяснить, что такое Луна, какие секреты она хранит в себе и познакомить всех заинтересованных ребят с её тайнами.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме;
  2. Провести анкетировании одноклассников, узнать, что они знают о луне;
  3. Познакомить всех заинтересованных с тайнами луны.

Методы исследования:

  • подбор и анализ литературы по теме;
  • проведение практических опытов, подтверждающие научные факты;
  • анкетировании одноклассников, с целью выяснения, что же они знают о луне;
  • выступление перед заинтересованной аудиторией.

Объект исследования: луна, как самый загадочный объект природы.

Предмет исследования:ежедневные изменения, которые происходит с луной, и как они влияют на жителей земли.

Гипотеза: предположим, что луна — это неотъемлемая часть жизни на земле.

Что такое Луна?

Луна (означает — светлая) – это ближайшее к Земле космическое тело естественного происхождения. Самый близкий к Солнцу спутник планеты, так как у ближайших к Солнцу планет, Меркурия и Венеры, спутников нет. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планеты Солнечной системы.

Среднее расстояние между центрами Земли и Луны — 384 467 км. Давайте выясним, как долго нам пришлось бы добираться до Луны, если бы это путешествие можно было совершить с помощью разного транспорта. На ракете – 2-3 дня. На самолете - 3 недели. На поезде или автомобиле более полугода. А пешком - 50 лет.

Диаметр Луны в четыре раза меньше земного, а масса в 81 раз меньше массы нашей планеты. Луна светит не собственным, а отраженным солнечным светом. На Луне день длится 14 земных дней, а ночь 14 ночей. Резко меняется температура днем плюс 150 градусов, а ночью минус 150 градусов.

Луна является единственным внеземным астрономическим объектом, на котором побывал человек.

Существует множество гипотез возникновения Луны. Основной гипотезой в настоящее время принято считать выдвинутую теорию в 1984 году на Гавайской конференции по планетологии получившая название теории Гигантского столкновения. Теория утверждает, что Луна возникла 4,6 млрд лет назад после столкновения Земли с гипотетическим небесным телом, получившим название Тейа. Удар пришёлся не по центру, а под углом (почти по касательной).

В результате большая часть вещества ударившегося объекта и часть вещества земной мантии были выброшены на околоземную орбиту. Из этих обломков собралась прото - Луна и стала обращаться по орбите с радиусом около 60 000 км (сейчас ~ 384 тыс. км). Земля в результате удара получила резкий прирост скорости вращения (один оборот за 5 часов) и заметный наклон оси вращения. До этого жизни на Земле не было.

Возникновение Луны можно увидеть на примере опыта  Я налил в стакан воду и добавил растительное масло. После чего размешал ложкой масло и вынул ее. В результате чего было видно, что пузырьки масла похожие на осколки Земли, соединились в одно целое. Так и образовалась Луна.

луна в телескопе 1

Рис.1 Фото Возникновение Луны

Строение Луны

Луна движется по эллиптической орбите, состоит из коры, верхней мантии (астеносферы), средней мантии, нижней мантии и ядра.

луна в телескопе 2

Рис.2

Луна — оболочка внутреннего ядра богата железом, она имеет радиус 240 км, жидкое внешнее ядро состоит в основном из жидкого железа с радиусом примерно 300—330 километров. Вокруг ядра находится частично расплавленный пограничный слой с радиусом около 480—500 километров.

Атмосфера практически отсутствует. Поверхность Луны покрыта реголитом — смесью тонкой пыли и скалистых обломков, образующихся в результате столкновений метеоритов с лунной поверхностью. В состав реголитов входит железо и летучие компоненты, например, диоксид кремния. Ударно-взрывные процессы, сопровождающие метеоритную бомбардировку, способствуют взрыхлению и перемешиванию грунта, одновременно спекая и уплотняя частицы грунта.

Почти нет воды (совсем недавно на дне северных кратеров найдены ледяные глыбы), а поверхность практически полностью усеяна кратерами и большими плоскими участками их еще называют лунными морями. Морей насчитывается до 30. Темные участки луны — моря, можно рассмотреть и невооруженным глазом.

Z — «лунный заяц», A — кратер Тихо, B — кратер Коперник, C — кратер Кеплер, 1 — Океан Бурь, 2 — Море Дождей, 3 — Море Спокойствия, 4 — Море Ясности, 5 — Море Облаков, 6 — Море Изобилия, 7 — Море Кризисов, 8 — Море Влажности

луна в телескопе 3

Углубления в поверхности Луны называются кратерами. Много лет назад учёный Галилео Галилей назвал их морями. Теперь мы уже знаем, что никаких морей на Луне нет, но по традиции кратеры сохранили свои названия. У многих из них необычные для Земли – Море Изобилия, Море Холода, Море Дождей, Море Ясности, Море Паров. Кратеры поменьше носят имена знаменитых людей – Тихо Браге, Коперника, Птоломея, Юрия Гагарина.

Возвышенности на поверхности называют Лунными горами. Их названия вполне Земные - Кавказ, Алтай, Карпаты, Альпы, Апенины, Перинеи, Тенерифе. Высота гор может доходить до восьми километров,но обычно они достигают 3-5 км.

Сегодня кратеры на Луне уже не образовываются. Но много лет назад по мнению учёных это происходило так, сначала к поверхности Луны приближался метеорит, затем он врезался на большой скорости в поверхность и при этом образовывалось много пыли. Когда пыль оседала становилось видно, что из-за столкновения метеорита с Луной образовалась вмятина, а в её центре возвышенность. В то время на Луне ещё были вулканы и извержения, лава заполнила кратеры и они стали менее глубокими.

Открыто и наличие пещер на луне.

Возникновение кратеров на Луне можно увидеть на примере опыта 2, используя и мячик (Рис. 2). Если бросать шарик в песок с некоторой высоты, то можно наблюдать углубления которые остаются после падения шарика похожие на кратеры.

луна в телескопе 4луна в телескопе 5


Образование кратеров на Луне

Фазы Луны

Луна вращается вокруг нашей планеты за 27-28 дней. Примерно за это же время Луна полностью вращается вокруг своей оси, поэтому мы видим только одну сторону Луны (фотографии обратной её стороны сделаны только из космоса).

Если внимательно наблюдать за Луной в течение месяца, то заметишь, что Луна всегда видна по-разному – то тоненький серп, то круглый блин. Иногда её концы направлены в одну сторону, а иногда в другую. Эти изменения называются фазами луны.

Луна проходит следующие фазы освещения:
новолуние — состояние, когда Луна не видна (состояние 1 на рисунке);
неомения — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа;
первая четверть — состояние, когда освещена половина луны (состояние 3 на рисунке);

полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком (состояние 5 на рисунке);

последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны (состояние 7 на рисунке).

луна в телескопе 6

Чтобы отличить первую четверть от последней, находящийся в северном полушарии можно использовать следующие правила. Если лунный серп в небе похож на букву «С», то это — луна «Стареющая», то есть это последняя четверть. Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» — луна «Растущая», то есть это первая четверть.

Растущий месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий — утром.

Следует заметить, что вблизи экватора месяц всегда виден «лежа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы, а в южном полушарии фазы луны проходят в обратном порядке.

Для наглядности фаз луны мы проделаем простой опыт 3 . Возъмем большой мячик и представим что это Луна. Выключим в комнате свет и с помощью фонарика, который у нас играет роль Солнца, попытаемся увидеть все фазы луны поочередно.



луна в телескопе 9


Лунные затмения

Иногда мы можем наблюдать явление, которое называется лунное затмение. Оно происходит тогда, когда Солнце, Земля и Луна оказываются на одной прямой и Земля закрывает Луну от Солнца своей тенью. Затмение может быть не только полным, но и частичным. В этом случае тень Земли попадает не на всю Луну, а только на её кусочек. Лунное затмение может продолжаться до одного часа.

луна в телескопе 10

Приливы и отливы

Сначала Луна была намного ближе к Земле, чем сейчас. А было это 4-5 миллиардов лет назад. Сейчас она находится на расстоянии около 400 тысяч километров, а тогда расстояние ровнялось двум диаметрам Земли, и поэтому она очень сильно воздействовала на Землю и зарождение жизни.

От удара Земля наклонилась от своей оси на 23 градуса, и именно этот наклон позволил создать на Земле 4 времени года – зиму, лето, весну, осень. Земля до удара вращалась вокруг своей оси за 6 часов. Луна постепенно довела вращение до 24 часов. Близость луны поднимала с океанов гигантские волны в несколько километров высотой. Постепенно Земля и Луна отдаляются друг от друга на 3,8 см в год. И так за миллиарды лет эти гигантские волны и приливы потихоньку утихли, и на нашей планете появилась жизнь.

Когда по телевизору показывают гигантские цунами, я могу себе представить, какие еще больше волны бушевали тогда ежеминутно. Землю и Луну удерживают вместе силы гравитации на поверхности Земли, обращенной к Луне, эти силы складываются. Это не влияет на сушу, но воды океанов поднимаются с обеих сторон планеты.

Из-за вращения земли волны перемещаются, и в день происходит по два прилива и отлива. Когда Солнце, Луна и Земля находятся на одной линии, их силы гравитации складываются (Гравита́ция — универсальное фундаментальное взаимодействие между всеми материальными телами ). Так возникают самые сильные приливы.

луна в телескопе 12

луна в телескопе 13

Влияние Луны на человека

Влияние луны неоспоримо. Безусловно, наибольшее влияние на человека оказывает наша родная планета Земля, но и влияние других планет нельзя исключать. В наше время уже никто не сомневается в том, что солнечные процессы отражаются на организме человека. При этом влияние Луны незаслуженно ставится под сомнение. А ведь Луна, хоть и значительно меньше Солнца, но находится гораздо ближе к Земле. Соотношение масса и расстояние указывает на немного большее влияние Луны на находящиеся на Земле объекты.

Уже давно учеными подмечено, что приливы и отливы управляются Луной. Лунная гравитация вызывает подъем уровня Океана на 1,5 метра, а в узких заливах эта величина достигает 12-16 метров. Даже твердая оболочка Земли реагирует на движение Луны - она поднимается на 50 сантиметров (происходит такой подъем достаточно равномерно, поэтому мы не замечаем этого). Поэтому неудивительно, что человеческий организм, состоящий на 80% из жидкости, подвержен лунному влиянию. Кроме того, Луна оказывает воздействие и на магнитное поле Земли, а про опасность магнитных бурь мы все наслышаны.

Что мы чувствуем, когда Луна растет, и когда она убывает?

На растущей луне человек чувствует прилив сил, оптимизм, готовность справиться с любой задачей и уверенность в своих силах. На убывающей, наоборот, упадок сил, слабость, желание все бросить. В это время наблюдается наибольшее число обращений людей в депрессивном состоянии.

В связи с этим на растущей луне следует начинать любые проекты, а на убывающей - завершать. Это, конечно, не означает, что нужно успеть провернуть свой проект в течение одного и того же лунного месяца. Просто желательно учитывать этот момент и разбивать свои проекты на этапы, которые и стоит подгонять под лунный календарь.

В соответствии с этим, на растущей луне стоит начинать оздоровительные курсы, связанные с укреплением организма, увлажнением кожи - в общем, любые процедуры, связанные с впитыванием в себя нового. Тогда как на убывающей луне нужно избавляться от всего того, что уже не нужно: проводятся различные чистки (кожи, пищеварительной системы и т.д.). При этом важно помнить, что это не относится к стрижке волос - в этом случае мы не столько избавляемся от ненужных кончиков волос, сколько формируем новую прическу - а это созидательный процесс! И начинать его нужно на растущей луне.

Исследования показывают, что новолуние - самое спокойное время, а полнолуние - самое беспокойное.

Опасно ли полнолуние?

Особой опасности нет. На каждого человека влияет не только Луна, а довольно большое множество факторов. Полнолуние скорее создает определенный фон, благоприятный для всякого рода отклонений в поведении, но не обуславливает их полностью. То есть, к примеру, для людей легковозбудимых, нервная система которых сильно подвержена влияниям извне, полнолуние действительно не самое легкое время.

У таких людей повышается раздражительность, они мучаются бессонницей, становятся более склонными к импульсивным поступкам. Особенно подвержены влиянию полнолуния дети, поэтому основные рекомендации будут для них.

Не рекомендуется во время полнолуния:

  • читать книги про убийства и привидения;
  • перед сном играть в шумные игры;
  • смотреть боевики и страшилки;
  • уходить далеко от дома;
  • посещать шумные мероприятия, соревнования, вызывающие сильные
  • волнения.

Рекомендуется:

  • больше гулять перед сном, проветривать комнату.

Человек на Луне

Люди давно мечтали побывать на Луне, но впервые смогли сделать это только 20 июля 1969 года. Первым человеком ступившим на поверхность Луны был американский астронавт Нил Армстронг (Рис. 12). Астронавты прилунились в Море Спокойствия, где установили разные приборы и взяли первые пробы грунта. На Луне побывало несколько групп учёных, которые занимались различными исследованиями, брали пробы грунта.

На Луне нет воздуха и поэтому астронавтам высадившимся на поверхность нужно было одевать специальные скафандры с запасом воздуха и аппаратом дыхания, на голову одевался шлем с тёмным забралом для защиты глаз от солнечного света! На Луне нет такого притяжения как на Земле и поэтому астронавты, даже не смотря на тяжёлые скафандры, могли как следует напрыгаться. А ведь на Земле в этих скафандрах космонавты едва могли перемещаться. Ещё бы, ведь на Земле все предметы в шесть раз тяжелее, чем на Луне!

На Луне нет атмосферы, и поэтому никогда не бывает ветра. А это значит, что след, оставленный луноходом, так и останется там навсегда. Поскольку на Луне нет воздуха, даже лунным днём, когда на неё ярко светит солнце, небо остаётся чёрным и можно отлично рассмотреть звёзды.

В декабре 1972 года была запущена последняя лунная экспедиция-«Аполлон-17», с тех пор люди ни разу не были на Луне.

луна в телескопе 14

Анкетирование

Заключительным методом раскрытия темы является анкетирование моих сверстников (смотри Анкету Приложение 1).

Всего было опрошено 20 человек в возрасте от 9 до 11 лет.

Результаты анкетирования занесли в таблицу:

Вопрос

Количество ответов

1. Луна - это А). Естественный спутник Земли. Б). Искусственный спутник Земли.

В). Чужеродный спутник Земли. 2. Луна возникла в результате А). Столкновения инопланетян с Землей. Б). Столкновения Земли с другой планетой.

В). Щучьего веления. 3. Отгадай загадку:

Висит Мандаринка.

Через неделю – половинка.

Через две – долька,

А было столько!

А). Солнце.

Б). Луна.

В). Звезда. 4 . Почему нельзя развести костер на Луне? А). Потому что на Луне нет дров. Б). Потому что на Луне нет воздуха.

В). Потому что у космонавтов нет спичек. 5. Лунное затмение - это А). Когда Бог закрывает Луну руками. Б). Когда Луна прячется от людей за Солнцем.

В). Когда Луна попадает в тень Земли.

16

4

0

0

18

2

0

17

3

1

4

15

8

9

3

Вывод

Опрос имел шуточную форму и большинство ребят правильно ответили на вопросы.

По результатам анкетирования:

  1. Большинство ребят – 16 человек знают, что Луна естественный спутник Земли.
  2. Историю возникновения знают - 18 человек.
  3. Загадку про Луну отгадали – 17 человек.
  4. Почему нельзя развести костер на Луне знают – 4 человека.
  5. Про лунное затмение знают – всего 3 человека.

То есть:

  • Многие знают что Луна - естественный спутник Земли.
  • Историю возникновения Луны знают тоже практически все, а может догадались.
  • Большинство отгадали загадку про Луну.
  • Какие тайны скрывает в себе Луна, практически не знает никто.
  • Мой проект является актуальным и востребованным, так как ребята познакомятся с историей возникновения Луны и смогут узнать загадки Луны.

Заключение

Луна во все времена вдохновляла людей. Её писали художники на картинах, её посвящали стихи поэты. Может быть потому, что она была неизведанным таинственным миром? Возможно. Но не смотря на то, что мы знаем про Луну гораздо больше, чем наши предки, она всё равно притягивает нас к себе, заставляя вглядываться в телескопы, бинокли и просто в небо.

Одним из интереснейших видов астрономических явлений, связанных с Луной, являются затмения. Затмения бывают солнечными и лунными: в первом случае, Луна загораживает собою Солнце, а во втором - земная тень скрывает Луну. Затмения случаются в те моменты, когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в одну линии в своем движении. Нетрудно сообразить, что это бывает либо в полнолуние, либо в новолуние.

Знание лунного календаря, который ведет счет лунным ритмам, может помочь человеку рациональным способом объяснить много загадочного в Природе, адекватно реагировать на окружающий мир, оградить себя от многих болезней.

Гравитационное поле Луны (приливы и отливы) оказывает значительное влияние на наш организм, прежде всего на распределение крови в органах и тканях.

Характер воздействия Луны на человека зависит в значительной степени от фазы лунного цикла, каждая фаза которого длится примерно неделю.

Если вы решили начать новую жизнь, то лучше это сделать после новолуния, а не с понедельника, как для нас традиционно привычно. Жизнь в согласии с лунным циклом позволяет сохранять стабильное здоровье, а при лечении болезней с учетом фаз Луны можно получить более эффективное и ускоренное выздоровление.

Литература

  1. Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире звезд и планет – М.: Эксмо, 2007. –302 с.
  2. Детская Энциклопедия «Астрономия и космос» - М.: Росмэн, 2008. – 95 с.
  3. Янг Х., Окслейд К. Погода и небо -С-П.: Балтийская книжная компания, 2008. – 51с.
  4. Хабер, Хайнц. Звезды- М.:ООО ТД Мир книги,2007.-48с.
  5. Большая книга интересных фактов-М.:Росмэн,2006.- 240с.
  6. 365 научных экспериментов – 2010. – 367 с.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

                   

Тема проекта:

«Физические упражнения от депрессии и тревоги».

Подойницына Татьяна,14 лет

 обучающаяся ЦДТ

объединение

«Фитнес и аэробика»

Руководитель:

Ярушникова

 Елена Александровна 

пгт. Белый Яр 2023г.

Содержание:

Введение
1. Подготовка к исследованию.
1.1 Исторические сведения о депрессии и способах её лечения.
1.2 Влияние физических упражнений на депрессивное состояние человека.
2. Проведение исследования.
2.1 Подготовительный этап исследования.
2.2 Проведение анкетирования.
2.3 Заключительный этап исследования.
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день депрессия является одной из главных проблем общественности. В первую очередь это связано с возрастанием такого заболевания среди людей. По мнению психологов, это связано с экономическим кризисом в стране, а также с режимом самоизоляции, в условиях которого сейчас находится большая часть населения. А также дистанционное обучение во всех учебных заведениях.

Проблема исследования: действительно ли физические упражнения могут справиться с депрессией

Объект исследования: депрессия.        

Предмет исследования: влияние физических упражнений на депрессивное состояние человека.

Цель исследования: выяснить влияние физических упражнений на депрессивное состояние человека.

Задачи:

  1. Выяснить, что такое депрессия
  2. Выяснить как физические упражнения могут влиять на депрессию
  3. Провести анкетирование среди учащихся нашей школы
  4. Сделать вывод о проделанной работе

Гипотеза: физические упражнения могут избавить человека от депрессии

Этапы работы:

  • Изучить литературу по данной теме
  • Провести исследование
  • Сделать вывод

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников и материалов сети Internet, опрос-анкетирование, анализ и систематизация полученных данных.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что в ней непосредственно доказано, что физические упражнения действительно способны избавить человека от депрессии без применения каких-либо препаратов и обращения за помощью к специалисту.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что физические упражнения, которые были изучены мною, могут использовать мои друзья и члены моей семьи.

Исторические сведения о депрессии и способах её лечения
         Депрессия — психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроение, и снижение или утрата способности получать удовольствие (ангедония).

       В первой половине XX века антропологами были проведены исследования среди многочисленных племен, населяющих глухие уголки нашей планеты, которые жили по законам первобытнообщинного строя. Исследования показали, что некоторые члены племени были подвержены различным расстройствам психики, среди которых были и депрессивные расстройства.

       На основании этого, ученые сделали вывод, что депрессией имеет очень давнюю историю. Но, с другой стороны, результаты этого исследования не могут служить 100% доказательством того, что депрессиями страдали и наши далекие предки, ведь нецивилизованные люди обладают гораздо большей чувствительностью, и потому их депрессии могут быть откликом на события, которые происходят на Земле. То есть они могут страдать, потому что "чувствуют" страдания Земли, не отделяя себя от происходящего во внешнем мире - про это очень точно сказал Кафка "всеми страданиями вокруг нас должны страдать и мы. У нас разные тела, но одно развитие, а это проводит нас через все боли в той или иной форме".

             В четвертом тысячелетии до н.э. Жрецы Древнего Египта лечили людей, у которых наблюдалось патологическое состояние тоски. Жрецы Древней Индии считали, что уныние, как и другие душевные заболевания является результатом одержимости, поэтому специально обученные жрецы занимались лечением депрессии с помощью заклинаний, изгоняющих злых духов.

     Великий философ и врач Пифагор Самосский (570-500 г. до н.э.) при приступах печали или гнева рекомендовал уйти от людей и уже в одиночестве «переварить» это чувство, добившись успокоения души. Также он полагал, что лучшим средством для лечения депрессии является музыка - особенно подходящими для этой цели он считал гимны Гесиода. Демокрит (460-370 г. до н.э) рекомендовал в моменты грусти заниматься созерцанием внешнего мира и своей собственной жизни. Это позволяет избавиться от страстей, ибо, как он полагал, именно страсти являются причиной страданий.        Одно из первых и глубоких описаний депрессии встречаются в трудах врачей «круга Гиппократа» — древнегреческого врача с острова Кос, отец которого был жрецом Асклепия. Отчасти современное представление о депрессии соответствует тому, что Гиппократ называл меланхолией, причиной которой он считал скопление черной желчи.

       В книгах Гиппократа меланхолия трактовалась как сравнительно спокойное состояние, подчеркивалось, что люди, страдающие этим недугом боятся света, избегают людей, полны всевозможных опасений, жалуются на боли в животе, словно их колят множеством мелких иголок.

         Считалось, что меланхоликам снятся тяжелые сны, а наяву они видят образы умерших людей. Под меланхолией Гиппократ понимал два состояния: болезнь с характерными для нее симптомами и особый темперамент или конституцию с определенной гуморальной основой («печаль от черной желчи»). Психологическими характеристиками меланхолика считались грусть, робость и молчаливость. Предполагалось, что именно такой темперамент предрасполагает к развитию самой болезни — меланхолии.

         Римский врач Аретей, помимо соматического генезиса меланхолии, считал, что она развивается и в результате возникновения какого-либо угнетающего представления или печальной мысли. Он считал, что меланхолия является подавленным состоянием, развивающимся при наличии той или иной неправильной идеи и при отсутствии лихорадки. Наблюдая психические расстройства он заметил, что депрессивные состояния часто повторяются, а между депрессивными эпизодами бывают светлые промежутки.  Другой римский врач Соран утверждал, что симптомы меланхолии, также проявлялись двумя группами признаков: психическими и физическими. К первой он относил печаль, тревогу, страх, нелюдимость, подозрительность; ко второй — холодные конечности потливость, тяжесть в голове, потерю веса, темный или бледный цвет лица. Другой римский врач — Цельс, различал три вида безумия, одним из которых была меланхолия. По его мнению, основным проявлением меланхолии была печаль, причиной которой являлось разлитие черной желчи. Цельс предлагал лечить меланхолию кровопусканием, а если оно было противопоказано больному из-за его слабости, то — рвотными средствами.

          Для лечения меланхолии он также предлагал растирания всего тела, активные движения и слабительные. Особое значение он придавал внушению больному бодрости духа, развлекая его разговорами на те темы, которые были раньше для него приятными. Аристотель, излагая основы четырех темпераментов, также дал развернутое представление о меланхолии. Он отметил, что все негативные чувства, можно регулировать с помощью направленной мысли и, тем самым, по сути дела явился предтечей современной когнитивной психотерапии депрессии.

        Первые научные исследования, посвященные депрессии появились в эпоху возрождения, так, например, врач того времени Д. Меркуриале издал интересную книгу по меланхолии, где разграничивал различные ее формы. Он полагал, что меланхолия хотя и развивается большей частью от материальных причин (неправильное пищеварение), однако нередко она начинает проявлять себя и под влиянием ударов судьбы (плохое обращение с человеком в детстве приводит к тому, что люди становятся замкнутыми, невосприимчивыми к радостям жизни, подавленными) (Каннабих Ю.В., 1928).

         Особый интерес представляет книга «Анатомия меланхолии» английского профессора богословия семнадцатого века Р. Бартона, страдавшего этим недугом. В своей работе Бартон суммировал все то, что было известно о меланхолии. Он был близок к современным представлениям психоаналитиков о депрессии, полагая, что она является следствием враждебного отношения к окружающему миру и завышенных требований к себе, в конечном счете, приводящих к одиночеству и направленной агрессии в отношении самого себя.  Он описал возможные для того времени методы лечения меланхолии: физические упражнения, спортивные мероприятия (особенно фехтование), наблюдение спортивных соревнований, шахматы, ванны, чтение специально подобранных книг, музыкальная терапия, путешествия, диетотерапия, прием особых лекарств, слабительных средств.

           Во время депрессии Р. Бартон рекомендовал чаще бывать на карнавалах, развлекать себя пением, танцами, сказками, и всем тем, что доставляет удовольствие. Самым эффективным средством лечения меланхолии этот богослов считал общение с тем надежным и любящим другом, с которым можно поделиться своими страданиями и тайнами. Таким другом, по мнению Р. Бартона, может стать врач (Александер Ф., Селесник Ш., 1995).

     Применение физических упражнений с лечебной и профилактической целью насчитывает несколько тысячелетий. Наиболее ранние источники, в которых говорится о лечебном действии движений и массажа, были найдены в Китае: это рукописи, относящиеся к 3000-2000 гг. до н. э.

Влияние физических упражнений на депрессивное состояние человека

Физические упражнения доказали свою эффективность в профилактике и лечении депрессии. Среди других эффектов физические упражнения стимулируют выработку белков, которые ремонтируют нейроны и усиливают их пролиферацию, регулируют уровень серотонина и других нейромедиаторов, повышают мозговой кровоток и стимулируют высвобождение эндорфинов.

Депрессия встречается очень часто. По статистике за всю свою жизнь одна из шести женщин и один из десяти мужчин страдает от депрессии. В настоящее время 350 миллионов человек страдает от депрессии, эти показатели недооценены, поскольку сегодня депрессия считается табу во многих обществах.

Многочисленные научные исследования, направленные на профилактику показали, что физические упражнения снижают риск развития депрессии. Кроме того, исследования показывают дозу-реакцию, то есть, чем больше физических упражнений (более пяти часов в неделю) тем реже человек страдает от этого расстройства. Упражнение оказывает такой же эффект как психологическая терапия и некоторые антидепрессанты, уменьшая симптомы депрессии. Кроме того, доказательства подчеркивает, что аэробные упражнения (бег, плавание, езда на велосипеде и т.д.) приносят больше пользы, чем практики, основанные на силовых упражнениях.

Многократные сокращения мышц во время тренировки производят сигналы, которые влияют на все органы и системы, в том числе головной мозг. Изменения в головном мозге при физической нагрузке противодействуют нейронным нарушениям, которые вызывают депрессию. В то время как мы выполняем упражнения, наши мышцы выбрасывают в кровь множество химических веществ, которые влияют на наши нейроны, так что они могут быть отремонтированы, размножены и улучшены функциональные возможности за счет увеличения соединений. Это называют нейротрофическим фактором. Действительно, некоторые антидепрессанты работают в этом направлении, но такой эффект достигает естественным путем при физических упражнениях.

У физически активных людей лучше мозговое кровообращение, которое помогает насыщать кислородом клетки мозга и естественным образом ликвидировать отходы, которые они производят.

      Международная группа ученых собрала данные предыдущих исследований влияния физических упражнений на психическое здоровье, а затем провела их повторный анализ. Они посчитали, что многие исследования прошлых лет зачастую основывались лишь на субъективных данных от пациентов, поэтому для нового мета-анализа были отобраны лишь те, где были использованы объективные методы измерений, а время наблюдения за пациентами после завершения исследования должно было быть не менее одного года. В конечном итоге, нашли несколько исследований, отвечающих заданным критериям – база данных составила более 1 140 000 пациентов.

           Взаимосвязь между уровнем физической активности и состоянием психического здоровья оказалась существенной: мужчины и женщины с наиболее низким уровнем физической активности имеют более высокий риск развития депрессии, чем пациенты с высоким уровнем. Испытуемые из средней группы имели риск развития депрессии на 25% больше, чем люди, ведущие активный образ жизни.

               Исследователи изучили можно ли использовать физические упражнения для лечения депрессии. Они собрали данные из 25 исследований прошлых лет. В каждом исследовании была контрольная группа пациентов, не занимающихся физическими упражнениями.

         Результаты однозначно утверждают, что регулярные упражнения, особенно средней степени сложности и нагрузки, эффективны при лечении депрессии. Психическое здоровье людей значительно улучшалось, если они были физически активны.

           Ученые подтвердили, что кардиоупражнения — бег, ходьба, езда на велосипеде, плавание, танцы, активные игры — влияют на настроение. Группе пациентов с депрессией предложили ежедневные получасовые прогулки. Через десять дней участники эксперимента рассказали, что чувствуют себя лучше. Объективные показатели также подтвердили уменьшение симптомов депрессии.

В исследовании, опубликованном Медицинской школой Гарвардского университета, отмечено, что час ходьбы в день снижает риск депрессии на 26%. «Не нужно бежать марафон или часами заниматься аэробикой, чтобы поднять настроение, — считает автор исследования, сотрудник Института общественного здравоохранения Гарварда Кармель Чой. — Достаточно больше ходить и чаще подниматься по лестницам. Даже небольшая уборка или мытье посуды поддерживают хорошее настроение».

        Специалисты советуют ходить на работу пешком или ездить на велосипеде. Если добираться далеко, можно припарковать машину подальше либо заранее выйти из метро или автобуса и прогуляться до офиса. Легкие нагрузки помогут улучшить самочувствие и настроение.

       Любые физические упражнения (езда на велосипеде, танцы, пешие прогулки или спортивная ходьба, оздоровительный бег на не большие дистанции, утренняя или вечерняя пятиминутная зарядка, занятия аэробикой средней сложности), любая нагрузка помогают облегчить симптомы депрессии, даже если это прыжки на месте. Главное, чтобы они нравились человеку, и он не заставлял себя их делать. Необходимо выполнять упражнения регулярно и с удовольствием.

Подготовительный этап

Изучив данные исследований ученых и убедившись, что занятия спортом действительно помогают стравится с депрессией, я решала провести анкетирование среди учащихся школы. С помощью подобранных анкет (приложение 1 , приложение 2) можно определить субъективное мнение ребят о том, как занятия физической культурой (спортом) влияют на их настроение, характер и организм в целом.

В качестве испытуемых я взяла обучающихся 5 -7 классов, всего 12 человек.

Проведение анкетирования

Заключительный этап исследования

После проведения анкетирования, я получила следующие результаты.

При обработке результатов анкеты № 1, меня больше всего интересовали ответы ребят на вопросы 1, 3 и 5. Так как именно они помогают выяснить положительное влияние спорта на организм.

Результаты:

1. Я считаю, что занятия спортом:
а) помогают обрести хорошую физическую форму - 5
б) помогают найти много друзей - 2
в) поднимают настроение – 5

3. Считаю, что спорт помогает человеку:
а) быть здоровым - 6
б) добиться успехов в жизни - 4
в) раскрепоститься и найти много друзей - 2
г) заработать много денег. (Приложение 4)

5. Спорт сделал меня (выберите 3 варианта):
а) терпеливым - 7
б) счастливым - 8
в) красивым - 3
г) известным
д) сильным - 6
е) справедливым
ж) целеустремленным - 5
з) общительным - 2
и) упорным. - 5

При обработке результатов анкеты № 2, я выяснила: практически все дети утверждают, что занятия спортом улучшают их здоровье, самочувствие, в том числе настроение.

В результате проведенного исследования, я еще раз убедилась в положительном воздействии физических упражнений на психологическое состояние человека.

Заключение

Целью данной работы было определение влияния физических упражнение на депрессивное состояние человека. В процессе моего исследования я выяснила, что занятия физическими культурой и спортом действительно способны избавить человека от депрессивного состояния и даже предотвратить его появление. Тренировки улучшают самочувствие и настроение человека. Физические упражнение оказывает такой же эффект как психологическая терапия и некоторые антидепрессанты.

Изучая исторические сведения о депрессии и способах её лечения, я обнаружила, что ещё древнеримский врач — Цельс (родился: 25 г. до н.э.) уже предлагал для ее лечения активные движения. Правда, в те времена термина депрессия не было, использовали понятие «меланхолия». Наиболее ранние источники, в которых говорится о лечебном действии движений и массажа, были найдены в Китае: это рукописи, относящиеся к 3000-2000 гг. до н. э.

В книге «Анатомия меланхолии» английский профессор богословия XVII века Р. Бартон описал возможные для того времени методы лечения меланхолии, среди которых вновь встречаются: физические упражнения, спортивные мероприятия (особенно фехтование), наблюдение спортивных соревнований.

В настоящее время проводится много исследований, направленных на доказательство положительного влияния физических упражнений и спорта на психологическое состояние человека, снижение возможности развития депрессии, а также её лечения.

В результате проведения моего анкетирования, проведённого с обучающимися моей школы, также можно сделать вывод, что занятия спортом поднимают обучающимся настроение, делает их веселее и счастливее, а значит снижается риск развития депрессии.

В заключении можно сказать, что любые физические упражнения (езда на велосипеде, танцы, пешие прогулки или спортивная ходьба, оздоровительный бег на не большие дистанции, утренняя или вечерняя пятиминутная зарядка, занятия аэробикой средней сложности), любая нагрузка помогают облегчить симптомы депрессии, даже если это прыжки на месте. Главное, чтобы они нравились человеку, и он не заставлял себя их делать.

Я добилась поставленной цели и доказала, что физические упражнения действительно способны избавить от депрессии.

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.

                                                                                                          Приложение 1

Анкета 1. Что дал мне спорт?

Прочитайте внимательно предложенные утверждения и выберите один из вариантов ответов.

1. Я считаю, что занятия спортом:
а) помогли обрести хорошую физическую форму
б) помогли найти много друзей
в) поднимают настроение

2. Я считаю, что большинство моих достижений – это:
а) заслуга тренера
б) заслуга моих родителей
в) результат моей упорной работы
г) счастливый случай.

3. Считаю, что спорт помогает человеку:
а) быть здоровым
б) добиться успехов в жизни
в) раскрепоститься и найти много друзей
г) заработать много денег.

4. Я бы хотел(а) в дальнейшем:
а) продолжить занятие спортом и выйти на более высокий уровень
б) поступить на факультет физической подготовки, чтобы стать тренером
в) найти новое увлечение и бросить спорт
г) продолжать занятие спортом для себя и параллельно заниматься другим делом.

5. Спорт сделал меня (выберите 3 варианта):
а) терпеливым
б) счастливым
в) красивым
г) известным
д) сильным
е) справедливым
ж) целеустремленным
з) общительным
и) упорным.

Анкета 2

Инструкция: что вас привлекает в занятиях физической культурой и спортом? Поставьте знак «+» в соответствующей графе.

Мнение

Это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

а

б

в

г

Добиться высоких спортивных результатов

.

.

.

Улучшение здоровья

.

.

.

.

Стремление развить гибкость, пластичность, ловкость и пр.

.

.

.

Воспитать волю, характер и другие качества

.

.

.

Улучшить самочувствие, активность, настроение

.

.

.

.

Привлекает общение

.

.

.

.

Стремление иметь красивую фигуру

.

.

.

.

Показать пример, приобщить членов семьи

.

.

.

.

упражнения от тревоги 1

Диаграмма 1. Мнение испытуемых о том, как спорт помогает им.

упражнения от тревоги 2

Диаграмма 2. Чем спорт помогает человеку

упражнения от тревоги 3

Диаграмма 3. Спорт сделал меня…(мнение испытуемых)

Таблица 1. Что вас привлекает в занятиях физической культурой и спортом?

Мнение

Это не так

Пожалуй так

Верно

Совершенно верно

а

б

в

г

Улучшение здоровья

2

10

Стремление развить гибкость, пластичность, ловкость и пр.

2

6

4

Воспитать волю, характер и другие качества

5

7

Улучшить самочувствие, активность, настроение

3

9

Привлекает общение

5

5

2

упражнения от тревоги 4




Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

XXII научная конференция молодых исследователей Сургутского района

Влияние социальных сетей на речь подростков

Автор:

Ярушникова Диана Михайловна,

                                                                   МАУДО «ЦДТ»

Сургутский район, г.п Белый Яр.

Сургутский район

2018 год

Влияние социальных сетей на речь подростков

Ярушникова Диана Михайловна

Россия ХМАО – Югра, Сургутский р-н, г.п. Белый Яр

МАУ ДО «Центр детского творчества», 8 класс

Введение

Мы живем в век бурного развития Интернета и информационных технологий.  Не так давно во Всемирной паутине появилось такое явление,  как социальные сети, и буквально за 5-10 лет они завоевали такую популярность, что теперь практически у каждого Интернет-пользователя есть своя страничка в той или иной социальной сети. Людей привлекает возможность обмениваться фотографиями, аудио- и видеозаписями, а самое главное – возможность общаться.

Люди во все времена испытывали потребность в общении. Разница лишь в том, что если раньше, для того чтобы обменятся фотографиями, поделиться секретами, или просто пообщаться, необходимо было встретится с человеком, то теперь, с развитием информационных технологий и появлением сети Интернет, все вышеперечисленное можно осуществить не выходя из дома, квартиры или офиса. Достаточно иметь под рукой компьютер или современный смартфон.

Конечно, социальные сети не могут не оказывать влияние на язык их пользователей. Так какое влияние на речь пользователей они оказывают? Положительное или отрицательное? Эта проблема интересует не только специалистов и ученых, но и простых людей, которые заботятся о красоте и грамотности собственной речи, именно поэтому эта тема актуальна как никогда.

Новизна исследования заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения. Хочется, чтобы люди задумались над тем, что нужно беречь наш язык и не поддаваться влиянию сленга при общении в социальных сетях.

Предмет исследования - слова и выражения, используемые подростками для общения в Интернете и допускаемые ими ошибки.

Объект исследования - язык социальных сетей.

Цель работы: определить, действительно ли влияние языка социальных сетей отрицательно сказывается на общении и ведёт к снижению языковой грамотности.

Мы считаем, что сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является очень актуальной, потому что в последнее время часто на уроках мои одноклассники, да и я сама, порой даже не замечая этого, употребляем сленговые выражения. На переменах ученики общаются только на «своем» сленговом языке, считая, что «так все сейчас говорят, это модно».

Задачи:  

1. Посетить различные сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школы.

2. Провести социологический опрос учащихся.

3. Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов.

4. Выявить особенности влияния языка Интернет - общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок.

Знакомясь в Интернете с личными страницами одноклассников, мы увидели, как пишут ребята, общаясь друг с другом, и выдвинули следующую гипотезу:

Если мы проанализируем переписку учащихся в социальных сетях, выявим ошибки, которые допускают учащиеся школы, обратимся к словарям сленга, то мы докажем, что использование сленга, смайлов и графических сокращений при общении в социальных сетях негативно влияет на общую грамотность учащихся.

В работе применялись методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы и Интернет – источников.

2. Практический анализ информации в социальных сетях.

3. Социальный опрос, анкетирование.

4. Классификация ошибок.

5. Анализ причин допущенных ошибок.

6. Сбор и анализ информации.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования будут полезны как учащимся, так и их родителям с целью сохранения родного языка. Также материал следует использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной работе по предмету.

I. Общая характеристика Интернета как средство общения

Интернет является не только источником разнообразной информации, но и популярным средством общения. В последнее время виртуальное общение всё чаще вытесняет личное. Неудивительно, ведь общаться в сети не только дешевле, но и проще, здесь не имеют значения разделяющие собеседников километры, а нередко даже годы. Противники виртуального общения бьют тревогу, утверждая, что социальные сети убивают коммуникабельность и даже культуру слова.

Слово - это орудие человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемы словом. При визуальном общении слово подается интонационно, передавая чувство и эмоции. При виртуальном общении мимику, эмоции, интонации, жестикуляцию заменяют значки и смайлики. Со временем это может сыграть злую шутку. Если человек работает дома и общается только через «Одноклассники» или «В контакте», наступит момент, когда общение «вживую» покажется ему сложным и неудобным, а природа все-таки создала человека для жизни среди людей.

Сегодня возникла новая форма языкового взаимодействия - письменная разговорная речь. Русский язык существует в Интернете в основном в письменном  варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к устной её разновидности.

Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой.

Сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику, возрождение эпистолярного жанра в виде электронной переписки также имеет свою языковую специфику.

II. Исследование языка социальных сетей.

Для того чтобы проанализировать влияние Интернет - общения на грамотность подростков, я исследовала сайты, блоги, форумы, чаты, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками, и сделала следующие выводы.

Специфика общения в интернете способствует неграмотному и бездумному письму, так как предполагает анонимность пользователя, дающую большую свободу высказываний и поступков, ибо риск разоблачения и отрицательной личностной оценки окружающими минимален. Вследствие этого в сети проявляется особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, не нормативность лексики и некоторая безответственность участников общения.

Манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения (форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личные дневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение. Например, форумы – это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структурированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятным сленгом и нецензурной лексикой. Тексты в гостевой книге максимально приближены к жанру письма - эпистолярному жанру, который успешно возрождается благодаря именно Интернету. Для чатов характерны неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра, на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-за ограниченности во времени отличаются лаконичностью. На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто пользователи не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона: "Я плакалЪ", "Пеши исчо". При помощи такого откровенного коверкания языка (отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активной пунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передают свои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование. За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга.

Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет-общение является самым популярным в мире. Такой тип общения требует быстроты написания сообщений, поэтому письма отличаются краткостью и лаконичностью. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. В связи с этим постепенно стал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как его еще по-другому называют, Интернет-сленг.

III. Социологический опрос и его анализ.

Чтобы узнать отношение подростков к данной проблеме, нами был проведен опрос пользователей сети – Интернет. Учащимся восьмых, девятых, десятых классов были предложены вопросы (см. приложение 1).

Исходя из результатов проведенного  опроса, мы пришли к следующим выводам:

- учащиеся 8,9-х классов больше общаются в жизни, нежели в социальных сетях -68% из 100%.

- 56%  опрошенных  при общении в социальных сетях стараются придерживаться норм русского языка, но при этом  используют смайлы - 90%, графические сокращения или замену слов -73%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные подростки выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность.

- 22% не могут отказаться от использования смайлов и всевозможных сокращений, аббревиатур при общении в социальных сетях, что говорит о небольшом объёме словарного запаса.

- 55% опрашиваемых на вопрос «Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность? Ответили «да» - 55%, и 45% «нет».

Большинство учащихся, ответивших на этот вопрос «нет», написали в анкетах, что сленг не употребляют, применяют при написании текстов общения правила орфографии и пунктуации, слова если и сокращают, то по правилам, соблюдая нормы русского языка. И хотя слова не коверкают, но смайлики при письме применяют. («Когда пишу,  применяю правила; Если будешь писать неправильно, то привыкнешь, и станешь так писать всегда»; «Я изменяю слова, употребляю сленг, но я читаю книги, и моя грамотность не ухудшается).

Ученики, ответившие на этот вопрос «да», объяснили свой ответ так:

«Нет. Потому что как писал, так и пишу с ошибками»; «Привыкаю писать неправильно, потом так и пишу в записках, тетрадях»; «Заучиваю интересные сокращения и прикольные словечки, и конечно, из-за этого начинаю писать неграмотно»; «Влияет, потому что мы в Интернете общаемся больше, чем пишем на уроке русского языка, поэтому привыкаем писать с ошибками, пишем так в повседневной жизни»; «Да, потому что не на всех сайтах ошибки подчеркиваются, и я не знаю, с ошибками я пишу или нет»;

И на последний вопрос «Чем вы займётесь в свободное время - чтением книги или общением в Контакте?» почти все участники ответили, что они будут общаться в Контакте, нежели читать книгу.

Результаты социологического опроса  учащихся дают нам возможность утверждать, что при общении в социальных сетях не все учащиеся 8-10 классов  используют орфографические  правила,  но большая часть опрошенных старается их соблюдать; выражению мысли учащиеся предпочитают смайл или графическое обозначение, что делает речь учащихся скудной. Раньше, когда не было Интернета и спутникового телевидения, люди читали книги. Соответственно, у них развивалась зрительная память, и они писали грамотно. Сейчас среди подростков, не читающих произведения классической литературы, говорящих на сленге, наблюдается всеобщая безграмотность.

Таким образом, интернет-общение способствует развитию безграмотности у молодого поколения.

Ещё одна примета XXI века – нехватка времени оказывает непосредственное влияние на наше общение. Я стала замечать, что ребята стали общаться намного быстрее, употребляя в своей речи с целью экономии времени много сокращений. Например, вместо того, чтобы говорить слово «нормально», подростки говорят «норм» или «намана», вместо «пойдем» - «падем», «спасибо» - «спс», «почему» - «поч», «может быть» - «мб», «домашнее задание» - «дз» и так далее. И ещё. Молодёжь очень часто использует в разговоре англоязычные слова (что характерно для Интернет-общения). Например, многие подростки, здороваясь, стали употреблять английское слово «Нi» вместо слова «Привет».

Таким образом, интернет - сленг активно приживается в речи подростков.

IV. Классификация ошибок, допускаемых учащимися при общении в сети Интернет

Сделав скриншоты (см. приложение 2) переписки учащихся в социальных сетях, мы проанализировали слова, (см. приложение 3) используемые учащимися во время переписки и пришли к выводу, что общаясь в социальных сетях, учащиеся изменяют слова, что приводит к ошибочному употреблению этих слов и к снижению грамотности учащихся, на основании этой переписки мы создали словарь Интернет-общения.     Анализируя словарь участников интернет-общения мы выделили способы создания новых слов в социальной сети (см. приложение 4).

1. Подражание детской речи. Употребление слова «сибки» вместо «спасибо» фонетически придаёт некую детскость. Можно встретить и сокращения такого типа: “Я тя лю”(«Я тебя люблю»), что напоминает детский лепет. Как один из вариантов влияния детской речи—появление приветствия «ку» (детская игра в прятки: «Ку-ку, привет, я здесь!»). Появление приветствия «ку» связывают и с фильмом "Кин-дза-дза".

2. Сокращение слов. Из-за постоянно убыстряющегося темпа общения в Интернете появляется необходимость передать максимальное количество информации в единицу времени, реализующуюся посредством принципа экономии языковых усилий, что более явно выражается в использовании большого количества аббревиатур, сокращений и звукоподражательных слов: «норм» – нормально, «оч» – очень, «чз» – через, «м-ду» – между, «инфа» – информация, «бро» – брат, «кэп» – капитан, «ахахах» - очень смешно и др.

3. Влияние английского языка. Написание «прифки» (привет) встречается в разных вариантах: «приФФки», «приФки», «приFFки» - и отражает на примитивном уровне подражание английскому языку. С этой точки зрения интересно объяснение «ку» как приветствия. «Ку» - «Re», набранное в русском режиме клавиатуры, — от «Response» —ответ (англ.). При ответе на электронное письмо в качестве темы подставляется «Re: тема прошлого письма». Если не использовать эту подстановку, можно написать это выражение вручную. Можно забыть переключить раскладку (или специально не переключать), и получится «Ку». Также может означать «Respect» — уважение (англ.).

Проанализировав скриншоты переписки учащихся на сайтах, я выявила следующие  ошибки:

1) Замена букв Буква «б» меняется на букву «п» Спасип;

2) Сокращения (привет-прив);

3) Звукоподражания (ахахахахахах);

4) Написание слов по произношению (нормально - норм);

5) Отсутствие пунктуации (гак ты);

6) Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=);

7) Написание имён собственных с маленькой буквы (ира мы с тобой молодцы);

8) Неверное написание –Тся и -ться в глаголах (Хочеться есть);

9) Опечатки ( Полько (только); учудщает(ухудшает);

Анализ ошибок позволяет сделать вывод о том, что пользователи Интернета допускают огромное количество ошибок. И эти ошибки можно классифицировать по двум группам:  

1. Неграмотность обыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки.

2. Неграмотность нарочитая. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся («дефачка»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»). Такое написание слов называется «олбанским языком». Очень

часто владение таким языком показывает принадлежность человека к громадному сообществу Интернет-общения, в котором он «становится своим» лишь потому, что коверкает русский язык по определенным правилам.

V.  Влияние интернет - общения на лексику современного подростка.

Анализируя влияние сленга на лексику современного подростка, мы выделил как положительные, так и отрицательные его аспекты.

Положительные стороны интернет – общения:

1. Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Их радует, когда им пишут на таком же сленге. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы. Таким образом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своими проблемами один на один. В наше время это очень важно.

2. Сленг позволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Обычно в чатах и в VK переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скорость написания тоже важна.

3. Такой язык делает общение простым, доступным и веселым.

Отрицательные стороны интернет – общения:

1. Из-за увлечения Интернет - сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни (в частности в тетрадях по русскому языку).

2. Неправильная речь звучит не только в Интернете, но и с экранов телевидения, в эфире радио, т.е. в повседневной жизни.

3. В речи подростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.

4. Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.

Заключение

Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.

Во-первых, общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на речь современного подростка отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями.

Во-вторых, язык засоряется из-за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода.

Подростки стремятся в виртуальном пространстве по-новому представить себя, в том числе и через речь, активно используют знаки для выражения эмоций.

Мы считаем, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.

И ещё одно наблюдение. Становясь старше, ребята стараются общаться правильным языком, избегать сплошного употребления сленга. «Хочется пообщаться с умным грамотным человеком», - говорят они.

И хотя в устной речи звучат словечки из сленгового Интернет-общения, в письменной речи у учеников старших классов их становится меньше.

Все эти наблюдения позволяют сделать вывод о том, что интернет-общение отрицательно влияет на устную и письменную речь учащихся.

Пытаясь привлечь внимание подростков и их родителей к исследуемой проблеме, мы составили рекомендации для ребят и их родителей по предупреждению негативного влияния социальных сетей на язык их пользователей (см. приложение 5).

Список литературы

  1. Гольцова Н.Г, Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений//.- 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 464 с.
  2. Гревцов В.Е. Развитиe социальных связей и отношений в виртуальных сообществах // Социосфера. -  2010. -  №1. -  С.59 – 61.
  3. Копыл В.И. «Общение в Интернете»// - Изд-во: АСТ, 2005.
  4. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык//. - М.  Айрис-Пресс, 2002.
  5. Неровнова, Д. 5 опасностей виртуального общения в интернете// Аргументы и Факты. – 2013. - №44. – с.7-9.
  6. Сорокина, А.Б. Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс// Современная зарубежная психология. - 2015. - Т.4. №1. -  С.45 - 46.
  7. Буторина Е. А. Интернет как лингвистический феномен [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gramota.ru/ 
  8.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vkontakte.ru  
  9.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.liveinternet.ru
  10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/LiveInternet 
  11.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mail.ru/
  12.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ok.ru/
  13. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  www.rambler.ru 
  14.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.facebook.ru